Ревизия в магазине

Акт проверки отдельных вопросов ведения бухгалтерского, налогового учета в МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры»

Акт

проверки отдельных вопросов ведения бухгалтерского, налогового учета

в МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры»

Основание для проведения проверки: пункт 1.1 плана работы контрольно-счетной комиссии муниципального образования Камешковский район на 2016 год.

Цель проверки: осуществление контроля за правильным ведением бухгалтерского, налогового учета в МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры».

Предмет проверки: бухгалтерские документы (в том числе все журналы операций, первичная и отчетная документация), лицевые счета по заработной плате, бюджетная роспись, сметы расходов казенных учреждений, порядок ведения смет, муниципальные программы, бюджетная (и иная) отчетность, правоустанавливающая документация (договоры, приказы, распоряжения, постановления и др.), планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, иные документы и информация, необходимые для проверки.

Объект проверки: МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» (далее по тексту возможно сокращение – централизованная бухгалтерия либо централизованная бухгалтерия учреждений культуры).

Проверяемый период: 2014 год, 2015 год.

1. Проверка соблюдения кассовой дисциплины

Выборочная проверка кассовых операций показала, что работа ведется в соответствии с положением о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами, утвержденным указанием ЦБ РФ -У.

Нарушения по ведению кассовых операций не выявлены.

С лицом, ответственным за выдачу и хранение денежных средств, заключен письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Наличные денежные средства, снятые по чекам с лицевого счета, в кассу приходуются своевременно и в полном объеме.

2. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

По состоянию на 01.01.2015 по учреждениям, обслуживаемым МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры», дебиторская задолженность составляет 92,9 тыс. руб., по состоянию на 01.01.2016 дебиторская задолженность уменьшилась в 2,5 раза и составила 37,6 тыс. руб., что является положительной тенденцией.

Кредиторская задолженность по учреждениям, обслуживаемым МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры», на 01.01.2015 составила 2175,7 тыс. руб., на 01.01.2016 – 898,9 тыс. руб. Таким образом, наблюдается значительное уменьшение кредиторской задолженности (в 2,4 раза), что является положительной тенденцией.

Согласно приказу Минфина России перед сдачей годовой отчетности в учреждениях должна быть проведена инвентаризация. Причем инвентаризации должно быть подвергнуто не только имущество учреждений, но и расчеты по обязательствам. При этом при инвентаризации расчетов проверяется обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета учреждения, и состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

Централизованной бухгалтерией учреждений культуры не были оформлены акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

При проверке актов сверок выяснилось, что большинство из них недооформлены. Данные недостатки также выявлялись при предыдущей проверке МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры».

Так акт сверки на 01.01.2015 между Владимир» и МУК «Камешковский районный историко–краеведческий музей» нет подписи руководителя и главного бухгалтеры, не проставлена печать, аналогичная ситуация по акту сверки между и МУК «Централизованная библиотечная система», между и МУК «ЦБС», между и МУК «Камешковский районный историко–краеведческий музей»

Акт сверки за 2 квартал 2014 года между коммунальные системы» и МУК ЦБС, по данным ВКС – 1456,61 руб., данные МКУ «ЦБС» отсутствуют.

Акт сверки по состоянию на 01.01.2015 между и МУК «ЦБС» по данным – 10874,95 руб., сведения по МУК «ЦБС» не заполнены.

Акт сверки по состоянию на 01.01.2015 г. между ФГУП «Охрана» и МОУ ДОД «ДШИ», по данным ФГУП «Охрана» — 786,06 руб., сведения по ДШИ отсутствуют.

Одним из нарушений, выявленных в ходе проверки, является неисполнение требований ст. 73 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с нормами данной статьи бюджетные учреждения, органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок. Данные нарушения также выявлялись при предыдущей проверке МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры».

Пункт 2 ст.73 Бюджетного кодекса РФ устанавливает обязательные требования к реестру. В частности, он должен содержать следующие сведения:

— краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

— наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

— цену и дату закупки.

Централизованной бухгалтерией учреждений культуры графа, где должен указываться адрес поставщика, заполнялась не во всех обслуживаемых учреждениях. Так по МОУ ДОД «ДШИ» не заполнены адреса следующих поставщиков: ИП Д***, ИП К***, ИП К***., Сервис», .

По МУК РДК «13 Октябрь» не заполнены адреса: , Российское авторское общество, ИП С***, МУ Камешковского района «Редакция газеты Знамя», ИП Ф***, 33″, . Аналогичная ситуация наблюдается и по другим учреждениям, обслуживаемым централизованной бухгалтерией учреждений культуры.

