Реализация проездных билетов городским троллейбусным парком

Около года назад «Пассажирский транспорт» анализировал стоимость проезда в электротранспорте в различных городах Украины. Сейчас мы снова проводим анализ работы электротранспорта, однако «копаем» глубже – сравниваем не только цены на проезд, но и другие показатели работы городского электротранспорта. Таким образом, мы хотим определить, в каком городе Украины электротранспорт работает наиболее эффективно. Для этого воспользуемся данными, которые каждые полгода на своем официальном сайте размещает корпорация «Укрелектротранс» (в отчете есть данные о работе 32 предприятий городского электротранспорта). Кроме этого мы также используем некоторые данные Государственной службы статистики. Основные показатели работы электротранспорта для всех городов Украины можно посмотреть в таблице.

Стоимость проезда

Стоимость проезда – главный показатель, который характеризует доступность электротранспорта для пассажиров. По состоянию на конец октября 2019 года самая высокая стоимость проезда в городском электротранспорте установлена в Киеве – за одну поездку необходимо заплатить 8 гривен. Заметим, что в столице в тестовом режиме уже работает «электронный билет», поэтому при оптовой покупке поездок их можно купить и дешевле. На втором месте после столицы – Мариуполь. Здесь стоимость разовой поездки в электротранспорте составляет 7 гривен. На третьем месте – Тернополь – тут стоимость разовой поездки в троллейбусах составляет 6 гривен. Однако, как и в столице тут работает «электронный билет», который позволяет постоянным клиентам электротранспорта экономить. Такая же стоимость проезда в электротранспорте Харькова, однако этот город не публикует статистические сведения. До 6 гривен также хотят поднять стоимость проезда в Днепре.

Пять гривен разовая поездка в городском электротранспорте стоит сразу в пяти городах Украины – в Краматорске, Львове, Одессе, Николаеве и Чернигове. В областном центре Галиции, как и в Одессе, пассажиры могут экономить за счет покупки проездных на электротранспорт. Во Львове, правда, один из чиновников Львовского горсовета – заместитель директора департамента жилищного хозяйства и инфраструктуры Андрей Белый анонсировал повышение стоимости проезда до 6 – 7 гривен, однако после этого мэр города Андрей Садовый сказал, что речь о повышении тарифов на проезд в электротранспорте пока не идет.

Поездка в электротранспорте Бахмута, Белой Церкви, Винницы, Днепра, Запорожья, Ивано-Франковска, Луцка, Ровно, Славянска, Северодонецка и Сум обойдется в 4 гривны. Три гривны 50 копеек стоит проезд в трамваях Каменского и троллейбусах Хмельницкого. За три гривны можно прокатиться в электротранспорте Дружковки, Житомира, Конотопа, Полтавы, Черкасс и Черновцов. Две с половиной гривны стоит проезд в электротранспорте Кривого Рога и Кропивницкого. Самая низкая стоимость проезда в электротранспорте – в троллейбусах Кременчуга – тут проезд стоит всего 2 гривны, хотя троллейбусный парк практически на 100% состоит из новых низкопольных машин. Таким образом, разница между самым высоким и самым низким тарифом на проезд в электротранспорте в городах Украины составляет 6 гривен – стоимость проезда в электротранспорте Киева в 4 раза превышает стоимость проезда в троллейбусах Кременчуга.

Себестоимость одного километра транспортной работы

Тот, кто более-менее разбирается в экономике транспорта, в том – числе городского, знает, что доходы предприятия в основном определяются пассажиропотоком, а вот расходы – себестоимостью одного километра транспортной работы. Этот показатель мы определяем разделив расходы предприятий ГЭТ за первое полугодие 2019 года на суммарный пробег электротранспорта. К сожалению, для корпорация «Укрэлектротранс» не дает разбивки по расходам отдельно на трамвайное хозяйство и отдельно на троллейбусное для тех городов, где одновременно работают оба вида транспорта (Кривой Рог – исключение). Поэтому мы поделим хозяйства на три группы – исключительно трамвайные (Дружковка, Конотоп, Каменское), трамвайно-троллейбусные и исключительно троллейбусные.

