Реестр магазинов беспошлинной торговли

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Первая устная консультация БЕСПЛАТНО (звоните или пишите в WhatsApp +7(906)4-313-865)
Устная консультация – 1000 рублей Письменная консультация – 5000 рублей
Абонентское обслуживание в течение месяца (письменные и устные консультации) – 15000 рублей
Абонентское обслуживание в течение месяца (письменные и устные консультации, обжалование неправомерных действий и решений) – 30000 рублей
Ведомственное обжалование (решения о классификации, таможенной стоимости, преференциям, применении форм контроля) – 20 000 рублей
Сопровождение административного расследования и подготовка жалобы на постановление по делу об административном правонарушении – 20 000 рублей
Судебное оспаривание (подготовка позиции по делу + командировочные расходы) – 40 000 рублей
Сопровождение таможенной проверки (подготовка ответа на запроса, составление возражений на акт проверки) – 40 000 рублей
Перечень и цена услуг могут быть изменены по соглашению сторон. В цену услуг не включается НДС, так как услуги оказываются по договору с индивидуальным предпринимателем применяющим упрощенную систему налогообложения.
Эл.почта: mail@free-ved.com WhatsApp +7(906)4-313-865

Применение таможенной процедуры беспошлинной торговли

Ст. 33 Таможенного кодекса ЕАЭС определены особенности процедуры беспошлинной торговли:

  • содержание, применение, сроки;
  • условия помещения товаров под процедуру;
  • возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе срок их уплаты и исчисление.

Таможенная процедура беспошлинной торговли применяется в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС. В соответствии с ней такие товары находятся и реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли (далее – МБТ) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Но только в том случае, если соблюдаются условия помещения товаров под эту таможенную процедуру и критерии их использования.

До вступления в силу Кодекса Союза товары, помещённые под таможенную процедуру беспошлинной торговли (далее – Товары Дьютифри), реализовывались:

  • физическим лицам, покидающим таможенную территорию ЕАЭС;
  • дипломатическим представительствам; консульским учреждениям;
  • представительствам государств при международных организациях; международным организациям или их представительствам, расположенным на таможенной территории Союза;
  • членам дипломатического персонала дипломатического представительства, международных организаций или их представительств;
  • консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними;
  • персоналу (сотрудникам, должностным лицам) представительств государств при международных организациях.

Новшеством стало расширение круга физических лиц, которым разрешена реализация Товаров Дьютифри:

  • физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС;
  • физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена;
  • иным организациям или их представительствам и их персоналу, если такая реализация предусматривается законодательством государства-члена, на территории которого расположены такие организации или их представительства.

Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2018 года № 1512 «Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным или водным транспортом» установлен перечень пунктов пропуска. В этих пунктах пропуска допускается расположение торговых залов МБТ, где разрешена реализация Товаров Дьютифри физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС.

В случае реализации Товаров Дьютифри физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС, отпуск алкогольных напитков и пива, табака и табачных изделий должен осуществляться с соблюдением количественных норм, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов. В настоящее время количественные нормы по ввозу алкогольной продукции, табака и табачных изделий регламентированы Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Перечень магазинов беспошлинной торговли в РФ, в которых товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются категориям лиц, обозначенным до вступления в силу Кодекса Союза, в настоящее время Правительством РФ не определён.

Если иностранные Товары Дьютифри реализуются физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена (пп. 2 п. 2 ст. 247 Кодекса Союза), то завершение таможенной процедуры происходит после помещения данных иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, уже после реализации.

В новом законодательстве о таможенном регулировании также закреплены нормы о применении таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенная процедура таможенного транзита не завершает таможенную процедуру беспошлинной торговли в отношении иностранных товаров Дьютифри (норма ч. 6 ст. 178 Федерального закона о таможенном регулировании (далее – Закон)) в следующих случаях:

  1. При перемещении Товаров Дьютифри между складом и торговым залом одного владельца магазина беспошлинной торговли, если указанные помещения МБТ располагаются в регионах деятельности различных таможенных постов, но в пределах одной таможни (таможенного органа, включившего юридическое лицо – владельца магазина — в реестр владельцев МБТ).
  2. При перемещении товаров между местом хранения, в котором они находились при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли, и складом (торговым залом МБТ), если указанные место хранения и помещения МБТ располагаются в регионах деятельности различных таможенных органов. Норма, к примеру, применяется при помещении ювелирных изделий под таможенную процедуру беспошлинной торговли при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС на Специализированных таможенных постах не в регионе деятельности таможни, где функционирует магазин беспошлинной торговли. После выпуска в таможенной процедуре беспошлинной торговли ювелирные изделия под таможенным транзитом перемещаются со Специализированного таможенного поста в магазин беспошлинной торговли без завершения таможенной процедуры беспошлинной торговли.

Владельцы магазинов беспошлинной торговли

Условия включения юридического лица в реестр владельцев магазина беспошлинной торговли (далее – Реестр МБТ) устанавливаются Таможенным кодексом ЕАЭС (Глава 60) и Законом.