При проверке своевременности проведения документов выявлено, что не всегда своевременно проводятся документы.

Так по УНР-17 (вывоз и размещение отходов) по акту об оказании услуг от 01.01.2001 на сумму 1981,08 руб. проведено в феврале 2015 года, по акту об оказании услуг от 31.01 2015 г. на сумму 1981,08 руб. проведено в марте 2015 года. По АНО «Служба мониторинга Судогодского и Камешковского района» за мониторинг состояния пожарной безопасности за октябрь 2014 г. проведено в декабре 2014 года.

Вышеуказанные замечания также выявлялись при предыдущей проверке МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры».

В соответствии с п.11 Приказа Минфина России от 01.01.2001 N 157н (ред. от 01.01.2001) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее по тексту – Инструкция № 000н) регистры бухгалтерского учета (журналы операций) подписываются лицом, ответственным за его формирование. В нарушение данного пункта Инструкции Журнал операций №4 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за ноябрь 2015 года нет подписи главного бухгалтера и исполнителя.

В нарушение ст.9 Федерального закона -ФЗ «О бухгалтерском учете» имеет место принятие централизованной бухгалтерией к учету недооформленных документов.

Так, по МУК «Камешковский историко–краеведческий музей»: акт выполненных работ на сумму 4144.09 руб. по , акт выполненных работ и услуг на сумму 1050,48 руб., по коммунальные системы», акт приема–передачи на сумму 47,83 руб. по энергосбытовая компания» — нет подписи заказчика и печати заказчика.

По стадиону «Труд» акт выполненных работ и услуг на сумму 6199,04 руб. по также нет подписи и печати заказчика.

Также имеет место оприходование материальных ценностей без подписи материально–ответственного лица о получении. Так по МКУ «Комитет культуры, спорта, туризма и молодежной политики Камешковского района» (далее по тексту возможны сокращения – МКУ «Комитет культуры», либо Комитет культуры, либо Комитет) по накладной на сумму 5200 руб. было оприходован набор для творчества, по товарной накладной № 9 от 01.01.2001 на сумму 700 руб. были оприходованы цветы.

При изучении первичной документации и данных аналитического и синтетического учетов фактов неоприходования товаров, работ и услуг не выявлено.

Также была проведена проверка соблюдения договорных цен. Нарушений не выявлено. Цены, указанные в счетах-фактурах, соответствуют ценам, указанным в договорах.

3. Проверка расчетов с подотчетными лицами

В ходе выборочной проверки расчетов с подотчетными лицами установлен ряд нарушений и недостатков.

В нарушение п.214 Инструкции № 000 по стадиону «Труд» при наличии за подотчетным лицом Л*** задолженности по ранее выданным денежным средствам в сумме 12800 руб. по платежному поручению перечисляется в подотчет 1700 руб.

Согласно п.3.1 учетной политики Комитета культуры (приказ от 01.01.2001) за выданные в подотчет наличные деньги материально–ответственные лица отчитываются в течение 20 дней.

Проверкой установлено нарушение установленного срока отчета за выданные в подотчет средства.

Средства в сумме 12800 руб. выданы подотчет по кассовой заявке № СТ222 от 01.01.2001, авансовый отчет представлен 03.11.2015, т. е. на 22 дня позже установленного срока сдачи.

В соответствии с п.11 Инструкции № 000н регистры бухгалтерского учета (журналы операций) подписываются лицом, ответственным за его формирование. В нарушение данного пункта Инструкции не подписан журнал операций расчетов с подотчетными лицами по МУК РДК «13 Октябрь» за ноябрь, декабрь 2015 года.

На авансовых отчетах от 01.01.2001 по материально–ответственным лицам: Т***, Л***, А*** – нет данных о выдаче аванса, израсходованной сумме, отсутствует предусмотренная формой подпись главного бухгалтера.

4. Проверка правильности проведения инвентаризации имущества

и финансовых обязательств

В соответствии с п. 26 приказа Минфина РФ от 01.01.2001 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Приказом Минфина РФ от 01.01.2001 N 49 утверждены соответствующие методические указания по инвентаризации (далее – Указания).

Формы, заполняемые при инвентаризации, соответствуют формам, утвержденным приказом Минфина РФ от 01.01.2001 N 52н.

18.11.2015 издан приказ по МКУ «Комитет культуры» о проведении инвентаризации в МКУ «Комитет культуры» и подведомственных учреждениях.

На проверку была предоставлена документация по проведению инвентаризации. В ходе проверки выявлено следующее.

В нарушение п. 2.4. Указаний в инвентаризационных описях отсутствует расписка материально-ответственного лица, оформляемая до начала проведения инвентаризации.

