Размещение общепита в жилом доме

Организациям общественного питания, размещаемым в жилых домах, кроме общих санитарных правил и норм, предъявляемых в сфере оказания данной услуги, необходимо соблюдать специальные требования, нарушение которых грозит административной ответственностью. Рассмотрим подробнее особенности размещения организаций общественного питания в жилых домах.

СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (в ред. от 31.03.2011). Пунктом 2.2 данного документа установлено, что организации общественного питания могут размещаться:

  • в отдельно стоящем здании;
  • в зданиях, пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям;
  • в нежилых этажах жилых зданий;
  • на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала.

При размещении организаций общественного питания в жилых зданиях:

  • не должны ухудшаться условия проживания и отдыха людей;
  • необходимо соблюдать гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест;
  • не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях производственные цеха;
  • входы должны быть изолированы от жилой части здания;
  • недопустимо принимать продовольственное сырье и пищевые продукты со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры. Загрузка должна производиться с торца жилого здания, не имеющего окон, из подземных туннелей со стороны дорог при наличии специальных загрузочных магистралей. Часто нарушение последнего требования является предметом судебного разбирательства.

Судебная практика Как следует из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2013 по делу № А43-25570/2012, на основании обращения жителя многоквартирного дома по поводу того, что загрузка продуктов и иных товаров рестораном осуществляется со стороны двора дома, была назначена внеплановая проверка, в ходе которой данный факт подтвердился. Ресторану было выдано предписание: в установленный срок устранить данное нарушение. Организация общепита предприняла попытку оспорить предписание в суде, аргументируя свою позицию тем, что СП 2.3.6.1079-01 вступили в силу 01.02.2002, а ресторан был введен в эксплуатацию 05.05.1997, когда действовали другие санитарно-эпидемиологические правила, которые не содержали запретительной нормы относительно осуществления загрузки продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома. Судьи всех трех инстанций признали оспариваемое предписание Роспотребнадзора законным и обоснованным.

  • площадка мусоросборника должна располагаться на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, площадок для игр и отдыха (п. 2.6 СП 2.3.6.1079-01). Нарушение этой нормы также не останется без внимания контролирующего органа;

Судебная практика Так, в Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 04.02.2014 по делу № 33-1106/2014 указано, что организацию общественного питания обязали убрать с придомовой территории контейнерную площадку для сбора мусора и пищевых отходов, а также мусорные контейнеры, поскольку они располагались на расстоянии 16 м от жилого дома.

  • площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей должны размещаться только со стороны проезжей части автодорог, во дворах жилых домов их размещение запрещено (п. 2.7 СП 2.3.6.1079-01).

Сети бытовой и производственной канализации организации общественного питания не должны объединяться с хозяйственно-фекальной канализацией жилого дома, а стояки бытовой канализации из верхних этажей жилого дома допускается прокладывать только в технологических каналах (горизонтальных, вертикальных) (п. 3.10, 3.11 СП 2.3.6.1079-01).

Судебная практика Как следует из Апелляционного определения Нижегородского областного суда от 04.09.2012 по делу № 33-6567, в ходе проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения было установлено, что канализационные сети кафе-бара подключены во внутридомовые сети канализации. До устранения нарушений п. 3.11 СП 2.3.6.1079-01 деятельность кафе-бара была запрещена на том основании, что они создают угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений среди населения города. А в соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем является основанием для запрета деятельности, создающей такую опасность.

Работа систем местной вытяжной вентиляции не должна влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения (п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01). Вентиляция организаций общественного питания, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от вентиляции этих зданий, а шахта вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м. Нарушение данного положения также часто является предметом спора.

Судебная практика Как указано в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2012 по делу № А78-6633/2011, основанием для выдачи организации предписания территориальным органом Роспотребнадзора послужило то, что шахты вентиляционных систем кафе и магазина были выведены на крышу пристройки к жилому дому и заканчивались на уровне окон квартир первого этажа. В результате все запахи, сопровождающие функционирование кафе и магазина, проникали в квартиры жителей дома.

Однако организация посчитала, что контролирующим органом не доказано существование возможности нанесения вреда жильцам дома из-за отсутствия требуемой системы вытяжной вентиляции (не было исследований проб воздуха и т. д.), и обратилась в суд с иском. Первая инстанция доводы организации поддержала, однако апелляционная инстанция, отменяя решение суда, пришла к выводу, что осуществление организацией деятельности по эксплуатации кафе с нарушением санитарных правил несет в себе общественную опасность, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Суд кассационной инстанции с такими выводами согласился.

Несоблюдение метража выступа (не менее 1 м) шахты вентиляции над коньком крыши или поверхностью плоской кровли послужило поводом для судебного разбирательства, описанного в Постановлении ФАС Уральского округа от 31.10.2013 № Ф09-11417/13 по делу № А50-1706/2013.

Судебная практика В ходе проверки было установлено, что шахты вытяжной вентиляции, через которые осуществляется выброс воздуха из помещений кафе (санузел для персонала, производственные помещения), выступают над поверхностью плоской кровли на высоту не более 0,6 м вместо требуемого 1 м. Контролирующий орган вынес предписание: в установленный срок устранить это нарушение. Судьи, которые рассматривали заявление организации, не согласившейся с предписанием, требования Роспотребнадзора поддержали, указав, что деятельность по эксплуатации кафе, осуществляемая с нарушением санитарных правил, несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан и ее продолжение в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.

Не только запах, но и шум от вентиляции стали причиной для судебного разбирательства, рассмотренного в Постановлении ФАС Уральского округа от 26.04.2012 № Ф09-2591/12 по делу № А50-16221/2011.

Судебная практика Организация, не согласившись с предписанием контролирующего органа об устранении выявленных нарушений, обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным. При этом в суде пыталась доказать, что пристройка к жилому дому, в котором она оказывает услуги общественного питания, является отдельно стоящим зданием. Однако судьи с данной позицией не согласились, отметив, что отдельно стоящие здания предполагают промежуточный разрыв между ними, отсутствие соприкасающихся элементов, чего нельзя сказать о спорном объекте. Предписание контролирующего органа было признано законным и обоснованным.

Согласно п. 4.18 СП 2.3.6.1079-01 уровни шума и вибрации на рабочих местах в производственных помещениях, обеденных залах и площадках организаций общественного питания должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума и вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий, установленным:

Несколько слов о шашлыках

Приготовление блюд на мангале разрешается только в организациях общественного питания, размещенных в отдельно стоящих зданиях, при условии использования современного оборудования (п. 4.11 СП 2.3.6.1079-01). Кроме того, п. 8.26 данного документа установлено, что готовить блюда на мангалах, жаровнях, решетках, котлах разрешается в местах отдыха и на улицах при условии изготовления полуфабрикатов в стационарных организациях и при соблюдении перечня условий, среди которых:

  • наличие павильона, подключенного к сетям водопровода и канализации, а также холодильного оборудования для хранения полуфабрикатов;
  • размещение павильона на расстоянии не ближе 50 м от жилых зданий, лечебно-профилактических организаций, спортивно-оздоровительных и образовательных учреждений.

То есть, если услуги общественного питания оказываются в помещениях жилого дома, шашлыки на мангале рядом с ним жарить нельзя, что подтверждается и арбитражной практикой, например Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 10.04.2014 № 33-3390, Решением Ленинградского областного суда от 16.08.2011 № 7-611/2011.

К сведению Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 23.06.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в т. ч. выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Возможно ли круглосуточное функционирование организации общепита, размещенной в жилом доме?

СП 2.3.6.1079-01 прямого запрета работать ночью не содержат, хотя можно сказать, что это приводит к ухудшению условий проживания и отдыха людей. Такой запрет имеется в п. 4.10 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», которым установлено, что в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. При этом не допускается размещать:

  • все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов (время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления);
  • предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в т. ч. дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино и т. д.

Судьи при рассмотрении споров руководствуются именно п. 4.10 СП 54.13330.2011 и при доказанности фактов работы заведения после 23 часов приходят к выводу о нарушении организацией указанных требований санитарного законодательства и, как следствие, о наличии в его действиях события административного правонарушения.

Ответственность

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в т. ч. при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, грозит ответственностью, установленной ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а именно наложением штрафа:

– на граждан — в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.;

– на должностных лиц и предпринимателей — от 2 до 3 тыс. руб.;

– на юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб.

Альтернативой штрафу для предпринимателей и юридических лиц может стать административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Судебная практика Так, из Решения Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2012 № 12-912/12, следует, что организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по оказанию услуг общественного питания на срок 15 суток в т. ч. за нарушение требований п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01 (осуществление загрузки продуктов питания со стороны дворового фасада здания, где расположены окна и входы в квартиры).

Примеры привлечения организаций общественного питания к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ содержатся:

– в Решении Арбитражного суда Ярославской области от 02.10.2014 по делу № А82-5777/2014 (погрузочно-разгрузочные работы проводились с торца здания, под окнами жильцов, вблизи от входа в подъезд);

– в Решении Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2014 по делу № А29-2153/2014 (загрузка пищевых продуктов производилась через единственный вход, находящийся под окнами жилых помещений дома);

– в Решении Астраханского областного суда от 12.10.2012 по делу № 7-194/2012 (превышение допустимого уровня шума в квартирах граждан, источником которого было определено кафе);

– в Решении Московского городского суда от 30.08.2012 по делу № 7-1695 (нарушение рестораном санитарных норм, установленных в отношении вентиляции).

Существуют примеры, когда организации общественного питания привлекались к ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Данной статьей также установлена возможность административного приостановления деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток, но размеры штрафа немного ниже:

– для граждан — в размере от 0,5 до 1 тыс. руб.;

– для должностных лиц и предпринимателей — от 1 до 2 тыс. руб.;

– для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

Судебная практика Так, в Решении Свердловского областного суда от 20.03.2014 по делу № 71-96/2014 указано, что организацией общественного питания (кафе), размещенной в жилом здании, были превышены допустимые уровни шума. На основании ст. 6.4 КоАП РФ ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. Организация предприняла попытку в суде добиться замены штрафа на приостановление деятельности, однако суд в удовлетворении иска отказал.

Другие примеры привлечения к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ содержатся в Решении Московского городского суда от 26.03.2014 по делу № 7-1585/2014 (в т. ч. за нарушение требований к вентиляции), в Решении Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2014 по делу № А71-8516/2014 (за превышение предельно допустимых уровней звука).

Кроме того, встречаются случаи, когда организации общественного питания, расположенные в жилых домах, замеченные в несоблюдении санитарных норм, привлекаются к административной ответственности на основании ст. 6.3 КоАП РФ — нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В названной статье также предусмотрено административное приостановление деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток, а размер штрафов следующий:

  • для граждан — от 100 до 500 руб.;
  • для должностных лиц и предпринимателей — от 0,5 до 1 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

Судебная практика В Решении Ленинградского областного суда от 04.04.2012 № 7-136/2012 рассматривается дело, в котором на основании ст. 6.3 КоАП РФ организацию общественного питания привлекли к ответственности за то, что в нарушение п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01 отток воздуха из банкетного зала осуществлялся через общедомовой вентиляционный канал.

Арбитражная практика свидетельствует, что случаи, когда организации общественного питания за одно административное правонарушение привлекаются по разным статьям, например ст. 6.3, 6.4 или 6.6 КоАП РФ, — распространенное явление. Такое положение вещей обусловлено тем, что КоАП РФ содержит в себе нормы и общего, и специального характера. Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 № 01/5288-9-32 «О направлении Справки о практике применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» обратил внимание, что должностные лица к применению норм КоАП РФ иногда подходят субъективно и необоснованно квалифицируют административное правонарушение по общей ст. 6.3 КоАП РФ, вместо того чтобы применить специальные статьи, например ст. 6.6 КоАП РФ.

В свою очередь, судьи отмечают, что в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме. При этом в силу п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при неправильной квалификации правонарушения принимается решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Обратим внимание еще на один момент. Нарушение санитарных правил и норм организацией, оказывающей услуги общественного питания в помещениях жилого дома, грозит не только приостановлением деятельности на срок устранения нарушений и значительными штрафными санкциями (иначе говоря, финансовыми потерями), но и полным ее закрытием. Так, Роспотребнадзор, установив, что нарушения санитарного законодательства, допущенные организацией, создают реальную угрозу здоровью людей, могут привести к возникновению инфекционных заболеваний, вправе обратиться в суд с иском о запрещении осуществлять деятельность по оказанию услуг общественного питания, руководствуясь ст. 1065 ГК РФ. Пункт 2 указанной статьи гласит: если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. И судьи позицию контролирующего органа в подобных ситуациях поддерживают.

Одной из причин, по которой принимается решение обязать организацию общественного питания прекратить деятельность, может стать и тот факт, что она располагается на первом этаже дома, который является жилым (т. е. в незанятой заведением части этажа располагаются квартиры). Пунктом 2.2 СП 2.3.6.1079-01 установлено, что размещение организаций общественного питания возможно только в нежилых этажах жилых зданий. Судьи приходят к выводу, что данное нарушение носит неустранимый характер, поэтому принимают решение о необходимости прекратить деятельность организации.

Заключение

Оказание услуг общественного питания именно в помещениях жилого дома привлекает предпринимателей и юридических лиц возможностью расширить круг постоянных посетителей за счет жильцов дома. Однако чтобы исключить риск переквалификации «потенциальных посетителей» в «недругов заведения», необходимо неукоснительно выполнять требования СП 2.3.6.1079-01, установленные для организаций, размещенных в жилых домах.

Организации, «добровольно» не выполняющие санитарные нормы, контролирующие органы могут обязать их соблюдать. Роспотребнадзор вправе отреагировать на жалобы жильцов внеплановой проверкой заведения. При этом должностные лица данного ведомства при выявлении нарушения санитарного законодательства имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, а те, соответственно, обязаны их выполнять (п. 2 ст. 50, ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ). Кроме того, невыполнение установленных правил грозит предприятию общественного питания значительными финансовыми потерями, а также полным его закрытием. Надеемся, что представленная статья поможет организациям общественного питания избежать проблем и с жильцами дома, и с контролирующим органом.

Определением ВАС РФ от 03.08.2012 № ВАС-7453/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов.

Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31.10.1996 № 36.

Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31.10.1996 № 40.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (в ред. от 27.12.2010).

Утвержден Приказом Минрегиона России от 24.12.2010 № 778.

См. решения Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2014 по делу № А50-11237/2014, по делу № А50-11236/2014.

См. Постановление ФАС Центрального округа от 23.06.2010 по делу № А14-13051/2009485/24.

См. Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2009 № Ф09-9139/09-С1 по делу № А60-19649/2009-С9.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2014 № А56-5964/2014

Согласно СанПиНу (санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам) на пищевых блоках проводится первичная обработка яиц. Она помогает избежать нежелательного отравления людей, питающихся в общественных столовых и кафе. Уберечь их от заражения сальмонеллой, иногда покрывающей яичную скорлупу. А также выявить бракованный продукт еще на предприятии. Обработку проводят по определенным требованиям, полное описание которых дано в статье.

Техника безопасности

Обработка продукта происходит по правилам СанПиНа, в ходе которой используют разные дезинфицирующие вещества: Ника, Триосепт и другие.

Работникам пищеблока необходимо соблюдать меры предосторожности.

Аккуратно работать с дезсредством. Следить, чтобы оно не попало на непокрытые участки кожи или в глаза.

На сотруднике должна быть спецодежда, которую выдает организация. Руки защищают плотными резиновыми перчатками.

В организации должна быть укомплектованная аптечка.

К обработке допускаются лица, достигшие 18 лет и не имеющие аллергическую реакцию на используемые вещества.

Сотруднику проводят инструктаж по технике безопасности. Рассказывают о правилах оказания первой помощи на рабочем месте.

Механическая кулинарная обработка яиц – технологическая процедура, требующая точности и аккуратности. Малейшая оплошность делает продукт вредным для здоровья человека.

Для дезинфекции сегодня можно использовать специальное оборудование.

Плюсы механической обработки

Использование автоматического аппарата для обработки яиц на пищеблоке значительно упрощает технологический процесс. Из преимуществ:

  • ускоряется дезинфекция продукта;
  • исключается ошибка (человеческий фактор);
  • высокое качество выполненной процедуры;
  • минимизируется возможность отравления сотрудников общественного питания.

Оборудование просто в использовании и не требует наличия специальных навыков от персонала.

Требования к организации работы

В СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. собраны требования к организации работы предприятий общественного питания. Они действуют в Москве и других городах страны.

С образцом правил должны быть ознакомлены все сотрудники. Согласно документу санитарная обработка яиц осуществляется в промаркированных емкостях. Последние специально выделяют для этого процесса. При этом важно соблюдать последовательность операций.

Каждый поступающий на пищеблок продукт, имеющий малый срок хранения, фиксируется в журнале бракеража сырой продукции (приложение №5 к СанПиН 2.4.1.3049-13).

В нем работники отмечают дату поступления, наименование продукта (в нашем случае, сырые яйца), его количество, реквизиты накладной, условия хранения, дата и время его использования, подпись ответственного лица.

Документ ведется для того, чтобы проследить своевременность использования на кухне продукта. Яйца не должны храниться в холодильнике дольше недели. Факты списания учитываются в столбце «Примечание».

Яичная обработка по СанПиНу

Начало

Необработанные яички хранятся в специальной емкости, имеющей надпись «для обработки». Оставлять их в коробках или кассетах в производственном цехе нельзя.

Сам процесс дезинфекции выполняется в несколько действий.

Визуальный осмотр яиц

Его цель заключается в поиске дефектов и повреждений, в том числе скрытых от глаз. Проверка осуществляется в темном помещении.

Для этого используется специальный аппарат — овоскоп. Он представляет собой специальную емкость, внутри которой установлены лампы для просвечивания яиц.

На барабан одета решетка для яиц, где их раскладывают. С помощью направленных лучей света на них ищут потемнения и прочие дефекты. Брак сразу удаляется и фиксируется в журнале.

Замачивание

В маркированную эмалированную емкость наливается теплый раствор кальцинированной соды в концентрации 1-2%. Его готовят, используя формулу: 200 г соды на 10 л воды.

Замачивание занимает 10-15 минут. С яйца должна полностью сойти грязь. Раствор меняют по мере загрязнения.

Дезинфицирование

Яички перекладывают в другую маркированную емкость, где имеется иной раствор. Здесь воду разводят с дезинфицирующим средством. Он должен быть одобрен к применению для этих целей.

Наименование и дозировка дезсредств будут указаны ниже. Оставляют продукт в растворе на 15 минут. На каждую партию яиц делают свежий раствор.

Полоскание

Обработанные яйца перекладываются в перфорированную емкость, имеющей отверстия для слива воды.

Промывания яичной скорлупы от дезинфицирующего раствора производится под проточной водой. Ее температура колеблется в пределах 40-55°С. Делается это до тех пор, пока средство полностью смоется. Но не менее 15 минут.

Просушивание

Из перфорированной яички перекладывают в новую емкость, на которой имеется надпись «яйцо сырое обработанное». В этой таре они будут храниться до своей реализации.

После обработки

Все растворы, в которых обрабатывали яички, выливаются. Ванночки с прилагаемыми к ним сетками дезинфицируются.

На предприятиях яйца хранятся при температуре не более 20°С в течение недели. Перед их использованием работник общепита одевает чистую спецодежду, моет руки мылом и дезинфицирует их. В журнале одновременно записывается расход куриных яиц.

Дезинфицирующие средства

Общая информация

Средство для обработки яиц должно быть одобрено для использования в целях дезинфекции санитарными региональными службами.

Эти препараты (например, Ника) отличаются универсальностью. На производстве их используют в качестве моющих жидкостей.

Представляем список дезинфицирующих препаратов, подходящих для обработки яиц по СанПиНу в общепите.

Хлорамин

Средство содержит производные аммиака. Обладает 25% активным хлором. Одобрено к использованию в дошкольных и школьных учреждениях, лечебных учреждениях и на предприятиях общественного питания.

Выпускается в виде белого или светло-желтого порошка. На одно ведро воды в 10 л растворяют 50 г порошка.

Эком (25М, 50М)

Средство для дезинфекции, основным активным компонентом которого является хлорид. В упаковке с маркировкой «25М» его содержится 12,5%, в таре «50М» — 25%.

Используется для замачивания яиц при температуре 25-30°С в растворе с концентрацией 0,05%. Чтобы его приготовить понадобится 10 л воды и 10 мл жидкости «50М» или 20 мл «25М».

Жавельон (Новелти-хлор)

Применяется для обработки продуктов питания. Основной компонент — натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты.

Представляет собой таблетки, вес каждой по 3,35. В воде выделяет 1,5 г активного хлора. Для приготовления рабочего раствора понадобится 7 таблеток на 10 л жидкости.

Оптимакс

Активное вещество – хлор. Жидкость прозрачная и не имеет запаха. Для приготовления раствора необходимо использовать 100 мл на 10 л воды.

Яйца замачивают на 20 минут в растворе при температуре 20°С. После чего их можно промывать под проточной водой.

Ника-2

Выпускается в виде жидкости, содержащей в своем составе активный хлор. Подходит для предприятий по производству напитков, молочной, мясной и хлебопекарной промышленности.

Раствор Ники применяется при температуре 40-45°С. Яйца рекомендуют замачивать в течение 20-30 минут. На 10 л воды используют 200 мл средства.

Триосепт (окси, люкс, эндо)

Бесцветная жидкость. Как и Ника имеет в своем составе хлор.

В инструкции по обработке яиц рекомендуют разводить средство в соотношении на 100 мл раствора и 9900 мл воды. Замачивают их в растворе при температуре 25-30°С в течение 20-30 минут.

Ознакомиться с порядком гигиенической обработки яиц для детских садов можно в статье «Инструкция по обработке яиц в ДОУ (детском саду)».

Московский общепит возвращается к жизни: 16 июня откроются летние веранды, а 23 июня — рестораны, кафе и бары. Однако заведениям придется соблюдать довольно жёсткие меры предосторожности, описанные в рекомендациях Роспотребнадзора.

Требований много, причём нужно не только выполнить их, но и правильно зафиксировать в документах. Проверяющие будут визуально оценивать, например, висит ли прибор обеззараживания воздуха, включён ли он в розетку, а также запрашивать сертификат на обеззараживатель. Если документов нет — будет очень трудно доказать, что требования действительно выполняются.

Что нужно сделать, чтобы открыть заведение?

1

Организуйте «входной фильтр» (пункты 1, 4 рекомендаций Роспотребнадзора)

Перед началом работы каждый день измеряйте температуру работников. Все измерения температуры фиксируйте в журнале измерения температуры — Роспотребнадзор потребует показать его при проверке.

Если у сотрудника высокая температура или есть признаки простуды — его нельзя допускать к работе. Опросите сотрудника про его здоровье, здоровье людей, с которыми он проживает, возможные контакты с больными и людьми, вернувшимися из другой страны или региона. Запишите ответы сотрудника или составьте анкету с этими вопросами и попросите её заполнить.

Не пускайте на объект посторонних, которые никак не связаны с деятельностью компании.

2

Установите приборы для обеззараживания воздуха (п. 10)

В закрытых помещениях, в которых постоянно есть работники, нужно установить обеззараживатели воздуха. Каждый прибор покрывает определённый объём — обычно от 20 до 150 кубических метров. Для расчёта необходимой мощности прибора, умножьте площадь помещения на высоту потолков.

Обеззараживатели нужно установить так, чтобы они покрывали всё помещение. Для каждого из них нужен сертификат о том, что прибор можно использовать в присутствии людей. Роспотребнадзор запросит его при проверке.

3

Проветривайте помещения (п. 11)

Если есть техническая возможность проветривать помещения, делайте это каждые два часа. Фиксируйте проветривания в специальном журнале или графике.

4

Закупите средства дезинфекции (п. 8, 9)

В инструкции по применению средства должно быть указано, как дезинфицировать объекты при вирусных инфекциях. Нельзя использовать бытовые средства, например «Пемолюкс».

При проверке Роспотребнадзор попросит показать сертификат качества и свидетельство о госрегистрации. Проверить средство дезинфекции можно .

В компании должен быть запас средств дезинфекции не меньше чем на пять дней.

5

Организуйте регулярную уборку с дезинфекцией (п. 7)

Роспотребнадзор требует проводить уборку. Раз в день (или смену) нужно убирать со средствами дезинфекции все служебные помещения и места общественного пользования.

Каждые 2-4 часа нужно дезинфицировать все контактные поверхности — дверные ручки, выключатели, поручни, перила, поверхности столов, стульев, кассы и так далее.

Все уборки фиксируйте в журнале или графике уборок с дезинфекцией.

6

Закупите маски и перчатки (п. 2)

Организация обязана обеспечить сотрудников масками и перчатками. Подойдут одноразовые маски, а также многоразовые — но со сменными фильтрами. В компании должен быть запас масок минимум на пять дней. Запас рассчитывайте с учётом того, что одноразовую маску нужно менять минимум каждые три часа.

7

Организуйте контроль за ношением масок и перчаток (п. 2)

Если Роспотребнадзор увидит, что сотрудники не носят маски или перчатки, — оштрафуют компанию.

Для соблюдения всех требований издайте приказ об обязательном ношении масок и перчаток — и ознакомьте с ним всех сотрудников под подпись. Заведите журнал выдачи и сдачи масок и перчаток — фиксируйте в нём, когда и какой сотрудник получил средства защиты и сдал использованные.

Использованные маски нужно собирать и герметично упаковывать в два (!) полиэтиленовых пакета.

8

Установите антисептики (п. 3, 6)

На входе в организацию установите антисептики или положите дезинфицирующие салфетки. У посетителей должна быть возможность ими воспользоваться.

В местах общего пользования установите умывальники для мытья рук с мылом и дозаторы для обработки рук кожными антисептиками.

9

Расставьте столы (п. 5)

Расстояние между столами должно быть не меньше 1,5 метров.

10

Проверьте количество и качество посуды (п. 12)

В рекомендациях Роспотребнадзора есть формулировка «количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно обеспечивать потребности организации».

Нельзя использовать деформированную посуду, с трещинами, сколами, отбитыми краями или повреждённой эмалью.

11

Мойте посуду с дезинфекцией (п. 13–16)

Использовать средства дезинфекции необходимо как при ручном мытье, так и в посудомоечной машине.

Если по каким-то причинам не можете использовать средства дезинфекции для мытья — придется довольствоваться одноразовой посудой. После использования её нужно упаковывать в плотно закрываемые пластиковые пакеты.

Управление Роспотребнадзора по Москве 11 июня начало направлять московским рестораторам предписание о дополнительных санитарно-противоэпидемиологических мероприятиях с ужесточёнными, по сравнению с рекомендациями федеральной службы, нормами, узнали «Ведомости». Помимо вышеперечисленных мер, в Москве действуют следующие.

  • Запрещено обслуживать гостей с насморком, кашлем и другими проявлениями респираторных инфекций, а также без масок и перчаток. Перед входом в заведение у посетителей следует измерить температуру.
  • Рекомендуется использовать лишь ту мебель, которую возможно продезинфицировать, а если это невозможно — использовать одноразовые чехлы-накидки. Если в заведении выдают пледы, то после каждого гостя их необходимо стирать.
  • Все массовые мероприятия — свадьбы, поминки, юбилеи, детские, игровые, танцевальные зоны, буфеты и салат-бары — запрещены.
  • Нельзя курить кальяны.

Когда могут прийти с проверкой?

Сотрудники Роспотребнадзора регулярно проводят «рейды» — ходят по различным заведениям и ищут нарушения. Если их найдут в ближайшее время (например увидят, что сотрудники заведения ходят без масок), то вскоре придут с внеплановой проверкой.

О своих предварительных «рейдах» Роспотребнадзор не предупреждает, а про внеплановую проверку компания узнает за 24 часа (госорган должен направить распоряжение о проверке). Если Роспотребнадзор решит, что нарушения угрожают жизни или здоровью людей, — может прийти с внеплановой проверкой совсем без предупреждения.

Также Роспотребнадзор может прийти, если получит обращение гражданина о том, что компания нарушает профилактические меры.

Другая распространенная ситуация — когда проверку требует провести прокурор.

Какие наказания грозят за нарушения?

Если сотрудники Роспотребнадзора выявят нарушения, то примут две меры:

  1. Выдадут предписание, в котором потребуют устранить все нарушения и установят конкретный срок, когда это сделать. Когда срок закончится — они смогут прийти с повторной проверкой.
  2. Составят протокол об административном правонарушении и передадут его на рассмотрение в районный суд. Суд будет решать, были ли нарушения и как за них наказать.

У компании мало шансов доказать невиновность в суде, если она действительно нарушила профилактические требования. Как правило, контролеры Роспотребнадзора все нарушения тщательно фиксируют и оспорить их действия очень трудно. Если в компании не было запаса масок и это зафиксировал Роспотребнадзор — не получится доказать, что они были. Но компания может быстро устранить нарушения и попросить с учётом этого назначить минимальное наказание.

Суд может не назначить штраф малому или среднему бизнесу, если компания допустила нарушение впервые, и просто вынести предупреждение. На практике предупреждение выдают редко, но небольшие шансы есть.

Если вина доказана, организацию могут оштрафовать на сумму от 200 до 500 тыс. руб. или приостановить её деятельность на срок до 90 суток. Одновременно могут оштрафовать генерального директора на сумму от 50 до 150 тыс. руб. ИП оштрафуют на такую же сумму или запретят работать на срок до 90 суток.

Мы изучили 300 проверок Роспотребнадзора за май и пока не встретили ни одного случая, когда компания или предприниматель смогли оспорить штраф. Если нарушения находят у компании — за одни и те же нарушения штрафуют её и генерального директора. Также запрещают деятельность компаний и ИП — обычно на 10—30 суток.

Все ли должны выполнять рекомендации?

Каждый регион сам решает, когда может начать работать общепит. Указ должен подписать глава или правительство региона. Если в вашем регионе такого решения нет, то открываться нельзя, даже если выполните рекомендации Роспотребнадзора.

Обязан ли бизнес выполнять рекомендации Роспотребнадзора, если общепиту официально разрешили работать, — неоднозначный вопрос. Возможны две ситуации.

  1. Компания получила предписание Роспотребнадзора, в котором госорган требует выполнять меры по профилактике. Обычно в предписаниях нет конечной даты (их выдают «до особого распоряжения») и просто цитируются общедоступные рекомендации. Если заведение получило такое предписание, его нужно выполнять обязательно — иначе последует наказание.
  2. Заведение общепита не получило предписание. Юридически кажется, что рекомендации можно не выполнять. Однако Роспотребнадзор с этим не согласится — рекомендации были адресованы всем заведениям без исключения. Высок риск, что инспекция всё равно проверит выполнение требований и за нарушение точно так же оштрафует или приостановит деятельность.

Мы советуем в любом случае выполнить рекомендации Роспотребнадзора. Это поможет обезопасить сотрудников и посетителей от коронавируса, а компанию — от штрафов и приостановки деятельности.

Учебное пособие

Профессия повар

Нормы вложения сырья, выход полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий и блюд, а также нормы отходов при первичной обработке сырья и потери при тепловой обработке продуктов установлены сборниками рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

Существуют разные сборники рецептур блюд и кулинарных изделий, но руководствоваться надо действующими в данное время нормативными документами. Есть сборники рецептур для столовых при промышленных предприятиях, высших и средних специальных учебных заведениях, столовых профессионально-технических учебных заведений.

Принцип построения сборников одинаков. В нем даются рецептуры блюд, холодных закусок, мучных изделий, напитков и т. д. Рецептуры представлены в трех вариантах в трех колонках. Первая колонка предусматривает наиболее широкий ассортимент сырья и более высокие нормы закладки мясных, рыбных и жировых продуктов. Рецептуры первого варианта применяются главным образом в ресторанах. Вторая колонка включает менее широкий ассортимент сырья и предусматривает меньшие нормы вложения сырья. Она применяется в основном в столовых, закусочных и кафе второй категории. Третья колонка используется на предприятиях, обслуживающих рабочих промышленных предприятий, студентов и др.

Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания состоит из двух частей. В первой части приводится расчет расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий. При установлении норм отходов и выходов мясных полуфабрикатов в основу положена кулинарная разделка туш крупного и мелкого скота.

Отходы и выход зачищенных частей приводятся для всех видов мясных продуктов, находящихся в охлажденном состоянии. При этом нормы отходов даются для целых туш или полутуш. При получении мяса отдельными частями, для которых установлен другой процент отходов, определяя закладку сырья брутто, необходимо сделать пересчет, так как в рецептуре предусмотрена норма вложения сырья весом нетто.

Для приготовления, например, отварного мяса из разных частей туши, имеющих различный процент отходов, необходимо закладывать разный вес брутто. Если для приготовления порций вареного мяса весом 75 г потребуется мяса нетто 121 г и брутто (при средних отходах туши говядины I категории 26 %) 164 г, то при поступлении на производство задней ноги туши, имеющей 23 % отходов, для получения порции того же веса потребуется меньше продукта брутто:

121×100/100-23= 157 г.

Так определяют вес брутто для мяса, поступающего отдельными частями.

При поступлении нестандартного сырья норма закладки определяется по такому же расчету в соответствии с фактическими отходами, на которые в каждом отдельном случае составляется акт в установленном порядке. Отходы определяются на предприятии путем контрольных проработок.

Нормы отходов и выхода полуфабрикатов при холодной обработке свежей и соленой рыбы устанавливаются в соответствии с принятыми способами кулинарной разделки для рыбы трех размеров: крупной, средней и мелкой. Пересчеты производятся аналогично пересчетам, приведенным по мясу.

Нормы отходов установлены и на свежую рыбу, замороженную в брикетах. Отходы увеличиваются на 6 % за счет потерь при размораживании. Для живой рыбы (леща, сазана, карпа, линя, карася, стерляди), используемой при изготовлении порционных блюд, выход готового продукта не нормируется, а исчисляется на основании установленных отходов и потерь при кулинарной обработке рыбы исходя из фактического веса брутто каждого экземпляра.

Нормы отходов по овощам и плодам в сборнике приведены из расчета на сырье, соответствующее по качеству действующему ГОСТу.

Для овощей, имеющих разные отходы в зависимости от сезона года, установлен разный процент отходов. Скажем, для картофеля, моркови и свеклы до 1 января установлены отходы соответственно 25, 20 и 15 %, а с 1 января – 30, 25 и 20 %, т. е. на 5 % больше. Исходя из этого при приготовлении одного и того же блюда для закладки овощей нетто в разное время года следует брать разное количество брутто.

Например, в рецептуре для борща в соответствии с указанными выше нормами отходов установлена следующая норма закладки картофеля, моркови и свеклы (г):

В период после 1 января при норме отходов для этого времени по таблице сборника на 100 г нетто картофеля (очищенного) требуется 143 г картофеля весом брутто. По рецептуре в борщ следует заложить картофель весом нетто 75 г, для получения этого количества следует взять:

143/100 х 75 = 107 г картофеля весом брутто.

Таким же порядком определяется вес брутто свеклы и моркови.

Следовательно, с 1 января рецептура на борщ будет включать следующее количество овощей (г):

Для приготовления блюд из круп в сборнике приводятся нормы вложения круп, количество воды в весовых единицах и выход готовых каш в объемных единицах.

Нормы жидкости для каш предусматривают варку их в котлах емкостью 30–80 л. В зависимости от условий варки, формы и размера посуды норма жидкости может быть увеличена до 10 % для рассыпчатых и до 2–3 % для прочих каш.

При варке каш в котлах емкостью 125–150 л норма жидкости уменьшается, а при варке в низкой и мелкой посуде – увеличивается.

Нормы жидкости для варки каш указываются на 1 кг сухой крупы. Если каши готовят из круп, которые перед варкой промывают, то необходимо учитывать, что в крупе при промывке остается значительное количество воды – в пределах 10–30 % от веса сухой крупы.

Для сохранения необходимого соотношения крупы и воды при варке каш из промытой крупы следует пользоваться объемным коэффициентом, т. е. учитывать общий объем промытой крупы вместе с необходимым количеством воды. В сборнике указывается, какой объем (л) должен занимать 1 кг промытой крупы вместе с водой. Зная объемный коэффициент, можно определить общий объем крупы и воды в котле на заданное количество порций.