Содержание
- Налоги и Право
- Как проверять налог на прибыль
- (Комментарий к Методическим рекомендациям по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, утвержденным Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23.04.2004 (Протокол от 22.04.2004 N 25))
- Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций
- Декларация по налогу на прибыль: как проверить правильность заполнения
- Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы
- Общие положения о камеральных проверках
- Совершенствование камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль
- Как налоговики проверяют налог на прибыль
Налоги и Право
Как проверять налог на прибыль
(Комментарий к Методическим рекомендациям по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, утвержденным Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23.04.2004 (Протокол от 22.04.2004 N 25))
В то время как налоговое ведомство страны постепенно отменяет свои Методические рекомендации, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России начал выпускать свои методички.
Недавно были обнародованы Методические рекомендации по аудиторской проверке налога на прибыль (текст документа размещен на сайте Минфина России www.minfin.ru). Этот документ адресован прежде всего аудиторам. Цель — создание единообразного рабочего инструмента для проведения аудиторских проверок. В данном случае Методические рекомендации охватили только маленькую часть аудиторской проверки — проверку правильности отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности налога на прибыль и обязательств перед бюджетом по данному налогу.
Методички не подменяют собой никакие другие документы, регламентирующие аудит, в частности Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Так, в Рекомендациях предложены подробные рабочие документы аудитора по оценке аудиторских рисков, однако в этих документах приведены только факторы рисков. А их оценка производится самим аудитором в соответствии с критериями, которые определены в Правиле (стандарте) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 405).
Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций
То же самое и по определению уровня существенности (допустимой ошибки) — в предлагаемых Методическими рекомендациями рабочих документах приведены только базовые показатели, а числовые значения уровня существенности определяются аудитором на основе Правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.
Нужно сказать, что Методические рекомендации помогут и бухгалтерам при организации бухгалтерского или налогового учета.
В частности, в работе может пригодиться таблица-тест «Анализ учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете». В этой таблице на 20 листах собраны воедино все основные элементы, требующие отражения в учетной политике. Описаны различия в подходе к учету объектов и операций в бухгалтерском и налоговом учете, а также их влияние на налогооблагаемую прибыль. Таблицы замечательны приведенной в них коллекцией ссылок на нормы законодательства, регулирующие учет. Группировка по объектам и отдельным операциям наглядна и позволит пользоваться таблицами как справочником.
Интересны также таблицы, посвященные постоянным и временным разницам. В нескольких таблицах приведены подробные перечни разниц, которые могут возникнуть у организации. Однако характеристика этих разниц краткая и рассчитана на подготовленного пользователя. Для проверки наиболее значимых временных разниц предложены механизм проверки формирования незавершенного производства и алгоритм по формированию и использованию резерва по сомнительным долгам. Приведен альтернативный вариант проверки налога на прибыль при отсутствии аналитического учета временных разниц.
Воспользоваться этими разработками, к сожалению, смогут и налоговики. Ведь теперь с выходом Методических рекомендаций у проверяющих инспекторов появился превосходный инструментарий, с помощью которого они очень просто могут доказать систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций в части учета разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». А за это, как известно, ст.120 Налогового кодекса предусматривает штраф (5000 руб.).
Остальные таблицы и тесты также применимы в бухгалтерии налогоплательщика для организации самоконтроля и внутреннего аудита.
Итак, создан рабочий инструмент, пользуясь которым аудитор должен качественно выполнить свою работу, дана методика выполнения этой работы. А конкретную ситуацию аудитор должен оценить на месте самостоятельно, опираясь на свой опыт и знания.
А.Б.Погребс
Аудитор-консультант
Декларация по налогу на прибыль: как проверить правильность заполнения
Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы
Основная форма контрольной работы налоговых органов — это камеральная налоговая проверка. Такой проверке подлежат все налогоплательщики. О совершенствовании этой сферы деятельности налоговиков, а также о перспективах ее развития пойдет речь в статье.
Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения. Такие налогоплательщики впоследствии будут подвергнуты выездной налоговой проверке.
Выездные проверки обычно проводятся один раз в два — три года, а камеральные — не реже одного раза в квартал. Иными словами, периодичность проведения последних связана с отчетными периодами по налогам.
Выездные налоговые проверки должны базироваться на данных камеральных проверок. Это и понятно, ведь объектом исследования выездной проверки являются слабые места и нестыковка данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе камеральной проверки. Это лишний раз подтверждает, что эффективность проведения камеральных проверок как инструмента систематического и сплошного контроля необходимо повышать.
Общие положения о камеральных проверках
Напомним основные положения ст. 88 Налогового кодекса о проведении камеральных налоговых проверок. Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:
- налоговых деклараций;
- документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, которые представил налогоплательщик;
- других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если в результате проверки в представленных документах выявлены ошибки в заполнении или расхождения в показателях, об этом нужно сообщить налогоплательщику и потребовать внесения соответствующих исправлений в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика дополнительных сведений, а также объяснений и документов, которые подтверждали бы правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Совершенствование камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль
Камеральная проверка деклараций по налогу на прибыль проводится налоговым органом, как правило, по следующим направлениям:
- сопоставление отдельных показателей бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам с показателями декларации по налогу на прибыль;
- сопоставление отдельных показателей декларации по налогу на прибыль между собой;
- проверка отдельных показателей декларации на предмет их соответствия нормам действующего законодательства о налоге на прибыль организаций.
Безусловно, налоговые органы могут расширить перечень направлений проведения камеральных проверок.
Кроме того, при проведении камеральной проверки крайне важен экономический анализ деклараций. Его цель — выявить причины, которые повлияли на величину финансово-экономических показателей и, как следствие, на размер налоговой базы. Результаты такого анализа позволяют спланировать дальнейшие действия налогового органа при подготовке и проведении выездных налоговых проверок.
Не лишним будет и анализ среднестатистических показателей финансово-хозяйственной деятельности по отрасли, в которой занят налогоплательщик. Значительное отклонение от этих показателей свидетельствует о том, что декларацию налогоплательщика следует проверить более тщательно. В нормальной экономической ситуации и при условии, что налогоплательщик действует разумно, подобные резкие скачки сложно объяснить обычаями делового оборота. Доскональное изучение среднестатистических показателей должно стать непременным атрибутом проверок (особенно камеральных) крупнейших и основных налогоплательщиков.
Остановимся подробнее на проверке отчетности крупнейших налогоплательщиков. При осуществлении мер налогового контроля в отношении указанной категории налогоплательщиков большое значение имеет использование информации из внешних источников и косвенных методов определения налоговой базы по налогу на прибыль.
Внешним источником информации могут служить организации, снабжающие налогоплательщиков энерго-, тепло- и водоресурсами. Налоговые органы должны использовать подобную информацию для анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков при выборе объектов проверок или как дополнительный фактор при подготовке доказательной базы, свидетельствующей о занижении или сокрытии объектов налогообложения.
Примечание. Проблемы и планируемые изменения
Налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков представления первичных документов.
Надо сказать, что в истребовании таких документов ничего предосудительного нет. Но на практике, как правило, запрашивается множество первичных документов, а анализируется только часть из них. Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок. Поэтому, прежде чем запрашивать у налогоплательщика именно первичные документы, следует убедиться в их необходимости.
Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.
Во-первых, планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов. Наконец, необходимо закрепить на законодательном уровне требование о том, что результаты камеральных проверок при обнаружении налоговых правонарушений должны оформляться актом.
Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.
Основная трудность, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения.
Другими источниками внешней информации являются органы статистики, кредитные учреждения, лицензирующие и таможенные органы, миграционная служба, МВД России, валютные и фондовые биржи и др. В качестве свидетелей можно привлекать и физических лиц.
Так, запросы о движении денежных средств по расчетным счетам в банки, которые обслуживают организации, не представляющие отчетность (либо представляющие «нулевую» отчетность), позволяют привлекать к налоговой ответственности данную категорию налогоплательщиков.
Нередко налоговые органы используют материалы встречных налоговых проверок контрагентов проверяемых организаций (в том числе материалы, представляемые банками). Причем организация и ее контрагенты могут находиться как в одном, так и в разных регионах. Как показывает практика проведения встречных проверок, зачастую сведения о запрашиваемых контрагентах отсутствуют в базе данных ЕГРЮЛ.
Достаточно распространенным способом увеличения расходов в целях занижения налогооблагаемой базы является использование подставных фирм. В этом случае при наличии так называемых фиктивных затрат у налогового органа есть все основания не признать их расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, и доначислить налог. Если фирмы-контрагента не существует, суды поддерживают позицию налоговых органов о непринятии расходов и доначислении налога на прибыль.
Как видим, при проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов.
Как налоговики проверяют налог на прибыль
Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизированно.
После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации.
Углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное — сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.
К.В.Новоселов
Советник налоговой службы РФ
III ранга,
Управление налогообложения прибыли (дохода)
ФНС России