Реализация металлолома

НДС у покупателя — налогового агента

ФНС обратила внимание, что налоговые агенты, приобретающие лом не должны составлять счета-фактуры. Для исчисления НДС в качестве налоговых агентов они регистрируют в книге продаж и книге покупок счета-фактуры, полученные от продавцов.

Такие налоговые агенты определяют налоговую базу по НДС так, как — будто сами являются продавцами (п.15 ст.167 НК РФ), то есть на одну из наиболее ранних дат:

  1. день отгрузки лома;
  2. день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома.

Если налоговая база была определена на дату перечисления предоплаты, то на дату отгрузки лома покупателю опять нужно определить налоговую базу «за продавца», а НДС, исчисленный с предоплаты принять к вычету (п.8 ст.171, п.4.1 ст.173 НК РФ).

Полученные от продавца счета-фактуры покупатель регистрирует в книге продаж. При регистрации:

  • «авансовых» счетов-фактур налоговый агент укажет код операции «41»;
  • «отгрузочных» счетов-фактур- код «42».

Не смотря на то, что налоговая ставка НДС у налогового агента составляет 18/118 и она должна применяться к стоимости лома, увеличенной на сумму НДС, фактически налоговые агенты будут начислять НДС по ставке 18 % к стоимости лома (сумме аванса), указанной в счете-фактуре.

Пример:
Покупатель перечислил аванс в счет поставки лома — 100 руб. Получил от продавца счет-фактуру и регистрируя его в книге продаж покупатель рассчитывает НДС по ставке 18%, т.е. в гр.14 «Стоимость продаж, облагаемых НДС..» покажет 100 руб., исчислит НДС по ставке 18 % (это будет 18 руб.) и покажет эту сумму в гр.17 «НДС по счету-фактуре…18%» —18 руб. И только после этого в гр.13б «Стоимость продаж по счету-фактуре..» укажет налоговую базу налогового агента (стоимость лома + НДС) — 118 руб.

Точно также заполняется книга продаж при регистрации счета-фактуры на отгрузку лома. Единственная разница:

  • при регистрации «авансового» счета-фактуры в графе 2 книги продаж нужно указать код операции «41»;
  • при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры следует указать код — «42».

При принятии к вычету НДС, исчисленного с предоплаты в книге покупок налоговый агент зарегистрирует «авансовый» счет-фактуру, указав в гр.2 код операции «43», в графе 15 книги покупок «Стоимость покупок по счету-фактуре..» — 118 руб., а в графе 16 «Сумма НДС»- сумму налога, принимаемую к вычету, в нашем примере, —18 руб.

Также независимо от системы налогообложения, которую применяют налоговые агенты, для них предусмотрен вычет НДС по корректировочному счету-фактуре в случае уменьшения стоимости ранее отгруженного лома (п. 13 ст. 171 НК РФ) и обязанность по доначислению НДС в случае, если стоимость лома увеличилась (п.10 ст.154 НК РФ).

При регистрации в книге продаж корректировочного счета-фактуры на увеличение стоимости лома (за продавца) налоговому агенту следует указать код операции — «42» (как при отгрузке лома). А в случае уменьшения стоимости лома, корректировочный счет-фактуру налоговый агент зарегистрирует в книге покупок с кодом «44».

Таким образом, исчисляя НДС в качестве налоговых агентов покупатели лома регистрируют счета-фактуры, полученные от продавца так, как- будто они сами являются продавцом лома.

Но у таких налоговых агентов есть еще одна особенность по начислению НДС. Если они являются плательщиками этого налога и приобретают лом для облагаемых операций, они вправе принять к вычету НДС как покупатели, т.е. они могут заявить вычет НДС и по перечисленному авансу и по приобретенному лому так, как — будто купили лом у продавца с НДС. Тогда покупателю не придется фактически уплачивать НДС в бюджет в качестве налогового агента.

Дело в том, что исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, производится налоговыми агентами совокупно в отношении всех товаров, указанных в п.8 ст.161 НК РФ (т.е. в отношении всех операций по приобретению лома, шкур и алюминия). Соответственно налоговые агенты, приобретающие лом и шкуры определяют сумму НДС, которую они должны уплатить в бюджет по итогам квартала в качестве налоговых агентов с учетом начислений и возможных вычетов «за продавца» и с учетом вычетов и восстановлений «у покупателя».

Пример:
Если покупатель — плательщик НДС приобрел лом за 100 руб. для облагаемых операций, исчислил 18 руб. как налоговый агент, то 18 руб. исчисленного НДС он вправе принять к вычету как покупатель. Тогда по операциям, указанным в п.8 ст.161 НК РФ сумма НДС к уплате по итогам квартала составит 0 руб. (18 руб. начислено и 18 руб. вычет).

Если же покупатель лома НЕ является плательщиком НДС, то как покупатель он не может принимать к вычету НДС. Поэтому при приобретении лома за 100 руб., он начислит 18 руб. НДС как налоговый агент и эту сумму уплатит в бюджет по итогам квартала.

ФНС РФ разъяснила, что итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, приобретающими лом, шкуры и алюминий, следует отражать по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

При принятии к вычету НДС при осуществлении операций по приобретению лома в качестве покупателя налоговый агент укажет:

  • код «41» при регистрации «авансового» счета-фактуры;
  • код «42» при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры и
  • код «42» при регистрации корректировочного счета-фактуры в случае увеличения стоимости отгрузок («как за покупателя»).

При восстановлении НДС, ранее принятого к вычету по предоплате в счет отгрузки лома (у покупателя), налоговому агенту следует указать код «43». А при регистрации корректировочного счета-фактуры в книге продаж при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя») следует указать код «44».

Как видим, Постановление № 1137, определяющее порядок заполнения счетов-фактур, книги продаж, книги покупок и журнала полученных и выставленных счетов-фактур, так же как и Приказы ФНС, устанавливающие коды операций, форму и правила заполнения декларации по НДС нуждаются в изменениях. Пока продавцам и покупателям лома приходится пользоваться Письмами ФНС РФ

С 1 января 2018 года на одну льготу по НДС стало меньше — п.п. 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части льготы по НДС при реализации лома и цветных металлов утратил силу. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). При этом в ст. 161 НК РФ введен новый пункт 8, которым установлена новая категория налоговых агентов по НДС — покупатели (получатели) сырых шкур животных и лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Итак, с 01.01.2018 года исчисление и уплата НДС при реализации лома и цветных отходов возлагается на покупателя, который будет являться налоговым агентом.

Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают лом у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющимися плательщиками НДС. Если лом приобретается у продавца, который освобожден от уплаты НДС, (например, применяет УСН или использует право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ), то, соответственно, и у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплаты в бюджет суммы НДС со стоимости приобретенного лома.

Важно: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), не признаются налоговыми агентами по НДС при приобретении лома. Поэтому при реализации лома физическим лицам, не являющимися ИП, продавцы — плательщики НДС сумму налога с реализации лома исчисляют и уплачивают самостоятельно, то есть, в прежнем порядке.

Порядок исчисления НДС и оформление первичных документов продавцами лома зависит от того, является ли продавец плательщиком НДС и кто является покупателем.

Продавец лома является плательщиком НДС

Если покупателем является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, то продавец выписывает счет-фактуру, в которой дополнительно к цене товара (не включающей в себя НДС), по ставке НДС в размере 18% предъявляет покупателю соответствующею сумму налога. Данный счет-фактура подлежит регистрации в книге продаж в общеустановленном порядке. Таким образом, при реализации лома и цветных металлов физическим лицам, не являющимися ИП, порядок исчисления НДС, его уплата в бюджет и составление счетов-фактур не поменялся.

Важно: при реализации лома физическому лицу, не являющемуся ИП, продавец на ОСНО может воспользоваться нормой, указанной в п.п.1 п. 3 ст. 169 НК РФ, которая разрешает не составлять счет-фактуру при отгрузке товаров, работ, услуг неплательщикам НДС. Для этого достаточно указать условие о не выставлении счета-фактуры в заключенном договоре купли — продажи.

Если покупателем является организация или ИП, то независимо от применяемой покупателями системы налогообложения продавец в договоре купли-продажи лома указывает стоимость товара, не включающую в себя НДС, но ставку и сумму налога не указывает. В договоре также следует указать условие, что у покупателя в качестве налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.

В товарной накладной продавец заполняет графы в следующем порядке:

  • «Сумма без учета НДС» — стоимость лома без НДС согласно договора,
  • «Ставка НДС» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • «Сумма НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк,
  • «Сумма с учетом НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк.

Счет-фактура продавцом заполняется так:

  • в графе 5 «Стоимость товара без налога, всего» указывается стоимость лома без налога,
  • в графе 7 «Налоговая ставка» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» проставляется прочерк,
  • в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» проставляется прочерк.

Данный счет — фактура регистрируется в книге продаж с кодом вида операции «34» и отражается в разделе 9 Декларации по НДС.

Несмотря на то, что данный счет-фактура не будет участвовать в расчете итогового показателя декларации по НДС, запись в разделе 9 об этом счете — фактуре позволит налоговым органам контролировать действия покупателя лома — ведь именно он должен будет уплатить НДС с операции по реализации лома продавцом.

Счета — фактуры при реализации лома и цветных металлов оформляются по установленной форме, при этом в графах 13б и 17 — прочерки (для электронных счетов-фактур — цифра «0»). Специальных форм счетов — фактур для операций по реализации лома не предусмотрено.

Бухгалтерские проводки при реализации лома продавцом, являющимся плательщиком НДС, могут быть следующими:

Пример 1: заключен договор с покупателем — юридическим лицом на реализацию лома на сумму 1000 руб., без учета НДС. В договоре указано, что покупатель в качестве налогового агента самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

При реализации товара продавец выдал покупателю товарную накладную и счет- фактуру, в которых сумма НДС не указана, а проставлен штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Себестоимость реализованного лома составила 700 руб.

Дт 62 Кт 90.1 — 1000 руб. – отражена реализация лома

Дт 90.2 Кт 41 — 700 руб. – списана себестоимость реализованного лома

Дт 51 Кт 62 — 1000 руб. – поступила оплата от покупателя.

Продавец лома не является плательщиком НДС

В таком случае нет разницы, кому продается лом: организациям или ИП, являющимися плательщиками НДС, или освобожденными от уплаты этого налога, а также физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП. При заключении договора купли-продажи такие продавцы должны указать, что товар продается без НДС и указать основание отсутствия НДС в договоре. Например, в связи с применением продавцом упрощенной системы налогообложения. В товарной накладной в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» проставляется прочерк. Неплательщики НДС не обязаны выставлять счета-фактуры, за исключением организаций и ИП, применяющих право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Такие продавцы должны выставить счет-фактуру с отметкой «Без налога (НДС)» или «Без НДС».

Важно: Если продавец лома, будучи плательщиком НДС, в договоре, товарной накладной и счете — фактуре укажет, что товар продается «Без налога (НДС)» или «Без НДС», то покупатель лома не должен будет платить НДС в качестве налогового агента. В такой ситуации обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет вместо налогового агента возлагается на продавца, неверно составившего договор и отгрузочные документы (абз.7 п.8 ст.161 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами — покупателями лома

При получении от продавца лома счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» покупатель должен на стоимость товара начислить сверху НДС по ставке 18% и прибавить полученную сумму к стоимости лома, указанной продавцом. Это и будет являться налоговой базой для целей исчисления НДС. Полученное значение надо умножить на расчетную ставку НДС 18/118%. Исчисленная таким образом сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Счет-фактура продавца регистрируется в книге продаж покупателем с кодом вида операции «42»

Налоговые агенты — плательщики НДС имеют право принять к вычету сумму налога, исчисленную ими в качестве налогового агента при приобретении лома ( п. 3, 5,8,12 и 13 ст. 171 НК РФ). Для этого необходимо счет-фактуру продавца зарегистрировать в книге покупок с кодом вида операции «42».

Право на налоговый вычет по НДС возникает у налогового агента при выполнении следующих условий (п. 2 Письма ФНС РФ от 16.01.2018 N СД-4-3/480@):

  • приобретенный лом использован в облагаемых НДС операциях,
  • приобретенный лом оприходован на счетах учета,
  • НДС был исчислен к уплате в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ и отражен в налоговой декларации по НДС.

Налоговые агенты — неплательщики НДС право на вычет по НДС, уплаченного в бюджет в качестве налогового агента, не имеют. Полученные от продавцов счета-фактуры такие покупатели также регистрируют в книге продаж с кодом вида операции «42», а сумму налога учитываются в стоимости приобретенного лома.

Особенного срока для уплаты в бюджет сумм НДС, исчисленных налоговыми агентами при приобретении лома, не установлено. Налог уплачивается на основании декларации по НДС равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерские проводки при приобретении лома у продавца, применяющего ОСНО, могут быть следующими:

Пример 2: в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб. Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома является плательщиком НДС.

Дт 10 (41) Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 19 Кт 68 — 180 руб. – исчислен НДС в качестве налогового агента ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68 Кт 51 -180 руб. – сумма НДС перечислена в бюджет

Дт 68 Кт 19 — 180 руб. – сумма НДС, уплаченная при приобретении лома в качестве налогового агента, предъявлена к налоговым вычетам.

Пример 3: в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб. Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома не является плательщиком НДС.

Дт 10 (41) Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 60 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68 Кт 51 — 180 руб. – сумма НДС уплачена в бюджет

И последнее, так как с 01.01.2018 года реализация лома стала облагаемой НДС операцией, то покупателям и продавцам лома не надо больше вести раздельный учет «входного» НДС, поскольку такая обязанность предусмотрена только в случае осуществления налогоплательщиками облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Пройдите обучение на соответствие профстандарту «Бухгалтер» и получите Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часов
Курс «Бухгалтерский и налоговый учёт, отчетность, налоговое планирование при ОСНО. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

После проведения ремонта, демонтажа или разборки ликвидируемых основных средств остаются отдельные детали, узлы и агрегаты, которые можно сдать в металлолом. Однако сначала такое имущество нужно принять на баланс в качестве актива, ведь от его реализации впоследствии можно получить доход. Какими записями будут оформляться операции по оприходованию и реализации металлолома казенным учреждением? Является ли данная реализация объектом обложения НДС? Каковы особенности учета доходов, полученных от сдачи металлолома, в целях налогообложения прибыли?

Принятие металлолома на баланс учреждения

Исходя из положений п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н и п. 23 Инструкции № 162н металлолом, полученный по результатам ремонтных работ, в ходе демонтажа (разборки) списываемого имущества, подлежит оприходованиюв составе материальных запасовна счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату его принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен, то есть на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа (п. 52, 54, 55 СГС «Концептуальные основы»).

К сведению! При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах должны быть (п. 59 СГС «Концептуальные основы»):

  • подтверждены документально;

  • получены от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированы субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

Оприходование металлолома отражается в бюджетном учете следующими проводками (п. 23 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Принят к учету металлолом по справедливой стоимости:

– при ликвидации основных средств

1 105 36 346

1 401 10 172

– при проведении ремонтных работ

1 105 36 346

1 401 10 199

Отражение операций по реализации металлолома и учету доходов

Казенное учреждение не может отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества. Поэтому осуществлять реализацию металлолома, полученного от демонтажа (разборки) списанного с учета имущества, следует по согласованию с вышестоящим главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности, которой казенные учреждения вправе заниматься, только если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Согласно положениям бюджетного законодательства средства, полученные от продажи имущества казенного учреждения, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по нормативу 100 % (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ).

При сдаче металлолома в пункт приема лома его стоимость списывается с учета, что отражается следующей корреспонденцией счетов (п. 26 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Списана стоимость металлолома при его реализации

1 401 10 172

1 105 36 446

В соответствии с Порядком № 209н начисление доходов от реализации металлолома отражается в бюджетном учете по подстатье 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ.

Начисление дохода, полученного от реализации металлолома, оформляется следующей проводкой (п. 78 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

Порядок отражения в учете операций по поступлению денежных средств, полученных от реализации металлолома, на счетах учета доходов бюджета будет зависеть от того, переданы казенному учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет (п. 78, 104 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Если учреждение является администратором доходов бюджета

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 210 02 446

1 205 74 664

Если учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

Отражена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома*

1 304 04 446

1 303 05 731

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 303 05 831

1 205 74 664

* Казенное учреждение направляет в адрес администратора кассовых поступлений извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета.

Налоговый учет

Налог на добавленную стоимость.

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 подлежит обложению НДС. Однако исчислять и уплачивать налог в данном случае должны не казенные учреждения, а налоговые агенты – покупатели лома и отходов (п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ). Налоговая база рассчитывается налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.

В связи с этим операции по реализации металлолома в разд. 3 декларации по НДС (форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) учреждениями-продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при реализации таких активов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (Письмо ФНС РФ от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Наряду с этим казенные учреждения обязаны составлять счет-фактуру без учета сумм налога с проставлением отметки: «НДС исчисляется налоговым агентом», поскольку гл. 21 НК РФ не предусмотрено выставление счетов-фактур налоговыми агентами при реализации металлолома (абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, письма Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, 03-07-11/26184).

Налог на прибыль.

В целях гл. 25 НК РФ стоимость материалов (или иного имущества), полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Внереализационные доходы в натуральной форме принимаются к учету при определении налоговой базы исходя из цены сделки на основании положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). Исходя из изложенного стоимость металлолома, полученного в результате списания основного средства, оцененная в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде таких отходов при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного по требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализации металлолома является доходом от реализации. Как указано в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, доход, полученный от реализации, учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного имущества (металлолома), определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

Таким образом, выручка, полученная от реализации металлолома, может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе доходов при списании имущества (см. также Письмо Минфина РФ от 04.04.2019 № 03-03-07/23385).

Пример 1.

После проведения демонтажа морально устаревшего оборудования оприходован металлолом на сумму 3 000 руб., который в последующем сдан в пункт приема лома. Средства, полученные от его реализации, в размере 3 000 руб. поступили напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджете.

В бюджетном учете будут составлены следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по справедливой стоимости

1 105 36 346

1 401 10 172

3 000

Списана стоимость металлолома при его реализации

1 401 10 172

1 105 36 446

3 000

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

3 000

Отражена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома

1 304 04 446

1 303 05 731

3 000

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 303 05 831

1 205 74 664

3 000

Пример 2.

Казенное учреждение оприходовало металлолом, образовавшийся в ходе ремонта отопительной системы и демонтажа радиаторов. Его справедливая стоимость составила 5 000 руб. и равна цене реализации. Специализированная организация по приему лома перечислила денежные средства напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение является администратором доходов бюджета.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 30.10.2015 г. N 10152/Г/99-99-17-03-03-14

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно обложения военным сбором доходов, полученных от сдачи бытового металлолома черных металлов, и в пределах компетенции сообщает следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 05 мая 1999 года N 619-XIV «О металлоломе» (далее — Закон N 619) владелец металлолома — это юридическое или физическое лицо, которое владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему металлоломом в пределах, определенных законом; покупка и/или реализация металлолома — это деятельность, связанная с передачей права собственности на металлолом другому владельцу в обмен на эквивалентную сумму средств или долговых обязательств.

При этом ст. 4 Закона N 619 установлено, что операции с металлоломом осуществляются только специализированными или специализированными металлургическими перерабатывающими предприятиями, а также их приемными пунктами. Прием бытового металлолома от физических лиц разрешается только при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность, и обязательно оформляется актом приемки. В акте приемки бытового металлолома от физических лиц указываются данные документа, удостоверяющего личность, и описание металлолома. Физические лица могут осуществлять операции только с бытовым металлоломом.

Бытовой металлолом — это непригодные для прямого использования изделия бытового назначения или части этих изделий, включающие в себя черные или цветные металлы или их сплавы и которые потеряли эксплуатационную ценность (ст. 1 Закона N 619).

Прием промышленного лома у физических лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, запрещается.

Сбор, заготовка, переработка, реализация промышленного металлолома физическими лицами запрещается.

Оформление документов, удостоверяющих приобретение права собственности на металлолом, и актов приемки металлолома является обязательным. Эти документы должны находиться у владельца металлолома и храниться в течение одного года.

Согласно ст. 6 Закона N 619 оплата закупленного у населения металлолома осуществляется через кассы специализированных предприятий (их приемных пунктов) и специализированных металлургических перерабатывающих предприятий или через кассы в банках наличными средствами или путем почтовых переводов за счет субъекта хозяйствования, осуществляющего покупку металлолома. Запрещается проведение наличных расчетов при осуществлении операций с промышленным металлоломом.

В соответствии с п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) временно, до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины, устанавливается военный сбор.

Плательщиками сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 Кодекса, в частности, физические лица — резиденты, получающие доходы из источника их происхождения в Украине (пп. 1.1 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса).

Объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 Кодекса (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса).

Так, согласно п. 163.1 ст. 163 Кодекса объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в который включаются, в частности, другие доходы, кроме указанных в ст. 165 Кодекса (пп. 164.2.20 п. 164.2 ст. 164 Кодекса).

Статьей 165 Кодекса определен перечень доходов, не включаемых в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога.

Так, пп. 165.1.25 п. 165.1 ст. 165 Кодекса установлено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход не включается сумма дохода, полученная плательщиком налога за сданные (проданные) им вторичное сырье, бытовые отходы, лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код 8 548 10 21 00 согласно УКТ ВЭД), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код 8 548 10 91 00 согласно УКТ ВЭД), и лом драгоценных металлов, проданный Национальному банку Украины.

Вместе с тем, пп. 1.7 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса предусмотрено, что освобождаются от обложения сбором доходы, которые согласно разделу IV Кодекса не включаются в расчет общего налогооблагаемого дохода физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке), кроме доходов, указанных, в частности, в пп. 165.1.25 п. 165.1 ст. 165 Кодекса.

Ставка сбора составляет 1,5 проц. объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса (пп. 1.3 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).

Начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 Кодекса (пп. 1.4 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).

Учитывая изложенное, поскольку доходы, полученные плательщиком налога за сданный (проданный) им лом черных металлов, не освобождаются от налогообложения в соответствии с разделом IV Кодекса, то такие доходы включаются в его общий месячный налогооблагаемый доход как прочие доходы и облагаются военным сбором на общих основаниях.

Председатель

Р. М. Насиров

Реализация сырых шкур и металлолома: вопросы исчисления и уплаты НДС.
Разъяснен порядок применения НДС налоговыми агентами при реализации сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов.
Покупатели (получатели) сырых шкур и лома (кроме физлиц, не являющихся ИП) с 1 января 2018 г. обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от исполнения ими обязанностей налогоплательщика НДС. Налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой с учетом налога. Указанные налоговые агенты счета-фактуры не выставляют.
Поскольку при реализации сырых шкур и лома сумма НДС налогоплательщиками-продавцами не исчисляется (за исключением ряда случаев), то операции по реализации сырых шкур и лома в разделе 3 декларации по НДС ими не отражаются. В счетах-фактурах (в том числе корректировочных), выставляемых налогоплательщиками-продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, а также при их реализации делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В аналогичном порядке выставляются счета-фактуры комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору, предусматривающему реализацию и (или) приобретение этих товаров от имени агента).
При реализации сырых шкур и лома налогоплательщиками-продавцами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС или не являющимися налогоплательщиками НДС, обязанности налогового агента у покупателей (получателей) таких товаров не возникает. При этом продавцы в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или ставят отметку «Без налога (НДС)» и НДС не исчисляют.
Разъяснено, на какой момент налоговым агентам следует определять налоговую базу и в каком порядке производить вычет исчисленного налога.
Также указано, как отражать итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в декларации по НДС и как заполнять счета-фактуры, книги продаж и покупок, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.