Реорганизация в форме преобразования что это значит

Цены на наши услуги

Под преобразованием юридического лица понимается изменение организационно-правовой формы этого юридического лица. В процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному юридическому лицу уже в новой организационно-правовой форме.

Осуществляя реорганизацию путем преобразования, необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:

1. Ограничения по выбору новой ОПФ

Законодательством предусмотрен ряд ограничений в том, в какую организационно-правовую форму можно преобразовать существующее юридическое лицо. Так:

  • Общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив. (ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)
  • Акционерное общество (закрытое или открытое) – общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, некоммерческое партнерство. (Ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ)
  • Автономная некоммерческая организация – в фонд (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Некоммерческое партнерство – в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество (ст. 11 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 № 135-ФЗ)
  • Производственный кооператив – в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество (ст. 112 Гражданского кодекса РФ)
  • Возможность преобразования организаций других ОПФ установлена соответствующим законом или Гражданским кодексом.

Кроме того, выбирая новую организационно-правовую форму, необходимо помнить о том, что законодательство устанавливает свои требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу и т.д. Например:

  • Минимальный уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества составляет 10 тыс. рублей, открытого акционерного общества – 100 тыс. рублей;
  • Общество (ООО, ЗАО, ОАО) не может иметь единственного учредителя — юридическое лицо, состоящее в свою очередь из одного учредителя;
  • Учредитель (товарищ)- физическое лицо в товариществе должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  • Количество товарищей в товариществах – не менее 2;
  • Количество учредителей некоммерческого партнерства – не менее 2;
  • Количество членов производственного кооператива – не менее 5;
  • Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на осуществляемую (планируемую) деятельность;
  • И так далее.

В нашем Агентстве (ЗАО «Столичный Стандарт») зафиксированы случаи обращения клиентов с просьбой преобразовать индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ) в ООО или АО. В связи с этим обращаем Ваше внимание на то, что это не возможно: индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, и тем более у него нет организационно-правовой формы. В данной ситуации предприниматель должен прекратить в установленном Законом порядке свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и открыть (учредить) ООО или АО.

Также обращаем Ваше внимание на то, что изменение типа акционерного общества (например, из закрытого в открытое) не является реорганизацией в форме преобразования. Такие изменения проводятся и регистрируются как изменение типа и наименования акционерного общества.

2. Обязанность преобразования

В некоторых организационно-правовых формах есть обязанность по реорганизации путем преобразования. Например:

  • В Обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах при превышении количества участников 50, необходимо преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив;
  • Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

3. Изменение наименования при преобразовании

Полное наименование юридического лица состоит из организационно-правовой формы и собственно из самого индивидуального наименования (которое, как правило, заключается в кавычки). Преобразование – это смена организационно-правовой формы и по этому поводу, как правило, вопросов нет. Что касается самого индивидуального наименования, то его можно оставить прежним или изменить. В случае изменения наименования следует обратить на следующие моменты:

  • Наименование юридического лица не должно вводить в заблуждение. Например, основными видами деятельности ООО «СтройПроект» должны являться строительно-проектные работы, а не розничная торговля сосисками в тесте.
  • В наименовании нельзя использовать название другой организационно-правовой формы. К примеру, ООО «Строительная акционерная компания «ДОМ».
  • Не допускается использование аббревиатур зарубежных организационно-правовых форм в наименовании организации на русском языке. Например, ООО «Ромашка, ЛТД».
  • Кроме того, при использовании в наименовании организации слов «Москва», Московской символики, «Россия», «Федеральный» и образуемых от этих слов сочетаний необходимо получать разрешение на их использование в соответствующих органах власти, что не так просто.
  • В наименовании некоммерческих организациях должно содержаться указание на конкретные цели или вид деятельности.

Проверка наименования на уникальность на данный момент не проводится, поэтому при выборе наименования наше АГЕНТСТВО рекомендует руководствоваться вышеприведенными критериями, а также не заниматься плагиатом наименований уже существующих известных организаций или организаций, работающих на том же сегменте рынка и имеющих известную репутацию, зарегистрированные товарные знаки с использованием наименования и т.д.

4. Изменение юридического адреса при преобразовании

При преобразовании можно смело поменять место нахождения («юридический адрес») организации. Только надо иметь ввиду, что смена налоговой инспекции или вообще перевод в другой город, затянут процедуру реорганизации.

