Проводка 401 302

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Осуществляя хозяйственную деятельность экономические субъекты могут получать доходы и осуществлять расходы, относящиеся к следующим отчетным периодам. Такие доходы и расходы в бухгалтерском учете именуют доходами и расходами будущих периодов, о них и пойдет речь в статье.
По данным современного экономического словаря доходы будущих периодов — это доходы, полученные компанией, фирмой в нынешнем, отчетном периоде, но относимые согласно бухгалтерской отчетности к будущим периодам.
Расходы будущих периодов — это текущие или предшествующие затраты на производство продукции, товаров и услуг, учитываемые в будущем, в будущие периоды. Бухгалтерия учитывает эти затраты на текущем счете «Расходы будущих периодов», а затем, в будущем, переносит их в «издержки производства и обращения».
Доходы и расходы будущих периодов подлежат отражению в бухгалтерском учете бюджетными учреждениями, поскольку статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) установлено, что некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основным законодательным актом, устанавливающим единые требования к бухгалтерскому учету, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Между тем, к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, в частности, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта. Федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы (пункты 1, 2.1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 19.03.2019 г. N 45н.
Пять новых стандартов действуют с отчетности 2018 года, еще пять — с отчетности 2019 года, несколько стандартов утверждены и будут введены в действие с отчетности 2020 и 2022 годов, некоторые предусмотренные программой стандарты находятся в стадии разработки.

Обратите внимание!
Федеральным законом от 26.07.2019 г. N 247-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы. Статьей 4 названного закона установлено, что федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные уполномоченным федеральным органом до дня вступления в силу Закона N 247-ФЗ, т.е. до 26.07.2019 г., признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.

До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, то есть до 01.01.2013 г., в частности:
— Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);

Проблемы учета

ЦЕЛЕВЫЕ СУБСИДИИ И ПОРЯДОК ИХ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Е. А. ФЕДЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных

О. Ю. КИРИЕНКОВА, магистрант

Кубанский государственный университет

Рассмотрим порядок предоставления целевых субсидий на опыте бюджетных учреждений Краснодарского края. В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ предоставляются субсидии, которые подразделяются на:

— субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетным или автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

При этом согласно ст. 30 ч. 15 Федерального закона от 08.05.2010 N° 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» расходовать данные субсидии бюджетные учреждения могут без представления ими в управление казначейского контроля Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края (далее — Департамент по финансам) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Следует отметить, что учет операций со средствами государственных бюджетных учреждений Краснодарского края (за исключением субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций), согласно порядку проведения кассовых выплат, утвержденному п. 5 приказа Департамента по финансам от 29.11.2010 № 669, отражается на лицевом счете государственного бюджетного учреждения Краснодарского края;

— субсидии на иные цели, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ (устанавливаются законом о соответствующем бюджете) (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Учет операций со средствами, предоставленными государственным бюджетным учреждениям Краснодарского края из краевого бюджета в виде субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций, отражаются на отдельном лицевом счете государственного бюджетного учреждения Краснодарского края. Расходовать эти средства бюджетные учреждения могут только после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий в

соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, утвержденных приказом Департамента по финансам от 30.11.2010 № 673.

Рассмотрим подробно порядок санкционирования.

Напомним, что все операции по целевым субсидиям осуществляются в пределах средств, отраженных по соответствующему аналитическому коду субсидии на лицевом счете по иным субсидиям.

Алгоритм действия учредителя и учреждения. Орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, — учредитель ежегодно представляет в Департамент по финансам перечень целевых субсидий на очередной финансовый год, в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году.

Перечень целевых субсидий формируется учредителем учреждения в разрезе аналитических кодов по каждой целевой субсидии.

Код субсидии предусматривается Департаментом по финансам в составе показателей сводной бюджетной росписи. Перечень целевых субсидий при наличии между учредителем и Департаментом по финансам электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи представляется в электронном виде.

При отсутствии электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи перечень целевых субсидий представляется на бумажном носителе с одновременным представлением на машинном носителе. Если в течение финансового года в указанный перечень будут внесены изменения в части его дополнения, то учредитель должен представить в управление казначейского контроля дополнение в перечень целевых субсидий.

Учредитель также должен утвердить Сведения об операциях с целевыми субсидиями (далее — Сведения), предоставленными учреждению на очередной финансовый год, утвержденные учредителем.

