Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом

Программа наблюдений за водным объектом — обязательно должна быть у предприятия — водопользователя.

К договору водопользования прилагаются материалы, представленные в графической форме, пояснительная записка к ним, расчеты параметров водопользования и платы за пользование водным объектом, график внесения платы за пользование водным объектом, а также программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной.

пункт 27 Правил подготовки и заключение договора водопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 г. № 165 Лисичникова Людмила Задать вопрос Следовательно, без предоставления программы наблюдений за водным объектом — договор водопользования заключен не будет. Требования по её разработке прописаны условиях решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Программа регулярных наблюдений за водным объектом — требования законодательства

В соответствии со ст. 3 Водного Кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса) использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 11 Кодекса право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса, использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской

Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе в целях сброса сточных вод, забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства)

В соответствии со ст. 30 Кодекса государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц и является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 39 Кодекса, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести регулярные наблюдения за водными объектами (программа ведения наблюдений за водным объектом) и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Программа регулярных наблюдений за водным объектом — правила заполнения

  • заполняются только те разделы, которые соответствуют условиям использования водного объекта;
  • при наличии сброса сточных вод в водный объект осуществляется контроль гидрохимического состава природных вод;
  • в случае, если имеется несколько выпусков — программа составляется на каждый выпуск отдельно;
  • координаты приводятся с точностью до секунды ( определяются по картам с масштабом 1:100000 и менее);
  • на карте обязательно должны быть обозначены:

-объекты водопользования (водовыпуски, водозаборы, акватории…);
-створы наблюдений и места отбора проб;
-земельные участки, водоохранной зоны, прибрежной защитной и береговой полосы;
-в пределах водохранной зоны выделяются: эрозионная сеть, залуженные участки, участки кустарниковой растительности, участки под древесно-кустарниковой растительности;
-схемы ливневой канализации, и набережной.

  • пункт 3.2. заполняется:

Характеристики местоположения контрольных створов в п. 3.2 выбираются в зависимости от вида водного объекта, так азимут указывается только для водоемов и морей. Горизонты наблюдений указываются для отбора проб на гидрохимический анализ. В графе 10 указываются виды наблюдений в контрольном створе: гидрологические, гидрохимические, гидробиологические.
Назначение створов наблюдений, количество вертикалей в створе, и горизонтов на вертикали с учетом рекомендаций ГОСТ 17.1.3.07-82 (по водным объектам суши) и 17.1.3.08-82 (по морским водным объектам), СанПиН 2.1.5.980-00, приказ МПР РФ № 56 от 14.03.2007г.

  • пункт 5. Программы составляется на основании ПДС, НДС;
  • пункт 7. Программы составляется на основании нормативных документов.

Данная программа обязательно должна быть зарегистрирована и согласована с территориальным Бассейновым управлением.

Программа наблюдений за водным объектом — образец

лист 1лист 2лист 3лист 4

Форма 1 результаты анализа пробФорма 2 результаты наблюдения за водным объектом

Форма 6.2 наблюдения за водным объектом / гидрологические наблюдения за водными объектами

Данные наблюдений за водными объектами

В п. 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 указано, что собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

  • ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества;
  • ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфологическими особенностями) и их водоохранными зонами;
  • представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. № 30 «Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» (далее – Порядок) собственники водных объектов и водопользователи представляют сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов по формам:

— 6.1. — Данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями);

— 6.2. — Сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов;

— 6.3. Сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов,

Срок представления сведений — до 15 марта ежегодно.

Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами, должны быть актуализированы по состоянию на первый день месяца, следующего за отчетным годом.

Собственники водных объектов и водопользователи представляют сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

Ответственность за непредоставление данных наблюдений за водными объектами или несвоевременное представление

За несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы лицами, обязанными сообщать такую информацию, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.5.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной — это наблюдения за состоянием сточных, природных вод и водоохранной зоной. Она представляет собой комплекс мероприятий, которые нужно проводить для того, чтобы оценить воздействие на водный объект при сбросе очищенных сточных вод с территории предприятия (хозяйственно-бытовые и (или) ливневые стоки), описание деятельности предприятия, выявление точек контроля, сведения об этих точках, график контроля.

Правовое основание:

Данная программа разрабатывается на основании пункта 2.5 статьи 39 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ

Список документов для выполнения работы:

  • Цель водопользования;
  • Наименование водного объекта;
  • Гидрологическая и гидрохимическая характеристика водного объекта;
  • Сведения о водохозяйственной деятельности организации;
  • Перечень наблюдаемых показателей;
  • Карта-схема размещения места водопользования.

Этапы работы:

Сбор и анализ исходных данных → разработка Программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной → согласование Программы в БВУ.

Основной результат:

Программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохраной зоной, согласованная Енисейским БВУ.

Кому необходим:

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов

Срок действия:

На период водопользования.

Где согласуется:

Программа наблюдений за водным объектом рассматривается и согласуется в бассейновом водном управлении в срок до 30 рабочих дней.

Ответственность за отсутствие:

Штраф за отсутствие по КоАП ст. 8.13, 8.14, 8.15. (от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Стоимость и сроки разработки

Стоимость разработки и согласования такой программы составляет от 25 000 рублей.

Срок разработки программы при условии предоставления исходной информации составляет 15 рабочих дней.

Оставьте заявку или позвоните!