Россия Казахстан возврат НДС

Как экспортеру в Казахстан получить налоговую льготу

Если Ваша фирма продает товары в Казахстан, то ставка НДС 0% применима для Вас в случае подтверждения факта экспорта. Для того, чтобы подтвердить отгрузку товара казахскому партнеру, Вам нужно:

  • Собрать необходимые документы;
  • Заполнить декларацию и передать ее в ФНС вместе с прочими документами.

После проверки пакета документа орган ФНС вынесет решение относительно признания Вашего права на льготы или отказ в них.

Ниже мы подробно рассмотрим каждый из этапов.

Этап 1. Собираем документы

Для того, чтобы подтвердить факт экспорта в Казахстан, Вам потребуются:

  • Соглашение между Вашей фирмой и компанией из Казахстана (к данной категории относятся договора купли-продажи, лизинга, передачи сырья в переработку);
  • Заявление казахской компании в электронном виде, к нему прилагается сообщение с отметкой налоговой инспекции Казахстана. Документ подтверждает, что Вы ввезли товар в Казахстан;
  • Транспортные документы.

В частных случаях пакет требуемых документов может быть расширен. К примеру, если Вы осуществляете экспорт в режиме свободной таможенной зоны, то Вам также потребуется копия таможенной декларации. Если Вы продаете товар в Казахстан через посредника, то пакет документов следует дополнить посредническим соглашением.

Этап 2. Заполняем декларацию

При экспорте в Казахстан налоговую декларацию следует заполнять в общем порядке. Для экспортных операций для заполнения предусмотрен раздел 4. В нем Вам необходимо указать:

  • Код каждой операции, экспорт по которой подтвержден документально;
  • Налоговую базу по каждой операции. В строке 20 укажите стоимость продукции, если Вы занимаетесь непосредственно его продажей. Если Вы передаете в Казахстан сырье для переработки, то в строке 20 укажите цену выполнения работ. В ситуации, когда казахская компания принимает от Вас имущество в лизинг, то в строке 20 нужно указать его первоначальную стоимость, приходящуюся на каждый платеж;
  • Сумму вычетов по продукции, которая была использованы при процедуре экспорта в Казахстан. Отметим, что по каждой операции сумму вычетов следует указывать отдельно.

Этап 3. Подаем документы в ФНС

Подавать заявление о налоговой льготе Вы можете как отдельно по каждой операции, так и в виде консолидированного перечня. Предварительно убедитесь, что данные о заявлениях имеются в базе ФНС. Это можно проверить, воспользовавшись электронным ресурсом сайта фискальной службы. Если казахская компания не передала заявление в ФНС РФ, то документы у Вас не примут.

При подтверждении экспорта в Казахстан Вам следует учесть следующее: подачу перечня заявлений Вам следует осуществлять только в электронной форме. Это правило установлено в соответствии с требованиями законодательства Казахстана.

Перечень заявлений подавайте вместе с налоговой декларацией. Срок подачи бумаг ограничен 180 днями, начиная с момента, когда товар был помещен под таможенную процедуру.

Этап 4. Ожидаем решение ФНС

После того, как Вы подали требуемые документы, специалисты ФНС проверяют факт экспорта, именно сверяют данные в предоставленных Вами документах с информацией, поступившей из налоговой Казахстана. Для того, чтобы ФНС согласовала применение ставки 0%, от фискальной службы Казахстана должна поступить информация, подтверждающая то, что Вы ввезли продукцию в Казахстан.

Информацию о подтверждении экспорта Вы получите в виде уведомления. Если документов окажется недостаточно (к примеру, отсутствует заявление от казахского импортера), то Вам придется начислить НДС по операции по ставке 18% или 10%.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Вычет НДС при экспорте в Казахстан

Если Вы экспортируете товары в Казахстан, то Вы также можете претендовать на возврат сумму налога, уплаченного исполнителям и поставщикам по работам и товарам, участвующих в процедуре экспорта.

Условия возврата НДС

Как и в ситуации применения нулевой ставки, вычет можно получить только при подтверждении факта экспорта в Казахстан. Перечень документов и процедура – аналогична той, что применяется для получения нулевой ставки. При этом Вам следует учесть:

  • Пакет документов следует дополнить счетами-фактурами, которые Ваша фирма получила от исполнителей. Позаботьтесь о том, чтобы проконтролировать правильность оформления всех полученных Вами документов;
  • Оформляя декларацию, заполните раздел 5, а также дополните раздел 4 информацией о вычетах.

