Ребенок и деньги

Откуда берутся деньги? — родители редко отвечают на этот вопрос ребенка. Они говорят постоянно о деньгах, о том, что за них продается, или что их не хватает, и при этом не говорят, откуда же деньги берутся? Где взять деньги на все, что хочется? Почему у родителей постоянно нет денег на все желания ребенка? Почему родители других детей покупают им то, что мои мне купить не могут или не хотят? Что такое семейный бюджет и из чего он строится?

​​​​​​​Я рассказала своей дочери, что такое семейный бюджет, и теперь она знает, почему денег не хватает на все:

— Семейный бюджет – это все деньги, которые мы получили в этом месяце из разных источников дохода, я и папа. Деньги можно заработать, ходя исправно на службу, можно выиграть, можно получать от инвестиций и из прочих мест. Есть очень много способов получения доходов.

Очень важно, чтобы это были честные и законные способы. Так как тех, кто добывает деньги незаконным путем, садят в тюрьму. Мы с папой работаем. И наш доход, это наша общая заработная плата за месяц. Эти деньги мы уже делим на части.

Первая и самая важная — это наши ежедневные расходы, самые необходимые.( И тут включайте ребенка в игру, спросите его, как он думает, что у вас самое необходимое и помогайте сами. Так ребенку легче это усвоить).

В нашей семье это – коммунальные услуги, питание, оплата расходов за школу и за детские кружки, одежда, лекарства.

Вторая часть, например, на необходимые изменения по дому, на ремонт, на интерьер.

Еще часть на литературу, телевидение и Интернет.

Часть на развлечения. Допустим, на посещение кинотеатра, кафе, парка и прочее.

Мы не можем урезать первую часть, т.к. она необходима. Но вот остальные части урезать можем. Допустим, в один месяц не тратим на развлечения, а все потратим на ремонт. Или разобьем часть, которая для развлечений и будем откладывать на отпуск.

И так далее.

Мы с мужем никаких планов обучения и стратегий не строим, учим всему на практике. Можно изо дня в день читать лекции на тему денег и трат, но это моментально вылетит из головы. Но то, что ребенок увидит на практике, запомнит надолго. К тому же дети всегда запоминают и повторяют то, что родители делают, а не что они говорят.

Если вы постоянно говорите, как правильно надо делать, при этом сами делаете наоборот, не удивляйтесь, что ребенок будет делать так, как вы делаете, а не как говорите. Моя мама часто допускала такие ошибки. Например, говорила «Нельзя читать за едой газету», и тут же садилась за стол с газетой. Естественно, нам с сестрой тоже хотелось читать за столом во время приема пищи, чтобы все, как у мамы. И таких примеров масса.

Делайте всегда сами так, как учите, и тогда будет положительный результат. Мы стараемся всегда брать дочь с собой в магазин и в процессе покупок уже объяснять, почему мы выбрали этот товар, а не другой. Почему мы не покупаем ей того, что она увидела и захотела. Важно понимать, что нельзя пускать на самотек отношения детей и денег.

Сразу оговорюсь, что мы намеренно не покупаем ребенку всего, что она хочет и просит. Считаем, что это важный воспитательный момент, дать понять ребенку, что родители не должны быть «Дедом Морозом», исполняющим все его(её)желания.

Ребенок должен научиться сам исполнять свои желания в будущем своим старанием и целеустремленностью. В этом заключается смысл жизни, научиться всего добиваться самому.

Когда мы добиваемся чего-то в жизни сами, это придает нам гордости и уверенности в себе, а это, в свою очередь, дает удовлетворенность жизнью, счастье. Мы хотим счастья своей дочери, поэтому учим ее стремиться к своим целям самой, добиваться их самой. Мы так и говорим ей прямым текстом – мы даем то, что можем дать, а когда ты вырастешь, уже сама будешь работать и покупать себе то, что ты хочешь.

Основы экономии объясняем так же на практике. Например, когда мы ходим в крупный магазин, то в нем есть 3 разных киоска с журналами. Один и тот же детский журнал стоит по-разному в разных газетных киосках. Обращаю на это ее внимание и говорю, как важно сначала присмотреться и сравнить, прежде чем купить что-то. Разница на журнал вышла 20 рублей.

— Смотри, если бы мы не посмотрели вокруг и купили сразу же, то мы переплатили бы 20 рублей. А мы дошли до другого киоска и сэкономили деньги, которых хватит тебе еще на мороженое. Пойдем, купим мороженое. (Я делаю это специально, чтобы дочь почувствовала на себе результат экономии. Экономия ощутима физически. Сэкономила и приобрела больше для себя).