Условия включения в Реестр МБТ

  1. Сооружения и (или) помещения (части помещений), предназначенные для использования в качестве магазина беспошлинной торговли находятся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде и отвечают требованиям, устанавливаемым ст. 380 Закона. Если сооружения, помещения или их части находятся в аренде, то договор аренды в их отношении день подачи заявления о включении в реестр владельцев МБТ должен быть заключен на срок не менее 6 месяцев.
  2. Получены регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством РФ. Например, если владелец МБТ планирует ввозить в магазин беспошлинной торговли алкогольную продукцию для реализации, то, в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», необходимо получить соответствующую лицензию.
    При этом, если юридическое лицо не планирует осуществлять розничную торговлю в МБТ товарами, требующими наличия разрешений (лицензий), то данное условие не повлияет на включение этого лица в Реестр МБТ.
  3. На день обращения в таможенный орган отсутствует просроченная задолженность по таможенным платежам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеням, процентам.
  4. Предоставлено обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, в размере двух с половиной миллионов рублей. Предоставленное обеспечение распространяет свое действие на все территории МБТ, включая торговые залы одного владельца магазинов беспошлинной торговли, функционирующих в регионе деятельности одного таможенного органа, включившего соответствующее лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
    Поскольку юридическое лицо в Реестр МБТ включает таможня (административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, утверждённой приказом ФТС России от 25.11.2011 № 2398), то обеспечение на все помещения территории МБТ предоставляется в таможню.
  5. Отсутствует просроченная задолженность по уплате административного штрафа, назначенного владельцу МБТ на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 16.2, 16.3, 16.14, 16.15,16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ.
  6. Юридическое лицо не является:
    • казенным предприятием;
    • организацией или государственным унитарным предприятием, указанным в части 1 статьи 274 Закона;
    • организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанное в части 1 статьи 274 Закона.
  7. Регистрация в личном кабинете. Личный кабинет представляет собой информационный ресурс, принадлежащий федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России). Ресурс размещен в сети «Интернет» и используется для организации обмена электронными документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами и заинтересованными лицами (в данном случае владельцем МБТ).

Ещё важными условиями включения юридического лица в Реестр МБТ являются:

  • согласование открытия МБТ с пограничными органами РФ (ч. 4 ст. 377 Закона);
  • согласование порядка функционирования МБТ с таможней (ч. 5 ст. 377 Закона).

Причём согласование порядка функционирования МБТ с таможней является новеллой в законодательстве РФ о таможенном регулировании. Сведения, которые должны обязательно содержаться в данном порядке, определяются в ст. 380 Закона.

Свидетельство о включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли должно содержать:

  • наименование владельца магазина беспошлинной торговли, указание его организационно-правовой формы и места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;
  • место нахождения торгового зала МБТ;
  • место нахождения склада МБТ;
  • сведения о площади склада МБТ;
  • наименование таможенного органа (таможни), выдавшего свидетельство;
  • дату выдачи свидетельства и его номер.

Форма Свидетельства, порядок его выдачи утверждается Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, утверждённой приказом ФТС России от 25.11.2011 № 2398.

Основания исключения из Реестра МБТ

  1. Если владельцем МБТ не соблюдаются условия включения в Реестр МБТ, таможенная процедура беспошлинной торговли, а также присутствуют административные правонарушения в области таможенного дела:
    1. Владелец МБТ не выполняет обязанности по соблюдению условий включения в реестр владельцев МБТ:
  • В собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде отсутствуют сооружения и (или) помещения (части помещений), предназначенные для использования в качестве магазина беспошлинной торговли либо они не отвечают требованиям, устанавливаемым статьёй 380 Закона.
  • Отсутствуют или прекратили свое действие регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством РФ.
  • Владелец МБТ не исполняет обязанности по соблюдению дополнительных условий включения в Реестр МБТ в соответствии с Законом:
    • Не предоставляет обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, в размере двух с половиной миллионов рублей, либо нарушает условия непрерывности обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ согласно пункту 5 статьи 63 Таможенного кодекса ЕАЭС.
    • Имеет просроченную задолженность по уплате административного штрафа, назначенного владельцу МБТ на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 16.2, 16.3, 16.14, 16.15, 16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ.
    • Юридическое лицо является казенным предприятием, организацией или государственным унитарным предприятием, указанным в части 1 статьи 274 настоящего Закона, организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанное в части 1 статьи 274 настоящего Закона.
    • Не зарегистрирован в личном кабинете ФТС России.

  • Не соблюдаются условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли, установленных пунктом 3 статьи 244 Таможенного кодекса ЕАЭС.
  • Сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в магазине беспошлинной торговли, не обеспечивается.
  • Не обеспечивается возможность проведения таможенного контроля.
  • Отсутствует возможность ведения учёта поступления товаров в МБТ и их реализации в этом магазине, а также представления таможенным органам отчетности о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством РФ.
  • Не исполняется обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса ЕАЭС, не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55 и пунктом 3 статьи 73 Таможенного кодекса ЕАЭС.
  • Владелец МБТ привлекается к административной ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела, предусмотренное частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и (или) два и более раза привлекается к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.2, 16.3, 16.15, частями 2 и 3 статьи 16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям составляет, по совокупности, пятьсот тысяч рублей и более.
  • Заявление владельца МБТ об исключении его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли.
  • Ликвидация юридического лица, включенного в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
  • Реорганизация юридического лица, включенного в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством РФ.
  • Включение в Реестр МБТ

