Профиль на психолога

Часто задаваемые вопросы

Что такое «лицензия роялти-фри»? Лицензии роялти-фри позволяют вам осуществить единовременную оплату за постоянное использование защищенных авторскими правами изображений и видеоклипов в личных и коммерческих проектах без необходимости дополнительных платежей за каждое их использование. Это обоюдовыгодный вариант, и именно поэтому все материалы iStock (включая все изображения и видеоматериалы В профиль) доступны только по лицензиям роялти-фри. Какие виды файлов роялти-фри доступны на iStock? Лицензия роялти-фри — оптимальный вариант для тех, кто намерен использовать стоковые изображения в коммерческих целях, поэтому все файлы на iStock (фотографии, иллюстрации и видеоклипы) предлагаются только на условиях роялти-фри. Как можно использовать изображения и видеоклипы роялти-фри? Вы можете изменять вид, размер и параметры любых материалов iStock (включая все изображения и видеоматериалы В профиль) в соответствии с потребностями своих проектов — от рекламы в социальных сетях до рекламных щитов, от презентаций PowerPoint до художественных фильмов. За исключением фотографий «только для редакционного использования» (которые можно использовать только в редакционных проектах и нельзя изменять), ваши возможности безграничны.

Узнайте подробнее об изображениях роялти-фри

На идее психосоматической специфичности, т.е. наличия предрасположенности людей, характеризующихся определенными психологическими особенностями к соответствующим психосоматическим расстройствам, основана и теория Фландерс Данбар (F.Dunbar, 1939). Однако если Ф.Александер считал, что к психологическим особенностям, определяющим склонность человека к тому или иному психосоматическому заболеванию, относятся специфические эмоциональные конфликты, то Ф.Данбар предположила, что предрасположенность к психосоматическому заболеванию заключена в особенностях личности человека.

По мнению Данбар, «эмоциональные реакции являются производными от личности больного, и это позволяет предполагать развитие определенных соматических заболеваний в зависимости от профиля личности» . Результаты 20-летнего работы врачом-психиатром, в том числе подробного изучения историй жизни и личностных особенностей 1600 пациентов с различной патологии, Данбар обобщила в книге «Психосоматический диагноз», где выделила характерные профили личностей, способствующие развитию соответствующих заболеваний: «коронарный», «гипертонический», «аллергический» и «склонный к повреждениям» типы личности .

Кроме того, Данбар обратила внимание и на то, что людям, страдающим различными психосоматическими заболеваниями, свойственны общие черты, а именно :

  • склонность к отвлечению от реальности и недостаточная вовлеченность в текущую ситуацию;
  • недостаточная способность к словесному описанию нюансов своих эмоциональных переживаний (впоследствии данная черта была изучена в рамках концепции алекситимии).

Концепция «профиля личности» получила широкое распространение, и в дальнейшем в разных странах многими авторами были проведены многочисленные исследования связей между типами личности пациентов и психосоматическими заболеваниями, характерными для данных типов.

Наиболее известными являются результаты изучения так называемого типа А, подверженного сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, повышенное артериальное давление, стенокардия): «Эмпирическая связь между так называемой моделью поведения по типу А и болезнями сердца была впервые зарегистрирована … Фридманом и Розенманом (1974), которые в течение более 8 лет наблюдали за состоянием здоровья более 3000 мужчин. Результаты их наблюдений показали, что мужчин, принадлежавших группе риска возникновения заболеваний сердца, можно было отнести к типу А: они всегда стремились добиться максимальных результатов как можно скорее. Кроме того, для мужчин типа А были неизменно характерны соревновательный дух, нетерпеливость, враждебность, неугомонность и настороженность, а также сильная потребность в движении вперед. В первых описаниях синдрома личности типа А изображается человек с повышенной тревожностью и компульсивностью, у которого не хватает времени на релаксацию. … За последние несколько десятилетий был достигнут значительный прогресс в понимании психологических факторов, по которым можно прогнозировать возникновение заболеваний сердца. Если прежде наиболее надежными прогностическими факторами сердечно-сосудистых заболеваний считались различные компоненты модели поведения типа А, то сейчас обычно утверждают, что негативные эмоциональные реакции, гнев/враждебность … тесно ассоциируются с предрасположенностью к сердечным заболеваниям» . Последние исследования поведения типа А связывают с ним только одну черту личности, а не весь комплекс перечисленных характеристик. Эта черта получила название «потенциал враждебности» .