В нарушение п. 2.9. Указаний в инвентаризационных описях не указан общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице (прописью). Также не указано значение «на сумму фактически» (прописью), предусмотренное формами описей согласно приложениям к Указаниям.

В нарушение п. 2.10. Указаний инвентаризационные описи не подписаны материально-ответственными лицами.

Также выявлено, что по МУК РДК «13 Октябрь» материальные ценности числятся за материально–ответственными лицами, которые на момент проверки были уволены. Так сотрудник Ш*** уволен 13.04.2015, а по данным бухгалтерского учета на 31.12.2015 за ним числятся материальные ценности на сумму 26483325,17 руб.; сотрудник Б*** уволена 09.01.2013, по состоянию на 31.12.2015 за ней числятся материальные ценности на сумму 113363,07 руб.

5. Проверка правильности начисления и выплаты заработной платы

Выборочная проверка правильности начисления и выплаты заработной платы показала, что при начислении заработной платы допускаются нарушения.

Так по Автоклубу, приказом №35-р от 01.01.2001 утверждено Положение о порядке предоставления материальной помощи МУК «Автоклуб Камешковского района». Согласно п.3.5 положения материальная помощь выплачивается при проведении лечения, требующего госпитализации, хирургического вмешательства, как самого работника, так и его детей (возраст до 18 лет), находящихся на иждивении при предъявлении медицинской справки. В нарушение данного Положения, на основании приказа -р бала выплачена материальная помощь на лечение (без справок с лечебного учреждения): сотруднику С*** — 2500 руб., сотруднику Т*** – 2500 руб., сотруднику А*** — 3000 руб. Ввиду отсутствия каких-либо оправдательных документов из лечебных учреждений, указанные выплаты являются переплатой по заработной плате, которая должна быть удержана в установленном действующим законодательством порядке.

Также на основании приказа от 01.01.2001 №23-рА выплачивается материальная помощь, в связи с тяжелым материальным положением сотруднику Ш*** в сумме 2000 руб., сотруднику А*** в сумме 1685,2 руб. В положении о порядке предоставления материальной помощи на эти цели материальная помощь не предусмотрена. Указанные выше выплаты не обусловлены соответствующими правовыми основаниями и являются переплатой по заработной плате, которая должна быть удержана в установленном действующим законодательством порядке.

По МУК РДК «13 Октябрь», согласно приказу от 01.01.2001 №5П выплачена материальная помощь сотруднику Б*** в размере 5000 руб. на лечение без предъявления справки с лечебного учреждения. Это противоречит п.3.5 положения о порядке предоставления материальной помощи, утвержденного приказом от 01.01.2001 №7-р. Ввиду отсутствия каких-либо оправдательных документов из лечебного учреждения, указанная выплата является переплатой по заработной плате, которая должна быть удержана в установленном действующим законодательством порядке.

Проверка правильности начисления отпускных показала, что имеет место переплаты при расчете отпускных.

Так по Автоклубу при расчете отпускных сотруднику А*** для расчета размера начисления за отпуск была взята излишне начисленная заработная плата в сумме 1350 руб., которая в дальнейшем была удержана, но в то же время была учтена при расчете отпускных. Переплата составила 116,88 руб. Аналогичная ситуация по сотруднику Т***. Для расчета отпускных была ошибочно включена сумма переплаты в размере 1600 руб. Сумма переплаты составила 137,76 руб. Указанные переплаты в сумме 116,88 руб. и 137,76 руб. должны быть удержаны в установленном действующим законодательством порядке.

6. Проверка соответствия годового отчета об исполнении бюджета

данным бухгалтерского учета

Согласно п.7 инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.01.2001 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», бюджетная отчетность составляется на основе данных главной книги и других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации.

В нарушение вышеуказанной инструкции данные в представленной отчетности за 2015 год не соответствуют данным бухгалтерского учета.

Так, по данным формы 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения»:

— по коду строки 010 счет 101 «Основные средства» сумма на конец отчетного периода – 54751807,54 руб., по данным бухгалтерского учета – 54662094,45 руб., разница составила – 89713,09 руб.;

— по коду строки 020 счет 104 «Амортизация основных средств» сумма на конец отчетного периода по балансу 46688540,46 руб., по данным бухгалтерского учета -46621569,35 руб., разница составила – 66971,11 руб.;

— по коду строки 170 счет 201 «Денежные средства учреждения» на конец отчетного периода – 59906,02 руб., по данным бухгалтерского учета – -109045,98 руб. (отрицательное значение по счету 201 – недопустимо).