В группе исключительно трамвайных хозяйств самую высокую себестоимость километра транспортной работы показывает Конотоп – тут километр пробега трамваев обходится в 59,04 грн. Себестоимость одного километра пробега трамваев Каменского – 56,02 грн., Кривого Рога – 50,7 грн. Самые низкие расходы на 1 километр пробега трамваев – в Дружковке – 33,08 грн.

В группе трамвайно-троллейбусных хозяйств самая высокая себестоимость 1 километра пробега электротранспорта во Львове – она составляет 69,58 гривен. Кроме Львова еще один город перешагнул рубеж выше 60 гривен за один километр пробега электротранспорта – это Запорожье с показателем в 62,33 грн. за 1 километр пробега.

Больше 50 гривен километр пробега электротранспорта обходиться также в Днепре – 53,06 грн. и в Киеве – 52,37 грн. Себестоимость одного километра пробега электротранспорта Мариуполя составляет 47,4 гривны. У лидеров отрасли – КП «Одесгорэлектротранс» и КП «Винницкая транспортная компания» себестоимость километра пробега составляет соответственно 38,28 грн. и 43,71 грн. Практически на уровне Одессы находится средняя себестоимость 1 километра пробега электротранспорта Житомира – 38,25 грн., однако нужно учесть – в Житомире всего один маршрут трамвая, поэтому в себестоимости превалируют троллейбусы.

Самую низкую себестоимость одного километра пробега электротранспорта, как ни странно, показал Николаев – 34,87 гривны.

Что касается исключительно троллейбусных систем, то самый низкую себестоимость километра пробега показало КП «Троллейбусное управление» из Белой Церкви. Тут километр пробега троллейбуса обходится в 26,08 гривен. Самая высокая себестоимость километра пробега троллейбусного транспорта – у КП «Городской троллейбус» в Кривом Роге – она составляет 54,09 грн. В 50 гривен и 1 копейку обходится километр пробега троллейбусов Кропивницкого. В Черновцах 1 километр пробега троллейбусов имеет себестоимость в 46,77 грн. (тут накладывается самый сложный из украинских городов рельеф и, следовательно. высокий расход электроэнергии). Весьма высокой является себестоимость проезда троллейбусов Тернополя – 43,33 грн., однако тут нужно учитывать тот фактор, что больше половины выпуска «рогатых» в этом городе – сочлененные троллейбусы «Skoda 15Tr» с двумя тяговыми электродвигателями. В Ивано-Франковске, где также значительная часть троллейбусов – сочлененные машины, себестоимость километра транспортной работы составила 41,38 грн. У большинства троллейбусных хозяйств себестоимость 1 километра транспортной работы колеблется от 30 до 40 гривен.

Если учитывать не только показатели себестоимости километра пробега, но и качество транспортного обслуживания, то получается, что несомненным лидером в группе трамвайно-троллейбусных хозяйств является КП «Одесгорэлектротранс». Наименее эффективными являются трамвайно-троллейбусные хозяйства Запорожья и Львова. Что касается последнего, то такая высокая себестоимость километра удивительна еще и потому, что во львовском электротранспорте нет кондукторов.

Себестоимость проезда и тарифы

Согласно с данными о результатах работы электротранспорта в городах Украины за первое полугодие 2019 года, из 32 электротранспортных хозяйств, которые подали данные о своей работе в «Укрелектротранс», только у 12 предприятий расчетная себестоимость перевозки пассажира была ниже, чем установленная стоимость проезда. В остальных 18 хозяйствах стоимость проезда была ниже себестоимости.

Самая значительная разница между себестоимостью и ценой поездки была в КП «Городской троллейбус» Кривого Рога – себестоимость здесь составляла 10,14 грн. при тарифе в 2,5 грн. Не лучше ситуация и скоростными и обычным трамваем Кривого Рога – при тарифе 2,5 грн. себестоимость поездки составляла 8,25 грн. Более чем в два раза расчетная себестоимость проезда превышала тариф в Днепре – 8,74 грн. и 4 гривны.

Если взять средние данные по Украине, то средняя себестоимость проезда в городском электротранспорте составляет около 5 гривен и 8 копеек.