Несмотря на то, что результаты многочисленных исследований отражают существование определенных корреляций между особенностями личности и характером психосоматических расстройств, концепция «профиля личности» считается в целом не подтвержденной. Во-первых, причинно-следственные связи между болезнью и психикой имеют разную направленность (как личностные особенности обусловливают предрасположенность к определенным заболеваниям, так и сама болезнь ведет к изменениям психики) , и статистические корреляции свидетельствует лишь о наличии взаимосвязи, но выводы о том, какая из взаимосвязанных переменных является причиной, а какая – следствием, могут быть лишь субъективными предположениями.

Во-вторых, анализ полученных данных свидетельствует о том, что выявленные взаимосвязи между личностными особенностями и психосоматическими заболеваниями являются частными случаями единой общей закономерности: «Общим итогом этих исследований явилось … отрицание личностных структур, характерных для отдельных заболеваний. Многие авторы склонны отказаться от поиска профилей личности, заменить этот аспект исследований описанием особенностей личности психосоматического больного вообще, рассматривая в качестве базисной характеристики наличие инфантильной личностной структуры, невротической жизненной позиции, поскольку соматическое выражение эмоциональных переживаний является инфантильной формой их выражения» .

Далее: Концепция алекситимии (П.Сифнеос)

Психология – одна из самых интересных и захватывающих наук. Поэтому неудивительно, что всё большее число выпускников планируют поступить на психолога и связать свою жизнь именно с этим родом деятельности.

Психологическая помощь важна, а порою и просто незаменима в различных жизненных ситуациях. Даже простой совет квалифицированного специалиста способен разрешить проблемы нуждающихся в психологической поддержке граждан.

Профессия психолога не только востребованная, но и хорошо оплачиваемая. Данный вид деятельности предполагает постоянное личностное развитие на фоне непрерывного исследования душевных граней нуждающихся в помощи пациентов.

Если вы решили овладеть психологическими навыками на профессиональном уровне, следует выбрать ВУЗ и тщательно подготовиться к вступительным экзаменам. О том, какие предметы сдавать, и что нужно для поступления на психолога, мы и поговорим в данной статье.

В следующем видео вы узнаете все о профессии «Психолог»:

Вступительные экзамены

Важнейшим этапом на пути обретения желаемой профессии является подготовка к вступительным испытаниям. Каждое учебное заведение предъявляет свои требования к абитуриентам. Нюансы образовательной программы конкретного ВУЗа отражаются на перечне вступительных экзаменов.

О том, какие предметы нужно сдавать на психолога, лучше поинтересоваться в приемной комиссии выбранного учебного заведения. Однако, существует ряд общих правил для факультетов психологии.

Обязательная вступительная программа по данному направлению предусматривает экзамены по:

  • русскому языку;
  • математике;
  • биологии.

Будущим психологам, поступающим после 11 класса, кроме ЕГЭ по русскому языку, математике и биологии предстоит сдать обществознание.

Ряд образовательных программ по подготовке психологов тесно связаны с медициной. Повысить шансы на успешное поступление в ВУЗ можно после получения среднего специального медицинского образования.

Для поступления в медицинский колледж выпускникам 9 класса потребуется успешно пройти вступительные испытания в форме ГИА по:

  • русскому языку;
  • математике;
  • биологии;
  • химии.

Выбор учебного заведения

Куда нужно поступать на психолога, зависит от целей будущего специалиста. Если абитуриент планирует в дальнейшем заняться научной деятельностью, стоит поинтересоваться наличием Ученого Совета на базе ВУЗа (для возможности защиты кандидатской и докторской диссертаций).

Для получения базовых знаний в рамках образовательных программ (бакалавриата, магистратуры и специалитета), достаточно располагать информацией о рейтинге ВУЗа и уровне учебно-методической базы. Важным критерием является наличие аккредитации учебного заведения. При трудоустройстве данное условие будет рассматриваться в первую очередь.

Всё большую популярность приобретают дистанционные методы обучения. Такой способ получения знаний актуален скорее для саморазвития. Рассчитывать на полноценное психологическое образование посредством удаленного доступа не следует.

Молодым людям, желающим в полной мере охватить ресурсы учебно-методической базы и приобрести практические навыки – рекомендуется поступать на очное отделение. Такой вид обучения предоставит студенту возможность каждый день пополнять багаж знаний (с учетом личных консультаций с представителями профессорско-преподавательского состава учебного заведения).

