Региональные операторы

Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2017 года N 654-п
Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области

(с изменениями на 3 июня 2020 года)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в целях организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО

Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области

Утверждены
постановлением
Правительства области
от 18.08.2017 N 654-п

Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональные операторы) на территории Ярославской области, в том числе цель и задачи деятельности, функции, особенности взаимодействия с участниками отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), контроль исполнения настоящих Правил региональными операторами, порядок лишения юридического лица статуса регионального оператора.

1.2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с:

— Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

— Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. N 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. N 881);

— постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156).

1.3. Используемые в настоящих Правилах понятия употребляются в значениях, которые определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156.

Цель и задачи деятельности региональных операторов

2.1. Целью деятельности региональных операторов является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории Ярославской области в соответствии с региональной целевой программой «Развитие системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области» на 2020 — 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 17.03.2020 N 203-п «Об утверждении региональной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области» на 2020 — 2024 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области и частично утратившим силу постановления Правительства области от 19.11.2019 N 794-п», и территориальной схемой обращения с отходами на территории Ярославской области, утвержденной приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 14.12.2018 N 70-н «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Ярославской области» (далее — территориальная схема), с соблюдением требований Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, и Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области, утверждаемого постановлением Правительства области.

(п. 2.1 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 03.06.2020 N 482-п)

2.2. Основными задачами региональных операторов являются:

— реализация установленных действующим законодательством принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами;

— обеспечение оказания собственникам ТКО услуг по обращению с ТКО, которые образуются и места (площадки) накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п, от 27.03.2019 N 211-п)

— обеспечение приема ТКО в объеме и в местах, определенных договорами на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой;

— повышение эффективности используемых объектов по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО;

— участие в деятельности по созданию на территории муниципальных образований Ярославской области комплексов по хранению, обработке, утилизации, захоронению, обезвреживанию ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

— участие в реализации Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области, утверждаемого постановлением Правительства области.

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

Функции региональных операторов

Для достижения цели и решения поставленных задач региональные операторы осуществляют следующие функции:

— осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО посредством:

заключения с собственниками ТКО договоров на оказание услуг по обращению с ТКО на территории Ярославской области;

заключения с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ТКО, договоров на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО;

заключения с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, использование которых предусмотрено территориальной схемой, в зоне деятельности регионального оператора, договоров на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО;

— обеспечение доступа к информации в области обращения с ТКО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами», в том числе представление общедоступной информации в области обращения с ТКО в форме открытых данных для размещения на веб-узле департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее — департамент) на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

— размещение информации в государственных информационных системах Российской Федерации, заполнение которых предусмотрено законодательством в сфере обращения с ТКО;

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

— предоставление запрашиваемой органами государственной власти Российской Федерации, Ярославской области, органами местного самоуправления информации в области обращения с ТКО в пределах своих полномочий;

— участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при осуществлении деятельности в области обращения с ТКО, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и условиями заключаемого с департаментом соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО (далее — соглашение);

— обеспечение проведения информационной экологоориентированной просветительской работы с населением по обращению с отходами и вторичными ресурсами (в том числе с использованием средств массовой информации) и организация системы экологического образования населения в рамках мероприятий, согласованных с департаментом.

Основы деятельности региональных операторов

4.1. Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляются на основании конкурсного отбора региональных операторов, проводимого департаментом в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. N 881.

4.2. Региональные операторы осуществляют свою деятельность на основании соглашения в соответствии с учредительными документами юридического лица и лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

4.3. Соглашение заключается по форме, утверждаемой приказом департамента в составе документации для проведения конкурсного отбора региональных операторов.

Соглашение включает в себя следующие разделы:

— предмет соглашения;

— абзац исключен с 24 апреля 2018 года. — Постановление Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п;

— права и обязанности сторон;

— порядок осуществления контроля за соблюдением региональным оператором условий соглашения;

(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

— ответственность сторон;

— изменение и расторжение соглашения;

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

— обеспечение исполнения соглашения;

— индексация собственных расходов регионального оператора;

(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

— обстоятельства непреодолимой силы;

(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

— порядок урегулирования споров;

(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

— сроки действия соглашения;

(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

— абзац исключен с 24 апреля 2018 года. — Постановление Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п;

— прочие условия;

— реквизиты сторон.

