Профстандарт инструктор по труду в социальной сфере

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция инструктора по труду

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Общие положения

1.1. Инструктор по труду относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность инструктора по труду назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность инструктора по труду в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Инструктор по труду должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

Возрастную и специальную педагогику и психологию;

Физиологию, гигиену;

Формы и методы обучения и воспитания;

Концепцию профильного обучения;

Методы развития мастерства;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Действующие стандарты и технические условия эксплуатации оборудования, технических средств;

Основы организации труда;

Способы оказания первой доврачебной помощи;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Инструктору по труду запрещается:

Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов инструктора по труду;

Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Инструктор по труду назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Должностные обязанности

Инструктор по труду:

2.1. Формирует у обучающихся, воспитанников трудовые умения и навыки, готовит их к практическому применению полученных знаний.

2.2. Проводит с обучающимися, воспитанниками профориентационную работу, организует их общественно полезный и производительный труд, участвует в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников, расширяет знания обучающихся, воспитанников о труде и его видах, используя в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях.

2.3. Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у обучающихся, воспитанников.

2.4. Обеспечивает выполнение программы обучения.

2.5. Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование.

2.6. Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение.

2.7. Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности.

2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.9. Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь.

2.10. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

2.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи педагогическим работникам.

2.12. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.13. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.14. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.15. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.16. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.17. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.18. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.19. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.20. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.21. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.22. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.23. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.24. .

Права

Инструктор по труду имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. .

Ответственность

Инструктор по труду несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с .

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен:

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2.

Профстандарт инструктора-методиста, утвержденный приказом Минтруда России №630н от 8.09.2014г., устанавливает четкие квалификационные требования к работникам, занимающимся организационно-методической деятельностью в области физической культуры и спорта. Документ предназначен для применения в сфере дошкольного, дополнительного, среднего и высшего образования, на спортивных и физкультурно-оздоровительных объектах, а также в рамках прочих видов деятельности, имеющих отношение к спорту.

Слайд 3

Внедрение профстандартов в сфере физкультуры и спорта особенно актуально, поскольку только так на сегодняшний день можно: унифицировать перечень профессиональных обязанностей; поднять требования к компетенциям сотрудника на современный уровень; подробно охарактеризовать все трудовые функции, выполняемые тренерами и инструкторами-методистами; повысить производительность труда. По сути, профстандарт инструктора-методиста, как и другие профессиональные стандарты, утвержденные на сегодняшний день или пока что существующие только в виде проекта, можно считать связующим звеном между запросами работодателей к уровню подготовленности работников и результатами, обеспечиваемыми системой образования. Со временем профстандарты должны полностью заменить тарифно-квалификационные справочники, содержание которых с каждым годом все меньше отвечает требованиям времени.

Если требования к квалификации, необходимой работнику, заданы Трудовым кодексом, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами

Слайд 4

Кому нужны стандарты?
Работодателям, чтобы:

определить трудовую функцию работника и зафиксировать ее в трудовом договоре или должностной инструкции;

Структурировать профессиональную деятельность работника, описать требования к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключить дублирование функций по должностям;

установить систему оплаты труда, учесть особенности организации производства, труда и управления;

организовать обучение и аттестацию работников;

Разработать локальные нормативные акты, в том числе штатное расписание;

Определить виды и размеры поощрительных и стимулирующих выплат, которые могут зависеть, в том числе, от достижения показателей, предусмотренных профстандартом;

Слайд 5

Кому нужны стандарты?
Работникам, чтобы:

определить, какие умения и знания необходимы для конкретной профессии или должности;

Выяснить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции;

Повысить квалификационный уровень и подтвердить его соответствующим документом;

Оценить свои потребности и возможности в профессиональном обучении, дополнительном образовании;

Планировать пути карьерного роста;

Слайд 6

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организационно – методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой подготовки на базе физкультурно-спортивных организаций, центров спортивной подготовки, а также образовательных организациях дошкольного и дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, образовательных организациях среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

Слайд 7,8

Профессиональный стандарт раскрывает конкретные трудовые функции, ранжированные по уровням квалификации в зависимости от сложности и ответственности выполняемой специалистом работы. Сначала в стандарте обозначается вид профессиональной деятельности, с указанием квалификационного уровня, необходимого работнику для полноценного выполнения должностных обязанностей. К работе в рамках трудовой функции, обозначенной кодом А, можно привлекать специалистов четвертого квалификационного уровня, но для более ответственной и сложной работы (коды В-С) необходима квалификация не ниже пятого уровня. Должностям, связанным с выполнением функций D-F, соответствует шестой уровень квалификации. Такой подход объясняется значительной разницей задач, которые специалист решает в рамках своей профессиональной деятельности, и количества должностных полномочий. Например, инструктору по спорту (код А) не требуется опыт практической работы: достаточно получить соответствующее образование и пройти обязательный медосмотр (для работы в дошкольном учреждении рекомендуется дополнительно пройти специализированный курс повышения квалификации). Этого достаточно, чтобы справиться с составлением расписаний, разработкой плана занятий, контролем физического состояния занимающихся и обеспечением безопасности во время индивидуальных или групповых занятий спортом. Полезно знать: занятия спортом включили в мероприятия по охране труда В то же время трудовая функция, предполагающая руководящую работу (код F), требует наличия высшего образования в области физкультуры и спорта, а также практического стажа работы в должности инструктора-методиста (не менее двух лет).

Слайд 9

Кроме того, в стандарте отражаются возможные наименования должностей.

Инструктор по спорту

Инструктор-методист

Старший инструктор-методист

Слайд 10

Обобщенная трудовая функция

Инструктор по физической культуре

Слайд 12

Затем описываются обобщенные трудовые функции:

1.Организация активного отдыха обучающихся, воспитанников

2.Организация работы кружков и спортивных секций, спортивного актива

3.Планирование, организация и проведение образовательной работы по физической культуре с обучающимися, воспитанниками

4.Методическая и консультационная помощь работникам образовательной организации, родителям (лицам, их заменяющих)

5.Проведение физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками в плавательных бассейнах

Слайд 13

В каждую из которых включается совокупность связанных между собой отдельных трудовых функций.

Организация активного отдыха обучающихся, воспитанников

Трудовые действия

Необходимые знания

Этнические нормы

Слайд 14

В свою очередь, отдельная трудовая функция реализуется посредством выполнения конкретных трудовых действий, применения необходимых умений и знаний (все это также внесено в стандарт). В результате профстандарт превращается в подробное описание компетенции, необходимой специалисту для выполнения работы.

Трудовые действия

Определить задачи и содержание занятия по физической культуре с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов обучающихся, воспитанников

Разработать план проведения занятия по физической культуре с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов обучающихся, воспитанников

Разработать или подобрать методику проведения занятия по физической культуре с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов обучающихся, воспитанников

Слайд 15

Необходимые знания

Основы педагогики и психологии

Основы теории и практики физического воспитания детей

Основы спортивной медицины и спортивной гигиены

Методики физического воспитания

Способы оказания доврачебной медицинской помощи

Нормы физических нагрузок обучающихся, воспитанников

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода

Методы установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками

Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами

Слайд 16

Этические нормы

Соблюдать этику делового общения;

Не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с коллегами, обучающимися, воспитанниками;

Не совершать действий, которые наносят урон репутации физкультурно-спортивной организации, образовательной организации

Слайд 17

Согласно профстандарту инструктора-методиста, в 2016 году в круг обязанностей специалиста такого уровня входит разработка стратегии образовательного и тренировочного процесса, управление процессом формирования методической документации, анализ опыта тренерской работы и создание новых учебных методик, организация и проведение тематических мастер-классов, семинаров, круглых столов.

Профстандарт методиста как отдельный документ отсутствует, однако эта специальность упоминается сразу в нескольких других профстандартах (как уже действующих, так и еще не утвержденных). Вот о них и пойдет речь в нашей статье.

В каких профессиональных стандартах встречается должность методиста?

На методиста возлагают такие функции, как разработка новых методов преподавания и изучение уже существующих методик с целью их улучшения. В едином квалификационном справочнике должностей среди мест работы методиста перечислены образовательные учреждения, библиотеки и учебно-методические кабинеты (центры).

В связи с этим должность методиста можно встретить профстандартах педагога дополнительного образования и инструктора-методиста. Предполагается, что эта должность будет использоваться и в профстандарте специалиста библиотечного дела, который пока еще находится в стадии разработки.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Этот профстандарт был утвержден приказом Минтруда № 613н от 8 сентября 2015 года. Он предполагает, что в педагогической деятельности в сфере допобразования детей и взрослых среди специалистов по методике обучения должен быть методист. На методиста при этом возлагается выполнение такой обобщенной трудовой функции, как организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

В ее рамках выполняются следующие трудовые функции:

Не знаете свои права?

  • исследование сегмента рынка, в котором предлагаются услуги по дополнительному образованию детей и взрослых;
  • методическая помощь педагогам;
  • мониторинг деятельности педагогов по реализации образовательных программ и оценка качества их работы.

К уровню образования и опыту работы выставляются следующие требования:

  • при наличии высшего образования на уровне бакалавриата нужно иметь дополнительное образование в области методической деятельности и стаж работы педагогом дополнительного образования не менее 2 лет;
  • при наличии высшего образования на уровне специалитета или магистратуры рекомендуется еще получить дополнительное образование в области методологической деятельности, опыт работы не имеет значения;
  • при наличии высшего педагогического образования на уровне магистратуры никаких дополнительных требований нет.