7. Проверка соблюдения порядка составления и утверждения

бюджетных смет учреждений, обслуживаемых

централизованной бухгалтерией учреждений культуры

Согласно п. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Составление и утверждение бюджетной сметы комитета культуры в целом осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения бюджетных смет комитета, утвержденным приказом от 01.01.2001 №25-р.

Бюджетная смета комитета культуры является документом, утвержденным по форме к указанному порядку, и устанавливает объем и распределение расходов бюджета учреждений, подведомственных комитету культуры в соответствии с доведенными в установленном порядке лимитами бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на период одного финансового года.

Согласно п. 3.1. вышеуказанного порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений.

В нарушение п. 3.1. вышеуказанного порядка утверждение изменений соответствующих показателей не осуществляется, а утверждаются лишь новые сметные назначения.

Также, в нарушение п.3.1. данного порядка утверждение новых вариантов бюджетных смет производилось в 2015 году — по состоянию на 01.04.2015, 01.07.2015, 01.10.2015, тогда как согласно требованиям п.3.1. порядка внесение соответствующих изменений в смету должно производиться после внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты обязательств (т. е. иными словами — после каждого такого изменения).

8. Аудит в сфере закупок

(статья 98 Федерального закона РФ -ФЗ)

Согласно ст. 98 Федерального закона РФ -ФЗ аудит в сфере закупок осуществляется контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований. Согласно утвержденному плану работы контрольно-счетной комиссии в рамках каждого проводимого контрольного мероприятия осуществляется аудит в сфере закупок.

По учреждениям, обслуживаемым МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2015 году размещено 338 заказов на сумму 19207,49 тыс. руб.

Из общего числа контрактов 333 контракта на сумму 15402,91 тыс. руб. заключено с единственным поставщиком, 5 контрактов на сумму 3804,58 тыс. руб. – по итогам электронного аукциона. Выборочной проверкой нарушений не установлено.

Проверка сопоставления данных смет учреждений и планов–графиков показала, что имеет место несоответствие данных по смете и в плане–графике. Вышеуказанные нарушения также выявлялись при предыдущей проверке МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры».

Так по Комитету культуры объем закупок по смете составил на сумму 925,3 тыс. руб., а план–график размещен на сумму 456,1 тыс. руб. Не соответствуют данные:

— по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» — по смете 180,0 тыс. руб., в плане–графике размещено 143,0 тыс. руб.;

— по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» — по смете 125,9 тыс. руб., в плане–графике 75,9 тыс. руб.;

— по статье 226 «Прочие работы, услуги» — по смете 326,1 тыс. руб., в плане–графике 45,9 тыс. руб.

По МУК РДК «13 Октябрь» по смете за 2015 год объем закупок предусмотрен 6443,2 тыс. руб., в плане–графике размещено 4783,9 тыс. руб. Не соответствуют данные:

— по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» — по смете 290,0 тыс. руб., в плане–графике 20,0 тыс. руб.;

— по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» по смете 578,6 тыс. руб., в плане–графике 20,0 тыс. руб.,

— по статье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» по смете 3886,1 тыс. руб., в плане–графике 3820,9 тыс. руб.

Аналогичная ситуация и по другим учреждениям, обслуживаемым централизованной бухгалтерий учреждений культуры.

Выводы

1. Кассовая работа ведется в соответствии с положением о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами, утвержденным указанием ЦБ РФ -У;

2. В нарушение приказа Минфина России перед сдачей годовой отчетности централизованной бухгалтерией не проводилась инвентаризация по расчетам;

3. Выявлены факты принятия к учету недооформленных актов сверок;

4. В нарушение п.7 инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.01.2001 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» бюджетная отчетность за 2015 год не соответствуют данным бухгалтерского учета;

5. При проверке соблюдения договорных цен расхождения не выявлены.

6. В нарушение ст. 73 Бюджетного кодекса РФ в реестре закупок не всегда заполняется графа – местонахождение поставщика;

7. Имеет место выдача наличных денежных средств в подотчет при наличии задолженности за подотчетным лицом по ранее выданным денежным средствам;

8. При увольнении материально–ответственных лиц не составляются акты приема – передачи материальных ценностей;

9. Имеет место не соблюдение сроков сдачи авансовых отчетов;

10. В нарушение положений о порядке предоставления материальной помощи, имеет место выплата материальной помощи на цели, не предусмотренные в положениями, а также без предоставления необходимых дополнительных документов. Общая сумма переплаты составила 16685,2 руб.;

11. Допущена переплата при расчете отпускных в сумме 254,64 руб.;

12. В нарушение п. 3.1 порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет комитета культуры не осуществляется внесение изменений в сметы бюджетных учреждений путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений, а утверждаются лишь новые сметные назначения.

