Роль таможенных органов в валютном контроле

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УДК 347.7:336.743

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

© Литвинова Юлия Михайловна

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И jul-ltv@mail.ru

В статье рассмотрены понятие и сущность валютного контроля в области таможенного дела, его значение для обеспечения информационной и финансовой безопасности государства. Кроме того, исследованы проблемы, возникающие в области правоприменения валютного законодательства, автором предложены некоторые пути их решения.

Ключевые слова: валютный контроль в области таможенного дела, агенты валютного контроля, валютная выручка, участники внешнеэкономической деятельности, взаимодействие органов валютного контроля.

Ф1

с

Финансовая безопасность государства служит одним из основных условий его способности осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии со своими национальными интересами на международной арене, а также в масштабах страны для каждого из её граждан.

Вместе с тем само существование сильного независимого государства неразрывно связано с обеспечением информационной безопасности в различных сферах его деятельности: политической, экономической, финансовой, духовной и т. д.

Понятия «информация», «информационная среда», «информационная безопасность» тесно связаны с дефиницией финансовой безопасности.

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации информационная безопасность Российской Федерации — это состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Информационная безопасность государства обуславливается его возможностью защищать как

информацию, так и права и свободы, связанные с информацией.

Защита информации при осуществлении валютного контроля также направлена на обеспечение информационной, а следовательно, и финансовой безопасности России.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года «укреплению экономической безопасности будет способствовать… проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики».

Проблема нелегального вывоза за границу капитала весьма значительна для России на современном этапе, поэтому система валютного контроля направлена на предотвращение незаконного оттока капитала, обеспечение экономической безопасности государства.

Валютный контроль в таможенной сфере осуществляется уполномоченными органами над перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу. Специфика данного вида контроля состоит в том, что его объектом являются отношения, складываю-

щиеся при проведении внешнеэкономических операций.

Целями валютного контроля в таможенной сфере являются:

— обеспечение экономической безопасности и экономического суверенитета государства;

— стимулирование развития национальной экономики и экономик государств — членов Таможенного союза при осуществлении внешнеторговой деятельности;

— обеспечение эффективных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС;

— противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 (Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования), вправе рассматривать только должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, и его территориальных органов, то есть Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Агенты же валютного контроля проводят проверки и затем направляют материалы в соответствующую службу.

По сути, таможенные и налоговые органы, уполномоченные банки проводят проверки и составляют протоколы об административных правонарушениях, а Росфиннадзор выносит постановления по ним.

С одной стороны, подобная ситуация, конечно, исключает дублирование полномочий между контролирующими органами по принятию решения о привлечении нарушителей к ответственности. Однако, с другой стороны, это приводит к дублированию контрольных функций при рассмотрении органом валютного контроля материалов дела, собранных агентом валютного контроля. Участники же ВЭД фактически оказываются подконтрольны двум субъектам: агентам валютного контроля при проведении проверки и органу валютного контроля при вынесении решения по проверке. Это создаёт дополнительную нагрузку для участников ВЭД и благодатную почву для коррупционных действий. Такое разделение функций между органами и агентами валютного контроля не может не сказываться на эффективности контроля, а именно, может влиять на пропуск сроков давности привлечения к ответственности, ограничение информации у контролирующих органов о проверке, полноту доказательств собранных во время проверки агентов валютного контроля. Своевременное же привлечение к ответственности правонаруши-

телей имеет особое значение для профилактики и предупреждения правонарушений.

Кроме того, Росфиннадзор как единственный орган, обладающий правом привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства, не обладает той полнотой правоохранительных функций, которые имеются в распоряжении у таможенных органов. В этой связи высказывается мнение о необходимости наделения ФТС и ФНС статусом органов валютного контроля . Автором поддерживается данная позиция, однако высказывается предложение по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства: наделить статусом органов валютного контроля финансовую полицию. Правоохранительные полномочия, которыми предполагается наделить данный орган, в совокупности с иными факторами (особый правовой статус финансовой полиции, цели и задачи её деятельности) позволят повысить эффективность валютного контроля в данной сфере, поскольку обеспечат оперативность контроля, своевременность применения мер ответственности к нарушителям, действенность самого механизма контроля, а в конечном итоге, проведение профилактики нарушений в данной сфере. Кроме того, создание финансовой полиции как единого органа финансового контроля будет способствовать созданию единого информационного и статистического поля.

Одним из общих принципов осуществления финансового контроля в области таможенного дела является принцип взаимодействия контролирующих органов при осуществлении своей деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии абз. 4 п. 6 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объёме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев направления запросов налоговыми и таможенными органами в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов.

Ранее банки отказывали в предоставлении документов, поскольку такой порядок не был определён. Теперь на уровне Закона чётко установлен перечень документов, которые уполномоченные банки передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля. К ним относятся документы:

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

— удостоверяющие личность физического

лица;

— о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— о государственной регистрации юридического лица — резидента;

— являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;

— подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

— документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;

— паспорт сделки;

— таможенные декларации.

