Режим работы культуры

О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 сентября 2011 года N 906

О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек

В целях реализации программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст.3720), и определения параметров взаимодействия с субъектами РФ
приказываю:

1. Департаментам Минкультуры России при взаимодействии с субъектами РФ руководствоваться нормативами штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек (далее — нормативы) согласно приложению.

2. Департаменту Генерального секретариата (Ю.А.Шубин) обеспечить методическую помощь органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуры по внедрению нормативов и их использованию для повышения эффективности работы учреждений культуры.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра А.Е.Бусыгина.

Министр
А.А.Авдеев

Приложение. Методические рекомендации по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации

Приложение
к приказу Минкультуры России
от 1 сентября 2011 года N 906

I. Общие положения

1.1. Типовые нормативы штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов РФ (центральных региональных библиотек) разработаны в целях обеспечения исполнения Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р, и приказа Минкультуры России от 21.06.2006 N 278.

1.2. Типовые нормативы штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов РФ предназначены для установления рекомендуемой минимальной штатной численности основного (творческого) персонала и библиотечных работников, которая позволяет осуществлять усредненный набор услуг, закрепляемых за каждым типом учреждений культуры при средних организационно-технических условиях деятельности.
Нормативы штатной численности носят ориентировочный характер и корректируются с учетом конкретного организационно-технического уровня оказания услуг культуры и конкретной специфики деятельности специалистов.

1.3. Типовые нормативы штатной численности разработаны для обоснования необходимой минимальной численности основного (творческого) персонала домов (дворцов/центров) культуры, сельских домов культуры, культурно-досуговых центров, домов народного творчества, а также основного персонала центральных библиотек субъектов РФ — детских, юношеских, универсальных научных, специализированных библиотек для инвалидов по зрению — и рекомендуются для применения в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях культуры независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Для центральных региональных детско-юношеских библиотек могут применяться типовые нормативы штатной численности, разработанные для центральных детских и центральных юношеских библиотек субъектов РФ.

1.4. В целях разработки нормативов штатной численности работников бюджетных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов РФ в методических рекомендациях приняты следующие определения и понятия:
Библиотечная услуга — это результат библиотечной деятельности по выявлению, формированию и удовлетворению информационных и культурных потребностей пользователей библиотеки.
Дворцы культуры — культурно-досуговые учреждения, обладающие высокими характеристиками по параметрам мощности, оборудования, штатной численности. Обслуживают население по месту расположения. Расположение не имеет зависимости от административного статуса (село-город). Главным критерием для принятия решения о наличии Дворца культуры являются финансовые средства учредителя. Располагаются в районных центрах и городах. Как правило, имеют статус юридического лица и являются методическими центрами для подведомственной сети. Основное содержание деятельности предусматривает организацию работы творческих коллективов в различных жанрах и обеспечение социально-культурных мероприятий на основании муниципального заказа.
Детские библиотеки — это специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы (см. специализированные библиотеки).
Дома культуры — культурно-досуговые учреждения, обладающие большими характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Главным признаком является расширенная зона обслуживания и наличие филиалов. Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие населенные пункты, где отсутствуют стационарные единицы, а также являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и районных центрах. Создаются для обеспечения досуга населения, условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. Как правило, являются самостоятельными юридическими лицами.
Дома народного творчества — культурно-досуговые учреждения, созданные с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. Являются методическими центрами для подведомственной сети, в остальном соответствуют параметрам Домов культуры.
Категории персонала — это группы работников учреждений культуры, выполняющих различные функциональные роли в процессе организации деятельности учреждений культуры и оказания услуг культуры (основной (творческий) персонал, административно-управленческий персонал, информационно-технический персонал, обслуживающий персонал).
Клубное учреждение — организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.
Клубное формирование — добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.
Клубы — культурно-досуговые учреждения, обладающие небольшими мощностными характеристиками и штатной численностью.
Корреляция — статистическая взаимосвязь двух или нескольких величин. При этом изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции.
Корреляционно-регрессионный анализ — метод, основанный на построении регрессионной модели. Регрессионная модель описывает, как в среднем результативный признак у (численность работников учреждений культуры) зависит от влияющих на него факториальных признаков х.
Последние определяются путем расчета коэффициентов корреляции, позволяющих оценить тесноту связи между численностью работников и рядом показателей, характеризующих прежде всего трудоемкость и эффективность их труда.
Культурно-досуговые центры (центры культуры и досуга) — культурно-досуговые учреждения, которые по мощностным характеристикам соответствуют Дворцам культуры. Являются интегрированными учреждениями. В общем объеме услуг преобладает досуговая составляющая и мероприятия социокультурного характера. Собственно творческая деятельность занимает 13-19% и является основным условием для создания продуктов культурного характера.
Модельный стандарт деятельности библиотеки — документ рекомендательного характера, содержащий требования к ресурсному обеспечению и услугам библиотеки, разработанный с учетом требований законодательных и нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, международных стандартов и специфики видов этих учреждений.
Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения — документ рекомендательного характера, регулирующий организационно-методические вопросы деятельности учреждений культурно-досугового типа и разработанный с учетом требований законодательных и нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, международных стандартов и специфики сети этих учреждений.
Норма обслуживания — это установленное число пользователей, посетителей, посещений и т.д., приходящихся на одного работника в определенный отрезок времени (рабочий день, месяц, год).
Норма труда — это мера затрат труда на выполнение заданного объема работ и предоставление услуг в определенных организационно-технических условиях.
Услуги, предоставляемые населению культурно-досуговыми учреждениями, — социально значимые услуги, предоставляемые населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей) в соответствии с Номенклатурой государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации, утвержденной распоряжением Минкультуры России от 18.09.2009 N р-6, носящие интегрированный характер и представленные в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и др.).
Эконометрические модели — экономико-математические модели, устанавливающие количественные взаимосвязи экономических объектов и процессов при помощи математических и статистических методов исследования.
Юношеские библиотеки — специализированные библиотеки, обслуживающие лиц в возрасте от 14 лет (см. специализированные библиотеки).

