Расходы на автомобиль

Статья: Расходы на ремонт автомобиля: бухгалтерский и налоговый учет (Паршина Ю.Б.) («Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2010, n 8)

«Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2010, N 8
РАСХОДЫ НА РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ: БУХГАЛТЕРСКИЙ
И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Транспортные средства организации, как собственные, так и арендованные, подвергаются физическому и моральному износу и нуждаются в восстановлении своих технических характеристик.
В соответствии с п. 26 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 27.11.2006), и п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (ред. от 27.11.2006), основные средства можно восстанавливать как посредством ремонта, так и посредством модернизации или реконструкции.
Ремонт автомобилей осуществляется для того, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии.
Главным отличием ремонта от реконструкции или модернизации является то, что он не улучшает технических характеристик автомобиля, не изменяет его назначения и не придает объекту новых качеств. Отличать ремонт от других видов работ необходимо для того, чтобы правильно отразить затраты на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете. Это очень важно помнить, поскольку затраты на проведение модернизации автомобиля следует включать в первоначальную стоимость улучшенных объектов. Такое правило действует и в бухгалтерском (п. 14 ПБУ 6/01), и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ). Расходы на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.
Также необходимо отличать ремонт от технического обслуживания.
Понятия «техническое обслуживание» и «ремонт» определены в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденном Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 г. Под техническим обслуживанием понимается комплекс плановых мероприятий, проводимых с целью поддержания автотранспорта в работоспособном состоянии. Ремонт — это совокупность мероприятий по восстановлению исправного или работоспособного состояния автотранспорта.
Если ремонт связан с устранением как уже возникших неисправностей, так и с заменой деталей до выхода их из строя, то техническое обслуживание не связано с устранением выявленных неисправностей, оно осуществляется лишь с целью поддержать эксплуатационные свойства объекта основных средств (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Ремонт основных средств может быть текущим, средним или капитальным (в зависимости от сложности и продолжительности работ).
Текущий и средний ремонт транспортных средств необходим для того, чтобы систематически и своевременно предохранять их от преждевременного износа и поддерживать в рабочем состоянии. Основное отличие этих двух видов ремонта состоит в том, что текущий ремонт проводится чаще, чем средний.
При капитальном ремонте транспортных средств, как правило, производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.
Насколько часто организация проводит капитальный ремонт, зависит от того, как интенсивно эксплуатируется тот или иной автомобиль. Однако, как правило, такой ремонт производят не чаще одного раза в несколько лет.
Отнесение ремонтных работ к тому или иному виду подтверждается соответствующими документами.
Основными документами при ремонте основных средств являются дефектная ведомость, смета и акт приемки выполненных работ. Если организация проводит планово-предупредительный ремонт, то основанием для проведения такого ремонта является предварительно утвержденный план.
Ремонт автомобиля необходимо проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывают с учетом технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В план записывают, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указывают общую сумму расходов. Следует учитывать, что план составляют исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя организации. Данная система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведения их текущих или средних ремонтов, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов. План ремонта утверждает приказом или распоряжением руководитель организации.
Согласно п. 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств инвентарные карточки по объектам транспортных средств, переданным в ремонт, в картотеке следует переставить в группу «Основные средства в ремонте». Это необходимо сделать для того, чтобы своевременно получить ремонтируемые объекты.
Приемка объектов основных средств по окончании ремонта производится по форме N ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ. Что касается инвентарной карточки, при поступлении автомобиля из ремонта ее следует переместить из группы «Основные средства в ремонте».
Здесь необходимо обратить внимание на то, что в бухгалтерском учете, когда срок проведения ремонта объекта основных средств превышает 12 месяцев, начисление амортизационных отчислений по данному объекту приостанавливается (п. 23 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения амортизация в этом случае продолжает начисляться в обычном порядке.
Ремонт собственного автомобиля
В бухгалтерском и налоговом учете расходы на ремонт собственных транспортных средств организации отражаются в зависимости от способа их учета, который необходимо предусмотреть в учетной политике.
Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбрать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:
сумма фактических затрат на ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;
учет расходов на ремонт может вестись с применением счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием на текущие расходы;
организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств с последующим списанием расходов за счет созданного резерва.
Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из представленных способов учета расходов на ремонт автомобилей исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов транспортных средств, периодичности проведения ремонта.
Для целей налогообложения расходы на ремонт основных средств уменьшают налогооблагаемую базу согласно п. 1 ст. 260 НК РФ и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. В НК РФ предусмотрено два варианта учета расходов на ремонт основных средств:
расходы на ремонт основных средств можно включать в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
можно сформировать резерв под предстоящие ремонты основных средств для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.
Важно отметить, что избежать ведения двойного учета расходов на ремонт автомобилей можно только одним способом — необходимо выбрать и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета единый порядок учета расходов на ремонт: либо путем включения в состав расходов суммы фактических расходов на ремонт, либо путем формирования резерва на ремонт основных средств.
Рассмотрим порядок отражения расходов на ремонт при каждом из возможных вариантов учета.
Как правило, в бухгалтерском учете расходы на ремонт включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в сумме фактических затрат на его проведение в соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 27.11.2006). Для целей налогообложения, согласно п. 1 ст. 260 НК РФ, затраты на ремонт относятся в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.
Стоимость ремонтных работ относится в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д. в зависимости от характера использования собственных основных средств. Если организация производит ремонт автомобилей, которые не используются в процессе производства и собственного потребления, то расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Ремонт транспортных средств может быть выполнен как с привлечением сторонних организаций — подрядный способ, так и непосредственно самой организацией — хозяйственный способ.
При осуществлении ремонта подрядным способом основанием для записей в бухгалтерском учете будут:
акт выполненных работ или заказ-наряд от автосервиса, подтверждающий факт проведения ремонта;
счет-фактура от автосервиса, в котором указана сумма НДС, что позволяет обоснованно возместить ее из бюджета;
платежные документы (платежное поручение, квитанция к приходному кассовому ордеру, расходный кассовый ордер, авансовый отчет, чек ККМ), подтверждающие оплату услуг автосервиса и стоимость запасных частей.
При осуществлении ремонта подрядным способом в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:
Дебет 20 (23, 25…) Кредит 60
отражена стоимость выполненного ремонта;
Дебет 19 Кредит 60
отражена сумма НДС по выполненному ремонту;
Дебет 60 Кредит 51
оплачена подрядчику стоимость выполненных работ;
Дебет 68 Кредит 19
предъявлена к вычету сумма НДС по выполненному ремонту.
Отметим, что, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ, организация имеет право на вычет суммы НДС по выполненному ремонту, если отремонтированный подрядчиком автомобиль используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС. При этом вычет возможен при одновременном выполнении следующих условий:
работы подрядчиком выполнены (акт о приеме-сдаче работ подписан обеими сторонами);
сумма НДС уплачена подрядчику;
имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура подрядчика на стоимость выполненных работ с выделенной суммой НДС.
Если организация использует автомобиль в деятельности, не облагаемой НДС, то сумма налога по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Если ремонт проводят хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, то первичными документами, на основании которых делают записи в бухгалтерском учете, будут:
накладная от поставщика запасных частей;
смета ремонтных работ;
дефектная ведомость ремонта автомобиля;
акт о приемке выполненных работ;
акт о списании израсходованных запасных частей и т.д.
Указанные документы необходимы для экономического обоснования расходов на ремонт.
При осуществлении ремонта собственными силами организации в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дебет 10 Кредит 60
приобретены материалы для проведения ремонта;
Дебет 19 Кредит 60
отражен НДС по приобретенным материалам;
Дебет 60 Кредит 51
приобретенные материалы оплачены поставщику;
Дебет 68 Кредит 19
предъявлена к вычету сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет 20 (23, 25…) Кредит 10
отражена стоимость материалов, отпущенных на выполнение ремонта;
Дебет 20 (23, 25…) Кредит 70 (69…)
отражены прочие затраты, связанные с проведением ремонта (заработная плата рабочих, страховые взносы и т.д.).
Вычет НДС по материалам, используемым для ремонта транспортных средств, осуществляется в общеустановленном порядке по мере оплаты и оприходования материалов, независимо от того, когда будет фактически выполнен ремонт. При этом должны быть выполнены остальные требования, необходимые для применения вычетов.
Если ремонт транспортных средств производится неравномерно в течение года, то учетной политикой для целей бухгалтерского учета может быть предусмотрено, что суммы, истраченные на ремонт, сначала учитываются в составе расходов будущих периодов на счете 97, а затем равномерно списываются на текущие расходы.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:
Дебет 97 Кредит 23 (69, 70…)
отражены расходы на ремонт основных средств;
Дебет 20 Кредит 97
списаны расходы на ремонт.
При этом в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета необходимо предусмотреть порядок списания расходов будущих периодов и текущих расходов. Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007), порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно.
Однако в налоговом учете такого варианта списания расходов на ремонт не предусмотрено. Именно поэтому для целей сближения бухгалтерского и налогового учета мы не рекомендуем организациям использовать счет 97, а советуем сразу списывать затраты на ремонт в состав текущих расходов.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 11.02.2008), если расходы уменьшают прибыль для целей налогообложения в текущем периоде, а для целей бухгалтерского учета распределяются равномерно, то образуются налогооблагаемые временные разницы. Именно поэтому если организация все же использует в бухгалтерском учете для списания затрат на ремонт счет 97, то у нее образуются налогооблагаемые временные разницы — пример 1.
Пример 1. ЗАО «Бальтервиль» в соответствии со своей учетной политикой отражает расходы на ремонт основных средств в составе расходов будущих периодов. Произведенные расходы списываются со счета 97 равномерно в течение года, в котором был произведен ремонт.
В августе 2010 г. ЗАО «Бальтервиль» подрядным способом произвело ремонт автомобиля иностранного производства. Автомобиль используется организацией для производства продукции, облагаемой НДС. Стоимость ремонта — 600 000 руб. (в том числе НДС — 91 525 руб.). Стоимость работ была оплачена в этом же месяце.
В августе 2010 г. в бухгалтерском учете ЗАО «Бальтервиль» выполнение ремонта необходимо отразить следующим образом:
Дебет 97 Кредит 60
508 475 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля в составе расходов будущих

Контроль и учет автотранспорта 4.36.0

Контроль и учет автотранспорта — программа, которая предназначена для упрощения процесса управления автопредприятием, облегчающая ведение многочисленных журналов и составления отчетов. Путевые листы соответствуют Приказу Минтранса России № 476 от 07.11.2017.

Основные возможности:

  • Простой и удобный интерфейс. Основные таблицы называются АТС (автотранспорт), Тракторы и ДСТ (дорожно-строительная техника), Персонал, Путевые листы.
  • Информативность. К записи о транспортном средстве, тракторе, сотруднике вы прикрепляете фотографию. К карточке транспортного средства можно добавить информацию о неисправностях. К записи о сотруднике можно добавить контактные данные.
  • Быстрое формирование документов и отчетов. В программу загружены типовые формы журналов, путевых листов и всевозможных транспортных отчетов, начиная с лимитно-заборной карты и заканчивая отчетом по топливу. Формат отчетов — doc или xls.
  • Важные напоминания. Программа автоматически будет оповещать вас о том, когда нужно пройти очередное техобслуживание, техосмотр или поменять страховку. Теперь вам не нужно выписывать всё это в отдельную тетрадь или постоянно просматривать журналы.
  • Постоянная техническая поддержка и регулярные обновления версий.

Преимущества программы

  1. Простой и удобный интерфейс. Вы работаете с программой, специально адаптированной под учет автотранспорта в России. Это значит, что в ней нет ничего лишнего. Основные таблицы называются АТС (автотранспорт), Тракторы и ДСТ (дорожно-строительная техника), Персонал, Путевые листы. Вся информация в представлена компактно. При необходимости получения более подробных сведений Вы просто открываете интересующую вас запись таблицы.
  2. Информативность. К записи о транспортном средстве, тракторе, сотруднике вы прикрепляете фотографию. Если у вас большой автопарк, то это будет значительным подспорьем. К карточке транспортного средства можно добавить информацию о неисправностях. К записи о сотруднике можно добавить контактные данные. Все сведения, которые вам понадобятся, у вас всегда под рукой и запрашиваются в течение нескольких секунд.
  3. Быстрое формирование документов и отчетов. В программу загружены типовые формы журналов, путевых листов и всевозможных транспортных отчетов, начиная с лимитно-заборной карты и заканчивая отчетом по топливу. Если вовремя вносить информацию в программу, то отчет формируется за пару кликов. Формат отчетов — doc или xls. Некоторые поля можно заполнить или исправить вручную в печатной форме. Унифицированные формы отчетов составлены в соответствии с действующим законодательством.
  4. Важные напоминания. Программа автоматически будет оповещать вас о том, когда нужно пройти очередное техобслуживание, техосмотр или поменять страховку. Теперь вам не нужно выписывать всё это в отдельную тетрадь или постоянно просматривать журналы.
  5. Постоянная техническая поддержка и регулярные обновления версий. Мы даем быструю обратную связь по всем техническим вопросам, возникающим в связи с работой программы. Ваши конструктивные замечания помогают нам делать программу лучше.

Приобретая программу, вы:

  • бесплатно скачиваете обновления в течение 1 года
  • после 1 года использования можете приобретать обновленные версии со скидкой 50 процентов

При переходе на лицензионную версию вся введенная вами информация сохраняется в программе.

Схема работы программы в режиме разветвленной филиальной сети предприятия

Смотрите презентацию по программе: YouTube, PowerPoint, PDF-файл. Следует заметить, что текущая версия обладает большими возможностями.

Подумайте сколько ваше предприятие тратит в день только на бензин и сравните с ценой программы (3500 2800 руб — до 100 машин и 5000 4000 руб — свыше 100 машин)! Не отказывайте себе в возможности вести нормальный учет и контролировать ваш автопарк.

> Есть вопросы?

Обращайтесь в службу поддержки или звоните 8(3452) 500-837
Email: avto-uchet@mail.ru