Следует отметить, в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон о таможенном регулировании) содержится перечень документов, которые вправе требовать таможенный орган, но при проведении таможенной проверки. Данный перечень практически совпадает с поименованным в Законе о валютном регулировании, за исключением заверенных копий карточки с образцами подписей и оттисками печатей. Представляется, что в понятие «документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями» она не входит, поскольку относится к «оформляемым», но не к «выдаваемым» документам и хранится в банке в юридическом деле клиента.

Более того, перечень документов, содержащийся в Законе о валютном регулировании носит исчерпывающий характер, и, следовательно, агенты валютного контроля при проведении проверок соблюдения валютного законодательства не смогут истребовать карточки с образцами подписей и оттисками печатей.

Подобные различия в сходных областях правового регулирования, представляется, идут не на пользу эффективности валютного контроля, поскольку при проведении проверок контролирующим органам необходимо обладать сведениями о подписях участников ВЭД, в частности, например, для проведения экспертизы. Новая редакция ст. 23 Закона о валютном регулировании фактически лишила таможенные и налоговые органы права запрашивать определённые документы, что может негативно сказаться на эффективности валютного контроля.

В настоящее время весьма актуальным является внедрение электронной цифровой подписи, поскольку это позволит перейти на

электронный документооборот, отказаться от бумажного дублирования электронных документов, упростить таможенные процедуры и сэкономить время таможенного оформления. Однако представляется, что повсеместный и полный переход на электронный документооборот пока ещё невозможен. В этой связи целесообразным видится предложение о дополнении п. 13 ст. 23 Закона о валютном регулировании: «9) заверенные копии карточки с образцами подписей и оттисками печатей».

Немаловажное значение имеет принятое Положение, устанавливающее порядок передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде . Таким образом, теперь банки предоставляют таможенным органам для обеспечения функций по проведению валютного контроля информацию, а при наличии запросов обязаны представить соответствующие документы. Безусловно, закрепление подобного перечня документов — весомый «плюс» российского законодательства. Чётко определено, в каких случаях, какие документы таможенные и налоговые органы могут запрашивать, а банки обязаны представлять.

Однако всё же целесообразно установить именно порядок взаимодействия на постоянной основе. На наш взгляд, до сих пор существует необходимость в разработке и утверждении нормативно-правового акта, регулирующего передачу информации уполномоченными банками таможенным органам. Например, законом не установлены сроки представления документов, лишь отмечается, что они не могут составлять менее семи дней. Восполнить пробел может Соглашение о взаимодействии ФТС и Центрального банка Российской Федерации как субъектов валютного контроля об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций. Указанный документ должен предусматривать порядок, объём, периодичность и сроки предоставления документов и информации, необходимых для осуществления таможенными органами функций агентов валютного контроля в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

С образованием Таможенного союза валютный контроль приобретает новую специфику. В данном случае о нём можно говорить как о деятельности таможенных органов и банков по контролю за перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу государств — членов Таможенного

союза. Отсутствие таможенного оформления на территории Таможенного союза и последующая отмена таможенного контроля на границе трёх государств не освобождают участников ВЭД от соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации (п. 5 ст. 195 Закона о таможенном регулировании).

Следует отметить, что на современном этапе в сфере правового регулирования валютного контроля наметилась тенденция к ещё большей либерализации. Однако в рамках Таможенного союза пока ещё полная отмена валютного контроля преждевременна и нецелесообразна. В настоящее время происходит развитие системы контроля в систему мониторинга валютных операций при осуществлении ВЭД. Но полная либерализация валютного рынка возможна только на основе соответствующей экономической базы, а меры по либерализации валютного законодательства влекут за собой ряд неблагоприятных последствий для страны и национальной экономики, и дальнейшие шаги в этом направлении должны соизмеряться с повышением конкурентоспособности основных секторов экономики России в мировом хозяйстве . Контрольные мероприятия должны обеспечивать «эффективное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты Российской Федерации, в то же время, избегая крайностей, перерастания мер валютного контроля в фактические ограничения деятельности добросовестных участников валютно-денежных отношений» . То есть необходим поиск «золотой середины» определённого объёма валютных ограничений и либерализации валютного законодательства.

Создание Таможенного союза и формирование правовой базы единого экономического пространства на территории государств, входящих в него, предполагает последующее совершенствование союзного законодательства, установление единых принципов валютного регулирования и валютного контроля, гармонизацию национальных законодательств стран-участниц Таможенного союза. Дальнейшие интеграционные процессы должны способствовать созданию условий для выработки качественно новой системы валютной политики государств — членов Таможенного союза, обеспечивающей эффективный валютный, а значит и финансовый контроль, а вместе с тем информационную и финансовую безопасность Российской Федерации.

Библиографический список

1. Погодина Н. А. Информационная безопасность в деятельности таможенных органов

/ / Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. — 2011. — № 2(9). — ISSN 1995-5731.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля : федеральный закон № 294-ФЗ : // СЗ РФ. — 2010. — № 47.

