Программы профессиональной подготовки

К ПОСТУПАЮЩИМ

Перед вами встает вопрос о выборе профессии. Это очень важно, ведь всем хочется в будущем быть востребованными на рынке труда, значимыми, успешными в жизни, получать достойную зарплату.

Анализ профессионального самоопределения выпускников учреждений общего среднего образования свидетельствует о недостаточной готовности их к осознанному выбору жизненного пути. Представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Находясь в ситуации выбора, юноши и девушки часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.

Как не ошибиться? Как сориентироваться в большом мире профессий? На эти вопросы вы найдете ответы на Республиканском портале «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by) в разделе «Профессионально-техническое образование», а также на сайте Министерства образования (http://еdu.gov.by/), где находятся нормативные, инструктивные и методические материалы, регулирующие вопросы приема в учреждения профессионально-технического образования .

В обществе бытует мнение о профессионально-техническом образовании как «непрестижном» по сравнению с высшим образованием, и поэтому многие родители настойчиво рассматривают вопрос о продолжении обучения своих детей в школе, а потом в вузе. Однако к вузу можно придти и через профессионально-техническое образование, которое обеспечивает практико-ориентированную подготовку рабочих и служащих, востребованных на современном рынке труда, своего рода «техническую элиту» с хорошо развитыми практическими навыками трудовой деятельности, является более доступным, массовым, выгодным и имеет ряд преимуществ перед продолжением обучения в учреждении общего среднего образования.

Во-первых, граждане Республики Беларусь имеют право на получение бесплатного профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования республики.

Обучение в учреждениях профессионально-технического образования ведется на основе общего среднего, общего базового или специального образования и обеспечивает получение профессии и общего среднего образования или только профессии.

Большинство учреждений профтехобразования осуществляют подготовку по нескольким профессиям, что дает выпускнику возможность получить несколько квалификаций и, соответственно, позволяет быть конкурентоспособным на рынке труда.

Выпускник, получивший диплом об окончании учреждения профессионально-технического образования в отличие от выпускника школы с аттестатом об общем среднем образовании, имеет еще и профессию. Если по каким-либо причинам он не смог продолжить обучение в вузе, то в большей степени застрахован от безработицы, так как может пойти работать по профессии и материально обеспечивать себя.

Во-вторых, выпускникам учреждений профтехобразования гарантируется предоставление первого рабочего места путем распределения, а также путем трудоустройства в счет брони в соответствии с законодательством о занятости населения.

В-третьих, возможность непрерывного получения образования. Учащиеся, которые овладели профессией на уровне профессионально-технического образования, могут получить среднее специальное образование по родственной специальности в сокращенные сроки в профессионально-технических колледжах, колледжах, прием в которые осуществляется в соответствии с Правилами приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02. 2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.03. 2014 № 130). За более короткий промежуток учебы можно разобраться, насколько верно выбрана профессия, и уже осознанно определиться с выбором вуза. Переход по уровням образования от профессионально-техническому к среднему специальному дает возможность поступить впоследствии в учреждение высшего образования на 3 курс обучения. Другими словами, учреждение профессионально-технического образования – это «удобный» мостик для перехода из школы в вуз и продолжения избранного профессионального пути.

В-четвертых, в целях социальной поддержки со стороны государства успевающих обучающихся по дневной форме получения образования и стимулирования освоения содержания образовательных программ профессионально-технического образования со сроком обучения менее 1 года назначаются стипендии. Государственная система стипендиального обеспечения включает в себя учебные, социальные и специальные стипендии. Эта относительная финансовая самостоятельность молодых людей выгодно отличает их от их сверстников — учащихся учреждений общего среднего образования, что еще раз подчеркивает преимущество выбора именно профессионального пути.

В-пятых, учащиеся учреждений профтехобразования, обучающиеся более одного года, обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием, а учащиеся из малообеспеченных семей, а также иногородние учащиеся учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, – бесплатным трехразовым горячим питанием в учебные дни.

В-шестых, обучающиеся в учреждениях профессионально-технического на период обучения в соответствии с законодательством могут обеспечиваться местами для проживания в общежитиях.

В-седьмых, при прохождении производственного обучения учащиеся учреждений имеют возможность повысить свое материальное благополучие, получая денежные выплаты за выполненные работы. Денежные средства за произведенную продукцию (работы, услуги) в размере не менее 75 процентов направляются на материальное поощрение учащихся с учетом их участия.

В-восьмых, во время каникул учреждениями профессионально-технического образования организуется временная трудовая занятость молодежи по различным видам деятельности, студенческие отряды, что обеспечивает дополнительным заработок учащимся

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Изменение выбора, освоение новой профессии сделает Вас конкурентоспособным и востребованным работником на рынке труда. Первая профессия, даже если Вы передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в любых жизненных ситуациях. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Профессионально-техническое образование Могилевской области

Профессионально-техническое образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.

Образовательные программы профессионально-технического образования подразделяются на:

  • образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего);
  • образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне;
  • образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования;
  • образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
    (Статья 168 Кодекса об образовании Республики Беларусь)
  • Учреждение профессионально-технического образования – учреждение образования, которое реализует образовательные программы профессионально-технического образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей (Статья 173 Кодекса об образовании Республики Беларусь).

    Профессионально-технический колледж – учреждение профессионально-технического образования, которое реализует образовательные программы профессионально-технического образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательную программу стажировки руководящих работников и специалистов, образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь (Статья 173 Кодекса об образовании Республики Беларусь).

    В системе профессионального образования создаются все необходимые условия для подготовки кадров квалифицированных рабочих, востребованных на рынке труда.

    В системе профессионального образования Могилевской области функционирует 26 учреждений образования, находящихся в подчинении главного управления по образованию Могилевского облисполкома, из них 10 учреждений среднего специального образования, 8 профессионально-технических колледжей и 8 профессиональных лицеев.

    В учреждениях профессионального образования области осуществляется подготовка рабочих на уровне профессионально-технического образования по 44 специальностям (90 квалификациям), на уровне среднего специального – 43 специальности.

    По результатам участия в республиканских мероприятиях педагоги и учащиеся учреждений профессионально-технического образования области ежегодно отмечаются дипломами.

    Учебный план

    Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1569 от 09 декабря 2016г., зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 44898 от 22.12.2016г.) 43.01.09 Повар, кондитер.

    Общеобразовательный цикл

    1. Общеобразовательный цикл программы подготовки специалистов среднего звена сформирован в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259 по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности. Учтены также уточнения ФИРО, одобренные Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (протокол №3 от 25.05.2017г.).

    2. Учебное время, отведенное на теоретическое обучение (2052 часа), распределено на изучение базовых и профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла.

    3. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме экзаменов, зачетов.

    4. По учебным дисциплинам «Русский язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» проводятся экзамены в письменном виде. По учебной дисциплине «Физика», изучаемой углубленно с учетом получаемой специальности СПО, экзамен проводится в устной форме.

    Формой промежуточной аттестации по физической культуре являются зачеты, которые проводятся в каждом семестре в рамках времени, отведенного на изучение дисциплины.

    Формирование вариативной части ОПОП

    ФГОС СПО по рабочей профессии «Повар, кондитер» предусмотрено 144 часа вариативной части. Эти часы определены на введение новых учебных дисциплин, рекомендованные письмами Министерства образования Республики Мордовия № 594 от 21.02.2011 («Технология трудоустройства», «Организация предпринимательской деятельности») и № 1120 от 25.03.2011 («История Мордовского края»), Астрономия — 32 ч., а также на увеличение количества часов по учебным дисциплинам общепрофессионального цикла, что обусловлено необходимостью углубления получаемых знаний, умений и навыков для более эффективного выполнения всех видов деятельности, предусмотренных, образовательной программой по профессии «Повар, кондитер».

    Формы проведения консультаций – консультации групповые, всего 100 часов в год на учебную группу.

    Формы проведения промежуточной аттестации – зачеты, дифференцированные зачеты, экзамены.

    Формы проведения государственной (итоговой) аттестации –

    ГИА проводится согласно Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями, включая 24 марта 2016 г.).

    Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

    Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

    Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

    Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

    Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.

    Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

    К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

    1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

    2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

    Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).

    Любовь!

    Порядок и условия выдачи диплома с отличием регламентирован следующим документом:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ от 13 февраля 2014 г. N 112 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ, УЧЕТА И ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И О КВАЛИФИКАЦИИ И ИХ ДУБЛИКАТОВ

    Вот что сказано в п. 28 указанного приказа:

    28. Диплом бакалавра с отличием, диплом специалиста с отличием, диплом магистра с отличием выдается при следующих условиях:

    все указанные в приложении к диплому оценки по дисциплинам (модулям), практикам, оценки за курсовые работы (проекты) являются оценками «отлично» и «хорошо»;

    все оценки по результатам государственной итоговой аттестации являются оценками «отлично»;

    количество указанных в приложении к диплому оценок «отлично», включая оценки по результатам государственной итоговой аттестации, составляет не менее 75% от общего количества оценок, указанных в приложении к диплому.

    Не совсем понимаю приведённое Вами сокращение СПО, но общие правила изложены в данном приказе.