    Для включения в Реестр МБТ заявитель подаёт соответствующее заявление в электронном виде, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью. Это Заявление о включении в Реестр МБТ включает:

    • обращение заявителя в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр МБТ;
    • сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о месте нахождения, об открытых банковских счетах заявителя;
    • сведения о сооружениях и (или) помещениях (частях помещений), находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве МБТ, об их месте нахождения, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении;
    • сведения о предоставлении обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, если такое обеспечение предоставлено до подачи или одновременно с подачей заявления о включении в Реестр МБТ;
    • сведения о регистрационных или разрешительных документах на розничную торговлю, если такое разрешение предусмотрено законодательством РФ;
    • сведения о согласовании открытия МБТ с пограничными органами;
    • сведения о согласовании порядка функционирования МБТ с таможней, в регионе деятельности которых предполагается нахождение МБТ.

    Для подтверждения сведений, указанных в заявлении о включении в Реестр МБТ, заявитель, в соответствии с ч. 2 ст. 379 Закона, прилагает следующие подтверждающие документы:

    1. Свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе.
    2. Документы, подтверждающие право владения заявителем сооружениями и (или) помещениями (частями помещений), предназначенными для использования в качестве МБТ: свидетельство о праве собственности, договор аренды (субаренды) или иные документы.
    3. Планы и чертежи сооружений и (или) помещений (частей помещений), предназначенных для использования в качестве МБТ с указанием площадей, размеров, указанием входа (входов) в помещения МБТ.
    4. Документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, если такое обеспечение предоставлено до подачи или одновременно с подачей заявления о включении в Реестр МБТ. Такими документами являются в зависимости от вида обеспечения:
    • копия платёжного поручения и копия электронной таможенной расписки о принятии денежного залога (в настоящее время таможенные расписки оформляются в электронном виде и направляются заявителю через личный кабинет);
    • копия ранее принятой таможней банковской гарантии (если оригинал ранее направлялся в таможню) и копия электронной таможенной расписки;
    • копия договора поручительства (оригинал, как правило, направляет в таможню компания-поручитель) и копия электронной таможенной расписки.
  • Подтверждение из банков об открытых в них счетах заявителя.
  • Регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю, если такие документы предусмотрены законодательством РФ.
  • Вместе с документами, указанными в ч. 2 ст. 379 Закона, заявитель вправе представить документ, подтверждающий факт внесения записи о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

    Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли, порядок его учреждения и функционирования определены ст. 380 Закона.

    Поскольку МБТ располагаются на территории РФ, то к ним применяются все правила реализации товаров, которые установлены законодательством РФ. При этом, согласно мнению Минфин РФ, изложенному в письме от 21.09.2018 № 03-10-11/67745, подготовка отдельных правил реализации товаров в МБТ в настоящее время не требуется.

    Новеллой законодательства РФ о таможенном регулировании является тот факт, что одним из оснований включения лица в Реестр МБТ считается наличие согласованного с таможней порядка функционирования МБТ согласно ст. 380 Закона. При этом на основании ч. 2 ст. 381 Закона владелец МБТ сам определяет категории лиц, которым допускается реализация товаров, после согласования этого порядка с таможней, в регионе деятельности которой функционирует магазин.

    Под категориями лиц подразумеваются лица, указанные в п. 2 ст. 423 Таможенного кодекса ЕАЭС.

    отменен/утратил силу Редакция от 05.07.1994 Подробная информация

    Наименование документ ПРИКАЗ ГТК РФ от 09.06.94 N 256 (ред. от 05.07.94) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МАГАЗИНАХ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ» (вместе с «ПОРЯДКОМ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ МАГАЗИНА БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ»)
    Вид документа приказ, положение, порядок
    Принявший орган гтк рф
    Номер документа 256
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 05.07.1994
    Номер регистрации в Минюсте 625
    Дата регистрации в Минюсте 08.07.1994
    Статус отменен/утратил силу
    Публикация
    • В данном виде документ опубликован не был.
    • (в ред. от 09.06.94 — «Российские вести», N 139, 28.07.94)
    Навигатор Примечания

    ПРИКАЗ ГТК РФ от 09.06.94 N 256 (ред. от 05.07.94) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МАГАЗИНАХ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ» (вместе с «ПОРЯДКОМ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ МАГАЗИНА БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ»)

    6. Реализация товаров в магазине беспошлинной торговли

    6.1. Магазины беспошлинной торговли осуществляют розничную продажу товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, исключительно физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации.

    6.2. Продажа товаров в магазине беспошлинной торговли производится только за наличный расчет или по кредитным карточкам.

    6.3. Оптовая, в том числе мелкооптовая (ориентировочно — свыше 10 единиц (упаковок для розничной продажи, комплектов)), продажа товаров в магазине беспошлинной торговли не допускается.

    Продажа товаров, указанных в подпункте «е» пункта 5.3 настоящего Положения, осуществляется только в единичных экземплярах (комплектах).

