Расчет транспортного налога

Содержание

5.Порядок исчисления и уплаты транспортного налога.

Налогоплательщики: Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным на основании доверенности до 30.07.2002г., н/п является лицо, указанное в доверенности. Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче транспортных средств по доверенности.

Объект налогообложени: Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база: Налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пунктах 1-3 — как единица транспортного средства.

Налоговый (отчетный) период: Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды (для организаций): первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога органы власти субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки: Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств или единицу транспортного средства в следующих размерах. Cтавки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов не более чем в 5 раз. Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет с года выпуска транспортных средств, и/или их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. (Кир об: легк до 45 лс – 15 р в год, 45-80 – 18, 85-110-20, 110-150-30, 150-200-44, 200-250-60,свыше 250-120.

Льготы: герои СССР и РФ, соц труда, полные кавалеры ордена славы, инвалиды 1гр, им авто до 150лс, с/х производители.

Исчисление налога и авансовых платежей: Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) производится с учетом коэффициента. Органы власти субъекта РФ вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Организации, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно.

Сумма налога к уплате = исчисленная сумма налога минус авансовые платежи по налогу, уплаченными в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по итогам каждого отчетного периода равна 1/4 произведения налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми о

Уплата налога и отчетность: Уплата налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода уплачивают сумму налога.

По истечении налогового периода организации, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля следующего года.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления.

Срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. (пункт введен ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6.Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Налогоплательщики: Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

Объект налогообложения: Доход, полученный налогоплательщиками: физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ — от источников в РФ или за пределами РФ; физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ — от источников в РФ.

Ряд доходов не подлежит обложению НДФЛ (Государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, Все виды компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг. Выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг. Вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь; Алименты, получаемые налогоплательщиками; Суммы, получаемые в виде грантов (безвозмездной помощи); Cуммы единовременных выплат (в т.ч. в виде материальной помощи), осуществляемых: налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются «членами семей» лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств независимо от источника выплаты; работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи; налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми органами государственной власти, налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ. Cтипендии учащихся, студентов, аспирантов)

Налоговая база: все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база — денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база — денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.

Налоговый период: Календарный год

Налоговые вычеты:

— Стандартные налоговые вычеты (3000 рублей за каждый месяц для лиц: получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов ВОВ, В размере 500 рублей за каждый месяц для лиц: Героев Советского Союза и Героев РФ, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; участников Вов, Вычет на детей: с 1 января 2012 года: 1 400 рублей — на первого ребенка; 1 400 рублей — на второго ребенка; 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка; 3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.)

Вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. При этом вычет на детей предоставляется независимо от предоставления других стандартных налоговых вычетов.

— Социальные налоговые вычеты (Сумма доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвовани, Сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, Сумма, уплаченная налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, Сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях, в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств, Сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии)

— Имущественные налоговые вычеты (Суммы, полученные налогоплательщиком от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее 3х лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей., Суммы, полученные в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей)

— Профессиональные налоговые вычеты (Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица – Сумма фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов; Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера – Сумма фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг); Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов. – Сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в пределах установленных норм.)

— Вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок

Налоговые ставки: 13%, если иное не предусмотрено ниже;

35% в отношении доходов: стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 4000 рублей; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам;

30% в отношении доходов, получаемых нерезидентами РФ

9% в отношении доходов от долевого участия, полученных в виде дивидендов.

Исчисление налога: Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду.

Уплата налога и отчетность: Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ) .

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ, 4-НДФЛ) в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют: отдельные категории физических лиц, физические лица в отношении отдельных видов доходов.