Относительно неиспользованных на начало текущего финансового года остатков целевых субсидий прошлых лет, на суммы которых согласно решению соответствующего учредителя подтверждена потребность в направлении их на те же цели, учреждением представляются в Департамент по финансам Сведения, в которых сумма разрешенного к использованию остатка целевой субсидии прошлых лет указывается в графе 5 Сведений с указанием кода целевой субсидии, в графе 2 Све-

дений — при сохранении кода указанной целевой субсидии в новом финансовом году либо в графе 4, если код указанной целевой субсидии изменен в новом финансовом году (при этом в графе 2 указывается прежний код целевой субсидии).

Алгоритм действий управления казначейского контроля. Управление казначейского контроля Департамента по финансам проверяет представленный учредителем перечень целевых субсидий:

— на соответствие установленной форме;

— на наличие в сводной бюджетной росписи краевого бюджета бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю как главному распорядителю бюджетных средств по кодам классификации расходов краевого бюджета, указанным им на перечне целевых субсидий;

— на соответствие наименования субсидии ее наименованию, указанному в нормативном правовом акте, устанавливающем порядок предоставления целевой субсидии.

Если форма или информация, указанная в перечне целевых субсидий, не соответствуют требованиям установленного порядка, управление казначейского контроля не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем представления перечня целевых субсидий, возвращает учредителю перечень целевых субсидий с указанием причин возврата.

Управление казначейского контроля также осуществляет контроль за представленными учреждениями сведениями об операциях с целевыми субсидиями на соответствие информации, содержащейся в них, указанной в перечне целевых субсидий. Если форма или информация, по неиспользованным на начало текущего финансового года остаткам целевых субсидий прошлых лет, указанная в Сведениях, не соответствует требованиям, установленным порядком, управление казначейского контроля не позднее рабочего дня, следующего за днем представления Сведений, возвращает Сведения и оформляет отказ с указанием причин возврата. Отказ оформляется путем отражения причины отклонения на обратной стороне второго экземпляра сведений (в случае представления на бумажном носителе) либо путем проставления причины отклонения в автоматизированной системе «Бюджет».

Если форма или информация, указанная в Сведениях, соответствуют требованиям, установленным порядком, управление казначейского контроля не позднее рабочего дня, следующего за днем представления учреждением Сведений, проверяет их на непревышение:

— фактических поступлений и выплат, отраженных на отдельном лицевом счете, показателям, содержащимся в Сведениях;

— суммы разрешенного к использованию остатка целевой субсидии прошлых лет, код которой указан в графе 2 Сведений (в графе 4, если код указанной целевой субсидии изменен в новом финансовом году), над суммой соответствующего остатка целевой субсидии прошлых лет, учтенной по состоянию на начало текущего финансового года на отдельном лицевом счете учреждения.

Бухгалтерский учет операций, связанных с получением и расходованием целевых субсидий. Бюджетные учреждения при ведении бухгалтерского учета должны пользоваться следующими нормативными актами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н);

— приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н).

Согласно п. 21 Инструкции № 157н в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов, для отражения хозяйственных операций, осуществляемых за счет целевых субсидий, применяется код вида финансовой обеспеченности (деятельности) 5 «Субсидии на иные цели». Данный код указывается в 18-м разряде номера счета рабочего плана счетов учреждения.

В соответствии с Инструкцией № 174н операции по поступлению и расходованию целевых субсидий необходимо отражать в бухгалтерском учете так:

— начисление доходов по представленной бюджетному учреждению в порядке, установленном законодательством РФ, субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась данная субсидия, на основании Справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели (п. 93 Инструкции № 174н):

Д-т сч. 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» К-т сч. 5 401

10 180 «Прочие доходы»;

— поступление субсидии на иные цели на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в порядке, установленном законодательством РФ (п. 72 Инструкции № 174н):

Д-т сч. 5 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» К-т сч. 5 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»;

— начисление расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии на иные цели, с отнесением на финансовый результат текущего финансового года, на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета (п. 153 Инструкции № 174н):

Д-т соответствующих счетов аналитического учета 5 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта» (5 401 20 211—5 401 20 213, 5 401 20 221—5 401 20 226, 5 401 20 231, 5 401 20 232, 5 401

20 262, 5 401 20 263, 5 401 20 271—5 401 20 273, 5 401 20 290)

К-т соответствующих счетов аналитического учета 5 101 00 000 «Основные средства» (5 101

21 000—5 101 28 000, 5 101 31 000—5 101 38 000) в части объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, введенных в эксплуатацию; 5 104 00 000 «Амортизация» (5 104 11 410— 5 104 13 410, 5 104 15 410, 5 104 18 410, 5 104 21 410—5 104 28 410, 5 104 28 420, 5 104 31 410—5 104 38 410, 5 104 39 420); 5 105 00 000 «Материальные запасы» (5 105 21 440—5 105 26 440, 5 105 31 440— 5 105 36 440); 5 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (5 208 12 660, 5 208 21 660, 5 208 22 660, 5 208 62 660, 5 208 63 660, 5 208 91 660); 5 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (5 302

11 730—5 302 13 730, 5 302 21 730—5 302 26 730, 5 302 62 730, 5 302 91 730); 5 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (5 303 02 730, 5 303 05 730, 5 303 06 730—5 303 08 730, 5 303 10 730—5 303 13 730);

— возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетные инвестиции) (п. 93 Инструкции № 174н):

Д-т сч. 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» К-т сч. 5 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства».

