Рекомендации руководителю кружка

Закрыть

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений «бегущей строки» см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации работы кружка в общеобразовательном учебном заведении

Внешкольное образование является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, определенного Конституцией Украины, Законами Украины «Об образовании», «О внешкольном образовании», и направлено на развитие способностей, талантов детей, учащейся молодежи, удовлетворение их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном самоопределении  2; ст. 4, п.1; ст. 37.

Современная система внешкольного образования предоставляет возможность детям и молодежи заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-натуралистической деятельностью, спортом и исследовательской работой в различных творческих объединениях, созданных на базе внешкольных учебных заведений, общеобразовательных учреждений, детских домов, подростковых клубов, фондов, центров, ассоциаций, деятельность которых связана с функционированием внешкольного образования. Одним из наиболее распространенных структурных подразделений системы внешкольного образования является кружок.

В общеобразовательных учебных учреждениях количество кружков разное. Это зависит от количества ставок руководителей кружков, предусмотренных в штатном расписании (что, в свою очередь, зависит от количества детей в общеобразовательном учреждении, его типа, профильности, формы собственности), от наличия компетентных специалистов, соответствующих требованиям квалификационной характеристики руководителя кружка.

Некоторые директора школ делят одну ставку кружковой работы на 2, 3, 4 части (по 0,5, 0,3, 0,25), чтобы привлечь к деятельности школьных творческих объединений больше специалистов разного профиля и создать сеть кружков разных направлений деятельности.

Определить направления деятельности кружков, которые планируется открыть на базе общеобразовательного учебного учреждения, — задача несложная, и решить ее должен директор. Прежде чем создать кружок, необходимо заранее продумать его роль во внеурочной деятельности школы, его место в образовательном пространстве учебного учреждения, перспективы развития, изучить потребности и запросы детей и родителей.

Основными направлениями внешкольного образования являются: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-натуралистическое, научно-техническое, исследовательско-экспериментальное, военно-патриотическое, социально-реабилитационное, оздоровительное, гуманитарное  2; ст. 12, п. 3.

Помимо направления деятельности, педагогический совет определяет, а руководитель учреждения утверждает уровень кружка на основе классификации, принятой в системе внешкольного образования: начальный, основной, высший  3.

К начальному уровню относятся кружки, группы и другие творческие объединения, деятельность которых направлена на общее развитие воспитанников, учащихся, слушателей, выявление способностей и талантов, привитие интереса к творческой деятельности.

К основному уровню относятся кружки, группы и другие творческие объединения, которые развивают интересы воспитанников, учащихся, слушателей, дают им знания, практические умения и навыки, удовлетворяют потребности в профессиональной ориентации.

К высшему уровню относятся кружки, группы и другие творческие объединения, которые объединяют способных и одаренных воспитанников, учащихся, слушателей по интересам с целью их развития и поддержки, удовлетворения потребности в профессиональной подготовке.

Количество групп в кружке определяется согласно педагогической нагрузке, уровню обучения и направлению деятельности, например: 0,5 ставки (9 часов) руководителя кружка оздоровительного направления начального уровня предусматривает организацию работы 2-х групп; 1 ставка (18 часов) руководителя кружка художественно-эстетического направления основного уровня – 3-4 группы.  3

При приеме на работу руководителя кружка директор школы должен ознакомить его с Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, с должностными обязанностями. Примерные должностные обязанности могут быть следующими:

  • составляет учебную программу и план работы кружка;

  • ведет установленную документацию и отчетность;

  • составляет планы (конспекты) занятий, обеспечивает их выполнение;

  • комплектует состав воспитанников (учащихся, слушателей) кружка, способствует сохранению контингента в течение срока обучения;

  • выявляет творческие способности воспитанников (учащихся, слушателей), способствует их развитию;

  • создает благоприятные условия для реализации интересов и потребностей воспитанников (учащихся, слушателей);

  • отвечает за сохранность оборудования и инвентаря, используемого для работы кружка;

  • обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, методов и средств обучения и воспитания воспитанников (учащихся, слушателей);

  • обеспечивает выполнение учебной программы и плана работы кружка;

  • обеспечивает соблюдение правил техники безопасности, охраны труда во время проведения занятий;

  • организует участие воспитанников (учащихся, слушателей) кружка в общешкольных массовых мероприятиях (концертах, выставках, конкурсах, соревнованиях, творческих отчетах) и т.д.

