Резидент свободного порта Владивосток

Ассоциация резидентов ТОР и свободного порта Владивосток (СПВ) направила спикеру Государственной Думы Вячеславу Володину свою позицию по поводу внесенного в Госдуму проекта федерального закона, предусматривающего лишение резидентов СПВ возможности получать земельные участки без торгов для реализации инвестиционных проектов, сообщает ИА PrimaMedia. По оценке участников Ассоциации, в случае принятия спорного законопроекта специальный экономический режим СПВ утратит свою ключевую преференцию, это чревато заморозкой многих проектов резидентов, ухудшит инвестклимат на Дальнем Востоке и сделает невозможным достижение целей государственных программ по развитию макрорегиона. В своем обращении от 27 марта председатель Совета Ассоциации Денис Сарана информирует Вячеслава Володина о том, что предложенный депутатам Госдумы законопроект не подкреплен аналитическими исследованиями, и предлагает привлечь участников Ассоциации к обсуждению инициативы на площадках ответственных комитетов ГД.

Напомним, что речь идет о внесенном в ГД 24 марта этого года проекте федерального закона № 928822-7 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток». Законопроектом путем исключения ряда положений Земельного кодекса РФ и закона №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» предлагается лишить резидентов СПВ возможности получать земельные участки по заявительному принципу, то есть без проведения торгов.

Как сообщил корр. агентства исполнительный директор Ассоциации резидентов ТОР и СПВ Денис Гарин, подготовка нынешней редакции законопроекта шла в целом в закрытом от обсуждения с бизнес-сообществом режиме, не все однозначно было и с оценкой регулирующего воздействия (ОРВ) законопроекта.

— Преференция по упрощенному порядку оформления земельных участков изначально вызывала раздражение у местных властей, и эта инициатива по изменению «правил игры» обсуждается с 2017 года. Были разработаны более трех реакций этого законопроекта, включая редакцию с передачей полномочий по решению «земельных» вопросов АО «КРДВ». Минвостокразвития РФ плотно работало с бизнесом-сообществами на начальном этапе, но к работе с последней редакцией законопроекта общественные деловые организации не привлекались совсем. Мы о своих опасениях говорили на IV-м и V Восточных экономических форумах. Оценка регулирующего воздействия проводилась, но не активно. Законопроект был опубликован на regulation.gov.ru в июле 2019, а зашел в Госдуму в марте 2020 года и в другой редакции, по ней уже ОРВ не проводилось.

Денис Гарин. Фото: Ассоциация резидентов ТОР и СПВ

Собеседник агентства также выразил уверенность в том, что бизнес-объединения нужно обязательно привлекать на площадки федеральных органов исполнительной власти, Федерального Собрания для обсуждения имеющих прямое отношение к инвестклимату и предпринимательству законодательных инициатив.

— Конечно, мы об этом и говорим: «Вовлекайте нас!» Невозможно принять ни одно сбалансированное управленческое решение, сидя в кабинетах, без общения с бизнесом, без аналитических данных. И не выйдя, как говорится, в поля, где эти «кабинетные» регламенты просто не будут работать, — прокомментировал исполнительный директор Ассоциации. – Экономика — это живой организм. Знаете, есть такая мудрость: можно лошадь подвести к воде, но нельзя заставить ее напиться. Так и с инвестклиматом — не будет инвестиций там, где это по-настоящему непривлекательно.

По оценке Ассоциации резидентов ТОР и СПВ (некоммерческая организация, создана в 2017 году – ред.), направленной спикеру ГД Вячеславу Володину, большинство из 1893 компаний, являющихся на сегодняшний день резидентами свободного порта Владивосток, принимали решение о старте своих инвестпроектов в рамках СПВ прежде всего исходя из возможности получения земельных участков без обременительных и затратных процедур. Но, несмотря на предусмотренную законодательством РФ преференцию, большое количество инвесторов до сих пор не обеспечено землей, необходимой для реализации проектов. Особенно тревожная ситуация складывается непосредственно во Владивостокском городском округе, где более 70% подавших заявки на земельные участки резидентов СПВ их в настоящее время не получили.

Говоря о позиции предпринимательского сообщества, Ассоциация ссылается на результаты опроса, проведенного ей среди резидентов в 2019 году в рамках подготовки к V Восточному экономическому форуму. По результатам опроса, в частности, 86% респондентов отметили, что преференция при получении земли имеет ключевое значение для реализации их инвестпроектов, в случае же отмены льготы более 40% опрошенных откажутся от реализации проектов из-за длительного оформления земельных участков и более 33% — из-за высокой стоимости на торгах.

В Ассоциации уверены, что законодательная отмена льготного режима получения земли резидентами СПВ ни в коей мере не решит существующие проблемы с существующими административными барьерами, и, более того, станет причиной «заморозки» около 1 тысячи заявленных проектов, лишения экономики ДВ-региона миллиардных инвестиций и сотен новых рабочих мест. В первую очередь пострадают добросовестные инвесторы.

В своей позиции Ассоциация резидентов ТОР и СПВ также анализирует те негативные факторы, связанные с льготным порядком предоставления земли инвесторам-резидентам, которыми авторы пояснительной записки к спорному законопроекту обосновывают свою инициативу. По сути, основной проблемой в реализации преференции авторы законопроекта считают как раз административные барьеры, некие «злоупотребления» (без приведения аналитических данных по ним) и возникновение конфликтов между частными интересами бизнеса, с одной стороны, и интересами муниципалитета и горожан – с другой.

По предложению бизнес-объединения резидентов ТОР и СПВ, с которым оно обратилось к Вячеславу Володину, для снятия возникающих административных барьеров необходимо сохранение преференции при эффективном взаимодействии Корпорации развития Дальнего Востока и муниципальных властей по вопросам реализации проектов резидентов. На уровне подзаконных актов правительства РФ требуется ужесточить критерии получения статуса резидента свободного порта Владивосток (включить в перечень требуемых документов подтверждение источников финансирования), повысить эффективность контроля за исполнением обязательств как резидентов, так и органов местного самоуправления, предусмотреть ответственность сторон.

Упоминаемую авторами пояснительной записки к законопроекту информацию о «злоупотреблениях» (например, получении резидентами земли с целью перепродажи, с целью продления существующих договоров аренды без торгов и пр.) в Ассоциации считают некорректной и не подкрепленной никакими фактическими данными. Кроме того, подчеркивают в Ассоциации, существующая законодательная база в полной мере содержит возможности для расторжения соглашений КРДВ с резидентами, не ведущими заявленной деятельности, и, соответственно, лишения их полученной в льготном порядке земли. Мерой ужесточения этих возможностей авторы обращения к спикеру Госдумы видят уменьшение в базовом законе «О СПВ» срока (сейчас – 2 года), по истечении которых КРДВ получает право в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с недобросовестным резидентом.

