Реализация права в законодательной деятельности

  1. Сущность и содержание реализации права.
  2. Субъекты права и участники правореализации.
  3. Правореализация и иные смежные процессы.

4. Функционирование права и его реализация.

5. Место и роль правореализации в механизме действия права.

6. Пределы действия нормативно-правовых актов и их реализация.

  1. Реализация права в условиях формирования правового государства.
  2. Преемственность в правореализации.
  3. Понятие, признаки и структура правового регулирования.
  4. Место и роль правореализации в механизме правового регулирования.
  5. Пределы правового регулирования и правореализации.
  6. Эффективность правового регулирования и реализации права.
  7. Правореализационная практика, её характерные черты и виды.
  8. Механизм правореализации: основные подходы к трактовке в общей теории права.
  9. Общая характеристика структурных элементов механизма правореализации.
  10. Экономическая, социальная и политическая правореализующая деятельность.
  11. Реализация норм международного и внутригосударственного права.
  12. Реализация норм публичного и норм частного права.
  13. Отраслевая классификация процессов реализации права.
  14. Формы реализации права.
  15. Содержание правореализующей саморегуляции, её роль в функционировании современного российского права.
  16. Нравственное самоопределение личности и правореализующее поведение.
  17. Индивидуальное правовое регулирование в механизме реализации права.
  18. Реализация индивидуальных правовых актов.
  19. Взаимодействие основных сфер жизни общества и процессов реализации права.
  20. Правореализующая деятельность – воплощение единства практических и теоретических компонентов, социальной предметности и правомерности.
  21. Экономические отношения и процессы реализации права.
  22. Политика и реализация права.
  23. Вопросы правореализации в правовой политике современного Российского государства.
  24. Политическая культура, ее влияние на процессы осуществления права.
  25. Правореализация в социальной сфере.
  26. Реализация права и духовное развитие общества.
  27. Правореализация и демографические процессы.
  28. Правоотношения как единственный канал реализация норм права.
  29. Виды правоотношений и их специфика в процессе правореализации.
  30. Субъективное право и юридическая обязанность, их реализация.
  31. Формирование и осуществление регулятивных правоотношений.
  32. Формирование и осуществление охранительных правоотношений.

39. Понятие и признаки правоприменительной деятельности.

40. Соотношение применения норм права с их использованием, исполнением и соблюдением.

41. Субъекты и основные стадии правоприменительного процесса.

42. Доказывание в правоприменении.

43. Правоприменительные акты: понятие и виды.

44. Особенности правоприменения при пробелах в праве.

45. Реализация права в случае правовых коллизий.

46. Необходимость толкования норм права в ходе их реализации.

47. Субъекты толкования права.

48. Официальное и неофициальное правотолкование: их разновидности, юридические свойства и значение для правореализации.

49. Способы (приемы) толкования правовых норм.

50. Акты правотолкования, их роль в реализации права.

51. Правотолкование и индивидуальное правовое регулирование.

  1. Структурные уровни правореализации.

53. Роль противоправного поведения в выделении структурных уровней правореализации.

54. Взаимодействие структурных уровней правореализации в рамках дозволительного, позитивно-обязывающего и запретительного способов правового регулирования.

  1. Функциональные уровни правореализации.
  2. Территориальные уровни правореализации.

Понятие «реализация права»

Как известно, право выполняет важные функции в жизни общества. Оно упорядочивает различные общественные отношения, служит обеспечению прав и исполнению обязанностей, предоставленных индивидам, организациям, органам государства; помимо этого, право служит языком международного общения разных государств.

Правовое регулирование создает основу стабильности как в любом национальном государстве и обществе, так и в международном сообществе. Однако право не существует само по себе, оно не может взаимодействовать само с собой, оно проявляется в действиях людей, организаций. Для того чтобы не прекращать свое существование, оно должно материализовать содержание своих норм на практике, т.е быть реализованным в разных формах.

Термин «реализация» (от лат. realis — вещественный) в буквальном смысле означает овеществление. Право реализуется через деятельность, в поступках людей, их поведении (действии и бездействии).

Реализация права — воплощение в жизнь его предписаний посредством осуществления закрепленных в нем субъективных прав и исполнения юридических обязанностей в конкретном поведении людей.

Реализация права имеет несколько форм, т.е. внешних проявлений. Можно выделить три непосредственные формы реализации (т.е. прямо зависящие от субъекта права) и опосредованные (их реализация осуществляется не гражданами, а уполномоченными на то должностными лицами или компетентными органами).

Первая форма реализации права — соблюдение запретов, содержание которой заключается в воздержании от совершения действий, запрещенных законом.

К примеру, ст. 14 Уголовного кодекса РФ формулирует понятие «преступление» следующим образом: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Поэтому совершение преступления есть не что иное, как нарушение запрета, содержащегося в уголовно-правовой норме.

Другой пример. Статья 66 Семейного кодекса РФ закрепляет запрет любой формы препятствования со стороны родителя, с которым проживает ребенок, общению его с другим родителем, если такое общение не причиняет вред психическому и физическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Соблюдение этого запрета заключается в отказе от любых действий, препятствующих общению ребенка со вторым родителем (удержания ребенка дома, запрещения телефонных разговоров со вторым родителем и т.п.).

Второй формой реализации права является исполнение обязанностей. Исполнение обязанностей — это форма реализации, содержание которой выражается в обязательном совершении активных действий, предписываемых нормами права. Такая форма реализации свойственна нормам, устанавливающим активные обязанности граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных организаций.

Например, ст. 63 Семейного кодекса закрепляет обязанность родителей заботиться о здоровье, психическом, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Исполнение этой обязанности проявляется в различных активных действиях: определении (по согласованию с ребенком) вида специализированного среднего учебного заведения (лицей, колледж), внесении платы за дополнительные занятия на курсах, кружках, у репетиторов и т.п.

Третья форма реализации права — использование (осуществление) прав. Ее содержание заключается в осуществлении возможностей (правомочий), предоставленных нормой права, ибо право в субъективном смысле — это не что иное, как мера возможного поведения его обладателя. В такой форме осуществляется право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, право родителей дать ребенку имя и др.

Использование права является достаточно емким понятием, включающим в себя несколько вариантов поведения. Факт принадлежности права (правомочие) определенному лицу еще не свидетельствует о намерении лица, имеющего это право, воспользоваться возможностью определенного поведения. Субъективное право (например, родителей) может быть осуществлено путем реализации правомочий:

  • путем фактических действий (принятие ребенка на воспитание);
  • путем юридических действий (усыновление);
  • через предъявление требования к другой стороне (не препятствовать воспитанию ребенка);
  • в форме притязания, т.е. обращения в компетентный орган за защитой нарушенного права (обращение в суд с иском о взыскании алиментов).

Применение права как особая форма его реализации

Иногда самостоятельные действия обладателя права не в состоянии обеспечить реализацию его субъективных прав: на их пути возникают разные преграды. В такой ситуации для полной реализации закрепленных в нормах права положений необходимо вмешательство компетентных государственных органов. В подобных случаях речь идет о применении права. Правоприменительная деятельность представляет собой особую форму реализации права.

Применение права — это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации предписаний правовых норм применительно к конкретным жизненным ситуациям и индивидуально определенным лицам.

Применение норм права имеет ряд свойственных этой форме признаков, главные из которых следующие:

  • правоприменительную деятельность осуществляют только специально на то уполномоченные компетентные государственные органы и должностные лица или уполномоченные государством органы местного управления. К таким органам и лицам относятся суд, милиция, командиры воинских частей, префектура;
  • применение норм права является деятельностью, осуществляемой в точном соответствии с законом. Закон устанавливает процедуру правоприменительной деятельности, требования, предъявляемые к итоговым актам, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы;
  • результатом правоприменительной деятельности является издание индивидуального правового акта (предписания);
  • деятельность по применению норм права носит государственно-властный характер. Государство наделяет субъектов правоприменительной деятельности властными полномочиями принимать решения, обязательные для физических и юридических лиц. Например, суду принадлежит право признать человека виновным в совершении преступления и назначить ему наказание в соответствии с тяжестью содеянного. Это право суд осуществляет при вынесении обвинительного приговора.

Необходимость в применении норм права может быть обусловлена различными обстоятельствами, возникающими в общественной жизни.

Прежде всего правоприменительная деятельность неизбежна в случае совершения правонарушения, поскольку необходимо определить меру наказания виновному. Актом применения права в данном случае является приговор суда, постановление начальника милиции, приказ директора предприятия и т.п.

Кроме того, необходимость в применении права возникает и в случае неисполнения кем-либо своих обязанностей в добровольном порядке. Так, если родитель не исполняет обязанности по содержанию детей, с него приказом или решением суда могут быть взысканы алименты.

Наряду с этим правоприменение востребовано в тех ситуациях, когда оно способствует более полной реализации принадлежащих физическим и юридическим лицам прав. Решением суда можно истребовать имущество из незаконного владения, определить место жительства ребенка у одного из родителей, провести пересчет долей в наследственном имуществе и т.п.

Более того, иногда права и обязанности лиц вообще не могут возникать без правоприменительного акта компетентного государственного органа. Например, для установления взаимных прав и обязанностей супругов необходимо зарегистрировать брак в установленном законом порядке.

Правоприменительная деятельность носит сложный характер.

Она состоит из ряда последовательных действий — стадий.

Первая стадия правоприменительной деятельности — установление фактических обстоятельств дела, которые образуют основу применения права. Статья 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривает, что при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, а также смягчающие и отягчающие наказание, обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Вторая стадия правоприменительной деятельности — выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. На этой стадии компетентный орган и должностное лицо должны совершить ряд действий.

Прежде всего они определяют, какой нормативный правовой акт подлежит применению в данном случае, а затем избирают конкретную норму или нормы этого акта.

Затем устанавливается подлинность (достоверность) самой нормы. К примеру, необходимо сравнить ее содержание с официально опубликованным текстом в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Кроме этого, следует также проверить, не вносились ли впоследствии в указанную норму изменения после принятия нормативного правового акта.

Важно установить также, нет ли коллизии, т.е. противоречия данной нормы нормам Конституции РФ и иных основных законов: федеральных конституционных, федеральных. В случае необходимости в праве устраняется пробел посредством применения аналогии, а также толкования правовой нормы в целях уяснения ее содержания. На основе выбранной нормы осуществляется квалификация происшедшего события, оцениваются все его элементы.

Третья стадия правоприменительной деятельности— принятие и вынесение решения. Она завершает процесс применения права. Субъект правоприменения проверяет, полно ли исследованы обстоятельства дела, достаточна ли их совокупность для принятия законного, достоверного решения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц, которым разъясняются порядок и последствия обжалования решения.

Акты применения права. Пробелы в праве

Акты применения права

Результатом правоприменительной деятельности является издание правоприменительного акта.

Акт применения права — это официальный правовой акт компетентного органа или должностного лица, издаваемый в точном соответствии с законом на основании исследованных обстоятельств дела в их совокупности, определяющий права, обязанности или юридическую ответственность конкретных лиц.

Актам применения права свойствен ряд признаков, отличающих их от нормативных правовых актов:

  • издаются компетентными органами или должностными лицами. Правоприменительную деятельность главным образом осуществляют государственные органы, реже — общественные организации и органы местного самоуправления;
  • строго индивидуальны, персонифицированы, т.е. адресованы определенным лицам, определяют права, обязанности, ответственность последних (этим они отличаются от нормативных правовых актов, носящих общий характер);
  • имеют властный характер и обеспечиваются государственным принуждением, содержащиеся в них предписания обязательны для тех граждан и должностных лиц, которым они адресованы (например, решение суда о возврате суммы кредитору обязательно для должника);
  • выносятся в установленной законом форме, которая зависит от характера регламентируемого отношения, назначения акта и других факторов (например, уголовное наказание налагается приговором, а прием на работу оформляется приказом).

Большинство актов, а особенно это касается актов правоохранительных органов (полиции, судов, прокуратуры), должны содержать следующие обязательные элементы:

  1. вводную часть, содержащую наименование акта, наименование органа, его издавшего (должностное лицо), время издания, адресата;
  2. описательную часть, в которой излагаются фактические обстоятельства дела, перечисляются собранные доказательства;
  3. мотивировочную часть, аргументирующую, обосновывающую принятое решение;
  4. резолютивную часть, излагающую принятое решение.

Акты применения права должны быть законными, т.е. выноситься только уполномоченными на то органами, должностными лицами с соблюдением установленной законом процедуры.

Акты применения права могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от правоприменяющего субъекта они подразделяются на акты представительных, исполнительных, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

В зависимости от характера общественных отношений акты делятся на регулятивные, устанавливающие права и обязанности, и охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения.

По способу принятия подразделяются на принятые коллегиально и единолично.

По форме индивидуальные правовые акты делятся на приговоры, постановления, решения, определения, приказы, резолюции.

Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии

Правоприменительная деятельность основана на индивидуализации правовой нормы применительно к конкретной жизненной ситуации. Однако при разрешении правовой проблемы может обнаружиться отсутствие нормы, регулирующей ее, либо может отсутствовать определенный нормативный правовой акт, который был бы посвящен этому вопросу.

В данной ситуации существует пробел в праве — отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации определенного общественного отношения, подлежащего правовому регулированию.

Причинами пробелов в праве могут быть различные объективные и субъективные факторы:

  • несовершенство нормативно-правового регулирования;
  • отставание законодательной базы от общественной жизни;
  • экономическая нестабильность;
  • упущения при подготовке самих нормативных правовых актов;
  • длительная процедура принятия законов, отдаляющая их воздействие на общественные отношения.

Основная форма восполнения пробелов в праве — принятие недостающей правовой нормы. В процессе правотворчества разрабатывается закон, предусматривающий регламентацию неурегулированного ранее правом общественного отношения. Иногда это может занять немало времени. Например, с 90-х годов XX в. в России ведется борьба с коррупцией. Однако правовое определение коррупции было дано лишь в 2009 г. вместе с принятием Закона о борьбе с коррупцией.

Однако конкретная жизненная ситуация иногда диктует необходимость в скорейшем определении прав и обязанностей сторон. Тогда мы можем говорить о применении права по аналогии.

Аналогия — это определенное сходство между предметами и явлениями. Правовое регулирование предусматривает возможность использования одних и тех же норм для регламентации близких или схожих ситуаций, когда последние никак не урегулированы правом.

В теории права и юриспруденции различают два вида аналогии: аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона представляет собой принятие решения на основе правовой нормы, регулирующей сходное (близкое, родственное) отношение (например, договор купли-продажи сходен с договором мены, завещанием).

Аналогия права — принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов права. Она применяется тогда, когда подобрать сходную норму невозможно.

Применение права по аналогии в условиях правовой государственности строго ограниченно. Оно полностью исключается в уголовном праве, поскольку преступность деяния и его наказуемость определяются только Уголовным кодексом (п. 1 ст. 3), он устанавливает наиболее серьезные правоограничения.

Крайне ограниченно оно в процессуальных отраслях права, поскольку процедура производства по гражданским и уголовным делам нуждается в строгой регламентации и не допускает не предусмотренных законом исключений из правил.

УДК: 340.111.5:340.132

ББК: 67.3

Решетов Ю.С.

ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Reshetov Yu.S.

REALIZATION OF THE LAW AND LEGAL RELATIONSHIP

Ключевые слова: право; правореализация; правовые отношения.

Keywords: right, realization of the right, legal relationship.

Аннотация: в статье с учетом основных характеристик правореализации (понятие, содержание, субъекты, системность) рассматривается взаимодействие процессов реализации права с правовыми отношениями.

Обозначим вначале суть самого процесса правореализации. С нашей точки зрения, сущьностью правореализации является воплощение в жизнь социальной воли, выраженной в виде обязательных государственно-властных велений. Такое понимание сути правореализации неразрывно связано с социальным предназначением права — быть регулятором общественных отношений. Вне реализации право не сможет урегулировать общественные отношения.

Одной из сторон правореализации является его содержание. Оно предстает как поведение людей. Поведение, деятельность людей являются

общенаучными категориями. А это обеспечивает теории правореализации, ее взаимодействию с правоотношениями широкую социальную перспективу. Очертим вначале рамки поведения, выступающего содержанием

правореализации. Во-первых, рассмотрим поведение, которое представляет собой неиспользование субъектами права своих прав. Такими поступками не реализуются нормы права. Почему? Во-первых, норма права устанавливающая соответствующее право, реализуется тогда, когда последнее используется соответствующими

субъектами. Если же субъект права не использует свое субъективное право, норма права не осуществляется. Не

появляется и правоотношение. Во-вторых, считать, что в данном случае реализуется юридическое право на неиспользование права нельзя. Формы (источники) права не знают права на неиспользование права. В-третьих, таким поступкам не дается юридическая оценка, они не влекут за собой юридических последствий. Поэтому неиспользование права нельзя оценивать в качестве правомерного или

противоправного поведения. Это юридически нейтральное поведение.

Иногда же границы поведения, из которого складывается правореализация, трактуются узко1. Это происходит в частности, когда несовершение

преступления не рассматривается в качестве реализации той или иной нормы права. В связи с этим следует отметить следующее. Одним из обстоятельств возникновения государства и права явилась определенная неспособность социальных норм первобытного общества обеспечить эффективную борьбу с асоциальными актами, получающими большое распространение. Немалую роль в этом деле стали играть правовые санкции, связанные с государственным

принуждением. Несомненно,

осуществление санкций правовых норм нельзя верно уяснить, не обращаясь к

1 См. Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. — М.,1972. — С. 171.

реализации диспозиций правовых норм. Это разные уровни правореализации, что свидетельствует о системном характере правореализации.

Реализация санкций правовых норм обеспечивает в порядке обратной связи поведение, представляющее собой воздержание от запрещенных правом действий. Такое пассивное правомерное поведение составляет обычно содержание реализации диспозиций норм уголовного права. Это свидетельство способности реализации права сохранять устойчивое внутреннеее состояние, поддерживать прорцесс реализации права в равновесии, исключающем его распад. Немаловажную роль в реализации санкций правовых норм играют правовые отношения. Данные правоотношения являются вертикальными, ибо один из субъектов такого правоотношения наделяется властными полномочиями, а другой ими не обладает. Это охранительные правоотношения, которые отличаются от регулятивных правоотношений, которые обычно связаны с реализацией диспозиций правовых норм. Здесь уместнно сказать о месте в правореализации гипотез правовых норм. Гипотезы предусматривают жизненные условия, при наличии которых реализуются диспозиции правовых норм. Такими условиями могут быть время, место, события, конкретные

обстоятельства. Гипотеза не содержит самостоятельной программы поведения для участников общественных отношений.

Поэтому выделить реализацию гипотез правовых норм, наряду с осуществлением диспозиций и санкций нельзя. Разнообразные жизненные обстоятельства, предусматриваемые

гипотезами правовых норм, отличаются от содержания правореализации, не имеют с ним субстанционального единства, а поэтому не могут войти в состав правореализации.

В теории государства и права нередко ведут разговор о таких формах реализации права, как использование, исполнение, соблюдение и применение. Особоой формой среди них выступает применение права. Применение права не

стоит в одном ряду с его соблюдением, исполнением, использованием,

являющимися непосредственными

формами правореализации. Однако выводить применение права за рамки правореализации нельзя. Применение права находится не вне, а в правореализации. Субъекты применения права играют важную роль в процессах правореализации. Они организуют правореализацию, управляют ею. Реализация некоторых правовых норм полностью заключается в их применении. Среди таковых существуют нормы, которые стимулируют социально -активное повеление. Сюда, прежде всего, включаются поощрительные нормы права. Их нельзя воплотить в жизнь без правоприменительной деятельности. Такое наблюдается также при властном признании наличия или отсутствия определенных юридических фактов, при назначении лица на определенную должность, при применении некоторых процессуально-правовых норм. Подобное наблюдается и при реализации определенных правовых санкций. Так, наложение административного взыскания в виде предупреждения, а дисциплинарного в виде выговора не влекут за собой иных действий по осуществлению права, на основе которых вынесены такие акты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правоприменительной деятельности

присущ властно-управленческий характер. Субъект, применяющий норму права, направляет, организует, стимулирует поведение других участников

правореализации. Он юридически задает направленность действий этих субъектов и осуществляет внешний контроль над ними.

Поэтому применение права выступает в качестве особой формы реализации права. Применяя одну норму права, правоприменитель одновременно реализует другие нормы права путем их исполнения, соблюдения использования. Правоприменительные правоотношения нужно отграничивать от правоотношений, связанных с индивидуально-договорным правовым регулированием. Здесь правоотношения возникают между

субъектами, положение которых характеризуется их юридическим равенством, автономией. Эти

правоотношения, в отличие от правоприменительных, вертикальных правооотношеий, являются

горизонтальными. Субъекты, находящиеся в автономном положении по отношению друг к другу и заключающие разного рода правовые договоры, не только регулируют собственное поведение, но и устанавливают взаимные права и обязанности. При этом осуществление правовых договоров отличается своеобразием по сравнению с реализацией правовых актов. В международном праве значительное внимание уделяется имплементации норм международного права, так как это проблема эффективной реализации принятых государствами в соответствии с нормами международного права обязательств. В современных условиях она значительно

актуализируется.

Правореализации присуща

регулятивность. Уяснение этой черты предполагает соотнести правовое регулирование и правореализацию. В отечественной теории права реализация прав и обязанностей нередко рассматривается в качестве стадии правового регулирования1. Есть и иное мнение в соответствии с которым сводить правореализацию к элементу правового регулирования будет ошибкой, так как этот механизм в целом и есть реализация права2. В связи с этим отметим ряд положений, конкретизирующих

представления о соотношении

правореализации и правового

регулирования.

Характеристика норм права и правоотношений в качестве элементов механизма правового регулирования не исключила их самостоятельного исследования, в частности, в качестве

1 Васильев, А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы теории права. — М.: Юрид. лит-ра, 1976. — С. 264.

2 Раянов, Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции). — М.: Право и государство, 2003. — С. 304.

системных образований. Не в меньшей мере нужны самостоятельные системные исследования правореализации. Правовая абстракция (правореализация) имеет свое значение не заменяемое правовым регулированием.

При этом категория

«правоотношение» выступает как один из моментов конкретизации категории правореализии.

Сложность решения вопроса о взаимодействии првореализации и правового регулирования объясняется следующим. Нормы права, являясь средством юридического воздействия на людей, сами реализуются через внешние и внутренние формы регуляции поведения. Особенность же их состоит в том, что они представляют ответную реакцию на нормативно-организационное опосредование общественных отношений, являющееся основным направлением правового воздействия на поведение людей. При этом формы регуляции поведения есть различные составляющие процессов реализации права.

Формируются же и развиваются они под влиянием не только правовых норм, но и реальных экономических, социальных и иных условий жизни людей.

Правореализация и правоотношения довольно сложно соотносятся с предметом правового регулирования. Предметом правового регулирования является то, на что оно направлено. Поэтому можно предположить, что предмет находится вне правового регулирования, отделен от него. Однако это можно принять применительно к общественным отношениям, которые в результате правового регулирования лишь становятся правовыми, приобретают юридическую форму, оставаясь фактически экономическими, семейными, трудовыми и т.д. Иное происходит с общественными отношениями

(налоговыми, пенсионными,

процессуальными и др.), существование которых трудно представить без права. Порождаемые государственно-правовой действительностью, эти правоотношения предстают как чисто юридические. В данном случае правовое регулирование

осуществляется изнутри. А это сказывается на взаимодействии реализации права с правовыми отношениями. Такая трактовка предмета правового регулирования позволяет понять, каким образом юридическая деятельность становится относительно самостоятельным видом человеческой деятельности, выявить ее место в системе общественных отношений.

Во взаимодействии правореализации и правовых отношений свою роль играет правотворчество. В ходе правотворчества происходит нормативное правовое регулирование, устанавливаются,

изменяются и отменяются нормы права. Немаловажно и следующее.

Правотворческая деятельность

регламентируется соответствующими государственными велениями, причем и общего характера. При этом правотворцы должны соблюдать, исполнять и использовать эти веления, то есть реализовывать их и через правоотношения. Это постоянно взаимодействующие процессы. При этом постоянное развитие общественных отношений отражается как в правотворчестве, так и в совершенствовании правореализации, ее взаимодействия с правоотношениями.

Правореализация и правовые отношения представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани правовой жизни, связанные с функционированием права. Нормы права, являясь средством юридического воздействия на людей, реализуются через внешние и внутренние формы регуляции поведения субъектов права. Поэтому действия участников реализации права, которые завершаются изданием индивидуальных правовых актов, входят в правовое регулирование. Поведение же участников реализации правовых норм, которое не получает институционного воплощения в виде средств правового воздействия и характеризуется

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

саморегулятивными началами, не входит в правовое регулирование.

Важной характеристикой

правореализации и правоотношений является системность. Реализацию права в

данном случае можно представить в виде определенного механизма. Причем выделение его составных частей — задача не простая. Здесь открываются разные возможности. Так, классификацию процессов реализации права можно провести по основным сферам жизни общества и рассмотреть, каким образом нормы права реализуются в экономической, социальной, политической и духовной сферах. Но таким образом правореализация растворяется,

поглащается основными сферами жизни общества и не позволяет рассмотреть ее в качестве самостоятельной системы. Разграничить процессы реализации права и правоотношения можно в зависимости от того, нормы какой отрасли права реализуются.

В данном случае реализация права будет складываться из реализации норм административного, гражданского

уголовного и других отраслей права. Но едва ли такой подход можно признать безупречным. Изучение процессов правореализации и правоотношений определенных отраслей права — задача не теории государства и права, а отраслевых юридических наук. Таким путем не вскрываются общие закономерности реализации права, не выявляются, в частности, основные характеристики взаимодействия правореализации и правовых отношений.

Стоит иметь в виду и следующее. Кроме деления норм права по предмету правового регулирования, их

классифицируют и по иным основаниям. Выделяют исходные нормы права и нормы — правила поведения, общие и специальные, регулятивные и

охранительные, публичного и частного, материального и процессуального права, императивные и диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы права. Однако разнообразные основания выделения перечисленных норм права не могут стать надежной почвой анализа теоретической концепции

правореализации и правовых отношений.

Для выделения основных

составляющих правореализации стоит

очертить три относительно

самостоятельных аспекта ее рассмотрения. Во-первых, правореализацию нужно рассмотреть в плане выделения правомерного поведения граждан, их организаций, являющихся

непосредственными участниками

общественных отношений,

урегулированных правом. При этом конкретный характер этого правомерного поведения, реализующего право, зависит от общественных отношений,

регулируемых разными правовыми нормами. Анализ правореализации в этом аспекте позволяет уяснить, каким образом непосредственно достигается ее результат. Такой подход вскрывает активную роль самих участников общественных отношений, опосредованных правом, в их движении, стабилизации, осуществлении. Здесь происходит саморегулирование субъектами реализации права

соответствующего поведения, посколку последнее согласуется с предписаниями правовых норм по их воле без вмешательства каких-либо органов. Таким образом происходит воплощение в жизнь прямо заданной общественной программы, зафиксированной в нормах права и реализуемых по каналам прямой связи.

Во-вторых, правореализацию следует рассмотреть в аспекте выделения правомерной деятельности

соответствующих субъектов,

осуществляющих индивидуальное

правовое регулирование. Это позволяет выяснить, как, каким образом стимулируется, направляется,

организуется, обеспечивается правомерное поведение соответствующих участников правореализации, дается правовое обоснование их поведения, задается напрвленность их действий,

осуществляется внешний контроль над ними. Реализация права предстает здесь в качестве осуществляемого индивидуально-правового регулирования. Поэтому в данном случае нужно учитывать специфику общественных отношений, движение которых связано с индивидуальнным правовым

регулированием. В-третьих,

правореализацию стоит рассмотреть в плане выполнения индивидуальных правовых актов. Здесь правореализация актуализируется индивидуальным

правовым регулированием, тесно связана с ним, однако не тождественна ему. Разграничение указанных планов правореализации позволяет выделить в ней следующие части: 1) саморегулирование участнивами правореализации

собственного поведения; 2) деятельность субъектов, осуществляющих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

индивидуальное правовое регулирование; 3) реализация индивидуальных правовых актов.

Обосновывывая вышесказанное, подчеркнем следующее. Положения правовых норм строго регламентированы, их выполнение нельзя представить без внешних побудительных сил. Существуют специальные учреждения, которые принимают непосредственное участие в правореализации, поддерживая ее своей властью. Однако внешняя заданность в процессах правореализации сочетается с саморегуляцией. Это вытекает, в частности, из единства права и нравственности. Единство внешних и внутренних факторов, их

дополнительность выступают в качестве методологического принципа

исследования правореализации. Сказанное о строении правореализации побуждает высказать некоторые конкретизирующие его положения.

Саморегулирование участниками правореализации своего поведения, индивидуальное правовое регулирование и поведение, реализующее индивидуальные правовые акты — содержательные части правореализации, которые облекаются в соответствующие им формы. Поведение, представляющее собой саморегулирование участниками правореализации

собственного поведения, характеризуется определенным своеобразием в правовом опосредовании. В отечественной теории государства и права существуют два мнения о роли в правореализации правовых отношений. Первое — право как специфическое средство правового регулирования обладает единственной

формой реализации — правовыми отношениями. Второе — реализация норм права происходит в правоотношениях и вне правоотношений. Следует отметить следующее. В понятии «реализация норм права вне правоотношений» мыслится не отрицание признаков соотносительного положительного понятия «реализация норм права посредством

правоотношений», а только отличие видового признака первого от видового признака второго при наличии одного и того же родового признака у обоих понятий.

Реализация норм права вне правоотношений — это часть лишь первого компонента механизма правореализации. И это не случайно, так как лишь через саморегулирование можно

непосредственно воплотить в жизнь нравственно-правовые программы,

воздействующие на людей по каналам прямой связи. Так, глубокую нравственную основу имеет под собой поведение людей, реализующих диспозиции запретительных норм права. Назначение правовых запретов — в общем предупреждении асоциальных поступков. Это достигается путем установления всеобщих юридических обязанностей не совершать определенных действий. Реализация такого вида обязанности не предполагает конкретной

индивидуализированной связи между лицами, наделенными правами и обязанностями. При трактовке реализации диспозиций запрешающих норм права через правоотношения практически нельзя определить отраслевую принадлежность таких правоотношений. Так, нельзя утверждать, что при воздержании от запрещенных нормами уголовного права действий люди вступают в уголовно-правовые отношения.

Понять характер деятельности, представляющей собой индивидуальное правовое регулирование, вне

правоотношений нельзя. Индивидуальное правовое регулирование взаимодействует с разными правоотношениями:

регулятивными и охранительными; горизонтальными и вертикальными;

договорными и правоприменительными; отраслевыми и межотраслевыми. Раскрытие особенностей

правоприменительных правоотношений позволяет отграничить их от правоотношений, существование которых связано с индивидуально-договорным правовым регулированием. Здесь правооотношения возникают между субъектами, положение которых отличается их юридическим равенством, автономией. Это горизонтальные правоотношения. Полномочное лицо в таких случаях не обладает властью, а обязанный субъект не подчинен управомоченному и связан лишь его правом. Субъекты, находящиеся в автономном по отношению друг к другу положении и заключающие разного рода договоры, регулируют не только собственное положение, но и устанавливают взаимные права и обязанности. Все это позволяет утверждать, что в этих случаях происходит индивидуальное правовое регулирование.

В отечественной юридической литературе довольно часто пишут об исполнении правоприменительного или индивидуально-правового акта, о реализации судебного решения, исполнении приговора и т.д. Представляется, что все названное охватывается понятием «реализация индивидуальных правовых актов». Из этого следует, что реализация норм права и правореализация не совпадают по объему. Правореализация включает в себя как реализацию норм права, облекаемых в соответствующие специальные

юридические формы, так и реализацию индивидуальных правовых актов. Но в этом нет ничего странного. Так, правовую систему нельзя представить без права. Но система права и правовая система — не тождественные понятия. В правовую систему кроме права входят правосознание, юридическая практика и др. Поэтому, собственно право связано с нормативным правовым регулированием. Индивидуальное же правовое

регулирование осуществляется

индивидуальными правовыми актами. Это

означает, что понятие «правовое регулирование» шире понятия

«регулирование правом».

Необходимой чертой современной российской правореализации во взаимодействии с правоотношениями должна являться демократизация. А этого не достичь без совершенствования процессуальных гарантий реализации прав и свобод, законных интересов личности. Юридическая процессуальная форма рассчитана на воплощение в жизнь подлинно демократических принципов государственного управления обществом. Она предстает в качестве конструктивного фактора предупреждения и разрешения противоречий между интересами управляющих и управляемых.

Реализация процедурно-процессуальных норм права не ограничивается юрисдикционной правоприменительной деятельностью, а распространяется и на иные правовые формы государственной деятельности. Функциональное

взаимодействие государства и права проявляется также в деятельности, связанной с формированием, ликвидацией или преобразованием государственных органов, должностных лиц, иных субъектов права, в организационно-исполнительной и контрольно-надзорной деятельности. Действие процедурно-процессуальных норм права должно в той или иной степени затрагивать всю правоприменительную деятельность.

Конечно, процедурно-процессуальная деятельность, существование которой связано с применением диспозиций правовых норм, отличается от деятельности, сопряженной с применением санкций правовых норм. Однако в юрисдикционной процедурно-

процессуальной деятельности возможно усматривать лишь видовую разновидность реализации процедурно-процессуальных норм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васильев, А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы теории права. — М.: Юрид. лит-ра, 1976. — 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Раянов, Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции). — М.: Право и государство, 2003. — 304 с.

Хайкин, ЯЗ. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. — М.,1972. — 293 с.