1.5. В основу разработки нормативов штатной численности основного персонала библиотек (библиотечных работников) и основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа положен метод корреляционно-регрессионного факторного анализа и построения на его основе математических моделей, позволяющий рассчитывать нормативы штатной численности персонала с учетом воздействия на нее важнейших факторов трудоемкости оказания основных услуг.
Для построения математических моделей использовались данные оперативного учета и статистической отчетности вышеуказанных типов учреждений культуры.

II. Нормативная часть

2.1. С целью построения математических моделей для учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов РФ были выделены следующие укрупненные группы услуг, охватывающие их основную деятельность.
Для культурно-досуговых учреждений:
— организация деятельности клубных формирований;
— организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий;
— оказание методической, консультативной помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий.
Для библиотек:
— обслуживание пользователей;
— информационная, библиографическая деятельность;
— методическая и организационно-массовая работа (включая научную работу для универсальных научных библиотек, детских библиотек).

2.2. Экспертным путем определены факторы, оказывающие влияние на трудоемкость работ по группам услуг.
На трудоемкость работ КДУ по группе услуг «Организация деятельности клубных формирований» оказывают влияние следующие факторы:
— количество клубных формирований;
— количество обучающих формирований (лекториев, курсов, школ и т.п.) (для Дома (дворца/центра) культуры);
— количество фольклорных коллективов (для Дома (дворца/центра) народного творчества);
— число участников клубных формирований;
— число участников обучающих формирований (для Дома (дворца/центра) культуры);
— число участников фольклорных коллективов (для Дома (дворца/центра) народного творчества);
— наполняемость клубных формирований.
На трудоемкость работ КДУ по группе услуг «Организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий» оказывают влияние следующие факторы:
— число мероприятий;
— число посетителей мероприятий;
— число участников смотров и фестивалей (для Дома (дворца/центра) народного творчества);
— число зрителей смотров и фестивалей (для Дома (дворца/центра) народного творчества);
— количество проведенных конкурсов (для Дома (дворца/центра) народного творчества);
— число участников конкурсов (для Дома (дворца/центра) народного творчества);
— количество проведенных марш-парадов, концертов (для Дома (дворца/центра) народного творчества);
— число участников марш-парадов, концертов (для Дома (дворца/центра) народного творчества);
— количество проведенных экспедиций (для Дома (дворца/центра) народного творчества).
На трудоемкость работ КДУ по группе услуг «Оказание методической, консультативной помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий» оказывают влияние следующие факторы:
— количество проведенных культурных мероприятий;
— количество мероприятий по оказанию методической помощи в проведении культурно-досуговых мероприятий;
— число посетителей мероприятий по оказанию методической помощи.
На трудоемкость работ библиотек по группе услуг «Обслуживание пользователей» влияют следующие факторы:
— число зарегистрированных пользователей библиотеки;
— число зарегистрированных пользователей до 14 лет включительно (для детской библиотеки);
— число зарегистрированных пользователей от 15 до 24 лет включительно (для юношеской библиотеки);
— количество выданных экземпляров за отчетный год, всего (печатные документы, электронные издания, аудиовизуальные материалы);
— количество экземпляров, выданных в течение года, книг;
— количество выданных изданий в рельефно-точечном формате (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);
— количество выданных аудиоматериалов (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);
— численность обслуженных на дому читателей библиотеки (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);
— количество выездов к читателям на собственном автотранспорте (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);
— число посещений библиотеки;
— число абонентов МБА;
— число персональных компьютеров.
На трудоемкость работ библиотек по группе услуг «Информационная, библиографическая деятельность» влияют следующие факторы:
— объем собственных баз данных;
— объем библиографических баз данных;
— состояние и количество экземпляров библиотечного фонда;
— объем электронного каталога;
— число посещений Veb-сайтов в библиотеки;
— число документовыдач;
— количество выполненных справок.
На трудоемкость работ библиотек по группе услуг «Методическая и организационно-массовая работа» влияют следующие факторы:
— число посещений;
— число посещений массовых мероприятий;
— число посадочных мест для пользователей;
— количество опубликованных научных статей (для научных библиотек);
— количество выполненных научно-исследовательских работ (для научных библиотек);
— число изданных методических пособий (для научных библиотек);
— число проведенных групповых чтений с чтецом (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);
— число проведенных индивидуальных чтений с чтецом (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);
— количество методических выездов.