Кроме того, для методиста в сфере допобразования, как и для педагога в общем, важно не подпадать под ограничения, которые выставляются на законодательном уровне к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.

Профстандарт инструктора-методиста

Этот профстандарт был утвержден приказом Минтруда № 630н от 8 сентября 2014 года. Он регулирует организационно-методическую деятельность в области физкультуры и спорта, которую может осуществлять сотрудник, занимающий должность инструктора-методиста (в том числе старшего).

В рамках этого профстандарта инструктор-методист может осуществлять 2 обобщенные трудовые функции:

  1. Проведение спортивных мероприятий (при этом на него возлагается еще и обеспечение безопасности участников).
  2. Организационно-методическое обеспечение в области физкультуры и спорта в образовательных организациях, а также координацию тренировочной и методической деятельности персонала этих организаций.

Старший же инструктор-методист осуществляет руководство при исполнении перечисленных выше обобщенных трудовых функций.

Для допуска к осуществлению обобщенных трудовых функций, которым присвоен уровень квалификации 6, требуется высшее образование в области физкультуры и спорта. При 5 уровне квалификации достаточно среднего профессионального образования в области физкультуры и спорта. Требования к опыту работы для каждой из обобщенных трудовых функций различаются, но отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью обязательно в любом случае.

Профстандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности

Проект приказа Минтруда РФ о введении этого профстандарта предполагает, что методист здесь сможет осуществлять следующие обобщенные трудовые функции:

  1. Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки.
  2. Научно-аналитическую, методическую и консультационную работу.

Также предполагается, что сотрудники, претендующие на должность методиста в библиотеке, должны будут иметь высшее образование. О других требованиях до утверждения профстандарта говорить рано.

Физической подготовкой в учебных заведениях занимаются сотрудники тренерского состава, однако не менее важна и техническая, организационная сторона вопроса. Для того, чтобы унифицировать работы специалистов этой сферы, Минтруд утвердил профстандарт инструктора-методиста. Разберем его подробнее.

Из этой статьи вы узнаете:

  • когда и с какой целью утвердили профстандарт инструктора-методиста;
  • какие виды трудовой деятельности описывает профстандарт инструктора-методиста;
  • какие требования к уровню квалификации работников предъявляет профстандарт инструктора-методиста в 2016 году.

Физическая культура — особая сфера социальной деятельности, направленная, прежде всего, на развитие физических способностей человека и укрепление его здоровья. Двигательная активность играет важную роль в формировании здорового образа жизни, а в детском и подростковом возрасте способствует социальной адаптации и гармоничному развитию.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Именно поэтому в дошкольных, средних и высших учебных заведениях проводится спортивная подготовка учеников и студентов. Существуют и специализированные учреждения, занимающиеся исключительно спортивно-массовой подготовкой. Проведением практических занятий занимается тренерский состав, в то время как организационно-методическое обеспечение оздоровительной и спортивной подготовки входит в круг задач, очерченный профстандартом инструктора-методиста.

Для чего нужен профстандарт инструктора-методиста в 2016 году?

Профстандарт инструктора-методиста, утвержденный приказом Минтруда России №630н от 8.09.2014г., устанавливает четкие квалификационные требования к работникам, занимающимся организационно-методической деятельностью в области физической культуры и спорта. Документ предназначен для применения в сфере дошкольного, дополнительного, среднего и высшего образования, на спортивных и физкультурно-оздоровительных объектах, а также в рамках прочих видов деятельности, имеющих отношение к спорту. Внедрение профстандартов в сфере физкультуры и спорта особенно актуально, поскольку только так на сегодняшний день можно:

  • унифицировать перечень профессиональных обязанностей;
  • поднять требования к компетенциям сотрудника на современный уровень;
  • подробно охарактеризовать все трудовые функции, выполняемые тренерами и инструкторами-методистами;
  • повысить производительность труда.

По сути, профстандарт инструктора-методиста, как и другие профессиональные стандарты, утвержденные на сегодняшний день или пока что существующие только в виде проекта, можно считать связующим звеном между запросами работодателей к уровню подготовленности работников и результатами, обеспечиваемыми системой образования. Со временем профстандарты должны полностью заменить тарифно-квалификационные справочники, содержание которых с каждым годом все меньше отвечает требованиям времени.

В то же время трудовая функция, предполагающая руководящую работу (код F), требует наличия высшего образования в области физкультуры и спорта, а также практического стажа работы в должности инструктора-методиста (не менее двух лет). Согласно профстандарту инструктора-методиста, в 2016 году в круг обязанностей специалиста такого уровня входит разработка стратегии образовательного и тренировочного процесса, управление процессом формирования методической документации, анализ опыта тренерской работы и создание новых учебных методик, организация и проведение тематических мастер-классов, семинаров, круглых столов.

На все виды должностей, описанных профстандартом инструктора-методиста, в 2016 году распространяются особые условия допуска к работе — отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью, а также наличие справки установленной формы о прохождении обязательного предварительного (при трудоустройстве) или периодического медицинского осмотра.

§ 374. Столяр строительный (2-й разряд)

2-й разряд
Характеристика работ. Отбор и сортировка пиломатериалов. Заготовка брусков для столярных изделий по размерам вручную с острожкой рубанком, продольной и поперечной распиловкой. Варка столярного клея.
Должен знать: основные свойства древесины; правила отбора и сортировки пиломатериалов; правила пользования столярным инструментом; способы приготовления столярного клея.

§ 375. Столяр строительный (3-й разряд)

3-й разряд
Характеристика работ. Обработка древесины электрифицированным инструментом и вручную. Изготовление и установка простых столярных изделий. Изготовление вручную и установка прямолинейных столярных тяг, прямолинейных поручней простого профиля. Изготовление прямолинейных заготовок столярных изделий с применением механизированного инструмента или вручную. Зачистка деталей после механической обработки. Установка накладных оконных и дверных приборов с пригонкой по месту. Постановка уплотнительного шнура в спаренных переплетах. Вырезка сучьев и засмолов.

Должен знать: основные породы и пороки древесины; способы изготовления столярных изделий вручную и с применением механизированного инструмента; правила обращения с электрифицированным инструментом.

§ 376. Столяр строительный (4-й разряд)

4-й разряд
Характеристика работ. Выполнение столярных работ при производстве общестроительных работ. Изготовление деталей и сборка из них дверных полотен и оконных переплетов прямолинейной формы всех типов. Сборка и ремонт прямолинейных фрамуг, оконных створок, глухих переплетов для гражданских и промышленных зданий. Вгонка глухих переплетов и фрамуг. Установка филенчатых перегородок. Установка дверных и оконных блоков, подоконных досок и монтажных брусков. Установка с пригонкой по месту простых врезных и частично врезных приборов (ролики дверные с планками, звонки-вертушки, ручки дверные и оконные, задвижки поперечные и т.п.). Сборка и установка защитных декоративных решеток радиаторов. Сборка и установка встроенной мебели в жилых домах. Обшивка стен древесностружечными плитами. Выполнение столярных работ при монтаже зерноперерабатывающего оборудования. Изготовление площадок и настилов прямых патрубков, деталей самотека, подвесок и кронштейнов для крепления зерноперерабатывающего оборудования при его монтаже.
Должен знать: способы изготовления сопряжений и сборки элементов столярных изделий; способы заделки отдельных мест древесины; способы изготовления, сборки, ремонта и установки столярных изделий.

§ 377. Столяр строительный (5-й разряд)

5-й разряд
Характеристика работ. Выполнение столярных работ при производстве общестроительных работ. Изготовление и установка закруглений поручней. Изготовление, сборка и установка полуциркульных переплетов и коробок. Пригонка и навеска с врезкой петель оконных переплетов и дверных полотен. Разметка по эскизам и изготовление шаблонов для штукатурных и форм для лепных работ. Установка с пригонкой по месту сложных врезных и частично врезных приборов (сквозные шпингалеты, фрамужные приборы, замки с поворотной ручкой и автоматические и т.п.). Выполнение столярных работ при монтаже зерноперерабатывающего оборудования. Изготовление и монтаж круглых и фасонных патрубков, коробок деталей самотечного трубопровода, корыт для шнеков, лотковых спускных и приемных столов, рам под технологическое зерноперерабатывающее оборудование.
Должен знать: свойства древесины твердых пород и способы ее обработки; способы изготовления, пригонки и навески сложных столярных изделий.

§ 378. Столяр строительный (6-й разряд)

6-й разряд
Характеристика работ. Выполнение столярных работ при производстве общестроительных работ. Изготовление, установка и реставрационный ремонт сложных фигурных и лекальных поручней, плинтусов, наличников, балясин, карнизов и других изделий из древесины твердых и ценных пород. Установка художественных деревянных панелей на стенах без резьбы. Установка деревянных винтовых лестниц. Выполнение столярных работ при монтаже зерноперерабатывающего оборудования. Изготовление и установка головок, башмаков и труб норий, надвальцовых коробок, конусов под вальцовками, аспирационных коробок и каналов для вальцовок, сборников и волокуш, винтовых спусков, патрубков, деревянных конструкций для подвески тяжеловесного зерноперерабатывающего оборудования.
Должен знать: способы изготовления, установки и ремонта сложных столярных изделий; свойства древесины твердых и ценных пород. Новые правила применения с 1 июля 2016 года. С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).
Наиболее соответствующие профстандарты (подобраны автоматически):

  • Столяр судовой
  • Судокорпусник-ремонтник
  • Плотник судовой
  • Сборщик-достройщик судовой
  • Сборщик корпусов металлических судов
  • Плотник промышленный

Поиск по профстандартам:

Литература

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. -Спб.: Питер, 2001. — 544 с.

УДК 35.08-057.177

И.Г. Бойцов, В.И. Маликов

ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

В научной статье раскрыты необходимость разработки, цели и содержание профессионального стандарта «Специалист по мобилизационной работе» для вида профессиональной деятельности «Мобилизационная подготовка и мобилизация».

Ключевые слова: мобилизационная подготовка, мобилизация, специалист по мобилизационной работе, профессиональный стандарт, национальная безопасность, оборонно-промышленная безопасность.

I. Boytsov, V. Malikov FROM THE PROFESSIONAL STANDARD FOR PROFESSIONAL TRAINING

Развитие и становление плановой военно-мобилизационной работы в Русской армии и в целом в России началось с 1870 года и перешло в правовое поле в 1911 году изданием Наставления по мобилизации (рис. № 1). Содержание мобилизации, её обеспечение, порядок проведения с момента оповещения были рассмотрены на достаточно высоком для того времени уровне, хотя и были просчеты. Так, ставка в организации мобилизации делалась на скоротечность возможных военных действий. Но практика Первой мировой войны и других последующих войн указывает на их продолжительный характер с потребностью значительных ресурсов. Но самое главное, не ставился кадровый профессиональный подход к обучению в данной проблеме.

_ 69

Для стимулирования деятельности по проведению всеобщей мобилизации «…13 февраля 1914 года удостоилось Высшего утверждения положение Совета Министров России об установлении наградной медали за труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации «За труды по мобилизации 1914 года» (рис. № 2).

Дальнейшее развитие мобилизационной подготовки в России основывалось на статистических данных имеющегося и накапливаемого опыта в результате поиска путей повышения оборонной и мобилизационной готовности страны. Однако и теория и практика в области мобилизационной подготовки и мобилизации не давали должного профессионального эффекта по данной проблеме. Отсутствовала сама система кадровой профессиональной подготовки в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

В настоящее время войны «шестого поколения», проведенные в Ираке, Югославии и Ливии, а также события в Сирии, на Украине и деятельность Гринписа в Арктике показывают, что время реакции на переход от политики к применению военной силы максимально сократилось. Решения на создание, применение и обеспечение группировок войск (сил) принимаются сейчас в реальном масштабе времени. В этой связи, новой задачей законодательно определена разработка плана обороны и осуществлена подготовка в новой редакции Положения о военном планировании в Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями 2013 года), организация обороны включает 16 мероприятий в области обороны, в том числе и мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны (пункт 7, статья 2 настоящего Федерального закона № 61-ФЗ) .

В этой связи еще с большей необходимостью возникает потребность в профессиональных специалистах в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Кроме того, принятие ряда нормативных правовых актов (Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 2204-р «Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» и др.) также вызывает необходимость перейти к подготовке, повышению квалификации и переподготовке специалистов по новым профессиональным стандартам .

Поэтому актуальность вида профессиональной деятельности «Мобилизационная подготовка и мобилизация» и самих профессионалов (специалистов по мобилизационной работе) в современных военно-политических условиях для Российской Федерации значительно возрастает. Об этом свидетельствуют факторы, оказывающие непосредственное влияние на характер вооруженного противоборства в XXI веке, основными из которых являются:

политические факторы (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года) ;

экономические факторы (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция совершенствования мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации в современных условиях) ;

информационные факторы (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года) ;

военно-технические факторы (Военная доктрина Российской Федерации) . Особенно серьезную опасность для России представляют разыгрываемые «партнерами» сценарии войн будущего, характеристику которым дал вице-премьер и Председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Д.О. Рогозин на пресс-конференции «Российской газете» от 28 июня 2013 г. в целях реализации программной статьи Президента Российской Федерации В.В. Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» .

При этом наиболее невыгодным для России во всех отношениях следует считать сценарий «Бесконтактная война с противником, находящимся на более высоком технологическом уровне». Для этого сценария характерны следующие показатели:

экономика России в данном случае считается в 10 раз слабее экономики США; более 10 лет в США разрабатывается концепция «Молниеносного глобального удара»; нанесение удара неядерным вооружением в течение одного часа по любой точке планеты; впервые за 50 лет в США принята стратегия — победить ядерную державу «малой кровью»; применение 3500-4000 единиц высокоточного оружия (ВТО) в течение 6 часов практически полностью нарушает инфраструктуру государства и способность сопротивляться (уничтожается 80-90% ядерного потенциала Российской Федерации);

сопровождение военных действий мощным информационно-пропагандистским воздействием.

Подготовка к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории организуется и осуществляется через систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и другими федеральными законами, законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами (п.п. 1-2 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне») .

В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» осуществляется правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливаются права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от формы собственности, и граждан Российской Федерации в этой области .

Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ 71

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты — 2014’1

государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время (п. 1 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3).

Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени (п. 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3).

В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят (п. 3 статьи 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3):

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, для органов власти и экономики всех уровней, военной организации

Российской Федерации и населения Российской Федерации является обязательным исполнение указанных мероприятий.

Мероприятия мобилизационной подготовки и мобилизации имеют правовую основу (Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральные закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты в Российской Федерации в данной области) и реализуются через :

— полномочия Президента Российской Федерации (п.п. 1-2 статьи 4 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3);

— полномочия Федерального Собрания Российской Федерации (п.п. 1-2 статьи 5 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ);

_ 73

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты — 2014’1

— полномочия Правительства Российской Федерации (п.п. 1-2 статьи 6 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ);

— полномочия федеральных органов исполнительной власти (п.п. 1-2 статьи 7 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ);

— полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п.п. 1-3 статьи 8 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ);

— обязанности организаций (п.п. 1-3 статьи 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ);

— обязанности граждан Российской Федерации (п.п. 1-3 статьи 11 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ).

Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (п. 3 статьи 11 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ):

— несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.

Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы (или назначают мобилизационных работников). Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе.

Положения о мобилизационных органах, создаваемых в федеральных органах государственной власти, утверждаются руководителями этих федеральных органов. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти и организациях, определяются в соответствии с Примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Положение о федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, создаваемом в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», утверждается Президентом Российской Федерации.

Мобилизационные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, их структура и штаты создаются и определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в зависимости от объема мобилизационных заданий или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в условиях военного времени.

Реализацию полномочий, функций и обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации организуют около 6 тысяч мобилизационных органов и около 14 тысяч мобилизационных работников.

На федеральном уровне мобилизационными органами являются: Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации; Департамент Правительства

Российской Федерации по обеспечению деятельности Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в своем составе могут иметь организационно-мобилизационный департамент; главное организационно-мобилизационное управление; управление организации мобилизационной подготовки; мобилизационное управление; отдел мобилизационной работы; отдел специальных программ; отдел мобилизационной подготовки и ГО; отдел по защите государственной тайны, мобилизационной подготовки и ГО и т.п.

Мобилизационные органы субъектов Российской Федерации имеют статус: министерства (специальных программ и по делам казачества); департамента (специальных мероприятий или по военно-мобилизационной работе); главного управления или управления (специальных мероприятий или по мобилизационным вопросам, военно-мобилизационное, мобилизационное, по защите государственной тайны и мобилизационной подготовке, специальных программ, второе); государственного комитета или комитета (мобилизационной подготовки или мобилизационной работы); отдела (специальных программ, мобилизационный, мобилизации, второй и т.п.) или сектора (мобилизационной работы).

Различия в организационно-штатной структуре и численности (от 2 до 27 чел.) мобилизационных органов субъектов Российской Федерации обусловлены, прежде всего, многоступенчатой иерархией их подчиненности высшим должностным лицам, а также объемом мобилизационных заданий (задач), возложенных на субъекты федеральным законодательством, другими нормативными правовыми актами в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации. Кроме того, в практической деятельности 53% субъектов Российской Федерации имеют место случаи возложения на мобилизационные органы (мобилизационных работников) несвойственных им функций (гражданская оборона, чрезвычайные ситуации, антитеррористическая деятельность, оформление выездов за границу и другие).

В органах местного самоуправления муниципальных образований мобилизационные органы имеют статус: управления (мобилизационное, специальных программ, по защите государственной тайны и мобилизационной подготовке); отдела (мобилизационной подготовки, специальных программ; по защите государственной тайны и мобилизационной подготовке, мобилизационной подготовки и ГО); сектора (мобилизационной работы; специальных программ; по мобилизационной подготовке и ГО) и т.п.

В организациях (на предприятиях, в учреждениях) обязанности мобилизационного органа (мобилизационного работника) исполняют: отдел по защите государственной тайны и мобилизационной подготовке; отдел мобилизационной подготовки и ГО; второй отдел; сектор специальных программ и ГО; ведущий советник (советник) по мобилизационной работе; ведущий консультант (консультант) по мобилизационной подготовке и ГО; главный специалист (специалист) по мобилизационной подготовке и ГО; старший инженер (инженер) специальных программ; старший инспектор (инспектор) по ГО и мобилизационной подготовке и т.п.

Анализ деятельности указанного количественно-качественного состава мобилизационных органов позволяет сделать следующие выводы:

1. Разница в статусе и количественном составе большинства мобилизационных органов (государственного, федерального, субъектового, муниципального уровня и организации) в равных условиях указывает на разные возможности в выполнении мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации.

_ 75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты — 2014’1

2. Неоднородные штаты большинства мобилизационных органов обусловлены различием объемов мобилизационных задач, решаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными органами и организациями.

3. Многоцелевое предназначение многих мобилизационных органов отрицательно сказывается на гарантированности выполнения ими основных задач мобилизационной подготовки и мобилизации.

4. Наличие в штате мобилизационных органов значительного количества разнородных по целевому предназначению должностей и возложение на органы несвойственных им функций нарушает слаженность их работы и снижает в целом возможности решения задач мобилизационной подготовки и мобилизации.

Указанные недостатки в значительной степени могут быть устранены в результате утверждения проекта профессионального стандарта «Специалист по мобилизационной работе» для вида профессиональной деятельности «Мобилизационная подготовка и мобилизация» (рис. №

3).

В соответствии с решением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д О. Рогозина от 11 апреля 2013 г. № РД-П46-6 прс Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации (далее — ГУСП) было поручено до конца 2013 г. проработать вопрос о внесении в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) должности «Специалист по мобилизационной работе».

С этой целью ГУСПом организована работа (совместно с Институтом специальной подготовки ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России», с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Департаментом оборонно-промышленного комплекса и инвестиционной деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Организационно-мобилизационным Департаментом МЧС России), органами власти субъектов Российской Федерации (Вторым управлением Правительства Москвы, мобилизационным управлением Губернатора Московской области, мобилизационным управлением Администрации Губернатора города Санкт-Петербурга) и организациями (Комитетом по труду и занятости населения города Санкт-Петербурга, ФГУП «Промресурс») по разработке проекта профессионального стандарта «Специалист по мобилизационной работе».

Данный профессиональный стандарт позволяет:

определить единые подходы к содержанию трудовой деятельности (трудовых функций) и требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе специалистов по мобилизационной работе в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных органах и организациях, а также решить проблемы, связанные с отсутствием указанных должностей в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

повысить качество функционирования системы подготовки кадров в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

более четко сформулировать требования к уровню и содержанию образовательных программ для обучающихся по программам высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) и среднего

профессионального образования, а также по дополнительным профессиональным программам (повышения квалификации и профессиональной переподготовки);

создать учебно-методическое объединение образовательных учреждений в области оборонно-промышленной безопасности Российской Федерации, сконцентрировав научный и образовательный потенциал на решение актуальных вопросов оборонно-промышленной безопасности и мобилизационной готовности Российской Федерации, а также значительно повысить эффективность научно-методического и организационного руководства, координации и контроля в реализации подведомственными структурами новых подходов к организации и ведению мобилизационной подготовки.

В проекте профессионального стандарта представлены возможные наименования должностей специалистов по мобилизационной работе.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

5. Федеральные закон Российской Федерации 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

8. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

9. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р «Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы».

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

14. «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России». // «Российская газета» от 28 июня 2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юриспруденция – достаточно распространенная сфера деятельности с большим количеством специалистов различных направленностей. Какой будет характеристика уровня квалификации этих сотрудников в соответствии с нормативными документами? Положения, оформленные единым сводом условий, обязанностей и требований, под именем профессиональных стандартов стали обязательными к применению с середины лета 2016 года.

Какими же нормами регламентируются профессиональные обязанности юриста, как данный профстандарт должен вводиться в практику организации, какие функции могут быть вменены такому сотруднику – обсуждаем в этой статье.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта юриста .doc

Важность и необходимость юридического профстандарта

Все профстандарты вносят определенный порядок в регламентацию должностных требований. С ними гораздо удобнее формулировать служебные инструкции для различных должностей, решать вопросы, касающиеся штатного расписания, планировать аттестацию и обучение сотрудников. Чем же, наряду с общими позитивными моментами, могут быть полезны профстандарты, созданные специально для юристов?

  1. Обязательные требования к отбору персонала позволят достичь более высокой «концентрации» сотрудников лучшей квалификации.
  2. Можно будет однозначно ответить на вопросы, возникшие в связи с Болонской системой образования в рамках подготовки юридических кадров:
    • какую юридическую должность можно занимать, имея уровень бакалавра. А какую – специалиста или магистра;
    • на какую должность может претендовать магистр, закончивший бакалавриат по другой специальности, кроме юридической.

Так, например, одна из проблем трудоустройства юристов с дипломом бакалавра долгое время состояла в том, что работодатели предпочитали принимать на работу магистров, даже если такая подготовка была вовсе не обязательной для той должности, на которую претендовал соискатель. Мотивировка «бакалавр – еще не настоящий юрист» вызвана общими стереотипами, а отнюдь не реальным положением вещей. Принятие конкретных профстандартов помогло бы окончательно устранить подобные недоразумения, раз и навсегда официально определив необходимое образование для каждой конкретной должности.

Многоликие юристы

Юриспруденция охватывает труд множества специалистов различных профилей. Юристом полноправно назовут и консультанта в штате какой-либо организации, и судью, и следователя. Любой служитель Закона по праву может быть назван юристом, вот только обязанности у них сильно отличаются, а значит, должны быть регламентированы профстандартами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Министерством труда РФ были зарегистрированы профессиональные стандарты для более чем 3 десятков направлений работы по 814 конкретным профессиям. Из юридической сферы принят пока только профстандарт для следователя криминалиста.

Своей очереди для обсуждения и принятия с последующей регистрацией в Минюсте России ожидают следующие юридические профстандарты:

  • нотариуса;
  • юридического консультанта;
  • адвоката;
  • судьи;
  • прокурора;
  • корпоративного юриста;
  • пенитенциарного работника.

Профстандарт юриста – каким он будет?

Предсказать точное содержание профессионального стандарта для юристов нельзя до его опубликования на сайте Минтруда РФ. Однако, схема построения будет той самой, что принята приказом Министерства труда № 147н от 12 апреля 2013 года. Она обязательно будет включать в себя общепринятые разделы:

  • введение: содержит общие сведения о профессии, ее официальная дефиниция, классификация по справочникам ОКЗ и ОКВЭД;
  • карта трудовых функций: будут описаны все функциональные обязанности юриста;
  • характеристика функций: подробное рассмотрение каждой из обобщенных функций, перечень необходимых профзнаний и юридических умений;
  • источник: сведения о той организации, которая разработала и апробировала данный профстандарт.

Профстандарт юриста-следователя

Единственный принятый Министерством труда России юридический стандарт зарегистрирован приказом № 183н от 23.03.2015 г. Содержание профстандарта «Следователь-криминалист» разбито по типовым структурным блокам.

  1. Официальное именование направления деятельности следователя: криминалистическое сопровождение расследования имевших место преступных действий. Код профессии по ОКЗ – 249, по ОКВЭД – 75.23.5 (деятельность СК Российской Федерации).
  2. Главной функцией следователя является организация всех процессуальных действий, в первую очередь, криминалистических процедур, в процессе расследования преступных деяний.
  3. Необходимый уровень квалификации – 7, для него нужно овладеть рядом профессиональных знаний и определенных умений:
    • квалифицировать действия преступников с точки зрения закона;
    • проводить профессиональный осмотр места преступления и тела потерпевшего;
    • вести соответствующую документацию и т.д.

В этом же пункте приведен подробный список действий, которые необходимо осуществлять следователю в процессе работы: от возбуждения дела до передачи его в прокуратуру.

ВАЖНО! Профессиональный стандарт следователя, как и любой другой, не может заменить должностной инструкции. Работодатель сам составляет ее, учитывая особенности своей организации и лишь опираясь на текст профессионального стандарта. В должностной инструкции можно даже совмещать требования из нескольких профстандартов.

Проект профстандарта для юрисконсульта

Разработать единый профстандарт для юридических работников довольно сложно, поскольку не выделены минимальные «планки» для самых простых вариантов юридических должностей. По состоянию на лето 2016 года ни один дополнительный юридический профстандарт не подан на утверждение в Минтруда России, а соответствующие законопроекты будут представлены на голосование в Госдуме не раньше 2017 года.

Любая профессиональная организация может стать автором профстандарта, для этого нужно, чтобы документ полностью соответствовал принятой Министерством вышеприведенной четырехчастной схеме.

Одной из попыток была организованная юрфактом МГУ имени М.Ломоносова проба составления макета стандарта «Корпоративный юрист». Обобщенные функции, выделенные разработчиком, включают в себя следующие виды юридической деятельности.

  1. Корпоративная практика:
    • организация процедуры регистрации юрлиц;
    • корректировка регистрационных документов предприятий;
    • ведение перечней акционеров для других учреждений.
  2. Юридическое сопровождение хозяйственной деятельности
    • подбор и/или составление нужных нормативных актов;
    • согласование проектов различной документации;
    • правовое сопровождение работы фирмы;
    • вопросы разрешительной документации.
  3. Деятельность по договору с руководством организации – все общеправовые моменты, которые работодатель посчитает нужным включить в должностную инструкцию.

Уровень квалификации, который предполагается присвоить должности корпоративного юриста – 7. Планируемые требования к образованию – должно быть оконченное высшее по программам специалитета или магистратуры. Потребуют также 3-4летнего опыта на должности юрисконсульта.

До тех пор, пока соответствующие профстандарты не приняты, руководители, берущие на работу юристов, вправе руководствоваться Единым квалификационным справочником. В дальнейшем, обязательным применение стандартов для юристов, как и для других специальностей, станет в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими подзаконными актами (наличие прав на льготы, ограничений и особых требований к должности, отметки в нормативных документах). Так что юристам лучше постоянно мониторить ситуацию в современном трудовом законодательстве, все может измениться в любой момент.