Относительно последнего пункта уточним: в строке 30 следует указать сумму вычетов по каждой операции отдельно. Если сумма НДС подлежит возмещению, то это стоит указать в строке 120. Напомним, что возместить налог Вы можете при превышении вычетов НДС от суммы налога к уплате, и только в случае, если у Вашей фирмы нет долгов по налогам.

Налоговую базу для вычета рассчитайте так: определите сумму НДС по товарам, используемых при экспорте в Казахстан, на последний день отчетного квартала. Период, в котором был собран полный пакет документов для подачи ФНС, в данном случае признается отчетным кварталом. Сумма НДС, определенная таким образом, и будет считаться принятой к вычету.

Подавать заявку на вычет НДС стоит вместе с документами для подтверждения экспорта в Казахстан. Декларацию также подавайте консолидировано: укажите в документе как право на нулевую ставку, так и на вычеты. От ФНС Вы получите общее уведомление относительно права на нулевую ставку и вычеты.

Рассчитываем сумму возврата

Российская фирма «Старт» продает товары (запчасти для сельхозтехники) как внутри страны, так и реализует часть продукции казахскому партеру – компании «Глобал».

В ноябре 2016 «Старт» реализовал запчастей на сумму 945.794 руб., НДС 144.274 руб. Из этой суммы в пользу компании «Глобал» отгружено запчастей на сумму 501.600 руб.

В учете «Старта» отражен входной НДС от всей реализации – 71.300 руб.

Рассчитывая сумму к вычету для экспорта казахской компании «Глобал», бухгалтер «Старта» определил долю экспорта в общем объеме выручки:

501.600 руб. / (945.794 руб. – 144.274 руб.) = 0,64.

Таким образом, вычет по экспорту отражен в сумме:

71.300 руб. * 0,64 = 45.632 руб.

Отражаем вычет в учете

14.11.16 АО «МеталлСтрой» приобрело партию металлопроката по цене 941.200 руб., НДС 143.573 руб.

18.11.16 партия металлопроката экспортирована казахской компании «ГлавСтрой»:

  • Цена поставки 1.204.600 руб.;
  • «МеталлСтрой» отгрузил товар 12.11.16;
  • Оплата от «ГлавСтрой» поступила 17.11.16;
  • Продажные расходы составили 41.520 руб.

02.12.16 бухгалтер «МегаСтрой» подал в ФНС документа на подтверждение ставки 0% по НДС и получение вычета. 28.12.16 факт экспорта был подтвержден.

В учете бухгалтер «МеталлСтрой» сделал такие записи:

Дата Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
14.11.16 41 60 На склад «МегаСтрой» поступила партия металлопроката (941.200 руб. – 143.573 руб.) 767.627 руб. Товарная накладная
14.11.16 19 60 Учтен НДС по приобретенному металлопрокату 143.573 руб. Счет-фактура
14.11.16 60 51 Поставщику перечислена сумма по договору купли-продажи металлопроката 941.200 руб. Платежное поручение
12.11.16 62 90.1 Учтена сумма выручки по договору экспорта в Казахстан 1.204.600 руб. Экспортное соглашение
12.11.16 90.2 41 В составе расходов учтена стоимость приобретения металлопроката 767.627 руб. Товарная накладная, договор купли-продажи
12.11.16 90.2 44 В составе расходов учтены продажные затраты 41.520 руб. Акты, счета, накладные
17.11.16 51 62 На счет «МегаСтрой» зачислены средства от казахской компании «ГлавСтрой» в счет уплаты за металлопрокат 1.204.600 руб. Банковская выписка
28.12.16 68 НДС 19 Сумма НДС от цены приобретения металлопроката принята к вычету 143.573 руб. Налоговое уведомление, декларация, заявление

Вопрос – ответ по НДС на экспорт в Казахстан

Вопрос: В сентябре 2016 АО «Глобус» (резидент РФ) получило от казахской компании «Сателлит» предоплату в сумме 1.810.400 руб. в счет оплаты по договору поставки древесины. Должен ли «Глобус» начислять НДС с полученного аванса?

Ответ: Нет. Согласно НК и разъяснений Минфина, данных в письмах, от налогообложения освобождены суммы авансов, полученные от покупателей из стран-участниц Таможенного союза. Данное правило применимо в данном случае, так как «Глобус» получил аванс от казахской компании.