Нужно отметить, что в отличии от себестоимости одного километра транспортной работы, показатель себестоимости одной поездки – величина довольно-таки условная. Дело в том, что большинство хозяйств (за исключением тех, где уже внедрена система «электронный билет») учитывает только пассажиров, которые оплачивают проезд. Количество пассажиров-льготников, расходы на перевозку которых оплачивает городской бюджет, рассчитывают, умножая количество «платных» пассажиров на расчетный коэффициент. К примеру, согласно с расчетами, почти три четверти пассажиров КП «Одесгорэлектротранс» – это льготники. Кроме того, многие города обеспечивают значительные скидки для тех пассажиров, которые пользуются абонементными картами, а в тех городах, где работает система «электронный билет», – для тех, кто им обзавелся.

Популярность электротранспорта среди пассажиров

Популярность электротранспорта будем оценивать по количеству перевезенных пассажиров на 1 километр пробега электротранспорта. Самый высокий показатель среди предприятий городского электротранспорта Украины – у КП «Херсонэлектротранс»: троллейбусы этого города собирают 17,29 пассажиров на один километр транспортной работы. На втором месте по популярности – троллейбусы Славянска – тут на 1 километр транспортной работы приходится 16,73 пассажира. На третьем месте по этом показателю – троллейбусы Кропивницкого – на 1 километр пробега приходится 16,34 пассажиров. Четвертое место занимает электротранспорт Львова – тут на 1 километр пробега трамваев и троллейбусов приходиться 15,67 пассажиров – отметим Львов является лидером среди больших электротранспортных хозяйств по этому показателю – это связано, в первую очередь, с относительной компактностью города и с тем, что электротранспорт охватывает в основном густонаселенные районы города.

У двух лучших электротранспортных хозяйств Украины – КП «Одесгорэлектротранс» и КП «Винницкая транспортная компания» показатели количества пассажиров на 1 километр транспортной работы составляют 13,24 и 13,03 пассажиров соответственно – это связано в первую очередь с тем, что электротранспорт в Одессе и Виннице перевозит львиную долю всех пассажиров. Однако, в Одессе часть крупных спальных жилмассивов и некоторые другие районы вообще не охвачены электротранспортом.

Самый низкий показатель пассажиропотока в расчете на 1 километр транспортной работы – всего 5,34 пассажира у КП «Городской троллейбус» в Кривом Роге. Это тоже имеет свое объяснение – троллейбусные маршруты города очень длинные и часто проходят через малозаселенные промзоны города. Удивительно, что при наличии линий скоростного трамвая КП «Киевпастранс» перевозит всего 6,44 пассажиров в расчете на один километр транспортной работы.

Покрытие расходов доходами от реализации билетов

Последний показатель, по которому мы будем анализировать роботу предприятий городского электротранспорта – это процент покрытия расходов выручкой от продажи проездных документов.

Самыми успешными предприятиями горэлектротранса в Украине в этом плане являются КП «Тернопольэлектротранс», которое доходами от реализации билетов покрывает 46,89% от всех своих расходов, а также КП «Славянское троллейбусное управление» – тут этот показатель составляет 46,66%.

Более 40% своих расходов за счет реализации проездных документов покрывают также КП «Винницкая транспортная компания» – 43,21%, а также КП «Ровноэлектроавтотранс» – 40,11%. Более 30 % своих расходов за счет реализации проездных документов удается покрывать Бахмуту (38,68%), Одессе (34,25%) и Чернигову (38,45%). Остальные предприятия городского электротранспорта не могут покрыть за счет реализации билетов даже трети расходов. Самая тяжелая ситуация – у КП «Городской троллейбус» из Кривого Рога. Тут за счет реализации проездных документов покрывается лишь 6,28% расходов.

На основе анализа можем сказать — лидеры рейтинга систем городского электротранспорта Украины — КП «Одесгорэлектротранс» и КП «Винницкая транспортная компания» являются одновременно фактически самыми эффективными предприятиями городского электротранспорта в Украине по большинству показателей. Именно благодаря высокой эффективности работы этих предприятий удается не только сохранять высокий потенциал, а и собственными силами транспортных компаний проводить модернизацию, а фактически — сборку новых трамваев и троллейбусов.

Проездные в Ижевске: виды и цены

Фото: Архив «КП» в Ижевске

Студенческий, социальный, пенсионный, школьный… Проездные в Ижевске действуют для разных групп граждан. Запутаться в их стоимости, порядке получения и пополнения получится у каждого. А вот разобраться поможет наш корреспондент. Кстати, ездить без проездного тоже можно — сейчас проезд за наличный расчет в любом виде общественного транспорта (кроме маршруток) составляет 20 рублей.

Какие бывают проездные?

Используя транспортную карту, можно неплохо сэкономить. Также некоторое время назад появились транспортные карты нового образца. Проходил конкурс, где ижевчане могли выбрать символику нового проездного – победил «СтрИж». По сути, карты нового и старого образца отличаются лишь дизайном и тем, что карта «СтрИж» имеет QR-код, наведя на который можно пополнить баланс через Сбербанк Онлайн за несколько секунд. Сейчас расскажем о видах и ценах на проездные.

Ежемесячная транспортная карта

На данную транспортную карту не распространяются какие-либо льготы, а также она имеет лимит поездок. Пополнять ее можно только 20 числа предыдущего месяца по 10 число текущего.

Транспортные карты для студентов и школьников

Льготные карты для студентов и школьников безлимитны, но средства на них нужно вносить деньги нужно вносить с 20 числа предыдущего месяца по 10 число текущего месяца.

Кстати, приобрести и пополнить школьный или студенческий проездной можно и без предоставления студенческого билета или билета школьника. Например, если у подростка нет времени и возможности пополнить транспортную карту, то это за него может сделать родитель.

Транспортные карты для студентов и школьников

Но при оплате проезда школьник или студент, используя льготную карту обязан предъявить документ, подтверждающий предоставление льготы. Такие документы должны быть продлены на соответствующий учебный год.

Важно знать, что студенты-первокурсники могут и не оформлять новую транспортную карту, а перевести школьную в студенческую. При необходимости можно поменять виды транспорта. Сделать это можно как в пунктах пополнения ИПОПАТ, ИжГЭТ, так и самостоятельно в терминалах оплаты «КИВИ»:

— Приложить карту к считывателю и нажать «Пополнение транспортной карты»;

— Выбрать раздел «Прочие билеты», затем из предложенных тарифов выбрать «Студенческий» и нужный вид транспорта;

— Пополнить карту, внеся в терминал необходимую сумму. Если вдруг вы внесете сумму, превышающую месячный платеж, то остаток не сгорает и переносится на следующий месяц.

А еще школьники могут не покупать проездной, если у них есть школьная карта, которую они используют в качестве пропуска в учебное заведение и для оплаты питания. Чтобы начать пользоваться такой картой, как проездным, нужно зайти в Личный кабинет, который родителям подключали при выдаче школьной карты, и активировать услуги транспорта. Виды транспорта выбирать не нужно – система сама рассчитает тариф.

Электронный кошелек

«Электронный кошелек» — это еще одна разновидность гражданской транспортной карты. Он действует на все виды транспорта: автобус, трамвай, троллейбус. Ижевчане могут пополнить «Электронный кошелек» на неограниченную сумму, которая не «сгорит» в конце месяца.

Стоимость одной поездки с использованием «Электронного кошелька» -19 рублей. Удобно, что остаток средств указывается на билете. Также с помощью такого проездного можно оплатить проезд сразу нескольких пассажиров и багаж. Количество поездок ограничено лишь балансом вашей карты.

Тариф «Таймер»

С помощью тарифа «Таймер» пассажиры могут совершать неограниченное количество бесплатных пересадок в течение 25-ти бонусных минут. В рамках проводимых акций время увеличивается до 30-ти минут. К сожалению, тариф действует лишь при проезде в трамваях и троллейбусах.

Пользоваться картой «Таймер» просто. Вы совершаете проезд в трамвае или троллейбусе. Кондуктор, в свою очередь, списывает 19 рублей со счета вашей карты. Именно с этого момента и включается «таймер», который начинает отсчет периода, в течении которого вы можете пересесть в другой трамвай или троллейбус, совершив новую поездку без дополнительной оплаты.

Но в течение второй поездки вы также должны предъявить транспортную карту кондуктору и получить проездной билет. При этом средства со счета карты повторно списываться не будут. Узнать, сколько минут осталось до окончания бесплатного периода можно на билете, который вам выдаст кондуктор. Единовременно плачивать проезд можно только за одного пассажира. Если же вы обнаружили, что до окончания бесплатного периода со счета вашей карты списались средства, необходимо сообщить об этом по телефону 51-10-58.