К предмету соглашения относятся:

— описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования ТКО в пределах этой зоны в соответствии с территориальной схемой;

— сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов);

— сведения о расположении (планируемом расположении) мест накопления ТКО (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора;

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 27.03.2019 N 211-п)

— сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых складированы ТКО и которые не предназначены для этих целей, количестве ТКО, складированных в таких местах;

— сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению ТКО, использование которых предусмотрено территориальной схемой;

— условия проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для региональных операторов.

(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 23.01.2020 N 40-п)

4.4. Взаимодействие региональных операторов с собственниками ТКО, операторами по обращению с ТКО, департаментом осуществляется в соответствии с заключенными договорами и соглашениями в сфере обращения с ТКО.

Контроль исполнения региональными операторами настоящих Правил

5.1. Контроль исполнения настоящих Правил осуществляется департаментом.

5.2. Региональные операторы ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в департамент отчеты о деятельности по форме, предусмотренной соглашением.

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 309-п)

На основании представляемой отчетности ежегодно в срок не позднее 31 января года, следующего за отчетным, департамент составляет аналитическую справку о соблюдении региональными операторами настоящих Правил, на основании которой готовит предложения по совершенствованию деятельности региональных операторов.

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 02.11.2017 N 828-п)

5.3. В случае выявления нарушения настоящих Правил департамент в пределах своей компетенции принимает предусмотренные действующим законодательством меры или готовит предложения по принятию мер иными органами государственной власти Ярославской области в соответствии с компетенцией.

Порядок лишения юридического лица статуса регионального оператора

6.1. Решение о лишении юридического лица статуса регионального оператора принимает департамент при выявлении установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 02.11.2017 N 828-п)

6.2. Решение, указанное в пункте 6.1 настоящего раздела, принимается в соответствии с утвержденным приказом департамента положением о комиссии департамента, уполномоченной на решение вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора. Департамент составляет акт о лишении юридического лица статуса регионального оператора и направляет региональному оператору в течение 3 (трех) рабочих дней с момента его составления.

Юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, продолжает исполнять обязанности регионального оператора в зоне его деятельности до дня, определенного соглашением, заключенным департаментом с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.

Проработать вопрос о привлечении некоммерческих организаций к раздельному сбору твердых коммунальных отходов Путин поручил в июле, по итогам встречи с экологами и зоозащитниками в июне (срок исполнения поручения — 1 октября; ответственный — глава правительства Михаил Мишустин). Идею об уравнивании НКО и региональных операторов выдвинула глава благотворительной организации «География добра» Оксана Одегова. Она рассказала президенту о готовности тысяч людей осознанно заниматься раздельным сбором отходов и об опыте фонда в его организации. В частности, благодаря фонду на полигоны не ушло 100 т вторичных отходов и был поставлен 21 комплект контейнеров для раздельного сбора мусора в некоторых городах. «Очень важно, чтобы в каждом городе были пункты приема вторсырья, в каждом дворе стояли экоконтейнеры. Чтобы при строительстве новых жилых объектов были исключены мусоропроводы. Чтобы добровольческие и частные коммерческие инициативы имели государственную поддержку, в виде финансирования в частности, и были включены в государственный проект развития наравне с работой региональных операторов», — заявила Одегова на этой встрече.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства.

Минпромторг для исполнения поручения президента направил соответствующие запросы в компании, занимающиеся раздельным сбором отходов, и региональным операторам, сообщил РБК представитель ведомства. «На основании ответов будет сформирована позиция министерства, которая будет представлена в Минприроды», — уточнил он. По его словам, именно ведомство Дмитрия Кобылкина будет принимать окончательное решение насчет привлечения некоммерческих организаций. РБК направил запрос в Минприроды.

Доработка концепции реформы РОП проходит под руководством вице-премьера Виктории Абрамченко. По словам представителя вице-премьера, участие некоммерческих организаций в раздельном сборе отходов в рамках РОП — пока одна из моделей, которые изучают профильные ведомства. Об ее эффективности и тем более внедрении рано говорить до завершения доработки концепции, сказала она РБК.

