Россия и субъекты РФ

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Россия: предварительные демографические итоги 2018 года
(часть I)

Рубрику ведет

Население России вновь стало сокращаться, уменьшившись за 2018 год на 87 тысяч человек

По данным учета естественного движения и миграции, в России возобновилась тенденция убыли населения.

По предварительной оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), население России на начало 2019 года насчитывало 146,8 миллиона человек.

Численность россиян умеренно увеличивалась девять лет подряд (в 2009-2017 годах) после 14-летнего периода непрерывной убыли (рис.1). Своей наибольшей величины – почти 148,6 миллиона человек – население России достигло к началу 1993 года. В 1993 году впервые была зарегистрирована убыль населения. После небольшого роста в 1994 году она стала устойчивой – население России сокращалось вплоть до 2009 года, к началу которого его численность снизилась до 142,7 миллиона человек (на 5,8 миллиона человек меньше по сравнению с 1993 годом). Затем сформировалась тенденция умеренного роста: за 2009-2017 годы число россиян без учета проживающих в Крыму увеличилось на 1,8 миллиона человек (на 1,3%), достигнув к началу 2018 года 144,5 миллиона человек, что примерно соответствует уровню середины 1986 года. Население России с учетом Крыма составило на начало 2018 года 146,9 миллиона человек (в том числе 1914 тысяч человек в Республике Крым и 437 тысяч человек в городе федерального значения Севастополе).

Уже в 2017 году появились признаки возобновления тенденции убыли, хотя в целом за год сложился небольшой прирост населения. За 2018 год численность населения России сократилась на 86,7 тысячи человек, а без учета Крыма — на 91,5 тысячи человек. Население Крыма увеличилось на 4,8 тысячи человек, составив, по предварительным данным, на начало 2019 года 1912 тысяч человек в Республике Крым и 443 тысячи человек в городе Севастополе.

По прогнозным расчетам Росстата, представленным в конце 2018 года, численность населения России (с учетом Крыма) может превысить уровень 1993 года – 148,6 миллиона человек – в 2025 году, если будут реализованы наиболее благоприятные предположения высокого варианта прогноза. (Отметим, что в предыдущем цикле расчетов (2017 года) высокий вариант прогноза основывался на более благоприятных гипотезах и показывал возможность превышения численности населения 1993 года уже в начале 2020-х годов.) При реализации гипотез высокого варианта прогноза, выполненного в 2018 году, численность населения России может превысить 153 миллиона человек в 2035 году. Однако по среднему варианту прогноза, население России будет сокращаться в 2020-е годы, так и не достигнув уровня 1993 года, и к началу 2036 года опустится до 144 миллиона человек. При реализации гипотез низкого варианта прогноза она сократится до 138 миллиона человек.

Рисунок 1. Численность постоянного населения России, 1960-2019 годы, миллионов человек на начало года*

* по данным текущего учета – на 1 января; по переписям населения 1959 и 1970 годов – на 15 января; 1979 года – на 17 января; 1989 года – на 12 января.

Наиболее значительная убыль населения России наблюдалась в 1999-2005 годах — по 600 тысяч человек и более в год (рис. 2). Начиная с 2003 года, величина убыли стала сокращаться, особенно быстро с 2006 года. В 2008 году убыль населения сократилась практически до нулевого уровня (-10 тысяч человек, или -0,1 в расчете на 1000 человек постоянного населения), а в 2009 году был зафиксирован прирост численности населения (на 96 тысяч человек, или на 0,7‰). В 2011-2013 годы он увеличился (до 320 тысяч человек в 2013 году), но потом стал снижаться. В 2017 году прирост населения России сократился вчетверо, составив 76 тысяч человек, или 0,5‰ (67 тысяч человек и также 0,5‰ без учета Крыма).

По предварительным данным за январь-декабрь 2018 года, население России, как уже говорилось, сократилось за прошлый год на 86,7 тысячи человек (-0,6‰), а без учета Крыма – на 91,5 тысячи человек (0,6‰). Такая убыль пока близка к нулевому уровню, ее продолжительность и интенсивность во многом будет зависеть от того, каким будет миграционный прирост населения.