При изменении юридического адреса документы на государственную регистрацию преобразования подаются в налоговый орган по старому адресу.

5. Изменение состава участников при преобразовании

В процессе реорганизации путем преобразования не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после.

6. Необходимость уведомления кредиторов

С 1 сентября 2014г. упразднена обязанность реорганизуемого общества по уведомлению кредиторов о предстоящей реорганизации, в том числе путем подачи объявлений в Вестник государственной регистрации.

7. Передаточный акт

С 1 сентября 2014г. передаточный акт, который ранее фиксировал все права и обязательства реорганизуемого юридического лица, а также положения о правопреемстве, составлять и утверждать не нужно. Создаваемое в процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо автоматически становится правопреемником по всем правам и обязательствам реорганизуемого юридического лица.

8. Место регистрации реорганизации

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. То есть документы на регистрацию представляются в налоговую инспекцию по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

При решении вопроса о правопреемстве существенное значение имеют фактически осуществленные организационно-экономические преобразования, с которыми действующее законодательство связывает переход имущественных прав и обязанностей, в частности, подписание передаточного (в случае слияния) или разделительного акта либо баланса.

При этом, как следует из предписаний статьи 104 Гражданского кодекса Украины, до внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица гражданская правоспособность не прекращается.

Моментом перехода прав к правопреемнику юридического лица необходимо считать дату внесения соответствующей записи в ЕГРПОУ

25 августа 2016 года коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Украинская железная дорога» («Укрзализныця») на постановление Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 26 апреля 2016 года по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Л» (ООО «Л») о замене ответчика по делу его правопреемником по иску ООО «Л» к государственному предприятию «Донецкая железная дорога» (ГП «Донецкая железная дорога») о расторжении договора финансового лизинга № * от 21 августа 2013 года и взыскании 129 158 078,79 грн, установила следующее.

Определением Хозяйственного суда Запорожской области от 24 марта 2016 года заявление ООО «Л» о замене ГП «Донецкая железная дорога» правопреемником было удовлетворено и осуществлено правопреемство ответчика в порядке статьи 25 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины — ГП «Донецкая железная дорога» «Укрзализныцей».

По апелляционной жалобе «Укрзализныци» указанное определение пересмотрено в апелляционном порядке и постановлением Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 26 апреля 2016 года оставлено без изменений.

Не согласившись с данными судебными актами, «Укрзализныця» обратилась в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ООО «Л» о замене ответчика на правопреемника, аргументируя свои требования нарушением норм права, в частности, статей 104, 107 Гражданского кодекса (ГК) Украины, положений постановления Кабинета Министров Украины № 200 «Об образовании публичного акционерного общества «Украинская железная дорога».

Определением от 27 июля 2016 года коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины указанную кассационную жалобу приняла к производству, судебное заседание по рассмотрению дела назначено на 4 августа 2016 года.

Определением от 4 августа 2016 года коллегии судей Высшего хозяйственного суда Украины по соответствующим ходатайствам сторон продлено рассмотрение кассационной жалобы согласно статье 69 ХПК Украины на 15 дней и отложено рассмотрение жалобы на основании статьи 77 ХПК Украины до 11 августа 2016 года, о чем стороны уведомлены надлежащим образом.

Определением Высшего хозяйственного суда Украины от 11 августа 2016 года в порядке статьи 77 ХПК Украины рассмотрение дела отложено до 25 августа 2016 года, о чем стороны уведомлены надлежащим образом.

Коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины, пересмотрев в кассационном порядке определение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, на основании установленных фактических обстоятельств дела, проверив применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению на таких основаниях.

Хозяйственными судами предыдущих инстанций установлено, что решением Хозяйственного суда Запорожской области от 23 июня 2015 года исковые требования ООО «Л» удовлетворены в полном объеме: расторгнут договор финансового лизинга № * от 21 августа 2013 года и взысканы в пользу истца с ГП «Донецкая железная дорога» средства в размере 129 158 078,79 грн.

Постановлением Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 8 декабря 2015 года решение Хозяйственного суда Запорожской области от 23 июня 2015 года оставлено без изменений.

Во исполнение решения Хозяйственного суда Запорожской области от 23 июня 2015 года суд выдал приказ от 12 января 2016 года.

Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 3 марта 2016 года постановление Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 8 декабря 2015 года также было оставлено без изменений.