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов

власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России № 157н от 01.12.2010.

4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12. 2010 № 174н.

Какие в бюджетном учреждении необходимо сделать бухгалтерские проводки при постановке на учет одежды для детей-сирот, оплаченной по статье 263 КОСГУ?

20 января 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты с поставщиком при приобретении одежды для детей-сирот могут учитываться с применением счета 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме». Одежда, приобретенная учреждением в целях бесплатной выдачи детям-сиротам, может учитываться на счете 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». При списании стоимости одежды, выданной детям-сиротам, применяется счет 0 401 20 263 (0 109 ХХ 263).

Обоснование вывода:
С 1 января 2019 года при отражении расходных операций учреждения применяют положения приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н).
Расходы на приобретение одежды для детей-сирот в положениях Порядка N 209н прямо не поименованы. Вместе с тем специалисты финансового ведомства неоднократно отмечали, что закупка товаров, услуг для обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот, детей-сирот и лиц из их числа обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отражается по подстатье 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ (смотрите, к примеру, Информацию Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)», письмо Минфина России от 06.03.2019 N 02-05-11/14993).
В то же время порядок учета одежды для детей-сирот Инструкциями N 157н и N 174н прямо не предусмотрен. Какие-либо разъяснения по данному вопросу в настоящее время специалистами финансового ведомства не доведены. Поэтому выбранный вариант отражения бухгалтерских записей в учете подлежит согласованию в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, и закреплению учетной политикой учреждения.
Приобретенную одежду до выдачи непосредственным получателям необходимо оприходовать в состав материальных запасов. Согласно п. 118 Инструкции N 157н одежда учитывается на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».
Но вместе с тем следует учитывать, что отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса (письмо Минфина России от 22.05.2019 N 02-08-10/37166, пп. 11.4 п. 11 Порядка N 209н). Согласно пп. 11.4.6 п. 11 Порядка N 209н по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам. Перечень таких материальных запасов исчерпывающим не является.
Поскольку в рассматриваемой ситуации учреждение приобретает одежду не для нужд учреждения, а в целях выдачи соответствующим получателям, на наш взгляд, учет одежды может быть организован в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 36 000. Аналогичный подход используется при отражении в учете приобретения молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (смотрите Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», доведенные письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075).
Таким образом, по аналогии с молоком, расчеты с поставщиком при приобретении одежды для детей-сирот могут учитываться с применением счета 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме». Одежда, приобретенная учреждением в целях бесплатной выдачи детям-сиротам, может учитываться на счете 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». При списании стоимости одежды, выданной детям-сиротам, применяется счет 0 401 20 263 (0 109 ХХ 263).
Таким образом, хозяйственные операции, связанные с приобретением и бесплатной выдачей одежды детям-сиротам, могут отражаться в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением следующих корреспонденцией счетов:
1. Дебет 0 105 36 346 Кредит 0 302 63 73Х
— отражена задолженность перед поставщиком за поставленную одежду;
2. Дебет 0 302 63 83Х Кредит 0 201 11 610
одновременно увеличение забалансового счета 18 (КВР 323, КОСГУ 263)
— погашена задолженность учреждения перед поставщиком за поставленную одежду;
3. Дебет 0 401 20 263 (0 109 ХХ 263) Кредит 0 105 36 446
— фактическая стоимость одежды, выданной детям сиротам, отнесена на расходы учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Пунктом 1 ст. 78.1 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетным (автономным) учреждениям из бюджетов субсидий на выполнение госзадания, а также на иные цели. Порядок учета последних с 2019 года принципиально изменился. Какие новшества необходимо учитывать при отражении в бухгалтерском учете операций по поступлению и возврату целевых субсидий, расскажем далее.