Тариф «Проездной билет Автобус 90х30»

Новый тарифный план, разработанный специально для автобусов.

Карта активируется на 30 дней с момента оплаты проездного. На карту записывается дата окончания действия и баланс поездок – 90. Баланс поездок доступен в течение всего периода действия, включительно по дату, указанную на билете. Например, если вы пополнили карту 1 марта, то использовать ее можно весь месяц, включая 30-е число.

Остаток поездок и окончание срока действия всегда можно проверить на билетах, выдаваемых кондуктором.

Пополнить карту можно по адресам: ул. Буммашевская, 5 и ул. Ленина, 4а, а также самостоятельно в любом терминале КИВИ. Для этого вам нужно выбрать на мониторе» Пополнение транспортных карт», далее кнопку — «Изменить тарифный план» и из списка тарифов выбрать «Автобус 90×30, далее пополнить карту на 1000 рублей.

Транспортная карта пенсионера

Такой транспортной картой могут пользоваться могут пенсионеры Ижевска, не получающие других мер социальной поддержки (пенсионеры по возрасту), при предъявлении пенсионного удостоверения или справки ПФР и паспорта.

Транспортную карту пенсионера возможно бесплатно получить и поменять в многофункциональных центрах по месту жительства, уточнить адреса которых можно по телефонам:

— Первомайский район 908-435

— Ленинский район 908-126

— Октябрьский район 908-073

— Устиновский район 908-540

— Индустриальный район 908-091

Этот проездной рассчитан на 40 проездок на городских маршрутах, и активизируется автоматически после первой оплаты у кондуктора.

Социальный проездной билет

Такой бумажный проездной предназначен для льготных категорий граждан (ветераны, инвалиды и некоторые другие категории, относящиеся к региональному и федеральному регистрам). Он не имеет ограничения по количеству поездок и распространяется на все виды транспорта. Стоимость — 435 рублей, при потере или порче возврату не подлежит. Приобрести социальный проездной билет можно в отделениях Почты России, предъявив документы, предоставляющие право на льготу.

Где купить транспортную карту?

В нашем городе можно купить необходимую транспортную карту без дополнительной платы по адресу: улица Ленина, 4а.

Где пополнить проездной?

— Ул. Буммашевская, 5 (ОАО «ИПОПАТ») в будни с 9:00 до 18:00, перерыв с 12:00 до 13:00, сб, вс – выходной;

— Ул. Маяковского, 7 (МУП «ИжГЭТ») в будни с 8:30 до 17:30 (в пятницу до 16:30, перерыв с 12:00 до 12:48), сб, вс – выходной;

— В здании диспетчерского пункта на остановке «Ул. Промышленная» с 25 по 5 число месяца с 8:00 до 18:30, выходные — с 9:00 до 17:00;

— Билетные киоски на конечной остановке трамвая «Буммаш» и на конечной остановке троллейбуса «Центр» с 25 по 5 число месяца в будни с 7:30 до 18:30, в выходные — с 9:00 до 17:00.

Пополнить и купить транспортную карту можно по адресу: ул. Ленина, 4а. Железнодорожные кассы (рядом с конечной ост. маршрута №40) в будни с 8:00 до 18:30, в выходные с 10:00 до 16:00).

Также пополнить транспортную карту ижевчане могут в терминалах Qiwi с желтым кругом (адреса можно посмотреть на сайте qiwi.com), в банкоматах Сбербанка и через Сбербанк Онлайн.

Оплата банковской картой

С развитием технологий стало возможным оплачивать проезд при помощи бесконтактной банковской карты VISA, MasterCard или МИР, и смартфонами с платежными приложениями SamsungPay, ApplePay и GooglePay. При оплате банковской картой стоимость проезда также составляет 20 рублей.

Как восстановить проездной?

Если вы вдруг потеряли или испортили свой проездной билет, то можете воспользоваться услугой по его восстановлению. Сделать это можно в кассе Службы сбора выручки по ул. Буммашевская, 5. Стоимость восстановления проездного составит 50 рублей.

Следите за новостями Ижевска в «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Твиттере» и «Одноклассниках».