15 марта 2016 года в Хозяйственный суд Запорожской области от ООО «Л», истца, поступило заявление об осуществлении правопреемства первоначального ответчика — ГП «Донецкая железная дорога», мотивированное реорганизацией последнего в «Укрзализныцю», что подтверждается предоставленными заявителем выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований относительно «Укрзализныци», выпиской из устава «Укрзализныци» и ссылкой на принятый Закон Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», постановление Кабинета Министров Украины № 200 «Об образовании публичного акционерного общества «Украинская железная дорога» и приложение 1 к нему.

Как отмечалось выше, хозяйственные суды предыдущих инстанций признали указанное заявление о правопреемстве обоснованным и осуществили в порядке статьи 25 ХПК Украины правопреемство ответчика — ГП «Донецкая железная дорога» «Укрзализныцей», отметив, что последняя является правопреемником ответчика в силу Закона.

Однако коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины не согласилась с выводами суда апелляционной инстанции, считая их преждевременными с учетом следующего.

Согласно статье 25 ХПК Украины, в случае смерти или объявления физического лица умершим, прекращения деятельности субъекта хозяйствования путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования), замены кредитора или должника в обязательстве, а также в других случаях замены лица в отношениях, в которых возник спор, хозяйственный суд привлекает к участию в деле правопреемника соответствующей стороны или третьего лица на любой стадии судебного процесса. Все действия, совершенные в судебном процессе до вступления в дело правопреемника, обязательны для него так же, как они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. О замене или об отказе замены стороны или третьего лица правопреемником хозяйственный суд выносит определение.

Как следует из преамбулы Закона Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», этот Закон определяет правовые, экономические и организационные особенности создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования, 100 % акций которого принадлежат государству (общество), управления и распоряжения его имуществом и направлен на обеспечение экономической безопасности и защиты интересов государства.

Пунктами 1–7 статьи 2 названного Закона предусмотрено, что образование общества осуществляется по решению Кабинета Министров Украины в соответствии с законодательством с учетом особенностей, определенных этим Законом. Образование общества не требует предварительного разрешения Антимонопольного комитета Украины. Общество образуется как публичное акционерное общество, 100 % акций которого закрепляются в государственной собственности, на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, а также предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования, которые реорганизовываются путем слияния (предприятия железнодорожного транспорта). Устав общества утверждается Кабинетом Министров Украины. Основателем общества является государство в лице Кабинета Министров Украины. Общество является правопреемником всех прав и обязанностей Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины и предприятий железнодорожного транспорта. Обнародование утвержденного Кабинетом Министров Украины перечня предприятий железнодорожного транспорта, на базе которых образуется общество, является официальным уведомлением кредиторов о прекращении таких субъектов хозяйствования.

Кабинет Министров Украины принял постановление № 200 от 25 июня 2014 года об образовании публичного акционерного общества «Украинская железная дорога» (общество), 100 % акций которого закрепляются в государственной собственности, на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта («Укрзализныця»), предприятий и учреждений железнодорожного транспорта общего пользования (предприятия), реорганизуемых путем слияния, согласно приложению 1 (пункт 1 постановления).

Исходя из предписаний частей 1, 2 статьи 104 ГК Украины юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. В случае реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам. Юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.

Частями 1, 3, 4 статьи 105 ГК Украины предусмотрено, что участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязаны в течение трех рабочих дней с даты принятия решения письменно уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию. Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, согласно этому Кодексу, назначают комиссию по прекращению юридического лица (комиссию по реорганизации, ликвидационную комиссию), председателя комиссии или ликвидатора и устанавливают порядок и срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) может быть возложено на орган управления юридического лица. К комиссии по прекращению юридического лица (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) или ликвидатору с момента назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Председатель комиссии, ее члены или ликвидатор юридического лица представляют ее в отношениях с третьими лицами и выступают в суде от имени юридического лица, которое прекращается.

Согласно частям 2, 3 статьи 107 ГК Украины, определяющей порядок прекращения юридического лица путем слияния, присоединения, разделения и преобразования, после окончания срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) или разделительный баланс (в случае разделения), который должен содержать положения о правопреемстве относительно имущества, прав и обязанностей юридического лица, которое прекращается путем разделения, в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении, кроме случаев, установленных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования» имущество железнодорожного транспорта общего пользования — это имущество, в том числе объекты инфраструктуры, принадлежащее Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, объекты социальной сферы, транспортные средства, оборудование, инвентарь, другие материальные ценности и нематериальные активы, ценные бумаги, корпоративные права государства, право постоянного пользования земельными участками, а также другие имущественные права, включая права на объекты интеллектуальной собственности, средства, в том числе в иностранной валюте. К объектам социальной сферы относятся структурные подразделения предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования по вопросам охраны здоровья, отдыха, торговли, общественного питания, физической культуры и спорта, профессиональной подготовки.