Очень важно научить ребенка рационально распоряжаться теми средствами, которыми он владеет. Мы не можем тратить больше, чем мы зарабатываем. Если мы будем так делать, то окажемся в долгах. А это тяжкое бремя. Дети должны понимать, что такое деньги, откуда они берутся и как ими распоряжаться.

Если по какой-то причине вы сами не умеете распоряжаться деньгами, не отчаивайтесь. Начинайте учиться прямо сейчас и учите своего ребенка. Жизнь так быстро меняется, что ежедневное обучение является жизненной необходимостью. На наше счастье сейчас нет недостатка в учителях и учебных пособиях. Магазины завалены литературой, Интернет завален статьями. Читайте, общайтесь с другими людьми, это все на пользу вам и вашему ребенку.

​​​​​​​Еще хочется обратить внимание на карманные деньги у ребенка. Часто люди спорят, надо давать или не надо давать детям деньги. Мы даем. Сейчас наша дочь отдыхает у бабушки в деревне, и мы даем ей на неделю 50 рублей. (Из расчета 7 дней и 1 мороженое в деревне стоит 7 рублей). Но при этом у нее есть выбор, купить себе мороженое, или на эту же сумму жвачку? Или истратить сразу и потом быть без денег. Либо сэкономить, через неделю прибавить 50 рублей и купить журнал? Это начало планирования. И я с удовольствием замечаю, что ей удается планировать, и к нашему приезду у дочери часто остается какая-то сумма.

Жизнь – это постоянная учеба, которая не заканчивается с окончанием школы. Жизнь меняется ежесекундно. Учитесь сами, учите этому же ребенка. Это благодарное занятие, оно облегчает нашу жизнь, а значит и ребенку нашему пригодится. Ничего не скрывайте, не обманывайте ребенка. Он имеет право знать все, это необходимо для жизни.

Подавайте пример

Мне очень нравится идея того, что не надо воспитывать детей, а надо воспитывать себя. Дети сами скопируют поведение родителей.

Поэтому главный совет — будьте финансово грамотными. Если вы будете жить от зарплаты до зарплаты, то вряд ли слова о важности долгосрочного планирования дети воспримут всерьез. Если же в вашей семье порядок в финансах, то в конце концов и ребенок придет к нему в своей взрослой жизни.

Удивительно, но даже если вы не добьетесь больших успехов, ваш пример может стать очень полезным для ваших детей. Один мой приятель, который запустил уже два успешных проекта, рассказывал, что тягу к предпринимательству усвоил от отца. Тот не смог построить успешный бизнес, но смог передать навыки ведения переговоров и поиска решений. Для моего друга это оказалось лучшим из возможных наследств.

Обсуждайте финансовые вопросы

Тем не менее, говорить о деньгах нужно и важно. Начинать стоит с момента, когда малыш сам задает вопросы об устройстве мира — обычно это происходит лет с трех-четырех.

Можно объяснять, что родители ходят на работу, чтобы заработать деньги, потому что это необходимо, чтобы платить за жилье, покупать еду и вещи.

В раннем подростковом возрасте (с 11−12 лет) можно обсуждать в присутствии ребенка планы по крупным покупкам и спрашивать, что в этом месяце ребенок хотел бы купить. Если вы берете ипотеку или открываете вклад, можно рассказать об этом ребенку и взять его с собой в офис банка.

Я узнала о существовании банков в 10 лет, когда бабушка с дедушкой отправились на собрание вкладчиков Инкомбанка. Это было после дефолта 1998 года, и там обсуждалось, как будут возвращаться деньги. Тогда для меня это было просто приключением. Но с годами, когда я сама стала откладывать деньги, в памяти всплыла эта история. Наверное, с тех пор я с разумной осторожностью отношусь к банкам и доверяю только самым крупным.

А истории знакомых, потерявших деньги в МММ, научили меня не доверять неправдоподобно заманчивым предложениям.

Про свои ошибки тоже нужно рассказывать. Как-то раз в конце девяностых дедушка нашел в шкафу бабушкину заначку советских рублей. Они поругались, а я поняла, что надо запоминать, где делаешь заначки.

Давайте карманные деньги

Лучший способ чему-то научиться — практика. Поэтому карманные деньги — это отличный способ изучить финансовую грамотность и совершить финансовые ошибки без больших последствий.