Указывается также на «конфликт интересов» бизнеса, муниципалитета и жителей, но Ассоциация напоминает, что градостроительная политика, территориальное планирование и зонирование – в полномочиях муниципальных властей, статус резидента СПВ не дает той или иной компании никаких привилегий и возможностей влиять на существующие регламенты. Соответственно, и соблюдение баланса интересов жителей города и инвесторов – это вопрос профессионализма местной власти при подготовке тех или иных изменений генерального плана и правил землепользования и застройки.

Бизнес-объединение также опровергает утверждения авторов инициативы, согласно которым отмена «земельной» преференции «концептуально не противоречит сути правового режима свободного порта» и «не повлияет на достижения целей государственных программ РФ». Ассоциация отмечает, что возможность получения земли по льготному режиму по факту является самой востребованной бизнесом преференцией, закрепленной в законе «О СПВ», поскольку она устраняла один из самых существенных административных барьеров, передавая на федеральный уровень ( то есть КРДВ и Минвостокразвития) определенные функции распоряжения землей и стимулирования предпринимателей.

«Данный законопроект не имеет под собой оснований, к нему не представлена аналитика по злоупотреблению данной нормой права, не выявлены компании злоупотребляющие преференцией и соответственно не расторгнуты соглашения с такими резидентами. Также к законопроекту не представлена аналитика по количеству выданных земельных участков и отказам (и их основаниям), по выполнению обязательств резидентами, по освоению земельных участков и уплате арендных платежей. Без проведения данной аналитической работы не представляется возможным принятие взвешенного решения о необходимости изменения действующего порядка оформления земельных участков», — говорится в заключительной части позиции Ассоциации резидентов ТОР и СПВ по спорному законопроекту.

В завершение письма Вячеславу Володину председатель Совета Ассоциации Денис Сарана просит спикера Государственной Думы учесть позицию Ассоциации резидентов при рассмотрении неоднозначного законопроекта, а также предоставить возможность обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом на профильных комитетах Государственной Думы РФ.

При этом, как отметил Денис Сарана уже в беседе с корр. ИА PrimaMedia, дальневосточное бизнес-сообщество вполне определенно видит пути решения «земельных» вопросов в СПВ – при полном соблюдении баланса интересов власти, предпринимателей и общественности.

— Все достаточно просто: нужно работать, и каждый при этом должен заниматься своим делом. КРДВ занимается регистрацией, анализом и отбором инвесторов, муниципалитет предоставляет земельные участки, контролирует их освоение и уплату аренды, прокуратора проверяет соблюдение законов.

Возможно, нужно настроить фильтры получения статуса резидента СПВ, повысить ответственность бизнеса по своим обязательствам. Относительно спорных системных вопросов — они должны обсуждаться коллегиально на Наблюдательном совете СПВ, который с этой целью и создавался. А то, что предлагается сейчас – это совершенно несоразмерный ответ на абсолютно решаемые проблемы,

— прокомментировал ситуацию председатель Ассоциации резидентов. — В Земельном кодексе РФ — более 30 пунктов, на основании которых можно получить земельный участок без торгов – от специальных решений президента и правительства РФ до льгот садоводам, казакам, проектам ГЧП и инвесторам в «недострои». Почему появилась идея исключить именно пункт о резидентах СПВ – нам непонятно.

Конечно, не всем нравятся проекты резидентов из малого бизнеса в сфере торговли, услуг, те же традиционные автостоянки и «пит-стопы». Но необязательно отменять преференцию для всего свободного порта Владивосток, уничтожить, по сути, эту «точку роста». Это явно не «тонкая настройка» и не аккуратный подход.

Денис Сарана. Фото: ИА PrimaMedia

Комментируя сообщения в СМИ и даже цитаты региональных руководителей о резидентах СПВ, получающих землю «без конкурса и бесплатно», Денис Сарана отметил, что эта «бесплатность» — к сожалению, очень распространенное заблуждение.

— Да, существует такое мнение, что земля резидентам «отдается бесплатно», но это не соответствует действительности. Резидент может получить участок только в аренду, и за арендную плату, которая рассчитывается от кадастровой стоимости участка. Выкупить он её сможет после реализации проекта, и тоже без каких-либо скидок. Кадастровая стоимость, в свою очередь, рассчитывается от рыночной стоимости. Да, в отличие от торгов аренда не взлетает кратно, но она существенная, особенно во Владивостоке, — напомнил председатель Совета Ассоциации. – Более того, огромным барьером является не стоимость аренды, а сама процедура торгов. Инвестор не только не понимает, сколько он будет платить, но и когда он получит этот участок, не оспорит ли кто-то потом процедуру торгов, окажутся ли на них недобросовестные участники, срывающие эти торги в принципе. В целом мы видим два разных подхода. Либо регион требует от предпринимателя заплатить по максимуму в краткосрочном периоде (3-5 лет аренды), причем в процессе инвестирования, строительства, почти всегда – за счет кредитных средств. И затем ему приходится включить все эти расходы в стоимость своей продукции, тех же квартир в жилом доме.

Либо мы здесь создаем, как поручил президент, благоприятные условия на длительную перспективу для инвестиций и создания новых объектов, реализации проектов, а далее будут и рабочие места, и рост региональной экономики. Исходя из принятого — в том числе, и по нашему обращению — решения, будут понятны приоритеты.

1. Что такое свободный порт Владивосток?

Свободный порт Владивосток – это портовая зона, которая пользуется особыми режимами таможенного налогового и административного регулирования. Федеральный закон № 212 о Свободном порте Владивосток вступил в силу 12 октября 2015 года.

Режим будет действовать в течение 70 лет, с возможностью продления этого срока на территории 15 муниципальных образований Приморского края: это Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Спасск-Дальний, а также Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский и Ольгинский районы, включая их морские акватории.

2. Какими преференциями могут воспользоваться резиденты СПВ?

