Производственный контроль в области охраны окружающей среды

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Субъекты

В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (критерии объектов определены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»).

Периодичность разработки

Программу ПЭК разрабатывают на период, как правило, не менее одного календарного года, исходя из специфики хозяйственной и иной деятельности организации, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемой природоохранной деятельности.

Программа производственного экологического контроля подлежит пересмотру и корректировке в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящим к изменениям характера, вида и объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, а также в случаях получения результатов производственного экологического контроля, свидетельствующих о необходимости корректировки программы.

Ответственность

Ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, в том числе:

  • наложение штрафов на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • наложение штрафов на юридических лиц — от двадцати до ста тысяч рублей.

Бесплатную консультацию эколога Вы можете получить по телефонам:

Об организации и проведении производственного экологического контроля

Нормативно-правовой основой в части необходимости проведения производственного экологического контроля является Статья 67 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ).

04 апреля 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ опубликован приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Зарегистрировано Минюстом РФ 03.04.2018 № 50598.

Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля (Приложение № 1 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74) установлено, что Программа должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. Также предусмотрены случаи и сроки корректировки Программы, установлен перечень и содержание разделов Программы.

Так, раздел 9 «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать подразделы: «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха», «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов», «Производственный контроль в области обращения с отходами».

Требованиями подраздела «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» предусматривается разработка плана-графика контроля стационарных источников выбросов и плана-графика проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

В план-график контроля стационарных источников выбросов не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» должен включать в себя:

мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, сброса сточных и (или) дренажных вод;

программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод;

план-график проведения проверок работы очистных сооружений и мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений;

программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной;

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующим требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

Следует обратить внимание на то, что периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса с точных вод, по показателю токсичность – не менее одного раза в квартал. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность – не менее одного раза в квартал.

Осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод предусматривается в основные гидрологические фазы для водотоков и основные гидрологические ситуации для водоемов, при этом периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод совмещается со сроками наблюдений за сточными водами.

Установлена периодичность проведения проверок работы очистных сооружений – не реже двух раз в год.

Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами» должен содержать программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объектах размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.

Согласно порядку и срокам представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля, (Приложение № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют такой отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Установлен срок представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля – ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Кабинет Министров постановлением от 18.02.2020 г. № утвердил Общий технический регламент об экологической безопасности (далее – Технический регламент). Он вступает в силу через 18 месяцев после официального опубликования.

Документ устанавливает обязательные требования в обеспечении экологической безопасности в процессе производства, хранения, перевозки и утилизации продукции. Объектами регулирования Технического регламента считаются процессы, применяемые при производстве, хранении, перевозке и утилизации продукции на хозяйствующих и других действующих объектах.

Экологическая безопасность на хозяйствующих и других действующих объектах осуществляется посредством:

  • оценки воздействия на окружающую природную среду до принятия решения об осуществлении деятельности планируемым хозяйствующих или другим объектом с учетом требований экологической безопасности, установленных Техническим регламентом и другим законодательством;
  • использования машин и оборудования, а также поддержкой технологических процессов, имеющих конструктивные характеристики обеспечивающие уменьшение отрицательного воздействия на окружающую природную среду, безопасность сотрудников и предупреждение возникновения аварийных ситуаций;
  • применения эффективных методов и технологий очистки выделяемых газов и образущихся сточных вод, технологий утилизации образуемых отходов, позволяющих уменьшать отрицательное воздействие на окружающую природную среду.

Для обеспечения экологической безопасности процессов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции (отходов) Технический регламент определяет обязательные требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха, водных объектов, объектов животного и растительного мира, земельных ресурсов, а также выполнение работ, связанных с отходами. В их отношении установлены специальные требования экологической безопасности.

Стабильность и улучшение состояния окружающей природной среды обеспечивается применением наилучших приемлемых технологий для достижения степени поэтапного снижения допустимого отрицательного воздействия на окружающую природную среду имеющихся хозяйственных и других действующих объектов.

Для хозяйственных и других действующих стационарных объектов устанавливаются экологические нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, предельно допустимых стоков загрязняющих веществ в наземные водоемы и местные рельефы, возникновения и размещения отходов. Они утверждаются в порядке, установленном законодательством.

Хозяйствующие субъекты в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководством объекта, осуществляют производственный экологический контроль. Они также реализуют природоохранные мероприятия, обеспечивающие снижение до нормативной степени воздействия на окружающую природную среду.

Если в процессе производства, хранения, перевозки и утилизации продукции используются опасные вещества, для хозяйственных и других объектов разрабатываются планы устранения чрезвычайных ситуаций, в которых предусматривается доведение до населения информации об отрицательных экологических последствиях, возникающих при неблагоприятных погодных условиях, других природных и техногенных ситуациях, и мерах по их предотвращению.

На этапе проектирования объектов, оказывающих непосредственное или опосредованное воздействие на окружающую природную среду, для учета требований экологической безопасности оценивается воздействие на окружающую среду в месте расположения и проводится государственная экологическая экспертиза. Эти же мероприятия проводятся при изменении направления деятельности хозяйствующего субъекта или введения новых видов деятельности, а также их осуществления на новом месте.

Защита природы от шума, вибрации, электромагнитных полей и другого физического воздействия происходит в соответствии с санитарными нормами и правилами, принятыми для соблюдения требований в сфере защиты природы от неконтролируемого и вредного биологического воздействия.

Для применения Технического регламента при оценке продукции, услуг, процессов производства, хранения, перевозки, утилизации продукции допускаются следующие формы оценки соответствия:

  • государственная экологическая экспертиза;
  • экологическая сертификация (для экологически опасной продукции и отходов).

При поступлении от населения обоснованных обращений в результате нарушения экологической безопасности в части соблюдения требований Технического регламента может проводиться общественная экологическая экспертиза.



Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

действующий Настоящий стандарт устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля субъектами хозяйственной и иной деятельности.
Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
Положения настоящего стандарта могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и природопользования

Текст ГОСТ Р 56061-2014



Другие ГОСТы

ГОСТ Р 57974-2017 Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования
ГОСТ Р 57839-2017 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования
ГОСТ Р 56936-2016 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Этапы жизненного цикла систем. Общие требования
ГОСТ Р 58202-2018 Производственные услуги. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования
ГОСТ Р 57369-2016 Производственные услуги. Термины и определения
ГОСТ Р 56935-2016 Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения 01 и 112
ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения
ГОСТ Р 52896-2007 Производство лекарственных средств. Оборудование технологическое для производства твердых лекарственных форм. Общие требования
ГОСТ 3123-78 Производство кожевенное. Термины и определения
ГОСТ 28149-89 Производство газообразного хлора и водного раствора гидроксида натрия. Метод расчета показателя энергопотребления при ртутном и диафрагменном электролизе водного раствора хлорида натрия
ГОСТ 17052-86 Производство бумаги и картона. Термины и определения
ГОСТ Р 56063-2014 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга
ГОСТ Р 56059-2014 Производственный экологический мониторинг. Общие положения
ГОСТ Р 56060-2014 Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов

Дополнительная информация

Английское название
Введен в действие 01.01.2015
Дата издания 20.11.2014