Промежуточный ликвидационный баланс

Этапы процедуры ликвидации

Для получения ответа на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» разберем несколько моментов, связанных с процедурой ликвидации предприятия.

В ст. 61–64 ГК РФ выделены этапы, которые должна пройти компания при ликвидации:

  1. Вынесение органом управления или единоличным собственником решения о закрытии предприятия.
  2. Информирование налоговой инспекции о вынесенном решении для изменения данных в ЕГРЮЛ.
  3. Утверждение специальной комиссии по ликвидации.
  4. Публичное сообщение о прекращении деятельности, например, через СМИ, на интернет-ресурсах.
  5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств, принятие мер по истребованию дебиторской задолженности и извещение кредиторов о ликвидации юридического лица.
  6. Составление промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса.
  7. Окончательный расчет с кредиторами.
  8. Составление окончательного (итогового) ликвидационного баланса
  9. Распределение имущества юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, его учредителям (участникам).
  10. Государственная регистрация результатов закрытия компании.

Итак, в процессе ликвидации может быть составлено несколько ликвидационных балансов: промежуточные и окончательный. При этом они не должны быть одинаковыми.

Подробнее о процедуре ликвидации читайте в статье «Порядок закрытия ООО — пошаговая инструкция».

Промежуточный ликвидационный баланс

Составляется промежуточный ликвидационный баланс ликвидационной комиссией только после окончания срока предъявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать информацию:

  • об имуществе ликвидируемой организации (на основании результатов инвентаризации);
  • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Данные об имуществе должны быть подтверждены материалами инвентаризации (п. 27 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Как правило, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией приводятся в приложении к балансу, полученный документ пронумеровывается, прошивается и скрепляется печатью на обороте. Таким образом, исходя из требований к промежуточному ликвидационному балансу, можно утверждать, что нулевым он быть никак не может.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации. В некоторых случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Такой порядок предусмотрен п. 2. ст. 63 ГК РФ. Обратите, внимание, что не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
  • в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.

Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них подать уведомление в налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса нельзя (подп. «б», «в» п. 4 ст. 20 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Несмотря на то, что в законе № 129-ФЗ нет прямого указания на обязанность сдавать промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий орган, сдать его необходимо, так как без промежуточного баланса окажется невозможной проверка достоверности ликвидационного баланса. А достоверность ликвидационного баланса является необходимым условием регистрации ликвидации организации.

Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет

После того, как все расчеты с кредиторами завершены, составляется уже ликвидационный баланс, который также должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК РФ). И здесь опять встает вопрос: «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет»? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что на настоящий момент не выработано единого методологического подхода, закрепленного в НПА, к порядку составления показателей окончательного ликвидационного баланса. Кроме того, ст. 63 ГК РФ не устанавливает первоочередности составления ликвидационного баланса перед распределением имущества между собственниками. В ней говорится только о том, что оба эти действия должны произойти после погашения кредиторки. Также затрудняет ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» то обстоятельство, что законодательно не урегулирован вопрос о правомочности ликвидационной комиссии самостоятельно принимать решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, между участниками (учредителями).

В принципе правомочны обе позиции: и что он должен быть нулевым, и что может иметь показатели (кроме кредиторки).

Таким образом, если допустить, что ликвидационная комиссия правомочна распределять имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, между акционерами и ликвидационный баланс может быть составлен после распределения имущества, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» положителен.

Если же считать, что решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, принимают акционеры, и ликвидационный баланс должен содержать информацию о таком имуществе, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» отрицателен.

В связи с неопределенностью законодательства по этому вопросу представляется, что обе изложенные позиции могут быть правомочны, хотя каждая из них имеет свои минусы.

О том, как может делиться имущество между участниками, читайте в материале «Как происходит распределение имущества при ликвидации ООО?».

Последствия составления нулевого и ненулевого балансов

Недостатком первой позиции может являться наличие среди активов ликвидируемой организации дебиторской задолженности, взыскание которой может растянуться на довольно длительное время, и соответственно составление ликвидационного баланса будет перенесено на неопределенный срок (пока не будет погашена вся дебиторская задолженность). Вторым недостатком данной позиции является неопределенность в порядке разрешения возможного спора между участниками относительно того, кому из них должно быть передано оставшееся имущество. Согласно п. 8 ст. 63 ГК в случае возникновения спора относительно того, кому из участников нужно передать вещь, ликвидационная комиссия должна продать эту вещь с торгов, но представляется, что с этим вопросом могут возникнуть определенные сложности, ведь эта вещь по решению ликвидационной комиссии уже передана одному из участников. Очевидно, что в этом случае нулевой ликвидационный баланс может быть утвержден только после разрешения спора между участниками.

Недостатком второй позиции может явиться наличие среди активов ликвидируемой организации имущества, облагаемого транспортным налогом и (или) налогом на имущество. В этом случае ликвидируемая организация продолжает оставаться плательщиком указанных налогов, и у нее до распределения или продажи данного имущества продолжает формироваться кредиторская задолженность по этим налогам. А, следовательно, в этом случае ликвидационный баланс не может быть утвержден, поскольку будет иметь место кредиторская задолженность по налогам.

Последняя бухгалтерская отчетность

И еще несколько слов о бухгалтерской отчетности ликвидируемого юридического лица. Особенности бухгалтерской отчетности при ликвидации приведены в ст. 17 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отчетный год у ликвидируемой компании неполный. Начинается он, как обычно, с 1 января, а вот оканчивается датой, предшествующей дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации. На дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, составляется последняя бухгалтерская отчетность. Составляться она должна на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества. Таким образом, последняя бухгалтерская отчетность – преемник не предыдущей бухгалтерской отчетности, а ликвидационного баланса.

В подп. 9 п. 3 ст. 21 закона № 402-ФЗ сказано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Но на сегодня такие стандарты не утверждены и порядок представления такой отчетности в какие-либо государственные органы не установлен.

После составления окончательного ликвидационного баланса

После того как окончательный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица, принявшие решение о ликвидации. Для этого им необходимо оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Вместе с окончательным балансом ликвидационная комиссия передает в распоряжение учредителей (участников) всё оставшееся после расчетов с кредиторами имущество. Эти активы должны быть распределены между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале.

Как только все расчеты произведены, в налоговую инспекцию необходимо подать окончательный пакет документов для ликвидации:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженности (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

Основания для составления протокола общего собрания участников ООО по вопросу утверждения промежуточного ликвидационного баланса

Участники или орган юридического лица, принявшие решение о ликвидации ООО, назначают ликвидатора (ликвидационную комиссию) и определяют сроки и порядок ликвидацию. п.2 ст. 62

С момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами ООО в соответствии со ст. 63 ГК РФ.

В обязанности ликвидационной комиссии входит и составление промежуточного ликвидационного баланса.

Промежуточный ликвидационный баланс представляет собой документ, в котором содержится сведения о составе имущества ликвидируемого ООО, перечень требований кредиторов, и результаты рассмотрения требований (п.2 ст. 63 ГК РФ).

Законодательством РФ не установлена форма промежуточного баланса, поэтому можно использовать типовую форму бухгалтерского баланса, в которую добавляются необходимые реквизиты и сведения.

При составлении промежуточного ликвидационного баланса необходимо руководствоваться требованиями установленными Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н.

Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса

Согласно абз.3 п.8 ст.37 Закона об ООО, решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса принимается большинством голосов от общего числа участников Общества. Одним из основных документов общего собрания участников является протокол.

Закон об ООО не устанавливает четких требований к содержанию протокола об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. При этом ст. 181.2 ГК РФ в зависимости от формы проведения собрания устанавливает, что в образце протокола об утверждение промежуточного ликвидационного баланса должны быть указаны:

  • место, дата, время проведения собрания участников ООО;
  • сведения о лицах, которые приняли участие в собрании;
  • сведения о лицах, осуществивших подсчет голосов;
  • результаты голосования по каждому вопросу;
  • прочие сведения.

Если у ликвидируемого ООО недостаточно денежных средств для погашения обязанностей перед кредиторами, то производится продажа имущества Общества с публичных торгов (п.3 ст. 63 ГК РФ).

При наличии признаков несостоятельности (банкротства) и (или) признаков недостаточности имущества, ликвидационная комиссия (ликвидатор) Общества обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным банкротстве (п. 3 ст. 9 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ).

Популярные документы и процедуры:

  • Акт приема-передачи автомобиля
  • Договор аренды комнаты
  • Договор хранения
  • Генеральная доверенность
  • Путевой лист грузового автомобиля

Кто утверждает ликвидационный баланс — учредитель или ликвидатор?

В процессе ликвидации у учредителей и ликвидаторов разные роли и функции (хотя в качестве ликвидатора может назначаться и учредитель компании). Решение о назначении ликвидатора (или комиссии) принимают учредители или единственный участник общества. Они могут решить, что полномочия ликвидатора будет выполнять один из учредителей либо другое лицо, могут принять решение о формировании ликвидационной комиссии.

Ликвидатор (или комиссия) выполняет работу по установлению состояния имущества общества, выявлению его долгов, ведет работу с кредиторами. С момента принятия решения о ликвидации ликвидатор действует от имени общества и осуществляет управление обществом.

Полномочия учредителей другие. Они принимают основные решения в ходе ликвидации:

  • непосредственно решение о ликвидации;
  • о назначении ликвидатора или формировании комиссии;
  • об утверждении ликвидационного баланса (промежуточного и окончательного).

Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями. В компании с одним участником такое решение принимает этот участник, а там, где участников несколько, решение принимается большинством голосов на ОС. В первом случае оформляется решение, во втором — протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса общества.