Преференции для резидентов:

  • Пониженные тарифы страховых взносов – 7,6%, при получении статуса резидента в течение 3 лет после принятия Закона. Не для резидентов 30%
  • В течение 5 лет налог на прибыль – 0%. В течение последующих 5 лет в региональный бюджет — 10%. Не для резидентов 20%
  • Налог на имущество 0% в течение первых 5 лет. 0,5% последующие 5 лет. Не для резидентов 2,2%
  • Налог на землю 0% в течение первых 5 лет. Не для резидентов от 0,3% до 1,5%
  • Преференция в отношении НДС — ускоренная процедура возмещения в течение 10 дней. Не для резидентов – 3 месяца.
  • Предоставление земельных участков без торгов и на срок реализации соглашения (после получения статуса резидента);
  • Меры по упорядочиванию и снижению проверочной нагрузки на бизнес. Сокращенное время проведения контрольных проверок – не более 15 дней для резидентов.
  • Режим единого окна – при прохождении контроля на границе, круглосуточный режим работы пунктов пропуска
  • Беспошлинный и безналоговый режим свободной таможенной зоны для резидентов: ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров, вывоз товаров (оборудования), ввоз иностранных товаров (оборудования)
  • Упрощенный визовый режим — получение 8-дневной визы на границе

3. Кто может стать резидентом?

Потенциальный резидент должен соответствовать нескольким критериям. Во-первых, это должен быть новый бизнес, зарегистрированный на территории свободного порта Владивосток. Во-вторых, объем инвестиций – не менее 5 млн. рублей в течение трех лет. И в – третьих, бизнес должен соответствовать разрешенным в законе видам деятельности.

Виды деятельности, которыми не могут заниматься резиденты:

  • Добыча нефти и природного газа
  • Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (за исключением аренды и лизинга)
  • Производство подакцизных товаров, за исключением производства автомобилей легковых, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива

Виды деятельности резидентов, на которые не распространяются меры государственной поддержки (льготы по федеральным налогам и пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды):

  • Деятельность финансовая и страховая
  • Торговля оптовая и розничная

4. Как стать резидентом?

  • Заполнить на сайте «Обращение о получении статуса резидента свободного порта Владивосток» http://erdc.ru/

Сотрудник Корпорации развития Дальнего Востока пришлет Вам информацию по нормативно-правовым актам, справку по критериям отбора резидентов.

Внимание: Обращение на сайте не является подачей заявки

  • Подать заявку в бумажном виде с приложенными документами: копии учредительных документов (для юр. лиц), бизнес-план, копия свидетельства о гос. регистрации юр. или физ. лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. При наличии иностранных инвесторов, еще необходим заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Заявку в бумажном виде можно послать почтой или принести лично по двум адресам:

— 690922, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, кампус ДВФУ, корпус А, ур. 11

или

— 123317, г. Москва, Пресненская набережная, д. 8, стр. 1, ММДЦ «Москва-Сити», МФК «Город Столиц», Северный блок, этаж 7

Внимание: Рассмотрение заявки происходит в течение 15 рабочих дней

  • После принятия положительного решения в течение 30 календарных дней потенциальному резиденту присылается проект соглашения.
  • После подписания соглашения, выдается свидетельство о включении в реестр резидентов.

5. Где я могу найти правовые документы по свободному порту Владивосток?

Всю необходимую правовую информацию вы можете найти на сайте «Корпорации развития Дальнего Востока» в разделе «Свободный порт».

6. Можно ли привлекать иностранные и/или заёмные средства для инвестирования?

Да, можно. Предприятия сами выбирают источники финансирования. Важно помнить, что организация должна быть зарегистрирована на территории свободного порта Владивосток и не иметь обособленных подразделений за её пределами.

7. За какой срок получают статус резидента свободный порт Владивосток?

  • 15 рабочих дней рассматривается заявка и пакет документов.
  • По результатам рассмотрения, направляется решение о заключении соглашении либо об отказе.
  • В течение 30 календарный дней будет подготовлен проект соглашения и отправлен на согласование.
  • Если все условия устраивают, подписывается соглашение и выдаётся свидетельство о присвоении статуса резидента свободный порт Владивосток.

8. Могут ли организацию или индивидуального предпринимателя лишить статуса резидента свободного порта Владивосток?

Да, могут. Лишить организацию или индивидуального предпринимателя статуса резидента могут в двух случаях. Если резидент не начнет осуществлять деятельность в течение 2 лет с момента заключения соглашения или не исполнит свои обязательства по соглашению.

9. Куда обращаться, если возникли вопросы по свободному порту Владивосток?

Департамент взаимодействия с резидентами свободного порта Владивосток: 8 (4212) 970010 (доб. 6037), электронная почта: port@erdc.ru

10. Обретут ли другие порты Дальнего Востока статус «свободного порта» и аналогичные преференции?

Законопроект «О свободном порте Дальнего Востока» подготовлен Минвостокразвития и размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В основу нового нормативного документа лег вступивший в силу 12 октября Федеральный закон «О свободном порте Владивосток».

Авторами законопроекта планируется распространить преференции свободного порта на Камчатский край, Сахалинскую область, Чукотку и Хабаровский край.

Свободный порт Владивосток — территория, на которой в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» к свободному порту Владивосток относится, в том числе, территория Артемовского городского округа.

Резидентом свободного порта Владивосток может стать индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток, и соответствующие критериям, указанным в Федеральном законе от 13.07.2015 № 212-ФЗ и постановление Правительства РФ от 20.10.2015 № 1123 «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток».

Для получения статуса резидента свободного порта Владивосток можно подать заявку на сайте Корпорации развития Дальнего Востока

Законодательством Российской Федерации в отношении резидентов свободного порта Владивосток установлены льготы по налогам и административные преференции.

Для резидентов свободного порта Владивосток также действует режим свободной таможенной зоны, подразумевающий беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров, вывоз товаров (оборудования), ввоз иностранных товаров (оборудования).

На территории Артемовского городского округа льготы в части земельного налога утверждены решением Думы Артемовского городского округа от 02.08.2005 № 158 «Об установлении земельного налога»:

резиденты свободного порта Владивосток в течение первых 5 лет со дня получения ими статуса резидента свободного порта Владивосток, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления деятельности в рамках исполнения соглашений об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток, освобождены от уплаты земельного налога;

в течение последующих 5 лет с месяца, в котором прекратила действие нулевая налоговая ставка земельного налога, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления деятельности установлена пониженная ставка земельного налога — на 60%.

Подробная информация о формах поддержки резидентов свободного порта Владивосток, получении статуса резидента свободного порта размещена на сайте Корпорации развития Дальнего Востока

Пространственная Экономика 2010. № 4. С. 58-70

УДК 338.43:631.1 А. С. Шелепа

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Рассмотрены проблемы развития сельского хозяйства Дальнего Востока, возникающие в процессе проведения экономических реформ: диспаритет цен, воспроизводство основного капитала, снижение рентабельности, система кредитования. Проанализированы экономические условия деятельности сельскохозяйственных организаций. Проведена оценка возможных направлений развития аграрного сектора региона.