Для занятых абитуриентов (либо уже состоявшихся специалистов в другой области) оптимальным вариантом является заочная форма обучения. Здесь предоставляется возможность получать знания без отрыва от трудовой деятельности.

Перечень наиболее популярных образовательных программ по специальности «Психолог»
Направление Количество ВУЗов (в России) Стоимость обучения на коммерческой основе (за 1 год, минимум)
Психология 67 20 100
Социальная педагогика 28 27 870
Психологическое обеспечение служебной деятельности 5 99 500
Психология образования 29 28 288
Педагогика дополнительного образования 3 30 900
Психология и педагогика профессионального образования 4 29 000
Педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация 8 40 000
Социальная психология 21 28 288
Психология управления 13 34 300
Диагностика и консультирование лиц с ограниченными возможностями 2 38 800
Практическая психология 3 31 800
Специальное образование (дефектологическое) 3 40 000
Развитие и воспитание личности 2 44 000
Педагогика одаренных детей НГПУ (Новосибирск) 50 000
Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий МГППУ (Москва) 120 000
Нейропсихологическая реабилитация ТГУ им. Державина (Тамбов) 102 000
Патопсихологическая диагностика и терапия 9 90 500
Клиническая психология 21 80 500
Социальная психологическая практика НИТГУ (Томск) 56 000
Логопедия и специальная психология 2 29 000
Клинико-психологическая помощь детям и семье 8 90 500
Детская практическая психология КубГУ (Краснодар) 36 400
Юридическая психология 3 37 000
Психология индустрии моды РГУ им. Косыгина (Москва) 190 000
Пенитенциарная психология (работа с осужденными) 2 88 000
Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций 7 90 110
Педагогика девиантного поведения 2 88 930
Психология семейных отношений БФУ им. Канта (Калининград) 129 000
Прикладная психология КемГУ (Кемерово) 118 000

Экзамены

Какие экзамены нужно сдавать для получения специальности «Психолог», рассмотрим более детально по направлениям.

Военный психолог

Военные психологи – достаточно востребованные специалисты. Данная профессия охватывает несколько направлений психологии: клиническая, конфликтная, реабилитационная, социальная и др. Нехватка таких специалистов обусловлена их универсальностью и высоким уровнем подготовки.

Освоить профессию военного психолога можно не только в военном ВУЗе, но и на базе гражданского высшего учебного заведения (программы переподготовки). Какие предметы нужно сдавать на психолога в военном ВУЗе, рекомендуется узнавать при личном обращении в приемную комиссию.

Перечень основных профилирующих предметов при поступлении на факультет психологии соответствует общепринятому (русский язык, математика, биология).

Кроме стандартных экзаменов, чтобы поступить в военный ВУЗ или учреждение МЧС, требуется хорошая физическая подготовка. Абитуриенту предстоит сдача нормативов. Кроме того, нужно пройти тест по профессионально-психологическому отбору.

Детский психолог

Детские психологи являются особо востребованными, поскольку данное направление не пользуется популярностью. Работа в дошкольных учреждениях и детских специализированных центрах требует повышенной ответственности и полной самоотдачи.

Какие экзамены нужно сдавать на психолога детского социального направления, зависит от специализации (логопеды, дефектологи). В любом случае, обязательные предметы (русский язык, математика, биология, обществознание) входят в программу вступительных испытаний.

Клинический психолог

Специализация клинического психолога затрагивает медицинские аспекты, но не позволяет в полной мере работать с пограничными состояниями больных (неврозы, психозы, фобии). В компетенцию клинического психолога входит исследование психики больного и ее психокоррекция с применением психологических методик.

Для лечения психических расстройств требуется помощь специалистов с высшим медицинским образованием (психиатр, психотерапевт). Какие предметы сдавать на психотерапевта, зависит от профиля факультета медицинского ВУЗа.

Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр, смотрите на картинке:

Перечень обязательных вступительных экзаменов для получения специальности клинического психолога (как и для психотерапевта) включает в себя:

  • русский язык;
  • математику;
  • биологию.

Плюсы и минусы профессии

Следующее видео для тех, кто стоит перед выбором – идти или не идти учиться на психолога:

Профессия психолога – интересная и многогранная деятельность, требующая самоотдачи. Поэтому, будущий специалист должен понимать, что работа с психикой пациентов подразумевает не только положительные, но и эмоционально сложные моменты.