Рисунок 2. Прирост (убыль) населения России, 1990-2018* годы, тысяч человек
и в расчете на 1000 человек постоянного населения

* 2018 год – по данным оперативного учета за январь-декабрь, предыдущие годы – по данным годовой разработки

Данные помесячного учета за предшествующие годы показывают, что более интенсивная убыль наблюдалась, как правило, в зимние месяцы, менее интенсивная — в летние, что связано с достаточно выраженной сезонностью трендов смертности, рождаемости и миграции. При низкой интенсивности убыли (роста) населения разнонаправленные сезонные колебания показателей, оказывающих влияние на компоненты его роста (естественный и миграционный прирост), приводят к незначительным колебаниям его численности. Помесячная оценка убыли (роста) населения, представляемая Росстатом нарастающим итогом с начала года, при этом может оказаться меньше, чем в предшествующие месяцы, что означает увеличение (сокращение) населения в эти месяцы.

По данным помесячного учета, прирост населения отмечался не во все месяцы тех лет, когда население России росло. Так, впервые после длительного периода убыли прирост населения был отмечен в июне-октябре 2009 года, сентябре-ноябре 2010 года, а в 2011 году – в июле-декабре при миграционном приросте, рассчитываемом по прежним критериям, и в марте-апреле и июне-декабре при миграционном приросте, рассчитываемом по расширенным критериям миграции (рис. 3). В итоге, при учете миграции по прежним правилам (как в 2010 году) убыль населения за 2011 год оказалась ниже, чем за 2010 год, а при учете миграции по измененным правилам в целом за год сложился прирост почти в 189 тысяч человек (по уточненным данным годовой разработки, 191 тысяча человек). Убыль отмечалась только в январе и незначительная в мае 2011 года.

В 2012-2014 годах тенденция роста стала более устойчивой, убыль отмечалась лишь в январе. В 2015 году убыль зафиксирована в январе и марте, а наиболее значительный прирост – в июле. В целом траектория прироста за 2015 год располагается значительно ниже, чем соответствующие траектории для 2012-2014 годов. В 2016 году убыль населения вновь отмечалась только в январе, в остальные месяцы складывался положительный прирост, наиболее значительный по итогам марта (более 39 тысяч человек). Значения прироста за март-июль 2016 года были выше, чем в 2012-2014 годах, но в сентябре-декабре – явно ниже.

В 2017 году ситуация изменилась: убыль населения регистрировалась на протяжении первых пяти месяцев, прирост стал складываться только начиная с июня. В 2018 году убыль населения, более значительная, чем в предыдущем 2017 году, складывалась на протяжении первых семи месяцев и в декабре, а в августе-ноябре складывался небольшой естественный прирост, который не смог компенсировать убыль населения.

Рисунок 3. Прирост (убыль) населения России нарастающим итогом по месяцам 2010-2018* годов,
тысяч человек

* 2011 год – с учетом миграционного прироста по прежним (с) и измененным правилам учета (н); 2014-2018 годы – без учета данных по Крыму для сопоставимости с данными за предыдущие годы

Несмотря на тенденцию роста населения России в целом, население отдельных регионов России продолжало сокращаться, и их число увеличивалось в последние годы.

Число регионов-субъектов федерации, в которых население увеличилось за 2018 год, сократилось до 20 против 26 в 2017 году, а число регионов, в которых население сократилось, увеличилось, соответственно, до 65 против 59 (рис. 4). Значение коэффициента общего прироста варьировалось в 2018 году, по предварительным данным, от -22‰ в Магаданской области до 19‰ в Республике Ингушетии (по данным годовой разработки за 2017 год, от -14‰ в Еврейской автономной области до 18‰ в городе федерального значения Севастополе). В центральной половине регионов (без 25% регионов с самыми низкими и 25% регионов с самыми высокими показателями) оно составляло от -7,9‰ до -0,9‰ при медианном значении -4,6‰, тогда как по данным годовой разработки за 2017 год — от -6,5% до 1,4‰ при медианном значении 1,4‰.