При этом важно установить правила: выдавать четко оговоренную сумму с определенной периодичностью, например по понедельникам. Обязательно расскажите о том, как можно распоряжаться деньгами: тратить их в течение недели, копить на большие покупки типа велосипеда, класть в банк и получать за это проценты.

Нарушать правила нельзя. Если ребенок потратил все деньги в понедельник, придется посидеть на мели неделю. Лучше научиться этому сейчас, а не в 25.

Стоит ли платить за оценки?
Лично мне кажется, что это странная практика (так же, как и делать домашние задания за ребенка). Ведь учимся мы для себя, а не для оценок. Но глава одного банка на интервью рассказал, что в школе ему было неинтересно учиться, а когда родители стали платить за пятерки, он стал отличником. Так что для кого-то такой способ может сработать.

Помогайте зарабатывать

Я думаю, все помнят пьянящее чувство от заработка своих первых денег. Кстати, исследования по поведенческой экономике показывают, что людям намного сложнее потратить деньги, которые они заработали сами, чем те, что достались им просто так.

Поэтому, если есть возможность, стоит помочь ребенку заработать самостоятельно во время школьных каникул. В России можно работать с 14 лет. Например, один месяц можно попробовать себя в роли помощника юриста, продюсера, секретарем и т. д.

К сожалению, сейчас в России почти нет стажерских программ для подростков. Но можно договариваться о такой работе через друзей и знакомых. Этот опыт также поможет понять, что из себя представляют разные профессии и позднее выбрать то, что нравится.

Я выросла в семье двух журналистов и мне казалось, что я отлично представляю, что это такое. Папа несколько раз брал меня на работу, дома постоянно обсуждали тексты, а иногда, когда папа дежурил по номеру, он приносил вечером черновые страницы завтрашней газеты и я их с интересом рассматривала.

Когда после первого курса я попала на первую стажировку на телеканал, я была шокирована: реальная работа оказалась совершенно другой. Мне повезло, что в итоге мне понравилась журналистика (но не работа на российском телевидении). Но я понимаю, что лучше бы я протестировала профессию заранее.

Договаривайтесь о будущем

У нас в стране так не очень принято, но мне кажется это важным пунктом финансового воспитания и взросления.

С подростком стоит проговорить, как вы сможете ему помогать, пока он будет вставать на ноги.

✅ Сможете ли вы платить за его обучение в институте или вы можете оплатить только подготовительные курсы и репетиторов для ЕГЭ.

✅ В каком объеме и как вы будете поддерживать ребенка во время учебы.

✅ Можно ли ему будет жить в вашей квартире или надо будет снимать жилье?

✅ Будете ли вы давать какую-то сумму на жизнь или нужно будет искать подработку?

✅ Будете ли вы участвовать в покупке жилья для ребенка?

Ответы на эти вопросы зависят от финансового положения дел в семье и от представлений о прекрасном у родителей. Какими бы они ни были, стоит озвучить их подростку. Тогда он будет понимать, что его ждет, и начнет морально готовиться к взрослой жизни.

Обучение

На мой взгляд, идеальный вариант — это скопить деньги на платное образование. И, если ребенок поступит на бесплатное место, отдать скопленную сумму в его распоряжение.

Во-первых, это будет отличной мотивацией поступить на бесплатное место.

Во-вторых, мои наблюдения показывают, что те, кто получает стартовый капитал от родителей после окончания университета, обычно быстрее встают на ноги и учатся правильно распоряжаться деньгами. Один мой приятель пустил стартовый капитал на свое дело, другой — отложил деньги на банковский счет, пополнял его со своей зарплаты, а позднее взял ипотеку, направив накопленное на первоначальный взнос.

Жилье

Я сторонник того, что не нужно покупать ребенку трехкомнатную квартиру в центре Москвы, даже если есть такая возможность. Это лишает мотивации добиваться результатов своим трудом.

Но пока что ситуация в нашей стране такова, что даже в ипотеку очень успешный на работе человек может позволить себе собственное жилье годам к 30. Поэтому можно договориться, что вы поможете с первоначальным взносом на ипотеку, когда он понадобится. Или, например, вы разрешите жить в своей второй квартире до тридцатилетия, а потом будете сдавать эту квартиру для прибавки к пенсии. Если покупать ребенку жилье — то максимум студию на окраине города. Так молодой человек сможет зажить самостоятельной жизнью, но у него будет простор для роста.

В одной из московских школ десятиклассникам предложили написать сочинение на тему «Роль денег в нашей жизни». Некоторые фразы из этих сочинений заставили педагогов содрогнуться.