Дальний Восток России, аграрный сектор, сельское хозяйство, диспаритет цен, сельскохозяйственные организации, себестоимость продукции, цены реализации, уровень поддержки, рентабельность.

На результаты хозяйственной деятельности аграрного сектора на Дальнем Востоке оказывает влияние ряд удорожающих факторов: высокие транспортные издержки на поставку ресурсов, необходимость использования дополнительных технологических приемов для устранения влияния неблагоприятных климатических факторов, потребность в повышенных дозах удобрений из-за низкого естественного плодородия земель, рассредоточен-ность сельскохозяйственного производства и его очаговый характер в северных территориях.

Либерализация цен в процессе проведения экономических реформ кардинально изменила экономические условия деятельности сельского хозяйства. Сформировался и постоянно поддерживается диспаритет цен. Цены

© Шелепа А. С., 2010

на промышленные ресурсы, приобретаемые сельским хозяйством, и цены на продовольствие растут более высокими темпами, чем цены на реализуемую товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию. В особенно сложном положении оказались удаленные регионы с экстремальными природными условиями. К таким регионам относится и Дальний Восток. Если в целом по Российской Федерации за 1991—2008 гг. цены на реализуемую сельскохозяйственную продукцию выросли в 109,8 раза, то по Дальнему Востоку в 74,2 раза, а цены на приобретаемую сельским хозяйством промышленную продукцию соответственно в 415,1 и 697,9 раза.

Таким образом, цены на промышленную продукцию для сельского хозяйства на Дальнем Востоке росли в 1,7 раза быстрее, а цены на продукцию сельского хозяйства в 1,5 раза медленнее, чем по России в целом. В итоге диспаритет цен составил по России 3,8 раза, а по Дальнему Востоку 9,4 раза. Одновременно цены на продовольствие для потребителей в регионе также росли более высокими темпами и увеличились в 210 раз, а по России в 170,6 раза .

Диспаритет цен ведет к росту и изменению структуры затрат на производство продукции сельского хозяйства. При незначительном повышении доли расходов на оплату труда увеличиваются материальные затраты, снижается удельный вес амортизации — важного источника инвестиций. Так, с 2000 по 2008 г. материальные затраты сельскохозяйственных организаций Хабаровского края выросли в 3,3 раза, в том числе на ресурсы, производимые самими предприятиями, затраты выросли в 2,7 раза, а на приобретаемые ресурсы в 4,2 раза. Удельный вес амортизации в затратах снизился с 7 до 3,2% .

Сохраняющийся диспаритет цен и высокие транспортные тарифы экономически отторгают Дальний Восток от других регионов России, что стимулирует отток населения не только из северных, но и из южных территорий. За 1991—2009 гг. регион потерял 20% постоянного населения, а сельского — 13,4%, более 83% потерь составил миграционный отток . Среди мигрантов преобладают лица трудоспособного и моложе трудоспособного возраста. Из-за диспаритета цен постоянно возрастает потребность в субсидиях и компенсациях. Это ложится все большей нагрузкой на дефицитные бюджеты субъектов РФ в ДФО.

Неблагоприятные природно-климатические и экономические условия способствовали более глубокому спаду сельскохозяйственного производства. По Российской Федерации производство валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 1990 г. составило в 2000 г. 62,8%, в 2005 г. — 73,2 и в 2008 г. — 86,9%, а по Дальнему Востоку эти показатели были 44,2; 48,1 и 55,5%. При этом отмечались большие различия между дальневосточ-

ными субъектами РФ. Так, в Магаданской области производство валовой продукции составило лишь 9,5% к уровню 1990 г., в Еврейской автономной области 67,4 и Амурской области 57,2%. В целом по округу продукции растениеводства в 2008 г. произведено 92,4% от уровня 1990 г., а животноводства лишь 38,2%.

По Российской Федерации объем инвестиций в сельское хозяйство в 2008 г. к уровню 2000 г. увеличился в 5,3 раза, а по Дальнему Востоку лишь в 2 раза . При этом доля инвестиций в сельское хозяйство от инвестиций во все отрасли экономики по России составила 4,4%, а по Дальнему Востоку — 1,2%. Это объясняется не только отраслевой структурой экономики, но и низкой привлекательностью для инвесторов аграрного сектора ДФО, а также отсутствием собственных средств (табл. 1).

Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства ДФО, % от инвестиций во все отрасли

Таблица 1

Территория 1996 2000 2005 2006 2007 2008

РФ 2,9 2,7 4,0 4,9 5,1 4,4

ДФО 3,1 2,1 1,7 1,4 1,3 1,2

Республика Саха (Якутия) 3,4 1,9 0,9 0,9 0,4 0,7

Приморский край 1,6 1,9 6,3 5,6 0,9 2,3

Хабаровский край 1,4 1,3 4,0 3,0 2,9 2,1

Амурская область 2,4 1,9 2,4 3,3 2,8 1,9

Камчатский край 9,2 5,5 1,1 1,2 0,9 3,2

Магаданская область 2,1 0,7 0,3 0,9 1,3 0,6

Сахалинская область 6,0 3,3 0,2 0,1 0,2 9,4

Еврейская автономная область 3,0 3,1 0,3 0,3 0,8 0,2

В сельском хозяйстве отсутствует возможность даже для простого воспроизводства основного капитала. Только рентабельные предприятия способны за счет собственных и заемных средств приобретать технику или получать ее на условиях лизинга. Поэтому приобретение техники не возмещает ее выбытие (табл. 2).

В результате аграрной реформы сформировался многоукладный аграрный сектор, включающий сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Структура аграрного сектора имеет значительные различия по регионам. В производстве продукции сельского хозяйства возросло значение хозяйств населения, которые производят преимущественно трудоемкую продукцию, удовлетворяющую потребности семьи: картофель, овощи, молоко и мясо (табл. 3).