Вместе с тем пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины № 200 от 25 июня 2014 года предусмотрено, что уставный капитал общества формируется путем внесения в него имущества «Укрзализныци», предприятий, указанных в приложении 1, кроме имущества, которое закреплено за обществом на праве хозяйственного ведения согласно Закону Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», и другого имущества, которое в соответствии с законодательством не может быть включено в уставный капитал.

Подпунктом 1 пункта 5 данного постановления поручено Министерству инфраструктуры в двухмесячный срок принять меры для реорганизации «Укрзализныци» и предприятий, указанных в приложении 1.

Согласно пункту 5 названного постановления также поручено Министерству инфраструктуры совместно с «Укрзализныцей», в частности до 31 августа 2015 года, утвердить сводный акт оценки, сводные перечень и передаточный акт имущества, вносимого в уставный капитал общества, и имущества, которое закрепляется за обществом на праве хозяйственного ведения с отображением стоимости, определенной по результатам независимой оценки; утвердить сводные перечень и передаточный акт земельных участков, право постоянного пользования которыми вносится в уставный капитал общества с отображением стоимости, определенной по результатам независимой оценки; принять до 31 декабря 2015 года меры для прекращения «Укрзализныци» и предприятий, указанных в приложении 1 (в который входит и государственное предприятие «Донецкая железная дорога»).

Из изложенных предписаний следует, что нормы специального законодательства относительно образования публичного акционерного общества «Украинская железная дорога» согласуются с нормами общего законодательства, а именно — с нормами ГК Украины, регулирующими спорные правоотношения.

Анализ вышеприведенных норм показывает, что при решении вопроса о правопреемстве существенное значение имеют фактически осуществленные организационно-экономические преобразования, с которыми действующее законодательство связывает переход имущественных прав и обязанностей, в частности, подписание передаточного (в случае слияния) или разделительного акта либо баланса.

При этом, как следует из предписаний статьи 104 ГК Украины, до внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица гражданская правоспособность не прекращается.

Однако моментом перехода прав к правопреемнику юридического лица необходимо считать дату внесения соответствующей записи в ЕГРПОУ.

Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что в данном случае хозяйственным судам необходимо исследовать как вопрос внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении ответчика как юридического лица, так и вопросы передачи имущества ответчику — публичному акционерному обществу «Украинская железная дорога» в определенном законодательством порядке, однако эти вопросы остались вне поля зрения судов предыдущих инстанций.

Таким образом, исходя из определенных в статье 1117 ХПК Украины пределов пересмотра дела в кассационной инстанции, согласно которой при пересмотре в кассационном порядке судебных решений кассационная инстанция на основании установленных фактических обстоятельств дела проверяет применение судом первой или апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении хозяйственного суда или отклонены им, решать вопрос о достоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства, обжалованные определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 1115, 1117, 1119, 11110, 11111 ХПК Украины, Высший хозяйственный суд Украины постановил:

— кассационную жалобу публичного акционерного общества «Украинская железная дорога» на постановление Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 26 апреля 2016 года удовлетворить частично;

— постановление Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 26 апреля 2016 года и определение Хозяйственного суда Запорожской области от 24 марта 2016 года отменить;

— материалы дела направить на новое рассмотрение в Хозяйственный суд Запорожской области.

Реогранизация предприятий

Наименование услуги

Сроки

Стоимость

Реорганизация предприятия путем присоединения в Москве

5-6 мес.

от 110 000 руб.

Реорганизация предприятия путем слияния в Москве

5-6 мес.

от 110 000 руб.

Реорганизация предприятия путем выделения в Москве

5-6 мес.

от 110 000 руб.

Реорганизация предприятия путем разделения в Москве

5-6 мес.

от 70 000 руб.

Реорганизация предприятия путем преобразования в Москве

5-6 мес.

от 70 000 руб.

Реорганизация предприятия — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации предприятия возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Реорганизация предприятия осуществляется по решению собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и по решению суда. В некоторых случаях реорганизация предприятия может служить способом избежания ликвидации предприятия, в том числе по банкротству. Во всех случаях нужно иметь в виду то обстоятельство, что всякая реорганизация предприятия несет в себе зачатки монополизации. Форма — слияние, присоединение и преобразование — требуется согласие антимонопольного комитета.