«В каждом человеке в большей или меньшей степени хранится любовь к деньгам и власти», — написала рассудительная отличница. А юноша, обдумывающий предстоящее ему нелегкое экономическое соревнование с более благополучными сверстниками, подвел следующий итог своим рассуждениям: «Человек всегда стремился к обогащению: чем у него больше богатства, тем он хочет еще больше. Вся сегодняшняя жизнь пропитана деньгами и ложью».

Что знают дети об экономике? Каким образом и в каком возрасте они приобретают это знание? Как влияет на этот процесс социально-экономическая среда и ее трансформация?

Все эти вопросы носят далеко не академический характер, особенно в переходный период, который переживает наше общество. С проблемами экономической социализации сегодня сталкиваются не только дети, но и взрослые. И часто первые осуществляют ее быстрее и успешнее, приводя нас, взрослых, в замешательство, а иногда и в ужас.

Школьные учителя с недоумением и растерянностью перечисляют факты, с которыми сталкиваются в своей повседневной практике.

  • У первоклассника старший мальчик силой отобрал 12 рублей. Обиженный ребенок пообещал 100 рублей двум третьеклассникам за то, что они «проучат» хулигана. Сделка состоялась: ребята избили обидчика, получив за это по 50 рублей каждый.
  • Десятилетняя девочка устроила дома скандал, потребовав, чтобы ей, «как всем», давали на карманные расходы, скажем там, приличную сумму в неделю. «Но это целая бабушкина пенсия», — возмутились родители. «Так ведь бабушка — сирота, а я — нет», — ответила дочь.
  • Двенадцатилетний школьник, которого публично оскорбил одноклассник, согласился получить материальную компенсацию за «моральный ущерб» и был очень доволен сделкой.

Нужно ли давать детям карманные деньги, а если да, то с какого возраста? Должны ли родители контролировать, на что они тратятся? Надо ли поощрять дополнительные приработки детей? Полезно ли знакомить их с азами экономики в средней школе, в начальной, в детском саду? Нужно ли обсуждать с ними семейный бюджет? Принимать совместные решения? Все эти вопросы беспокоят большинство родителей и педагогов. В западных странах существует обширная психологическая литература на подобные темы, которая не очень хорошо известна в нашей стране.

В обзоре западных исследований экономических представлений у детей Е.В. Щедриной подробно анализируются стадии формирования представлений о деньгах, зависимость экономических представлений от пола, возраста, социально-экономического положения и национально-культурных различий. В данной статье мы хотели бы уделить внимание другим факторам, также влияющим на развитие экономических представлений детей и подростков. Помимо общих социально-демографических условий, огромную роль в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам играют следующие особенности:

  • семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»,
  • общая социально – экономическая ситуация, в которую помещен ребенок (в частности, экономический кризис),
  • основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная),
  • непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги).

Рассмотрим эти факторы более подробно.

РОДИТЕЛЬСКИЕ НАПУТСТВИЯ

Родительское воспитание безусловно является важным фактором формирования экономических представлений у детей. В клинической практике выявляются различные напутствия, которые родители сознательно или бессознательно внушают своим детям и которые оказывают влияние на всю их последующую жизнь, часто искажая восприятие действительности и вызывая эмоциональные расстройства и неадекватное поведение в зрелом возрасте. Американская исследовательница А. Мэттьюз выделила целый ряд таких напутствий.

  • «Моя мама говорила, что только бедняки попадут в рай».
  • «Мой отец говорил, что разбогатеть можно только нечестным путем».
  • «Родители предупреждали меня, чтобы я Никому не говорил, что у нас есть деньги, а то хлопот не оберешься».
  • «Мои родители объяснили мне, что со мной дружат потому, что мы богаты и у нас Дом с бассейном. А если не будет денег, то не будет и друзей».
  • «Родители говорили мне, что я должен добиться успеха, иначе на старости лет они окажутся в богадельне».
  • «Моя мама всегда говорила, что хорошенькой женщине не следует показывать мужчине, что она умеет зарабатывать деньги».
  • «Мой отец всегда говорил, что мужчина не должен демонстрировать женщине, что у него есть деньги, иначе она найдет способ их выманить».
  • «Мои родители говорили, что существует «секрет» зарабатывания денег, но никто в нашей семье его не знает. Только другие способны «делать деньги», а мы — нет».
  • «Мои родители, не испытывая материальной нужды, тем не менее не позволяли мне потратить лишнего цента. Они говорили, что я должен помнить, что «в одно прекрасное утро» мы можем проснуться нищими. И вот я иногда лежал ночью в постели, боясь закрыть глаза, чтобы не проснуться наутро в нищете, голоде и холоде».

