Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16 (231).
Экономика. Вып. 32. С. 53-56.
С. В. Уваров
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ» КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
Рассматривается Федеральная целевая программа «Электронная Россия», даются рекомендации, которые могут повысить эффективность разработки, внедрения и использования систем электронного документооборота в государственных учреждениях, также рассматриваются некоторые проблемы, которые мешают реализации программы.
Ключевые слова: Федеральная целевая программа «Электронная Россия», информационная система, электронный документооборот.
В настоящее время весьма актуальной для исследования и анализа является тема внедрения электронного документооборота в государственных учреждениях. Причиной этому стало принятие Федеральной целевой программы «Электронная Россия», цели и задачи которой определены как повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения; повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов власти; эффективности государственного управления; обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью указанных органов; решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства и др. .
Если частные компании и предприятия, осознав эффективность использования систем электронного документооборота, взялись за внедрение на своей территории подобного рода программ, начиная с конца 90-х гг., то в государственном секторе приступили к рассмотрению возможности использования электронного документооборота в качестве эффективной помощи в управлении документами, начиная с 2002 г.
Анализируя опыт внедрения и использования системы управления электронными документами в частном секторе экономики, многие ученые, политики, практики сегодня спорят об использовании подобного рода программного обеспечения в различных отраслях, но до сих пор еще нет единого подхода, концепции для решения вопроса эффективности и продуктивности реализации
электронного документооборота, особенно в системе государственного управления.
В целом весь бюджет «Электронной России» на 2002-2010 гг. составил около 21,2 млрд р. (в ценах соответствующих лет), из которых около 19,9 млрд р. выделено из федерального бюджета, около 1,3 млрд р. — из бюджетов субъектов Федерации .
В 2009 г. на основании проведенного исследования консалтинговой компанией DSS Consulting основными заказчиками систем электронного документооборота являлись именно представители государственного сектора. Несомненно, это обусловлено также подписанием закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившим в силу с 1 января 2010 г. .
Рассматривая опыт частных компаний, можно заметить, что если ранее в коммерческом секторе проблема использования систем электронного документооборота была связана с отсутствием желания у руководителей внедрять нечто новое в области информационных технологий, малой компьютерной грамотностью персонала, слабой укомплектованностью парка машин предприятия, высокой стоимостью разработки информационных систем и длительностью ее окупаемости, то сейчас заказчик, как и ранее, ориентируется на стоимость разработки, период окупаемости, но обязательно рассматривает универсальность программного решения, легкость и гибкость внедрения, оперативность доработки по требованию, наличие возможности обучения персонала работе в системе, стоимость ежегодной сертификации программного обеспечения и т. д. Причем такой проект должен быть реальным, т. е. приносить конкретную пользу, а именно — избавлять
от ручного труда, ускорять важнейшие бизнес-процессы и т. д. .
В системе федеральной и региональной власти, несмотря на ряд принятых нормативно-правовых актов и значительное финансирование, многие государственные органы не спешат заказывать и внедрять системы электронного документооборота, так как это связано с рядом проблем:
1. Нет общих правил и требований к подобного рода системам. Люди, ответственные за внедрение электронного документооборота, опасаются, что разработка такого программного обеспечения будет преждевременной и рискованной, поэтому предпочитают подождать с выбором и заказом информационной среды.
2. В органах государственной власти может быть реализовано большое количество электронных систем (электронный документооборот, система управления сайтом, электронная приемная и т. д.) на базе различного программного обеспечения (Oracle, Lotus Domino и т. д.), что приносит проблемы в области интеграции этих систем между собой.
При оптимальной реализации программы «Электронная Россия» можно получить эффективную совокупность систем электронного документооборота различных органов государственной власти, причем документ из одного определенного структурного подразделения может быть передан в другое подразделение, например вышестоящее. Для устранения указанной проблемы было решено в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 1403- р использовать для передачи из одной системы электронного документооборота в другую формат XML, что обязало государственные учреждения реализовывать интерфейс для перекодирования определенного документа к нужному формату при передаче между инстанциями.
3. В государственных учреждениях отбор компании-разработчика происходит на основании тендера — это обязательное условие, т. е. нет возможности самостоятельно обратиться к определенному уже положительно зарекомендовавшему себя ранее поставщику. При таком подходе процесс выбора разработчика принимает весьма долгосрочный характер и не всегда является эффективным.
4. Очень часто внедрение рассматривается как необходимость выполнить план, поставленный
государством. Так, электронным документооборотом занимаются служащие, которые не имеют необходимого опыта и квалификации, и, как результат, после внедрения во время практического использования системы электронного управления документами вскрывается огромное количество проблем и недоработок.
Говоря о Федеральной целевой программе «Электронная Россия», реализация которой началась с 2002 г., можно заметить, что в течение нескольких лет часть субъектов Российской Федерации совершенно не занимались проектом либо подошли к нему слишком поспешно — без должного анализа ситуации.
В 2009 г. Президент России в одном из своих выступлений указал на то, что «система показателей эффективности региональных органов должна быть дополнена уровнем применения информационных технологий. Тот, кто не будет заниматься этой темой, тот просто показывает, что он не годен к работе в современных условиях» . Далее на одном из совместных заседаний Госсовета РФ и Совета при Президенте по развитию информационного общества Президент РФ напомнил, что все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 г. Реакцией на эти слова стало появление множества поспешно внедренных систем, которые не работают на текущий день или информация практически не обновляется.
Как показывает практика и результаты московской конференции-выставки Docflow 2009, 2010, более 28 % из 576 человек опрошенных не обозначают для себя критериев эффективности при планировании проекта по созданию и внедрению системы электронного документооборота и, соответственно, не имеют возможности измерить ее по завершении процесса. Именно отсутствие четких критериев планирования и расчета эффективности является одной из основных причин провалов внедрения систем управления электронными документами. В практике более чем у 57 % слушателей были моменты, когда после завершения проекта приходило осознание того, что необходимо реализовывать внедрение электронного документооборота кардинально иным образом .
Говоря об «Электронной России», необходимо упомянуть и еще об одном отличии внедрения электронного документооборота в коммерческом и государственном секторе: цель создания таких систем в частных компаниях — это упоря-
Федеральная целевая программа «Электронная Россия» как фактор эффективного развития.
дочить работу внутри организации, а в органах государственной власти — это, во-первых, открытость предоставления информации для населения, во-вторых, автоматизация движения документов внутри государственного органа.
Говоря об информатизации работы государственного аппарата, необходимо говорить о глобальных реформах: вводить единые правила создания и использования нормативно-справочных данных, технических стандартов, установить требования к жизненному циклу государственных информационных систем, связать их с автоматизируемыми функциями органов власти и понесенными на их создание расходами и т. д.
Министр связи И. Щеголев в своем докладе на совместном заседании Госсовета и Совета по развитию информационного общества сообщил, что граждане тратят на получение услуг 25 млн человекосуток; малый бизнес из-за бюрократических барьеров теряет ежегодно 750 млрд р., или 10 % произведенных им товаров и услуг; государство из-за отсутствия возможности дистанционных платежей теряет три четверти доходов (около 800 млн р.) от уплаты штрафов . Таким образом, для преодоления «бюрократических барьеров» необходимо полностью менять работу государственных учреждений в области документооборота.
Нет смысла отрицать, что это объемный проект, именно поэтому он труднореализуем — необходимо разбиение на несколько этапов. Одним из вариантов может быть воплощение в жизнь «Электронной России» в одном или нескольких субъектах РФ. Так, на примере Челябинской области можно проанализировать опыт взаимодействия с посетителями таких центров, где достаточно обратиться с имеющимися документами, а все необходимые справки закажут специалисты, связавшись с соответствующими ведомствами. В других субъектах можно заимствовать опыт Тюменской области, где на портале в тестовом режиме действует сайт государственных и муниципальных услуг — это информационно-консультативная виртуальная приемная, где можно взять и заполнить свыше сотни образцов заявлений .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
При реализации данной целевой программы необходимо учитывать уже совершенные ошибки и достигнутые ранее результаты, для этого можно обратиться к опыту иностранных коллег. Выступая на международной конференции, проходящей в Екатеринбурге в 2009 г., директор
французского Регионального института администрации города Лилля Жильбер Эль Каим поделился опытом внедрения электронного правительства. По его словам, было потрачено огромное количество денежных средств на создание и внедрение электронного документооборота в государственных учреждениях. Проект носил глобальный характер, но не принес ожидаемых результатов, так как масштабные решения воплощать в жизнь очень трудно. Было принято решение о поэтапном внедрении, начиная с налоговой службы. В данный момент 78 % граждан используют электронную систему для подачи налоговых деклараций, и это существенно снижает время, потраченное на общение с государственным аппаратом.
Интересен опыт Индии, где правительство автоматизировало не только бумажную работу, но и общение с гражданами. Особое внимание придавалось бесперебойности, скорости предоставления и корректности получаемой информации. В любой момент граждане имели возможность увидеть статус прохождения своих запросов. В числе прочего были автоматизированы следующие функции: сбор налогов на собственность; оплата коммунальных услуг; согласование и одобрение планов строительства; регистрация актов гражданского состояния; лицензирование и регистрация компаний; работа с жалобами; государственные закупки и т. д. Внедрение электронного правительства привело не только к улучшению государственного сервиса и повышению уровня жизни — за один только год собираемость налогов возросла на 125 % .
Таким образом, основываясь на опыте выбора и реализации электронных систем управления документами можно выделить ряд мер, которые существенно помогут повысить эффективность внедрения целевой программы «Электронная Россия»:
— глубинный анализ движения документов внутри и между государственными учреждениями с учетом особенностей структуры государственного управления в России (оптимизация трех уровней управления: федеральный, региональный и муниципальный, каждый из которых должен использовать единую методологию стандартов);
— реализация единых правил хранения документов в электронном архиве, поступления документов в архив, последовательности их предо -ставления по запросу граждан;
— привлечение опытных специалистов, оптимизация путей и способов предоставления информации гражданам;
— расчет всех показателей эффективности до и после внедрения системы управления электронными документами;
— создание единого отдела разработчиков, который будет заниматься разработкой, первоначальным внедрением и доработкой системы электронного документооборота;
— массовое обучение служащих, так как персонал не подготовлен к работе по новым правилам, причем особым консерватизмом отличаются именно государственные структуры;
— уменьшение объема использования бумажных документов, что увеличивает работу с электронным видом документации;
— признание цифровой подписи наряду с обычной, создание электронного нотариата, позволяющего людям преобразовывать документы из бумажного в цифровой вид и обратно без потери юридической значимости.
Итак, опыт показывает, что ускоренное внедрение нецелесообразно, реализация Федеральной целевой программы должна производиться постепенно. Для этого требуется разумное «разрешительное» регулирование в области защиты информации, цифровой подписи, электронного документа и многое другое — и это как раз то, на чем должно сосредоточиться федеральное правительство.
Список литературы
5. Граник, И. Дмитрий Медведев приказал регионам стать электронными / И. Граник // КоммерсантЪ. 2009. № 241.
6. О технических требованиях к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти: Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2009 г. № 1403 — р // Собр. законодательства РФ. 2009. № 41. Ст. 4818.
10. Федеральный закон от 09.02. 2009 г. № 8-ФЗ // Рос. газ. 2009. № 8.
Наименование Программы — федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» Дата принятия решения о — распоряжение Правительства Российской разработке Программы, Федерации от 12 февраля 2001 г. N 207-р, дата ее утверждения Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 Государственный заказчик — Министерство связи и массовых коммуникаций — координатор Программы Российской Федерации Государственные — Министерство связи и массовых коммуникаций заказчики Программы Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство по информационным технологиям, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации Основные разработчики — Министерство связи и массовых коммуникаций Программы Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации Цели Программы — повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения; повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти; повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти Задачи Программы — переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти; развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства; развитие инфраструктуры электронного правительства Важнейшие целевые — этапы перевода в электронный вид процессов индикаторы и показатели предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти; количество органов государственного контроля (надзора), оказывающих услуги по приему уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности в электронном виде; количество органов государственного контроля (надзора), осуществляющих документарные проверки в электронном виде; доля пользователей единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) среди пользователей сети Интернет; количество информационных систем, с которыми проведена интеграция для автоматизированной загрузки в сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) сведений о порядке и условиях предоставления государственных услуг; количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрены типовые программно- технические решения, обеспечивающие возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием типовых решений региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и региональных реестров государственных и муниципальных услуг (функций); количество многофункциональных центров в субъектах Российской Федерации, использующих типовую информационную систему поддержки деятельности многофункционального центра для оказания государственных и муниципальных услуг; количество центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к их услугам, предоставляемым в электронном виде; количество федеральных органов исполнительной власти, в которых внедрена типовая автоматизированная информационная система центра телефонного обслуживания; количество субъектов Российской Федерации, подтвердивших свою готовность к внедрению с 2011 года типовой универсальной электронной карты; доля органов государственной власти, предоставляющих сведения в автоматизированную информационную систему анализа сведений о государственных и муниципальных торгах по реализации имущества; доля официальных сайтов субъектов Российской Федерации, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти; доля официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти; количество государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих информационное наполнение автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве; количество субъектов Российской Федерации, имеющих региональные порталы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства, созданные на основе типового решения; создание программного обеспечения и ввод в эксплуатацию подсистем официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд в части, касающейся регистрации пользователей официального сайта и размещения информации о размещении заказов; доля органов государственной власти, имеющих возможность передачи информации в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»; количество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данные о результатах деятельности которых отображаются в информационной системе обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации; количество федеральных органов исполнительной власти, данные о результатах деятельности которых отображаются в информационной системе обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации; доля проектов основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, находящихся в открытом доступе, в общем количестве проектов, информация о которых доступна в единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление»; доля проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, находящихся в открытом доступе, по которым в единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» осуществляется мониторинг и анализ хода их исполнения; доля федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и предоставляющих информацию о ее выполнении в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»; доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию по вопросам труда и занятости населения в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»; доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию о реализации национальных проектов в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»; доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию о социально- экономическом развитии региона в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»; количество созданных региональных информационно-аналитических центров; количество созданных ситуационных центров в высших органах государственной власти; количество созданных автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации; количество государственных услуг, при предоставлении которых используется система межведомственного электронного взаимодействия; готовность технического проекта по созданию интегрированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; количество субъектов Российской Федерации, внедривших 2-ю очередь государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов; количество удостоверяющих центров, входящих в состав единой сети удостоверяющих центров; количество федеральных органов государственной власти, имеющих абонентские пункты доступа к информационной системе межведомственного электронного документооборота; доля проектов создания и развития элементов инфраструктуры электронного правительства, по которым проводится экспертиза полученных результатов на предмет их соответствия содержанию Программы и исходным техническим требованиям; доля разработанных федеральными органами исполнительной власти проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в соответствии с нормативными техническими правилами и требованиями; количество государственных и муниципальных гражданских служащих, повысивших квалификацию в области использования информационных технологий Сроки и этапы реализации — 2002 — 2010 годы Программы Объемы и источники — общий объем финансирования Программы на 2002 финансирования Программы — 2010 годы составит 26964,213 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета — 20369,431 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 6594,782 млн. рублей. Общий объем финансирования Программы в 2002 — 2009 годах составил 17907,486 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета — 16664,207 млн. рублей, из них: научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы — 1790,153 млн. рублей; прочие нужды — 7111,046 млн. рублей; государственные капитальные вложения — 7763,008 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 1243,279 млн. рублей. Общий объем финансирования Программы на 2010 год составит 3139 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета — 3100 млн. рублей, из них: научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы — 177 млн. рублей; прочие нужды — 1723,6 млн. рублей; государственные капитальные вложения — 1199,4 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 39 млн. рублей Ожидаемые конечные — создание инфраструктуры электронного результаты реализации правительства, обеспечивающей доступ к Программы и показатели информации о деятельности и услугам органов социально-экономической государственной власти в электронном виде, эффективности межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан и даст ежегодную экономию до 10 млрд. рублей; повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10 процентов; снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25 процентов; уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений в органы государственной власти для получения государственных услуг и сокращение времени ожидания получения услуг на 10 процентов; обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и обязанностей; повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов в органах государственной власти; разработка в рамках проекта долгосрочной целевой государственной программы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» мероприятий, направленных на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011 — 2020 годах, что обеспечит сохранность государственных инвестиций и долгосрочную экономическую эффективность от внедрения полученных от реализации Программы результатов; повышение спроса на информационные и телекоммуникационные технологии со стороны органов государственной власти и, как следствие, рост объема их предложения со стороны российских производителей до 10 процентов в год за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию в своей деятельности современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также за счет содействия разработке программ и проектов ведомственной информатизации; обеспечение формирования единого информационного пространства страны за счет развития национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов государственной власти на всей территории Российской Федерации
На основании данных, предоставленных Минэкономразвитием, Министерством образования, Росавиакосмосом, Российским агентством по системам управления, Министерством промышленности, науки и технологий, а также собственных данных, Минсвязи подготовило материалы о ходе реализации ФЦП «Электронная Россия» в 2003 году.
Средства, заложенные в годовом государственном бюджете на реализацию «Электронной России», были выделены практически полностью — 1400,64 миллиона рублей, а общее финансирование программы за счет привлечения региональных средств и средств внебюджетных источников составило 1601,4 миллиона рублей.
Но вот что радует: объем средств, привлеченных из бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию проектов в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в 2003 году увеличился по сравнению с 2002 годом почти в 5 раз: с 39,2 миллиона рублей в 2002 году до 191,62 миллиона в 2003 году. В целом в 2003 году в реализации проектов в рамках ФЦП «Электронная Россия» приняли участие 20 субъектов Российской Федерации.
Это означает, что все больше регионов делают ставку на информационные технологии, уверены в их эффективности для решения текущих социальных и экономических задач. Как известно, реализация ФЦП «Электронная Россия» рассчитана на срок до 2010 года. Предполагается, что к этому времени в реализацию основных мероприятий ФЦП «Электронная Россия» будут вовлечены все субъекты Российской Федерации. Минувший год показал, что это вполне осуществимо. Более того, «Электронная Россия» является своего рода катализатором развития информационных технологий в регионах. А общий объем средств, выделенных субъектами Российской Федерации в 2003 году на ИТ, по данным Минсвязи, составил порядка 6,2 миллиарда рублей, что больше по сравнению с 2002 годом почти в 2,5 раза.
Как рассказал начальник управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Минсвязи Олег Бяхов, основные мероприятия и проекты программы, запланированные на 2003 год, были выполнены практически в полном объеме. В начале 2003 года в Минсвязи состоялось совещание, на котором были определены приоритеты в реализации ФЦП. Это подключение бюджетных организаций к компьютерным сетям, организация структуры межведомственного взаимодействия, развитие точек общественного доступа к сети Интернет в регионах, построение единой государственной защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Именно этим направлениям и было уделено особое внимание в прошедшем году, были реализованы конкретные проекты, имеющие существенный социальный и экономический эффект.
На конец 2003 года было открыто более 3000 пунктов коллективного доступа к сети Интернет на базе почтовых отделений. Такие пункты были организованы во многих отдаленных регионах страны, где число владельцев домашних компьютеров ничтожно мало, а доступ в Интернет представляется затруднительным. Организация доступа в глобальную сеть в почтовых отделениях — отличный механизм для преодоления информационного разрыва между крупными населенными пунктами и отдаленными территориями. Ведь по всей России насчитывается более 42 000 почтовых отделений.
Проект «Автоматизированная система «Государственный регистр населения» был запущен сразу в шести пилотных регионах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ярославской и Калининградской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Создание АС «ГРН» позволит сделать работу властных структур более эффективной, а общение граждан с властными органами — простым и быстрым. На основании результатов 2003 года Правительство поручило Минсвязи продолжать эти работы и в текущем году.
На протяжении 2003 года реализовывался проект по подключению бюджетных организаций к сети Интернет, что позволило обеспечить сокращение временных издержек на обмен информацией между различными органами власти. Девятнадцать региональных органов законодательной власти включены в создаваемую сеть законодательной деятельности с участием палат Федерального Собрания РФ.
Запущен проект «Компьютерный всеобуч» в семи пилотных регионах. С сентября по декабрь 2003 года было бесплатно обучено базовым навыкам владения компьютером и сетевыми технологиями около 30 тысяч человек.
Государственные заказчики продолжили реализацию «вверенных» им проектов. Так, Минобразование продолжило работу по созданию учебных программ подготовки специалистов по ИКТ со средним и начальным профессиональным образованием. РАСУ провело исследования, направленные на внедрение ИКТ в организациях государственного сектора экономики, а также в организациях, которые являются их хозяйственными контрагентами. Минсвязи продолжило работы по внедрению электронного документооборота в органах государственной власти.
В рамках направления по повышению открытости органов власти модернизированы сайты Президента России (www.president.kremlin.ru ) и Правительства РФ (www.government.ru ).
Одним из важных проектов 2003 года стало проектирование и создание федерального удостоверяющего центра первого уровня, являющегося базовым элементом инфраструктуры электронной торговли, создаваемой в целях полномасштабной реализации закона «Об электронной цифровой подписи».
Олег Бяхов подчеркнул, что на сегодняшний день программа уже начала приносить конкретный экономический и социальный эффект. Например, прогнозируемый экономический эффект от начатого в 2003 году проекта информационного взаимодействия систем ГТК и МНС по возврату экспортного НДС в годовом исчислении может дать государству 38 миллиардов рублей дополнительных налоговых поступлений ежегодно и сэкономить свыше 100 миллионов долларов предприятиям-экспортерам.
В ряде регионов реализованы пилотные проекты по созданию электронной системы закупок для региональных и муниципальных нужд. При этом сокращение издержек при закупке продукции или услуг составило 20-40 процентов.
Сейчас немаловажно, чтобы о том, какие именно проекты реализованы и реализуются, узнали граждане. Для этого всем госзаказчикам имеет смысл рассказать о том, что удалось сделать в прошедшем году и каковы основные приоритеты на текущий год.