К положительным аспектам работы психолога можно отнести:

  • постоянное саморазвитие;
  • выстраивание грамотных взаимоотношений с окружающими (с учетом психологических навыков);
  • формирование терпимого отношения к людям, нуждающимся в психологической коррекции;
  • достойная оплата труда.

Сложные стороны профессии представлены в виде:

  • высокого уровня ответственности за душевное равновесие и поступки своих пациентов;
  • эмоционального «выгорания» (профессионал вынужден «пропускать через себя» каждую историю).

Личные качества психолога

Как не ошибиться в выборе профессии? В помощь – следующая картинка:

Молодые люди, желающие стать классными специалистами в области психологии должны обладать определенным складом характера. Преобладающими личными качествами психолога являются:

  • терпимость;
  • доброжелательность;
  • уравновешенность;
  • целеустремленность;
  • гибкость ума и ясное мышление;
  • развитое чувство сострадания;
  • умение анализировать и делать правильные выводы.

Специалист должен уметь слушать пациента и осознавать степень ответственности за результаты своей деятельности.

Учиться на психолога в МосквеДистанционное обучение психологии всего за 6 месяцев!

Вам давно нравится психология и вы мечтаете стать психологом? Но… не знаете где найти настоящий профессиональный институт психологии? Как получить психологическое образование: второе высшее по психологии или профессиональную переподготовку по психологии? Какую выбрать специальность, чтобы программа обучения была с практической направленностью, ведь для работы обязательно нужны практические навыки? Как оставить семью, ведь нужно будет ходить каждый день на занятия? Вопросы, вопросы… Но как их все решить?

Профессиональная переподготовка по психологии (дистанционное обучение) — путь к вашему успеху!

Профессиональная переподготовка (второе высшее образование психологии) в дистанционной форме обучения в нашем институте психологии это то, что Вам нужно! В Институте существует 10 разных факультетов психологии и педагогики, самый большой выбор в России программ обучения психологии дистанционно. Вам остается только выбрать тот факультет психологии и программу обучения, которая вам больше всего нравится.

Подготовка психологов (переподготовка на психолога)

В случае, если вы мечтаете стать детским психологом и работать с детьми, то факультет детской психологии или факультет социальной педагогики и психологии и обучение через интернет, это то, что вам нужно. Вы видите себя в качестве семейного психолога? Тогда подойдет факультет семейной психологии (психология второе высшее дистанционно). Вы человек творческий и вам нужна переподготовка на психолога, тогда подойдет обучение арт терапии (факультет арт терапии и психологии творчества, второе высшее образование дистанционно). Программы обучения по позитивной психологии подойдут оптимистам, тем людям, которые, прежде всего сами настроены на позитивное восприятие мира. Программы переподготовки факультета психологического консультирования (обучение на психотерапевта) – для тех, кто хочет работать психологом-консультантом. Дистанционное второе высшее образование (второе высшее заочное образование) на факультете психологии управления и факультете психологии общения и отношений подойдет тем, кто предполагает работать в организации в отделе по работе с персоналом.

Второе высшее образование дистанционное обучение

Профессиональная переподготовка по психологии (второе высшее по психологии) позволит Вам научиться лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними, более полно понимать себя, свои желания и стремления, находить выходы из затруднительных ситуаций, более позитивно и оптимистично воспринимать жизнь и окружающий мир! Начать применять профессиональные знания по психологии в своей работе, а значит более полно раскрыть весь свой потенциал добиться успеха и достичь вершин самореализации.

Профессиональная переподготовка по психологии (второе высшее образование по психологии) значительно повысит Ваши шансы на трудоустройство, сделает более вероятным и быстрым карьерный рост, позитивно скажется на взаимоотношениях с окружающими людьми, миром и самим собой!
Профессиональная переподготовка по психологии – отличный способ получить полезные и нужные для работы знания.

Получить качественное второе высшее психологическое образование – реально!

Институт предоставляет возможность получить дополнительное профессиональное образование по психологии, пройдя обучение в дистанционной форме. Получение профессиональной переподготовки по психологии дистанционно – удобно и современно.

Программа профессиональной переподготовки – это сочетание самых нужных знаний и наиболее эффективных инструментов и методов практической работы!