В случае прекращения деятельности до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Порядок расчета транспортного налога

Транспортный налог рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству. Его годовая сумма (Н) в общем случае определяется по формуле (ст. 362 НК РФ):

Н = НБ * С * К1 * К2 – П,

где НБ – налоговая база конкретного транспортного средства (в зависимости от типа транспортного средства это может быть, например, мощность двигателя в лошадиных силах, валовая вместимость в регистровых тоннах или даже единица транспортных средств) (ст. 359 НК РФ);

С – налоговая ставка в отношении такого транспортного средства. Она устанавливается законом субъекта РФ либо, если региональным законодательством не установлена, берется из ставок, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ;

К1 – повышающий коэффициент, который применяется только для легковых автомобилей. Этот коэффициент зависит от средней стоимости легкового автомобиля и количества лет, прошедших с момента его выпуска. К примеру, для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет коэффициент К1 принимается равным 1,1. При этом имеет значение не стоимость приобретения автомобиля, а средняя стоимость для данной конкретной модели, которая устанавливается Минпромторгом;

К2 – коэффициент владения транспортным средством в году, за который рассчитывается налог. Этот коэффициент определяется как отношение к 12 количества полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика;

П – плата «Платону», перечисленная по такому транспортному средству в году, за который рассчитывается транспортный налог. Если такая плата превышает рассчитанный налог, уплачивать транспортный налог не придется. Кстати, дорожным налогом иногда называют и «платоновскую» плату, т. е. плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Годовой транспортный налог разбивается по кварталам на части – авансовые платежи. В этом случае формула расчета внутригодовых платежей по транспортному налогу изменится. Но региональным законом уплата авансовых платежей может не предусматриваться вовсе.

Расчет транспортного налога: пример

Приведем пример расчета транспортного налога московской организацией по итогам 2017 года в отношении легкового автомобиля Volvo XC 90 D5 AWD Auto Momentum (дизель, мощность 235 л.с.) 2017 года выпуска. Автомобиль приобретен 02.06.2017 и в этот же день поставлен на учет в ГИБДД.

Транспортный налог на территории г.Москвы установлен Законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Авансовые платежи в течение года не уплачиваются (п. 1 ст. 3 Закона).

Для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 225 л.с. до 250 л.с. установлена налоговая ставка 75 руб./л.с. (ст. 2 Закона).

В соответствии с Перечнем легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2017 года (Информация Минпромторга от 28.02.2017), приобретенный организацией автомобиль относится к легковым автомобилям стоимостью от 3 до 5 млн.руб. А учитывая, что с года выпуска приобретенного автомобиля прошло не более 1 года, при расчете транспортного налога применяется коэффициент К1=1,5.

Необходимо помнить, что автомобиль зарегистрирован за организацией 02.06.2017, следовательно, количество полных месяцев владения автомобилем составляет 7 (июнь включается, поскольку автомобиль зарегистрирован на организацию до 15 числа). Поэтому для расчета транспортного налога коэффициент К2 составляет 0,5833 (7/12).

Таким образом, налог по итогам года составит:

Правило тринадцати месяцев

Напомним, что в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца он принимается как один полный месяц.
Это прямая норма, которая содержится в п. 3 ст. 362 НК РФ. Поэтому, даже если регистрация и снятие были совершены в течение одного дня, налог за месяц, в котором транспортное средство (например, автомобиль) было продано, платит как продавец, так и покупатель (Письмо Минфина России от 02.11.2012 N 03-05-06-04/217).
Получается, в году 12 месяцев, а налог уплачивается за 13 месяцев.
Оба собственника уплачивают транспортный налог за одно и то же транспортное средство, причем за один и тот же период.

Тем не менее в Письме Минфина России от 07.10.2010 N 03-05-06-04/240 разъяснено, что данная норма Налогового кодекса РФ не приводит к двойному налогообложению, поскольку этот объект налогообложения возникает у разных налогоплательщиков.

Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ были внесены очередные поправки в гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, которые заключаются в следующем: если законом субъекта Российской Федерации не установлены ставки транспортного налога, налогообложение производится по ставкам, указанным в Налоговом кодексе РФ. Чисто техническая поправка.

Что касается правила 13 месяцев, то этот вопрос снова не решен. Хотя, например, при исчислении земельного налога справедливость торжествует с момента введения гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Так, в п. 7 ст. 396 НК РФ сказано: если возникновение (прекращение) прав на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц их возникновения, если после 15-го числа — месяц прекращения прав.

Иными словами, если земля продана до 15-го числа месяца, налог за этот месяц платит ее покупатель, если после 15-го числа месяца — продавец земли. Все логично: кто дольше владеет земельным участком, тот и платит. Никакого правила 13 месяцев.