Многие психические отклонения на почве денег (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, клептомания, навязчивое желание делать покупки и пр.), по наблюдениям А. Мэттьюз, уходят корнями в семейные проблемы. Родители выражают с помощью денег свой чувства по отношению к детям, поощряя их хорошие привычки и школьные успехи. Семейные напутствия относительно денег часто бывают двойственными, непоследовательными и запутанными. Они содержат не только открыто выраженный смысл, но и множество скрытых коннотаций.

Некоторые дети отвечают на родительские напутствия прямо противоположным поведением. У сверхосторожных родителей могут вырасти расточительные и неосмотрительные дети. Другие дети пытаются превзойти родителей в финансовом отношении. Некоторые кажутся совершенно безразличными к деньгам и как бы «не от мира сего». Их отношение к деньгам подразумевает, что они их не заслуживают. Естественно, что тот, кто полагает, что не заслуживает справедливой оплаты за свой труд, ее и не получает.

А. Мэтьюз полагает, что поведение и установки по отношению к деньгам являются следствием эмоциональной динамики раннего детства, взаимоотношений с родителями, друзьями, учителями и соседями, культурных и религиозных традиций, а также современных технологий и влияния СМИ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

За десятилетие переходного периода, сопровождавшегося неоднократными де нежными реформами, бешеной инфляцией, стремительным обнищанием одних и столь же стремительным финансовым взлетом других, выросло целое поколение детей, которое не видело ничего, кроме кризиса. Для них переходная экономика стала своего рода нормой, точкой отсчета.

Хорошо известно, что дети адаптируются к новым обстоятельствам быстрее и легче, чем взрослые. Для взрослого по рой поразительна скорость, с какой ребенок принимает вынужденную обстановку и приспосабливается к ней. Психические возможности взрослого всегда позволяют ему укрыться от внешнего мира во внутреннем пространстве своего Я. А ребенок с его не до конца сформированным внутренним миром, слабой системой психической регуляции принимает любые обстоятельства как данность. Легкость непроизвольного установления контакта с миром присуща детям по самой их природе, она отвечает главной задаче детства — вписаться в мир.

Именно эта легкость адаптации объясняет поразительные результаты, полученные при изучении экономической социализации взрослых и детей в бывших социалистических странах. Так, в исследовании, проведенном в 1990 г. в бывшей Югославии, десятилетние дети про демонстрировали адекватное понимание многих аспектов инфляции, считающейся слишком трудным понятием для детей этого возраста, тогда как многие взрослые затруднились дать внятное определение этого понятия.

В исследовании 87 польских детей в возрасте 8, 11 и 14 лет было показано, что дети младшей группы демонстрируют в некоторых аспектах (определение уровня заработной платы, возможность получения всеми равной зарплаты возможность открыть свое дело) более зрелое понимание экономических вопросов чем старшие дети. Авторы объясняют это тем, что младшие дети прожили большую часть жизни в условиях экономического кризиса в Польше. Они пережили дефицит, рост цен, инфляцию и слыша ли, как эти проблемы обсуждаются в семьях и по телевидению.

Российские дети тоже прекрасно адаптировались к условиям переходной экономики. Практически каждый школьник знает, что такое дефолт, МВФ и НДС и может сообщить вам сегодняшний курс доллара. Но иногда, наблюдая за их поведением, взрослые пугаются их слишком ранней экономической адаптированности.

«Многие истины» непререкаемые на наш «устаревший» взгляд, воспринимаются нынешними детьми с недоумением. Например, что нельзя не уважительно говорить с учителем. Это результат того, что окружающая жизнь стремительно меняется и дети не видят вокруг себя ничего стабильного. У них появляется релятивизм, ориентация на ситуацию. Они пытаются выживать в стремительно меняющемся мире и развивают способность приспосабливаться к любой ситуации. В результате у детей формируется способность быстро все переоценивать, гибкость, приспособляемость, открытость. Трудно сказать однозначно, плохо это или хорошо. С одной стороны, у детей появляется прививка против идеологической узости, фанатизма. А с другой — в душе у человека нет порядка. Он вырастает хорошо приспособленным к обстоятельствам циником, который уверен, что может выкрутиться из любой ситуации. Но рано или поздно такой человек становится жертвой обстоятельств, потому что не может противопоставить им ничего своего. Многие психологические черты подвергаются эрозии. С каждым классом это все заметнее. Ум становится прагматичным, честь продается, а совесть просто отмирает» .