Прежде чем начать работу кружка, его руководитель должен предоставить администрации общеобразовательного учреждения программу работы кружка. При ее составлении за основу берутся примерные программы, рекомендованные Институтом содержания и методов обучения Министерства образования Украины, изданные в г.Киеве в 1996 году отдельными сборниками по различным направлениям внешкольного образования. Можно планировать работу кружков, секций по другим программам «при условии утверждения их соответствующими местными органами исполнительной власти».  2; ст.16, п.2

За консультацией по содержанию программы необходимо обратиться к методистам института последипломного образования соответствующих профилей.

Учебная программа кружка имеет определенную структуру: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем, основные требования к знаниям, умениям, навыкам, библиография  4.

Пояснительная записка включает общую характеристику программы, цель и основные задачи кружка, направление деятельности, уровень обучения, возраст детей, участвующих в реализации программы, описание организационных форм и методов подачи учебно-теоретического материала с учетом инновационных и новых образовательных технологий, режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации программы.

Учебно-тематический план составляется в форме таблицы с перечнем разделов (тем), указанием общего количества часов по каждому разделу и отдельно часов, предназначенных на теоретические и практические занятия, общее количество часов за год. Целесообразно включить в учебно-тематический план разделы «Массовые мероприятия» (концерты, выставки, творческие отчеты, конкурсы, соревнования), «Экскурсионная деятельность».

Руководителю кружка необходимо помнить о том, что учебно-тематический план составляется на каждый год обучения отдельно (если кружок рассчитан более чем на 1 год).

В разделе «Содержание программы» указываются названия разделов (тем) в порядке, соответствующем учебно-тематическому плану, и краткое описание. Обязательными являются последовательность, системность, научность изложения содержания программы, учет возрастных особенностей детей и уровень обучения. Указываются формы организации занятий (учебные, выездные, лабораторные, исследовательские и др.), дается обоснование целесообразности использования компьютерной техники и типового оборудования, иллюстративного материала, других средств обучения, обеспечения гигиены труда и безопасности жизнедеятельности кружковцев.

Материалы раздела «Основные требования к знаниям, умениям, навыкам» необходимо изложить четко, ясно, последовательно с учетом требований к объему знаний, умений и навыков кружковцев.

В разделе «Библиография» указывается перечень использованной литературы, а также литературы для воспитанников (учащихся, слушателей) и педагогов, который оформляется в соответствии с библиографическими требованиями.

На основании учебной программы руководитель кружка составляет календарно-тематический план, учитывая следующие рекомендации Министерства образования и науки:

  1. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.  3

  2. В каникулярные, выходные и праздничные дни кружки работают по отдельному плану.  3.

  3. Продолжительность занятий определяется с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки для разных возрастных категорий и составляет для воспитанников (учеников, слушателей):

в возрасте от 5 до 6 лет – 30 минут,

в возрасте от 6 до 7 лет – 35 минут,

в возрасте старше 8 лет – 45 минут.  2, ст.17.

Примерная структура календарно-тематического плана может быть следующей: № п/п, раздел программы, содержание работы на каждое занятие, количество часов, календарные сроки исполнения.

Календарно-тематический план можно составлять в специальном Журнале учета работы кружка, который является обязательным деловым документом общеобразовательного учреждения.  5, п.4.25.

Календарно-тематический план составляется для каждой группы отдельно и утверждается в начале учебного года директором школы или его заместителем, курирующим работу кружков согласно должностным обязанностям.

Руководитель кружка имеет право в течение 15 дней (с 1 по 15 сентября или в течение учебного года) на комплектование групп. Этот период считается его рабочим временем.  3.