13. Проверка сопоставления данных смет учреждений и планов–графиков показала, что имеет место несоответствие данных по смете и в плане–графике.

Председатель

контрольно-счётной комиссии

муниципального образования

Камешковский район

Специалист 1 категории, инспектор

Ознакомлены:

Начальник

МКУ «Централизованная бухгалтерия

учреждений культуры»

Составление программы и планы проведения ревизии

На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной группы составляет программу ревизии. Она составляется при проведении комплексных, тематических и внеплановых ревизий. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии.

В программу не следует включать второстепенные вопросы. Это приводит к потере времени и отвлекает от проверки основных вопросов. Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно, они должны охватить самое важное и существенное для данной ревизии.

При проведении ревизии по требованию следственных органов руководитель ревизионной группы получает определенное задание, предусматривающее перечень вопросов, подлежащих проверке, с указанием периода, за который должна быть проведена ревизия.

Полная правильно составленная программа ревизии помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации.

Программа ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Один экземпляр программы вручается руководителю ревизионной группы, а второй остается в делах организации.

Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы определенных участков деятельности организации, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, сроки их выполнения и способ проверки. Вопросы программы, подлежащие проверке, в плане конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей.

Однако окончательный рабочий план формируется только в ходе ревизии, на начальной ее стадии, после ознакомления на месте с организацией производства и особенностями остановки учета.

В ходе ревизии план и программа могут дополняться, уточняться. Внесение в план изменений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях.

При проведении некомплексной ревизии и отсутствии данных о недостатках в работе ревизуемого предприятия осуществляется проверка всей его финансовой и хозяйственной деятельности.

В таких случаях программа ревизии не составляется, а ревизор руководствуется типовой программой. Вопросы, подлежащие проверке, определяются и конкретизируются им самостоятельно исходя из данных, полученных в ходе ревизии. При этом рабочий план проведения ревизии должен быть составлен.

Ревизия – это процедура, которая необходима предприятию с целью проверки фактического наличия денежных средств и имущества.

Кроме того, ревизии подвергаются даже долги компании. Поэтому к данному процессу следует подходить очень грамотно и ответственно.

Особенно это касается заполнения итогового документа – ревизионного акта.

Чем отличается ревизия от инвентаризации?

Скачать бланк и образец акта ревизии. Считается, что ревизия и инвентаризация – это разные процессы, один из которых (ревизия) проводится внезапно, а другой (инвентаризация) – планово.

Однако как может проводиться планово проверка в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, например, в виде пожара или наводнения? А ведь именно в таких случаях назначается инвентаризация, т.е. внезапно и по факту обнаружения неблагоприятных последствий.

Но, тем не менее, это действительно разные процессы. И разница в них заключена не в плановости или во внезапности, а в цели:

  • инвентаризация проводится, чтобы выявить фактический остаток активов компании или ее долгов на определенную дату;
  • ревизия – для того, чтобы выявить правильность соблюдения ответственным лицом требований предприятия по хранению и учету активов, документов и обязательств. Данная проверка проводится в любое время, которое утверждено локальным нормативным актом. А вот для проведения инвентаризации есть свои условия, которые закреплены в законах РФ.

Так, федеральный закон от 06.12.11г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в тексте далее – закон №402-ФЗ) в своей статье 11 указывает, что условия проведения инвентаризации утверждаются самой организацией (предпринимателем):

  • все сроки, необходимость (случаи) и порядок проведения проверки;
  • документальное оформление ее результатов;
  • перечень тех объектов (имущества, нематериальных активов, товаров, материалов, денег, долгов и т.д.), которые подлежат инвентаризации.

Исключение составляют случаи проведения обязательной инвентаризации, которые закреплены действующим законодательством РФ. К таким случаям согласно приказу Минфина РФ №34н, утвержденного 29.07.98 г., относятся:

  • передача активов в аренду, при их выкупе или продаже, в случае преобразования муниципального или государственного предприятия унитарного типа;
  • в случае, когда происходит смена лиц, на которых возложена материальная ответственность;
  • при обнаружении фактов злоупотребления сотрудником своего положения, кражи либо порчи имущества;
  • в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, причиной которых стали экстремальные условия. Например, при пожарах, наводнениях и иных стихийных бедствиях;
  • при проведении ликвидации либо реорганизации компании;
  • перед началом составления бухгалтерской отчетности за год. Исключение составляет то имущество, по которому ревизия была 1 октября года, за который составляется отчет, или позже этой даты, но до 31 декабря этого года;
  • и в иных случаях, которые могут быть дополнительно предусмотрены действующим российским законодательством.