Оформить заявку на обучение

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Шепелева Е.Г. 1 Варвянская Н.В. 1 Рачковский М.И. 1 Черногорюк Г.Э. 1 Шаловай А.А. 1 1 ГБОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России В проспективном сплошном сравнительном исследовании проведена оценка влияния вида и генотипа вируса гепатита на психологические характеристики личности пациента. Обследованы 110 пациентов: с активной HCV-инфекцией — 58 пациентов (генотипы HCV-инфекции: 1b, 2a, 3ac), с активной HBV-инфекцией – 27 пациентов и 25 пациентов с активной HCV-инфекцией в сочетании с серологическими маркерами HBV в виде «изолированных» Hbcor АТ. Пациентам антивирусное лечение не проводилось. Для выявления и оценки непсихотических психических нарушений использовали следующие опросники и шкалы: стандартизированный многофакторный опросник для исследования личности (СМИЛ), шкалу самооценки уровня тревожности (разработана Ч.Д. Спилбергом и адаптирована Ю.Л. Ханиным), опросник Бека. Исследование указывает на нейротропность вирусов хронического гепатита, зависящую от типа (генотипа) вируса. Следствием этого является формирование различных невротических нарушений. Для больных с HCV-инфекцией и наличием изолированных HBCor Ат в большей степени характерен тревожно-невротический склад личности. Пациенты с микст-инфекцией (HCV с HBCor-антителами) демонстрируют высокую реактивную тревожность. Пациенты с вирусным гепатитом, вызванным генотипом HCV-1b, для которого характерно тяжелое течение болезни, с высокой эффективностью противовирусной терапии, склонны к выраженным проявлениям депрессии, реактивной тревожности, паранойяльности. 127 KB хронический вирусный гепатит генотипы вирусного гепатита «С» невротические нарушения 1. Майер К.П. Гепатит и последствия гепатита: Практич. руководство – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2004. – 720 с. 2. Allsop J.M. Cox I.J., Hamilton G. et al. A review of cognitive impairment and cerebral metabolite abnormalities in patients with hepatitis C infection //Metab. Brain. Dis. 2004. – № 19. – P. 383–391. 3. Blatt L. M., Mutchnick M. G., Tong M. J. Assessment of hepatitis C virus RNA and genotype from 6807 patients with chronic hepatitis C in the United States // J. Viral. Hepat. – 2000. – Vol. 7. № 3. – P. 196–202. 4. Castera L., Constant A., Bernard P.H. et al. Psychological impact of chronic hepatitis C: Comparison with other stressful life events and chronic diseases // World J. Gastroenterol. – 2006. – № 14. – P. 1545–1550. 5. Hilsabeck R.C., Perry W., Hassanein T.I. Neuropsychological impairment in patients with chronic hepatitis C// J. Hepatol. – 2003. – № 39. – P. 231–238. 6. Kramer L., Bauer E., Funk G. et al. Subclinical impairment of brain function in chronic hepatitis C // J. Hepatol. – 2002. – № 37. – P. 349–354. Большинство исследователей перестали устраивать теории формирования пограничной психической симптоматики в рамках психоэмоционального стресса и с позиции нозогений. В связи с этим стали появляться данные, свидетельствующие, что в развитии психических нарушений у больных вирусными гепатитами играют роль сам вирус и его нейротропность. Обнаружение HCV RNA в посмертной мозговой ткани умерших поднимает интригующую возможность, что HCV-инфекция центральной нервной системы может быть связана с нейропсихологическими симптомами и когнитивными расстройствами .

Так, появляются данные об умеренных, но существенных нейрокогнитивных изменениях у пациентов с HCV инфекцией . Преобладающие изменения касаются областей, затрагивающих внимание, концентрацию, скорость обработки информации и память. Изучение мозга с помощью МРТ у пациентов с гепатитом C и нормальной функцией печени позволило сделать вывод о повышении в мозговой ткани холинсодержащих структур и снижении содержания аспартата N-ацетила. Предполагается, что в основе нарушения познавательных процессов может лежать биологический механизм. Такие результаты предполагают прямой биологический эффект HCV инфекции на мозговые функции .