Реорганизация предприятия представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Права и обязанности при реорганизации предприятий

Поскольку реорганизация предприятия всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику.

В результате реорганизации предприятия права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

Реорганизация предприятия представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам — его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации предприятия носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.

В процессе реорганизации предприятия необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных предприятий.

При реорганизации предприятия составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения). Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизуемое юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

Решение о реорганизации предприятия может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его организационно-правовой формы.

читать статью «Формы реорганизации предприятий»

Основным из направлений деятельности Юридической компании «Оптима Лекс» является реорганизация предприятий в Москве, Московской области и регионах.

Наши специалисты окажут Вам консультационную и практическую помощь по всем вопросам, связанным с реорганизацией предприятия и обеспечением его деятельности. Наших сотрудников отличают профессионализм и компетентность в решении юридических вопросов любой сложности. Основными критериями нашей работы с клиентами являются конфиденциальность и нестандартный подход к решению проблем.

Обращайтесь в Юридическую компанию «Оптима Лекс» и будьте уверены, что наши специалисты подберут для Вас оптимальный вариант реорганизации предприятия и возьмут на себя все хлопоты при проведении данной процедуры.

Реорганизация предприятий — основные виды, стоимость — звоните и заказывайте уже сегодня!

Помимо добровольной реорганизации возможно проведение принудительной реорганизации юр. лица. Прежде всего, данный институт распространён в антимонопольном праве, особенно последнее время принудительная реорганизация характерна для электроэнергетических рынков. Соответственно, принудительная реорганизация осуществляется в форме разделения или выделения.

Можно выделить два основания принудительной реорганизации юридического лица, предусмотренные соответственно ст.ст. 34, 38 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон). Ст . 27 Закона предусматривает ситуации, когда обязательно уведомление о реорганизации антимонопольного органа, в случае присоединения или слияния организаций. При этом нарушение порядка уведомления в соответствии со ст. 34 Закона может служить основанием для инициирования процедуры принудительной реорганизации. Однако сам факт неуведомления не может быть причиной разделения или выделения. Главным критерием следует считать ограничение или потенциальное ограничение конкуренции. Отметим, что неурегулированными остаются сроки подачи заявки в антимонопольный орган. В практике судов сложилась позиция, в которой подчёркивается, что напрямую из антимонопольного законодательства следует только тот факт, что такое уведомление о реорганизации юридического лица должно быть отправлено до государственной регистрации вновь образованных юридических лиц. Однако при этом также следует учитывать, что антимонопольные органы рассматривают указанное уведомление в течение 30 дней. Таким образом, наименее рискованным является представление уведомления о реорганизации в ФАС более чем за 30 дней до планируемой государственной регистрации.

Вторым случаем (ст. 38 Закона) принудительной реорганизации юридического лица является систематическое осуществление монополистической деятельности участником рынка, который занимает доминирующее положение. В этой ситуации Законом предусмотрены ещё более сложные условия проведения принудительной реорганизации юрлица. Она возможна только тогда, когда есть действительная возможность обособления подразделений организации, новообразованные юрлица способны вести самостоятельную деятельность, а также отсутствует технологическая взаимосвязь между подразделениями.

Возвращаясь к вопросу судебной практики, стоит отметить, что случаи принудительной реорганизации в форме разделения или выделения достаточно редки. При этом суды критически относятся к искам антимонопольных органов. В наиболее общем случае антимонопольный орган в суде обязан доказать реальность ограничения конкуренции как с фактической, так и юридической точки зрения. Как уже отмечалось, достаточно большое количество дел было связано с энергетическим правом. Так, «популярным» основанием является совмещение деятельности по купле-продаже электроэнергии с действиями по передаче энергии другим субъектам. При этом суды выступают против формального толкования, зачастую применяемого УФАС. В деле № А44-300/2008 судом отмечено, что указание в уставе общества несовместимых видов деятельности не означает их фактического осуществления. Также в судебной практике четко обозначен подход, согласно которому принудительная реорганизация должна применяться ФАС только к одному юридическому лицу, но не к группе лиц. Суд признает решения ФАС незаконными в случае, если ФАС обязывает принудительно реорганизоваться группу аффилированных юридических лиц.