Соотношение выбытия и приобретения техники в 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Амурская область Приморский край

Вид машин и механизмов выбыло, ед. приобретено, ед. % покрытия выбыло, ед. приобретено, ед. % покрытия

Тракторы 217 77 35 126 23 19

Жатки валковые 30 44 146 4 3 75

Плуги 90 11 12 44 24 54

Культиваторы 77 21 27 64 27 42

Сеялки 85 34 40 38 18 47

Комбайны зерноуборочные 100 74 74 45 12 27

Комбайны кормоуборочные 9 4 44 45 1 25

Комбайны картофелеуборочные 3 1 33 4 2 5

Доильные агрегаты 11 7 64 16 3 19

Комбайны кукурузоуборочные — — — 2 — —

Распределение производства продукции по категориям хозяйств в 2006-2008 гг., %

Таблица 3

Вид продукции Сельскохозяйственные организации Крестьянские хозяйства Хозяйства населения

Россия Дальний Восток Россия Дальний Восток Россия Дальний Восток

Валовая продукция с.-х. 43,9 30,5 7,4 10,3 48,7 59,1

зерно 78,5 74,6 20,2 23,5 1,3 1,9

соя 76,2 72,1 23,0 26,8 0,8 1,1

картофель 7,5 6,1 3,3 4,0 89,2 89,9

овощи 14,0 11,2 6,9 9,8 79,1 79,0

скот и птица на убой 49,8 37,9 3,0 9,2 47,2 52,9

молоко 44,0 21,4 4,0 11,1 52,0 67,5

яйцо 75,0 79,0 0,8 2,8 24,2 18,2

Главным фактором расширения производства в хозяйствах населения выступало жесткое экономическое принуждение в условиях резкого сокращения занятости и уровня доходов во всех отраслях сельской экономики. При стабилизации ситуации в экономике его влияние ослабевает. Так, в 1995 г. население Дальнего Востока содержало 433,7 тыс. голов крупного рогатого скота, 196,3 тыс. голов коров и 328,2 тыс. голов свиней, а в 2008 г. соответственно 276,8 тыс. голов крупного рогатого скота, 119,1 тыс. голов коров и 96,2 тыс. голов свиней; сокращение составило 36; 40 и 71%.

Практика развитых стран показывает, что время семейных ферм, а тем более личных подсобных хозяйств, уходит. Фермеры осуществляют свою деятельность в кооперативных или интегрированных системах, доводящих продукцию до конечного потребителя .

В 2008 г. сельскохозяйственные организации Дальнего Востока произвели 32% валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах, крестьянские хозяйства — 13 и хозяйства населения — 55%. Несмотря на сложную экономическую ситуацию и произошедшие структурные сдвиги, сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм в значительной степени определяют возможности восстановления и развития сельскохозяйственного производства.

В сельскохозяйственных организациях сосредоточено 74% сельскохозяйственных угодий, 76% пашни, используемых в сельскохозяйственном производстве. В 2008 г. в них размещалось 67,5% всех посевов, в том числе зерновых 72,5, сои — 69, кормовых культур — 81, картофеля — 7,7 и овощей — 15,4%. Из 117 тыс. га прироста посевных площадей за 2005—2008 гг. 46 тыс. га приходится на сельскохозяйственные организации.

Несмотря на сокращение машинно-тракторного парка, в сельскохозяйственных организациях сохраняется технико-технологическая база для товарного производства продукции. Они производят 77,2% зерна, 70,2% сои, 7,5% картофеля, 16% овощей и 81% грубых и сочных кормов. Сельскохозяйственные организации весь период реформ подтверждают свою жизнеспособность в условиях агрессивной экономической среды, длительной убыточности и высокой кредиторской задолженности. Меры, принятые на федеральном и региональном уровне по субсидированию процентных ставок по кредитам, по компенсации части затрат, по поддержке отдельных отраслей, привели к некоторому улучшению экономических условий. Это способствовало росту производства сельскохозяйственной продукции в предприятиях в сопоставимых ценах к 2000 г. на 18%. Организации являются основными поставщиками на рынок отдельных видов сельскохозяйственной продукции местного производства. Они сохраняют ведущие позиции в производстве зерна, сои, яиц (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятия сохраняют важную роль в реализации зерна, сои, яиц, скота и птицы на убой. В ресурсах потребления на местное производство приходится мяса и мясопродуктов 24%, молокопродуктов 48%, яиц 73%, овощей 70% и картофеля 99,6%. В то же время в ДФО производится 29% потребляемого зерна и продуктов его переработки .

Производство сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях Дальнего Востока без дотаций и компенсаций остается убыточным. Их убыточность снизилась с 16,9% в 2005 г. до 8,7% в 2008 г. С учетом

субсидий из бюджетов разных уровней рентабельность составила 5,5 и 9%, что не обеспечивает условий даже для простого воспроизводства .

Одновременно организации оказывают услуги владельцам личных подсобных хозяйств в выполнении энергоемких работ, реализуют корма, молодняк скота и птицы, другие ресурсы. Они способствуют сохранению и поддержанию объектов социальной инфраструктуры сельской местности, обеспечивают жизнеспособность сельского социума.

Таблица 4

Производство и реализация продукции сельскохозяйственными предприятиями, %

1990 2004 2008

Вид продукции производ- реализа- производ- реализа- производ- реали-

ство ция ство ция ство зация

Зерно 99,8 100,0 84,0 75,0 77,2 77,7

Соя 100,0 100,0 87,0 79,0 70,2 71,8

Картофель 45,0 62,0 10,0 14,0 7,5 14,2

Овощи 74,0 93,0 21,0 30,0 16,0 26,5

Молоко 78,0 93,0 30,0 52,0 21,1 31,1

Скот и птица на убой 75,0 92,0 36,0 57,0 40,2 68,0

Яйцо 90,0 99,0 78,0 96,0 78,5 94,2

В районах с экстремальными условиями сельскохозяйственные организации выполняют важную социальную функцию сохранения рабочих мест и закрепления населения в сельской местности на обширных слабоосвоенных территориях. В современных условиях 35% всех занятых в сельском хозяйстве ДФО работают в предприятиях и организациях. Сокращение занятости в организациях стимулирует отток сельского населения. В условиях глобализации экономики социальные и геополитические функции сельскохозяйственных организаций будут возрастать. Поэтому сохранение и развитие сельскохозяйственных организаций рассматривается не только с позиций производства сельскохозяйственной продукции, но и как фактор закрепления населения на Дальнем Востоке.

