Проведение выездной налоговой проверки

По­яс­не­ние.

Пер­вой и глав­ной обя­зан­но­стью на­ло­го­пла­тель­щи­ка яв­ля­ет­ся свое­вре­мен­ная и пол­ная упла­та на­ло­га. Среди осталь­ных сле­ду­ю­щие:

1) Обя­зан­ность вести бух­гал­тер­ский учет, со­став­лять от­че­ты о фи­нан­со­во-хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, обес­пе­чи­вая ил со­хран­ность не менее пяти лет.

2) Обя­зан­ность пред­став­лять на­ло­го­вым ор­га­нам не­об­хо­ди­мые для ис­чис­ле­ния и упла­ты на­ло­гов до­ку­мен­ты и све­де­ния.

3) Обя­зан­ность вно­сить ис­прав­ле­ния в бух­гал­тер­скую от­чет­ность в раз­ме­ре суммы со­кры­то­го или за­ни­жен­но­го до­хо­да (при­бы­ли), вы­яв­лен­но­го про­вер­ка­ми на­ло­го­вых ор­га­нов.

4) Обя­зан­ность в слу­чае не­со­гла­сия с фак­та­ми, из­ло­жен­ны­ми в акте про­вер­ки, пред­став­лять пись­мен­ные по­яс­не­ния мо­ти­вов от­ка­за от под­пи­са­ния этого акта.

5) Обя­зан­ность со­об­щать на­ло­го­вым ор­га­нам в де­ся­ти­днев­ный срок о при­ня­том ре­ше­нии по лик­ви­да­ции (ре­ор­га­ни­за­ции) юри­ди­че­ско­го лица.

Права на­ло­го­пла­тель­щи­ка не так мно­го­чис­лен­ны, как его обя­зан­но­сти. За­ко­но­да­тель­ством преду­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие их виды.

1) Право поль­зо­вать­ся льго­та­ми по упла­те на­ло­гов на ос­но­ва­ни­ях и в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ных за­ко­но­да­тель­ны­ми ак­та­ми.Во­прос о том, яв­ля­ет­ся ли при­ме­не­ние льго­ты пра­вом на­ло­го­пла­тель­щи­ка, рас­смат­ри­вал­ся в гл. 8 (По­ря­док ис­чис­ле­ния на­ло­га). В том слу­чае, когда льго­та дей­стви­тель­но яв­ля­ет­ся пра­вом на­ло­го­пла­тель­щи­ка, не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать уста­нов­лен­ный по­ря­док ее при­ме­не­ния. По­ми­мо этого, по­сколь­ку налог ис­чис­ля­ет­ся за опре­де­лен­ный пе­ри­од, то ис­поль­зо­вать дан­ное право либо от­ка­зать­ся от него можно также в рам­ках на­ло­го­во­го пе­ри­о­да.

2) Право пред­став­лять на­ло­го­вым ор­га­нам до­ку­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие право на льго­ты по на­ло­гам яв­ля­ет­ся про­из­вод­ным от пер­во­го. Вме­сте с тем оно носит са­мо­сто­я­тель­ный ха­рак­тер, по­сколь­ку на­ло­го­вые ор­га­ны не имеют права от­ка­зать на­ло­го­пла­тель­щи­ку 8 предъ­яв­ле­нии ука­зан­ных до­ку­мен­тов.

3) Право зна­ко­мить­ся с ак­та­ми про­ве­рок, про­ве­ден­ных на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми, яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ей права на за­щи­ту, по­сколь­ку ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное об­жа­ло­ва­ние ре­ше­ний на­ло­го­вых ор­га­нов воз­мож­но толь­ко после озна­ком­ле­ния с вы­яв­лен­ны­ми в ходе про­вер­ки на­ру­ше­ни­я­ми.

4) Право пред­став­лять на­ло­го­вым ор­га­нам по­яс­не­ния по ис­чис­ле­нию и упла­те на­ло­гов и по актам про­ве­ден­ных про­ве­рок поз­во­ля­ет на ран­ней ста­дии раз­ре­шить спор­ные во­про­сы, не до­во­дя дела до ад­ми­ни­стра­тив­но­го или су­деб­но­го об­жа­ло­ва­ния.

5) Право в уста­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке об­жа­ло­вать ре­ше­ния на­ло­го­вых ор­га­нов и дей­ствия их долж­ност­ных лиц яв­ля­ет­ся ос­нов­ной га­ран­ти­ей за­щи­ты прав на­ло­го­пла­тель­щи­ка. За­ко­но­да­тель­ство уста­нав­ли­ва­ет и дру­гие права на­ло­го­пла­тель­щи­ков, на­при­мер право фи­зи­че­ско­го лица в ме­сяч­ный срок после по­да­чи в на­ло­го­вый орган де­кла­ра­ции о до­хо­де уточ­нить дан­ные, за­яв­лен­ные им в этой де­кла­ра­ции.

A) тре­бо­вать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны — права.

Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сбо­рах — обя­зан­но­сти.

B) по­лу­чать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сбо­рах — права.

Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой про­вер­ки — права.

Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные на­ло­ги — обя­зан­но­сти.

Как проводится проверка

Повторное мероприятие отличается рядом ограничений. В частности, проверяются только бумаги, связанные с исчислением и выплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ). Специалисты могут запрашивать документы за период, не превышающий 3 года. Повторный характер мероприятия не влияет на порядок его проведения.

Результаты повторной проверки могут не совпадать с результатами первой. К примеру, вышестоящий орган может обнаружить другие нарушения. Однако санкции за них назначаться не будут. Исключение – обнаружение факта фальсификации результатов первого контрольного мероприятия, возникшее вследствие сговора фирмы с представителями налоговой. В этом случае организации могут назначить пени, недоимки, штрафные санкции. Соответствующее положение содержится в пункте 10 статьи 89 НК РФ.

Могут ли специалисты в рамках повторного мероприятия запрашивать бумаги, которые ранее уже предоставлялись инспекторам? В пункте 5 статьи 93 указано, что фирма может не передавать те документы, которые ранее уже предоставлялись в рамках камеральных и выездных проверок. Однако это положение актуально только для бумаг, которые передавались в инспекцию после 1 января 2010 года (основание – пункт 15 статьи 7 ФЗ №137 от 27 июля 2006 года).

Инспектор имеет право повторно запросить эти бумаги:

  • Документы, ранее представленные в форме подлинников, которые фирма забрала в дальнейшем.
  • Предоставленные в инспекцию бумаги, утраченные из-за форс-мажора.

Соответствующие положения оговорены в пункте 5 статьи 93 НК РФ. Они актуальны как для обычной, так и для повторной проверки.

Может ли вышестоящий орган проверять фирму при наличии решения

Рассмотрим ситуацию. Проведено первичное мероприятие, по результатам которого вынесено решение. Оно было оценено судом и вступило в юридическую силу. Может ли осуществляться повторное мероприятие вышестоящим органом в этом случае? Может, однако инспектор не имеет права принимать решения, меняющие выводы судебного акта.

В НК РФ нет прямого запрета на повторную проверку тогда, когда результаты предыдущей были оценены в суде. Однако иногда контрольные мероприятия противоречат Конституции. В частности, это происходит тогда, когда новое решение вступает в разногласия с судебным актом. Соответствующее положение содержится в постановлении Конституционного суда №5-П от 17 марта 2009 года.

Дополнительные вопросы

Актуально ли право на мероприятие в отношении филиалов фирмы, если до этого была проведена общая проверка? Все зависит от того, какие именно налоги выступали предметом при предыдущей процедуре. Если был назначен комплексный анализ всех федеральных, региональных и местных налогов, выездная проверка будет незаконной. Основание – абзац 4 пункта 10 и пункта 5 статьи 89 НК РФ.

Если предметом выступали отдельные налоги, возможна организация дополнительного мероприятия выездного характера. Предметом его являются непроверенные налоги. Подобное мероприятие не считается повторным (основание – пункт 10 статьи 89 НК РФ).

ВАЖНО!
Выездные проверки могут касаться только региональных и местных платежей в казну.

Может ли инспектор по результатам проверки одного налога запросить уточненную декларацию по другому платежу? Да. В процессе повторной процедуры могут быть обнаружены неотраженные данные и ошибки, занижающие налог. В этом случае нужно выполнить перерасчет последнего. Сдать уточненную декларацию должна сама фирма. В обратном случае за дело возьмется инспекция. Соответствующие правила содержатся в пункте 1 статьи 31 НК РФ и письме Минфина №03-02-07/2-209 от 21 декабря 2009 года.

Возможное число повторных проверок

Даже если в году было проведено два мероприятия по разным налогам и периодам, при наличии достаточных оснований может проводиться неограниченное количество проверок.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени про ведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ).

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НКРФ).

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться по следующим основаниям:

а) в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью налогового органа, который такую проверку проводил у налогоплательщика;

б) в случае представления налогоплательщиком уточненной на логовой декларации, в которой указана сумма налога, меньшая по сравнению с ранее заявлявшейся. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, проверяется период, за который представлена налоговая декларация;

в) при реорганизации или ликвидации организации налогоплательщика.

Наиболее распространенными являются повторные про верки, которые про водятся вышестоящим налоговым органом.

Повторные выездные налоговые проверки отличаются от внутриведомственных комплексных проверок, которые проводятся вышестоящими налоговыми органами в соответствии с внутриведомственными нормативными актами и направлены на совершенствование деятельности налоговых органов. Проверка соблюдения налогового законодательства конкретным налогоплательщиком в предмет такой проверки не входит, соответственно указанные проверки не могут учитываться при решении вопросов повторности выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами1.

Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной про верки, то налоговые санкции к налогоплательщику не применяются. В том случае, если правонарушения были не выявлены в результате сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа, то к налогоплательщику применяются налоговые санкции.

Общий порядок проведения повторных проверок аналогичен порядку проведения первоначальных выездных налоговых проверок, в том числе в части сроков проверки.

Начало выездной налоговой проверки совпадает с моментом вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о назначении проверки. Срок назначения проверки и дата фактического начала проверки могут относиться к разным периодам. Например, выездная налоговая проверка была назначена 29 декабря 2010 г., фактические контрольные мероприятия в рамках выездной налоговой проверки будут осуществляться уже 2011 г. Однако в контролируемый диапазон в данном случае попадают налоговые периоды 2007-2009 гг.

При реализации форм налогового контроля, в т. ч. В виде выездной налоговой проверки применяются следующие методы налогового контроля: истребование документов, выемка документов, осмотр территорий, опрос свидетелей, проведение экспертизы, инвентаризация и т. д.

Одним из самых распространенных мероприятий налогового контроля является истребование документов.

В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой про верки, представляются в течение 1О рабочих дней со дня вручения соответствующего требования. Требование о представлении документов должно быть действительно получено проверяемым лицом (п. 1 ст. 93 НК РФ). В связи с этим требование (по установленной форме1) вручается либо под расписку, либо направляется заказным письмом.

Если у проверяемого налогоплательщика отсутствует реальная возможность представить все истребуемые документы в течение указанного срока, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, налогоплательщик обязан уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин и с указанием сроков представления требуемых документов.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на сновании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Налоговые органы имеют право истребовать документы у налогоплательщика только в рамках налоговой проверки. Несмотря на то, что срок представления документов составляет 1О рабочих дней, а срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, формально налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование в последний день проверки.

Документы, ранее представленные в налоговые органы, при проведении камеральных и выездных налоговых проверок не могут быть истребованы повторно. Это правило не действует в том случае, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, которые впоследствии были возвращены налогоплательщику, либо когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Статьей 93.1 Налогового кодекса РФ предусматривается возможность истребования налоговым органом документов (информации) о проверяемом лице как у контрагентов данного лица (фактически встречная проверка), так и у иных лиц, располагающих какой-либо информацией о проверяемом лице. Порядок истребования документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, аналогичен ранее рассмотренному порядку истребования документов у проверяемого налогоплательщика за исключением следующих случаев:

-налоговый орган первоначально направляет письменное поручение налоговому органу по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы. Налоговый орган, в котором зарегистрирован контрагент проверяемого налогоплательщика, в течение пяти дней с момента получения данного поручения направляет требование о представлении документов указанному лицу;

срок для представления документов лицом, которому направлено требование в рамках проведения проверки его контрагента составляет 5 рабочих дней, однако предусмотрена процедура продления вышеуказанного срока.

Ранее существовала практика проведения встречных проверок только во время налоговой проверки, что находило подтверждение в судебной практике

В настоящее время истребование документов возможно как в рамках проведения налоговой проверки, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании реlllения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или ИНЫХ лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Лица, не представившие в срок по требованию налоговых органов информацию о налогоплательщике, привлекаются к налоговой ответственности только по ст. 129.1 НК РФ.

Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов установлен в Приказе ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-З-06/892@.

Еще одним мероприятием налогового контроля является выемка документов. Данное мероприятие осуществляется, как правило, в тех случаях, когда проверяемое лицо не представило документы, которые были запрошены налоговым органом в соответствии с законодательно установленным порядком (ст. 93 НК РФ).

В налоговом законодательстве понятие выемки отсутствует. В то же время изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, административно-правовая мера воздействия, состоящая в принудительном лишении организаций возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами1,

Выемка производится при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены, заменены (п. 14 ст. 89 НК РФ).

Выемка может быть осуществлена только в рамках выездной налоговой проверки на основании мотивированного постановления

должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

До начала выемки сотрудники налогового органа должны предложить проверяемому лицу добровольно выдать необходимые документы и предметы. Отказ добровольно выдать предметы или документы не является правонарушением и не влечет карательных мер, но является основанием для применения мер принудительного характера.

Выемка начинается с предъявления должностным лицом налогового органа постановления о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Не могут быть изъяты документы и предметы, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки (указанному в решении о назначении выездной налоговой проверки), т. е. изъяты могут быть только те документы и предметы, которые касаются правильного исчисления, полной, своевременной уплаты налогов за периоды, включенные в предмет проверки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Если проверяемое лицо отказалось скрепить печатью или подписью изымаемые документы, об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых (не менее двух человек) и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. Без понятых и проверяемого лица (его представителя) выемка производиться не может.

При проведении выездной налоговой проверки представители налоговых органов имеют право осуществлять осмотр (ст. 92 нк РФ) территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого про водятся контрольные мероприятия.

Осмотр осуществляется, если у налогового органа имеется информация, требующая уточнения. Например, в налоговом органе имеется информация, что налогоплательщик не ведет полный учет поступающих материалов, занижает действительные объемы производства, не полностью отражает выручку от реализованной продукции и т. д.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой про верки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Осмотр производится в присутствии понятых.

В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре про изводятся фото и киносъемка, снимаются копии с документов или другие действия.

О производстве осмотра составляется протокол.1

Если в процессе осуществления контрольных мероприятий налоговым органам для выводов не хватает специальных знаний, могут привлекаться эксперты. Как правило, экспертиза назначается, когда требуется установить подлинность документов; восстановить документ; уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг; определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются в производстве, объему продукции или технологии ее производства; определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

Экспертиза, которая назначена в связи с проведением налоговой проверки, по срокам должна быть проведена до ее окончания. Также экспертиза может быть проведена в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, т. е. уже после ее завершения (абз. 3 п. 6 ст. 101 НКРФ).

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, которое осуществляет выездную проверку по установленной форме. В постановлении о назначении экспертизы указываются:

1)основания для назначения экспертизы;

2) фамилия эксперта и наименование организации, в которой

должна быть проведена экспертиза;

3)вопросы, поставленные перед экспертом;

4) материалы, передаваемые в распоряжение эксперта.

Эксперты привлекаются к участию в налоговой проверке на договорной основе. Одной из сторон договора на привлечение эксперта является налоговый орган. Эксперты получают вознаграждение за работу, если она не входит в круг их служебных обязанностей, им возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган, на проезд и наем жилого помещения, могут выплачиваться суточные (ст. 131 НК РФ).

Вопросы к рассмотрению в рамках экспертизы должны требовать специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле, не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Налогоплательщик вправе задавать дополнительные вопросы эксперту. Причем может сделать это как при назначении экспертизы (пп. 3 п. 7 ст. 95 НК РФ), так и при ознакомлении с заключением эксперта (просьба налогоплательщика выполняется должностным лицом налогового органа по своему усмотрению).

При проведении экспертизы эксперт имеет право:

1) знакомиться с материалами проверки, которые касаются предмета экспертизы (п. 4 ст. 95 НК РФ);

2) ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов проверки (п. 4 ст. 95 НК РФ);

3) отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения или эксперт не обладает необходимыми знаниями ДЛЯ проведения экспертизы (п. 5 ст. 95 НК РФ).

В этом случае эксперт составляет сообщение о не возможности дать заключение и направляет его в налоговый орган, который вынес постановление о назначении экспертизы (п. 9 ст. 95 НК РФ). По другим основаниям отказ эксперта от проведения экспертизы влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей (п. 1 ст. 129 НК РФ). Налоговым кодексом РФ предусмотрена также ответственность за дачу заведомо ложного заключения. Штраф за такое правонарушение 5000 рублей (п. 2 СТ. 129 НК РФ);

4) включить в свое заключение выводы об обстоятельствах, по которым ему не были поставлены вопросы, если считает, что они имеют значение для дела (п. 8 ст. 95 НК РФ).

Эксперт обязан дать от своего имени письменное заключение с изложением содержания проведенных исследований, выводов и обоснованных ответов на поставленные вопросы (п. 8 ст. 95 НК РФ). Налогоплательщик, в отношении которого проводится налоговая проверка, имеет право ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы (п. 6 ст. 95 НК РФ), заявить отвод эксперту (пп. 1 п. 7 ст. 95 НК РФ); просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц (пп. 2 п. 7 ст. 95 НК РФ); предложить дополнительные вопросы эксперту (пп. 3 п. 7 ст. 95 НК РФ); требовать, чтобы ему разъяснили его права (п. 6 ст. 95 НК РФ); присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; ознакомиться с заключением эксперта или с сообщением эксперта о невозможности дать заключение; дать свои объяснения по заключению эксперта; заявить возражение на заключение эксперта; просить о постановке дополнительных вопросов эксперту; просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

После про ведения экспертизы составляется протокол. Требования к составлению Протокола аналогичны требованиям при осуществлении других мероприятий налогового контроля’, Налогоплательщик (его представитель) в протоколе расписывается, также может вносить замечания (п. 3,4 ст. 99 НК РФ).

Кроме проведения первичной экспертизы нк РФ предусматривает также дополнительную и повторную экспертизы (п. 1 ст. 95 НКРФ).

Дополнительная экспертиза назначается, если заключение эксперта по предыдущей экспертизе не достаточно ясное и полное. Она может быть поручена тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу, либо другому эксперту (п. 10 ст. 95 НК РФ).

Повторная экспертиза назначается, если заключение эксперта необоснованно или возникают сомнения в его правильности. В такой ситуации экспертиза поручается другому эксперту (п. 10 ст. 95 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ не установлена последовательность назначения дополнительной и повторной экспертиз. Соответственно, и дополнительная, и повторная экспертизы могут быть назначены не только после первичной экспертизы, но также после дополнительной и (или) повторной.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются в порядке, аналогичном порядку проведения первичной экспертизы (п. 10 ст. 95 НК РФ).

Налоговые органы вправе вызывать на допрос в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ). Вопрос о доказательной силе фактов, полученных в результате допроса, неоднозначен, поскольку существует разная судебная практика, в том числе свидетельствующая, что существенный вес протоколы при обретают, если используются в деле о налоговом правонарушении вместе с другими доказательствами.

Для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. ст. 90 НК РФ).

Вероятность того, что лицо может обладать необходимой информацией, налоговые органы оценивают самостоятельно, выводы обоснования не требуют.

Список лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля, закрыт (п. 2 ст. 90 нк РФ):

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Допрос свидетеля проводится в налоговом органе должностным лицом. Также показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ), если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности; в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

Перед началом допроса изучаются документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НКРФ). Выясняется также, владеет ли свидетель русским языком и требуется ли приглашение переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ).

Далее свидетель предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний, О предупреждении свидетеля об ответственности делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п.5 ст. 90 НК РФ).

В допросе, как правило, участвуют только должностное лицо, которое его про изводит, и сам свидетель. Присутствие налогоплательщика (его представителя) при допросе не предусмотрено. ход и результаты допроса допрашивающий отражает в протоколе. Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (пп.1, 2 ст. 99 НК РФ):

1) его наименование;

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) выявленные факты и обстоятельства.

В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Протокол подписывают все участники допроса (п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).

Свидетели имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов на проезд и наем жилого помещения. Также им выплачиваются суточные (п. 1 ст. 131 НК РФ).

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (п. 4 ст. 131 НК РФ). Они финансируются из федерального бюджета.

Порядок выплаты и размеры сумм, на которые имеют право свидетели, предусмотрены Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым ДЛЯ участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.

За неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность. Штраф установлен в размере 1000 рублей. Привлечение к ответственности возможно в том случае, если у налоговых органов есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос; неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами. Отказ от дачи свидетельских показаний предполагает штраф в размере 3000 рублей (ч. 2 ст. 128 НК РФ). Отказ от дачи свидетельских показаний возможен для лиц, которые получили информацию в связи с осуществлением своих профессиональных обязанностей (п. 2 ст. 90 НК РФ). Кроме того, никто не обязан давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

При проведении выездной налоговой проверки налоговые органы имеют право проводить инвентаризацию имущества проверяемого налогоплательщика. Порядок проведения инвентаризации утвержден в Положении о порядке проведения инвентаризации документов при налоговой проверке.

Инвентаризация проводится с целью определения соответствия фактического финансово-хозяйственного положения налогоплательщика данным, зафиксированным в бухгалтерском учете. Инвентаризация в рамках проведения выездной налоговой проверки проводится на основании распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя) о про ведении инвентаризации имущества при выездной проверке по месту регистрации налогоплательщика, либо по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств. В распоряжении указываются:

— наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика, в отношении имущества которого проводится инвентаризация;

— юридический адрес или место жительства налогоплательщика;

— состав инвентаризационной комиссии во главе с председателем;

— конкретный перечень имущества, подлежащего инвентаризации, и его местонахождение;

— сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания);

— причина проведения инвентаризации.

Инвентаризация может проводиться в отношении основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств, кредиторской задолженности и т. д.

Правила проведения инвентаризации при налоговой проверке практически идентичны правилам проведения инвентаризации на предприятии в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Инвентаризация может про водиться в течение одного или нескольких дней. В последнем случае помещения, в которых хранятся ценности, опечатываются на время отсутствия комиссии. В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии.

Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте выездной проверки и учитываются при рассмотрении ее материалов.