Высоким приростом населения, помимо Ингушетии, в 2018 году, как и в предшествовавшие годы, отличались Ленинградская область (18‰), Чеченская Республика (15‰), город Севастополь (15‰), Тюменская область без автономных округов (13‰) и Московская область (12‰). В остальных регионах-субъектах федерации прирост населения за 2018 год оказался по предварительным данным ниже 10‰, в том числе и в Москве, немного «не дотянувшей» до этого уровня.

В абсолютном же выражении наиболее значительный прирост населения зафиксирован в Москве (123,8 тысячи человек) и Московской области (93,0), а также в Краснодарском крае (44,2), Ленинградской области (33,1) и Санкт-Петербурге (29,8), Дагестане (21,5), Чечне (21,4) и Тюменской области без автономных округов (19,6). В остальных субъектах федерации прирост численности населения составил менее 10 тысяч человек.

Наиболее интенсивная убыль населения в 2018 году наблюдалась, как и не раз в прошлом, не только в Магаданской области, но и в ряде регионов Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов: Тамбовской области (18‰), Курганской, Тверской, Псковской, Пензенской, Орловской, Новгородской областях и Еврейской автономной области, республиках Коми и Мордовии (от -13‰ до -10‰).

От 9‰ до 10‰ составила убыль населения Республики Калмыкии, Костромской, Владимирской Архангельской, Брянской и Саратовской областей.

Рисунок 4. Прирост (убыль) населения регионов – субъектов Российской Федерации,
2017-2018* годы, на 1000 человек

* 2017 год — по данным годовой разработки; 2018 год – по данным оперативного текущего учета за январь-декабрь

Список регионов

Под Крымом здесь и далее понимаются два субъекта федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь, — образованные в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ и Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 168 в составе Российской Федерации. Первоначально они образовывали Крымский федеральный округ, а с 28 июля 2016 года вошли в состав Южного федерального округа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 375.
В целях сопоставимости с данными предшествующих лет (до 2014 года) мы используем там, где возможно, данные по России без учета этих двух субъектов федерации.
Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года / статистический бюллетень. М., Росстат, 2018.
Российский статистический ежегодник. 2017. С. 91.
В 2011 году была расширена, уже не в первый раз, категория мигрантов, учитываемых при расчете миграционного прироста населения России. В статистический учет долгосрочной миграции населения стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Данные оперативного учета миграции были представлены двумя рядами данных: о миграции по новым, измененным правилам учета (с учетом зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более) с выделением сопоставимых с предшествующими годами данных о мигрантах, зарегистрированных (снявшихся с регистрационного учета) по месту жительства.
Здесь и далее регионы на рисунках расположены в стандартном порядке, используемом в публикациях Федеральной службы государственной статистики (Росстата), – от Европейского Центра и Севера России к Югу и Востоку, — сгруппированные в федеральные округа: Центральный (ЦФО), Северо-Западный (СЗФО), Южный (ЮФО), Северо-Кавказский (СКФО), Приволжский (ПФО), Уральский (УФО), Сибирский (СФО) и Дальневосточный (ДФО).
Значения для Архангельской и Тюменской областей приводятся без автономий, которые представлены как отдельные субъекты федерации.
Состав Сибирского и Дальневосточного федерального округа приведен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.11.2018 № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849. Республика Бурятия и Забайкальский край, ранее входившие в Сибирский федеральный округ, теперь входят в состав Дальневосточного федерального округа.

<<< Назад

Вперёд >>>

Глава 3. Федеративное устройство

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 66

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 67

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 68

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 69

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 70

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 7З

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Статья 76

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Статья 77

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Статья 78

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Статья 79

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Изучаем субъекты РФ и их столицы на карте (список 85) → регионы входящие в состав России. Ниже список по алфавиту, таблица, карта — где все субъекты Российской Федерации со столицами (с центрами регионов), крайние точки