Восстановить в прежнем виде сельскохозяйственные предприятия невозможно, но их ликвидация ухудшает и без того сложную ситуацию в сельской местности. При ликвидации организаций в результате банкротства 70% работающих оказываются невостребованными. Возникающие на их месте крестьянские и личные подсобные хозяйства используют от 30 до 50% имеющихся угодий, хозяйства лишаются продуктивного скота, мобильной техники, происходит разрушение производственного потенциала, что делает затруднительным восстановление сельскохозяйственного производства

в обозримой перспективе. Повторное вовлечение в оборот сельскохозяйственных угодий потребует значительных затрат, превышающих расходы на оздоровление даже убыточного производства. Весь период реформ из-за воздействия неблагоприятных природных и удорожающих факторов в ДФО затраты на продукцию сельского хозяйства растут высокими темпами, и разрыв со средними показателями по России возрастает. Особенно большой разрыв отмечается при производстве продукции скотоводства и свиноводства. В 2008 г. к уровню 1990 г. затраты на продукцию животноводства увеличились в 22—36,4 раза (табл. 5).

Динамика и соотношение изменения себестоимости сельскохозяйственной продукции в РФ и ДФО

Таблица 5

РФ ДФО ДФО к РФ, %

Вид продукции себестоимость, руб./ц 2008 к 1990, раз себестоимость, руб./ц 2008 к 1990, раз 1990 2008

1990 2008 1990 2008

Зерно 12 367 30,6 21 594 28,3 1,75 1,62

Картофель 24 586 24,4 37 850 23,0 1,54 1,45

Овощи открытого грунта 17 602 35,4 30 893 29,8 1,76 1,48

Молоко 42 881 21 73 1782 24,4 1,74 2,02

Привес крупного рогатого скота 341 5851 17,1 574 16 444 28,6 1,68 2,88

Привес свиней 258 3385 13,1 345 10 550 30,6 1,34 3,11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привес птицы 163 4221 25,8 212 4672 22,0 1,3 1,10

Яйцо 70 2112 30,2 95 3464 36,4 1,36 1,64

Восстановление бройлерного промышленного птицеводства позволило ослабить рост издержек; себестоимость привеса птицы превышала в сельскохозяйственных организациях среднероссийские показатели в 2008 г. всего в 1,1 раза. В то же время себестоимость молока превышала среднероссийские показатели в 1990 г. в 1,7 раза, а в 2008 г. в 2,2 раза; по привесу крупного рогатого скота соответственно соотношения составили 1,7 и 2,9 раза; по привесу свиней 1,3 и 3,1 раза.

Рост цен на сельскохозяйственную продукцию сдерживается ограниченным спросом и монопольным положением перерабатывающих предприятий при усиливающейся конкуренции продукции, поступающей из других регионов и по импорту. В итоге рост затрат по большинству продуктов опережает рост выручки (табл. 6).

Соотношение роста себестоимости и выручки за продукцию сельского хозяйства в предприятиях Дальнего Востока

Таблица 6

Вид продукции Себестоимость, руб./ц Выручка, руб./ц Рост затрат / рост выручки

1990 2008 2008 к 1990, раз 1990 2008 2008 к 1990, раз

Зерно 21 594 28,3 33 590 17,9 1,58

Картофель 37 850 23 39 1104 28,3 0,81

Овощи открытого грунта 30 893 29,8 34 885 26,0 1,15

Молоко 73 1782 24,4 135 1813 13,4 1,82

Привес кр. рог. скота 574 16 444 28,6 670 6413 9,6 2,98

Привес свиней 345 10 550 30,6 493 9696 19,6 1,56

Привес птицы 212 4672 22 356 6057 17,0 1,29

Яйцо 95 3464 36,4 123 3756 30,5 1,19

Только по картофелю рост выручки незначительно опережает рост затрат, так как значительная часть данной продукции реализуется конечным потребителям по рыночным ценам. Особенно большие различия сложились по продукции скотоводства.

Такие различия в изменении издержек и цен реализации объясняются не только диспаритетом цен, но также сокращением объемов производства, снижением производственных показателей, повышенным расходом ресурсов из-за нарушения технологии, высокого износа техники, низкой мотивации работников сельскохозяйственных организаций, нерационального использования производственного потенциала.

Под воздействием неблагоприятных природных факторов и сформировавшейся в процессе реформ агрессивной экономической среды с 1994 г. сельскохозяйственные организации Дальнего Востока стали убыточными. Реализуемые в последние годы меры поддержки аграрного сектора позволили ослабить негативные процессы. Несмотря на постепенное снижение убыточности, ликвидацию предприятий-банкротов, финансовое положение остается сложным (табл. 7).

Рентабельность организаций завышается, так как не все они представляют бухгалтерские отчеты. При этом в отчеты не включаются даже все крупные и средние предприятия. Рентабельность сельскохозяйственного производства в ДФО ниже, чем в среднем по России, при этом отмечаются значительные колебания между субъектами Федерации.

Рентабельность сельскохозяйственных предприятий с учетом субсидий и дотаций, %

Таблица 7

Территория 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008

РФ 37 -2,3 6,7 7,8 9,9 17,2 15,3

ДФО 54 -23,3 -15,5 5,5 5,8 12,1 14,9

Республика Саха (Якутия) 107 -14 -16,7 5,4 3,0 11,1 12,2

Камчатский край 58 -3,2 -0,9 14,2 16,6 6,9 16,5

Приморский край 36 -19 -13 9,6 8,8 13,5 14,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хабаровский край 44 -13 -19 -2 -3,1 -0,1 2,2

Амурская область 48 -36 -10,1 -0,8 1,3 14,5 19,2

Магаданская область 55 -26 -47,6 -0,7 — -10,9 -11,9

Сахалинская область 43 -28 -7,9 4,1 6,8 7,5 14,5

Еврейская автономная область 51 -68 -17,8 26,3 13,4 6,1 21,5

Чукотский автономный округ 60 -37 -19 168,4 141,1 174,6 80,4

Расширение практики субсидирования кредитов и переход к реализации приоритетного национального проекта и Государственной программы развития сельского хозяйства способствовали росту кредитования, повышению обеспеченности оборотными средствами (табл. 8).

Таблица 8

Кредиты, полученные сельскохозяйственными организациями, млн руб.

Территория Долгосрочные Краткосрочные

2005 2006 2007 2008 2008 к 2005, % 2005 2006 2007 2008 2008 к 2005, %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ДФО 547,1 1708,9 2727,0 4076,6 745 1251,1 1769,4 1752,4 2173,0 173

Республика Саха (Якутия) 51,1 139,5 91,4 300,1 587 64,5 59,3 25,3 47,2 73

Камчатский край — 17,1 26,5 25,9 — 16,1 23,6 75,4 55,6 345

Приморский край 326,6 757,2 1031,4 146,6 45 240,4 513,3 678,1 932,8 388

Хабаровский край 9,1 72,9 268,8 1301,8 14 305 141,3 213,9 199,2 155,7 110

Амурская область 148,0 706,3 1237,8 1266,6 856 748 942,1 741,5 927,4 124

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Магаданская область 0,3 8,7 7,0 — — 12,9 12,3 6,2 3,5 27

Сахалинская область 5,6 2,5 54,8 55,1 984 11,2 4,9 17,2 39,7 354

Еврейская автономная область 6,3 4,7 9,3 10,5 166 16,4 — 9,4 9,6 58

Чукотский автономный округ — — — — — 0,4 — 0,1 1,5 375

В 2008 г. сумма кредитов, полученных сельхозпредприятиями, увеличилась по сравнению с 2005 г. в 3,5 раза, в том числе долгосрочный: в 7,4 и краткосрочных в 1,7 раза. Получить кредиты и использовать их для модернизации материально-технической базы могут лишь рентабельные предприятия .

Под воздействием экономических условий в сельскохозяйственных организациях нарастает кредиторская задолженность, уровень которой превышает дебиторскую задолженность по всем территориям (табл. 9).

Таблица 9

Кредиторская и дебиторская задолженность сельскохозяйственных организаций, млн руб.

Территория Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность Отношение кредиторской задолженности к дебиторской, раз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005 2008 2005 2008 2005 2008

ДФО 5435,2 6525,8 1633,3 3492,6 3,32 1,87

Республика Саха (Якутия) 1145,4 983,0 357,5 365,9 3,2 2,69

Камчатский край 238,3 318,0 35,0 81,2 6,8 3,9

Приморский край 925,3 1807,3 554,1 1194,3 1,67 1,51

Хабаровский край 901,0 1215,3 174,7 1296,2 5,15 0,93

Амурская область 1422,8 1727,7 406,0 426,5 3,5 4,05

Магаданская область 155,6 57,2 9,5 6,0 16,3 9,5

Сахалинская область 147,0 284,1 38,2 73,8 3,85 3,85

Еврейская автономная область 192,1 51,1 23,0 12,1 8,35 4,22

Чукотский автономный округ 307,7 82,1 35,3 36,6 8,72 2,24

В 2008 г. в целом по округу кредиторская задолженность по сравнению с 2005 г. выросла на 20%, а дебиторская в 2,1 раза и составила 53% от кредиторской. Накопление кредиторской задолженности, несвоевременные расчеты перерабатывающих предприятий, способствующие росту дебиторской задолженности, ведут к дефициту оборотных средств, снижению эффективности отрасли, отсутствию инвестиций и разрушению производственного потенциала.

Состояние аграрного сектора в отдельных субъектах РФ зависит от уровня оказываемой поддержки, которая осуществляется как посредством выплаты дотаций и компенсаций, так и выделением средств на инвестиции, на выплаты отдельным категориям работников. При этом уровень поддержки имеет большие различия между отдельными территориями (табл. 10).

Таблица 10

Расходы на реализацию программы развития сельского хозяйства, 2008 г.

Расходы, млн руб. Доля территорий, % Расходы, руб.

Территория всего в т. ч. из регионального бюджета в валовой продукции в общем объеме поддержки на 1 сельского жителя на 1 га с.-х. угодий на 1 га пашни

ДФО 7361,5 6007,6 100 100 4501 1762 3406

Республика Саха (Якутия) 4157 3856,5 21,4 56,4 12 524 5470 49 606

Камчатский край 396,8 329 5,4 5,5 5693 3743 7544

Приморский край 415,9 219 21,5 5,7 844 381 630

Хабаровский край 902,5 784,2 14,5 12,2 3306 6698 10 279

Амурская область 1001,7 454,6 21 13,6 3338 581 874

Магаданская область 102,4 78,1 1,8 1,4 12 331 2850 7470

Сахалинская область 258,6 223,3 8,1 3,5 2276 3673 7495

Еврейская автономная область 126,6 62,9 6,3 1,7 2016 910 1535

В более сложном положении оказались основные сельскохозяйственные территории. В них уровень поддержки на 1 га пашни значительно ниже, чем в среднем по ДФО. При относительно равном производстве продукции сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) и Амурской области в первой аграрный сектор получает 56,4% всей поддержки, а во второй лишь 13,6%.

Под влиянием неодинаковой поддержки производство сосредотачивается в районах с менее благоприятными условиями, происходит изоляция рынков отдельных территорий. Использование субсидируемых кредитов не позволяет решать проблему повышения доходности аграрного сектора и закрепления сельского населения в регионе. Экономические условия делают недоступными меры государственной поддержки для большинства сельско-

хозяйственных товаропроизводителей. Механизм софинансирования не позволяет регионам с дефицитным бюджетом привлекать ресурсы федерального бюджета, а низкие доходы сельских товаропроизводителей и сельского населения не дают возможности привлекать внебюджетные источники. Необходим дифференцированный подход к регионам, учитывающий потребности развития сельскохозяйственного производства и формирования социальной инфраструктуры на уровне социальных стандартов, выделение прямых инвестиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование достижений селекции, современных многооперационныгх машин и ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве позволяет наращивать производство продукции сельского хозяйства и снизить издержки. Однако для этого требуется достаточное наличие квалифицированны»: кадров. В последние годы прекратился приток молодежи в аграрный сектор, что объясняется тяжестью и рискованностью труда в сельском хозяйстве, его низкой престижностью, а главное, неоправданно низкой его оплатой. Оплата труда в сельском хозяйстве не обеспечивает простого воспроизводства рабочей силы. В итоге сохраняется высокий уровень бедности и растет социальная неудовлетворенность сельских жителей, усиливается расслоение по уровню доходов и качеству жизни, формируются группы населения с противоположными интересами, сельский социум теряет свое единство .

В настоящее время нет более важной задачи, чем повышение доходов аграрного сектора и доведение оплаты труда в сельском хозяйстве до среднего уровня по экономике. Ее решение требует значительного увеличения производства и обеспечения конкурентоспособности продукции на основе технико-технологического переоснащения и повышения интенсивности отрасли. Для этого необходимы инвестиции, стартовая часть которых должна быть выделена государством, так как за годы реформ аграрный сектор обескровлен и не имеет собственный: источников для кардинального изменения ситуации .

Государственные инвестиции целесообразно направлять на формирование производственной и социальной инфраструктуры, создание машинно-технологических станций, перерабатывающих производств, базы для хранения сельскохозяйственной продукции . Создание возможностей для рентабельной работы будет способствовать привлечению частных инвестиций в агропромышленное производство. В этом случае ограниченные централизованные инвестиции послужат базой для формирования кооперативных и интегрированных структур.