Перечень целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, а также порядок определения их объема и условий предоставления установлены Приказом Минспорта РФ от 01.02.2017 № 59 (далее – Порядок № 59). Согласно данному порядку субсидии предоставляются в целях:

  • ежемесячной компенсационной выплаты по оплате жилых помещений, коммунальных услуг (отопления и освещения) работникам;

  • компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;

  • выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам);

  • выплаты денежного вознаграждения (премии) российским спортсменам по итогам выступлений на спортивных мероприятиях, тренерам и специалистам в области физической культуры и спорта, входящим в составы спортивных сборных команд РФ, обеспечившим подготовку спортсменов – победителей и призеров спортивных мероприятий в соответствии с решениями Правительства РФ;

  • осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации;

  • осуществления мероприятий по ремонту объектов движимого имущества;

  • благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании федерального государственного учреждения;

  • содержания имущества;

  • приобретения особо ценного движимого имущества;

  • модернизации объектов нефинансовых активов, отнесенных к движимому имуществу, за исключением нематериальных активов;

  • приобретения материальных запасов, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы);

  • приобретения объектов недвижимого имущества и оформления прав на них;

  • иных.

Для определения объема целевой субсидии учреждение направляет в Минспорт заявку на получение целевой субсидии, содержащую расчет и финансово-экономическое обоснование размера целевой субсидии. Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели субсидии (п. 4 Порядка № 59).

Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением. Типовая форма такого соглашения утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н.

Операции с целевыми субсидиями учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59).

Не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет. Однако при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии такие остатки могут быть использованы учреждением в следующем году на те же цели (п. 9 Порядка № 59).

Новые коды КОСГУ для целевых субсидий

При отражении доходов в виде целевых субсидий, поступающих учреждениям спорта в 2019 году, следует использовать новые подстатьи КОСГУ (п. 9.5.2, 9.6.2 Порядка № 209н):

  • 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – предназначена для отражения целевых субсидий текущего характера;

  • 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – предназначена для отражения целевых субсидий капитального характера.

Указанные подстатьи применяются вместо ранее использовавшейся подстатьи 183 (в 2018 году).

Таким образом, теперь для учета целевых субсидий важно определить их характер поступления (текущий или капитальный). Руководствоваться при этом нужно Порядком № 209н и методическими рекомендациями по его применению, приведенными в Письме Минфина РФ от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 (далее – Методические рекомендации).

В силу п. 7 Порядка № 209н поступления капитального характера направлены на расходы капитального характера, формирующие (увеличивающие) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемые в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе:

  • расходы на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов);

  • приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств;

  • приобретение (создание) программного обеспечения, иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К поступлениям текущего характера относятся поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера. Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального, так и некапитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера. К таким поступлениям, например, могут быть отнесены субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление как расходов некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, транспортных средств, иных объектов движимого имущества).

Аналогичный подход к разграничению безвозмездных поступлений на текущие и капитальные изложен в п. 1.3 Методических рекомендаций.

Следовательно, к поступлениям капитального характера относятся целевые субсидии, направленные на формирование (увеличение) основных фондов (объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов). К примеру, к ним можно отнести субсидии, предоставляемые учреждениям спорта на строительство (приобретение) недвижимого имущества, на приобретение оборудования, транспортных средств.

Что касается, допустим, целевых субсидий на проведение капитального ремонта, несмотря на формулировку «капитальный ремонт», относить их нужно все же к текущим поступлениям, поскольку расходы на осуществление любых видов ремонтных работ, в том числе капитального ремонта, не приводят к увеличению стоимости основных фондов.

Новшества бухгалтерского учета целевых субсидий

Учет операций за счет целевых субсидий, как и раньше, ведется по коду вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели» (п. 21 Инструкции № 157н). Вместе с тем для отражения доходов в виде целевых субсидий применяются новые аналитические счета:

  • 205 52 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;

  • 205 62 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Данные счета введены в Единый план счетов Приказом Минфина РФ от 28.12.2018 № 298н. Кроме того, с 2019 года принципиально изменился сам подход к отражению операций по поступлению и возврату целевых субсидий. В частности, начисление целевых субсидий отражается по тем же правилам, что и субсидий на госзадание: сначала отражаются доходы будущих периодов, потом доходы текущего года. Изменились и проводки по возврату целевых субсидий. Данные новшества введены приказами Минфина РФ от 28.12.2018 № 299н, 300н в инструкции № 174н, 183н соответственно. Приведем новые корреспонденции счетов в таблице:

Дебет

Кредит

Положения нормативных актов

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с соглашениями

5 205 52 561
5 205 62 561

5 401 40 152
5 401 40 162

Пункт 93 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н

Поступление целевых субсидий на лицевой счет

5 201 11 510

5 205 52 661
5 205 62 661

Пункт 72 Инструкции № 174н, п. 72 Инструкции № 183н

Начисление доходов текущего финансового года по предоставленной субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 152
5 401 40 162