Все области России и их столицы

Буква Область Центр
1 А Амурская г. Благовещенск
2 А Архангельская г. Архангельск
3 А Астраханская г. Астрахань
4 Б Белгородская г. Белгород
5 Б Брянская г. Брянск
6 В Владимирская г. Владимир
7 В Волгоградская г. Волгоград
8 В Вологодская г. Вологда
9 В Воронежская г. Воронеж
10 И Ивановская г. Иваново
11 И Иркутская г. Иркутск
12 К Калининградская г. Калининград
13 К Калужская г. Калуга
14 К Кемеровская г. Кемерово
15 К Кировская г. Киров
16 К Костромская г. Кострома
17 К Курганская г. Курган
18 К Курская г. Курск
19 Л Ленинградская г. Санкт-Петербург
20 Л Липецкая г. Липецк
21 М Магаданская г. Магадан
22 М Московская г. Москва
23 М Мурманская г. Мурманск
24 Н Нижегородская г. Нижний Новгород
25 Н Новгородская г. Новгород
26 Н Новосибирская г. Новосибирск
27 О Омская г. Омск
28 О Оренбургская г. Оренбург
29 О Орловская г. Орел
30 П Пензенская г. Пенза
31 П Псковская г. Псков
32 Р Ростовская г. Ростов-на-Дону
33 Р Рязанская г. Рязань
34 С Самарская г. Самара
35 С Саратовская г. Саратов
36 С Сахалинская г. Южно-Сахалинск
37 С Свердловская г. Екатеринбург
38 С Смоленская г. Смоленск
39 Т Тамбовская г. Тамбов
40 Т Тверская г. Тверь
41 Т Томская г. Томск
42 Т Тульская г. Тула
43 Т Тюменская г. Тюмень
44 У Ульяновская г. Ульяновск
45 Ч Челябинская г. Челябинск
46 Я Ярославская г. Ярославль

подробнее области

Все республики России и их столицы

Буква Республика Центр
1 А Адыгея г. Майкоп
2 А Алтай г. Горно-Алтайск
3 Б Башкортостан г. Уфа
4 Б Бурятия г. Улан-Удэ
5 Д Дагестан г. Махачкала
6 И Ингушетия г. Магас
7 К Кабардино-Балкария г. Нальчик
8 К Калмыкия г. Элиста
9 К Карачаево-Черкесская г. Черкесск
10 К Карелия г. Петрозаводск
11 К Коми г. Сыктывкар
12 М Марий Эл г. Йошкар-Ола
13 М Мордовия г. Саранск
14 С Саха г. Якутск
15 С Северная Осетия-Алания г. Владикавказ
16 Т Татарстан г. Казань
17 Т Тыва г. Кызыл
18 У Удмуртия г. Ижевск
19 Х Хакасия г. Абакан
20 Ч Чечня г. Грозный
21 Ч Чувашская г. Чебоксары
22 К Крым г. Симферополь

подробнее республики

Все края России и их столицы

Буква Край Центр
1 А Алтайский г. Барнаул
2 З Забайкальский г. Чита
3 К Камчатский г. Петропавловск-Камчатский
4 К Краснодарский г. Краснодар
5 К Красноярский г. Красноярск
6 П Пермский г. Пермь
7 П Приморский г. Владивосток
8 С Ставропольский г. Ставрополь
9 Х Хабаровский г. Хабаровск

подробнее края

Все автономные округа России и их столицы

Буква Автономный
округ
Центр
1 Н Ненецкий г. Нарьян-Мар
2 Х Ханты-Мансийский г. Ханты-Мансийск
3 Ч Чукотский г. Анадырь
4 Я Ямало-Ненецкий г. Салехард

подробнее — сколько субъектов являются автономными округами

Автономная область

Буква Автономная область Центр
1 Е Еврейская г. Биробиджан

Города федерального значения

Буква Город федер. знач.
1 М г. Москва
2 С г. Санкт-Петербург
3 С г. Севастополь

подробнее города

Конституция РФ, статья 65 (2020г.) : Россия является федеративным государством, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (субъект Федерации)

Полный состав: 22 республики, 46 областей, 9 краёв, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Каждый регион имеет федеральные органы исполнительной власти, так и свои внутренние органы местного самоуправления

