Расчет пенсии по вредности в 2018 году

В следующем году условия для назначения страховой пенсии по старости изменятся. Кому положена накопительная часть, кто может рассчитывать на льготную пенсию и как станет рассчитываться 25-процентная надбавка для селян в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

— Елена Васильевна, как поменяются условия для назначения пенсий в 2019 году?

— Напомню, что с января 2015 года для назначения страховой пенсии по старости требуется выполнение трёх условий — достижение пенсионного возраста, наличие необходимого стажа и определённого количества пенсионных баллов. В 2019 году изменятся требования и к стажу, и к баллам, и к возрасту. Если в этом году для назначения пенсии нужен стаж 9 лет, то с января 2019 года — 10 лет. Увеличится и количество необходимых пенсионных баллов — с 13,8 в 2018 году до 16,2 в 2019 году.

Фото: ПГ / Михаил Нилов

Что касается изменения пенсионного возраста, то его повышение будет плавным, с длительным переходным периодом, который продлится 10 лет — до 2028 года. После завершения переходного периода женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины — в 65 лет. На первом этапе повышение пенсионного возраста затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. В 2019 году время выхода на пенсию «сместится» на полгода. То есть женщины, которым исполнится 55 лет, смогут выйти на пенсию по достижении возраста в 55 лет и 6 месяцев. Мужчины, которым в 2019 году исполнится 60 лет, смогут выйти на пенсию по достижении возраста в 60 лет и шесть месяцев.

— Что изменится при назначении пенсии по старости учителям и медработникам? Когда они смогут уйти на пенсию?

— Законодательством действительно предусмотрен перечень работников, которые при наличии определённого стажа имеют право на досрочную пенсию. Например, это педагоги, отработавшие 25 лет, и медики, отработавшие 25 лет на селе и 30 лет в городе. Ужесточения требований по специальному стажу не планируется. Однако в связи с изменением пенсионного возраста вводится переходный период, который сместит выход на пенсию на определённый срок. Рассчитываться эта «отсрочка» будет так же, как и у всех остальных граждан. В 2019 году после выработки нужного специального стажа придётся подождать шесть месяцев, в 2020 году — 18 месяцев, в 2021 году — 36 месяцев, с 2023 года — пять лет.

— Для кого будет сохранён прежний возраст выхода на пенсию?

— Возраст выхода на пенсию останется без изменений у работников вредных и опасных производств, у коренных и малочисленных народов Севера, у граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, у россиян, которым пенсия назначается ранее установленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья (мамам, воспитавшим до 8-летнего возраста пятерых детей, одному из родителей ребёнка-инвалида, инвалидам вследствие военной травмы).

— Планируется ли расширение этой категории льготников?

— Благодаря инициативе президента право на досрочный выход на пенсию появилось у многодетных мам с тремя и четырьмя детьми. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию в 57 лет. Если у женщины четверо детей — в 56 лет. При этом сохраняются условия, необходимые для назначения пенсии многодетным матерям: право на данную льготу имеют женщины, воспитавшие детей до 8-летнего возраста при наличии стажа не менее 15 лет.

Фото: ПГ / Михаил Нилов

— Изменить параметры пенсионной системы пришлось для того, чтобы у государства появилась возможность индексировать пенсии на уровень, превышающий инфляцию. Какими темпами пенсии будут расти в 2019—2021 годах?

— Начиная с января 2019 года пенсии будут увеличиваться в среднем на одну тысячу рублей — более, чем на семь процентов. Это выше, чем прогнозируемый уровень инфляции почти в два раза. Для этого в законе была прописана специальная стоимость как индивидуального пенсионного коэффициента, так и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии. В результате такого повышения в 2024 году средний размер пенсий в стране составит 20 тысяч рублей.

— Как будет рассчитываться 25-процентная надбавка к пенсии для селян?

— Действительно, согласно поправке Владимира Путина, с 1 января 2019 года начнётся выплата 25-процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих в сельской местности и имеющих стаж не менее 30 лет в сельском хозяйстве. В 2019 году эта надбавка составит 1333 рубля.

