Проверить плательщика НДС

Главная → Статьи → Как проверить контрагента является ли он плательщиком НДС

Организации необходимы сведения о том, что контрагенты являются плательщиками НДС с целью минимизации налоговых рисков при принятии к вычету сумм НДС. Каким образом организация может ознакомиться с единым государственным реестром налогоплательщиков при выборе контрагента? Все ли организации, обязанные уплачивать НДС, в него включены?

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Организация имеет право на вычет «входного” НДС, если одновременно выполняются следующие условия:
– приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
– товары (работы, услуги) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
– имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Из перечисленных норм НК РФ следует, что налоговое законодательство не связывает возможность возникновения у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов по НДС с добросовестностью контрагентов налогоплательщика.

В п. 2 определения КС РФ от 16.10.2003 № 329-О говорится, что истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики” как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Там же отмечалось, что, по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды” (далее – Постановление № 53) разъяснил, что при разрешении налоговых споров суды должны исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.

При этом в п. 10 Постановления № 53 отмечено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Суды считают, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по НДС и отнесения сумм, уплаченных контрагентам, на расходы при исчислении налога на прибыль правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции (постановление ФАС Московского округа от 07.04.2010 № КА-А40/1783-10).

Налогоплательщик, вступая с контрагентом в гражданско-правовые отношения, должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений с учетом косвенного характера НДС (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 № 11АП-8694/12, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12210/07).

Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации налоговых рисков. Применительно к конкретным ситуациям проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделок может подтверждаться различными документами.

Минфин России в письмах от 13.12.2011 № 03-02-07/1-430, от 21.07.2010 № 03-03-06/1/477, от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, отметил, что об осмотрительности и осторожности налогоплательщика могут свидетельствовать предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента меры, такие как:
– получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
– проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);
– получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;
– использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

По этому вопросу рекомендуем также ознакомиться с письмом ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Как показывает судебная практика, запрос у контрагента копий свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава, выписки из ЕГРЮЛ, документов, подтверждающих полномочия руководителя, справки об отсутствии задолженности по налогам, копий лицензий на ведение определенных видов деятельности, в большинстве случаев расценивается судами как доказательства проявления стороной договора должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС Поволжского округа от 15.03.2011 по делу № А65-15788/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2011 № Ф01-4843/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 № Ф04-1545/2008(1778-А46-14), от 29.03.2011 по делу № А27-9150/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/16553-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2008 № А33-5672/2008 и др.).

При этом суды отмечают, что у налогоплательщика не имеется прав и возможности устанавливать те обстоятельства, которые могут быть выявлены налоговыми и правоохранительными органами (вызвать и получить объяснения у физического лица, провести экспертизу подлинности подписи на документе, получить информацию об уплате контрагентом налогов, их размере и прочее, в том числе из-за ограничения распространения такой информации, представляющей налоговую тайну). Налогоплательщики не должны и не вправе заниматься контролем за деятельностью других лиц (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 № 12АП-3331/15).

Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок” в качестве одного из критериев, при оценке которых налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличия необоснованной налоговой выгоды, названо ведение налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Этим же приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение № 2 к приказу, далее – Общедоступные критерии), которыми налогоплательщик может воспользоваться для оценки благонадежности контрагента. В частности, налогоплательщикам рекомендовано проверять контрагентов на предмет их возможного отнесения к лицам, ведущим деятельность с высоким налоговым риском. Если налогоплательщик может документально подтвердить, что полученные им сведения не позволяют отнести контрагента к указанной категории лиц, это может свидетельствовать о проявлении им должной осмотрительности при заключении договора.

Контролирующие органы также обращают внимание, что, хотя налогоплательщику следует убедиться в том, что сведения о его контрагенте внесены в ЕГРЮЛ, наличие одной лишь выписки из ЕГРЮЛ не является достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента. Не гарантирует проявление должной осмотрительности и запрос у контрагента копий налоговой отчетности, так как она еще должна пройти налоговую проверку. Поэтому налогоплательщикам при выборе контрагентов рекомендуется учитывать совокупность иных негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”, который входит в Общедоступные критерии (письмо ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, информация ФНС России от 15.10.2008 «Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”).

Выписка из ЕГРЮЛ – это документ, содержащий в себе общедоступные сведения о юридическом лице, полученные из указанного реестра. В частности, в выписке из ЕГРЮЛ отражаются сведения о полном наименовании юридического лица; о его учредителях; об участниках общества и размерах их долей; о руководителе; сведения об уставном капитале; адрес (место нахождения) юридического лица; телефонный номер, факс (при наличии); основной государственный регистрационный номер (ОГРН); индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН); сведения о видах экономической деятельности (коды статистики ОКВЭД) и др. (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ), п. 70 приказа Минфина России от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей”).

В п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 отмечено, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (абзац второй п. 2 ст. 51 ГК РФ).

В то же время из сведений, указываемых в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), нельзя установить, является ли контрагент плательщиком того или иного налога, в том числе НДС, так как такие данные не содержатся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Узнать, является ли контрагент плательщиком НДС, можно, например, из письма, представленного этим контрагентом на запрос организации.

Заметим, что нам не удалось найти каких-либо нормативных актов, регламентирующих порядок ведения реестра налогоплательщиков НДС, а также порядок представления сведений из такого реестра.

При этом на ФНС РФ возложена обязанность вести единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). Порядок ведения, а также состав сведений, содержащихся в указанном реестре, определяется Минфином России (п. 8 ст. 84 НК РФ).

Реестр содержит все сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ, а также сведения, зафиксированные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет являются налоговой тайной (п. 9 ст. 84 НК РФ).

Исключение составляют сведения (п. 1 ст. 102 НК РФ):
– разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
– об ИНН;
– о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
– о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

Иную информацию о налогоплательщиках налоговые органы предоставлять не вправе.

В связи с этим объем сведений, который может быть предоставлен из ЕГРН, напрямую зависит от того, кто обратился за такими сведениями. Так, получить сведения в полном объеме организация, физическое лицо могут только в отношении себя.

Заметим, что пп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому сведения о применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов перестали быть налоговой тайной, вступил в силу только с 01.01.2014 (п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Порядок предоставления выписок из ЕГРН в настоящее время осуществляется в соответствии с Правилами ведения ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 (далее – Правила).

Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 116н утверждён новый порядок ведения ЕГРН, но он пока еще не действует. Вступление его в силу ожидается только после признания утратившими силу действующих Правил (п. 2 названного Приказа).

Обязанность по предоставлению выписок из ЕГРН возложена на налоговые органы (пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Содержащиеся в ЕГРН сведения предоставляются в виде:
– выписки из реестра;
– выписки об отсутствии запрашиваемых сведений (п. 12 Правил).

Формы выписок утверждены приказом ФНС России от 16.04.2015 № ММВ-7-14/153@. Ранее они составлялись в произвольной форме.

Выписка из ЕГРН предоставляется заинтересованному лицу на основании соответствующего запроса, составленного в произвольной форме (п. 12 Правил).

При этом на основании п. 22 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из ЕГРН, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н (далее – Регламент, должен вступить в силу после признания утратившими силу Правил (п. 2 названного приказа)), в запросе необходимо указать сведения:
1) о заявителе. Для организаций – это наименование организации, ОГРН, ИНН и КПП;
2) о запрашиваемом лице – наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, иные известные заявителю сведения (адрес места нахождения организации, адрес места жительства физического лица, ИНН);
3) о способе получения выписки (лично, по почте, в электронной форме).

Полагаем, что указанные сведения могут быть включены в произвольную форму запроса и до момента вступления в силу Регламента.

Согласно п. 24 Регламента запрос может быть представлен:

1) на бумажном носителе лично (или через представителя):
– в налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заявителя или лица, о котором запрашиваются сведения;
– либо через многофункциональный центр.

Запрос может быть направлен в налоговый орган и по почте;

2) в электронной форме – с использованием официального сайта Федеральной налоговой службы, через личный кабинет налогоплательщика или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в уполномоченную организацию, через которую предоставляется государственная услуга в электронной форме.

Заметим, что на данный момент, согласно п. 12 Правил порядок получения пользователями сведений, содержащихся в реестре (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется соответствующим налоговым органом. Поэтому организации необходимо выяснить порядок направления запроса, а также получения выписки из ЕГРН в налоговом органе по месту своего учета.

Сведения, запрашиваемые лицами в отношении себя, предоставляются бесплатно (п. 13 Правил). Срок предоставления выписки – не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.

Предоставление выписки в отношении иных лиц осуществляется на платной основе. Размер платы в этом случае составляет:
– 100 рублей – за сведения об ИНН и КПП. Срок предоставления такой выписки также не должен превышать 5 рабочих дней;
– 200 рублей – за срочную выдачу указанной информации. В этом случае выписка должна быть предоставлена заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 15 Правил).

Документ, подтверждающий оплату, представляется в налоговый орган одновременно с запросом (п. 14 Правил).

Учитывая изложенное, полагаем, что организация может воспользоваться своим правом на запрос выписки из ЕГРН по контрагентам, в отношении которых возникают сомнения. В запросе необходимо указать, что среди иных запрашиваемых сведений организации необходимы данные о применении контрагентом специальных режимов налогообложения, поскольку с 2014 года такие сведения не являются налоговой тайной (дополнительно смотрите п. 18 Регламента). Полагаем, что стоимость услуги по выдаче такой выписки, если она не требуется срочно, будет составлять 100 руб. Однако предлагаем организации все же предварительно уточнить этот вопрос в налоговом органе.

Если контрагент применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) или же патентную систему налогообложения (применяют индивидуальные предприниматели), то такие контрагенты не признаются плательщиками НДС (п.п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Ответ подготовил: Вахромова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 12 декабря 2018 г.

Если ИФНС посчитает, что поставщик является недобросовестным налогоплательщиком, то покупателю может быть отказано в вычете входного НДС (в части сумм, уплаченных этому контрагенту) или в возмещении налога на добавленную стоимость. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, покупателю-плательщику НДС необходимо проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

В чем заключается проявление должной осмотрительности

При выборе контрагента необходимо убедиться в том, что он должным образом зарегистрирован, не является фирмой-однодневкой и ведет реальную хозяйственную деятельность, о результатах которой отчитывается перед ИФНС.

Специальные сервисы для проверки контрагента

А как узнать, является ли организация плательщиком НДС? Можно попытаться запросить у контрагента, например, копию последней сданной НДС-декларации или хотя бы ее титульного листа с отметкой ИФНС о принятии. Но в представлении таких данных контрагент может и отказать. На сайте ФНС есть несколько сервисов, позволяющих проверить контрагента и в том числе косвенно ответить на интересующий вопрос. Ведь, к примеру, если компания ликвидирована, никаких актуальных счетов-фактур от нее не может быть в принципе, а присутствие директора в реестре дисквалифицированных лиц дает основание заподозрить контрагента в его неблагонадежности.

К таким сервисам относятся:

  • Проверка корректности заполнения счетов-фактур. Данный ресурс позволяет проверить правильность реквизитов компании-контрагента, отраженных в выставленных этой компанией счетах-фактурах.
  • Риски бизнеса: проверь себя и контрагента. В этот сервис включено несколько ресурсов. Например, через ресурс Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств можно получить сведения о госрегистрации данного контрагента, в том числе зарегистрирована ли интересующая вас компания в принципе, кто является ее учредителем и руководителем.

Проверить руководителя фирмы-партнера на предмет его дисквалификации можно при помощи Поиска сведений в реестре дисквалифицированных лиц.

А через ресурс Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года узнать о наличии/отсутствии налоговых долгов у контрагента.

Нет смысла узнавать в ИФНС, заплатил ли контрагент НДС в бюджет

Не стоит тратить время и направлять в ИНФС, в которой состоит на учете ваш контрагент, запрос с просьбой предоставить информацию о выполнении этим контрагентом своих налоговых обязательств. Ведь законодательством не установлена обязанность инспекторов предоставлять такого рода информацию (Письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

Необходимость проверки плательщиков НДС обычно возникает у их контрагентов. Если поставщик признан недобросовестным плательщиком налогов, фирме отказывают в вычете или возмещении НДС. То есть проверка позволит избежать негативных последствий сделки.

Какие существуют признаки недобросовестного налогоплательщика?

Для чего требуется проводить проверку

Перед сотрудничеством с новым контрагентом нужно проверить его благонадежность. В первую очередь нужно удостовериться в том, что потенциальный партнер не является фирмой-однодневкой. Важно подтвердить, что контрагент исправно уплачивает налоги.

Закон не обязывает фирму осуществлять проверку. Это право каждой компании, а не обязанность. Однако нужно учитывать, что накладная, предоставленная поставщиком, признается недействительной в том случае, если он лишен свидетельства налогоплательщика. То есть нельзя будет получить вычет входного НДС. Следовательно, у фирмы будет убыток.

Как проявить должную осмотрительность в отношении контрагента?

Закон не предусматривает никакой ответственности фирмы, заключившей договор с недобросовестным налогоплательщиком. На нее не накладываются санкции. Однако на практике у фирмы есть ответственность. В частности, это следующие негативные последствия:

  • Лишение права на вычет входного налога.
  • Особое внимание со стороны ИФНС.
  • Необходимость в доказывании своей правоты в суде, если фирма не согласна с ИФНС.

То есть у фирмы есть основания для проявления осмотрительности.

Как проверить добросовестность контрагента как налогоплательщика?

Как узнать нужную информацию у контрагента

Для проверки необязательно обращаться за помощью к специальным сервисам напрямую. Можно запросить всю нужную информацию у самого контрагента. В частности, нужно попросить бумагу из налоговой инспекции о том, что лицо является плательщиком налогов.

Признаются ли организации на УСН плательщиками НДС при экспорте?

Однако подобный запрос может поставить контрагента в затруднение. Не существует установленного документа, подтверждающего уплату НДС. Запросить такие документы могут только лица, использующие упрощенку. Это следующие бумаги:

  • Копия последней декларации об уплате НДС с отметкой налоговой о ее принятии.
  • Книга продаж.
  • Регистрационные бумаги (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП).
  • Документ, подтверждающий применяемую контрагентом систему налогообложения.

Все эти бумаги официально указывают на налоговый статус лица. Однако не все компании готовы их предоставить. В частности, редкий контрагент даст заказчику копию книг продаж, так как в ней есть информация коммерческого значения (перечень партнеров, обороты). Контрагент также может предоставить справку об отсутствии долгов по налогам. Получить ее можно в ФНС по адресу регистрации.

ВАЖНО! Все перечисленные документы предоставляются контрагентом исключительно на добровольной основе. Потребовать их нельзя. Однако обычно получить все эти бумаги, если они не составляют коммерческую тайну, можно без особых проблем.

Самостоятельная проверка плательщика НДС

В первую очередь заказчику нужно проделать эти действия:

  • Проанализировать правильность реквизитов, прописанных в счете-фактуре.
  • Выяснить достоверность регистрационных сведений.
  • Проверить руководство фирмы на предмет дисквалификации.
  • Проверить наличие долгов по налогам и сборам.
  • Выяснить форму обложения налогами.

Нужную информацию можно взять из электронных сервисов ФНС. Она содержится в блоке «Проверьте, не рискует ли ваше дело?».

В каком порядке иностранная организация исполняет обязанности плательщика НДС?

Рассмотрим прочие сервисы для проверки:

  • «Сведения о государственной регистрации ЮЛ и ИП» (https://egrul.nalog.ru). Сервис нужен для проверки регистрации контрагента. Здесь можно скачать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Проверка счетов-фактур (http://npchk.nalog.ru). Обеспечивает проверку правильности счета-фактуры, который был предоставлен контрагентом. Поиск осуществляется через ИНН/КПП.
  • Реестр дисквалифицированных лиц (https://service.nalog.ru/disqualified.do). Поиск ведется по ФИО, названию ЮЛ, его реквизитам. Сервис позволяет узнать, является ли руководитель фирмы дисквалифицированным лицом, можно ли ему вообще управлять компанией.
  • Сервис https://service.nalog.ru/addrfind.do. Через него можно узнать, сколько ЮЛ зарегистрировано по одному юридическому адресу. Множество зарегистрированных лиц косвенно подтверждает то, что фирма является однодневкой.
  • Страничка https://service.nalog.ru/mru.do. Позволяет узнать, сколькими ЮЛ руководит одно лицо.
  • Сервис «Сведения об ЮЛ с долгом по налогам». Обеспечивает выявление задолженностей контрагента перед бюджетом. Если долг есть, высок риск, что лицо не уплачивает НДС. То есть у его партнера возникнет проблема с вычетом налогов. Фирма может не предоставлять налоговую отчетность, что также является настораживающим признаком. На приведенном сервисе можно узнать и эту информацию.

Желательно обратиться сразу к нескольким сервисам. Они бесплатны, а потому это не составит особого труда.

Можно ли обратиться в налоговую?

Обращение в налоговую является самым логичным действием. Именно этот орган владеет всей необходимой информацией. Однако это обращение не имеет смысла. Дело в том, что ФНС не имеет обязанности разглашать сопутствующую информацию. То есть запрос вероятно просто останется без ответа. Отсутствие обязанности инспекторов предоставлять информацию подтверждается Письмом ФНС №ЕД-4-2/13005@ от 24 июля 2015 года.

Системы «Контур-Фокус» и «Контур.Сверка»

Система «Контур-Фокус» является комплексным инструментом, позволяющим проверить контрагента перед началом сотрудничества с ним. Предназначается и для уменьшения рисков отказа в вычете НДС. Пользуется этой системой сам бухгалтер. Он может самостоятельно подобрать перечень критериев для проверки контрагентов на надежность. Это могут быть следующие критерии:

  • Недавняя регистрация фирмы.
  • Фирма проходит процедуру банкротства или ликвидации.
  • В состав руководителей входят дисквалифицированные лица.
  • Контрагент является ответчиком в деле о взыскании долга.
  • В отношении фирмы ведутся исполнительные производства.
  • Не обнаружено, что компания вообще ведет какую-либо деятельность.
  • Негативные финансовые показатели с тенденцией к ухудшению.

К СВЕДЕНИЮ! Если контрагент получит негативную оценку сразу по ряду критериев, имеет смысл отказаться от заключения контрактов с ним. Система отличается целым рядом преимуществ. Она обеспечивает отслеживание динамики оценки, быстрое получение всех сведений.

Существует также система «Контур.Сверка». Она обеспечивает автоматизацию сверки сведений по выставленным и полученным счетам-фактурам. Система позволяет проверить достоверность предоставленных сведений, наличие ошибок, расхождений. Однако для пользования сервисом в нем нужно регистрироваться не только самой фирме, но и ее контрагенту.

Что будет, если не проверить плательщика НДС

Игнорирование необходимости проверки контрагента приводит к этим негативным последствиям:

  • Убыток, связанный с отказом в вычете НДС.
  • Убытки, связанные с тем, что заказчик не может исполнить взятые на себя обязательства.
  • Повышенное внимание со стороны налоговой.

Для углубленной проверки плательщиков НДС можно обратиться в специализированные фирмы. Однако в большинстве случаев в этом нет необходимости. Все требуемые сведения можно получить из бесплатных сервисов.

Внимание В данный материал внесено дополнение по срокам постановки на учет в добровольном порядке и после превышения установленной суммы дохода.

Утверждено о порядке специальной регистрации налогоплательщиков в качестве плательщиков НДС. Нововведение разъяснил ведущий эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ:

– Регистрация в качестве плательщика НДС осуществляется в следующем порядке:

  1. Представление хозсубъектом заявления.
  2. Его рассмотрение налоговым органом.
  3. Регистрация налогоплательщика в Едином реестре ГНК.
  4. Выдача электронного регистрационного удостоверения, удостоверяющего постановку на учет в качестве плательщика НДС.

Добровольная и обязательная регистрация

Регистрация может быть добровольной и обязательной.

В обязательном порядке регистрируются:

  • плательщики НДС ;
  • субъекты, определенные в ст. 461 НК, в частности:
  • юрлица и индивидуальные предприниматели, ввозящие (импортирующие) товары через таможенную границу РУз;
  • юрлица – производители подакцизных товаров (услуг) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых;
  • юрлица – сельскохозяйственные товаропроизводители – при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью 50 га и более;
  • юрлица, реализующие бензин, дизтопливо и газ;
  • юрлица – организаторы лотерей;
  • доверенное лицо – участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, – по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;
  • юрлица – собственники пустующих зданий, сооружений нежилого назначения и объектов незавершенного строительства, а также не использующих производственные площади, по которым вынесено заключение о неэффективном их использовании, в порядке, установленном законодательством;
  • юрлица, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.

Добровольно вправе зарегистрироваться:

  • вновь создаваемые юридические лица;
  • юридические лица, не являющиеся плательщиками НДС;
  • индивидуальные предприниматели, чей оборот превысил 100 млн сум., но не достиг 1 млрд сум.

Процедура регистрации

Процедура регистрации достаточно проста:

  1. Налогоплательщик через свой личный кабинет подает заявление по форме согласно к Положению в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 5-го числа месяца, с которого лицо обязано перейти на уплату НДС.
  2. В течение 5 дней с даты поступления налоговый орган рассматривает заявление и принимает решение о включении его в Единый реестр налогоплательщиков в качестве плательщика НДС.
  3. На основании заявления налогоплательщика и решения налогового органа оформляется регистрационное удостоверение о включении в Единый реестр в качестве плательщика НДС. Автоматически присваивается регистрационный номер. Налогоплательщик должен указывать присвоенный ему регистрационный номер НДС в счетах-фактурах или в документах, их заменяющих.
  4. Не позднее 1 рабочего дня со дня регистрации в Едином реестре ГНК направляет регистрационное удостоверение в электронном виде в личный кабинет налогоплательщика.

Добровольный регистрационный учет юридического лица осуществляется налоговым органом по месту его постановки на учет на основании заявления, представляемого по форме согласно к Положению через персональный кабинет налогоплательщика, при этом заявление должно быть направлено до 1-го числа месяца перехода на уплату НДС.

Добровольный регистрационный учет индивидуальных предпринимателей, чей доход от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает 100 млн сум., но не более 1 млрд сум., осуществляется налоговым органом по месту его постановки на учет на основании заявления, представляемого по форме согласно к Положению через персональный кабинет налогоплательщика. При этом заявление должно быть представлено не позднее 5 дней с даты превышения установленной суммы.

В Положении также отражена процедура перерегистрации и снятия с учета плательщиков НДС.

Положение не определяет вопросы включения в Единый реестр уже действующих плательщиков НДС, у которых есть присвоенный регистрационный номер плательщика НДС.

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.