Вопрос: Российская компания «Факел» имеет представительство в г. Алматы. «Факел» реализует новогодние сувениры. В ноябре 2016 «Факелом» была отгружена партия товара для реализации через казахское представительство. Имеет ли право «Факел» на возврат НДС?

Ответ: Для экспорта товара через представительство применяются правило, аналогичные для продажи товара казахским покупателям. Так как «Факел» реализует товары через представительство в Алматы, то он имеет право подать документы на подтверждение нулевой налоговой ставки и права на вычет.

Вопрос: Российская фирма «ТрансСервис» оказывает услуги по организации доставки грузов на территории Казахстана. В апреле 2016 «ТрансСервис» оказал услуги по организации доставки железнодорожным транспортом партии стройматериалов из Астаны в Караганду. По какой ставке облагаются данные услуги?

Ответ: Бухгалтеру «ТрансСервиса» необходимо отразить НДС по ставке 18%. В данном случае местом оказания услуг признается РФ (согласно исполнителю услуг). Следовательно, начислять НДС необходимо по законодательству страны, где были оказаны услуги.

Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?

Возврат НДС при экспорте в Казахстан в связи с созданием ЕАЭС в целом не поменялся, несмотря на то что появились новые документы, регламентирующие порядок возмещения нулевого НДС. Мы расскажем вам о том, что это за документы и как сегодня возвращается налог при экспорте в Казахстан.

Документы, подтверждающие возврат НДС при экспорте в Казахстан

Порядок действий по возмещению НДС при экспорте в Казахстан

Если документы собраны в течение 180 дней

Если документы в течение 180 дней не собраны

Если документы собраны по истечении 180 дней

Принятие «входного» НДС по товарам, экспортируемым в Казахстан

Возмещение НДС налоговыми органами

Выводы

2015 год принес нам некоторые изменения, которые затронули порядок возмещения экспортного НДС:

  1. Вступил в силу Договор о ЕАЭС.

Подробнее см. материал «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический»

  1. НК РФ утратил положения, предусматривавшие необходимость восстановления «входного» НДС по экспортируемому товару (хотя последние разъяснения Минфина говорят об обратном).

Документы, подтверждающие возврат НДС при экспорте в Казахстан

С начала 2015 года в связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 регулировать порядок возмещения НДС наряду с НК РФ стал Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение 18, далее — Протокол). Таким образом, вопрос экспорта товара в Казахстан и документальное оформление данной сделки регулируются Протоколом, гл. 21 НК РФ и Таможенным кодексом РФ.

При реализации товара за пределы Российской Федерации у налогоплательщика есть возможность сэкономить на уплате НДС в силу положений п. 1 ст. 164 НК РФ, воспользовавшись ставкой 0 процентов. Однако чтобы реализовать такую возможность, необходимо собрать пакет документов, который подтвердит обоснованность данной ставки. Реализация в страны ЕАЭС осуществляется в более упрощенной форме в связи с тем, что перечень документов, обосновывающих ставку 0 процентов, значительно уже, чем при экспорте в другие страны.

Таким образом, чтобы подтвердить нулевую отгрузку в Казахстан, необходимо иметь для налогового ведомства следующие документы (п. 4 р. II Протокола):

  • контракт с казахским контрагентом;
  • товаросопроводительные и транспортные документы (например, CMR);
  • заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов или перечень заявлений.

Причем в связи с отменой границы между странами ЕАЭС отметки таможенного органа на товаросопроводительных документах не требуется. На заявлении о ввозе товара отметка делается налоговым органом Казахстана.

Порядок действий по возмещению НДС при экспорте в Казахстан

В рамках подтверждения нулевой ставки необходимо соблюсти следующие процедуры:

  1. После отгрузки товаров казахскому контрагенту необходимо выставить в течение 5 дней счет-фактуру (п. 1 ст. 169 НК РФ).
  2. По факту отгрузки восстановить НДС, ранее принятый к вычету по экспортируемым товарам (письмо Минфина РФ от 13.02.2015 № 03-07-08/669).
  3. Восстановленные суммы НДС отразить в строке 100 графы 5 Раздела 3 Декларации по НДС за квартал отгрузки (приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  4. В книге продаж отразить данную отгрузку по ставке 0 процентов в периоде возникновения налогового обязательства (п. 9 ст. 167 НК РФ, п. 2 правил ведения книги продаж), т. е. на конец квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающий факт экспорта. На такое подтверждение у налогоплательщика есть 180 дней. В зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, и от того, когда это произойдет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.