9. О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде : положение Банка России № 364-П : // Вестник Банка России. — 2011. — № 9.

11. Хаменушко И. В. Валютный контроль в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.12. — М., 1999.

Материалы поступили в редакцию 24.02.2012 г.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

т. 23, вып. 28, июль 2017

PDF-версия статьи

Получена: 15.05.2017

Получена в доработанном виде: 01.06.2017

Одобрена: 23.06.2017

Доступна онлайн: 27.07.2017

Рубрика: ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Коды JEL: F13

Страницы: 1678–1689

Алексеева Т.О. студентка четвертого курса специальности таможенное дело, Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация

Предмет. Характер и содержание функций системы таможенных органов при осуществлении ими валютного контроля.
Цели. Раскрытие основных проблем и выявление приоритетных направлений развития валютного контроля Российской Федерации.
Методология. Методологическую основу исследования составили: системный метод научного познания, общетеоретические методы исследования (метод анализа, синтеза, сравнения, описания) и частнонаучные методы: формально-логический и сравнительно-правовой метод.
Результаты. Исследованы основные этапы проведения таможенными органами валютного контроля. Рассмотрена деятельность таможенных органов при передаче им функций органа валютного контроля. Раскрыта сущность главного документа валютного контроля – паспорта сделки. Выявлены основные проблемы и пути их решения при проведении валютного контроля таможенными органами.
Выводы. Таможенные органы как органы валютного контроля играют существенную роль в его осуществлении. Организационная структура таможенных органов дает возможность четко распределить деятельность на каждом ее уровне, тем самым обеспечивая в полной мере выполнение всех определенных валютным законодательством функций. При осуществлении таможенными органами валютного контроля возникают проблемы недостоверного заявления сведений декларантами в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, что в свою очередь влечет нарушение как валютного, так и таможенного законодательства. В настоящее время наиболее крупные нарушения валютного законодательства выявляются у юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность на момент проведения проверочных мероприятий фирм-однодневок, что затрудняет процесс взыскания административных штрафов по данным нарушениям и приводит к росту дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом. По выявлению нарушений участниками ВЭД требований валютного законодательства необходимым является проведение модернизации и разработки новых программных средств, обеспечивающих ведение базы данных валютного контроля и обработку информации.

Ключевые слова: валютный контроль, таможенные органы, паспорт сделки, отток капитала, фирмы-однодневки

Список литературы:

  1. Aidarhanova K.N., Kabanbayeva G.B., Kuderin I.K. et al. Place of Currency Law in the System of Law. Life Science Journal, 2014, vol. 11, spec. iss. 4, pp. 257–260.
  2. Курилов К.Ю., Колачева Н.В. Система валютного контроля в России // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1. С. 53–56.
  3. Селюков М.В., Худякова Е.Н. К вопросу о развитии валютного контроля в системе таможенных органов РФ (на примере Белгородской таможни) // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-1. С. 194–197.
  4. Хамаганова Л.Д. Роль валютного контроля региональной таможни при проведении экспортно-импортных операций в условиях нестабильности мировой экономики // Baikal Research Journal. 2011. № 1. С. 40.
  5. Проблемы выживания и развития экономики России: коллективная монография / под ред. В.А. Петрищева. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. 212 с. URL: Link
  6. Подосинников Е.Ю. Валютный контроль: понятие, сущность и роль в системе валютного регулирования // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2016. № 3. С. 16–20. URL: Link
  7. Маркова О.М. Развитие системы валютного регулирования и валютного контроля России в условиях экономических санкций // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2. С. 411–414.
  8. Немирова Г.И., Сокольникова О.Б. Валютный контроль как инструмент борьбы с нелегальным вывозом капитала из Российской Федерации // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 4. С. 1–15. URL: Link
  9. Модернизация механизмов развития экономики России / под ред. А.Н. Сухарева. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. 116 с.
  10. Медведенко О.В. Роль и статус таможенных органов Российской Федерации при осуществлении валютного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 58–64.
  11. Зыбина Е.В. Проблемы и перспективы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в современных условиях // Транспортное дело России. 2015. № 3. С. 89–93.
  12. Медведенко О.В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России при осуществлении валютного контроля // Таврический научный обозреватель. 2017. № 1. С. 47–53. URL: Link
  13. Блейхер О.В. Модернизация методов таможенного контроля после выпуска товаров 44-й товарной группы товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 4. С. 62–64.
  14. Бондаренко Н.П. Таможенный контроль после выпуска товаров: современное состояние и перспективы развития // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 9. С. 32–36.
  15. Власов Д.Г. Методика организации и проведения совместной с налоговым органом выездной таможенной проверки импортных операций // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2014. № 4. С. 14–23. URL: Link
  16. Матвеев М.М. Проблемы валютной интеграции в условиях Евразийского экономического союза // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9. С. 13–17. URL:

Посмотреть другие статьи номера »