РЫНОК И ЭТИКА

Согласно формуле известного экономиста Ф. Хайека, рынок является «системой, в которой плохой человек может принести меньше всего вреда». Рыночные институты минимизируют требования к «человеческому капиталу», сокращая потребности общества в братской любви, патриотизме, милосердии и солидарности. Условия, при которых благо родное поведение вознаграждается, — это длительные взаимоотношения в узком кругу людей, где есть возможность приме нить санкции за нарушение социальных норм и где приобретает огромную роль репутация человека. Безличная и эфемерная природа рыночных отношений отрицательно влияет не только на «спрос», но и на «предложение» таких социально — одобряемых черт характера, как — надежность, великодушие или ответственность. Э. Хоффман с помощью остроумных экспериментов продемонстрировала структурирующее влияние рыночной ситуации на принятие решений. В этих экспериментах один из испытуемых принимает решение о том, каким образом разделить с другим испытуемым сумму в 10 долларов. В первой серии испытуемый, осуществляющий дележ, выбирался случайно. Во второй серии он назначался в зависимости от результатов предварительного тестирования, то есть на основе личных достижений. Экспериментатор формулировал ситуацию либо как просто «задачу разделить 10 долларов», либо как «обмен». «Заслуженное» положение испытуемого, принимающего решение, плюс характеристика экспериментальной ситуации как ситуации «обмена» Моделировали рыночные условия. В остальном экспериментальные ситуации бы ли идентичными. Результаты показали, что чем более ситуация напоминает рыночную, тем более эгоистично испытуемые склонны вести себя и тем менее они Учитывают интересы других. Поскольку эксперименты проводились на одной и той же выборке, результаты доказывают, Что рыночные условия способствуют вы бору эгоистического поведения.

В исследовании Г. Севона и С. Векстрома детей трех возрастных групп (8, 11 и 14 лет) спрашивали о мотивах, мыслях и действиях продавцов и покупателей. Дети младшей возрастной группы вначале решали, будут ли эти люди счастливы или нет, а потом уже рассуждали о причинах этого. Например, «Торговец обувью будет рад снижению цен на туфли, потому что люди смогут сберечь свои деньги». Ответы младших детей авторы оценивают как «моральные» или «христианские» (важность заботы о других людях и одобрения окружающими собственного поведения). По сравнению с ними ответы старших детей выглядят более «экономическими» (другие люди рассматриваются как средства, ограничения или препятствия для личного удовлетворения). Некоторые из старших детей рассматривают экономику как инструмент, который человек использует для достижения личного обогащения. Исследователи делают вывод о том, что в своем восприятии экономики дети проходят путь от homo sociologies, мотивированного моральными и социальными нормами, до homo economicus, стремящегося к личному гедонистическому удовлетворению.

Эти выводы подтверждаются исследованием, в котором 96 подростков (в возрасте 12-13 и 16-18 лет) просили распределить вознаграждение между рабочими, имеющими разный состав семьи. Результаты показали, что забота о нуждах семьи уменьшается с возрастом. Так, старшие испытуемые распределяли воз награждение в соответствии с принципом равной оплаты за равный труд, а младшие больше учитывали потребности семьи.

Один из наиболее ярких примеров воздействия системы распределения на эволюцию культурных норм приведен в работе Э. Фромма и М. Маккоби «Социальный характер в мексиканской деревне». Авторы изучали эволюцию традиционного для мексиканской деревни типа личности как раз в то время, когда там происходил переход от патриархального уклада к рыночной экономике. Исследование привело авторов к выводу, что в относительно стабильном обществе всегда существуют отклоняющиеся от нормы характеры, которые не слишком хорошо адаптируются к традиционным условиям. Среди мексиканских крестьян такими маргиналами традиционно считались выскочки, ориентированные на личный успех, а не на благо всей общины. Однако в процессе социально-экономических изменений формируются новые экономические тенденции, к которым традиционный характер оказывается неприспособленным. А маргинальные типы, наоборот, могут найти себе оптимальное применение в новых условиях. В результате бывшие маргиналы становятся наиболее успешными членами или даже лидерами своего общества. Приобретая власть, они изменяют законы, системы образования и институты таким образом, что прежде второстепенные черты характера начинают получать социальную поддержку и воспроизводятся в следующих поколениях.