После того как налогоплательщик произвел отгрузку товара, у него есть 180 дней, чтобы подтвердить возможность применения ставки 0 процентов. И в зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.

Если документы в течение 180 дней не собраны

Если по каким-то причинам налогоплательщик вдруг не уложился в установленный срок для сбора подтверждающих документов и не представил их в ИФНС, алгоритм действий такой:

  1. Необходимо начислить НДС с реализации по соответствующей ставке (10 или 18 процентов), составив соответствующий счет-фактуру в 1 экземпляре.
  2. Зарегистрировать этот счет-фактуру в дополнительном листе книги продаж за период отгрузки, отразив начисленный НДС.
  3. Принять НДС, ранее восстановленный, к вычету на дату отгрузки в сумме, соответствующей этой отгрузке.

Уточненная декларация за период отгрузки заполняется следующим образом:

  • в строке 010 раздела 6 указывается код операции;
  • в строке 020 раздела 6 — выручка от реализации экспортного товара;
  • в строке 030 раздела 6 — сумма начисленного НДС по ставке 10 или 18 процентов;
  • в строке 040 раздела 6 — сумма «входного» НДС.

Следует отметить, что существует судебное решение, которое говорит о возможности отражения доначисленного НДС в декларации за период по истечении 180 дней, а не за период отгрузки на экспорт. Эта позиция закреплена в постановлении ФАС Московского округа от 22.12.2010 № КА-А40/15981-10 по делу № А40-172099/09-20-1318.

Как оформить возврат товара поставщику из РФ и отразить это в учете? (К. Рахманов, 14 мая 2015 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

К. Рахманов, аудитор ТОО «Ар-Аудит», СIPA

КАК ОФОРМИТЬ ВОЗВРАТ ТОВАРА ПОСТАВЩИКУ ИЗ РФ И ОТРАЗИТЬ ЭТО В УЧЕТЕ?

Товар поступил из России в марте. Часть по предоплате, например: 500 000 руб. по курсу 2,73, а часть по курсу на дату поступления 800 000 руб. по курсу 3,06. По истечении времени выяснилось, что товар бракованный. Теперь фирма хочет вернуть товар поставщику. Какой датой оформляется возврат ТМЗ поставщику из РФ? Например: возврат товара отправили транспортной компанией 10.04.2015 года. Документ возврата поставщику формируется 10.04.2015 года, и курс рубля берется на эту дату? Товар доставят поставщику РФ примерно через 10 дней. Это 20.04.2015 года. Каким числом поставщик РФ должен выписать счет-фактуру с минусом? И какие будут проводки по возврату ТМЗ поставщику?

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют».

Статья 276-23. Порядок корректировки сумм НДС, уплаченного при импорте товаров

1. В случае осуществления частичного и (или) полного возврата товаров, импортированных на территорию РК с территории государств-членов ТС, по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации до истечения месяца, в котором такие товары ввезены, отражение сведений по таким товарам в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, а также в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не производится.

2. При частичном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации после истечения месяца, в котором такие товары ввезены, сведения по таким товарам подлежат отражению в дополнительной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, а также в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном взамен отозванного заявления.

2-1. При полном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации после истечения месяца, в котором такие товары ввезены, сведения по таким товарам подлежат отражению в дополнительной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленное по таким товарам, отзывается методом удаления в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 276-22 настоящего Кодекса.

3. В целях настоящей статьи документами, подтверждающими полный и (или) частичный возврат товаров, импортированных на территорию РК с территории государств-членов ТС, по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации, являются:

1) согласованная налогоплательщиком-экспортером и налогоплательщиком-импортером претензия, содержащая сведения о количестве импортированных товаров, подлежащих возврату по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации;

2) акты приема-передачи товара (в случае отсутствия транспортировки возвращенных товаров);

3) транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров);

4) акты уничтожения.

Копии документов, указанных в настоящем пункте, на бумажном носителе представляются в налоговый орган одновременно с документами, предусмотренными подпунктами 2 — 8 пункта 3 статьи 276-20 настоящего Кодекса.