А вот о ревизии в нормативных актах ничего не сказано. Поэтому руководитель компании самостоятельно назначает условия и порядок ее проведения, помня, что ревизия проводится:

  • в том же порядке, что и инвентаризация;
  • также при наличии комиссии.

Единственное, задачей ревизии будет проверка не столько объектов, сколько тех, кто ответственен за сохранность этих объектов. Однако при этом конечная цель и ревизии, и инвентаризации одинакова – это выявление фактического наличия проверяемых активов и долгов, и сопоставление полученных в ходе проверки результатов с данными бухучета, которые содержатся в соответствующих регистрах. И выполнить это сравнение возможно только при условии правильного оформления ревизионного (инвентаризационного) акта. Таким образом, ревизию справедливо считать составляющим элементом инвентаризации.

Акт ревизии: что это такое и каким он бывает

Акт ревизии – первичный документ. Необходимость его составления продиктована целью самого процесса проверки – сопоставление и выявление реального количества имущества и обязательств компании. Поэтому ревизионный акт представляет собой первичный документ, в котором на определенную дату выводится фактический остаток проверяемых объектов.

На его основе:

  • корректируется остаток активов и обязательств в бухучете по соответствующим счетам;
  • ставятся на учет выявленные в ходе проверки излишние активы или долги;
  • признается внереализационный налогооблагаемый доход;
  • или отражаются расходы в виде, например, недостачи, которые уменьшают налоговую базу.

Только при наличии акта ревизии можно отразить все вышеозначенные процессы. Без этого документа признать, например, недостачу и провести ее списание, в том числе и за счет материально-ответственного лица, невозможно.

Исходя из того, что ревизии подвергаются обязательства и имущество компании, ревизионный акт будет иметь свои особенности в зависимости от проверяемого объекта. В связи с этим можно сказать, что:

  • на каждый вид активов существует свой ревизионный акт;
  • либо действует единая форма, которая максимально обезличена по строкам и графам. И конкретика в такую форму вносится с учетом того, какой объект подвергается ревизии.

Таким образом, предприятие может, как самостоятельно разработать форму, так и воспользоваться уже имеющимися образцами актов.

Унифицированная или свободная форма. Какой воспользоваться?

Со вступлением в силу в 2012 году закона о бухучете №402-ФЗ требование о работе только с унифицированными формами документов осталось действительным только для тех документов, которые составляются для целей, не регулируемых указанным законом.

В связи с этим у предприятий появилась возможность самостоятельно разрабатывать или продолжать пользоваться прежними бланками.

В основном предприятия оставили старые формы. Действительно, зачем разрабатывать их, когда в них достаточно только внести специфические изменения, отражающие особенности хозяйственной деятельности компании, чтобы эти документы стали удобны?!

Таким образом, закон №402-ФЗ разрешил:

  • пользоваться актами инвентаризации, какие разработаны Госкомстатом РФ и им утверждены в Постановлении №88 от 18.08.98 г. Они отлично подходят и для целей ревизии;
  • либо самостоятельно подготовить их, руководствуясь положениями статьи 9 закона о бухучете.

Согласно данной статье любой первичный документ должен содержать в себе следующие обязательные графы:

  • название самого документа – например, «Акт ревизии»;
  • полная дата его составления, в которую входит не только число и месяц, но и год;
  • название компании, от лица которой составляется документ;
  • содержание той операции или того факта деятельности, который послужил основанием для подготовки документа;
  • денежное и (или) натуральное измерение операции (факта), включая указание единиц, в которых производится измерение;
  • название должности того лица или лиц, которые ответственны и совершили ту операцию, по которой составляется документ, и (или) ответственны за подготовку самого документа;
  • подписи указанных лиц с расшифровкой реквизитов, которые позволяют этих лиц идентифицировать (Ф.И.О, ИНН, и иное).

Еще одним обязательным реквизитом именно для ревизионного акта является основание проведения самой проверки, т.е. в документе необходимо отразить одноименную графу, в которую вписывается приказ (распоряжение или указ) по ревизии.

Разработанная своими силами форма должна быть закреплена в Учетной политике компании (приказом предпринимателя). Это касается и решения о применении старых форм (унифицированных).

Общие правила составления

Для проведения ревизии всегда назначается приказом комиссия, в которую входит председатель и рядовые члены комиссии, а также материально-ответственное лицо, чей участок работы будет проверяться.

Составлять акт будет то лицо, на которое такая обязанность возложена приказом по ревизии. При этом на практике очень часто встречается то, что материально-ответственное лицо параллельно ведет учет результатов проверки.