— Как будет назначаться в 2019 году накопительная пенсия?

— В данном случае принципиальных изменений в законодательстве не предусмотрено. Получить пенсионные накопительные выплаты мужчины смогут с 60 лет, женщины — с 55 лет. Правда, только в том случае, если выполнены условия, необходимые для назначения пенсии по старости — заработан необходимый для этого страховой стаж и имеется нужное количество пенсионных баллов.

Каким образом оценить условия труда водителей? По каким показателям трудового процесса осуществляется общая оценка их условий труда? Об этом вы узнаете из статьи.

Оценка труда водителя: являются ли условия труда водителя вредными?

Каждая организация в силу специфики процессов производства обладает рядом профессий и должностей, а также определенными особенностями в организации труда своих работников.

Самой распространенной профессией, которая встречается практически в каждой организации, является водитель.

Труд водителя носит определенный характер и существенно отличается от других видов работ. Данная особенность заключается, в частности, в том, что этот труд связан с движением транспортного средства, представляющего собой источник повышенной опасности. Управляя автомобилем, водитель однозначно подвергается воздействию внешних факторов: в кабине автомобиля шумно, от руля и сидения передается вибрация, водитель вдыхает испарения топлива, несет ответственность за безопасность и жизнь других людей, кроме того, есть риск и для его собственной жизни. Все перечисленные факторы: шум, вибрация, напряженность труда – считаются вредными. Поэтому рабочие места всех водителей подлежат оценке условий труда.

Рабочее место водителя

Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и подготовка транспортного средства к выезду на линию и оформление необходимой документации, текущий ремонт автомобиля и т.п.

Есть случаи, когда водители выполняют обязанности экспедитора, грузчика, кондуктора и т.п. Однако основным видом деятельности водителя, наиболее важным, занимающим, как правило, бо¢льшую часть рабочего времени, является вождение автомобиля. Эксплуатация транспортных средств связана с определенными рисками, имеет свои особенности. Именно в процессе эксплуатации автомобиля и определяются наиболее существенные производственные факторы.

Что касается производственной среды водителей автомобилей, то она достаточно хорошо изучена, и даже существует четкий перечень вредных факторов, присутствующих на рабочем месте водителя – уровни шума, вибрации, микроклимата и т.д.

Кроме того, профессиональная деятельность водителей отличается наличием таких факторов, как тяжесть и напряженность трудового процесса.

Очень важно правильно определять содержание элементов, составляющих условия труда водителей, объективно оценивать их влияние на работника в процессе труда.

Аттестация рабочего места

В силу требований ст. 17 Закона № 356-З наниматель должен проводить оценку фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З).

Документ:

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253.

Справочно:

аттестация – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности (абз. 2 ст.1 Закона № 356-З).

Основная задача аттестации

Основной задачей проведения аттестации являются комплексная оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в сфере охраны труда.

Справочно:

комплексная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденными постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211(далее – СанПиН № 211)

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Справочно:

работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются гарантии и компенсации (ст. 225 ТК). При этом указанные в ст. 225 ТК льготы предоставляются работникам, в т.ч. по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

При проведении аттестации оценке подлежат все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, обусловленные выполнением работы, предусмотренной в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) для профессии «водитель автомобиля», а также рабочей инструкцией, трудовым договором.

Рабочие места подлежащие аттестации

Прежде чем приступить к проведению замеров факторов производственной среды и оценке тяжести и напряженности трудового процесса, аттестационной комиссии необходимо определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

После определения перечня необходимо решить вопрос о том, какие рабочие места водителей можно считать однотипными, а какие – аналогичными.

Для того чтобы определить однотипные рабочие места для водителей автомобиля, необходимо сгруппировать автомобили аналогичных марок по грузоподъемности, по маркам двигателей и т.п.

Если в организации имеются автотранспортные средства одной модели, одного года выпуска, с одинаковым техническим состоянием и эксплуатирующиеся в одинаковых условиях, иными словами, если класс условий труда водителей одинаков, то такие рабочие места могут считаться аналогичными и аттестацию рабочего места достаточно провести на любом автотранспортном средстве из данной группы.

В этом случае обследованию подлежит не менее 20 % таких рабочих мест. Полученные результаты измерений и (или) исследований вредных производственных факторов усредняют и используют в оценке условий труда всех однотипных рабочих мест.

Справочно:

в случаях, когда водитель транспортного средства помимо своих основных трудовых функций выполняет дополнительные, при аттестации такого рабочего места необходимо исследовать вредные производственные факторы при выполнении им и основных, и дополнительных трудовых функций.

Определение вредных производственных факторов

При определении вредных производственных факторов, которые могут присутствовать на рабочих местах водителей автомобилей (например, шум в кабине транспорта, транспортно-технологическая вибрация, наличие в кабине вредных химических веществ), следует руководствоваться СанПиН № 47.

Документ:

Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 14.06.2013 № 47 (далее – СанПиН № 47).

Уровень шума, вибрации, и соответственно опасность их воздействия зависят от технического состояния автомобиля. Иногда простой ремонт глушителя значительно снижает опасность работы водителя.

Измерения и исследования факторов производственной среды проводятся исключительно лабораториями, аккредитованными в системе аккредитации Республики Беларусь и включенными в реестр Системы аккредитации Республики Беларусь.

Внимание!

Наниматель не вправе самостоятельно проводить измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды, за исключением случаев, когда в составе организации имеется аккредитованная испытательная лаборатория.

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса

При проведении оценки тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте водителя автомобиля необходимо учитывать особенности организации его труда.

Длительное нахождение в фиксированной позе и связанная с ней вынужденная ограниченная двигательная активность вызывают специфическое утомление водителя, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний.

Напряженность трудового процесса водителя автомобиля напрямую зависит от характера и условий выполняемых работ, режима работы, типа используемого транспортного средства, времени занятости работника за рулем и других критериев.

Следует отметить, что повышенные требования к функции внимания, нагрузка на органы чувств (в первую очередь на зрительный анализатор), необходимость воспринимать сигналы, принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время, влекут за собой нервно-эмоциональную напряженность, которая также является одной из главных характеристик труда водителя.

Больше всего влияет на состояние работника и на результаты аттестации такой показатель фактора напряженности трудового процесса, как эмоциональные нагрузки (степень ответственности за результат собственной деятельности, за безопасность других лиц (только при перевозке людей), степень риска для собственной жизни).

В соответствии с табл. 15 СанПиН № 211 устанавливается самый высокий класс опасности только за вероятность риска для собственной жизни и наступления ответственности за безопасность других лиц.

Класс опасности по этим показателям не может быть снижен в зависимости от времени нахождения за рулем автомобиля.

Оценка вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса

Результаты оценок вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса вносятся в карту аттестации рабочего места.

Общую оценку определяют с учетом оценок всех присутствующих вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, с учетом времени их воздействия.

Время ежедневной занятости водителя управлением автомобиля можно определить по показаниям приборов либо рассчитать с учетом расхода топлива и средней скорости движения автомобиля.

Если время нахождения водителя за рулем меняется, то определяется усредненное время нахождения водителя за рулем. Общую оценку условий труда определяют за полный рабочий день с учетом усредненного времени нахождения водителя за рулем.

Оценка факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса проводится путем сопоставления полученных в результате измерений и исследований их фактических величин с гигиеническими нормативами и последующего соотнесения величин отклонения каждого фактора производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с критериями, на основании которых устанавливается класс условий труда.

Справочно:

условия труда в зависимости от степени отклонения производственных факторов среды и трудового процесса от гигиенических нормативов разделяются на следующие классы: оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс), опасные (4-й класс). Классы устанавливают в соответствии с табл. 1–15 приложения 2 к СанПиН № 211.

Только оптимальные и допустимые условия труда относят к безопасным.

Условия труда признаются вредными (3-й класс), когда уровни производственных факторов на рабочем месте выходят за пределы гигиенических нормативов и оказывают неблагоприятное действие на организм работника. Вредные условия труда, имеющие 4 степени (гл. 2 п. 9 СанПиН № 211) и опасные (4-й класс), дают право на ряд компенсаций за работу в таких условиях.

Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

В качестве компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены:

– дополнительный отпуск;

– доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– сокращенная продолжительность рабочего времени;

– пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что по результатам измерений и исследований вредных факторов на рабочих местах водителей вредность подтверждается всегда, но в разной степени. Поэтому размеры надбавок за вредность и продолжительность отпуска бывают разными.

Чаще всего по результатам аттестации рабочих мест водителей подтверждается класс опасности 3.1 и 3.2. Это значит, что водителям предоставляются компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в виде дополнительного отпуска и доплат.

Классу 3.1 соответствует надбавка 0,10 % тарифной ставки 1-го разряда за час работы во вредных условиях и 4 дополнительных дня отпуска; классу 3.2–0,14 % и 7 дней отпуска соответственно.

Кроме того, если водители заняты на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536), либо на работах с вредными и тяжелыми условиями (по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536) и результатами оценки условий труда на рабочих местах установлены или подтверждены факторы, послужившие основанием для включения в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, то такая категория водителей имеет право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Рассмотрим, в чем отличие назначения пенсии по возрасту на льготных условиях согласно ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении и ст. 100 этого Закона (лицам, имевшим право на пенсию на льготных условиях до вступления в силу Закона о пенсионном обеспечении), и как это влияет на размер пенсий.

Назначение пенсии по возрасту на льготных условиях

В соответствии со ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении право на пенсию по возрасту на льготных условиях независимо от места последней работы имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по Списку № 1 и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины — после достижения 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах; женщины — после достижения 45 лет и при стаже работы не меньше 15 лет, из них не меньше 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 этого Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам.

Работники, которые заняты полный рабочий день на других работах во вредных и тяжелых условиях труда, — по Списку № 2, и по результатам аттестации рабочих мест имеют право на пенсию: мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не меньше 25 лет, из них не меньше 12 лет 6 месяцев на указанных работах; женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах.

Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа во вредных и тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы — мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам.

Согласно ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении лицам, отработавшим до вступления в силу этого Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на следующих условиях:

  • лицам, имеющим на день вступления в силу этого Закона (01.01.92 г.) полный стаж на указанных работах, который давал право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действовавшим законодательством;
  • лицам, не имеющим полного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии со ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, снижается пропорционально имеющемуся стажу в порядке, предусмотренном статьями 13, 14 этого Закона, исходя из требований этого стажа, установленных ранее действовавшим законодательством.

Полным рабочим днем следует считать выполнение работ в условиях, предусмотренных списками, не меньше 80% рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением трудовых обязанностей (п. 2 Порядка № 383).

Списки для определения права на льготную пенсию

При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 г. и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 г.

Результаты аттестации рабочего места влияют на назначение пенсии на льготных условиях

Согласно п. 4 Порядка № 442 аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.

Указанный Порядок вступил в силу 21.08.92 г., а это значит, что при назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного 5-летнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.92 г. соответствующее право в течение этого периода должно быть подтверждено результатами аттестации.

Результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, что на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна проводиться внеочередная аттестация.

Такой же порядок применяется в случае прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации с определением правопреемника.

В случае подтверждения этого права по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г. (в течение 5 лет после введения в действие Порядка № 442), в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, засчитывается весь период работы на данном предприятии в производствах, предусмотренных списками. То есть период работы с вредными условиями труда до даты издания приказа на предприятии о результатах проведения аттестации и период работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.

Если аттестация впервые проводилась после 21.08.97 г., в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.92 г., 5-летний период работы на данном предприятии, предшествующий дате издания приказа о ее результатах, и периоде работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.

Если же аттестация с 21.08.92 г. не проводилась или по результатам аттестации, впервые проведенной после 21.08.97 г., право не подтвердилось, в льготный стаж засчитывается лишь период работы с вредными условиями труда на данном предприятии, в учреждении или организации до 21.08.92 г. включительно, то есть до вступления в силу Порядка № 442. В таком же порядке засчитывается льготный стаж, если по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г., право на льготное пенсионное обеспечение не подтвердилось.

Таким образом, если с учетом вышеуказанного порядка лицу назначается пенсия по возрасту на льготных условиях и в льготный стаж засчитан период после 01.01.92 г. (даже если засчитан только по 21.08.92 г.), пенсия назначается по нормам ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении и подлежит возмещению предприятием.

Работа во вредных условиях в советское время

Если льготный стаж приобретен до 01.01.92 г., то пенсия назначается по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении.

При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях в соответствии со ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении применяется Список № 2, утвержденный постановлением № 1173, и льготный стаж при этом засчитывается до 01.01.92 г. Проведения аттестации рабочих мест в данном случае не требуется. Расходы на выплату пенсии предприятием не возмещаются.

Подтверждение льготного стажа

Для подтверждения трудового стажа с вредными и тяжелыми условиями труда предоставляется трудовая книжка с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписка из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте (для подтверждения стажа после 21.08.92 г.) и уточняющая справка (п. 20 Порядка № 637).

В справке должны указываться: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.

То есть период, который подлежит зачислению в льготный трудовой стаж, определяет предприятие путем предоставления уточняющей справки.

Если предприятие ликвидировано без правопреемника, то льготный стаж подтверждают соответствующие комиссии, действующие в каждой области при Пенсионном фонде Украины.

Отличия в исчислении льготного стажа, если лицо работало до 01.01.92 г. и если оно работало как до, так и после этой даты

Как указано выше, применяются разные списки. То есть если, например, лицо работало до 01.01.92 г. и его должность не была предусмотрена списками, действовавшими в то время, а впервые должность введена в списки, действовавшие после 01.01.92 г. (лицо в настоящее время уже не работает по этой профессии), то такое лицо не будет иметь права на льготную пенсию.

Напомним, что до 01.01.92 г. были действующими Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением № 1173, а после — списки, утвержденные постановлениями № 10, № 36, № 162.

Порядок зачисления в льготный стаж работы на выборных должностях

Выборная работа засчитывается в льготный стаж лишь в случае назначения пенсии по возрасту на льготных условиях по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении, то есть в случае, если весь льготный стаж приобретен до 01.01.92 г.

Пунктом 97 Положения № 590 предусмотрено, что в тех случаях, когда рабочий или служащий был избран на выборную должность, работа на такой должности в пределах, не превышающих 5 лет, приравнивается при определении права на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах к работе до избрания.

При зачислении в льготный стаж выборной работы применяются условия, предусмотренные как п. 97, так и п. 109 Положения № 590 (в зависимости от конкретных обстоятельств), которым, в частности, предусмотрено, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в льготный стаж при условии, что перерыв между указанной работой и работой, следующей за ней, не превышает 3 месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях.

Зачисление в льготный стаж периодов обучения и воинской службы

При назначении пенсий на льготных условиях по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении применяется п. 109 Положения № 590, который предусматривает также, что периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР, в органах милиции и т. п. приравниваются по выбору лица или к работе, предшествовавшей, или к работе, следовавшей за воинской службой, а обучение в профессионально-технических заведениях засчитывается в работу, следовавшую за его окончанием.

При этом обучение, воинская служба и работа на выборных должностях учитываются в размере, не превышающем всего имеющегося стажа работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.

При определении права на пенсию на льготных условиях согласно ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения срочной воинской службы засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, если на момент призыва на срочную воинскую службу гражданин учился по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работал по профессии или занимал должность, предусматривающую право на пенсию на льготных условиях.

Время обучения по специальности в профессионально-технических учебных заведениях засчитывается в льготный стаж при условии, что в течение 3 месяцев после окончания обучения лицо трудоустроилось по приобретенной профессии. (ст. 38 Закона № 103).

В любом случае время обучения в профессионально-техническом учебном заведении и время прохождения срочной воинской службы, которое засчитывается в льготный стаж, не должно превышать имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях.

Рассмотрим примеры.

♦ Пример 1

Мужчина имеет страховой стаж 30 лет, в том числе 6 лет работал во вредных условиях по Списку № 2 (1981 — 1986 гг.). С этой работы он избран секретарем парторганизации, работал на выборной должности 7 лет. В течение месяца после увольнения был принят на невыборную работу.

Учитывая то, что мужчина в течение 3 месяцев после увольнения с выборной должности трудоустроился, время работы на выборной должности засчитывается в работу, которая ей предшествовала (по Списку № 2). И в этом случае время такой выборной работы ограничивается 6 годами работы во вредных условиях труда. То есть льготный стаж по Списку № 2 такого мужчины будет составлять 12 лет, что дает право на снижение пенсионного возраста на 4 года (за каждые 2 года 6 месяцев такой работы на 1 год).

♦ Пример 2

Мужчина имеет страховой стаж 31 год. Работа по Списку № 1 — 3 года (1980 — 1982 гг.), выборная работа в райкоме комсомола — 7 лет (1983 — 1989 гг.), через 3,5 месяца — работа по Списку № 1 — 1 год ( 1990 г.).

Применить норму п. 109 Положения № 590 нет оснований в связи с тем, что после увольнения с выборной должности он трудоустроился позже 3 месяцев.

В данном примере применяются нормы п. 97 этого Положения, то есть выборная работа приравнивается к предшествующей ей льготной. При этом выборная работа ограничивается 5 годами, но засчитывается лишь 4 года (в количестве, не превышающем всего льготного стажа).

С учетом указанного льготный стаж по Списку № 1 составлял 8 лет (4 года — льготная работа и 4 года — выборная). Указанный стаж дает право на снижение пенсионного возраста на 8 лет, и мужчина будет иметь право на пенсию по возрасту на льготных условиях по достижении 52-летнего возраста.

♦ Пример 3

Пенсия назначена по нормам ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении (с учетом льготного стажа как до, так и после 01.01.92 г.). Страховой стаж мужчины 32 года, в том числе обучение в ПТУ по профессии, предусмотренной Списком № 1, — 1 год. Через месяц после окончания обучения зачислен на работу по приобретенной профессии и отработал 1 год. С этой работы был призван на срочную воинскую службу — 2 года. Воинская служба по конт-ракту — 3 года. Работа по профессии, предусмотренной Списком № 1, — 6 лет 7 месяцев (по 1996 г. включительно). Рабочее место аттестовано.

Определение льготного стажа.

Обучение в ПТУ по профессии, предусмотренной Списком № 1, — 1 год — засчитывается в льготный стаж, поскольку после окончания обучения в течение 3 месяцев трудоустроился на работу по приобретенной профессии.

Срочная воинская служба также засчитана в льготный стаж, поскольку мужчина был призван с работы по Списку № 1.

Воинская служба по контракту (3 года) не засчитывается в льготный стаж, поскольку при назначении пенсии по ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении в стаж засчитывается только срочная воинская служба.

Таким образом, льготный стаж мужчины составляет 10 лет 7 месяцев (1 год + 1 год + 2 года + 6 лет 7 месяцев), что дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях по достижении 50-летнего возраста.

♦ Пример 4

Страховой стаж мужчины — 25 лет, в том числе 6 лет 6 месяцев — работа, предусмотренная Списком № 2; 6 лет — выборная работа в профсоюзах. Согласно п. 97 Положения № 590 выборная работа приравнивается к работе до избрания только в пределах 5 лет. Льготный стаж — 11 лет 6 месяцев. Это дает право на пенсию по возрасту мужчине по достижении 56-летнего возраста.

♦ Пример 5

Страховой стаж женщины — 20 лет, в том числе 3 года — работа по Списку № 2; 6 лет — выборная работа; 2 года — обычная работа; 2 года — работа по Списку № 2.

В соответствии с п. 97 Положения № 590 выборную работу можно приравнять к работе до избрания в пределах 5 лет и при этом в размере, не превышающем стажа работы по Списку № 2.

Продолжительность работы по Списку № 2 в этом случае составляет 5 лет. Соответственно 5 лет выборной работы можно приравнять к работе до избрания. Льготный стаж составляет 10 лет. Женщина имеет право на назначение пенсии по достижении 50-летнего возраста.

♦ Пример 6

Страховой стаж мужчины — 25 лет, в том числе 6 лет — работа, предусмотренная Списком № 1; 4 года — инструктор райкома комсомола (ответственная должность в комсомольских органах). Через 4 месяца после увольнения из комсомольских органов — работа с обычными условиями труда.

В соответствии с п. 109 Положения № 590 работу на ответственной должности в этом случае невозможно приравнять к предыдущей льготной работе, поскольку перерыв между комсомольской работой и работой, следующей за ней, превышает 3 месяца.

Применить п. 97 этого Положения также невозможно, поскольку пунктом не предусмотрено зачисление работы на ответственных должностях, а только выборных.

Льготный стаж — 6 лет (работа во вредных условиях). Это дает право на пенсию по возрасту мужчине по достижении 54-летнего возраста.

Как будет определяться «предпенсионный» возраст

Поясните, пожалуйста, как будет определяться «предпенсионный» возраст, когда начнут действовать разные льготы, обещанные «предпенсионерам». Хотелось бы для ясности получить конкретные примеры. Ведь в первые годы пенсионный возраст будет ежегодно увеличиваться, и тут может возникнуть путаница.

Морозова Е.Л., Калуга

Право на льготы по диспансеризации (два свободных от работы оплачиваемых дня ежегодно) и повышенному размеру пособия по безработице граждане смогут получить за пять лет до наступления нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Например, в 2024 году, когда пенсионный возраст вырастет на три года и составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин, правом на предпенсионные льготы смогут воспользоваться женщины, которым исполнилось 53 года и мужчины, достигшие 58 лет.

Пятилетний срок актуален и в тех случаях, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка спецстажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам № 1, № 2 и др., дающим право досрочного выхода на пенсию. Предпенсионный возраст и соответственно право на льготы у этих граждан будут возникать за пять лет до появления указанных оснований для назначения пенсии. Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 лет для женщин и 20 лет для мужчин) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) и 55 лет (мужчины). Это значит, что предпенсионный возраст для женщин-водителей наступит начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей — с 50 лет.

Несмотря на то что у некоторых людей пенсионный возраст с 2019 года не меняется, предпенсионные льготы за пять лет до выхода на пенсию им все равно будут предоставлены. Например, многодетные мамы с пятью детьми, как и сейчас, смогут оформить пенсию в 50 лет. А «предпенсионные» льготы смогут получить начиная с 45 лет, за пять лет до установленного для этой категории возраста выхода на пенсию 50 лет.

Исключение — налоговые льготы, которые сейчас имеют пенсионеры. Они касаются налога на недвижимость и земельного налога. «Предпенсионные» 5 лет для получения этих льгот роли не играют. Определяющий фактор для их получения — достижение гражданином нынешнего пенсионного возраста: для большинства россиян 55 и 60 лет (для женщин и мужчин соответственно). Для северян, которые выходят на пенсию на 5 лет раньше, возраст для получения налоговых льгот будет 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

С 1 января 2019 года в ПФР планируется внедрить программный комплекс «Предпенсионеры». Благодаря ему все органы власти, подключенные к Единой государственной информационной системе соцобеспечения (ЕГИССО), смогут получать актуальную информацию для предоставления мер социальной поддержки как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране.

Как будет меняться пенсионный возраст для госслужащих

В прошлом году был принят закон, утвердивший повышение пенсионного возраста для госслужащих на 5 лет для мужчин, до 65 лет. И на 8 лет для женщин, до 63 лет. В связи с тем, что в результате дискуссий и вмешательства президента пенсионный возраст для женщин было решено поднять до 60 лет (а не 63), подскажите: будет ли изменен закон о возрасте выхода на пенсию для госслужащих? Или госслужащие-женщины все-таки будут вправе оформить пенсию не ранее 63 лет (после переходного периода, конечно)?

С уважением, Елена М., Москва

Действительно, повышение пенсионного возраста для госслужащих началось еще в 2017 году. Вступил в силу закон, по которому для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, занимающих государственные должности РФ, госдолжности регионов и муниципальные должности, возраст начал постепенно увеличиваться ежегодно по полгода — до 65 лет у мужчин и до 63 у женщин.

С 1 января 2024 года, согласно принятым поправкам, увеличится шаг повышения пенсионного возраста государственным служащим — по году в два года, как и остальным гражданам. Таким образом, пенсионный возраст для госслужащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста. Но у женщин-госслужащих верхняя планка возраста определена в 63 года.

Инфографика «РГ»: Михаил Шипов/ Ирина Невинная

Льготы по нескольким основаниям не суммируются

Я награжден медалью «За оборону Москвы», а также являюсь реабилитированным лицом. Прочитал в «РГ», что участникам обороны Москвы положены ежемесячные выплаты в размере 8000 рублей, а реабилитированным лицам — в размере 2000 рублей. Однако этих денег я не получаю, а в отделе соцзащиты населения района «Фили-Давыдково» мне сообщили, что на такие выплаты я не имею права. Почему?

Марк Рафалов, инвалид ВОВ, Москва

Выплаты участникам обороны Москвы назначаются при условии, что они не получают одновременно двух пенсий. Это как раз ваш случай — вы получаете страховую пенсию по старости и пенсию по инвалидности. Поэтому в соответствии с положением о назначении ежемесячных выплат, утвержденным постановлением правительства Москвы от 27.11.2007 № 1005-ПП, ежемесячная выплата как участнику обороны Москвы вам действительно не положена, сообщили на запрос «РГ» по вашему письму в столичном департаменте труда и соцзащиты населения.

Что касается выплаты реабилитированному лицу, то здесь дело в том, что вы относитесь к нескольким категориям льготников: как инвалид Великой Отечественной войны 1 группы, реабилитированное лицо и участник обороны Москвы. Законодательство в таком случае предусматривает, что выплаты предоставляются только по одной из категорий по выбору самого льготника. Вы получаете соцподдержку как инвалид Великой Отечественной войны 1 гр., и это для вас наиболее выгодно. Но претендовать на выплату 2000 рублей ежемесячно как реабилитированному лицу в таком случае нельзя.

Живущие в чернобыльской зоне будут выходить на пенсию в прежнем порядке

Когда оформляется досрочная пенсия, если льгот несколько

Поясните, пожалуйста, как будут предоставляться льготы по досрочному выходу на пенсию по двум основаниям? Мой пример. Имею ли я право на досрочный выход по «северному» стажу (работаю вахтовым методом)? К тому же я мать четверых детей. Когда я смогу выйти на пенсию досрочно?

Наталья Темерезанская

Когда есть несколько оснований для досрочного выхода на пенсию, можно воспользоваться любым из них. Например, тем, который позволит назначить пенсию раньше. Первым годом, в котором мамы с четырьмя детьми смогут воспользоваться новой льготой по досрочному выходу на пенсию по основаниям многодетности (в возрасте 56 лет), станет 2021-й. Наличие же северного стажа позволяет женщине, родившей двух и более детей, уйти на пенсию в 50 лет. Для этого у нее должно быть не менее 12 лет работы на Крайнем Севере или 17 лет работы в приравненных районах, а также не менее 20 лет страхового стажа. Такая льгота действует сейчас и сохранится в будущем.

Изменится ли порядок выхода на пенсию для проживающих в чернобыльской зоне

Я живу в зоне с чернобыльским статусом. С 1 апреля 2019 года должна была уйти на пенсию по льготе. Изменится ли что-то в связи с новым законом?

Лариса Фомина

Изменения в пенсионном законодательстве, связанные с увеличением возраста выхода на страховую пенсию по старости, не затрагивают граждан, постоянно проживающих в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этой связи с 1 января 2019 года пенсия по старости, предусмотренная Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне радиоактивного загрязнения, будет назначаться в прежнем порядке. То есть возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, установленный статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, будет уменьшаться пропорционально периоду проживания в указанной зоне.

Инфографика «РГ»: Леонид Кулешов/ Ирина Невинная