2.3. С помощью метода корреляционно-регрессионного анализа установлена теснота связи между численностью работников учреждений культуры и показателями деятельности (факторами трудоемкости). Для этого рассчитаны парные коэффициенты корреляции.

2.4. Проведенный корреляционный анализ деятельности библиотек в целях определения нормативной штатной численности показал, что наибольшее влияние на трудоемкость оказываемых услуг работниками библиотек оказывают такие факторы, как книговыдача, численность зарегистрированных пользователей, число посещений, а наибольшее влияние на трудоемкость оказываемых услуг работниками культурно-досуговых учреждений — такие факторы, как количество клубных формирований и число их участников, количество проведенных культурно-досуговых мероприятий и число их посетителей, количество народных коллективов. Степень влияния факторов трудоемкости на численность персонала определяется через максимальные коэффициенты корреляции.

2.5. Методическая последовательность разработки нормативов штатной численности следующая.
— Создание разработочных таблиц для расчета корреляционно-регрессионных зависимостей численности работников (штатной и основного (творческого и библиотечного) персонала) от факторов трудоемкости.
— Проведение расчетов и вывод уравнений регрессии. Создание математических моделей зависимости численности персонала учреждений культуры от основных факторов трудоемкости, выраженных через основные показатели их деятельности.
— Проведение проектных расчетов нормативных значений, определение отклонений фактических значений от нормативных и выравнивание нормативных рядов.
— Построение таблиц нормативов численности (проектов) персонала учреждений культурно-досугового типа и библиотек по всем выделяемым типам организаций (для учреждений культурно-досугового типа: домов (дворцов/центров) культуры, в том числе сельских домов культуры, культурно-досуговых центров (центров культуры и досуга), домов (центров/дворцов) народного творчества (досуга и народного творчества), а также библиотек: центральных региональных детских, юношеских, универсальных научных и специализированных для инвалидов по зрению.
— Проведение апробации проектов нормативов штатной численности и их доработка.

2.6. Нормативы штатной численности основного персонала библиотек и основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа, разработанные на основе построения эконометрических моделей, представлены в таблицах 1-8*.

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

2.7. Распределение общей нормативной численности основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа и библиотек по важнейшим профессионально-квалификационным группам остается прерогативой самих учреждений культуры (на основании устанавливаемых для них объемов услуг и финансирования).

2.8. Объективные различия организационно-технических условий деятельности домов (дворцов/центров) культуры, сельских клубов, культурно-досуговых центров, домов народного творчества (в квалификации персонала, организации труда и управления, масштабах внедрения новых информационных технологий, технической оснащенности учреждений культуры, наличии транспортных средств, средств связи и др.) обусловливают необходимость корректировки их нормативной численности с использованием корректирующих коэффициентов, что требует соответствующего обоснования и согласования с учредителями (органами управления культуры субъектов РФ или муниципальных образований).

2.9. Объективные различия организационно-технических условий деятельности центральных библиотек субъектов РФ: детских, юношеских, универсальных научных, специализированных для инвалидов по зрению (в квалификации персонала, организации труда и управления, масштабах внедрения новых информационных технологий, технической оснащенности учреждений культуры, наличии транспортных средств, средств связи и др.), обусловливают необходимость корректировки их нормативной численности, что требует обоснования и согласования с учредителями (соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ).

2.10. В целях обеспечения оптимальных организационно-экономических условий для оказания полномасштабных и качественных услуг культуры населению любого субъекта РФ и муниципального образования, недопущения необоснованного сокращения численности работников учреждений культуры обязательно следует учитывать фактические (реальные) условия деятельности, особенности и факторы, оказывающие существенное влияние на трудоемкость оказания услуг культуры, и корректировать с их учетом нормативные значения штатной численности персонала. Корректирующие коэффициенты могут устанавливаться как для отдельных учреждений культуры, так и для их определенных групп.

