Профстандарт психолога ДОУ

МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132» базовая площадка АКИПКРО по апробации проекта

«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога (для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»

План мероприятий по внедрению профессионального стандарта
(Приказ КГБУ ДПО «АКИПКРО» от 23.03.2016 №110/прик/1/105 «Об утверждении реестра образовательных организаций – базовых площадок по направлению «Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Тьюторы региональной инновационной площадки:
— Приходько Вера Александровна, заведующий
— Прокушина Ольга Леонидовна, старший воспитатель.
Мониторинг образовательного ценза педагогов (11.01.2016 года)
Всего в дошкольном учреждении 13 педагогов, из них 10 воспитателей, 3 специалиста.
Из 13 педагогов:
— 100% педагогов прошли курсовую переподготовку (по ФГОС ДО);
— 69% (9 человек) имеют высшее педагогическое образование, 31% (4 человека) – среднее профессиональное по специальности «дошкольное воспитание»;
— 53% (7 человек) имеют высшую категорию, 47% (6 человек) – первая категория;
— 30% (4 человека) имеют по два образования по различным педагогическим направлениям;
— 38% (5 человек) необходима переподготовка по направлению «дошкольное образование».
Нормативные документы
— Письмо Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25.02.2016 №02-06/06/177 «О внедрении профессионального стандарта педагога»
— Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 16.03.2016 №428 «О реализации мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общего образования Алтайского края на 2016 год»
— Приказ КГБУ ДПО «АКИПКРО» от 23.03.2016 №110/Прик/1/105 «Об утверждении реестра образовательных организаций – базовых площадок по направлению «Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»);
— Приказ комитета по образованию города Барнаула от 30.03.2016 №576-осн «Об утверждении мероприятий по переходу муниципальных образовательных организаций к работе в условиях действия профессионального стандарта педагога»
— Приказ комитета по образованию города Барнаула от 13.04.2016 №675-осн «Об утверждении плана мероприятий по повышению профессионального уровня руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных организаций»

Проекты документов дошкольного учреждения

ПРИКАЗЫ
Приказ МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132» от 28.03.2016 №43-осн«О назначении ответственных за реализацию мероприятий в рамках регионального проекта «Научно-методическое сопровождение внедрения профессионального стандарта «Педагог»
Приказ МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132» от 30.03.2016 №45-осн«Об утверждении плана мероприятий по переходу дошкольного учреждения к работе в условиях действия профессионального стандарта педагога»
Приказ МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132» от 14.042016 №47-осн

«Об утверждении плана мероприятий по повышению профессионального уровня руководящих и педагогических работников дошкольного учреждения»
Приказ МБДОУ ЦРР — «Детский сад №132» от 30.05.2016 №59-осн«Об утверждении дифференцированной программы развития проффессиональной компетентности педагогов»
ПЛАНЫ
План мероприятий по направлению «Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)» в МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132» на 2016 год
План-график работы пилотной площадки в рамках регионального проекта «Научно-методическое сопровождение внедрения профессионального стандарта «Педагог» на 2016
Дифференцированная программа развития профессиональной компетентности педагогических работников МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132» на 2016-2018 годы
— Перспективный план аттестации и повышения квалификации руководящих и педагогических работников МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132» на 2016-2018 годы
ОТЧЕТЫ
Мониторинг готовности воспитателей ДОУ к осуществлению деятельности в соответствии с профессиональным стандартом
Опыт МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132» города Барнаула по реализации Дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников
МОДЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ
Модельная форма — Должностная инструкция
Сценарный план семинар по ИКТ для педагогов ДОО
Методические материалы Культурные практики в ДОУ

Введение. В статье раскрываются основные составляющие модели оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации психологов в сфере образования с учетом требований профессионального стандарта. Показано, что деятельность психолога в системе образования (педагога-психолога) в настоящее время подвергается существенным трансформациям, которые определяются необходимостью повышения ее качества в образовательной среде нового типа. Значительная востребованность психологических услуг в системе образования связана, прежде всего, с вниманием к развитию интеллектуального и личностного потенциала подрастающего поколения, отраженному в современных образовательных стандартах и Законе об образовании. В соответствии с этим возрастают требования к квалификации и профессиональным компетенциям психолога, позволяющим эффективно осуществлять трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом. Важным этапом реализации профессионального стандарта педагога-психолога выступает разработка единой системы профессиональной аттестации педагогов-психологов.

Методы и материалы. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация. Материалы исследования: нормативно-правовые документы, регламентирующие работу психолога, профессиональный стандарт «Педагог-психолог», принятый Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. №514н.

Результаты исследования. В статье представлена модель аттестации педагогов-психологов, построенная на основании профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», включающая в себя цели, задачи, принципы проведения аттестации, систему критериев и показателей оценки профессиональных компетенций. Критериальная система включает в себя инвариантные (обязательные) и вариативные критерии, учитывающие специфику деятельности специалиста в образовательной организации и особенности контингента обучающихся. Содержание критериев отражает основные виды психолого-профилактической работы в образовательной организации (психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение), а также этическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога. Соответствие критериям оценивается по конкретизированным показателям, позволяющим дать количественную и качественную оценку профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение педагогом-психологом трудовых функций.

Обсуждение и заключения. Разработанная критериальная система аттестации педагогов-психологов отвечает требованиям профессионального стандарта и соответствует целевым ориентирам профилактической модели психологической службы в образовании. В то же время дальнейшая разработка и внедрение системы аттестации педагогов-психологов предполагает решение перспективных задач, связанных с уточнением функционального состава деятельности педагога-психолога, совершенствованием механизмов аттестации, определением направлений развития психологической службы образования в целом.

1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:

  • педагога (учителя, воспитателя), утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – Профстандарт педагога);
  • педагога-психолога, утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее – Профстандарт педагога-психолога);
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Профстандарт педагога дополнительного образования).

10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).

Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.

Какие профстандарты применяются

На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:

  • Профстандарт педагога-психолога – применяется с 1 января 2017 года (п. 2 приказа Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н);
  • Профстандарт специалиста в области воспитания – применяется с 6 февраля 2017 года.

Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.

Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:

  • для Профстандарта педагога – на 1 января 2019 года;
  • для Профстандарта педагога дополнительного образования – на 1 января 2018 года.

В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.

Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.

Что хотят поменять в Профстандарте педагога?

Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на сайте http://www.eseur.ru/Bez_otveta_ne_ostavim_/.

Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.

1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.

2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.

3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.

В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:

  • учитель;
  • старший учитель;
  • ведущий учитель.

На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».

Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».

Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования?

Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.

Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.

Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?

Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.

Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.

Почему именно к этому сроку?

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):

  • в части требований к квалификации;
  • в случаях, которые прямо предусмотрены законом.

При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.

Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.

Профессиональный стандарт

Как и любая другая профессиональная деятельность, работа педагога подверглась стандартизации. Были разработаны определенные документы, которые формулируют требования к работникам образовательных учреждений. Что из себя представляет профстандарт педагога 2018, утвержденный правительством РФ? Это документ, в котором указан перечень требований, определяющих квалификационный уровень педагога, необходимый для качественного выполнения им своих обязанностей. Требования предъявляются к знаниям, умениям, опыту работы и личностным качествам учителей. На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования: педагога (учителя, воспитателя) – утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. № 544н; педагога-психолога – утвержден приказом Минтруда РФ от 24 июля 2015 г. № 514н; педагога дополнительного образования детей и взрослых – утвержден приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н; специалиста в области воспитания – утвержден приказом Минтруда РФ от 10 января 2017 г. № 10н. Профессиональный стандарт педагога вводится по нескольким причинам, основной из которых будет несоответствие старых квалификационных норм современным требованиям. Постановлением правительства №584 установлено, что переход на новые стандарты должен быть завершен до 01.01.2020 г. Это означает, что к этому времени соответствие профстандарту педагога будет выступать основным критерием при оформлении нового сотрудника на работу.

Журнал «Менеджер образования» от 21.01.2018

Профстандарт педагога

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА — скачать

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»от «18» октября 2013 г. № 544н (не вступил в силу) скачать Приказ

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)от 25 декабря 2014 г. № 1115н — скачать Приказ

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н —

Как применять профессиональные стандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

· при приеме на работу для определения квалификации работника;

· при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

· при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

· при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

· при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

· профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

· профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

· дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Этот вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

С какого момента применяют профессиональные стандарты

Для всех профстандартов срок применения установлен Трудовым кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТК РФ). К ним относятся, например, профстандарты непедагогических работников .

Однако Минтруд России может установить иной срок начала применения. Например, профессиональный стандарт педагога действует с 1 января 2017 года.

В сфере общего образования утверждены три профстандарта педагогических работников и определены даты их официального применения.

Применяйте профстандарты с учетом сроков их применения.

Эта позиция подтверждается письмом Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .

Внимание: иные сроки начала применения профстандартов установлены для образовательных организаций пилотных регионов в которых проводят апробацию. Применение профстандартов в таких регионах осуществляют в соответствии с графиком апробации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .

Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном учреждении

Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.

Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Для внедрения профессиональных стандартов:

1. Издайте Приказ о создании рабочей группы;

2. Разработайте План по организации применения профессиональных стандартов. План согласуйте с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Совет: При внедрении профессиональных стандартов учитывайте время, которое необходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессионального стандарта. Например, если работникам необходима переподготовка, не вводите профессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут.

Включите в план:

· список профессиональных стандартов, которые будут применяться;

· сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении и дополнительном профессиональном образовании работников.
Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требования профессиональных стандартов и кадровый состав;

· сведения о мероприятиях по образованию и обучению;

· этапы применения профстандартов;

· перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положений профстандартов.
В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).

В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Правовая база

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 25.12.2014 № 1115Н
    О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта
  • «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

  • ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 27.05.2015 № 536
  • ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 18.10.2013 № 544Н
    Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года)
  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 24.07.2015 № 514Н
  • Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 08.09.2015 № 613Н
  • Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

    Принятые профессиональные стандарты педагогическ их работников в сфере общего образования

    Наименование Профстандарта

    Возможные наименования должностей

    Утверждающий документ

    Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт*

    1

    Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

    Воспитатель;

    Учитель.

    Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н

    1 января 2017 г.**

    2

    Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

    Психолог;

    Педагог-психолог;

    Психолог образовательной организации.

    Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н

    1 января 2017 г.

    3

    Педагог дополнительного образования детей и взрослых

    Педагог дополнительного образования;

    Старший педагог дополнительного образования;

    Тренер-преподаватель;

    Старший тренер-преподаватель;

    Преподаватель;

    Методист;

    Педагог-организатор.

    Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н

    1 января 2017 г.

    * Вопросы апробации Профстандартов в пилотных регионах регулируются приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .

    **Дата определена в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н .