Позиции компаний

По мнению гендиректора некоммерческой организации «Собиратор» Леонида Синицына, региональным операторам невыгодно, чтобы отходов становилось меньше в процессе раздельного сбора. «Им выгодно, чтобы отходов было как можно больше и чтобы они все были смешанными», — написал он в Минпромторг в ответ на запрос ведомства (копия письма есть у РБК). По его мнению, раздельным сбором отходов должны заниматься не региональные операторы, а специальные компании — операторы РОП.

Синицын объяснил роль НКО в организации раздельного сбора. «Именно они вовлекают заготовительный и перерабатывающий бизнес в работу с отходами от населения, демонстрируя, что жители готовы тщательно сортировать и подготавливать отходы к переработке. АНО «Собиратор» в своем экоцентре принимает для повторного использования и переработки около 100 различных фракций отходов от населения», — говорится в его письме в Минпромторг.

Константин Рзаев, гендиректор фирмы «ЭкоТехнологии» (занимается раздельным сбором и рециклингом отходов) отметил, что региональные операторы всегда испытывали проблемы с некорректно посчитанным (низким) тарифом и его низкой собираемостью. «В уже утвержденных тарифах многих региональных операторов не были учтены расходы на организацию процесса раздельного сбора отходов (закупка контейнеров, отдельный рейс мусоровозов для вторсырья и т.д.). Кто бы в перспективе ни занимался раздельным сбором отходов, для его развития нужно дополнительное финансирование. Это могут быть или госсубсидии, или средства экосбора в рамках РОП, или надбавка к действующему тарифу на вывоз ТКО и т.п.», — считает Рзаев. По его мнению, заготовителям вторсырья, некоммерческим организациям и другим участникам отрасли крайне важно договориться с региональными операторами о взаимодействии на взаимовыгодной основе, но этот процесс вряд ли будет легким и быстрым.

По словам Губайдуллина, во всем мире система раздельного сбора отходов требует дополнительного финансирования, например за счет сборов с бизнеса: «В России же расходы на организацию сбора и вывоза отходов раздельно не включены в утвержденный тариф. Операторы занимаются этим в целях социальной ответственности, потому что понимают, что это важно для населения и государства».

Акционерное общество «Управление отходами» – ведущий концессионер в России в сфере создания и эксплуатации систем по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Общество возглавляет крупнейшую в России группу концессионных компаний в сфере обращения с ТКО, которая создает экотехнопарки – современные комплексные системы по обработке, утилизации и размещению ТКО. В настоящее время группа реализует 10 концессионных проектов в 8 регионах Российской Федерации (в Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Мурманской, Архангельской, Челябинской областях, Республике Чувашия и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре) на сумму около 10 млрд руб. с потенциалом привлечения инвестиций в новые проекты с охватом до 20 регионов РФ на сумму до 80 млрд руб.

В стране вводится институт региональных операторов по обращению с ТКО, координирующих всю деятельность в сфере обращения с ТКО в каждом отдельном субъекте РФ. Эти изменения призваны структурировать деятельность отрасли и направить ее на создание современных систем коммунальной инфраструктуры, отвечающих всем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Кроме того, немаловажной задачей института региональных операторов является выведение отрасли «из тени», посредством организации прозрачных механизмов контроля и мониторинга их деятельности. В конце 2017 года АО «Управление отходами» успешно приняло участие в объявленных конкурсных отборах регионального оператора по обращению с ТКО в регионах своего присутствия в Мурманской, Саратовской и Нижегородской областях. В 1 квартале 2018 года были подписаны Соглашения с Обществом об организации деятельности по обращению с ТКО на территории указанных областей. Деятельность будет начата в 2018 г. В дальнейшем Общество планирует участие в конкурсах на территории иных субъектов Российской Федерации.

Зона деятельности Регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой: городской округ Пенза, ЗАТО город Заречный, Бессоновский, Шемышейский, Мокшанский, Пензенский, Лунинский, Иссинский районы.

99,98% — охват населения услугой по вывозу ТКО.

5 офисов обслуживания в зоне деятельности.

Общий объем отходов, вывезенных в рамках договоров с потребителями — 3 052 172 кубометров.

Вывоз ТКО на полигоны за 2019 г.:

Чемодановка (тн) Мокшан
(куб.м.)
Симанки (Исса) (куб.м.) Шемышейка (куб.м.)
216 729 69 270 45 312 54 455

Взаимодействие с потребителями, как с физическими, так и с юридическими лицами:

— обработано более 5 000 разного рода заявлений, обращений граждан, направленных по электронной почте, через портал ГИС ЖКХ, а также на личных приемах специалистов;

-в результате работы горячей линии регионального оператора по итогам года обработано более 60 000 звонков.

В адрес регионального оператора обратились и получили соответствующую льготу 239 многодетных семей.

Совершено 650 выездов-проверок, как по районам города, так и по области.

Претензионно-исковая работа:

— подано более 300 заявлений на выдачу судебных приказов в отношении физических лиц;

— 55 исковых заявлений в отношении юридических лиц;

-более 5000 претензий направленно в адрес юридических лиц.

Сначала деятельности приобретены 880 и доустановлены 470 контейнеров (объемом 1,1 куб.м; 8 куб.м) для складирования ТКО:

— г.Пенза – 58 шт;

— Шемышейский район – 147 шт.;

— Иссинский район – 113 шт.;

— Лунинский район – 30 шт.;

— Мокшанский район – 12 шт.;

— Бессоновский район – 43 шт.;

— Пензенский район – 47 шт;

— ЗАТО Заречный – 20 шт.

Парк специализированной техники:

Приобретено 12 (двенадцать) единиц специализированной техники для вывоза твердых коммунальных отходов; 2 (две) единицы малогабаритной спецтехники для вывоза ТКО из труднодоступных улиц. Также дополнительно привлечено 8 единиц крупно тоннаж автомобилей.

В настоящее время в северной зоне работает 114 единиц специализированной техники (мусоровозы).

Ликвидация несанкционированных свалок:

— на территории СНТ СН «Звездочка» Чемодановского сельсовета была ликвидирована свалка бытовых отходов на площади более 700 кв.м. С указанной территории на полигон было вывезено 30 машин с мусором общим объемом более 350 м.куб.

ООО «Управление благоустройства и очистки» оказало содействие в проведении мероприятий в день Всероссийского субботника на роднике Смичка в селе Старая Яксарка Шемышейского района, в рамках двух акции «Сурскому морю – чистые берега», в мероприятии «Чистые игры» (лесная территория Совхоз-техникума) и других, предоставив мешки, перчатки и спецтехнику для уборки мусора.

Специалисты регионального оператора совместно с Минлесхозом Пензенской области выезжали в детские оздоровительные лагеря с эколого-просветительскими мероприятиями. В учреждениях дошкольного и общего образования совместно с волонтерами движения «ЭКА» проведено 30 занятий по теме обращения с отходами.

Минприроды России рассмотрев обращение в адрес Генерального Прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки от 13.05.2019 года № 1305-01 сообщает.

В соответствии пунктом 10 статьи 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления» (далее закон N 89-ФЗ) региональные оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации (далее — территориальная схема), на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Пунктом 5 «Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее — Правила № 1130), установлено, что территориальная схема включает разделы, в том числе — о местах нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и о зонах деятельности региональных операторов по обращению с ТКО.

Более того, пунктом 12 Правил № 1130 12. Территориальная схема должна содержать раздел — «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов».

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее — правила 1156) предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Следовательно, по мнению Минприроды России, исходя из системного толкования законодательства, в случае если территориальная схема субъекта Российской Федерации содержит сведения об объектах обработки и утилизации ТКО и схема потоков отходов соответственно, предусматривает направление ТКО на обработку и утилизацию, региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять такую обработку и (или) утилизацию самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Таким образом, в соответствии с подпунктом «г» пункта 40 правил N 1156 юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора за нарушение схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор
Департамента государственной
политики и регулирования в
сфере обращения с отходами
производства и потребления
А.В. Петрищев