Развитие бухгалтерского учета в России

1. История развития бухгалтерского учета в России

Развитие бухгалтерского учета тесно связано с развитием экономических отношений в обществе и имеет свою историю.

Принято выделять три основных периода развития бухгалтерского учета в истории российской государственности:

1) в Российской Империи (XVIII ? начало XX в.);

2) в советский период (1917 г. ? август 1991 г.);

3) в современный период (с 1991 г. по настоящее время).

История развития бухгалтерского учета в России начинается не с XVIII в., а намного раньше, примерно с периода Киевской Руси. Счетный приказ (1654 г.) — первый документ, регламентирующий организацию учета. Благодаря Петру I в 1710 г. в газете «Московские ведомости» появилось новое слово «бухгалтер», которое означало «лицо, осуществляющее бухгалтерский учет». Это слово не является исконно русским, поскольку происходит от немецкого слова Buchhaltung — «бухгалтерия, счетоводство». Аналогом в русском языке является слово «книгодержатель».

Инструкция по организации учета от 2 января 1714 г. — это один из первых государственных актов, в котором содержались вопросы учета. Другим документом является Регламент управления адмиралтейства и верфи (1722 г.), в котором содержалась строгая систему натурально стоимостного учета материалов. Этот период русской истории также связан с появлением первых бухгалтерских книг — журналов хронологической записи.

Постепенно в России появляются образовательные учреждения для обучения бухгалтерскому делу. В Москве и Санкт-Петербурге появляются счетоводные курсы по торговой, сельскохозяйственной, банковской и другим отраслям счетоводства.

Весь опыт, накопленный предшествующими поколениями, требовал обобщения и развития методики счетоведения. Журнал «Счетоводство» стал первым специализированным изданием, занявшимся данной проблемой.

Помимо журнала «Счетоводство», до революции 1917 г. в России выпускались также журналы «Журнал Общества счетоводов», «Коммерческий мир», «Коммерческое образование», «Счетоводный вестник».

Второй период развития бухгалтерского учета в России начался после Октябрьской революции (1917 г.). В новом социалистическом государстве сформировалось два взгляда на дальнейшее развитие учета. Сторонники первой тенденции настаивали на ликвидации денег, а другие стремились оставить бухгалтерский учет в дореволюционном виде.

После революции сначала ошибочно преобладала первая тенденция. Было выдвинуто большое число новых идей в области учета и контроля, главными из которых были: человек — объект учета; средство учета и контроля трудовая книжка; натуральный измеритель как основная и единственная база учета; учет всего имущества не предприятия, а страны и др.

Но новаторское направление длилось недолго, и ошибочность этого движения в скором времени была признана в работах В.И. Ленина. Бесперспективность первой тенденции во многом объясняется ее противоречием уже сложившейся ранее системе учета в царской России и экономически развитых странах Европы.

В этот период стала активно развиваться печатная продукция. Одной из самых известных книг того времени была книга французских авторов Е. Леотей, А. Гильбо «Общие руководящие начала счетоведения». Также выпускались и журналы: «Вестник счетоводства», «Счетная мысль», «Спутник счетовода», «За социалистический учет», «Бухгалтерский учет». Первоначально большинство из них были ориентированы на квалифицированных работников бухгалтерии: главных и старших бухгалтеров, экспертов бухгалтерского учета, ревизоров.

С середины XX в. начинают разрабатываться основные принципа и направления бухгалтерского учета:

1) принципы объективной оценки имущественного и правового положения хозяйствующего субъекта;

2) отраслевая направленность в построении системы бухгалтерского учета;

3) расширение государственной регламентации бухгалтерского учета и отчетности.

Третий период — бухгалтерский учет в современной России (начался с падением советского строя и выделением России как нового демократического государства).

Рост значения бухгалтерского учета в современный период связан с развитием новых рыночных отношений, использованием международных стандартов бухгалтерского учета.

Система бухгалтерского учета в России имеет ряд особенностей, которые снижают ее ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Эти особенности прежде всего связаны с развитием бухгалтерского учета в условиях плановой экономики.

Однако экономическая система России продолжает прогрессивно меняться, что приводит к возникновению новых видов хозяйственной деятельности, которые еще не нашли отражение в учете.

Реформированием бухгалтерского учета в настоящее время занимается Институт профессиональных бухгалтеров. Он разрабатывает и внедряет порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера.

Методики бухгалтерского учета в настоящее время находят все большее применение в деятельности правоохранительных органов. Они необходимы при расследовании уголовных и гражданских дел, связанных с компенсацией материального ущерба.

Примечания:

Перспективы развития и совершенствования финансового учета и отчетности

Финансовый учет и формирование бухгалтерской отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета. Идея раскрытия всей существенной информации говорит о необходимости отражения совершенно новых для нашей учетной практики аспектов: риски, особые обстоятельства, наличие условных активов и пассивов.

Изменения качественного характера бухгалтерской отчетности объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей составления бухгалтерской отчетности.

План Министерства финансов РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В качестве главных направлений были выделены: повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности; развитие профессии; международное сотрудничество.

Переход на МСФО, обеспечит отчетность российских предприятий такими важными характеристиками, как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, что в свою очередь послужит для пользователей отчетности сокращением издержек, затрачиваемых на ее анализ. У компаний пропадет необходимость согласовывать внутренний и внешний учёт. Но самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. В результате доступности инвесторам большего объема информации об объекте возможных вложений, риски инвестирования будут снижены. Применение МСФО значительно повышает эффективность управления и прозрачность компании, укрепляет систему корпоративного поведения и дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком. Это является необходимым для построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом.

  1. Особенности регулирования бухгалтерского учета в России и в Европейских странах

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Документы первого уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. Документами этого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета являются федеральные законы; утвержденные федеральными законами кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.); указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.

Важнейшим законодательным актом является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы построения и ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами Российской Федерации.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России. ПБУ устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время система национальных стандартов включает 24 ПБУ.

К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы, разрабатываемые и утверждаемые Минфином России. ЦБ РФ и другими органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. К таким документам следует отнести приказ об учетной политике организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актов с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономическою субъекта.

Исторически в европейских странах, в число которых входят крупнейшие экономические державы (Франция, Великобритания, Германия), сложились свои национальные системы. Национальные системы финансовой отчетности отражают историю развития страны, уровень экономики, национальные традиции. Требования к бухгалтерскому учёту в Германии строго формализованы и детализированы; основным источником нормативного регулирования является Коммерческий (Торговый) кодекс. Бухгалтерский учет в Великобритании регулируется такими документами как:

— Законодательные акты,

— Обязательные и рекомендательные стандарты,

— Требования Биржи ценных бумаг,

— Необязательные рекомендации профессиональных учетных организаций,

— Требования Европейских директив и рекомендации Международных стандартов учета.

Одной из особенностей нормативного регулирования бухгалтерского учета во Франции является национальный план счетов. Это — документ, содержащий унифицированный план счетов, стандартные формы бухгалтерской отчетности, инструкции и рекомендации по ее составлению, а также по заполнению и представлению счетов и примечаний к ним. Существует несколько различных источников законодательства, которые имеют следующую иерархическую структуру:

• Европейские директивы.

• Коммерческий кодекс.

• Регламентирующие руководства, такие как постановления и инструкции.

• Другие законодательные документы.

• Руководство, интерпретации и рекомендации.

Перспективы развития бухгалтерского учета в России (стр. 1 из 2)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ

Как известно, важнейшей задачей среди тех, что решает бухгалтерский учёт, является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. В последние годы достижение этой цели руководители организаций, да и многие учётные работники видели исключительно в полном переходе отечественной системы бухгалтерского учёта на МСФО. К сожалению, мнение о том, что МСФО могут полностью заменить отечественные правила бухгалтерского учёта, до конца не смог развеять даже мировой финансовый кризис и банкротство многих западных компаний, в которых бухгалтерский (финансовый) учёт велся в полном соответствии с МСФО. По-видимому, мы должны констатировать тот факт, что МСФО не способны быть панацеей и решением всех стоящих перед бухгалтерским учётом проблем. Тем более что значение и роль бухгалтерского учёта не ограничивается потребностями, связанными с формированием бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Функцией бухгалтерского учёта является также и обеспечение руководства организации данными для принятия текущих управленческих решений, формирования информации для нужд финансовой статистики, анализа финансово-хозяйственной деятельности, исчисления налогооблагаемой базы при расчете большинства налогов и т. д. Следовательно, чтобы двигаться вперед, нужно не только представлять конечную цель, но и видеть многообразие проблем мешающих к ней двигаться. Каковы же сегодня эти проблемы? Можно выделить пять основных проблем:

1. Понижение качества аналитического бухгалтерского учёта и как следствие снижение достоверности отчётной информации;

2. Упрощение, или примитивизация учёта затрат на производство;

3. Снижение методологического потенциала национальной школы учёта, поголовном увлечении научных кадров МСФО, их пренебрежением к реальным потребностям бухгалтерского учёта на предприятиях и в организациях;

4. Изменение отношения к бухгалтерскому учёту не как к системообразуюшей категории управления, а к его восприятию в качестве вспомогательного элемента, обслуживающего финансовый рынок;

5. Снижение исполнительской дисциплины, некоторые положения на практике не выполняются, а подчас приобретают декларативный характер.

Очевидно, для решения как традиционных, так и относительно новых задач бухгалтерского учёта — участие в борьбе с коррупцией, противодействие необоснованному повышению цен, картельным сговорам, уклонению от уплаты налогов и т. д., недостаточно только следовать в фарватере МСФО. Необходимо реанимировать отечественную школу методологии бухгалтерского учёта, так как выход из сложившегося кризиса, прежде всего в опоре на собственные силы. Стратегия развития бухгалтерского учёта в России нуждается в существенной модернизации. При этом вносимые изменения не должны нарушать стабильности системы бухгалтерского учёта, для чего их введение должно носить органический и эволюционный характер. Тогда возникает вопрос, по каким же направлениям необходимо провести указанные изменения? Таковыми могут и, по моему мнению, должны быть следующие направления:

1. Идентификация бухгалтерского учёта предполагает правовое закрепление единства методологических основ бухгалтерского учёта, как «финансового», так и «производственного» учёта, что является следствием непрерывности учётного процесса. Только подобное единство в состоянии обеспечить тождество данных аналитического и синтетического бухгалтерского учёта, полноту и непрерывность сбора и регистрации информации о хозяйственных операциях. Без соблюдения перечисленных требований невозможно формирование качественной и достоверной учётной информации, борьбы со злоупотреблениями и коррупцией. Для реализации этой задачи необходимо ввести данные нормы в Закон о бухгалтерском учёте или в его обновленную редакцию.

2. Оптимизация взаимосвязи государства и общественности в регулировании бухгалтерского учёта. Исходя из роли и значения бухгалтерского учёта, необходимо безусловное сохранение за государством важнейших рычагов управления учётным процессом. Более того, в условиях экономического кризиса, необходимо введение со стороны государства единого порядка установления общих требований к бухгалтерскому учёту независимо от вида экономической деятельности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. Соответствующее дополнение было бы целесообразным включить в Закон о бухгалтерском учёте. Признать, что в настоящее время оптимальным вариантом регулирования бухгалтерского учёта в России, является сочетание государственного и общественного начал. При этом роль профессии должна реализовываться в форме участия саморегулируемых организаций (СРО) в подготовке проектов нормативных актов, подготовке и переподготовке кадров, осуществлении контроля соблюдения норм профессиональной этики. В свою очередь, за государством должна сохраниться обязанность утверждения основных направлений и программ развития бухгалтерского учёта в России, принятия нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту, а также введена дополнительная функция, связанная с осуществлением аккредитации и общего контроля деятельности СРО.

3. Частичная централизация функций методологического регулирования бухгалтерского учёта и его возможная унификация. Как известно, благополучие государства зависит от состояния дел в реальном секторе. Поэтому даже в условиях подъема экономики, нормальное развитие предприятий, а при кризисе их выживание, может быть обеспечено только благодаря сокращению издержек производства, повышению его эффективности и, в конечном счете, росту производительности труда. С точки зрения конкурентной борьбы наличие качественного учёта затрат на производство позволяет противодействовать применению конкурентами демпинговых цен на аналогичные виды продукции, вводить ими монопольно высокие цены и тарифы на материально-производственные запасы, бороться с картельными сговорами. Поэтому для создания условий по защите интересов всех потребителей, государству необходимо ввести в законодательство о бухгалтерском учёте ряд дополнительных норм. В частности, закрепить порядок, обязывающий все хозяйствующие субъекты, вести учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в разрезе номенклатуры выпускаемой продукции. При этом законодательно должна быть обеспечена конфиденциальность подобной информации, которая согласно Закону о бухгалтерском учёте является коммерческой тайной. Лица же, которые в ходе своей профессиональной деятельности, будут иметь к ней доступ (бухгалтеры, аудиторы), должны давать обязательство о ее неразглашении. За нарушение данных требований к виновным будут применяться санкции, предусмотренные действующим законодательством. Данная «инструкция» должна базироваться на экономически обоснованных методах учёта затрат, обеспечивающих обоснованный отказ от применения котлового метода.

4. Оптимизация характера использования данных бухгалтерского учёта для целей осуществления налоговых расчетов и статистики. Бухгалтерский, статистический и налоговый учёт имеют специфический для каждого из них предмет и метод, механизмы регулирования, правовые последствия и многие другие отличительные признаки. В силу этого речь может и должна идти только об оптимизации модели использования данных бухгалтерского учёта для целей:

· статистики, при получении финансовых показателей;

· налогообложения, при формировании налогооблагаемой базы.

В сфере статистического учёта необходимо восстановление режима безусловного представления бухгалтерской отчётности в органы статистики. Для обеспечения достоверности учёта имущества организации, необходимо провести в определенной мере «ревизию» полноты его постановки на бухгалтерский учёт, а также уточнение оценки ряда категорий имущества. В связи с этим организациям необходимо будет провести специальную (дополнительную) инвентаризацию подобных объектов и их оценку.

В сфере налогообложения необходимо для снижения трудоемкости учётных работ, последовательно осуществлять сближение правил бухгалтерского и налогового учёта, позволяющее перейти к апробированной во всем мире схеме начисления налога на прибыль, как результата данных бухгалтерской прибыли, скорректированной на отклонения, вытекающие из требований налогового законодательства. Для этой цели предусмотреть проведение обязательной экономической экспертизы всех проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту и налогообложению на предмет максимальной унификации вводимых правил

5. Актуализация системы обучения бухгалтерских кадров предполагает проведение анализа действующих программ обучения бухгалтеров и аудиторов в высших и средних специальных учебных заведениях с целью их последующего обновления. Причем уточнение может касаться как вопросов раскрывающих содержание отдельных разделов (тем) — учётных категорий, так и изложения общих принципов и требований организации бухгалтерского учёта. Необходимость внесения соответствующих дополнений и уточнений, связана, в том числе и с тем, что изменились не только некоторые методологические подходы, но произошли и революционные изменения в технологии сбора и обработки учётной информации, порядке хранения и передачи данных бухгалтерского учёта и отчётности. В связи с этим потребуется внесение изменений в учебные пособия. Аналогичную работу необходимо будет провести и в части программ обучения, предназначенных для подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов, а также переподготовки (повышении квалификации) бухгалтерских и аудиторских кадров.

Очевидно, что практическая реализация всего комплекса поставленных задач по данному направлению будет по силам только при объединении потенциала представителей науки (вузов) и профессионального сообщества (СРО).

История зарождения бухучета

Как и любой общественный институт, бухгалтерский учет зародился много лет назад, с развитием и совершенствованием человеческого общества, он приобретал современные черты. Принципы его ведения дополнялись. Обозначить, когда появился на свет бухгалтерский учет, невозможно. Он возник постепенно:

дата возникновения, развития государство описание
3600 г до н.э. Южная часть Ирака возникновение счетоводства на табличках, сделанных из глины
3600 г до н.э. Древний Египет хронологическая регистрация на папирусах
1897 год Индия создание табличек, сделанных из слоновой кости для ведения счетов
Греция, Рим использование табличек, сделанных из воска, кожи, пергамента, папируса для ведения счетов;

возникновение форм учетных регистров

1202 год Фибоначи введение в расчеты арабских цифр

В средние века происходит важное событие. Вводится впервые учетно-камеральная и простая бухгалтерия. Эти два направления расходились в понимании объекта учета:

  • камеральная в его качестве ставила на первое место кассу и ожидаемый доход;
  • простая в его качестве ставила на первое место учет имущества, кассу, доходы и расходы.

Такой термин, как «двойная запись» благодаря трудам Тальпете, а применять ее стали по трудам Скали Паоло (см. → Принцип двойной записи: как составлять бухгалтерские проводки?). В нашей стране бухгалтерский учет получил распространение и стал совершенствоваться благодаря отмене крепостного права. Эта реформа затронула многие сферы жизнедеятельности общества.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Направления бухгалтерского учета, задачи, решаемые им в управленческой системе предприятия

Несколько функций:

  1. Контрольная.
  2. Информационная.
  3. Обратная связь.
  4. Исследовательская.

Сущность бухгалтерского учета состоит в системе наблюдения за порядком осуществления хозяйственной жизни предприятия, организации. Система реализуется посредством использования показателей, как количественных, так и стоимостных на основе постоянной, документально зафиксированной взаимосвязи осуществляемых хозяйственных операций.

Хозяйственная операция в бухгалтерском учете – это подтверждение обстоятельств совершения хозяйственной операции в документах.

Задачами бухгалтерского учета выступают:

  • формирование верной, полной отчетности, связанной с работой ЮЛ, о его имущественном состоянии, необходимой должностным лицам внутри компании, а также субъектам внешней среды;
  • обеспечение необходимыми данными внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности в целях надзора за соблюдением российских законов при ведении общих экономических операций, их актуальности, при наличии, движении имущества, трудовых, финансовых ресурсов организации в соответствии со сметами, положениями, требованиями законов;
  • предупреждение и пресечение негативных результатов экономической деятельности предприятия, выявление внутренних резервов предприятии при обеспечении его финансовой устойчивости.

Средства бухгалтерского учета

Деньги — это собранные в денежной форме активы ЮЛ, которые находятся в его кассе в виде наличности и денежной документации на счетах в кредитном учреждении, в депозитах, чековых книжках, переводах и т.д. Объем денег, которым обладает компания, в качестве средства платежа по обязательствам, выступает одной из главных характеристик оценки материального положения ЮЛ. Денежные средства находятся в неизменном потоке. Ими рассчитываются с поставщиками, иными контрагентами, покупателями и т.д. Платежеспособные — это ЮЛ, которые имеют достаточный объем денег, чтобы расплатиться по всем имеющимся финансовым обязательствам. Основными направлениями деятельности бухгалтерского дела по учету денежных средств ЮЛ выступает обеспечение надзора за соблюдением бухгалтерской дисциплины, результативности в применении личных и кредитных средств ЮЛ, защита наличности, находящейся в кассе. Читайте также статью: → Организация бухгалтерского учета на предприятии.

Из направлений деятельности в сфере учета денежных средств формируются задачи:

  • контроль оформления бухгалтерской документации, надзор за операциями с безналичным, наличным расчетом, актуальностью отражения операций в учете;
  • защита денежных средств в кассе, правильное хранение бухгалтерских документов, постоянное осуществление инвентаризации, обнаружение недостачи, взимание недостачи с виновных лиц;
  • обеспечение требований достоверности расчетных операций по наличным, безналичным платежам, поступлениям, погашения долгов кредиторам.
Роль денег в отечественном бухгалтерском учете Роль денег в зарубежном опыте
средство накопления

средство обращения

средство платежа

мера стоимости

средство обмена

средство накопления

мерило ценностей

Перспективы развития бухгалтерского учета

Главной целью субъектов бухгалтерского учета выступает формирование объемных и достоверных данных об имущественном состоянии ЮЛ. За последнее время директора организаций и сотрудники с этими целями энергично внедряли в жизнь перевод отечественной системы бухгалтерского учета на шаблоны финансовой отчетности международного уровня.

Мнение о том, что имеющиеся стандарты в корне способны полностью заменить российские правила осуществления бухгалтерского учета, до конца не смог рассеять известный финансовый кризис последнего периода, кроме того, показательной явилась несостоятельность зарубежных компаний. В этих компаниях бухгалтерский учет осуществлялся в точном соответствии с мировыми стандартами. Таким образом, необходимо сказать о том, что МСФО не могут являться панацеей от всех бед, решением стоящих под бухгалтерской деятельностью задач. Значение, роль бухгалтерского учета не может быть ограничены потребностями, обусловленными формированием финансовой отчетности предприятия. Круг проблем намного шире.

Функцией бухгалтерского учета выступает информирование директора компании информацией для принятия точных решений в управлении, формирования данных для экономического анализа, исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, расчета базы налогов на примере большинства из них. Исходя из этого, вырисовывается такая ситуация: для дальнейшего движения вперед, необходимо четко представлять для себя не только конечную цель, но и понимать, какие проблемы мешают достичь ее. В настоящий период в перспективном плане развития бухгалтерского учета, выделяют 5 основных преград:

  • снижение качества методологии аналитического бухгалтерского учета, как итог этого процесса – снижение полноты отчетных данных, их актуальности;
  • упрощение процессов, связанных с учетом затрат на производство;
  • снижение методологического потенциала отечественной школы учета, отсутствие научных кадров МСФО, недоверие к потребностям учета в ЮЛ;
  • изменение отношения к учету в целом не к как категории управления, а как к восприятию ее в качестве самостоятельного элемента, обслуживающего рынок;
  • понижение дисциплины исполнителей, некоторые стандарты бухгалтерского учета не выполнятся в работе, приобретая характер декларации.

В целях решения настоящих и новых задач бухгалтерского учета, к которым относится противодействие коррупции, борьба с инфляцией, уклонением от уплаты налогов, нельзя следовать исключительно мировым стандартам. Нужно приводить в порядок отечественную школу методологии бухгалтерского учета в качестве выхода из кризиса, опираясь на собственные силы. Стратегическая часть бухгалтерского учета РФ сильно нуждается в совершенствовании, но вносимые корректировки не должны пошатнуть устоявшейся гарантированности, единства системы бухгалтерского учета. Исходя из этого, последующее совершенствование бухгалтерского учета нужно осуществлять по строго определенным направлениям, среди которых выделяются:

  • рост качества информационных данных в отчетности;
  • увеличение надзора за качеством сдаваемых отчетностей;
  • повышение квалификационных знаний сотрудников, занятых бухгалтерским учетом, аудитом.

Бухгалтерский учет в РФ обязан вырабатываться в качестве совокупной системы учета, отчетности, включающей в себя математический и оперативно-технический учет и первичный учет, который служит для накопления, структуризации информации, систематизации и обобщения данных.