Выводы Э.Фромма и М. Маккоби подтверждаются полевыми исследованиями в Нигерии, в которых было обнаружено существенное различие в уровне мотивации достижения и других ценностях между различными географическими областями страны. Эти различия объясняются проникновением в некоторые районы страны конкурентной экономики, основанной на рыночных отношениях. В этих условиях люди, ориентированные на личные достижения, которые в традиционной социальной системе не вписывались в норму, занимают ведущие позиции в области образования, транслируя собственный тип личности как предпочтительную культурную модель.

Исследования в Мексике и Нигерии показывают, что экономические институты воздействуют на культурную эволюцию двояко: во-первых, увеличивая материальное благосостояние индивидов, проявляющих определенные черты характера, а, во-вторых, изменяя систему воспитания и сам процесс культурного наследования характера.

Нельзя не отметить определенного сходства между рекрутированием маргинальных личностей в экономическую элиту в мексиканской или африканской деревне и аналогичными процессами в российской экономике. Характерно, однако, что главный инструмент социализации современного общества — школа — по-прежнему не включен в переходные процессы и остается оплотом традиционных ценностей, ставших тормозом дальнейшего экономического развития.

Это не значит, что рыночные модели поведения не усваиваются детьми и подростками, — усваиваются, да еще как! Однако каналы трансляции экономической информации практически не поддаются контролю: усвоение новых стереотипов поведения идет через средства массовой информации, личный опыт, подражание значимым фигурам из собственного окружения или образам, созданным коллективной — мифологией (вроде пресловутой фигуры «нового русского»).

Устранение школы от процесса экономической социализации детей тем более прискорбно, что само возникновение института формального школьного образования было связано именно с зарождением рыночных отношений и разделением труда. Э. Геллнер описывает этот процесс в своей книге «Нации и национализм»: «В замкнутом мире племенного или сельскохозяйственного сообщества общение протекало в соответствии с определенным контекстом, где тон, жест, личность и ситуация значили все. Для членов такого тесного сообщества эксплицитное выражение множества контекстуальной информации является излишним педантизмом. Однако требования современной экономики обязывают нас взаимодействовать вне зависимости от контекста со всеми, с кем мы сталкиваемся для непродолжительных контактов. Это требует точности коммуникации между незнакомыми людьми, разделяющими общие значения, переведенные в стандартные идиомы, в том числе и письменные. Такое общество требует внешнего образования, в котором индивид воспитывается специалистами, а не членами своей малой группы. В результате появляются школы, «образовательные фабрики», куда родные передают ребенка «для обработки». Универсальная школьная практика является формой передачи детям господствующей культурной модели, беспрецедентной по своей централизации и независимости от ценностей семьи».

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Ряд исследователей утверждает, что личный опыт ребенка влияет на его представления о деньгах сильнее, чем уровень когнитивного развития. Самая первая экономическая деятельность, в которую вовлекается ребенок, — это покупки. Существует несколько предпосылок понимания ребенком процесса купли — продажи, а значит, цен и прибыли: ребенок должен знать о функции и происхождении денег, обмена, собственности, зарплаты служащим, расходах и доходах продавца. Все это делает понимание простого акта купли — продажи довольно сложным для ребенка. Выделяется несколько стадий развития понятия купли — продажи:

  1. непонимание роли оплаты;
  2. понимание оплаты покупателем без понимания оплаты продавцом;
  3. понимание и соотнесение оплаты продавца и покупателя без понимания прибыли продавца;
  4. понимание всех этих моментов.

Итальянские исследователи отмечают, что концепции производственной и торговой прибыли у 8-летних детей не совпадают между собой. Несмотря на то что понимание ими прибыли торговца после соответствующей тренировки улучшается, они не в состоянии перенести это понимание на прибыль фабриканта и продолжают считать, что цены на изделия устанавливаются хозяевами произвольно.

К. Дэнзигер также сообщает, что 5-8-летние дети демонстрируют более глубокое понимание экономики обмена, чем экономики производства, поскольку имеют опыт покупок, но не опыт работы.

Другим сложным для детей экономическим объектом является банковская система. Только четверть из 14-16-летних

европейских детей правильно понимают механизм банковской деятельности. Однако, по сообщениям исследователя из Гонконга, правильное понимание функционирования банковской системы демонстрирует там большинство десятилетних детей. Возможным объяснением этого результата является традиционно широкое вовлечение детей в азиатских странах в коммерческую деятельность (например, часто довольно маленькие дети там помогают в магазинах и даже «управляют» собственным малым бизнесом). Этот коммерческий опыт, разумеется, влияет на их когнитивное развитие.

Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. Одним из важнейших способов экономической социализации детей являются карманные деньги.