Подписывается ревизионный акт всеми участниками проверки, по окончании которой он отправляется на сверку в бухгалтерию. По итогам данной проверки в акте делается отметка о наличии или отсутствии разногласий. В случае выявления разницы между ревизионными данными и данными бухгалтерского учета, в самом акте или в виде приложения к нему будет изложено о величине возникшего отклонения и его характер (недостача или излишки). Наличие такого заключения служит основанием для дальнейшего расследования (в случае недостачи) или для последующего признания без расследования факта отклонения (в случае излишек).

Акт ревизии составляется сразу в двух идентичных экземплярах, один из которых передается комиссией, проводившей проверку, в бухгалтерию, а другой остается на руках материально-ответственного лица. При этом все экземпляры документа подписываются всеми участниками проверки.

Номер акта ставится с учетом принятой на предприятии нумерации:

  • либо каждый раз новая нумерация с нового года;
  • или непрерывная с учетом номера последнего ревизионного акта.

Составляется акт от руки. При этом допускается, что отдельные его графы заполняются на компьютере. Датой его составления является дата начала ревизии.

В случае, если ревизия предусматривает не один день проверки, тогда в документе должно быть отражено одновременно:

  • дата составления, которая соответствует началу ревизии;
  • дата начала и окончания ревизии – это указывается, как правило, в отдельной строке.

Кроме того, в зависимости от вида проверяемого актива, содержание акта ревизии будет существенно различаться.

Нюансы составления и содержания

Если проводится проверка наличия денежных средств и документов в кассе, то в акте ревизии находят обязательное отражение следующие факты:

  • указывается дата, на которую выводится остаток денежных средств и денежных документов;
  • дается расписка прямо в тексте или дополнительно к акту (если не предусмотрено его формой) о том, что к моменту начала ревизии все деньги, денежные документы и иные ценности, которые поступили под ответственность кассира, приняты им к учету, а те, которые выбыли – списаны. Кроме того, в расписке указывается, что все кассовые расходные и приходные документы на момент проведения ревизии переданы в бухгалтерию компании. Данная расписка составляется материально-ответственным лицом;
  • указываются в акте также последние №№ приходных и расходных кассовых ордеров;
  • проверке подвергаются не только деньги, но и денежные документы (путевки, проездные билеты и т.д.);
  • всё фактическое количество денег и денежных документов выводится в рублях и копейках по видам указанных ценностей.

Если проводится ревизия товарно-материальных ценностей (материалов, товаров, запчастей, сырья и т.п. активов), то в акте должны быть обязательно отражены следующие сведения:

  • какие ценности подвергаются проверке – находящиеся в пути; отгруженные; принятые на ответственное хранение, или принадлежащие и фактически находящиеся в компании. Каждый вид этих активов должен оформляться своим, отдельным ревизионным актом. Такое разделение позволяет в точности выявить фактический остаток активов на предприятии;
  • ревизия может затянуться не на один день, поэтому в акте указывается дата ее начала и окончания;
  • материально-ответственное лицо должно перед началом проверки в самом акте или в приложении к нему дать расписку о том, что товарно-материальные активы (по тексту далее – ТМЦ) все оприходованы, а выбывшие – списаны; что все документы, подтверждающие приходно-расходные операции по активам сданы в бухгалтерию;
  • все ТМЦ в акте отражаются с указанием номенклатурных номеров; используемых единиц измерения; с указанием инвентарного номера и заводского (при наличии);
  • обязательно отражается фактическое наличие и общая стоимость остатка активов, включая цену за единицу. Эти стоимостные данные можно получить в бухгалтерии, либо бухгалтерия сама проставит их в акте;
  • итог по ревизии выводится по стоимости, по количеству отраженных в акте порядковых номеров и по количеству фактических единиц активов.

Образец акта ревизии хозяйственной деятельности, бухгалтерского и налогового учета

Если проверяется наличие документов, то такая проверка может касаться:

  • документов, которые подлежат уничтожению в связи с истечение их срока хранения;
  • документов, которые сдаются в архив на долговременное хранение, например, по оплате труда сотрудников, и т.д.
  • бланков строгой отчетности.

Таким образом, на каждый случай проведения проверки составляется свой акт, в котором указывается наименование документов, их номера, период их составления. При наличии серий и иных подобных идентифицирующих показателей в акте указывают и их. При этом в акте обязательно указываются по отдельным строчкам виды проверяемых документов. Например, выставленные и полученные счета-фактуры отдельно, отдельно накладные и т.д. Если проверка касается бланков строгой отчетности, то обязательно отражается в акте их учетная стоимость (номинальная).

Проверка достоверности бухгалтерского учета называется аудитом. Она может проводиться:

  • по желанию собственника компании;
  • или обязательно исходя из требований законодательства РФ.