Материалы и методы исследования

Обследованы 110 пациентов, госпитализированных в отделение гастроэнтерологии ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница». Критериями включения пациентов в настоящее исследование служили положительные результаты на выявление маркеров вирусных гепатитов В, С в сыворотке крови, положительные результаты ПЦР-исследования. Серологические маркеры вирусных гепатитов определяли у всех больных методом ИФА тест-наборами «РекомбиБест анти-ВГС» и «ГепаСкрин» (ЗАО «Вектор-Бест», пос. Кольцово, Новосибирская область, РФ). В сыворотке крови у пациентов методом ИФА определяли маркеры вирусных гепатитов А (анти-HAV IgM), В (HBs-Ag, HBe-Ag, анти-HBc-IgM, анти-HBs, анти-НВе), С (анти-HCV суммарные) и D (анти-HDV). Верификацию репликативной фазы развития вируса проводили методом обратной транскрипции — полимеразной цепной реакции (ОТ-ПЦР) с использованием наборов НПФ «Литех» (г. Москва). Нуклеотидные последовательности продуктов амплификации определяли методом Сэнгера с использованием ДНК-полимеразы. Генотипирование осуществляли путем сравнения последовательностей 5′-UTR и части гена NS5B выявленных нами изолятов вируса С с данными базы Genbank.

Из исследования были исключены пациенты с противовирусным лечением в анамнезе, с тяжелой сопутствующей патологией, которая могла бы оказать влияние на поражение печени. Исключались больные, злоупотребляющие лекарственными препаратами, с наличием алкогольного анамнеза или факта внутривенного употребления опиатов в настоящий момент.

У всех пациентов, вошедших в исследование, было выявлено поражение печени, диагностированное на стадии хронического гепатита. Пациенты были разделены в зависимости от типа вирусной инфекции на три группы: группа I — при наличии активной HCV-инфекции, выделена группа хронического гепатита С (ХГС) — 58 пациентов, II — активной HBV-инфекции, группа хронического гепатита В (ХГВ) — 27 пациентов.

В последние годы в связи с высокой частотой выявления у пациентов микст-инфекции появилось большое количество сообщений о росте так называемой скрытой (латентной), или серонегативной, HBV-инфекции — наличие признаков репликации в ткани печени при отсутствии серологических маркеров, указывающих на персистирование вируса, главным образом HBsAg. Основной причиной высокой частоты «скрытой» HBV-инфекции у больных ХГС считают межвирусные взаимодействия на молекулярном уровне. Установлено, что HCV ингибирует репликацию HBV и подавляет экспрессию HBsAg. Поскольку наличие Hbcor АТ IgG может оказывать существенное влияние на прогрессирование патологии печени, нами была выделена третья группа пациентов ХГС+ Hbcor Ат (25 пациентов) — активная HCV-инфекция в сочетании с серологическими маркерами HBV в виде «изолированных» Hbcor АТ (IgG). На момент исследования вирус находился в стадии репликации (положительные результаты ПЦР). Все пациенты с ХГВ, вошедшие в исследование, независимо от длительности течения активной HBV-инфекции оказались HBe Ag отрицательными. Возраст пациентов от 16 до 60 лет (средний возраст — 36,4±13,7 лет), мужчин было 58 (52,7%), женщин — 52 (47,3%).

Для выявления и оценки непсихотических психических нарушений использовали следующие опросники и шкалы: стандартизированный многофакторный опросник для исследования личности (СМИЛ), шкалу самооценки уровня тревожности (разработана Ч.Д. Спилбергегом и адаптирована Ю.Л. Ханиным), опросник Бека.

Для статистической обработки материала использовали непараметрические методы. При проведении сравнений независимых выборок при отклонении распределения от нормального применяли критерий Манна-Уитни. При оценке различий между качественными характеристиками независимых выборок использовался критерий хи-квадрат Пирсона с поправкой Йетса на непрерывность. Результаты представлены в виде медианы, нижнего и верхнего квартилей (Me, Q1-Q3), среднего, с указанием стандартной ошибки (M±m). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимался 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ между группами больных с различной вирусной этиологией ХВГ показал, что изменения личностных характеристик имели особенности у больных с активным хроническим гепатитом С с наличием изолированных Ат Hbcor. Так, значения показателей психологического профиля с высокой степенью статистической значимости различались по шкалам ипохондрии, шизоидности. Для лиц с высокими показателями по шкале гипомании свойственны разговорчивость, энтузиазм, самоуверенность, склонность к риску, тяга к употреблению алкоголя, эгоцентризм, эмоциональная незрелость, трудности в контактах, склонность к ревности и к легко вспыхивающим агрессивным поступкам. Результатом сочетания высокой степени гипомании с выраженной истерией и психастенией у больных с активным ХГС + Hbcor Ag является формирование гипертимного психопатического типа личности с чертами авантюризма, склонностью к псевдологии (табл. 1). При сравнительном анализе между группами с различной вирусной этиологией гепатитов выявлено большее значение реактивной тревожности у больных с ХГС+Hbcor, что может указывать на выраженную эмоциональную реактивность, склонность к снижению адаптационных возможностей организма у данной группы больных (табл. 2). Показатели личностной тревожности высокой степени отмечены во всех исследуемых группах больных.

Таблица 1

Особенности индивидуально-психологического профиля у больных с ХВГ в зависимости от вируса (HCV, HBV, HCV+HBcor) по тесту СМИЛ

Таблица 2

Особенности личностной и реактивной тревожностей у больных с ХВГ в зависимости от вируса (HCV, HBV, HCV+HBcor) по шкале Ч.Д. Спилбергера (Me; Q1:Q3)

При исследовании ларвированной депрессии у больных ХВГ в зависимости от вируса не было выявлено различий между группами больных с HCV, HBV, HCV+Hbcor-инфекциями (табл. 3). Частота встречаемости субдепрессии и депрессии распределилась следующим образом. У больных с HCV-инфекцией отсутствие депрессивной симптоматики было в 27 случаях (46,5%), субдепрессия — 25 (43,1%), депрессия — у 6 (10,4%). В группе пациентов с хроническим вирусным гепатитом В у 14 (51,8%) не выявлено депрессии, субдепрессии — у 10 (37,1%), депрессия была у 9 субъектов (36,0%). В группе больных с ХГС+Hbcor отсутствие аффективных расстройств у 6 (10,4%), субдепрессия выявлена у 11 (44,0%), депрессия — у 5 (20,0%). Статистически значимой разницы между группами не было, распределение аффективных расстройств не различалось между группами больных ХВГ.

Таблица 3

Показатели уровня депрессии по шкале Бека в группах больных с HCV, HBV, HCV+Hbcor-инфекциями. ( Me; Q1:Q3)

Показатель

ХГС

ХГВ

ХГС+HBcor

Р

Уровень депрессии по шкале Бека

> 0,05

16,0:20,0

15,0:22,0

17,0:23,0

В Российской Федерации наиболее часто встречаются следующие генотипы HCV-инфекции: 1b, 2a, 3ac. В ряде работ было показано более тяжелое течения ХГС, вызванного инфекцией HCV-1b . Генотип вируса, инициировавший заболевание, является решающим параметром в выборе противовирусной терапии, и наряду с другими факторами определяет ее успешность . В связи с этим возникла необходимость исследовать взаимосвязь психологического профиля и генотипа вируса HCV (табл. 4). В группах больных с 1b генотипом, а также в группе со смешанным гепатитом (1b, 2a, 3ac) усредненные показатели психологического профиля превышали 50 Т-баллов. Были выявлены более низкие значения в группе больных с генотипами 2a, 3a/c. Статистически значимые различия получены по шкалам депрессии, паранойяльности и реактивной тревожности. По шкале гипомании усредненные показатели не превышали 50 Т-баллов, достоверно имели тенденцию к увеличению значений в группах больных с 1b и смешанным генотипом. Показатели уровня депрессии статистически значимо выше в группах больных с 1b и смешанным генотипом.

Таблица 4

Генотип вируса ХГС и показатели психологического профиля по тесту СМИЛ и по шкале Ч.Д. Спилбергера (Me; Q1:Q3)

Заключение

Исследование указывает на нейротропность вирусов хронического гепатита, зависящую от типа (генотипа) вируса, следствием чего является формирование различных невротических нарушений.

Для больных с HCV-инфекцией и наличием изолированных HBCor Ат в большей степени характерен тревожно-невротический склад личности. Пациенты с микст-инфекцией (HCV с HBCor-антителами) демонстрируют высокую реактивную тревожность.

Пациенты с вирусным гепатитом, вызванным генотипом HCV-1b, для которого характерно тяжелое течение болезни, с высокой эффективностью противовирусной терапии, склонны к выраженным проявлениям депрессии, реактивной тревожности, паранойяльности.

Рецензенты:

Белобородова Е.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой терапии ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России», г. Томск;

Карзилов А.И., д.м.н., профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России», г. Томск.

Библиографическая ссылка

Шепелева Е.Г., Варвянская Н.В., Рачковский М.И., Черногорюк Г.Э., Шаловай А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПАЦИЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ МАРКЕРАМИ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22437 (дата обращения: 26.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI