Расчет нмц по 223

В случае закупки товара, работы либо услуги у ед. поставщика, заказчику, в документально оформленном отчете, необходимо объяснить причину, по которой использовать конкурентные способы закупки было невозможно либо нецелесообразно. В каких случаях делать это необходимо, а в каких нет разъяснено в части 3 статьи 93 Закона 44-ФЗ.
Примеры причин невозможности или нецелесообразности использования конкурентных способов закупки:

  • Срочность закупки. Необходимо подтвердить, что проводить торги было нецелесообразно из-за ограниченного времени.
  • Отсутствие конкуренции. Например, поставщики являются монополистами либо обладают авторскими правами в данном регионе, а привлечь поставщиков из других регионов у заказчика нет возможности ввиду малого объема или сокращенных сроков закупки.
  • Нерентабельность. Например, при наличии в регионе поставки существует единственный поставщик, а поставка из других регионов нерентабельна.
  • Отсутствие заинтересованности участников рынка. В случае наличия документально подтвержденных сведений об отсутствии заинтересованности исполнителей при проведении аналогичных закупок либо ответы исполнителей на запросы заказчика, которые свидетельствуют о том же.
  • Распродажа. Закупка у поставщика, объявившего распродажу по ценам значительно ниже рыночных, и такое предложение действует ограниченное время.
  • Осуществляется дополнительная закупка небольшого объема у того же поставщика ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) и т.п.

Отчет составляется и утверждается до заключения контракта. Форма отчета не регламентирована. Обоснование закупки у ед. поставщика включает следующие пункты:

  • Цель и необходимость закупки товара, работы, услуги.
  • Описание товара, работы, услуги и существенных условий договора и преимуществ поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Объяснение причин, по которым невозможно или нецелесообразно использовать конкурентные способы закупки.
  • Вывод о необходимости закупки у конкретного ед. поставщика.
  • Ссылки на нормы, которые установлены законами и подзаконными актами (при необходимости).

Образец обоснования цены у единственного поставщика можно скачать ниже.
Если же Вам требуется помощь специалистов, то юристы Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.
Заказчикам: С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.
Поставщикам: С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе.
Обучение: С услугами учебного центра можно ознакомиться в этом разделе.

Понятие

Существует пять основных способов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), для каждого установлены правила применения. Затратный метод по 44 ФЗ применяется в случае, когда невозможно использовать другие способы, или в дополнение к ним, то есть только в исключительных ситуациях. Образование цены по затратному методу состоит в определении не только затрат поставщика, но и его маржи, наценки для получения доходов. Закон учитывает, что процедура определения поставщика должна быть не только эффективной в плане расходования бюджетных средств, но и выгодной для участников рынка.

Заказчик самостоятельно рассчитать затраты, связанные с исполнением контракта, учитывая прямые и косвенные расходы (производство, приобретение, реализация товаров, транспортировка, хранение, страхование и иные расходы) и размер прибыли.

Основанием для применения затратного способа определения цены являются случаи:

  1. Индивидуальный заказ, когда общедоступные источники не содержат нужной заказчику информации. К примеру, изготовление оборудования с индивидуальной составляющей.
  2. Наличие такой методики расчета цены, которая предусмотрит нормы расходов и доходов. К примеру, определение стоимости проектных работ.
  3. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы.
  4. Концертная, театральная деятельность и др.

Изначально заказчику необходимо исследовать рынок, установить невозможность применения иных способов, и если результат исследования не позволит осуществить расчет, применять методы затратного подхода.

Когда использовать методику

Чтобы воспользоваться затратным методом определения НМЦК, заказчику необходимо обосновать невозможность применить способы, которые перечислены в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Для этого придется указать, что не применяются способы:

  • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) — поскольку продукция является индивидуальной и касается исключительно данного объекта закупки;
  • нормативный — поскольку стоимость на данную продукцию не нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • тарифный — поскольку цена на данную продукцию не подлежит государственному регулированию в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • проектно-сметный — поскольку отсутствует проектная документация.

Достоинства и недостатки методов затратного ценообразования

Положительным моментом использования данного способа расчета является то, что калькуляция затрат и прибыли выполняется исключительно заказчиком. В связи с этим исключается возможность необоснованного завышения стоимости, как, к примеру, при получении коммерческих предложений. Корректно выполненный расчет учитывает полное покрытие всех затрат поставщика.

Однако заказчику, чтобы получить информацию о прибыли, необходимо проанализировать контракты, размещенные в Единой информационной системе, данные информационно-ценовых агентств, или произвести иное изучение рынка определенной сферы деятельности, что является трудозатратным процессом. Также следует заметить, что суммирование обычных затрат является упрощенным способом и не всегда отражает специфику выполнения работ.

Неверно учтенные расходы и прибыль исполнителя и, как следствие, некорректно обоснованная цена закупки являются нарушением закона о контрактной системе и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Пример расчета

Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, содержит пример расчета затратным методом определения цены по 44 ФЗ, в котором стоимость работ определена умножением стоимости единицы рабочего времени специалиста на трудоемкость работ. Также в нем учтены необходимые отчисления на социальные нужды, накладные расходы и инфляция.

Скачать

Нормативное регулирование формирования плановой цены

Законодательством не определён порядок формирования НМЦ — начальной максимальной цены, которая будет использоваться для плановой цены. На практике, чтобы избежать несоответствия плановой цены из Плана закупок и НМЦД при осуществлении конкретной закупки, расчёт плановой цены осуществляется аналогично расчёта НМЦК. Расчёт НМЦК (44 ФЗ) и НМЦД (223 ФЗ) производится в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 02 октября 2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Законодательно определены следующие методы определения НМЦ как цены планирования

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – применяется чаще всего;
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении цены на основании информации о рыночных ценах продукции, планируемой к закупкам, или при ее отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Информация о ценах должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Нормативный метод заключается в расчете цены на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
Тарифный метод применяется заказчиком когда цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги.
Проектносметный метод заключается в определении цены на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к ним. Цена складывается из суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, ус-луг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Формирование иены на предприятии, как правило, осуществляется в следующей последовательности:

  • 1) исследование рынка покупателей продукции (уровень конкуренции па рынке, выделение основных конкурентов, уровень платежеспособного спроса);
  • 2) обоснование цели ценообразования (обеспечение выживаемости, получение стабильной прибыли, лидерство на рынке, максимизация прибыли, удержание определенного сегмента рынка и т.д.);
  • 3) исследование характера спроса и предложения (уровень спроса на продукцию, чувствительность поведения покупателей к уровню цены и т.д.);
  • 4) исследование издержек предприятия (определение целесообразности изменения объема производства);
  • 5) определение налоговой нагрузки (величина налогов в цене);
  • 6) исследование цен, скидок у конкурентов: достоинства и недостатки товаров конкурентов, уровень их цен, система скидок. Наиболее распространенными скидками являются прогрессивные (за количество и объем покупаемого товара), бонусные (постоянным клиентам, за оборот), функциональные (за услуги торговой организации при продвижении товара), специальные (интересному покупателю), конфиденциальные (на основе устной договоренности);
  • 7) выбор ценовой стратегии и ценовой политики на данном рынке;
  • 8) учет психологических факторов (местоположение, уровень обслуживания, репутация предприятия и основных конкурентов);
  • 9) выбор метода ценообразования и установление окончательной цены.

Исключительно важным моментом в установлении цены на товары собственного производства является анализ цен и товаров конкурентов, а также выбор метода ценообразования.

На практике существуют различные методы ценообразования. Рассмотрим основные из них.

Метод установления цены на уровне текущих цен

Этот метод является наиболее простым и широко распространенным в рыночной экономике, поскольку при совершенной рыночной конкуренции сложившуюся рыночную цену предприятия принимают как заданную постоянную величину, и цена назначается с учетом уровня текущих цен на рынке на момент реализации. При этом основное внимание обращается на цены конкурентов, и меньше внимания уделяется показателям собственных издержек или спроса.

На практике в условиях совершенной конкуренции использование цепы в качестве параметра воздействия на объемы реализации бывает чрезвычайно рискованным делом, поскольку предприятию бывает довольно сложно изменить ту цену, которую оно уже установило однажды на свой товар, так как оно вынуждено учитывать реакцию на эти изменения со стороны своих конкурентов.

Если предприятие действует на неоднородном рынке (под неоднородным рынком понимается рынок, на котором отдельный покупатель отдает предпочтение кому-либо из продавцов и его товарам), предлагая такой товар, который может быть заменен другими товарами конкурентов, то изменение им цены на свой товар весьма опасно. Риск повышения цены состоит в том, что конкуренты, предлагающие похожие товары, усмотрят для себя выгоду в продаже товаров по прежней цене с целью завоевания большей доли рынка. При снижении цены предприятием с целью завоевания большей доли рынка риск заключается в том, что ее могут снизить также и все конкуренты, и за счет этого повышение спроса поделится между всеми, и предприятие не достигнет желаемой цели при одновременной потере части прибыли.

Метод полных издержек обеспечивает полное закрытие всех затрат и получение планируемой прибыли — к полной сумме затрат добавляется необходимый для предприятия уровень рентабельности. Используется при принятии решений:

  • — по ценам па традиционные товары на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией;
  • — по цепам на совершенно новые товары, не имеющие цеповых аналогов.

Пример

Предположим, что средние издержки на производство и реализацию единицы продукции равны 100 руб.. а уровень рентабельности, обеспечивающий предприятию необходимое расширенное воспроизводство — 50%. Тогда цепа единицы товара должна быть равна 150 руб. (100 + 100 • 50/100). Необходимый уровень рентабельности определяется исходя из общей массы прибыли, позволяющей предприятию обеспечить желательный темп прироста производства продукции с учетом существующего уровня инфляции.