4. Не подлежит обложению НДС:

1) утрата товаров, понесенная налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством РК;

2) порча товаров, возникшая в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для целей настоящей статьи под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Порча товара означает ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей облагаемого оборота.

Актуальные вопросы системы возврата налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан

Весомую долю налогообложения в развитых странах составляют косвенные налоги или налоги на потребление. Решающую роль среди налогов на потребление играет налог на добавленную стоимость (НДС). Поэтому не случаен особый интерес, вызываемый практикой функционирования этого налога.

С момента своего введения во Франции, за достаточно короткий период, он практически завоевал весь мир и, в первую очередь, широко распространился в странах «общего рынка». НДС по праву называют «европейским налогом», так как его применяют все государства — члены Европейского Союза — и его внедрение было обязательным условием для вхождения стран в европейское сообщество. Из 24 стран Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР) 19 отдали предпочтение налогу на добавленную стоимость. На момент введения НДС в Казахстане он успешно применялся более чем в 40 странах мира.

В последнее время одной из самых актуальных проблем является возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров. В настоящей статье речь пойдет о сумме превышения НДС, образовавшейся в период использования материалов, оборудования, работ и услуг при производстве экспортируемого товара до начала экспорта. На данный момент существуют два противоположных принципа косвенного налогообложения внешнеторговых операций:

1) принцип страны происхождения товара

2) принцип страны назначения товара

Казахстан, страны СНГ и страны Европейского союза, взимают НДС по принципу страны назначения товара. Согласно принципу страны назначения, экспортируемый товар, включая капитальные затраты, понесенные экспортером при производстве такого товара, не облагается НДС в стране происхождения товара. Такой товар облагается НДС в той стране, куда он импортируется и где потребляется. При торговле между двумя странами возникает потенциальная возможность двойного налогообложения, поэтому принцип страны назначения призван, в первую очередь, исключить такое обстоятельство. Также принцип страны назначения позволяет отечественным производителям быть на равных условиях с иностранным производителями и обеспечивать конкурентоспособность экспортируемых товаров на международном рынке.

В Налоговом кодексе принцип страны назначения закреплен в статьях 242 и 272 Налогового кодекса и реализуется следующим путем. Материалы, оборудование, работы и услуги, которые использовались при производстве экспортируемого товара, в том числе при строительстве объектов, используемых для производства экспортируемых товаров, на момент их приобретения экспортером были обложены НДС по действующей ставке (текущая ставка 12%) и уплачены в бюджет. Реализация товаров на экспорт облагается НДС по ставке «0»%, то есть экспортируемый товар не облагается НДС, что предусмотрено статьей 242 Налогового кодекса. В связи с этим, у экспортера образуется превышение суммы НДС, относимого в зачет над суммой начисленного НДС.

С момента начала экспорта товара у экспортера возникает право предъявить налоговым органам к возврату из бюджета суммы НДС, которые были уплачены экспортером в период подготовки начала к производству и самого производства экспортируемого товара. Данное право закреплено в положениях пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса. Однако применение статьи 272 Налогового кодекса вызывает много споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, в этой связи ниже приведен более детальный анализ этой статьи.

Из содержания пункт 2 статьи 272 Налогового кодекса нам известно, что налогоплательщик вправе возместить из бюджета сумму превышения НДС, которая связана с оборотами по экспорту товаров, включая суммы превышения, которые образовались до 1 января 2009 года. При этом указывает, что экспортер вправе вернуть из бюджета суммы НДС, которые были уплачены экспортером в ходе производства товара, который будет экспортирован из Казахстана. Например, суммы НДС, уплаченные недропользователем в период разведки, при приобретении материалов, оборудования, товаров, работ и услуг могут быть им возвращены из бюджета, когда в будущем начнется экспорт добытого сырья.

Таким образом, из пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса следует, что условиями реализации экспортером права на возврат сумм превышения НДС являются, во-первых, наличие экспорта, то есть, как только началась реализация товаров на экспорт, экспортер вправе заявить перед налоговыми органами к возврату сумму превышения НДС, накопившуюся во время производства экспортированного товара. Во-вторых, связь превышения НДС, заявленного к возврату из бюджета, с экспортными оборотами. Иными словами, товары, материалы, оборудование, работы и услуги, в связи, с приобретением которых экспортером был уплачен НДС (и, как следствие, возникла сумма превышения НДС), были использованы для производства экспортируемого товара.

Пунктом 3 статьи 272 Налогового кодекса регулируется, в каком размере подлежит возмещению экспортеру превышение НДС, вся сумма превышения НДС или только в части. Размер суммы превышения НДС, подлежащий возврату из бюджета, зависит от того, является ли экспорт для экспортера преобладающим видом деятельности или нет. Если экспортер постоянно реализует товар или доля экспорта составляет более 70% в общем обороте реализации экспортера, то возврату подлежит вся сумма превышения НДС. Если же на дату заявления перед налоговыми органами суммы НДС к возврату из бюджета экспортер не соответствует критериям, указанным в пункте 3 статьи 272 Налогового кодекса, то возврату подлежит только часть суммы превышения НДС, которая приходится соразмерно на экспортный оборот. В таком случае размер суммы превышения НДС определяется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 272 Налогового кодекса.

Пункт 4 статьи 272 Налогового кодекса гласит «Правительство Республики Казахстан устанавливает критерии отнесения реализации товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке, к постоянной реализации, предусмотренной подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи и порядок определения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату:

1) связанного с оборотами, облагаемыми по нулевой ставке, в случае невыполнения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;

2) предусмотренного частью второй подпункта 1) пункта 1 настоящей статьи».

Как видно, пункт 4 статьи 272 Налогового кодекса является бланкетной нормой и применяется, если экспортер не соответствует условиям, указанным в пункте 3 статьи 272 Налогового кодекса, на дату представления декларации по НДС.

Если приложить положения статьи 272 Налогового кодекса к ситуации, когда недропользователь осуществляющий экспорт за пределы РК приступил к добыче и начал экспорт минерального сырья за пределы Казахстана, то положения этой статьи дают право недропользователю вернуть сумму превышения НДС, образовавшуюся в период разведки, то есть до начала экспорта минерального сырья. Товары, материалы, работы и услуги как капитальные затраты, приобретенные в период разведки, были использованы недропользователем для разработки месторождения и подготовки его к периоду добычи и экспорта. Как только недропользователь начал экспорт добытого минерального сырья, он имеет право возместить НДС из бюджета, который он понес в период разведки. При этом для целей подтверждения сумм превышения НДС к возврату из бюджета не имеет значения, когда образовалось превышение НДС до или после начала экспорта минерального сырья. Важным условием, как было указано выше, является связь между превышением НДС, заявленного к возврату из бюджета, и экспортными оборотами.

На практике налоговые органы полагают, что возврату из бюджета подлежат только суммы превышения НДС, которые образовались после начала экспорта товаров. Иными словами, налоговые органы отрицают право экспортера вернуть суммы НДС, уплаченные и накопленные им во время производства товара (период разведки), который в последующем был экспортирован. При этом налоговые органы ссылаются на положения пункта 3 статьи 272 Налогового кодекса, ошибочно полагая, что только эта норма регламентирует право экспортеров на возврат сумм превышения НДС из бюджета, тем самым, не учитывают положения других пунктов статьи 272 Налогового кодекса.

Выше описанная ситуация выгляди следующим образом. Когда недропользователи подают декларацию с требованием вернуть сумму превышения НДС сложившаяся ситуация выглядит таким образом, что недропользователям уплатившим сумму НДС в период разведки, подготовки к добыче и в период добычи минерального сырья не возвращается суммы превышения НДС из бюджета страны, так как сумма НДС, накопившаяся до начала экспорта, не подлежит возврату налогоплательщику из бюджета, в связи с тем что он не экспортировал товар на постоянной основе и его экспортный оборот не превышал 70% от всего размера оборота.

На наш взгляд данная позиция неправильная, так как прямо противоречит положениям статьи 272 Налогового кодекса. В этой связи мы полагаем, что проблемы возврата НДС правоприменительного характера, а не законодательного. Следовательно, делая выводы, хотелось бы отметить, что такая практика налоговых органов незаконна и приводит к двойному налогообложению товаров казахстанского производства и приводит к тому, что товар становится не конкурентоспособным на мировом рынке. Также препятствия со стороны налоговых органов к возмещению сумм НДС, в конечном итоге, негативно отражаются на инвестиционном имидже республики.

Помимо выше изложенного в действиях налоговых органов в судебной практике фиксируются нарушения по отношению к экспортерам по данному вопросу. Одним из частых нарушений при предъявлении сумм НДС к возврату является несоблюдение налоговыми органами 60-дневного срока возврата НДС, установленного п. 4 ст. 273 Налогового кодекса, согласно которому налоговые органы должны осуществлять возврат НДС в течение 60 рабочих дней с момента получения налоговым органом заявления о возврате НДС.

Обращаясь к случаю из судебной практики, можно привести пример, когда судом было установлено, что налоговый орган неверно определил структурное подразделение Комитета Таможенного Контроля Республики Казахстан и направил запрос по подтверждению экспорта в другой территориальный комитет, не располагавший необходимыми сведениями. Такой ответ структурного подразделения таможенного комитета о том, что налогоплательщик не осуществлял экспорт по грузовым таможенным декларациям, был принят налоговым органом, как не подтверждение экспорта, ввиду чего налогоплательщику было отказано в возврате НДС. Судом было установлено, что налоговый комитет должен был приостановить сроки проведения налоговой проверки согласно п.4 ст.629 Налогового кодекса, в соответствии с которым течение срока проведения налоговой проверки приостанавливается на момент получения сведений и документов по запросу налогового органа. Однако налоговый комитет не сделал этого и завершил налоговую проверку без отражения в акте каких-либо результатов проверки. Таким образом, затягивание процедуры возврата НДС ввиду допущения нарушений по неверному определению запросов, а также не осуществления таких запросов в срок, как показывает судебная практика, признается нарушением права налогоплательщика на возврат НДС.

Из вышеизложенной судебной практики четко и ясно видно, что налоговые органы неверно трактуют нормы налогового законодательства РК, что в свою очередь пагубно влияет не только на отечественных экспортеров в правовом и экономическом плане, но и на развитие экономических связей страны.

Возврат суммы НДС в Российской Федерации имеет определенные специфические особенности. Порядок возмещения предполагает подачу налогоплательщиком декларации о возврате экспортного НДС. В том случае, если указанная сумма по НДС в данном документе превышает установленную, то по закону должен быть произведен возврат излишка. Перед принятием решения и непосредственной выплаты из бюджета излишне уплаченныхсумм налогов проводится камеральная проверка деятельности организации, в рамках которой устанавливается соответствие заявленных требований действительности. Данное мероприятие по закону должно быть проведено в трехмесячный срок с момента подачи декларации о возврате НДС при экспорте.

По итогам декларации за налоговый период сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС, разница подлежит возврату или зачету. Налоговым органом проводится камеральная проверка декларации по НДС на предмет обоснованности суммы НДС к возврату (возмещению). В случае выявления нарушений законодательства составляется акт налоговой проверки декларации по НДС, на который налогоплательщик может представить свои возражения. Нарушений может и не быть, но налоговики занимают позицию отказать под любым предлогом. Организация имеет право представить возражения на акт налоговой проверки, но это не означает, что они будут учтены. Если не выявлены нарушения законодательства, то по завершении проверки в течение 7 дней выносится решение о возврате (возмещении) НДС.

Это в теории, но на практике по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки НДС руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, которым отказывает в возврате НДС. Решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности (решение об отказе в возврате НДС) согласно НК РФ сначала обжалуется в вышестоящий налоговый орган (обычно это Управление ФНС России по субъекту Федерации). Как правило, вышестоящее управление ФНС не пересматривает решение инспекции и оставляет его без изменений. Далее возможно судебное обжалование. После отказа Управления ФНС может быть подан иск в арбитражный суд по обжалованию решения ИФНС об отказе в возврате НДС. Чтобы решение суда вступило в силу организации необходимо выиграть в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции. При этом у налоговиков остается возможность пересмотра решения суда в кассационной и надзорной инстанции. В случае выигрыша арбитражного спора происходит возврат НДС по исполнительному листу, а также налогоплательщик может взыскать проценты за задержку возврата налога и судебные издержки (госпошлину и частично расходы на юридические услуги).

Из вышеизложенной информации видно, что в налоговом законодательстве РФ, как и в РК, присутствуют препятствия для экспортеров в вопросах касающиеся возмещения сумм превышения НДС. Однако в РФ, в случае нарушении сроков возврата суммы НДС, считая с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Когда в Налоговом законодательстве РК соответствующие нормы не предусмотрены. Из судебной практики видно, что данная неурегулированность вызывает споры и вопросы о начислении налоговым органом пени за нарушение срока возврата превышения НДС.

В заключение, хотелось бы отметить, что вышеуказанные нарушения налоговых органов в конечном итоге нарушают права налогоплательщиков по возврату НДС. И налогоплательщики, согласно ст.566 Налогового кодекса, вправе отстаивать и защищать свои интересы в судебном порядке.

По нашему мнению для решения накопившихся вопросов по поводу возврата НДС, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг для проведения геологоразведочных работ в период разведки до начала экспорта, предлагаем освободить от НДС реализацию геологоразведочных работ при условии определения соответствующими министерствами перечня таких работ и предоставления соответствующего пакета документов экспортерами. Также по нашему мнению необходимо разработать постатейный комментарий к особенной части Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» для более четкого регулирования действий налоговах органов и защиты прав и интересов экспортеров.

Помимо вопросов касающиеся возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров по нашему мнению немаловажным вопросом также является возмещение суммы НДС на товары, сделанные иностранными гражданами при обратном пересечении границы той страны, в которой они были приобретены. На сегодняшний день, в Казахстане данный вопрос остается не урегулированным в полной мере, в законодательном плане.

Известно, что в Казахстане осуществляется реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. То есть иными словами реализация товаров осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения и т.п.) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер налоговой политики государства. Данная сфера деятельности регулируется Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 40 «Об утверждении Правил реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, дополнительных условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли», но при этом ни нормы вышеуказанного нормативно правого акта и какого либо иного не учитывают возврат суммы НДС на товары иностранным гражданам осуществившие покупку в не пределов данных магазинов.

Согласно международной практике, товары могут быть проданы без учета налога на добавленную стоимость лицам, не являющиеся резидентами Республики Казахстан. При этом иностранный гражданин приобретает товары на территории Республики Казахстан и вывозит их за ее пределы для личного пользования. Однако в отечественном законодательстве не предусмотрены соответствующие нормативно правовой базы направленной на регулирования данных правоотношений между государством, которое должно возвратить сумму НДС при предоставлении соответствующего денежного документа (товарный чек) нерезидентом Республики Казахстан. Для решения, данного по нашему мнению актуального вопроса мы предлагаем, во-первых, основываясь на зарубежном опыте создать необходимую правовую базу, направленную на регулирование данных правоотношений. В качестве примера предлагаем разработать «Правила безналоговой реализации товара нерезидентам Республики Казахстан за пределами зон таможенного контроля», которая будет регулировать деятельность лиц, осуществляющих розничную реализацию товара нерезидентам посещающим РК, и гражданам РК, проживающим за ее пределами в случаях, когда товары вывозятся ими за пределы РК в неиспользованном виде, и в личном багаже. Во-вторых, основываясь на зарубежном опыте Казахстану необходимо создать эффективную систему возврата суммы НДС нерезидентам Республики Казахстан аналогичную мировой системе возврата НДС — Global Refund являющимся самой успешной организацией беспошлинной торговли в Евро Союзе. А именно:

1. создать специализированный вид платежного документа, предъявляемый в пунктах возврата суммы НДС;

2. создать специализированные пункты для осуществления данных операций;

3. создать реестр юридических лиц предоставляющие данные услуги.

Литература

1) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.) — http://online.zakon.kz /

2) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 2 — от 05.08.2000 № 117-ФЗ (действующая редакция от 01.04.2014) — http://www.consultant.ru/, КонсультантПлюс, 1992-2014

3) Закон Финляндии «О Налоговом управлении» — http://www.vero.fi /

4) Приложение к Закону Финляндии «О Налоговом управлении» — Инструкция «Безналоговая продажа товаров туристам — Инструкция для продавца» — http://www.vero.fi/

5) Интыкбаева С.Ж.- к. э.н., доцент, Идрисова Э.К. — к. э. н., доцент: «Мировой опыт и проблемы функционирования НДС в Казахстане». Журнал «Налоговый эксперт», 1999 г. стр. 1.

6) Асель Ильясова — Руководитель департамента «Налоговое право» Юридической фирмы «GRATA»: «Проблемы возврата из бюджета сумм превышения НДС, образовавшихся в период этапа разведки». Журнал «Учет и аудит Казахстана» № 2, 2013 год

7) Информационный портал Zakon.kz — «Некоторые вопросы возврата НДС» — Данияр Каирбеков, Нуржан Стамкулов — 2009 год

8) Информационный портал — «Все о налоге на добавленную стоимость РФ» — http://www.nds-nalog.ru /

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!