Формирование производственной и социальной инфраструктуры, создание эффективных рабочих мест в сельской местности с участием государственных инвестиций будет способствовать развитию экономики, стабилизации сельского населения и повышению жизнеспособности сельского

социума; позволит привлекать для работы в аграрном секторе жителей малых городов и рабочих поселков. Одновременно появятся мотивы для закрепления сельской молодежи в агропромышленном производстве и возвращения бывших работников сельского хозяйства.

Перспективы развития аграрного сектора ДФО при сохранении диспаритета цен, дефицита инвестиций и оборотных средств из-за изъятия доходов сельского хозяйства и низкой конкурентоспособности его продукции в сравнении с сопредельными странами неблагоприятны. Однако при положительном решении общих проблем, создании приемлемых экономических условий сельское хозяйство Дальнего Востока сможет стать не только точкой роста экономики региона, но и внесет свой вклад в решение общегосударственных проблем увеличения собственного производства и снижения зависимости страны от импорта продовольствия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агропромышленный комплекс России в 2000 г. (2005, 2006, 2007, 2008) / Рос-стат. М., 2001 (2006, 2007, 2008, 2009).

2. Буздалов И. Условия и направления социально-экономической модернизации сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2010. № 5.

3. Дальневосточный регион и Амурская область в 2008 году / Амурстат. Благовещенск, 2009.

4. Зинченко А. Доходы сельского хозяйства и воспроизводство в хозяйствах населения // АПК: экономика, управление. 2010. № 8.

5. Наличие сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях на 1 января 2009 года / Приморскстат. Владивосток, 2009.

6. Наличие тракторов, сельскохозяйственных машин и энергетических мощностей на 1 января 2009 года / Амурстат. Благовещенск, 2009.

7. Основные показатели развития АПК Дальневосточного района, Республики Бурятия и Читинской области Российской Федерации. М., 1992.

8. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций Хабаровского края в 2000 г. (2008). Стат. бюл. / Хабаровскстат. Хабаровск, 2001 (2009).

9. Потребление основных продуктов питания населением Амурской области и регионов Дальневосточного федерального округа в 2008 году / Амурстат. Благове -щенск, 2009.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 1995 (2005, 2006,

2007, 2008). Стат. сб. / Росстат, 1996 (2006, 2007, 2008, 2009).

11. Рунов Б. А., Корольков А. Ф., Приемко В. В. Аграрная политика стран мира. М.,

12 октября 2015 г. вступил в силу долгожданный для многих бизнесменов Приморья Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Актуальными становятся вопросы предпринимателей о том, какие привилегии приобретает резидент свободного порта, кто может им стать и что для этого нужно.

Преференции свободного порта Владивосток

Для резидентов свободного порта законодательно предусмотрен особый льготный режим налогообложения, предоставляющий ряд привилегий. Например, общий размер страховых взносов для предпринимателя, не являющегося резидентом свободного порта, составляет 30%, а для резидента свободного порта Владивосток он равен всего 7,6%.

Также в течение 5 лет для резидентов налог на землю и налог на прибыль составляют 0%. Кроме того, для резидентов свободного порта предусмотрены сокращенные сроки получения разрешительной документации на капитальное строительство и иные преференции, значительно облегчающие ведение бизнеса.

Требования, предъявляемые к резиденту

  1. Резидентом свободного порта Владивосток может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированное на территории свободного порта.
  2. Необходимо иметь новый инвестиционный проект либо указать новые для вас виды деятельности (коды ОКВЭД). Регистрация в качестве резидента претендента, уже осуществляющего заявленный вид деятельности, невозможна. Кроме того, необходимо проверить, относится ли выбранный вами вид деятельности к видам, которые подпадают под льготный режим, т.к. в противном случае на вас будет распространяться общий режим налогообложения.
  3. Объем капитальных вложений не может быть менее 5 млн рублей в течение трех лет.
  4. Заявленные вами виды деятельности не должны быть запрещены. К запрещенным видам деятельности относятся: добыча нефти, природного газа и иные перечисленные в законе виды деятельности.

ВАЖНО! Обращаем ваше внимание, что необходимо крайне внимательно подойти к соблюдению требований для вступления в число резидентов свободного порта, т.к. причин, по которым вы можете получить отказ достаточно много. Так, если ваша организация уже применяет специальный режим налогообложения, то вам со стопроцентной вероятностью откажут. Кроме того, отказ последует и в случае, если ваша организация имеет обособленные подразделения вне свободного порта или является резидентом особой экономической зоны. Поэтому советуем вам тщательно проанализировать характеристики вашей компании на предмет соответствия заявленным требованиям, прежде чем подавать пакет документов.

Как стать резидентом свободного порта Владивосток?

Для того чтобы стать резидентом свободного порта, необходимо предоставить заявку на получение статуса резидента и требуемый пакет документов в Корпорацию Развития Дальнего Востока (КРДВ). В заявке вы указываете виды деятельности, которые планируете осуществлять на территории свободного порта, адрес земельного участка, где планируете ее осуществлять, и иную информацию. Кроме заявки, вы должны предоставить копии учредительных документов организации (для юридического лица), бизнес-план, копию свидетельства о государственной регистрации и копию свидетельства о постановке на налоговый учет.

Бизнес-план в обязательном порядке должен содержать информацию, перечень которой законодательно урегулирован. В нем должна содержаться информация о предполагаемых сроках реализации проекта, сроке его окупаемости, планируемых источниках денежных средств и иная информация, дающая возможность сделать вывод о доходности Вашего проекта. В связи с увеличением численности резидентов свободного порта и большим наплывом претендентов в резиденты орган, принимающий решение, стал более строго относиться к оценке бизнес-планов, представляемых претендентами. Поэтому советуем вам наиболее внимательно подойти к составлению данного документа, а при необходимости обратиться к специалистам в данной области.

Создание свободного порта Владивосток – перспективное и выгодное решение, прежде всего для приморских предпринимателей. Преференции свободного порта позволяют развивать бизнес в новых, наиболее комфортных условиях. Именно поэтому необходимо владеть информацией, а также с особой внимательностью подойти к формированию необходимого пакета документов кандидата в резиденты.

Продолжение следует

Толмачёва Юлия Валерьевна

Компания: Должность: председатель КА «Толмачева и ко» АППК Сайт: www.tolco.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь