Противоправные действия судебных приставов

Слишком часто граждане сталкиваются с ненадлежащим оказанием услуг или бездействием исполнительных служб. Именно этот факт становится толчком для определённых действий, в частности, для обращения с жалобой, и нередко главный фигурант – судебный пристав.

Законные сроки подачи жалобы

Если вы считаете, что представитель ФССП в чём-то нарушил ваши права, то согласно законодательству России, вы можете обжаловать его действие/бездействие в десятидневный срок от даты вынесения судебного постановления, совершения определенного противоправного действия или установления факта бездействия.

В случае, если точной информации о месте и времени нет, то подача жалобы допускается в течение 10 дней с момента, когда вам стало известно об этом.

В каких ситуациях стоит жаловаться

Обращаться с жалобой можно тогда, когда гражданин уверен в нарушении его собственных прав, например:

  • при неисполнении судебного решения;
  • в случае отсутствия от пристава информации о возбуждении/ходе исполнительного производства;
  • если сотрудник ФССП предпринимает какие-либо действия, не имея на то постановление судебного органа;
  • при проведении описания подлежащего конфискации имущества без непосредственного присутствия должника;
  • если описано и изъято имущество, которое по факту должнику не принадлежит, и он не приобретал его.

Способы обращения

Есть несколько способов обращения к местному органу ФССП с целью подачи данного документа. Образец заявления или жалобы можно найти в сети, например этот «Жалоба на бездействие судебного пристава исполнителя образец» Во-первых, каждый гражданин имеет право на личный приём, поэтому он может прийти в отделение в рабочие часы и попасть к должностному лицу в порядке живой очереди. Записаться на прием можно и онлайн.

Есть и другой, более удобный способ – подать жалобу на пристава через Госуслуги, т.к. эта организация является партнёром государственного портала.

Особенности обращения через Госуслуги

За подобной услугой на госпортал можно обратиться, только если пользователь зарегистрирован, а его учетная запись является подтвержденной.

Сама процедура подачи жалобы на пристава через Госуслуги не сложная:

  1. Для начала необходимо зайти на портале в Личный кабинет, воспользовавшись своими логином и паролем;
  2. Внизу Главной страницы в разделе «Наши проекты» есть подраздел, касающийся досудебного обжалования, вам следует зайти в него;

  3. Загрузится страница с действующими и архивными жалобными обращениями, вам необходимо нажать кнопку «Подать жалобу»;

  4. Далее идет чисто техническое заполнение различных полей электронной заявки.

    В самом конце необходимо отметить галочкой способ получения ответной информации от ФССП по вашему вопросу, а также для запроса дополнительных уточняющих данных (если возникнет такая необходимость).

Какие данные должны отражаться в документе

Независимо от того, в какой форме подается обращение, документ должен содержать следующие данные:

  • наименование органа-получателя;
  • Ф.И.О., данные обращающегося (адрес, контакты);
  • данные о том, относительно чьих действий идет речь;
  • причины обращения;
  • требования обратившегося;
  • список приложенных документов;
  • дата обращения.

В связи с поэтапным снятием ранее наложенных ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), ФССП России и ее территориальными органами возобновлен личный прием граждан, который в целях недопущения скопления граждан осуществляется по предварительной записи, заявку на которую можно оформить посредством сервиса «Запись на прием» на официальном интернет-сайте ФССП России.

При личном посещении структурных подразделений территориальных органов ФССП России гражданам необходимо обязательно соблюдать социальную дистанцию, использовать средства индивидуальной защиты (маски и перчатки) и осуществлять антисептическую обработку рук.

ФССП России рекомендует использовать бесконтактные способы взаимодействия с судебными приставами-исполнителями, в том числе электронный сервис «Личный кабинет стороны исполнительного производства» на официальном интернет-сайте ФССП России, а также установленные в каждом структурном подразделении территориальных органов ФССП России специальные переносные ящики для приема корреспонденции, в которых можно оставить свое обращение.

Обращаем внимание, что по обращениям, касающимся отмены наложенного ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, в течение одних суток будет проводиться проверка и приниматься процессуальное решение.

Кроме того, по обращениям, касающимся отмены наложенного ареста на денежные средства должника, и иным вопросам, требующим оперативного реагирования, граждане могут обращаться по телефонам дежурных частей территориальных органов ФССП России, контактные данные которых размещены на официальных интернет-сайтах территориальных органов ФССП России.

Деятельность сотрудников ФССП, ответственных за исполнение судебных решений, регламентируется Федеральными законами №229 и №118. Ведомство контролирует выполнение ответчиком вынесенных судом обязательств, при этом обязано соблюдать права как самих заявителей, так и должников. В редких случаях должностные лица службы недобросовестно исполняют свои обязанности. В такой ситуации гражданину следует направить жалобу в госучреждение, способное повлиять на качество работы приставов-исполнителей.

В каких случаях жалуются на приставов

Подавать жалобу на пристава-исполнителя следует в случаях, когда он вышел за границы должностных полномочий или отказывается от выполнения предписанных законом действий.

Распространенными примерами нарушения законных прав гражданина являются:

  • неисполнение судебного решения;
  • отказ в предоставлении информации о ходе исполнительного производства;
  • действия сотрудника службы предписания суда;
  • опись имущества в отсутствие должника;
  • наложение ареста на имущество, которое не принадлежит должнику.

Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года. Задать вопрос При оспаривании действий сотрудника ФССП важно уложиться в десятидневный срок с момента совершения правонарушения. В этом контексте, очевидно, что написать жалобу на пристава онлайн – самый быстрый и простой способ защитить свои права.

Куда может подаваться жалоба

При возникновении спорной ситуации с приставом-исполнителем следует сначала обратиться к вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности. Так, жалоба на пристава-исполнителя в первую очередь подается старшему судебному приставу, возглавляющему конкретное отделение ФССП. Если старший пристав установил правомерность постановления пристава-исполнителя, заявление можно подать в Управление ФССП РФ на имя заместителя главного судебного пристава РФ. Если ответ последнего также не удовлетворит заявителя, жалобу переадресуют главному судебному приставу России.

Кроме службы судебных приставов, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в другие государственные инстанции:

  • Министерство юстиции. В его подчинении находятся все 17 территориальных подразделений ФССП.
  • Суд по месту работы пристава.
  • Прокуратура.
  • Администрация президента.

Узнайте о своем долге Бесплатная онлайн проверка судебной задолженности Узнать задолженность

Как подать заявление онлайн

В настоящее время большое распространение получили автоматизированные системы взаимодействия граждан с государственными институтами. Так, жалобу на сотрудника ФССП можно подать онлайн. Федеральная служба судебных приставов в 2016 году Приказом №837 окончательно определила требования к виду электронной подписи, удостоверяющей заявления, ходатайства, объяснения и жалобы, подаваемые в цифровом виде через интернет.

Подача жалобы через Госуслуги

Госуслуги – это межведомственный правительственный портал, функционал которого, помимо прочих услуг, позволяет направить обращение о досудебном обжаловании действий (или бездействия) сотрудников ФССП.

Процедуру оформления жалобы можно представить в виде простого алгоритма:

  1. Авторизоваться на сайте, получив логин и пароль в МФЦ.
  2. Выбрать раздел «Досудебное обжалование» в самом низу сайта.

  1. Заполнить форму подачи обращения. На этом этапе требуется указать вид услуги, дату обращения в ФССП, Ф. И. О. сотрудника. Выбрать на карте нужное учреждение и предоставить пояснения в свободном поле. Можно приложить дополнительные материалы, которые касаются возникшей ситуации: документы, фото, аудиозаписи и пр.
  2. Отправить заявление, подписав его простой электронной подписью.

Как судебные приставы ведут розыск должников

Жалоба через официальный сайт ФССП

Для подачи обращения в интернет-приемную ФССП необязательно регистрироваться на сайте ведомства, достаточно заполнить электронную форму обращения. В представленной форме жалобы следует указать следующую информацию:

  • Ф. И. О., место регистрации;
  • вид и тему обращения;
  • структурное подразделение службы по месту возникновения конфликта;
  • Ф. И. О. адресата – должностное лицо в порядке подчиненности;
  • суть проблемы – сжато перечислить факты, указывающие на неправомочные действия пристава, описать свои требования.

Важно! К заявлению можно приложить файлы объемом до 5 МБ. В случае если необходимо приложить более крупные файлы, следует оставить жалобу лично в подразделении ФССП.

Образец заявления

Форма и содержание жалобы на пристава-исполнителя определены статьей 124 федерального закона №229. В этой норме права речь идет о подаче заявления в порядке подчиненности должностному лицу ФССП. Однако данных рекомендаций целесообразно придерживаться и при подаче обращения по заданной теме в другие государственные органы.

Структурно заявление должно содержать следующие части:

  1. Шапка бланка. В правой верхней части листа указывается:
  • название органа, куда подается заявление;
  • должность и Ф. И. О. адресата;
  • данные гражданина, подающего заявление.
  1. Основная часть. После слова «Заявление» следует кратко указать суть жалобы, перечислить нарушенные права и обозначить требования. Обязательно нужно отметить номер исполнительного производства и Ф. И. О. пристава-исполнителя.
  2. Дата подачи и подпись гражданина, подающего заявление. В случае если с жалобой обращается представитель, нужно приложить документы, подтверждающие полномочия третьего лица. Чаще всего используют нотариальную доверенность.
  3. Список прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, описанные в обращении.

При составлении жалобы следует:

  • придерживаться делового стиля. Нельзя использовать оскорбительные выражения;
  • проверять юридическую грамотность текста. В обращении должна присутствовать конкретика о нарушенных правах и в выдвинутых требованиях.

Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Данная норма распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены специальные сроки рассмотрения обращений граждан.

Так, ст. 64.1 Федерального закона № 229 закрепляет десятидневный срок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Однако не каждое обращение, направленное в службу судебных приставов, рассматривается в порядке ст. 64.1 Федерального закона № 229.

Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденными ФССП России 11.04.2014 № 15-9 определено, что в порядке ст. 64.1 Федерального закона № 229 подлежат рассмотрению лишь те заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение. Пункты 1.4 и 1.5 указанных рекомендаций содержат ряд вопросов, по которым может быть заявлено ходатайство, подлежащее рассмотрению в порядке ст. 64.1 Федерального закона № 229, к таковым, например, относится заявление об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Федерльного закона № 229.

Статья 126 Федерального закона №229 содержит еще один специальный срок рассмотрения обращения граждан.

В соответствии с положениями указанной статьи, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Однако, чтобы признать обращение гражданина жалобой, поданной в порядке подчинённости, должны быть соблюдены порядок и сроки подачи указанного обращения, а также требования к форме и содержанию жалобы, закрепленные главой 18 Федерального закона №229.

Таким образом, обращение в службу судебных приставов в зависимости от характера поставленных в обращении вопросов может быть рассмотрено в разные сроки.

В случае, если речь идет о жалобе, . поданной в порядке ст. 64.1 Федерального закона №229 или жалобе, поданной в порядке подчиненности, то на них распространяются специальные правила, установленные федеральным законом, такие обращения должны быть рассмотрены должным лицом службы судебных приставов в десятидневный срок.