Наиболее детальный анализ политики родителей в области карманных денег проделали Дж. и Е. Ньюсоны. Они изучили более 700 7-летних детей. Большинство из них регулярно получали некоторую сумму карманных денег, которая определялась сложной системой поощрений и наказаний. Более 50 % могли рассчитывать на дополнительную сумму, выделяемую по их просьбе. Исследователи обнаружили любопытные различия в практике выделения и расходования карманных денег: дети из семей среднего класса получали в полтора—два раза меньше денег, чем дети из рабочих семей, но откладывали в два раза больше. Более половины детей неквалифицированных рабочих и только 10 % детей специалистов с высшим образованием тратили всю сумму карманных денег и течение недели.

Наблюдения российских педагогов подтверждают эту закономерность: у детей из бедных и неблагополучных семей чаще появляются относительно крупные суммы денег, подаренные кем-то из родственников. Иногда дети из нуждающихся семей сами ищут способы заработать.

Ученик 3 класса подарил однокласснице на 8 Марта дорогие французские духи. Учительница сделала маме мальчика замечание, что та дает ему слишком много карманных денег. «Ничего не могу поделать, — ответила мама. — Ребенок снялся в телевизионной рекламе, и вся семья живет на его деньги уже третий месяц».

В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам ребенка до сих пор остается двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги «испортят» ребенка. Это является отголоском довольно распространенного мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребенку не следует иметь дела. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки — это самый простой и удобный способ «отделаться» от ребенка, в прямом смысле откупиться от своих воспитательных обязанностей. Поэтому многие, уступая настойчивым просьбам ребенка дать деньги «на мороженое», испытывают смутное чувство вины.

Следствием той же двойственности является и нерегулярность получения ребенком карманных денег, отсутствие четко оговоренной суммы, на которую ребенок может рассчитывать. Все это делает практику карманных денег совершенно бесполезной для экономического воспитания ребенка. Более того, выклянчивая у матери или отца различные суммы в зависимости от их настроения, самочувствия или текущей финансовой ситуации, ребенок приучается отнюдь не к рыночным добродетелям соблюдения контракта и планирования собственных расходов, а усваивает рабскую философию просителя, полностью зависимого от настроения своего благодетеля.

Французский исследователь Д. Лассаре считает, что система карманных денег эффективна только в том случае, когда она сочетается с обсуждением финансовых вопросов в семье. Он предполагает, что смысл выплат родителями карманных денег меняется по мере развития ребенка и служит для контроля его растущих требований.

В своей популярной книге «Дети и деньги» детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор дают родителям подробные рекомендации относительно выдачи карманных денег. Наиболее эффективная система должна, с их точки зрения, следовать нескольким правилам.

  1. Можно давать карманные деньги ребенку с 6—7 лет.
  2. С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы ребенка они будут покрывать.
  3. Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
  4. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
  5. Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
  6. Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
  7. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
  8. У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
  9. Ежегодно (в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Особенность нынешнего процесса экономической социализации в России состоит в том, что в обществе до сих пор не сложилось сколько-нибудь единого мнения о ее необходимости, сопоставимого, например, с мнением о необходимости всеобщей грамотности или всеобщего медицинского обслуживания. У нас практически отсутствует опыт формального экономического образования, которое в большинстве стран не входит в число обязательных школьных предметов, однако в порядке эксперимента преподается детям разного возраста, вплоть до дошкольного. Так, в ходе одного из экспериментов по преподаванию основ экономики 5—6-летним детям были получены очень обнадеживающие результаты. Причем некоторые родители смущенно признались, что их дети теперь знают об экономике больше, чем они сами, и вынуждены были «подтянуться». Возможно ли что-либо подобное у нас в стране, где дети, родившиеся в период рыночных реформ, подчас разбираются в экономике лучше, чем их родители, изучавшие в институтах политэкономию социализма? Та растерянность, которую испытывают многие — школьные учителя, сталкиваясь с экономической деятельностью своих учеников, возможно, должна заставить нас, психологов и. педагогов, тоже «подтянуться» по этому новому для старшего поколения предмету — рыночной экономике.

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена проблеме экономической социализации в условиях перехода к рыночной экономике. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование экономического поведения и установок по отношению к деньгам. Выделяются условия экономической социализации, подвергнувшиеся наибольшей трансформации в переходный период:

  1. семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»,
  2. общая социально-экономическая ситуация, в которую помещен ребенок (в частности, экономический кризис),
  3. основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная),
  4. непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги).

Делается вывод о необходимости учета этих факторов в практике школьного образования и психологического консультирования учителей и родителей.