5 401 10 152
5 401 10 162

Пункты 150, 158 Инструкции № 174н, п. 178, 186 Инструкции № 183н

Уменьшение дебиторской задолженности по субсидиям в связи с уменьшением объема предоставленных средств на основании соглашения

0 401 40 100

0 205 00 000

Пункт 94 Инструкции № 174н

Возврат неиспользованных остатков субсидий на иные цели

5 205 52 561
5 205 62 561

5 201 11 610

Пункты 73, 93 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н

Начисление задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (на основании отчета о достижении целевых показателей)

5 401 40 152
5 401 40 162

5 303 05 731

Пункт 158 Инструкции № 174н

Начисление задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

5 401 40 152
5 401 40 162
5 401 10 152
5 401 10 162

5 303 05 731

Пункт 152 Инструкции № 174н, п. 180 Инструкции № 183н

Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели в случае недостижения целевых показателей

5 303 05 831

5 201 11 610

Пункты 93, 133 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н

Отражение учреждением возврата в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий до момента принятия учредителем решения о подтверждении потребности в их использовании

0 303 05 831

0 201 11 000

Пункт 133 Инструкции № 174н

Уменьшение задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет при принятии решения о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии (если остаток средств не перечислялся в доход бюджета)

5 303 05 000

5 205 00 000

Пункт 97 Инструкции № 183н

Пример 1.

Бюджетное учреждение спорта заключило соглашение о предоставлении целевой субсидии на приобретение транспортного средства в размере 700 000 руб. (в размере стоимости автомобиля). Указанные средства поступили на лицевой счет. На основании отчета о достижении целевых показателей средства субсидии были полностью потрачены на цели, предусмотренные соглашением. Автомобиль отнесен к особо ценному движимому имуществу.

В бухгалтерском учете учреждения отражены следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения

5 205 62 561

5 401 40 162

700 000

Поступила субсидия на лицевой счет

5 201 11 510
Забалансовый счет 17
(КОСГУ 162)

5 205 62 661

700 000

Отражена поставка автомобиля (вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество)*

5 106 21 310

5 302 31 734

700 000

Списаны доходы будущих периодов в доходы текущего финансового года в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 162

5 401 10 162

700 000

* Корреспонденция счетов по принятию автомобиля к учету в данном примере не приводится.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что стоимость автомобиля после поступления целевых субсидий была снижена и составила 650 000 руб. В результате у учреждения образовался неиспользованный остаток субсидии (50 000 руб.), который был возвращен в бюджет.

В данном случае будут сделаны такие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения

5 205 62 561

5 401 40 162

700 000

Поступила субсидия на лицевой счет

5 201 11 510
Забалансовый счет 17
(КОСГУ 162)

5 205 62 661

700 000

Отражена поставка автомобиля (вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество)

5 106 21 310

5 302 31 734

650 000

Списаны доходы будущих периодов в доходы текущего финансового года в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 162

5 401 10 162

650 000

Отражен возврат неиспользованного остатка целевой субсидии

5 205 62 561

5 201 11 610
Забалансовый счет 17
(КОСГУ 162)

50 000

Уменьшен объем предоставленных средств субсидии на сумму возвращенного остатка

5 401 40 162

5 205 62 661

50 000

Пример 3.

На основании соглашения учреждению спорта (бюджетное учреждение) предоставляется целевая субсидия на капитальный ремонт бассейна в размере 400 000 руб. В 2019 году сданы работы стоимостью 300 000 руб., что отражено в отчете о достижении целевых показателей. В связи с недостижением целевых показателей образовался неиспользованный остаток субсидии (100 000 руб.), который был возвращен в бюджет.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Проблемы учета

УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В. И. СУПРОТКИНА, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ

Дебиторская задолженность является следствием существующей в стране системы денежных расчетов между организациями, при которой между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты, имеется разрыв по времени платежа.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность другой организации, работников и физических лиц данной организации. Организации и лица, которые должны данной организации, называют дебиторами.

В настоящее время все более строгие требования предъявляются к точности и достоверности бухгалтерской отчетности. Пристальному вниманию подвергаются все существенные показатели отчетности, к которым относятся и суммы дебиторской задолженности.

Учреждения должны контролировать дебиторскую задолженность, следить за сроками ее погашения, своевременно списывать безнадежную задолженность в бухгалтерском учете.

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) введены новые требования к организации и финансовому обеспечению хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Существенное изменение системы бухгалтерского учета отразилось и на порядке отражения в бухгалтерском учете расчетов с различными дебиторами. Для учета дебиторской задолженности предусмотрены счета

в разделе «Финансовые активы» Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).

Рассмотрим особенности отражения расчетов по доходам и по выданным авансам в казенных учреждениях в соответствии с требованиями Инструкции № 162н.

Расчеты с дебиторами по доходам. В соответствии с изменениями, внесенными с 01.01.2011 в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) Законом № 83-ФЗ, получателями бюджетных средств, а также администраторами доходов бюджета признаются только казенные учреждения.

Согласно п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и п. 5 ст. 41 БК РФ (с учетом изменений, внесенных ст. 13 Закона № 83-ФЗ) с 01.01.2012 казенные учреждения лишены самостоятельности в использовании средств, полученных ими от осуществления приносящей доход деятельности. Поэтому все суммы поступлений, полученные ими от осуществления приносящей доход деятельности и оставшиеся после уплаты установленных действующим законодательством налогов, учреждения обязаны перечислить в соответствующий бюджет в качестве неналоговых доходов.

Расчеты с дебиторами по доходам отражаются в бухгалтерском учете учреждений на специальном счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам».

Группировка расчетов осуществляется в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов бюджета, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:

— 10 «Расчеты по налоговым доходам»;

— 20 «Расчеты по доходам от собственности»;

— 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;

— 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

— 50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;

— 60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»;

— 70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

— 80 «Расчеты по прочим доходам».

Определенные трудности у работников бухгалтерии вызывает наличие в перечне счетов к счету 0 205 000 «Расчеты по доходам» счета 0 205 21 000 «Расчеты по доходам от собственности» и счета 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» с детализацией его по видам активов (0 205 71 000 — по основным средствам, 0 205 72 000 — по нематериальным

активам, 0 205 73 000 — по непроизведенным активам, 0 205 74 000 — по материальным запасам и 0 205 75 000 — по финансовым активам).

Чтобы избежать рисков отражения одних и тех же сумм дебиторской задолженности по доходам на двух разных счетах бухгалтерского учета учреждения, следует:

— расчеты по арендной плате и иным платежам за пользование закрепленным за учреждением имуществом, не влекущим его отчуждения у учреждения, отражать на счете 0 205 21 000 «Расчеты по доходам от собственности»;

— расчеты же, связанные с отчуждением соответствующего имущества (т. е. снятием его закрепления за учреждением для последующей реализации или иной передачи сторонним организациям или лицам), — на счете 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (с детализацией по видам активов).

Казенные учреждения получают доходы от оказания платных услуг, использования федерального имущества, списания с баланса основных средств (сдача металлолома) и иной приносящей доход деятельности.

Расчеты по доходам, полученным учреждением от оказания им платных услуг, отражаются в бухгалтерском учете проводками, которые приведены в табл. 1.

В соответствии со ст. 42 БК РФ доходы, получаемые в виде арендной платы за пользование государс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете расчетов по доходам, полученным учреждением от оказания платных услуг

Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

1. Получен аванс от сторонней организации на оказание учреждением платных услуг на лицевой счет в Отделении Управления Федерального казначейства. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 17 (130) «Поступления денежных средств на счета учреждения», 2 210 05 560 «Увеличение дебиторской задолженности прочих дебиторов» 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» Сумма аванса с налога на добавленную стоимость (НДС). НДС с аванса

2. Оказана учреждением и принята заказчиком платная услуга 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг», 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» С НДС. Общая сумма НДС

Окончание табл.1

Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

3. Одновременно произведен зачет суммы ранее полученного учреждением аванса и отнесен на налоговый вычет, начисленный с этого аванса НДС 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» 2 210 05 660 «Уменьшение дебиторской задолженности прочих дебиторов»

4. Получены денежные средства в окончательный расчет за оказанную платную услугу на лицевой счет в Отделении Управления Федерального казначейства. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 2201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства». 17 (130) «Поступления денежных средств на счета учреждения» 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» Сумма с НДС, окончательный расчет

твенным (муниципальным) имуществом, относят к доходам бюджетов от использования имущества. Таким образом, средства, получаемые в виде арендной платы, должны поступать в доход бюджета.

Казенные учреждения после 01.01.2012 обязаны после уплаты в бюджет установленных действующим законодательством налогов и сборов сдавать полученную ими арендную плату в соответствующий бюджет в качестве неналоговых доходов.

Полученные казенным учреждением доходы от использования имущества следует отражать в бухгалтерском учете по ст. 120 «Доходы от собственности» в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

Отражение в бухгалтерско полученным учреждением

Расчеты по доходам, полученным учреждением от сдачи имущества в аренду, отражаются в учете проводками, которые приведены в табл. 2.

Казенное учреждение после списания с баланса основных средств имеет доход от списания (сдача металлолома).

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества казенных учреждений включаются в состав доходов соответствующего бюджета. Доходы от сдачи металлолома казенное учреждение должно перечислить в бюджет. Операции по сдаче металлолома и перечислению средств в доход бюджета следует отразить в бюджетном учете проводками, которые приведены в табл. 3.

Учет расчетов по выданным авансам. Учет расчетов по выданным авансам ведется в соответс-

Таблица 2

учете расчетов по доходам, ^ сдачи имущества в аренду

Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

1. Начислена учреждением арендная плата арендатору за пользование имуществом 2 205 21 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности», 2 401 10 120 «Доходы от собственности» 2 401 10 120 «Доходы от собственности», 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» С НДС, НДС с арендной платы

2. Получена учреждением арендная плата от арендатора на свой лицевой счет в Отделении Управления Федерального казначейства. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 17 (120) «Поступления денежных средств на счета учреждения» 2 205 21 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности» С НДС

3. Начислен налог на прибыль с учетом включения в налоговую базу доходов, полученных учреждением в виде арендной платы 2 401 10 120 «Доходы от собственности» 2 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»

Окончание табл.2

Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

4. Перечислены в бюджет установленные действующим законодательством налоги и сборы (с учетом доходов, полученных в виде арендной платы). Одновременно делается запись по забалансовому счету 18. Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 2 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций» 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 18 (120) «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 18 (120) «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» Налог на прибыль , НДС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Перечислена казенным учреждением в бюджет полученная им сумма арендной платы за минусом начисленных на нее НДС и налога на прибыль. Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 2 401 10 120 «Доходы от собственности», 2 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 2 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 18 (120) «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

твии с классификацией операций сектора государственного управления на счете 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Группировка расчетов по выданным авансам осуществляется по видам выплат, утвержденных сметой учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

— 10 «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда»;

— 20 «Расчеты по авансам по работам, услугам»;

— 30 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов»;

— 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям»;

— 50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам»;

— 60 «Расчеты по авансам по социальному обеспечению»;

— 90 «Расчеты по авансам по прочим расходам».

Размер аванса юридическим лицам и срок его

перечисления со счетов учреждения должны быть зафиксированы в договоре с контрагентом. Размер авансовых платежей устанавливается постановлением Правительства РФ.

Пунктом 12 постановления Правительства РФ от 28.12.2010 № 1171 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств и договоров, подлежащих исполнению за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:

а) в размере до 100 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных

Таблица 3

Отражение в бухгалтерском учете операций по сдаче металлолома и перечислению средств в доход бюджета

Содержание операций Бухгалтерские проводки

Дебет счета Кредит счета

1. Принятие к учету запасных частей от списания объекта основных средств (металлолома) 1 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

2. Списание с учета запасных частей (реализованного металлолома) 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» 1 105 36 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

3. Начисление дохода от реализации металлолома без НДС 1 205 74 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами» 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

4. Начисление дохода в части НДС 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» 2 401 10 180 «Прочие доходы»

5. Начисление НДС 2 401 10 180 «Прочие доходы» 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

6. Поступление дохода в части НДС. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 2201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

7. Перечислен НДС в доход бюджета. Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» 2201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

8. Поступил в бюджет доход 1 210 02 440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов» 1 205 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

изысканий, проведении Всероссийской олимпиады школьников и приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и т. д.;

б) в размере до 60 % суммы договора (государственного контракта), но не более 60 % лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) об оказании услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям

Президента РФ, авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц и т. д.;

в) в размере до 30 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., а также последующее авансирование выполняемых работ в указанном размере после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) в размере до 50 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

д) в размере до 30 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, связанных с предоставлением безвозмездной технической и гуманитарной помощи иностранным государствам на двусторонней основе;

е) в размере до 30 % суммы договора (государственного контракта), но не более 30 % лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соот-

ветствующий финансовый год, — по остальным договорам (государственным контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Рассмотрим отражение в учете расчетов с поставщиками по выданным авансам за услуги связи и коммунальным платежам.

Пример

Казенным учреждением заключены договоры с организациями, оказывающими услуги связи и коммунальные услуги (по бюджетной деятельности). В соответствии с условиями договоров оплата услуг связи производится учреждением авансовым платежом в размере 100 %, а коммунальные услуги — 30 % от суммы договоров до 5-го числа каждого месяца. Поставщики услуг до 5-го числа следующего месяца представляют счета и акты за оказанные услуги. Лимит бюджетных обязательств по услугам связи (на месяц) — 58 000руб., по коммунальным услугам — 95 000 руб. Операции по учету расчетов с поставщиками по выданным авансам за услуги связи и коммунальным платежам следует отразить в бюджетном учете проводками, которые приведены в табл. 4.

Таблица 4

Отражение в бухгалтерском учете расчетов с поставщиками по выданным авансам за услуги связи и коммунальным платежам

Содержание операций Бухгалтерские проводки Сумма

Дебет Кредит

1. Перечислен аванс поставщику за услуги связи 1 206 21 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи» 1 304 05 221 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по услугам связи» 58 000 руб.

2. Перечислен аванс поставщику за коммунальные услуги 1 206 23 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за коммунальные услуги» 1 304 05 223 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам» 28 500 руб.

3. Отражены расходы учреждения по услугам связи согласно счету и акту 1 401 20 221 «Расходы на услуги связи» 1 302 21 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате услуг связи» 58 000 руб.

4. Отражены коммунальные расходы учреждения согласно счету и акту 1 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги» 1 302 23 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг» 95 000 руб.

5. Зачтен ранее перечисленный аванс за услуги связи 1 302 21 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате услуг связи» 1 206 21 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи» 58 000 руб.

6. Зачтен ранее перечисленный аванс за коммунальные услуги 1 302 23 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг» 1 206 23 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за коммунальные услуги» 28 500 руб.

7. Перечислена оставшаяся сумма поставщику комму -нальных услуг 1 302 23 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг» 1 304 05 223 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам» 66 500 руб.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Если бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств, то оно перечисляет возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета. Записи в учете будут отражены проводками, которые приведены в табл. 5.

Списание дебиторской задолженности. Несвоевременное списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности может привести к существенному искажению показателей бюджетной отчетности.

Взаимоотношения, которые возникают между получателем бюджетных средств и его контраген-

том, регулируются бюджетным и гражданским законодательством.

Анализ положений действующих нормативных правовых актов позволяет сделать следующий вывод: дебиторская задолженность может быть списана с балансового учета казенного учреждения в порядке, установленном главным администратором (администратором) доходов бюджета, после признания ее нереальной к взысканию (ст. 160.1 БК РФ, пп. 78, 80 Инструкции № 162н, п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов

Таблица 5

Отражение в бухгалтерском учете возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Содержание операций Бухгалтерские проводки

Дебет счета Кредит счета

У казенного учреждения

1. Поступила дебиторская задолженность на счет учреждения. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 0201 11 510 «Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 0 201 21 510 «Поступление денежных средств учреждения на счета в кредитной организации», 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»

2. Отражена сумма дебиторской задолженности на основании извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов 0 304 04 100 «Внутриведомственные расчеты по доходам» 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Перечислена в доход бюджета сумма дебиторской задолженности. Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 0 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 0201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 0 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

У администратора доходов

1. Отражена сумма задолженности на основании Извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов 0 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 0 304 04 100 «Внутриведомственные расчеты по доходам»

2. Поступление суммы адми-нистрируемых доходов в доход бюджета 0 210 02 100 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам» 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Гражданское законодательство устанавливает, в частности, следующие основания признания дебиторской задолженности юридического лица безнадежной:

— истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

— невозможность исполнения обязательства (ст. 416 ГК РФ);

— прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

— ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ).

Субъективная оценка вероятности погашения задолженности, произведенная должностными лицами казенного учреждения, не может служить основанием для ее списания с балансового учета.

Списание дебиторской задолженности, не реальной к взысканию, осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя казенного учреждения, а также данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и иных оправдательных документов. При этом должен соблюдаться порядок списания, установленный главным администратором доходов бюджета (уведомительный порядок, согласование и т. д.).

Списание в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности по доходам, не реальной к взысканию, отражается по дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета

0 205 00 000 «Расчеты по доходам» (0 205 11 660, 0 205 21 660, 0 205 31 660, 0 205 41 660, 0 205 51 660— 0 205 53 660, 0 205 61 660, 0 205 71 660—0 205 75 660, 0 205 81 660).

Списание с балансового учета на основании первичных документов нереальной к взысканию суммы задолженности по произведенным авансовым платежам отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (0 206 21 660—0 206 26 660, 0 206 31 660— 0 206 34 660, 0 206 41 660, 0 206 51 660, 0 206 61 660, 0 206 62 660, 0 206 91 660) и дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами».

Следует обратить внимание, что даже после признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета такая задолженность должна учитываться на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение 5 лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников (п. 339 Инструкции № 157н).

В последующем списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется: по истечении срока наблюдения, при возобновлении процедуры взыскания задолженности, при поступлении средств в погашение задолженности.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

5. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»: постановление Правительства РФ от 28.12.2010 № 1171.

6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

7. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.

8. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

9. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н.