2.11. Типовые нормативы штатной численности носят рекомендательный характер. Нормативные значения численности основного творческого персонала домов (дворцов/центров) культуры, сельских клубов, культурно-досуговых центров, домов народного творчества, центральных региональных детских, юношеских, универсальных научных и специализированных библиотек для инвалидов по зрению соответствуют усредненным организационно-техническим условиям оказания ими услуг культуры. Общая штатная численность работников данных учреждений культуры определяется путем суммирования нормативной численности основного творческого персонала, нормативной численности административно-управленческого персонала, информационно-технического и младшего обслуживающего персонала (в соответствии с действующими нормативами).

***

P.S. При расчетах штатной численности библиотек следует применять Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках (Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Центральное бюро нормативов по труду. — М., 1997, 85 с).
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Образование в Документах,
N 2, февраль 2012 года

По общему правилу, установленному частью второй ст. 91 Трудового кодекса РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других работников) Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами может быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Особенности продолжительности рабочего времени и времени отдыха работников культурно-досуговых учреждений, в частности руководителей клубных формирований (кружков), федеральным законодательством не урегулированы.

В связи с поступающими обращениями от работников 27 декабря 2016 года крайком профсоюза работников культуры направил письмо в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с просьбой разъяснить какая продолжительность рабочего времени должна быть установлена для руководителей клубных формирований.

Из ответа Минтруда РФ следует, что продолжительность рабочего времени для руководителя клубного формирования может быть установлена организацией самостоятельно трудовым договором.

С текстом письма можно ознакомиться ниже.

Ответ Минтруда РФ по продолжительности рабочего времени руководителя клубного формирования

Сельский клуб, Дом культуры обязан довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение (вывеска на фасаде здания, с полным названием данного КДУ). Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для граждан.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор.

Режим работы сельского клуба, Дома культуры, в том числе в выходные, санитарные дни, устанавливается для каждого клубного учреждения с учетом потребностей населения и интенсивности его посещения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Время работы сельского клуба, Дома культуры не должно полностью совпадать с часами работы основной части населения (продолжительность рабочей недели для женщин 36 часов, для мужчин – 40 часов, согласно Постановлению Президиума Верховного Совет РСФСР от 25.01.91 г. N Б/Н «О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР ОТ 1 НОЯБРЯ 1990 N 298/3-I «О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ, ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА НА СЕЛЕ»).

Документы, регламентирующие деятельность кду

В состав документов, регламентирующих деятельность сельского клуба, Дома культуры должны входить:

Учредительные документы культурно-досугового учреждения

  • Решение собственника (учредителя) о создании учреждения

  • Устав учреждения (положение)

  • Структура учреждения,

  • Штатная численность его подразделений (отделов) ;

  • Штатное расписание

  • Технический паспорт учреждения;

Локальные акты учреждения:

  • Коллективный договор

  • Правила внутреннего трудового распорядка

  • Должностные инструкции

  • Положения о надбавках, доплатах, премировании

  • Положение о платных услугах

  • Документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности

Организационно-распорядительные документы:

  • планы и отчеты учреждения

  • протоколы, постановления, решения

  • приказы, распоряжения, указания

  • аттестационные документы

  • бухгалтерские документы

  • кадровые документы

  • журнал учета культурно-досуговой работы учреждения

  • журнал учета работы клубных формирований;

  • при оказании Учреждением платных услуг соответствующая документация по ведению билетного хозяйства учреждения (книга по учету бланков строгой отчетности, акты сдачи-приемки, акты о списании).

  • нормативно-правовые, распорядительные акты органов местного самоуправления, регламентирующие деятельность Учреждений;

Положение об учреждении культурно-досугового типа должно включать в себя следующие сведения:

— предназначение сельского клуба, Дома культуры;

— порядок его формирования, деятельности, управления, реорганизации и ликвидации;

— источники и порядок финансирования;

— юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);

— ведомственная принадлежность и подчиненность;

— штатное расписание, правила внутреннего распорядка;

— объем предоставляемых услуг (обязательных и дополнительных).

Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, предусматривать меры совершенствования работы сельского клуба, Дома культуры.

Эксплуатационные документы на имеющееся в сельском клубе техническое оснащение должны способствовать обеспечению его нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживанию и поддержанию в работоспособном состоянии.

Международные, национальные и региональные стандарты, в том числе настоящие нормативы минимального ресурсного обеспечения услуг, должны составлять нормативную основу практической работы в области культуры.

В сельском клубе следует осуществлять регулярный (не реже 1 раза в год) пересмотр документов, регламентирующих деятельность сельского клуба. Пересмотр подразумевает включение в документы, регламентирующие деятельность сельского клуба, необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших.