Разрешение внешнеэкономических споров

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые участники торжественного собрания!

Появление 10 лет назад арбитражных судов — это прямой и закономерный результат коренных преобразований экономики и государственной системы России.

Быстрое, почти молниеносное разрушение основанной на государственной собственности плановой экономики, с одной стороны, создало острую необходимость введения судебного разбирательства экономических споров и конфликтов формирующейся рыночной экономики, которая базировалась теперь уже на смешанной, в том числе и частной, собственности, а, с другой стороны, оставило не у дел государственный и ведомственный арбитраж.

Выход был найден в том, что государственный, а также ведомственный арбитраж, были ликвидированы, а на их кадровой и материальной базе создана единая и цельная система арбитражных судов России.

Создание арбитражных судов, во-первых, позволило обеспечить непрерывность разрешения экономических споров не приостанавливая этот процесс ни на один день. Хронологически это выглядело так. В 1991 году был образован первый арбитражный суд — Высший Арбитражный Суд СССР. 1 октября 1991 года вступил в силу Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

23 января 1992 года был назначен председатель Высшего Арбитражного Суда России, а вслед за этим судьи Высшего Арбитражного Суда России, председатели и судьи арбитражных судов Российской Федерации. С 15 апреля 1992 года вступил в силу Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, и Высший Арбитражный Суд начал функционировать как судебный орган. Вслед за ним в 1992 году начали работать все суды субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, появление арбитражных судов означало возрождение существовавших в России с древних времен и до Октябрьской революции 1917 года коммерческих судов. Первое упоминание о торговом суде на территории России мы встречаем в 12 веке в Великом Новгороде. В 1727 году был утвержден Устав суда таможенного, на основе которого в ряде городов России начали функционировать суды для разрешения торговых споров. Однако повсеместного распространения в то время они не получили, и в других местах коммерческие споры рассматривались в судах общей юрисдикции. Исторической вехой в развитии коммерческих судов России стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года «Об учреждении коммерческих судов». Этим же Указом был утвержден Устав торгового судопроизводства. В Указе отмечалось: «опыт показал, что в городах, обширную торговлю отправляющих, многосложные торговые споры, возрастая ежегодно по мере ее распространения, от слияния их в одних местах со множеством других дел часто подвергались значительным затруднениям. Неудобства от сего происходящие, частно были отвращаемы учреждением особенных судов под именем коммерческих в некоторых городах торговых, как-то: в Одессе, Таганроге, Архангельске и других. Пользы сего учреждения, как в прежнее время, так и вновь удостоверенные опытом, желания, многократно изъявленные от торговых сословий, и Наше намерение твердыми установлениями и законами всемерно способствовать успешному движению сей важной части государственного благоустройства представили необходимым учредить коммерческие суды везде, где важность и пространство спорных торговых дел того могут требовать». Звучит и сегодня весьма актуально.

Таким образом, в этом году исполняется 170 лет с момента учреждения коммерческих судов России, правопреемниками которых считают себя по полному праву нынешние арбитражные суды. При этом, пожалуй, мы не достигли еще того уровня организации торгового судопроизводства, который был обеспечен императорским указом. В нем отмечалось, что при канцелярии коммерческого суда состоят присяжные приставы и служители. Сверх того, при коммерческом суде состоят присяжные попечители по делам о несостоятельности (арбитражные управляющие) и присяжные стряпчие.

Революция смела наряду с другими и коммерческие суды. На протяжении 5-ти лет после нее экономические споры вообще никем не разрешались. Однако переход к НЭПу, то есть к рынку, потребовал создания системы разрешения экономических споров. И 21 сентября 1922 года, т.е. 80 лет назад, были созданы арбитражные комиссии, которые затем превратились в органы государственного арбитража, оказавшиеся непосредственными предшественниками нынешних арбитражных судов.

В-третьих, образование арбитражных судов и их дальнейшее развитие стало одним из основных направлений реализации Концепции судебной реформы 1991 года. Этой Концепцией наряду с судами общей юрисдикции предусматривалось функционирование арбитражных судов по разрешению предпринимательских споров.

В-четвертых, существование судов, специализирующихся на разрешении коммерческих споров, оказалось в полном соответствии с современными мировыми тенденциями, состоящими в том, что практически повсеместно, во всех странах, наряду с судами общей юрисдикции существуют и работают суды, специализирующиеся на разрешении отдельных видов споров, отличающихся значительными особенностями и сложностью. Так, во Франции существует система торговых судов, в Германии — отдельные системы административных, финансовых и других специализированных судов.

Этот опыт был использован и другими странами СНГ. Аналогичные суды были созданы в 12-ти государствах, образовавшихся на территории Союза (кроме Прибалтики). Правда, в дальнейшем коммерческие суды в Казахстане и Грузии были соединены с судами общей юрисдикции, но в 10-ти странах СНГ и по сей день существуют такие суды с разными названиями: арбитражные, хозяйственные, экономические.

В-пятых, в системе арбитражных судов воплощены многие идеи концепции судебной реформы 1991 года. Важной вехой в их развитии стало закрепление системы арбитражных судов Конституцией 1993 года, в соответствии с которой были подготовлены и приняты в 1995 году новый Федеральный конституционный закон об арбитражных судах России и новый Арбитражный процессуальный кодекс. В последующем был принят также Федеральный конституционный закон «О судебной системе России», который также закрепил систему арбитражных судов. Чрезвычайно важно то, что арбитражные суды были отнесены к судам федеральным, ибо этого требовал предмет их деятельности, характер и масштабы рассматриваемых споров, участниками которых зачастую выступают стороны, расположенные в разных субъектах Российской Федерации. Федеральная природа арбитражных судов стала важным фактором их независимости в отправлении правосудия.

Именно в системе арбитражных судов впервые была введена апелляция как полный пересмотр дела по заявлению одной из сторон, проверка судебного решения как по факту, так и по праву. Был введен также кассационный порядок обжалования и пересмотра судебных решений в третьей судебной инстанции, но уже только по вопросам права. Эти положения в полной мере соответствуют утвердившимся мировым стандартам правосудия. Впервые в новейшей истории России в целях обеспечения независимого правосудия были созданы судебные округа и образованы 10 федеральных арбитражных судов округов, что также соответствует и дореволюционной, и современной зарубежной практике.

С учетом и зарубежного, и дореволюционного отечественного опыта введен институт арбитражных заседателей, осуществляющих правосудие наравне с профессиональными судьями-юристами. При этом они являются специалистами в определенных видах предпринимательской деятельности: в торговле, в страховом, банковском деле, в строительстве, перевозках и так далее. С 1995 года арбитражным судам подведомственны споры с участием иностранных предпринимателей.

Сегодня в стране активно работают 92 арбитражных суда, представляющих собой трехзвенную судебную систему. В этих судах осуществляют правосудие 2 592 судьи и трудятся около 5 тысяч специалистов и помощников судей. Эти 7 с небольшим тысяч человек проводят огромную работу. Арбитражные суды рассмотрели 4 миллиона дел по первой инстанции, 320 тысяч дел в апелляционном порядке, 160 тысяч в кассационном и 100 тысяч в надзорном порядке — Высшим Арбитражным Судом. Сегодня арбитражные суды разрешают не только гражданско-правовые споры между предпринимателями, но также обеспечивают защиту предпринимателей в их взаимоотношениях с государством. При этом число административных споров с каждым годом возрастало значительно быстрее, чем гражданско-правовых споров. И теперь административные споры составляют половину всех дел, рассматриваемых арбитражными судами. Количество разрешаемых дел ежегодно увеличивается на 15-20 процентов, что влечет за собой стремительное возрастание нагрузки, приходящейся на каждого отдельного судью. Еще несколько лет назад судья рассматривал в среднем 15 дел в месяц. Сегодня на его плечи ложатся 34-35 дел в месяц. В 2001 году арбитражными судами рассмотрено около 750 тысяч исковых заявлений, разрешены споры на сумму свыше 550 миллиардов рублей.

Сам факт существования арбитражных судов позволил за 10 лет подготовить кадры судей и специалистов, способных разрешать сложнейшие экономические споры на весьма высоком профессиональном уровне. 90 процентов судей арбитражных судов России — это люди в возрасте до 55 лет, но больше половины из них обладают большим опытом работы и имеют стаж судебной работы от 5 до 20 лет. В арбитражных судах работают специалисты высочайшей квалификации, в том числе 1 член-корреспондент Академии наук России, 10 докторов, 67 кандидатов наук. Бывшие государственные арбитры составляют в судейском корпусе менее 1/5 его общей численности. 65 процентов судей арбитражных судов России — женщины. Судейский корпус постоянно самоочищается от случайных и недостойных людей: за 10 лет прекращены полномочия 25 судей по компрометирующим основаниям.

Судьи арбитражных судов не только работают с большой нагрузкой, но и постоянно учатся. Так, в 2001 году через систему повышения квалификации прошло около 660 судей. Большое значение для профессионального роста имеют связи с зарубежными коллегами — судьями 32 стран, в том числе Германии, Франции, Великобритании, Испании, Бельгии, Дании, Финляндии, США, Канады, Китая, Японии, Австрии, но особенно тесные контакты с нашими коллегами из стран СНГ. Судьи арбитражных судов участвовали в 138-ми международных конференциях и семинарах за рубежом. На территории России с участием иностранных судей было проведено 75 семинаров, в которых участвовало 1 850 судей. В Высшем Арбитражном Суде успешно функционирует сектор Международного частного права, который дает заключения по делам с участием иностранных предпринимателей. Мы поддерживаем связи с нашими коллегами из международных судов, в том числе с Судом по правам человека в Страсбурге и Судом Европейского Союза в Люксембурге.

Судьи и специалисты арбитражных судов принимают постоянное участие в работе по совершенствованию законодательства не только судебного, но и экономического. Особенно велика роль наших судей в подготовке проекта Гражданского кодекса России, законов об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью.

Особая сложность в работе арбитражных судов состояла и состоит в том, что им приходится постоянно осваивать новые споры, которые ими ранее не рассматривались, и к тому же в условиях неполного, несовершенного, зачастую противоречивого законодательства.

В этих условиях огромное значение имеет сама судебная практика. Пришлось столкнуться с большими трудностями в разрешении споров, связанных с приватизацией, банкротством, налогами, таможенными, валютными отношениями, оборотом ценных бумаг, последствиями инфляции, с финансовым и банковским кризисами, массовыми неплатежами и т.п.

Высший Арбитражный Суд постоянно анализирует судебную практику и в соответствии со статьей 127 Конституции в целях обеспечения единообразной судебной практики дает разъяснения по вопросам толкования и применения законодательства. За 10 лет было подготовлено и принято 50 постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда, в том числе 12 совместно с Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Направлено в суды 110 обзоров судебной практики и информационных писем.

Арбитражные суды не могли бы успешно функционировать без надлежащего информационного обслуживания, касающегося законодательства и судебной практики. В настоящее время в арбитражных судах используется около 4 300 персональных компьютеров и свыше 100 серверов. С участием судей созданы эталонные банки судебной практики Высшего Арбитражного Суда России (4 000 решений), а также практики 10 федеральных арбитражных судов округов (66 000 решений). Большое значение имеет выпускаемый Высшим Арбитражным Судом «Вестник», вышло 111 его номеров, а также 6 журналов, издаваемых федеральными арбитражным судами округов, что обеспечивает открытость правосудия и доступность судебных решений для широкого круга лиц.

За 10 лет значительное развитие получила материально-техническая база арбитражных судов. Если 10 лет назад только

19 судов имели здания на праве оперативного управления, а 63 были расположены в арендуемых помещениях, то теперь 60 судов имеют свои здания и 31 суд находится в арендуемых помещениях.

За эти годы 23-м судам были предоставлены взамен ранее занимаемых другие, более пригодные здания. 30 судов получили дополнительные помещения. Было построено 8 новых зданий для арбитражных судов и 4 здания полностью реконструированы.

Кроме того 21 здание капитально отремонтировано.

Таким образом, 86 судов получили либо новые, либо реконструированные, либо капитально отремонтированные помещения.

За 10 лет было получено 539 квартир для судей арбитражных судов.

Будущее арбитражных судов мы связываем с чрезвычайно важным документом — Федеральной целевой программой развития судебной системы России, которая была разработана по поручению Президента Правительством с участием высших судов и утверждена Правительством. С 2002 года началась ее реализация.

Развитие арбитражных судов в соответствии с программой должно обеспечивать доступность правосудия и его высокий уровень. Оно идет по следующим направлениям.

Во-первых, обновление и укрепление кадрового состава судей и специалистов. Создается система подготовки кандидатов на должности судей с использованием вновь полученных штатов — 3 500 помощников судей. Обновленные Законы о статусе судей и органах судейского сообщества обеспечат более качественный состав судей, значительное повышение их ответственности.

Следующее направление — совершенствование арбитражно-процессуального законодательства. С принятием нового Арбитражного процессуального кодекса мы рассчитываем обеспечить более четкое разграничение подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции, исходя из того, что все экономические споры, в том числе с участием хозяйственных обществ, а также иностранных предпринимателей, должны быть переданы в арбитражные суды России.

Будут приняты меры по ускорению разрешения дел за счет дифференциации судебных процедур, использования предварительных мер защиты нарушенных прав, совершенствования системы обжалования судебных решений, особенно апелляционной инстанции.

Мы рассчитываем на серьезное улучшение материально-технического обеспечения арбитражных судов, поскольку Федеральной целевой программой предусматривается выделение инвестиций на строительство новых зданий, приобретение необходимого оборудования, жилья для судей и т.д.

Особенно важное значение для повышения статуса судей и укрепления кадрового состава судей будет иметь намеченное целевой программой повышение заработной платы судей с целью восстановления ее докризисного уровня.

Все, о чем я доложил, сделано людьми, в том числе сидящими в этом зале, вклад которых в то, чтобы арбитражные суды состоялись, особенно велик. Наша огромная благодарность Президенту Российской Федерации, руководителям Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководителям и членам Правительства Российской Федерации, Председателям Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации и других правоохранительных органов.

Хотелось бы сердечно поблагодарить всех наших судей, специалистов, председателей судов, других руководителей, наших замечательных ветеранов за их напряженный труд на ниве правосудия.

Примите мои поздравления с нашим замечательным юбилеем, пожелания крепкого здоровья и успехов в вашем благородном труде на благо России и ее граждан.

Телефон/Факс: + 7 (843) 238 61 04
E-mail: tpprtlc@yandex.ru

Развитие международного бизнеса нередко сопровождается возникновением разногласий между участниками товарно-денежных отношений. Международный арбитраж является одним из наиболее эффективных способов разрешения подобных правовых споров.

Международный арбитраж разрешает внешнеэкономические споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности, чьи предприятия зарегистрированы на территории разных государств.

В России такими органами являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.

В международном арбитраже могут быть рассмотрены дела по следующим основным вопросам:

  • Споры, касающиеся договорных или иных гражданско-правовых отношений двух и более компаний, как минимум одна из которых является иностранной, возникшие в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности;
  • Cпоры между компаниями, созданными на территории России, но имеющими иностранные инвестиции, и международных организаций между собой, а также их споры с субъектами права Российской Федерации.

Международный коммерческий арбитраж

Международный коммерческий арбитраж является одним из наиболее важных институтов современного международного частного права. Но международный коммерческий арбитраж – не новое явление в правовой действительности. Третейские торговые суды известны с древнейших времен.

Негосударственная природа международного коммерческого арбитража отличает его от государственных арбитражных судов.

В основе функционирования международного коммерческого арбитража лежит арбитражное соглашение спорящих сторон. Арбитражное соглашение — это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет.

Отсутствие надлежащей арбитражной оговорки или арбитражного соглашения может привести к тяжелым материальным последствиям для стороны, право которой нарушено.

Выбор того или иного способа разрешения споров в значительной степени зависит от участников спора и в подавляющем большинстве делается в пользу альтернативных государственным способов, прежде всего в пользу разрешения споров третейскими (арбитражными)1 судами, без обращения к процедуре государственных арбитражных судов в РФ.

Особенно это характерно в сфере внешнеэкономической деятельности. Подобный (альтернативный) порядок зарекомендовал себя как наиболее приемлемый в современных условиях способ разрешения споров.

1В международной практике слова «арбитраж» и «арбитражный», как правило, относятся к третейскому (негосударственному) способу разрешения споров.

В настоящее время действуют несколько международных соглашений по вопросам арбитража:

Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961г. урегулированы организационные вопросы применения арбитража в отношениях между физическими и юридическими лицами государств-участников.

Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. устанавливает надежные гарантии для признания и исполнения таких решений на территории государств-участников. Российская Федерация является участником обеих вышеназванных Конвенций.

Преимущества третейского разрешения споров очевидны. Они обусловлены правом сторон — выбирать арбитров, упрощенной, но достаточной, процедурой, как правило, не допускающей обжалования, что позволяет завершить рассмотрение в более краткие сроки, чем в государственных судах и арбитражах.

Опыт работы Правового Центра ТПП РТ подтверждает, что арбитражная процедура JAMS в США и третейское разбирательство споров в Европе являются наиболее востребованными в силу их конфиденциальности: разрешение споров в государственных судах и арбитражах осуществляется, как правило, в открытых заседаниях и их решения могут быть опубликованы.

Существует два вида международного коммерческого арбитража: институционный и изолированный.

Институционный коммерческий арбитраж является постоянно действующим органом, созданным, как правило, при торговой палате, торгово-промышленном союзе или ассоциации.

Изолированный коммерческий арбитраж (арбитраж ad hoc) создается только лишь для разрешения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование.

В практике международной торговли можно выделить несколько наиболее популярных центров международного коммерческого арбитража:

  • Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ
  • Арбитражный институт при Торговой палате г.Стокгольма (The Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce)
  • Лондонский международный арбитражный (третейский) суд (London Court of International Arbitration (LCIA))
  • Международный арбитражный суд при Международной торговой палате (ICC International Court of Arbitration)
  • Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association)
  • Международный Арбитражный Суд при Палате экономики Австрии в г.Вена (Vienna International Arbitral Centre).

Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС)

При Торгово-промышленной палате Российской Федерации работает один из старейших и ведущих в мире постоянно действующих международных коммерческих арбитражей (третейских судов) – Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС).

Более чем 70-летний опыт, высокий профессионализм арбитров, отвечающие международным стандартам процедуры, стабильная и предсказуемая практика принесли МКАС широкую известность.

В соответствии с Регламентом в МКАС по соглашению сторон передаются:

  • споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;
  • споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Преимущества рассмотрения предпринимательских споров в МКАС:

  • право сторон выбора арбитров, в том числе иностранных, слушание дел на русском языке, а с согласия сторон — на другом языке;
  • низкие арбитражные расходы по сравнению с государственными судами, арбитражами и другими международными арбитражными центрами, например, в Париже, Лондоне, Стокгольме, Вене, Цюрихе;
  • возможность проведения слушаний дел вне Москвы на территории России;
  • конфиденциальность;
  • независимость;
  • невозможность обжалования решений по существу;
  • наличие международного механизма признания и приведения в исполнение вынесенных решений и др.

Основанием для обращения в МКАС при ТПП РФ является наличие в договорах (контрактах) соответствующей арбитражной оговорки.

При согласовании компетенции МКАС Правовой Центр ТПП РТ предлагает использовать стандартную рекомендательную оговорку:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом».

Компетенция МКАС может также быть согласована сторонами путем заключения в последующем отдельного арбитражного соглашения, если соответствующий контракт не содержит арбитражной оговорки.

Арбитраж «ad hoc»

В настоящее время в Российской Федерации начинает широко распространяться практика содействия арбитражам «ad hoc» со стороны постоянно действующих арбитражных центров.

Суть этой практики состоит в том, что при намерении хозяйствующих субъектов передать свои разногласия на рассмотрение арбитража «ad hoc», соответствующие арбитражные центры оказывают помощь в назначении арбитров, принятии решений по вопросу об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям, организации слушания дела, включая предоставление для этой цели помещений, услуг переводчиков, машинисток и т.п.

Особую роль в регулировании деятельности арбитражей «ad hoc» играет Арбитражный регламент, разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и рекомендованный в 1976г. Генеральной Ассамблеей ООН для широкого использования при разрешении внешнеэкономических споров, в частности путем ссылок на него в международных коммерческих контрактах.

По инициативе Правового Центра ТПП РТ при проведении одного из дел «ad hoc» были приняты Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу «ad hoc» в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (Правила были утверждены Президентом ТПП РФ 9 декабря 1999г. и вступили в силу с 1 января 2000г.)

Правовой Центр ТПП РТ рекомендует для включения в договоры (контракты, соглашения), следующую арбитражную оговорку:

«Любой спор, разногласие или требование, возникающее из данного договора или касающиеся его, либо из его нарушения, прекращения или недействительности подлежит разрешению в арбитраже в соответствии с действующим, в настоящее время Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

Компетентным органом будет являться Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».

Целесообразные дополнительные соглашения:
a) число арбитров составляет …. (один или три);
b) применимым материальным правом является ….;
c) местом арбитража является ……. (город и/или страна);
d) языком, используемым в арбитражном разбирательстве, является … .

Альтернативное разрешение споров

Наряду с возможностью обращения в государственные суды и арбитражи для разрешения разногласий из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении международных экономических связей, есть и иные возможности.

Для их обозначения используется получивший довольно широкое распространение термин «альтернативное разрешение споров». Среди таких способов, прежде всего, может быть названо посредничество.

Под посредничеством понимается процедура добровольного урегулирования спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника).

Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемое для них урегулирование путем ознакомления с представляемыми сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному урегулированию спора и т.д. Таким образом, решение по урегулированию спора, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при помощи посредника. Для создания надлежащего механизма процедуры посредничества был разработан Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ (утвержден и вступил в силу 01 июня 2001г.)

Рекомендуем для включения в текст договора (контракта, соглашения) оговорку о применении процедуры по Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ:

«Все возможные споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с действующим Согласительным регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».

За дополнительной информацией Вы можете обратиться в Правовой Центр Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан
Телефон/Факс: + 7 (843) 238 61 04
E-mail: tpprtlc@yandex.ru

Споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности – физическими и юридическими лицами – разрешаются одним из двух следующих способов:

– судебное производство (как правило, в хозяйственном суде Республики Беларусь или в соответствующем суде иностранного государства);

– третейское (арбитражное) производство в постоянно действующем международном арбитражном суде Республики Беларусь либо иностранного государства; производство в специально создаваемом для данного спора арбитраже.

Любой спор правового характера, возникающий между субъектами хозяйствования в сфере ВЭД, может быть разрешен в суде. В Республике Беларусь дела по внешнеэкономическим спорам рассматриваютхозяйственные суды, в Российской Федерации – арбитражные суды и т.д. Подсудность внешнеэкономического спора суду того или иного государства определяется международными соглашениями, а также процессуальным законодательством соответствующих государств. За некоторыми исключениями, дела по спорам внешнеэкономического характера рассматриваются судом по месту нахождения предприятия-ответчика.

Хозяйственному суду Республики Беларусь подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Процедура разрешения дела регулируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Хозяйственный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных юридических лиц и иных организаций, предприятий с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь или соглашением сторон.

Судебное производство инициируется заинтересованным лицом в форме искового заявления. Исковое заявление, подписанное истцом или его представителем, подается в хозяйственный суд в письменной форме с копиями по числу ответчиков.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

2) имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;

3) цена иска, если иск подлежит оценке;

4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

6) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

7) требования истца со ссылкой на акты законодательства Республики Беларусь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;

8) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором;

9) иные данные, вытекающие из требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;

10) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

В исковом заявлении указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

В исковом заявлении могут указываться ходатайства об обеспечении иска, о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

1) уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;

2) соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законодательными актами или договором;

3) обстоятельства, на которых основываются исковые требования.

После принятия искового заявления к производству суд проводит подготовку дела к судебному разбирательству, в ходе которой устанавливается содержание правоотношений сторон, определяется законодательство, которым следует руководствоваться при судебном разбирательстве, и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Суд также решает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса, и обеспечивает представление необходимых доказательств.

Согласно статье 175 ХПК Республики Беларусь, дело должно быть рассмотрено судом в срок не более 1 месяца со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, – не более 7 месяцев, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок рассмотрения дела может быть продлен до 2 месяцев, а дела с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, – до одного года.

Выслушав требования и возражения сторон, исследовав представленные доказательства и осуществив все необходимые процессуальные действия, суд выносит решение, которое в установленном порядке доводится до сведения сторон. Решение хозяйственного суда вступает в силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если в течение этого срока не подана апелляционная жалоба. Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его объявления.

До вступления решения в законную силу несогласная с решением сторона может обжаловать его в порядке апелляции. В этом случае апелляционная инстанция рассматривает дело в целом в том же порядке, что и суд первой инстанции; некоторые особенности апелляционного производства в сравнении с производством в суде первой инстанции определяются ХПК Республики Беларусь.

Вступившее в силу решение хозяйственного суда может быть обжаловано в кассационном, а также в надзорном порядке. Процедура кассационного и надзорного производства определяется нормами Хозяйственного процессуального кодекса.

Вступившее в силу решение хозяйственного суда может быть исполнено принудительно в порядке, предусмотренном разделом IV ХПК Республики Беларусь «Исполнительное производство».

Наряду с судебной формой защиты, осуществляемой судами общей юрисдикции и хозяйственными судами, законодательство предусматривает возможность защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов участников внешнеэкономической деятельности в третейских судах. При этом право выбора конкретной формы защиты права принадлежит самим заинтересованным лицам.

Третейский суд – это суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Избранные судьи (арбитры) не обязательно должны быть профессиональными юристами.

Третейское (арбитражное) разбирательство дела обладает некоторыми преимуществами по сравнению судебным разрешением спора:

– быстрота и экономичность рассмотрения дела;

– возможность создания специализированного третейского суда;

– существование фактора «повышенного доверия» как к судьям, так и к постановленному ими решению;

– конфиденциальность;

– возможность сторонам самим определить сроки, место и время разрешения спора.

Недостатком арбитражной процедуры является невозможность обжаловать постановленное третейским судом решение.

Различаются:

– постоянно действующий арбитражный суд (к числу постоянно действующих арбитражных учреждений относятся Международный арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Белорусской торгово-промышленной палате, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, аналогичные учреждения при торгово-промышленных палатах других государств);

– специально создаваемый для рассмотрения конкретного спора третейский суд – так называемый арбитраж adhoc.

В настоящее время практически в каждой стране функционируют постоянно действующие арбитражные учреждения. В Беларуси это Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате и Морская арбитражная комиссия при БелТПП. В Российской Федерации – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. Хорошо известны за пределами своих стран Лондонский международный третейский суд, Арбитражный институт торговой палаты г. Стокгольма, Американская арбитражная ассоциация, а также Международный арбитражный суд Международной торговой палаты.

Республика Беларусь является участницей Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. и Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражный решений 1968 г. Кроме того, третейские суды создаются и действуют на основе Положения о третейском суде, входящего в состав ГПК в виде Приложения № 3, а также глав 28 и 29 ХПК Республики Беларусь. В 1999 г. принят Закон Республики Беларусь о международном арбитражном (третейском) суде.

Основанием компетенции любого арбитражного (третейского) суда является соглашение сторон, заключенное в письменной форме. По обращению заинтересованной стороны арбитраж может провести как согласительную процедуру, так и производство по разрешению спора. В первом случае стороны при содействии мировых посредников стремятся достичь мирового соглашения. Если это не удается, либо стороны не желают проводить согласительную процедуру, арбитраж в установленном регламентом порядке рассматривает иск и выносит решение по делу.

Состав третейского суда образуется по выбору сторон из одного либо нескольких судей. В последнем случае от каждой стороны выбирается по одинаковому количеству судей и один судья избирается от обеих сторон. Для избрания лица в состав суда требуется его согласие. В качестве третейского судьи может быть избран любой совершеннолетний дееспособный гражданин. Членами третейского суда не могут быть лица, не достигшие совершеннолетия; состоящие под опекой или попечительством; лишенные по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью (в течение срока, указанного в приговоре); привлеченные к уголовной ответственности.

Решение третейского суда постановляется большинством голосов, излагается письменно и подписывается всеми судьями. Судья, оказавшийся в меньшинстве, вправе отказаться от подписи или изложить свое особое мнение, и об этом делается отметка в решении. В решении обязательно должно быть указано время и место его вынесения, состав суда; третейская запись, на основании которой суд рассматривал дело; наименование всех участников спора; предмет спора; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам; постановление суда.

Решение арбитражного суда по юридической силе приравнивается к решению суда государственной юрисдикции и исполняется в том же порядке, что и решения государственных судов.

Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.