Презентация на тему: столицы 85 субъектов РФ — для детей и взрослых. Возможность сортировать таблицу и список по алфавиту, выбрать необходимый российский регион и его столицу. Показать приграничные области на схеме со спутника, панорамы и фото улиц, где находится на карте центральный район. Узнать сколько всего административно-территориальных единиц

Все субъекты России и их центры — карта регионов

Здесь собраны все субъекты РФ — таблица в алфавитном порядке, которые объединены в единую форму государственного правления, у которых общие границы (республики, края, области, округа, города федерального значения, автономные округа, автономная область). Как сухопутные/по суше так и морские/по морю. Вышеперечисленные государственные образования равномерно распределены по всей территории Рос.Федерации

По списку 85 субъектов РФ и подробная географическая схема расположения их в мире, для уточнения перейти на тип представления «КАРТА» или «СПУТНИК». Ближайшие страны с территориями вокруг: западные, восточные, северные, южные. Здесь соседи России и их центральные города

Последняя редакция Статьи 5 Конституции РФ гласит:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

См. комментарии к статье 5 Конституции РФ

Комментарий к Ст. 5 КРФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих Федерацию образований — результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Республики (в эпоху СССР они именовались автономными) являются по сути национально-государственными образованиями, в границах которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта; края (ранее крупные административно-территориальные единицы, в состав которых входили автономные области и автономные округа), области (традиционно именуемые крупные административно-территориальные единицы, в некоторых из них были и остаются автономные округа) и города федерального значения (в прошлом города республиканского подчинения: Москва, Ленинград) представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским, населением; автономная область (в советский период их было пять, в настоящий момент сохранилась одна — Еврейская автономная область) — национально-территориальное государственное образование; автономные округа (появились в 30-х годах ХХ в. и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой как часть более крупных административно-территориальных единиц) подобны автономной области и являются по происхождению и этническому компоненту национально-территориальными государственными образованиями, входящими (за исключением Чукотского автономного округа) в состав края или области и имеющими своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов северных территорий. Названные государственные образования с этническим элементом: республики, автономная область, автономные округа — это образования всех народов как части многонационального народа Российской Федерации, а не только тех, которые дали ему соответствующее наименование.

Фиксация в Конституции перечисленных форм государственности в юридическом смысле предполагает, что субъекты Федерации могут состоять в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм. Кроме того, есть основания полагать, что данная Федерация в обязательном порядке должна включать все указанные виды субъектов (в контексте с этим очевидно, например, что объединение автономных округов с субъектами, в состав которых они входят, при неизменной Конституции не может привести к полному исчезновению названного вида субъекта Федерации).

Формально различаясь, субъекты Федерации (их именной перечень приводится в ст. 65 Конституции) в конституционном отношении по сути одинаковы. Это отражает само объединяющее их понятие «субъект Российской Федерации». Оно впервые появилось в Конституции 1993 г. и подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, обращает внимание на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став субъектами Федерации.

В Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации и др. (см. комм. к ст. 66 Конституции). Конституционный Суд признал принцип равноправия доминирующим в статусе субъектов Федерации (Постановление от 14 июля 1997 г. N 12-П//СЗ РФ. 1997. N 29. ст. 3581). Это стало определяющим обстоятельством и в деле о дорожных фондах, рассматривая которое Конституционный Суд пришел к следующему выводу: равноправие предполагает единообразие конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и диктует установление федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов власти со всеми субъектами Федерации. Российская Федерация, в частности, не может отказать кому-либо из них как в праве создавать территориальные дорожные фонды, так и в возможности формировать их за счет одинаковых для всех источников (Постановление от 15 июля 1996 г. N 16-П — СЗ РФ. 1996. N 29. ст. 3543).

Равноправие субъектов не исключает некоторых различий между ними. Они отражены в федеральной Конституции, которая, например, именует республики государствами (ч. 2 ст. 5), допускает установление ими собственных государственных языков (ч. 2 ст. 68), предполагает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области и автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (ч. 3 ст. 66), а отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ч. 4 ст. 66). Возможны и другие различия, но они, видимо, должны иметь договорную или федерально-законодательную основу и быть обусловлены конкретными специфическими социально-экономическими и другими особенностями. Дополнительные юридические права и гарантии в данной ситуации по существу становятся предпосылкой к фактическому выравниванию статусов субъектов Федерации, а значит, и правового положения граждан, проживающих на их территориях и в России вообще. Именно с учетом сказанного Конституционный Суд признал допустимым правомочие федерального законодателя дифференцированно распределять поступления от дорожных фондов, не ограничивая при этом право субъекта Федерации создавать собственные территориальные дорожные фонды за счет единых для всех налоговых источников (Постановление от 15 июня 1996 г. N 16-П).

2. Часть 2 комментируемой статьи фиксирует важнейшие государственно-правовые атрибуты государственности субъектов Российской Федерации и в этом контексте — различия между ними. Республика, хотя и в скобках, названа государством. Конституционно данное положение было зафиксировано в начале 90-х годов прошлого века. Однако такая запись — «республика (государство)», подчеркнул Конституционный Суд, не означает признание государственного суверенитета этих субъектов Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера; Конституция не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации (Постановление от 7 июня 2000 г. N 10-П, Определение от 27 июня 2000 г. N 92-О//СЗ РФ. 2000. N 25. ст. 2728; N 29, ст. 3117).

Республика наделена правом иметь свою конституцию, что, впрочем, признавалось и прежними конституциями России. Однако, в отличие от Конституции РСФСР 1937 г. (п. «б» ст. 19), которая исходила из того, что конституция республики утверждается федеральными органами государственной власти, ныне какая-либо регистрация или утверждение принятых республиками конституций не предусматриваются. Равно как и обеспечение их соответствия Конституции — прерогатива не законодательных органов Федерации, что предполагала Конституция РСФСР 1978 г. (п. 2 ст. 72, п. 4 ст. 115), а специализированного органа конституционного контроля — Конституционного Суда РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции 1993 г.).

Республики имеют также свое законодательство, т.е. они обладают правом в установленных пределах принимать собственные законы. Это делается по вопросам, находящимся в их ведении или входящим в сферу совместного ведения с Российской Федерацией, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Конкретный, но не исчерпывающий перечень данных вопросов, требующих законодательного оформления, приводится в ч. 2 ст. 5 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 42. ст. 5005).

Названные в рассматриваемой части атрибуты государственности республики не являются исчерпывающими. К ним можно отнести также образуемые ими органы государственной власти, установленные государственные языки, территорию. Кроме того, каждая из республик, согласно принятым ими конституциям, имеет герб, флаг, гимн, собственную столицу. Касаясь символов, Конституционный Суд отметил, что республики, как и другие субъекты Федерации, вправе самостоятельно их вводить, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием республики призваны самоидентифицировать ее внутри Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить иным целям (Постановление от 7 июня 2000 г. N 10-П).

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ в основном обладают теми же по значению элементами государственности, что и республика. Они принимают на равных с республиками условиях устав — конституционно подобный правовой акт, образуют собственные органы государственной власти, издают законы, и, соответственно, у них складывается собственное законодательство, они вправе иметь свою столицу и символы: герб, флаг, гимн.

3. Часть 3 комментируемой статьи говорит об основах (принципах) федеративного устройства Российской Федерации. Понятие «федеративное устройство» не употреблялось в ранее действовавших российских конституциях, которые вместо него оперировали понятиями «государственное устройство» (Конституция РСФСР 1937 г.) и «национально-государственное устройство» (Конституция РСФСР 1978 г.).

Конституционная новелла акцентирует внимание на форме государственного устройства Российской Федерации. Это само по себе предполагает, что ее составные части, будучи элементами целого, являются относительно самостоятельными государственными образованиями; что, в отличие от унитарного государства, гарантируется большая степень разделения властей по вертикали и децентрализации.

Положения о федеративном устройстве находят отражение во многих статьях Конституции, но наиболее развернуты в ее гл. 3, названной «Федеративное устройство». В комментируемой же части ст. 5 сформулированы основы данного устройства. Одной из них признается государственная целостность Российской Федерации. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором обеспечивается целостность и неприкосновенность его территории; существует единое гражданство; гарантируется единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы — рубля; устанавливается верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Федерации; действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе Федерации, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе Федерации; отсутствует, как и в других существующих федеративных государствах, право выхода субъектов из Федерации (см. комм. к ст. 4, 6, 8, 11, 15, 65, 67, 71, 75 и др.). Сохранению государственной целостности, как определил Конституционный Суд, служит и регулирование, согласно которому в Российской Федерации статус политической партии могут получить только общенациональные (общероссийские) политические объединения. Создание же региональных партий, во всяком случае в настоящее время, представляет собой угрозу этой целостности, поскольку стимулирует отстаивание преимущественно сугубо региональных и местных интересов, прав соответствующих этнических (региональных) групп и не будет способствовать формированию оптимальной партийной системы как части политической системы страны (Постановление от 1 февраля 2005 г. N 1-П//СЗ РФ. 2005. N 6. ст. 491).

Государственная целостность и ее составляющие — определяющая предпосылка нормального функционирования государства. Она является также, как подчеркивалось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П (СЗ РФ. 1995. N 33. ст. 3424), важным условием равного правового статуса всех граждан независимо от их места проживания, одной из гарантий их конституционных прав и свобод. Именно поэтому государственная целостность рассматривается как особая ценность. Она защищена всей системой органов государственной власти: Президентом РФ, его полномочными представителями в федеральных округах, Правительством РФ, федеральными судами, Прокуратурой РФ и др., а также установлением запрета на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации (см. комм. к соответствующим статьям).

В качестве одной из основ федеративного устройства Конституция закрепляет принцип единства системы государственной власти. Он является логическим следствием того, что единый источник власти в Российской Федерации, согласно Конституции, — ее многонациональный народ. Этот принцип гарантирует целостность России и ее суверенитет, обеспечивает слаженное функционирование государственного механизма по осуществлению функций Российского государства во всей их полноте и многообразии.

Реализация данного принципа по горизонтали выражается в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, действуя в духе разделения властей как самостоятельные органы, одновременно выступают в качестве единой государственной власти — соответственно федеральной и субъекта Федерации. Это достигается единством ключевых принципов функционирования, производностью полномочий от тех, которыми обладают Федерация или ее субъект, наличием совокупности организационно-правовых «сдержек и противовесов», при которых все органы данного уровня сообразно своим функциям в различных формах участвуют в выработке государственной политики, принятии законов и их осуществлении; политика и законы отражают общую позицию единой государственной власти.

В вертикальном срезе единство системы государственной власти проявляется в определенной структурной схожести органов государственной власти субъектов Федерации и федеральных органов государственной власти. Оно требует, чтобы субъекты Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти (Постановление Конституционного Суда от 18 января 1996 г. N 2-П//СЗ РФ. 1996. N 4. ст. 409), ориентировались на общие принципы и формы деятельности. Это единство обеспечивает особое построение Федерального Собрания, где одна из палат — Совет Федерации формируется из представителей от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции); верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ч. 2 ст. 4); ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который включает в том числе меры ответственности органов государственной власти субъектов Федерации за нарушение Конституции и федеральных законов; деятельность Президента как гаранта Конституции (ч. 2 ст. 80); осуществление федеральными органами государственной власти координационных полномочий (например, ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации»//СЗ РФ. 1999. N 2. ст. 231); судебный контроль (ст. 46, 125 Конституции), прокурорский надзор. В отношении органов исполнительной власти, которые по определенным вопросам образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (см. комм. к ч. 2 ст. 77), Президент наделяется правом приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

Единство системы государственной власти, однако, нельзя понимать как право федеральных органов государственной власти вмешиваться в деятельность региональных органов, подменять их и давать указания. В демократическом правовом государстве действует принцип собственной компетенции, за осуществление которой та или иная публично-властная структура несет как правовую, так и политическую ответственность и в осуществление которой (компетенции) никто не вправе вторгаться.

В то же время принцип собственной компетенции не означает бесконтрольности осуществления органами государственной власти (а равно органами местного самоуправления) своих полномочий. Но данный контроль может осуществляться только в пределах и формах, установленных Конституцией и законом, причем главной из этих форм является судебный контроль, к которому могут прибегать как другие органы государственной власти, так и граждане.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В этом заключается принцип разделения властей по вертикали, последовательная реализация которого гарантирует необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных границах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции.

Разграничение предметов ведения и полномочий между названными органами государственной власти производно от разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (см. комм. к ст. 71-73). Оно осуществляется настоящей Конституцией и в соответствии с ней Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (в системе исполнительной власти также с помощью соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации), федеральным законом (см. комм. к ч. 3 ст. 11).

Одним из основополагающих принципов федеративного устройства Российской Федерации является равноправие ее народов. Конституция (преамбула) определяет данный принцип как общепризнанный.

Равноправие народов находит свое проявление в том, что независимо от численности и других характеристик каждый из них имеет право на самоопределение, использование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, получение поддержки со стороны Российской Федерации, в ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития России. Обеспечивая права народов, государство создает предпосылки для реального осуществления индивидуальных прав и свобод человека и гражданина, в частности связанных с правом каждого на пользование родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества, исповедовать любую религию, быть защищенным от дискриминации по национальному признаку (см. комм. к соответствующим статьям).

Признание равноправия народов не исключает особого внимания со стороны государства к определенным их группам, которые в силу разных причин являются наименее защищенными. К таковым Конституция относит национальные меньшинства и их особую разновидность — коренные малочисленные народы (см. комм. к ст. 69, п. «в» ст. 71, п. «б», «м» ч. 1 ст. 72).

Федеративное устройство Российской Федерации опирается на принцип самоопределения народов. Он не только непосредственно зафиксирован в Конституции, но и является ее исходной идеей и рассматривается как общепризнанный принцип (преамбула). Такое качество придается ему Уставом ООН (ч. 2 ст. 1), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 1) и Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 1) от 19 декабря 1966 г., ратифицированными Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (Ведомости СССР. 1976. N 17. ст. 291). В соответствии с указанными пактами «все народы имеют право на самоопределение», и в силу этого права народы «свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие», все государства обязаны «поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. (Ведомости РСФСР. 1990. N 2. ст. 22) провозгласила право на самоопределение в избранных народом национально-государственных и национально-культурных формах (п. 4). Конституция, следуя этому положению, допускает принятие в Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации, гарантирует местное самоуправление, право народов на сохранение родного языка, права национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. ФЗ от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» (СЗ РФ. 1996. N 25. ст. 2965) созданы правовые основы для самоопределения этнических сообществ в форме национально-культурной автономии, способствующей развитию и защите языка и культуры данных общностей и их представителей. В Постановлении Конституционного Суда от 13 марта 1992 г. N 3-П (ВКС. 1993. N 1) отмечалось, что право на самоопределение народа предполагает наличие у субъекта Федерации права на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

Конституция обеспечивает самоопределение народов в пределах Российской Федерации; ее субъекты не наделены правом выхода из состава Федерации. Это положение согласуется с международно-правовыми нормами. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. (см.: Международное право в документах. М.: 1992. С. 4-12), в разделе о принципе равноправия и самоопределения народов указывается, что ничто в нем «не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов… и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны». Конституционный Суд в упомянутом выше Постановлении от 13 марта 1992 г. N 3-П определил, что при реализации любого права, в том числе и права на самоопределение, необходимо признание и уважение прав других, в противном случае «будет иметь место не осуществление права, а злоупотребление правом»; «не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека».

4. Последняя часть комментируемой статьи конкретизирует положение первой части о равноправии субъектов Российской Федерации. Из приведенной нормы следует, что все субъекты Федерации независимо от вида, во-первых, без каких-либо изъятий обладают равными правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в государственно-правовой, бюджетной и других сферах; во-вторых, каждый из них вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое значение для автономных округов, входящих в состав края или области. Формы и процедуры указанных взаимоотношений определяются Конституцией РФ (см. комм. к ч. 2 ст. 95, ст. 104, ч. 2, 5 ст. 125, ст. 134-136 и др.), Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашениями в системе исполнительной власти и федеральными законами.