Кстати, при продаже автомобиля организациям следует учитывать, что объекты основных средств подлежат обложению налогом на имущество до их выбытия, а вот уплата транспортного налога прекращается только с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах (Письмо Минфина России от 14.06.2012 N 03-05-05-04/09). Если автомобиль не снят с учета в органах ГИБДД, транспортный налог придется платить и дальше.

Аналогичный принцип применяется и при списании транспортных средств ввиду их непригодности к эксплуатации (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12223/10): если компания списала транспорт и даже утилизировала его, но не сняла с регистрационного учета, она должна уплачивать транспортный налог.

Правило одного месяца

В силу п. 4 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о зарегистрированных или снятых с регистрации транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

При одновременной постановке и снятии с учета транспортного средства без выдачи свидетельства о регистрации и номерных знаков транспортный налог все равно взимается, поскольку в целях налогообложения важен сам факт регистрации транспортного средства, а не выдача свидетельства и номерных знаков (Письмо Минфина России от 19.09.2012 N 03-05-06-04/163).

Таким образом, в приведенном случае действует правило одного месяца: при представлении сведений органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о регистрации и снятии с регистрации соответствующего транспортного средства в течение одного месяца налоговыми органами будет исчислен транспортный налог в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ.

Угнанное транспортное средство в розыске

В общем случае обязанность по уплате транспортного налога не зависит от фактического использования транспорта налогоплательщиком.

Между тем существуют исключения. В Письме от 27.01.2012 N БС-3-11/241 ФНС России напомнила, что транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения. При этом факт угона должен быть подтвержден справкой из правоохранительных органов.

В Информационном письме, размещенном в сети Интернет на сайте www.nalog.ru, ФНС России разъяснила, каким именно документом подтверждается факт розыска угнанного (украденного) транспорта.

В силу пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Таким документом является справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.

Согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств (утв. Приказом МВД России от 17.02.1994 N 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства») розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.

В случае угона транспортного средства лицо, на которое это средство зарегистрировано, должно написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел (ОВД), на основании которого будет вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, а также выдана справка об угоне зарегистрированного на заявителя транспортного средства.

При представлении в налоговый орган подлинника справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.

Если же налогоплательщик представит не подлинник, а копию справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданную соответствующим подразделением ОВД России, то налоговый орган в целях подтверждения обоснованности освобождения этого транспортного средства от обложения транспортным налогом должен направить в указанное подразделение запрос о подтверждении факта его угона.

Кроме того, в Письме отмечено, что угнанное транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом только в период его розыска.

Если подлинника выданной ОВД справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на налогоплательщика транспортного средства, от последнего в налоговый орган не поступало, то отсутствуют законные основания для неначисления по этому транспортному средству транспортного налога (вплоть до месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик представит в налоговый орган справку).

Другими словами, в целях исчисления транспортного налога месяц, в котором транспорт угнан, и месяц, когда он возвращен владельцу, включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.

Отметим, что согласно Письму ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@ налоговые органы при реализации возложенных на них полномочий должны неукоснительно применять положения писем ФНС России, размещенных в сети Интернет на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами».

При продаже транспортного средства без снятия с учета плательщиком налога остается его прежний владелец

В Информационном письме, размещенном в сети Интернет на сайте www.nalog.ru, ФНС России разъяснила, что при продаже транспортного средства без снятия его с регистрационного учета плательщиком транспортного налога остается прежний владелец транспорта.

Возможность продать транспортное средство без снятия его с регистрационного учета, лишь заключив договор купли-продажи, появилась в нашей стране с 1 января 2011 г.

Между тем, пока транспортное средство не снято с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является его формальный, а не фактический владелец.

Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) Налоговым кодексом РФ не установлено.

Кроме того, согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001) транспортные средства регистрируются за их собственниками — юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на автомототранспортные средства.

Автомототранспортное средство, отчужденное на основании договора, должно быть снято с регистрационного учета со старого собственника на основании заявления нового при обращении в регистрационное подразделение Госавтоинспекции для переоформления на свое имя в установленные Правилами сроки (при неисполнении указанных обязательств новым собственником — по заявлению прежнего собственника).

Исчисление транспортного налога в отношении прежнего собственника будет прекращено только с месяца, следующего за месяцем снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Категория транспортного средства в целях налогообложения определяется на основании данных ПТС

В Письме Минфина России от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137 разъяснено, на основании чего определяется категория транспортного средства для исчисления транспортного налога.

В целях администрирования транспортного налога в силу ст. 362 НК РФ сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по специальным формам. В них предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства».

Документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС), подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»). Тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении (сертификате соответствия).

В строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая позиция цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид), например: «1» — легковой автомобиль; «7» — фургоны; «9» — специальные.

Таким образом, категория транспортного средства в целях исчисления транспортного налога должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС.

Незарегистрированный транспорт, эксплуатирующийся на закрытых территориях и не участвующий в дорожном движении

Уклонение от государственной регистрации транспортных средств не освобождает от уплаты транспортного налога — такой вывод сделал Президиум ВАС РФ (Постановление от 07.06.2012 N 14341/11 по делу N А73-12291/2010). При вынесении решения была рассмотрена следующая ситуация.

На балансе компании в качестве эксплуатируемых основных средств числились транспортные средства, не прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в органах государственного технического надзора.

Организация считала, что, поскольку эти транспортные средства в количестве 102 штук используются в пределах промышленной площадки (горного отвода) и не участвуют в дорожном движении (не воздействуют на состояние дорог общего пользования, не эксплуатируют дорожное покрытие), регистрировать их не нужно.

Примечание. В Письме ФНС России от 27.01.2012 N БС-3-11/241 подчеркивается, что обязанность по уплате транспортного налога не зависит от факта эксплуатации дорожного покрытия.

Соответственно, и транспортный налог с них платить не надо, поскольку в силу ст. 357 НК РФ его плательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Налоговая инспекция с этим не согласилась, поскольку тот факт, что транспорт в нарушение установленного порядка не был зарегистрирован, не является основанием для освобождения компании от уплаты транспортного налога. Налоговый орган доначислил налог, пени и штраф.

Нижестоящие суды признать решение налоговой инспекции недействительным отказались. Судебная коллегия ВАС РФ направила дело для пересмотра в Президиум.

Президиум ВАС РФ решил, что используемые компанией в производственной деятельности вездеходы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики, тягачи, буровая установка подлежат государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», поэтому в силу этого обстоятельства они признаются объектами обложения транспортным налогом.

Иными словами, предприятие, владеющее транспортным средством по любому законному основанию, которое приводит к обязанности по его регистрации, признается плательщиком транспортного налога.

Кстати, за несоблюдение сроков государственной регистрации транспорта органы ГИБДД или Гостехнадзора могут оштрафовать юридическое лицо на сумму от 1 до 3 тыс. руб. за каждое транспортное средство, а его должностных лиц — на 100 — 300 руб. (ст. 19.22 КоАП РФ).

Налоговая декларация

Плательщикам транспортного налога необходимо обратить внимание на Письмо ФНС России от 13.11.2012 N БС-4-11/19074@, суть которого в следующем.
За 2012 г. налогоплательщики представляют декларацию по транспортному налогу по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@.
Порядок заполнения налоговой декларации, утвержденный этим же Приказом, содержит некорректное описание алгоритма исчисления сумм налоговых льгот.

Примечание. Отметим, что в Налоговом кодексе РФ не установлено каких-либо льгот по транспортному налогу, между тем в силу ст. 356 НК РФ они могут быть предоставлены налогоплательщикам властями субъектов Российской Федерации.

Соответствующие изменения (в части указанного алгоритма) внесены в Приказ от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ Приказом ФНС России от 26.10.2012 N ММВ-7-11/808@, но будут применяться, только начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 г.

В случае возникновения у налогоплательщика оснований для применения налоговой льготы по транспортному налогу, установленной законом субъекта Российской Федерации, в налоговом периоде 2012 г. в целях корректного исчисления сумм налоговых льгот рекомендуется:

  • в строке 180 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, и коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160;
  • в строке 200 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;
  • в строке 220 сумму налоговой льготы исчислять как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженной на коэффициент, отражаемый в строке с кодом 160.

Кстати, следует знать, что налоговые органы на местах не вправе требовать от компаний представления уточненных деклараций по транспортному налогу за 2011 г. в случае, когда последние при заполнении декларации в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФНС России от 13.04.2006 N 65н, дополнительно не учли рекомендации ведомства, размещенные на сайте www.nalog.ru (Письмо ФНС России от 13.06.2012 N БС-4-11/9663@).

Выход этого Письма связан с участившимися случаями обращения налогоплательщиков по вопросу законности направления налоговыми органами требований о необходимости представления уточненной декларации по транспортному налогу за 2011 г.

Напомним, что в информационном письме, размещенном в сети Интернет на сайте www.nalog.ru, ФНС России рекомендовала не заполнять строку 040 налоговой декларации, а величину транспортного налога, отраженную по строке 030, в полной сумме повторить по строке 050.

Отметим, что, если компания не является плательщиком транспортного налога или на нее зарегистрированы транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения, представлять налоговую декларацию ей не нужно.

Транспортный налог. Особенности его исчисления и уплаты

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ (далее — Закон N 110-ФЗ) в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты внесены изменения, касающиеся порядка формирования дорожных фондов Российской Федерации. Внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2003 г. Согласно Закону N 110-ФЗ:

  • разд.IX «Региональные налоги и сборы» части второй НК РФ дополнен гл.28 «Транспортный налог» (ст.ст.356 — 363);
  • признаны утратившими силу ст.ст.5 и 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (далее — Закон о дорожных фондах), устанавливающие соответственно налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств;
  • исключена ст.5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», согласно которой Закон о дорожных фондах должен прекратить свое действие с 1 января 2003 г.

Таким образом, с 1 января 2003 г. на территории Российской Федерации вводится транспортный налог; прекращается взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств.

Соответствующие изменения внесены Законом N 110-ФЗ и в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: из перечня федеральных налогов (п.1 ст.19) исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (пп.»м»), в перечень региональных налогов (п.1 ст.20) включен транспортный налог (пп.»ж»).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты транспортного налога.

Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют:

  • ставку налога в пределах, установленных ст.361 НК РФ. В соответствии с п.2 ст.361 НК РФ установленные НК РФ налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • форму отчетности по налогу, срок ее представления.

Кроме того, ст.356 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право при установлении налога предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Перечни транспортных средств, признаваемых и не признаваемых объектом налогообложения, установлены ст.358 НК РФ.

Так, согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Объектом налогообложения не являются (п.2 ст.358 НК РФ):

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Согласно п.1 ст.359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в зависимости от вида транспортных средств следующим образом:

  • по транспортным средствам, имеющим двигатели, — мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, — валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • по водным и воздушным транспортным средствам, не относящимся к вышеперечисленным, — единица транспортного средства.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст.360 НК РФ).

Порядок исчисления транспортного налога определен ст.362 НК РФ. Согласно п.2 указанной статьи сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1. Организация имеет автомобиль ГАЗ-3110 мощностью 100 л. с. Согласно ст.361 НК РФ по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно установлена налоговая ставка 5 руб. с каждой лошадиной силы.

Сумма транспортного налога составит:

5 руб. х 100 л. с. = 500 руб.

Согласно п.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Пример 2. В апреле 2003 г. организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л. с. Ставка налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение девяти полных месяцев 2003 г. (с апреля по декабрь включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2003 г., составит:

8 руб. х 135 л. с. х 9 мес. : 12 мес. = 810 руб.

Пример 3. В феврале 2003 г. организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В июле 2003 г. автомобиль был продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение шести полных месяцев 2003 г. (с февраля по июль включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить в 2003 г., составит:

5 руб. х 80 л. с. х 6 мес. : 12 мес. = 200 руб.

В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Как уже было отмечено ранее, с 1 января 2003 г. перестают взиматься налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Поскольку налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется с выручки от реализации продукции (работ, услуг), и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо — сбытовой и торговой деятельности (п.2 ст.5 Закона о дорожных фондах), возникает вопрос о порядке его исчисления и уплаты по продукции, товарам (работам, услугам), отгруженным (поставленным, выполненным, оказанным) по состоянию на 1 января 2003 г.

Статьи 4 и 16 Закона N 110-ФЗ определяют этот порядок следующем образом:

  • налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки, за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.;
  • налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) и оплаченную по состоянию на 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.;
  • для налогоплательщиков, определявших в 2002 г. выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г. При этом суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Центробанка РФ, установленному на 1 января 2003 г.;
  • субъекты малого предпринимательства независимо от применяемой учетной политики для целей налогообложения в 2002 г. уплату налога на пользователей автомобильных дорог за этот год производят в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 г.

Ю.Н.Талалаева

Порядок и сроки уплаты транспортного налога на общефедеральном уровне регламентируется Налоговым Кодексом РФ. При этом нормы НК РФ разрешают властям на местах уточнять и корректировать условия налогообложения по региональным и местным налогам путем принятия собственных правовых актов. Транспортный налог отнесен к числу региональных, поэтому правила его взимания и сроки уплаты могут меняться или дополняться законами субъектов РФ, но региональные инициативы не должны идти вразрез с положениями НК РФ.

Транспортный налог (юридические лица) 2019 – сроки уплаты

Юридические лица начисляют сумму налога по зарегистрированным на них транспортным средствам самостоятельно. О произведенных расчетах и уплаченных суммах обязательств в бюджет организации регулярно отчитываются перед ИФНС путем представления деклараций. Сроки уплаты транспортного налога юридическими лицами могут разниться в зависимости от региона, так как нормами п. 1 ст. 363 НК РФ право устанавливать крайние даты для погашения налоговых обязательств по налогу предоставлено властям субъектов РФ.

Налог на транспорт, принадлежащий юрлицам, как правило, перечисляется в бюджет по системе авансовых платежей. Это означает, что компании в течение года платят равными частями расчетную сумму налога, а по итогам года производят окончательный расчет. Годовая сумма к уплате определяется путем вычитания внесенных в течение года авансов из начисленных обязательств. Но, в зависимости от положений регионального законодательства, может применяться и безавансовая форма расчетов с бюджетом, когда фискальные обязательства гасятся сразу одним платежом по итогам налогового периода (п. 2 ст. 363 НК РФ).

Читайте также: Ставки транспортного налога по регионам 2019: таблица

Срок уплаты транспортного налога организациями устанавливается правовыми актами региональных властей, при отсутствии таких законодательных документов налогоплательщики должны руководствоваться нормами НК РФ.

В Налоговом кодексе говорится, что налог должен платиться с привязкой к месту нахождения налогооблагаемых транспортных средств. В соответствии со ст. 363, 363.1 НК РФ юридические лица платят транспортный налог в сроки, установленные региональным законодательством, при этом срок перечисления налога не может наступить раньше срока, установленного для представления декларации. Таким образом, по транспортному налогу отчетность и сроки уплаты в 2019 году оказываются взаимоувязаны. Для сдачи годовых деклараций НК РФ называет крайнюю дату – не позже 1 февраля в году, следующем за отчетным годом. То есть, регионы не вправе устанавливать более ранний срок для отчетности и, соответственно, для уплаты налога.

Читайте также: «Платон» и транспортный налог в 2019 году

Срок уплаты авансового платежа по транспортному налогу регламентируется только на уровне регионального законодательства. Величина налогового аванса составляет ¼ от годовых обязательств по налогу на ТС компании. Платятся авансы с ежеквартальной периодичностью, крайние даты перечисления средств в бюджет необходимо сверять с нормами регионального законодательства.

Приведем примеры того, какие сроки уплаты транспортного налога для организаций установлены в некоторых регионах:

  • В Москве срок уплаты установлен не позднее 5 февраля, при этом обязательство по ежеквартальному перечислению налоговых авансов у субъектов предпринимательства отсутствует – московские налогоплательщики перечисляют налог на транспорт только по итогам года. Так, если предприятие начислило за 2019 год налог в размере 5000 руб., то вся эта сумма должна быть перечислена в бюджет до 5 февраля 2020 года (закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33 в ред. от 29.11.2017).

  • Другой механизм расчета налогоплательщиков с бюджетом предусмотрен законодательством Калининградской области (областной закон от 16.11.2002 № 193 в ред. от 24.12.2018) – авансы перечисляются в бюджет по результатам каждого квартала в срок не позже последнего дня в месяце, который идет за истекшим квартальным периодом (30 апреля, 31 июля, 31 октября), а по итогам года произвести окончательный расчет необходимо не позже 1 февраля. Например, предприятие за год начислило налог в размере 5000 руб., но по итогам первых трех кварталов в бюджет платились авансы по 1250 руб. В этом случае до 1 февраля 2020 года компания должна будет погасить только остаток обязательств – 1250 руб. (5000 – 1250 х 3).

  • В Ивановской области авансовые платежи надо платить до 5 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным квартальным периодом. По итогам года расчет с бюджетом должен быть произведен в течение 10-ти дней с даты подачи отчетности по налогу на транспорт, но не позже 10 февраля (областной закон от 28.11.2002 № 88-ОЗ в ред. от 31.05.2017).

Как начисляется транспортный налог и платятся авансы и годовая сумма фискального обязательства в конкретном регионе, можно узнать на сайте ФНС в разделе ]]>справочной информации]]>.

Если крайняя дата перечисления средств в бюджет выпадает на выходной или на государственный праздник, срок уплаты транспортного налога для юрлиц переносится на ближайший из последующих рабочих дней.

Читайте также: Как учесть плату по системе «Платон» в декларации по транспортному налогу за 2018 год

Особенности транспортного налога для юрлиц

Транспортный налог для юридических лиц, как и для физлиц, рассчитывается по простой формуле:

База налогообложения × ставка налога.

Кроме того, в эту формулу могут также добавляться понижающие/повышающие коэффициенты, а ставка налога в регионе может быть уменьшена или увеличена по отношению к базовым величинам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ. Но установленные в субъектах федерации ставки налога не могут отличаться от базовых больше чем в 10 раз — такое ограничение указано в п. 2 ст. 361 НК РФ.

Подробнее о порядке расчета транспортного налога для автомобилей читайте в нашей статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

В отношении дорогих авто, стоимость которых превышает 3 млн руб., применяется повышающий коэффициент. Этот коэффициент можно найти в п. 2 ст. 362 НК РФ. Его величина зависит не только от стоимости авто, но и от срока его использования после выпуска. Цены на элитные автомобили ежегодно обновляются и доступны для знакомства с ними на официальном сайте Минпромторга.

В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ местом для предоставления деклараций и уплаты транспортного налога в отношении автомототехники и воздушных ТС считается место регистрации самого налогоплательщика.

Налогоплательщики-юрлица в отличие от физлиц должны самостоятельно рассчитывать налог и отчитываться по нему в ИФНС путем подачи деклараций. Налоговые декларации по транспортному налогу подаются не позднее 1 рабочего дня февраля того года, который следует за отчетным. Если в регионе принято решение об уплате авансовых платежей, то в течение года ежеквартально платятся такие платежи, но расчеты по ним в ИФНС не подаются. Суммы авансов учитывают при определении величины налога, подлежащего уплате по окончании налогового периода.

О том, как отчитаться по транспортному налогу, можно узнать из этой статьи .

Изменения 2019–2020 по транспортному налогу для юридических лиц

За последние годы в порядок расчета транспортного налога были внесены изменения:

  • В 2019 году уточнен перечень дорогих автомобилей. Машины перегруппированы в зависимости от года выпуска и цены.
  • Изменен бланк декларации. Применять его следует с отчетности за 2017 год.
  • Отменена дифференциация повышающего коэффициента для легковых автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн. руб. С 03.08.2018 вступили в действие изменения в п.2 ст.362 НК РФ, которыми установлен коэффициент 1,1% для всех машин данной ценовой категории. Напомним ранее величина коэффициента зависела от года выпуска автомобиля: менее 12 месяцев назад, коэффициент был равен 1,5%, от 1 до 2 лет — 1,3%, от 2 до 3-х лет — 1,1%.
  • Уточнен порядок расчета коэффициента владения в отчетном (налоговом) периоде, согласно которому этот коэффициент при поступлении (выбытии) ТС в этом периоде определяют как отношение числа полных месяцев владения к полному количеству месяцев в соответствующем периоде. За полный принимается тот месяц, в котором ТС приобретено до 15 числа или выбыло после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).
  • Установлены правила о том, что перечень дорогих автомобилей применим только к тому периоду, в котором он до 1 марта размещен на сайте Минпромторга (п. 2 ст. 362 НК РФ), т. е. с изменением этого списка пересчитывать налог за предшествующие годы не нужно.
  • Для транспортного налога, начисляемого по большегрузным автомобилям, на 2016–2018 годы применим вычет в размере уплаченной за соответствующий период платы за вред, причиняемый дорогам этими автомобилями (п. 2 ст. 362 НК РФ). Этот вычет может уменьшать величину налога по большегрузам до нулевого значения.
  • Региональными законами периодически корректируются ставки транспортного налога.

О том, какие ставки применяют регионы, читайте в этой статье.

  • Другие изменения.

Таблицу изменений по транспортному налогу вы найдете в этой публикации.

Транспортный налог регламентируется главой 28 Налогового кодекса РФ

Транспортный налог регламентируется главой 28 Налогового кодекса РФ и Законом Республики Ингушетия от 01.01.01 года

(в ред. Законов Республики Ингушетия -РЗ, -РЗ, -РЗ, -РЗ)

Общие положения

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 «Транспортный налог» части второй Кодекса.

Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено Кодексом, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 части второй Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности по налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики

В соответствии с частью первой статьи 357 Кодекса налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Признание физических лиц в соответствии с частью первой статьи 357 Кодекса налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 Кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Объект налогообложения (статья 358 НК РФ)

Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

(пп. 9 введен Федеральным законом от 01.01.2001 N 168-ФЗ)

Налоговая льгота установлена ст.4 Закона Республики Ингушетия от 01.01.01 (в ред. Закона Республики Ингушетия -РЗ)

От уплаты транспортного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

— Герои Советского Союза, Герои России, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней в части одного зарегистрированного на него транспортного средства.

Основанием для предоставления льгот является соответствующее заявление с приложением документов (или их копий), подтверждающих право на льготу.

Налоговые ставки, в редакции Закона Республики Ингушетия -РЗ

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в руб.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)
включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)
включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)
включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы): до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л. с.
(до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)
включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)
включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)
включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на
пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с
мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55
кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100
л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая
вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с
каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы
тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие
двигателей (с единицы транспортного средства)

* СПРАВОЧНО: 1 кВт – 1,35962 л. с

Порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Сумма налога рассчитывается из того периода времени, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. Месяц регистрации, а также месяц снятия с регистрации транспортного средства принимаются как каждый за полный месяц. Транспортный налог подлежит уплате независимо от того, эксплуатируется транспортное средство или нет.

Пример1.

Легковой автомобиль был зарегистрирован в органах осуществляющих государственную регистрацию 25 января 2006 года, а снят с регистрации в связи с его продажей 8 декабря 2006 года. В этом случае сумма налога будет исчисляться с учетом коэффициента, равного 1, так как месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

Пример 2.

Физическое лицо зарегистрировало автомобиль в органах осуществляющих государственную регистрацию 15 мая 2006 года и сняло его с учета в органах осуществляющих государственную регистрацию 29 мая 2006 года в связи с реализацией. Расчет налога в данном случае будет произведен налоговым органом с учетом коэффициента, равного 1/12, так как в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены Законом Республики Ингушетия от 01.01.01 года .

Налогоплательщики – физические лица производят уплату налога не позднее 1 августа года следующего за налоговым периодом.

Платежные реквизиты для зачисления транспортного налога,

уплачиваемого физическими лицами.

Получатель: УФК по Республике Ингушетия (полное наименование инспекции по месту жительства ИНН/КПП)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Республике Ингушетия г. Назрань

Расчетный счет:

БИК:

Код бюджетной классификации (КБК): налог: 1000110