Аудит может быть сплошным или проводиться по отдельным учетным участкам. Его исполнителем является специализированная компания, которая имеет право на основании закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» заниматься этой деятельностью. При составлении заключения об аудиторской проверке руководствуются требованиями соответствующих стандартов.

Проверка дебиторских задолженностей обычно осуществляется:

  • по текущим долгам – в виде акта сверки, который, как правило, составляется по окончании каждого квартала или даже раньше;
  • по просроченным долгам проводится более тщательная проверка, которая начинается с выяснения срока задолженности. Необходимость такой проверки обусловлена либо попыткой взыскания через суд долгов, либо их списанием. Для этой цели составляется акт, в котором указываются реквизиты должника, номера документов, подтверждающих его долги, суммы задолженности и сроки оплаты, которые уже прошли. На основании этого акта далее оформляются акты сверки, которые рассылаются должникам.

Сама ревизия проводится и по документам, и по счетам бухгалтерского учета. Это позволяет выявить точную величину задолженности, которая числится по данным компании-кредитора.

При проведении ревизии в магазине акт может составляться:

  • отдельно на товары, которые находятся в торговых залах и в складских помещениях. При этом обязательно указывается место нахождения товаров;
  • либо в акт по соответствующим позициям добавляется количество товаров, которые находятся в торговом зале.

Но удобнее составлять отдельные документы.

Правила и порядок проверки кассы предприятия рассмотрены в следующем видеосюжете:

Вопрос по ревизии

Наши бизнес форумы: Украинский | Белорусский || Реклама на форуме Перейти к содержимому Отключен JavaScript У вас отключен JavaScript. Некоторые возможности системы не будут работать. Пожалуйста, включите JavaScript для получения доступа ко всем функциям.
Автор Kriss34 , 01 Jul 2016 23:02

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

Сообщений в теме: 2 #1Kriss34 Отправлено Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как правильно считать ревизию в магазине? Итак, 2500 размен на каждый день (в выручку не фиксируется) на начало месяца остаток 120576, долги 22727, приход 737007, выручка 703300, деньги в кассе на момент ревизии 9612.

Внимание Товара по факту на конец месяца 150419 и долги 20296. Я считаю так: 120576+22727+737007-703300-9612= 167398 (остаток по учету). Фактический остаток меньше (150419) значит недостача = 16979.

Выявленные нарушения документируются в соответствующем акте. После проверки всех отделов составляется ревизионная ведомость.

Инфо В ней указываются мероприятия, которые были проведены, результаты контроля. Если были выявлены нарушения, руководитель ревизионной комиссии и директор предприятия выявляют виновных лиц. Они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности. Зачастую ревизии проводятся надзорными органами без предупреждения (внепланово).

Чтобы у предприятия не возникло никаких проблем с контрольными структурами, целесообразно проводить регулярные внутренние проверки.

  • 14.01.2016
  • 0
  • 0

Как проводится ревизия в магазине?

Re: как правильно провести ревизию в магазине плиз подскажите мне!есть цифра денгами последней ривизии тоесть товара!есть приход и росход!считаю весь товар в магозине+приход-расход!скажите как правильно считать!!! что отнимать приход или расход куда остаток девать! если не трудно кинте на почту мне формулу!zeito-ellada@mail.ru #20 IP/Host: 94.233.138. Re: как правильно провести ревизию в магазине что делать я вкладываю вкладываю деньги в свой магазин но не вытскиваю их?:sad: #21 IP/Host: 62.181.51. Дата регистрации: 20.10.2010Сообщений: 47,004 Re: как правильно провести ревизию в магазине что делать я вкладываю вкладываю деньги в свой магазин но не вытскиваю их?видимо, неправильно вкладываете… #22 IP/Host: 89.250.160. Re: Как правельно провести ревизию в кафе?? По каким ценам при ревизии считать готовую продукцию?? #23 IP/Host: 94.233.237.

Так, например, в крупной точке проверяется состояние складов, соблюдение правил хранения продукции, правильность проведения кассовых операций и так далее. Несколько иные цели преследует ревизия в магазине. Недостача, как правило, является основной причиной начала проверки.

Поэтому в небольшой точке внимание акцентируется на соответствие количества проданной продукции объему выручки за нее. Участники проверки В зависимости от масштабов магазина к ревизии могут привлекаться различные специалисты.

Например, это могут быть технологи, снабженцы, финансисты, бухгалтера. Руководителю проверки необходимо правильно распределить задачи между привлеченными лицами, проследить за полнотой контроля отдельных участков в магазине. Он также организует надлежащее оформление результатов, оказывает практическое содействие участникам.