    6.4. В магазине беспошлинной торговли не допускается продажа товаров по образцам, по предварительным заказам, с доставкой на дом, с рассрочкой платежа, а также оказание дополнительных услуг (кроме предпродажной подготовки, упаковки, демонстрации, переупаковки и аналогичных операций).

    6.5. Продажа товаров из подсобных помещений и со склада магазина беспошлинной торговли не допускается.

    6.6. Товары, реализация которых на территории Российской Федерации ограничена, могут реализовываться в таможенном режиме магазина беспошлинной торговли только при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации.

    6.7. Владелец магазина обязан соблюдать санитарные правила, нормы складирования, правила товарного соседства и режима хранения, обязательные требования государственных стандартов выполнять иные требования и условия, установленные нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере торговли.

    6.8. С товарами, помещенными под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, могут производиться операции, необходимые для обеспечения их сохранности, а также операции по подготовке товаров к продаже (вскрытие упаковки, освобождение от тары и т.п.).

    Операции по обеспечению сохранности товаров производятся на складе магазина беспошлинной торговли, а операции по подготовке товаров к продаже — на складе или в подсобных помещениях магазина беспошлинной торговли.

    Указанные операции производятся под таможенным контролем.

    6.9. Товары, реализуемые в магазине беспошлинной торговли, должны иметь специальную маркировку, согласованную с таможенным органом, и быть предварительно упакованы для розничной продажи.

    6.10. О покупке товаров в магазине беспошлинной торговли работниками такого магазина делаются отметки в проездных документах физических лиц, выезжающих за пределы таможенной территории Российской Федерации.

    Форма отметки определяется владельцем магазина беспошлинной торговли по согласованию с таможенным органом.

    Таможенный орган осуществляет контроль за фактическим вывозом товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли.

    6.11. Замена и обмен товаров, купленных в магазине беспошлинной торговли, физическим лицом, выезжавшим за пределы таможенной территории Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом, если новый товар не вывозится за пределы Российской Федерации, такой товар не облагается ввозной таможенной пошлиной и налогами, взимание которых возложено на таможенные органы, (за исключением российских товаров).

    6.12. При продаже или ином отчуждении товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, лицам, не имеющим права на приобретение таких товаров, либо ином использовании указанных товаров не в соответствии с их таможенным режимом, а также утрате или недостаче товаров, владелец магазина беспошлинной торговли должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, за исключением случаев, когда товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо недостача произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

    Беспошлинная торговля ( гл. 41 ТК ТС и гл. 38 Федеральный закона ) — таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

    Согласно ст. 303 ТК ТС , под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств — членов таможенного союза.

    На территории РФ на сегодня, такой Перечень установлен распоряжением Правительства РФ от 12.11.2003 № 1642-р и включает в себя следующие категории товаров:

    — товары, не предназначенные для личного пользования или потребления физическими лицами;

    — тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);

    — товары, предназначенные для реализации в первичных упаковках, предназначенных для розничной продажи, если такие товары не упакованы указанным образом до их помещения под таможенную процедуру беспошлинной торговли (товары, требующие расфасовки, упаковки или взвешивания).

    — товары ТС, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением:

    — изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных (включая икру), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;

    — икры осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированной в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.;

    — лекарственных препаратов (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики), применяемых в медицинских целях и зарегистрированных в Российской Федерации, в упаковках для розничной продажи, если они могут продаваться без рецепта (назначения) врача;

    — ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также янтаря, за исключением уникальных янтарных образований;

    — сувениров или изделий народного промысла из бумажной массы, деревянных и (или) металлических.

    Ввоз алкогольной продукции, табака и табачных изделий на таможенную территорию ТС возможен в соответствии с приказом ГТК РФ от 24.01.2001 № 80 «О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли» только при наличии на товарах наклеенных в установленном порядке акцизных или специальных марок. Такие марки наклеиваются еще до момента ввоза товаров на таможенную территорию ТС.

    Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию ТС, подлежащие маркировке марками акцизного сбора или специальными марками, ввозятся и помещаться под таможенной процедурой беспошлинной торговли без акцизных и специальных марок при наличии на этикетках и контрэтикетках (для алкогольной продукции) и упаковках (для табака и табачных изделий) обозначения на русском языке:

    «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» или текстом аналогичного содержания на английском языке — «For duty free sale only». Указанное обозначение наносится как типографским способом, так и с путем нанесения дополнительных наклеек (стикеров). Большинство организаций, открывших магазины беспошлинной торговли, ввозят алкогольную продукцию, табак и табачные изделия иностранного производства с такой надписью, нанесенной типографским способом на предприятии — изготовителе. Также не подлежат маркировке марками акцизного сбора или специальными марками алкогольная продукция, табак и табачные изделия, произведенные на территории ТС.

    Реализация товаров, имеющих специальную маркировку, запрещена. Такие товары признаются находящимися в незаконном обороте и подлежат изъятию в соответствии с законодательством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 200 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2000 N 970)»О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли»)

    Согласно п.3 ст. 303 ТК ТС, товары, используемые для обеспечения нормального функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли не подлежат.

    К таким товарам, в частности, относятся:

    — оборудование, предназначенное для обустройства помещений магазина беспошлинной торговли;

    — пробники (тестеры) и иные товары, предназначенные в соответствии с законодательством страны-участника ТС для реализации на территории этого государства отдельных видов товаров.

    Порядок применения таможенных пошлин, налогов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку такие товары предназначены для реализации гражданам при их выезде за границу и фактически вывозятся за пределы таможенной территории ТС.

    К таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством государств-участников ТС.

    Иные запреты и ограничения, не имеющие экономического характера и установленные исходя из целей государственной, экологической безопасности стран-участниц ТС, защиты прав интеллектуальной собственности, а также защиты здоровья и нравственности населения, подлежат применению.

    К таким, в частности, относится лицензирование импорта, хранения и поставок алкогольной продукции, ввозимой из других стран на таможенную территорию ТС.

    В отношении отдельных категорий товаров, подлежащих обязательной государственной сертификации, требуется представление соответствующих сертификатов.

    В отношении иностранных товаров, ранее помещенных под иные таможенные процедуры при их ввозе на таможенную территорию ТС, при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли производится возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов, если такая уплата производилась.

    При помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли товаров ТС производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством страны-участника ТС о налогах и сборах.

    Согласно п.1 ст. 306 ТК ТС , обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру беспошлинной торговли, прекращается у декларанта:
    при реализации этих товаров физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза;
    при помещении этих товаров под иную таможенную процедуру;
    при задержании товаров таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС;
    в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК ТС.

    Согласно п. 2 ст. 303 ТК ТС, заявителем (декларантом) таможенной процедуры беспошлинной торговли может быть только владелец магазина беспошлинной торговли. Декларировать товары в соответствии с данной таможенной процедурой владелец магазина беспошлинной торговли может как самостоятельно, так и посредством услуг таможенного брокера.

    При помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли в соответствии со статьями 196 и 85 ТК ТС таможенные органы требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок применения данного положения разъяснен письмом ГТК РФ от 07.04.2004 № 01-06/12823 «Об использовании обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенный режим беспошлинной торговли», в соответствии с которым при помещении под рассматриваемую таможенную процедуру иностранных товаров, предназначенных для продажи в магазине беспошлинной торговли, который функционирует менее одного года, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с главой 12 ТК ТС должно предоставляться обязательно.

    При этом:

    — если склад магазина беспошлинной торговли расположен вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, где функционирует магазин, то размер обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов определяется как сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, и в этом случае применяются положения приказа ФТС РФ от 25.07.2008 N 917 (ред. от 21.10.2010) «Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите»

    Возврат обеспечения уплаты таможенных платежей в указанном случае осуществляется после предоставления владельцем магазина беспошлинной торговли соответствующего отчета по установленной форме о реализации указанных товаров в магазине беспошлинной торговли;

    — если склад магазина беспошлинной торговли расположен в пределах пункта пропуска через Государственную границу РФ, где функционирует магазин, то таможенным органом может быть потребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в фиксированном размере в отношении всех товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли по одной таможенной декларации, которое должно быть равно сумме таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске для свободного обращения иностранных подакцизных товаров, задекларированных в этой таможенной декларации.

    При помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли иностранных товаров, предназначенных для продажи в магазине беспошлинной торговли, который функционирует более одного года, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется с учетом следующих особенностей:

    — если склад магазина беспошлинной торговли расположен вне пределов пункта пропуска через Государственную границу РФ, то таможенным органом может быть потребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в фиксированном размере, которое должно быть равно сумме таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске для свободного обращения иностранных товаров, одновременно находящихся на складе магазина беспошлинной торговли;

    — если склад магазина беспошлинной торговли расположен в пределах пункта пропуска через Государственную границу РФ, где функционирует магазин, то таможенным органом может быть потребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в фиксированном размере, которые подлежали бы уплате при выпуске для свободного обращения иностранных подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли .

    Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли выдается таможенным органом путем осуществления выпуска товаров в заявленной таможенной процедуре. Такие товары декларируются (заявляются к таможенной процедуре) владельцем магазина беспошлинной торговли (для этих целей магазин должен быть открытым в соответствии с установленным порядком) путем подачи ГТД, заполненной в соответствии:

    — правилами заполнения ГТД при декларировании российских товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли (в отношении товаров ТС);

    — правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС и (или) выпускаемых для свободного обращения (в отношении иностранных товаров).

    Вышеуказанные правила установлены Решение Комиссии Таможенного союза 257 от 20.05.10 Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 379).

    Одновременно с ГТД в таможенный орган должны быть представлены все иные документы и сведения, необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, установленные приказом ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. от 17.02.2010) «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

    Одним из основных документов является уведомление о сроке открытия магазина беспошлинной торговли.

    Основным требованием, относящимся к порядку и условиям реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, является их розничная торговля (оптовая и мелкооптовая торговля не допустимы) непосредственно в магазине беспошлинной торговли.

    Магазины беспошлинной торговли открываются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Помимо непосредственно расположенных по периметру государственной границы статус пунктов пропуска имеют морские, речные порты и аэропорты, открытые для международного сообщения.

    Открытие магазина беспошлинной торговли (ст.33 ТК ТС) осуществляется в соответствии с порядком установления режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при наличии регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю товарами, если обязательность их получения предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Владелец магазина беспошлинной торговли обязан предварительно уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого находится такой магазин, о сроке открытия магазина беспошлинной торговли. Уведомление подается в произвольной письменной форме в таможенный орган, в регионе деятельности которого открывается магазин беспошлинной торговли. Выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли (выдача таможенным органом разрешения на помещение товаров под эту таможенную процедуру), прибывших в адрес такого магазина, допускается только после получения таможенным органом такого уведомления.

    Уведомление подается, как правило, не позднее, чем за 15 дней до дня (даты) открытия, указанного в уведомлении. Получение уведомления о сроке открытия магазина беспошлинной торговли удостоверяется письмом таможни за подписью начальника таможни либо лица его замещающего, адресованном владельцу магазина беспошлинной торговли.

    направляется владельцу магазина беспошлинной торговли по почте или вручается непосредственно его уполномоченному представителю и является документом, подтверждающим сведения о получении уведомления о сроке открытия магазина беспошлинной торговли.

    Розничная торговля товарами в магазинах беспошлинной торговли должна осуществляться в соответствии с требованиями и ограничениями законодательства Российской Федерации, установленными в отношении розничной торговли товарами отдельных категорий.

    Владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо ТС.

    Требования к расположению, обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли установлены статьей 84 Федерального закона .

    Помещения магазина беспошлинной торговли, имеющие статус зон таможенного контроля, могут состоять из:

    — торговых залов;

    — подсобных помещений;

    — складов.

    Помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, а также сохранность товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля.

    Торговые залы должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на территории Российской Федерации, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории.

    В целях выполнения данного требования здание магазина беспошлинной торговли должно быть расположено в пределах пункта пропуска за зоной проведения непосредственно фактического таможенного контроля в зоне движения автотранспорта и физических лиц на выезд из Российской Федерации в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.

    В торговых залах магазина беспошлинной торговли должна непосредственная реализация товаров физическим лицам, выезжающим за границу. На складах хранятся товары, заявленные и помещенные (выпущенные) под таможенную процедуру беспошлинной торговли. В подсобных помещениях должны находиться товары, подлежащие перемещению в торговый зал. При этом для целей функционирования магазина беспошлинной торговли достаточно наличие торгового зала и склада. Подсобные помещения могут не выделяться, если площадь торгового зала достаточна для размещения большого количества товаров, перемещаемых со склада единовременно.

    В соответствии с общими требованиями розничной продажи отдельных видов товаров торговый зал магазина беспошлинной торговли должен быть оборудован стеллажами и витринами, позволяющими потенциальному покупателю ознакомиться с внешним видом и иными характеристиками товаров непосредственно до покупки.

    Приказом ФТС РФ от 28.12.2010 N 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» (вместе с «Порядком представления отчетности в таможенный орган лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела») установлены требования к обустройству складов магазина беспошлинной торговли, если такие склады расположены вне пределов пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Такие требования включают в себя:

    — обеспечение сохранности товаров;

    — исключение доступа к товарам посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками магазина беспошлинной торговли);

    — обеспечение возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля.

    Помещения, используемые в качестве склада, должны располагаться в зданиях или сооружениях и отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации.

    Внутри склада магазина беспошлинной торговли не могут располагаться коридоры, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки.

    Площадь помещений, используемых в качестве склада, должна быть достаточной для нормального функционирования склада с учетом настоящих обязательных требований.

    Помещения склада должны иметь обозначения, соответствующие установленным требованиям к обозначению зон таможенного контроля.

    Склад должен быть оборудован постоянно находящимися в исправном состоянии и достаточными для его нормального функционирования:

    — погрузо-разгрузочными средствами и средствами транспорта;

    — складским оборудованием;

    — средствами для взвешивания товаров, точность и пределы измерения, которых соответствуют характеру товаров, предполагаемых к хранению на складе.

    Помещения склада должно быть оборудованы двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Российской Федерации.

    В помещении склада перед проемом здания, через который осуществляется принятие товаров на склад и выдача товаров со склада, должна быть постоянно выделена отдельная площадь размером не менее 5 метров в длину и не менее 5 метров в ширину, обозначенная по периметру сплошной белой линией (шириной не менее 20 см.) для целей проведения таможенного контроля.

    Указанная площадь склада не может использоваться для хранения товаров.

    На указанной площади должно располагаться оборудование, позволяющее должностным лицам таможенных органов осуществлять составление и оформление таможенных документов.

    Круг обязанностей владельца магазина беспошлинной торговли определен статьями 36 и 37 ТК ТС. При этом все обязанности сводятся к необходимости соблюдения условий, требований и ограничений таможенной процедуры беспошлинной торговли, порядка реализации товаров в магазине беспошлинной торговли, установленного в соответствии с ТК ТС, а также законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере розничной торговли товарами.

    Дополнительными обязанностями владельца магазина беспошлинной торговли являются ведение учета поступления и реализации товаров в магазине беспошлинной торговли и представления отчетности в таможенные органы, а также в случае закрытия магазина беспошлинной торговли в уведомлении об этом таможенных органов.

    Владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем продажа в магазине беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории ТС, в соответствии с требованиями и условиями, установленными законодательством Российской Федерации.

    В отношении владельца магазина беспошлинной торговли также применяется общее условие освобождения от ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения либо безвозвратной утраты товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения или реализации.

    Владелец магазина беспошлинной торговли не реже одного раза в три календарных месяца предоставляет в таможню, в регионе деятельности которой функционирует магазин беспошлинной торговли, отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованных в магазине беспошлинной торговли, а также о товарах, в отношении которых таможенная процедура беспошлинной торговли изменена на иную таможенную процедуру, по форме, установленной Приказом ФТС РФ от 28.12.2010 N 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» (вместе с «Порядком представления отчетности в таможенный орган лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела»). При этом таможенный орган вправе запросить предоставление отчета в любое время. В этом случае отчет должен быть предоставлен в течение 7 дней со дня получения письменного запроса об этом таможенного органа.

    Такой отчет также предоставляется и в случае закрытия магазина беспошлинной торговли.

    Согласно ст.305 ТК ТС , действие таможенной процедуры беспошлинной торговли завершается реализацией товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо помещением этих товаров под иные таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС.

    Для целей осуществления таможенного контроля соблюдения порядка проведения отдельных таможенных операций в при использовании таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли представляет отчет в таможенные органы по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

    В случае закрытия магазина беспошлинной торговли (п. 2 ст.305 ТК ТС ) с товарами производятся следующие действия:

    — В случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение 1 (одного) месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности указанного магазина При несовершении указанных действий, товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС. (п. 2 ст. ст.305 ТК ТС );

    — в отношении товаров ТС, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат уплате возвращенные ранее суммы внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с начислением на указанные суммы процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшим в период нахождения товаров в магазине беспошлинной торговли.

    Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, со дня, следующего за днем закрытия магазина беспошлинной торговли, приобретают статус находящихся на временном хранении. Продажа таких товаров, а также помещение других товаров в магазин беспошлинной торговли, не допускаются. Такие товары должны быть помещены под иные таможенные процедуры в порядке описанном выше.

    Закрытие магазина беспошлинной торговли не освобождает владельца магазина от соблюдения требований и исполнения обязанностей, установленных ТК ТС.

    Статья 243. Содержание и применение таможенной процедуры беспошлинной торговли

    1. Таможенная процедура беспошлинной торговли — таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары находятся и реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли без уплаты в отношении иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

    2. Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются:

    1) физическим лицам, убывающим с таможенной территории Союза;

    2) физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Союза;

    3) физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена;

    4) дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, расположенным на таможенной территории Союза, а также членам дипломатического персонала дипломатического представительства, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, персоналу (сотрудникам, должностным лицам) представительств государств при международных организациях, международных организаций или их представительств;

    5) иным организациям или их представительствам и их персоналу, если такая реализация предусматривается в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого расположены такие организации или их представительства.

    3. Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются лицам, указанным в подпунктах 1 — 3 пункта 2 настоящей статьи, в магазинах беспошлинной торговли, функционирующих в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза.

    4. Реализация товаров лицам, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, допускается в магазинах беспошлинной торговли, функционирующих в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза воздушным и водным видом транспорта, а если это установлено законодательством государств-членов, — также в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза иными видами транспорта.

    Перечень мест перемещения товаров через таможенную границу, в которых допускается реализация товаров лицам, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, определяется законодательством государств-членов.

    5. Реализация товаров лицам, указанным в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, допускается в магазинах беспошлинной торговли, функционирующих в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза воздушным видом транспорта.

    6. Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются лицам, указанным в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, в магазинах беспошлинной торговли, определенных в соответствии с законодательством государств-членов.

    7. Товары Союза, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализованные физическим лицам, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, утрачивают статус товаров Союза.

    Товары Союза, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализованные лицам, указанным в подпунктах 2 — 5 пункта 2 настоящей статьи, сохраняют статус товаров Союза.

    Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализованные лицам, указанным в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, после такой реализации приобретают статус товаров Союза.

    8. Таможенная процедура беспошлинной торговли не применяется в отношении товаров, запрещенных к обороту в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого расположен магазин беспошлинной торговли.

    Комиссия вправе определять перечень иных товаров, в отношении которых не применяется таможенная процедура беспошлинной торговли.

    9. Без помещения под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли могут размещаться и использоваться товары, необходимые для обеспечения функционирования этих магазинов беспошлинной торговли.

    Статья 244. Условия помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой

    1. Условием помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

    2. Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, может выступать только лицо, являющееся владельцем магазина беспошлинной торговли, в котором будут находиться и реализовываться эти товары.

    3. Условиями использования товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли являются:

    1) нахождение товаров в магазинах беспошлинной торговли;

    2) реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли лицам, указанным в пункте 2 статьи 243 настоящего Кодекса;

    3) соблюдение условия реализации отдельных категорий иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, предусмотренного статьей 245 настоящего Кодекса.

    Статья 245. Условие реализации в магазинах беспошлинной торговли отдельных категорий товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли

    Такие товары, как алкогольные напитки и пиво, табак и табачные изделия, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются в магазинах беспошлинной торговли лицам, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 243 настоящего Кодекса, в количественных нормах, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Статья 246. Завершение и прекращение действия таможенной процедуры беспошлинной торговли

    1. Действие таможенной процедуры беспошлинной торговли завершается реализацией товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, в магазинах беспошлинной торговли лицам, указанным в пункте 2 статьи 243 настоящего Кодекса, за исключением реализации иностранных товаров лицам, указанным в подпункте 3 пункта 2 статьи 243 настоящего Кодекса.

    2. При реализации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в магазинах беспошлинной торговли лицам, указанным в подпункте 3 пункта 2 статьи 243 настоящего Кодекса, действие таможенной процедуры беспошлинной торговли завершается помещением этих иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

    3. Декларация на товары в отношении иностранных товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, для их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления должна быть подана владельцем магазина беспошлинной торговли не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем реализации этих товаров.

    При отказе в выпуске товаров декларация на товары в отношении указанных товаров для их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления должна быть подана владельцем магазина беспошлинной торговли не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем отказа в выпуске товаров.

    4. Действие таможенной процедуры беспошлинной торговли в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, может быть завершено:

    1) помещением товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом;

    2) выпуском товаров для использования в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории Союза на бортах водных или воздушных судов, в соответствии с главой 39 настоящего Кодекса.

    5. Действие таможенной процедуры беспошлинной торговли в отношении товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, может быть завершено:

    1) помещением товаров под таможенную процедуру экспорта;

    2) вывозом товаров из магазина беспошлинной торговли на таможенную территорию Союза на основании заявления декларанта таких товаров.

    6. В случае прекращения функционирования магазина беспошлинной торговли в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем прекращения функционирования указанного магазина беспошлинной торговли, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, а товары Союза — помещению под таможенную процедуру экспорта или вывозу из магазина беспошлинной торговли на таможенную территорию Союза.

    В случае если такие действия в указанный срок не совершены, действие таможенной процедуры беспошлинной торговли по истечении этого срока прекращается, а товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

    Статья 247. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру беспошлинной торговли, срок их уплаты и исчисление

    1. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

    2. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру беспошлинной торговли, прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств:

    1) реализация этих товаров лицам, указанным в подпунктах 1, 2, 4 и 5 пункта 2 статьи 243 настоящего Кодекса;

    2) помещение этих товаров, реализованных лицам, указанным в подпункте 3 пункта 2 статьи 243 настоящего Кодекса, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

    3) помещение этих товаров под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом, в том числе помещение этих товаров под таможенные процедуры после наступления обстоятельств, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, и (или) их выпуск для использования в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории Союза на бортах водных или воздушных судов, в соответствии с главой 39 настоящего Кодекса;

    4) помещение товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры беспошлинной торговли прекращено, под таможенные процедуры в соответствии с пунктом 7 статьи 129 настоящего Кодекса;

    5) исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;

    6) признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящим Кодексом в отношении этих иностранных товаров наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

    7) отказ в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли — в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары;

    8) отзыв декларации на товары в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса и (или) аннулирование выпуска товаров в соответствии с пунктом 4 статьи 118 настоящего Кодекса — в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары;

    9) конфискация или обращение товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;

    10) задержание таможенным органом товаров в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса;

    11) размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен.

    3. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

    4. При наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается:

    1) в случае нарушения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли — день совершения действий, нарушающих установленные условия использования товаров, а если этот день не установлен, — день помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

    2) в случае утраты иностранных товаров, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, — день утраты товаров, а если этот день не установлен, — день помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

    3) в случае если в течение срока, указанного в абзаце первом пункта 3 статьи 246 настоящего Кодекса, в отношении иностранных товаров, реализованных лицам, указанным в подпункте 3 пункта 2 статьи 243 настоящего Кодекса, не подана декларация на товары, — последний день срока, указанного в абзаце первом пункта 3 статьи 246 настоящего Кодекса;

    4) в случае если в течение срока, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 246 настоящего Кодекса, в отношении иностранных товаров, реализованных лицам, указанным в подпункте 3 пункта 2 статьи 243 настоящего Кодекса, не подана декларация на товары, — последний день срока, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 246 настоящего Кодекса.

    5. При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате, как если бы иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

    Для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

    6. С сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплачиваемых (взыскиваемых) в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, подлежат уплате проценты, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли по день истечения срока уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Указанные проценты начисляются и уплачиваются в соответствии со статьей 60 настоящего Кодекса.

    7. В случае помещения товаров под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом, и (или) их выпуска для использования в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории Союза на бортах водных или воздушных судов, в соответствии с главой 39 настоящего Кодекса после исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) их взыскания (полностью или частично) ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, уплаченные и (или) взысканные в соответствии с настоящей статьей, подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 10 и статьей 76 настоящего Кодекса.