Согласно Закону Украины «О внешкольном образовании» (ст.18 п.2) «средняя наполняемость групп составляет, как правило, 10-15 воспитанников (учеников, слушателей)». В приказе Министерства образования и науки № 645 от 24.09.2003 г. «О продолжении апробации Примерных учебных планов для кружков, групп и других творческих объединений по направлениям внешкольного образования в 2003-2004 учебном году» отмечается, что «наполняемость учебных групп определяется Положением о внешкольном учебном учреждении и Уставом учреждения».

Как только группы укомплектованы, руководитель кружка подает заместителю директора школы, курирующему работу кружков, график занятий, и кружок начинает свою деятельность.

График работы кружков является обязательным деловым документом общеобразовательного учебного учреждения  5, п.4.46. К его составлению заместителю директора школы необходимо отнестись с полной ответственностью и учесть следующие рекомендации:

  1. работу кружков необходимо планировать в дни с наименьшим количеством уроков с обязательным перерывом после основных занятий  5;

  2. занятие группы, особенно кружка начального уровня, не должно превышать 1,5-2 часов в день (с целью профилактики переутомляемости, а также с учетом занятости некоторых детей в 2-3 кружках);

  3. при проведении занятий продолжительностью более 1 академического часа в день и в зависимости от их характера через каждые 45 минут организуется перерыв для отдыха со сменой вида деятельности;

  4. общее количество часов работы кружка в неделю в Графике работы кружков должно соответствовать педагогической нагрузке руководителя;

  5. график работы кружков утверждается директором школы в начале учебного года.

Заместитель директора школы, курирующий работу кружков согласно своим должностным обязанностям, выполняет следующие функции: оказывает методическую помощь в составлении учебных программ и планов, проводит инструктаж по ведению документации, контролирует качество учебно-воспитательного процесса в кружках, выполнение учебных программ и планов кружков, соблюдение требований к ведению журнала учета работы кружка, анализирует охват детей кружковой работой (особенно подростков девиантного поведения) и т.д.

Данные о каждом кружке заместителю директора школы целесообразно занести в банк педагогической информации. Карточка кружка может иметь следующую форму:

КАРТОЧКА КРУЖКА

1. Название учебного учреждения ___________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Направление деятельности кружка ________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Название кружка _______________________________________________________________

4. Основные данные о руководителе кружка:

а) фамилия, имя, отчество __________________________________________________________

________________________________________________________________________________

б) год, число, месяц рождения______________________________________________________

в) образование ___________________________________________________________________

г) название высшего или среднего специального учебного заведения, год окончания ________

________________________________________________________________________________

д) специальность по диплому _______________________________________________________

е) педагогический стаж ____________________________________________________________

ж) стаж работы в должности руководителя кружка ____________________________________

з) в каком году проходил(а) курсы повышения квалификации как руководитель кружка ________________________________________________________________________________

если курсы ПК закончил(а) в течение последних 5 лет по другой специальности, укажите ее и год прохождения _________________________________________________________________

и) год прохождения последней аттестации ___________________________________________ ,

в какой должности ______________________________________________________________ ,

решение аттестационной комиссии __________________________________________________

________________________________________________________________________________

к) какие награды имеет ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

л) работает на ставку, 0,5 ставки, 0, 3 ставки (подчеркните или укажите другие данные) _____

5. Основные данные о кружке:

а) уровень обучения ______________________________________________________________

б) на какой период обучения рассчитан ______________________________________________

в) возраст учащихся ______________________________________________________________

г) количество часов в неделю _____________________________________________

________________________________________________________________________________

д) наполняемость кружка __________________________________________________________

е) наличие программы работы кружка _______________________________________________

ж) общее количество часов (на учебный год) _______________________________________

из них на теоретические занятия __________________________________________________

на практические занятия __________________________________________________

на индивидуальную работу (если есть) ______________________________________

з) с кем и когда согласованы учебный план и программа кружка _________________________

________________________________________________________________________________

Дата заполнения карточки:

В конце каждого семестра заместитель директора школы анализирует выполнение учебных программ и планов. Для анализа можно использовать следующую схему:

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА И ПРОГРАММЫ КРУЖКА,

ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛА РАБОТЫ КРУЖКА

Дата проверки _______________________

Цель проверки ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Название кружка _________________________________________________________________

Ф.И.О. руководителя кружка _______________________________________________________

  1. Выполнение учебного плана и программы (на момент проверки).

Теоретическая часть:

а) количество часов по плану _______________________

б) проведено фактически ___________________________

в) расхождение в часах ____________________________

г) причины невыполнения плана и программы ________________________________________

________________________________________________________________________________

Практическая часть:

а) формы занятий и виды работ:

____________________________ по плану _________ фактически _________

____________________________ по плану _________ фактически _________

____________________________ по плану _________ фактически _________

____________________________ по плану _________ фактически _________

____________________________ по плану _________ фактически _________

____________________________ по плану _________ фактически _________

2. Учет индивидуальных занятий с учащимися ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Учет посещаемости занятий кружка ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Своевременность, правильность, аккуратность и полнота записей в журнале учета работы кружка__________________________________________________________________________

5. Рекомендации руководителю кружка ______________________________________________

Подпись проверяющего:

В конце учебного года руководитель кружка в журнале учета работы (для каждой группы ведется отдельный журнал) делает следующую запись:

По программе ______ часов.

Проведено _____ часов.

Программа выполнена.

Во избежание ошибок в ведении документации заместитель директора в начале учебного года проводит инструктаж для руководителей кружков по ведению Журнала планирования и учета работы.

Основными требованиями к ведению Журнала планирования и учета работы кружка являются:

  1. Журнал должен быть заведен для каждой группы кружка отдельно на весь учебный год.

  2. Журнал ведет лично руководитель кружка. Он несет личную ответственность за его состояние.

  3. Все записи в журнале ведутся шариковой ручкой синего или черного цвета. Не допускаются исправления, зачеркивания, использование штриха.

  4. Раздел «План работы» заполняется в начале учебного года или в начале каждого семестра (см. выше основные требования к составлению календарно-тематического плана работы кружка).

  5. В разделе «Общие сведения о воспитанниках (учениках, слушателях)» указывается № п/п, фамилия, имя, отчество ребенка, данные о родителях, домашний адрес, № телефона. Могут указываться и другие данные по решению администрации школы.

  6. Раздел «Вводный инструктаж по технике безопасности» заполняется в обязательном порядке.  6.

  7. В разделе «Учет посещаемости» применяются следующие условные обозначения: «н» — отсутствовал по неуважительной причине; «б» — отсутствовал по болезни; «у» — отсутствовал по уважительной причине.

Против фамилии выбывшего ученика пишется «выбыл».

  1. В разделе «Учет работы кружка» указывается № занятия, дата проведения (25.02), тема занятия (содержание работы на занятии), количество часов (в соответствии с календарно-тематическим планом), подпись руководителя кружка.

Количество записанных часов должно соответствовать почасовой педагогической нагрузке.

  1. Учет рабочего времени в дни отсутствия детей в школе (например, во время карантина, учений по ГО, дней здоровья, туристических поездок и т.д. на основании приказов ГУОН, директора школы) руководитель кружка может вести в разделе «Методическая и практическая работа», указывая дату, содержание деятельности (виды работ), количество часов, подпись. В графе «Содержание деятельности» могут быть записаны следующие виды работ: изготовление методических пособий, устройств, наглядных пособий, ремонт приборов, инструментов, написание разработок тем, сценариев массовых мероприятий и т.д.

  2. Учет индивидуальных занятий (чаще всего в группах основного уровня) может вестись руководителем кружка на отдельной странице. Количество часов на индивидуальные занятия должно совпадать с учебно-тематическим планом.

  3. На отдельной странице может вестись учет занятости кружка в подготовке и проведении массовых школьных, городских, всеукраинских мероприятий (выставок, концертов, конкурсов, творческих отчетов, соревнований и т.д.).

Журнал учета работы кружка проверяется не менее 5 раз в год: в начале учебного года, перед осенними каникулами, в конце 1 семестра, перед весенними каникулами, в конце учебного года. На страничке «Замечания по ведению журнала» заместитель директора школы, курирующий работу кружков, делает запись о результатах проверки журнала учета работы кружка: дата проверки, замечания, сроки устранения, подпись.

При подготовке к занятию кружка руководителю необходимо составить конспект, который может иметь следующую структуру: № занятия, дата проведения, тема, цель, задачи, оборудование, вводная часть занятия, основная часть (теоретическая, практическая с указанием видов работы; групповая и индивидуальная работа и др.), заключительная часть (подведение итогов занятия, устная оценка достижений воспитанников, учащихся, слушателей).

Очень серьезное внимание необходимо уделить подготовке вводного занятия в начале учебного года. При умелой организации вводного занятия руководитель кружка может решить сразу несколько психологических проблем: преодоление комплекса опасения (из-за незнания группы), создание имиджа руководителя, определение ориентации на данную группу обучающихся и их интересы, установление стиля взаимоотношений, быстрое знакомство с детьми, быстрое включение детей в деятельность и т.д.

Для быстрого знакомства с воспитанниками кружка на первом занятии можно использовать различные методики: коррекция ожиданий, эмоциональное заражение, закладка информационных оснований, образец, игра, визитка, анкета и т.д.

Учебная работа кружка может осуществляться в различных организационных формах: занятие, семинар, лекция, конференция, чтение, викторина, концерт, соревнование, тренировка, репетиция, поход, экскурсия, экспедиция, практическая работа в лабораториях, мастерских, теплицах, на природе и др.  2, ст.18.

Руководитель кружка должен осуществлять оптимальный выбор форм, методов и средств обучения и воспитания кружковцев, рационально распределять время занятия на пассивные и активные формы работы с детьми.

Для качественного проведения занятий кружка директор школы обеспечивает помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и профилю, оборудование, инвентарь, необходимые материалы. Материальную ответственность за их сохранность несет руководитель кружка.

Также руководитель кружка несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время занятия, за соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Опыт работы многих школ показывает, что целесообразно в конце каждого учебного года проводить творческий отчет детских творческих объединений, в том числе и кружков, на праздничном концерте в День творчества, в День открытых дверей, на фестивале детского творчества и т.д.

Большим подспорьем педагогу в организации работы кружка может стать детское самоуправление. В начале учебного года избирается староста кружка, его заместитель, ответственные за определенные направления работы; определяются задачи работы каждого. Поддержка и развитие инициативы, самостоятельности воспитанников (учеников, слушателей) будет способствовать формированию творческой личности. Все вопросы организации жизнедеятельности кружка можно решать совместно педагогу и детям на собрании (как высшем органе самоуправления), полномочия которого можно определить в начале учебного года.

Необходимо привлечь к организации деятельности кружка родителей воспитанников (учеников, слушателей), особенно к проведению выездных практических занятий, а также школьных, городских и Всеукраинских массовых мероприятий. Для решения различных вопросов организации работы кружка в течение учебного года могут проводиться родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Руководитель кружка (независимо от образования) аттестуется на соответствие занимаемой должности и установление должностного оклада один раз в 5 лет в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических работников с предшествующим прохождением курсовой подготовки при институте последипломного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон Украины «Об образовании».

  2. Закон Украины «О внешкольном образовании».

  3. Приказ Министерства образования и науки № 645 от 24.09.2003 г. «О продолжении апробации Примерных учебных планов для кружков, групп и других творческих объединений по направлениям внешкольного образования в 2003-2004 учебном году».

  4. Приказ Министерства образования и науки № 674 от 06.10.2003 г. «Об утверждении Положения о Всеукраинском конкурсе на лучшую научно-методическую разработку по вопросам внешкольного образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки № 240 от 23.06.2000 г. «Об утверждении Инструкции о ведении деловой документации в общеобразовательном учебном учреждении I-III ступеней».

  6. Приказ Министерства образования и науки № 563 от 01.08.2001 г. «Об утверждении Положения об организации работы по охране труда участников учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования»