Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога

Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом рекомендаций Экспертного совета по профстандартам утвердило первые профессиональные стандарты. Среди них – профстандарты педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

До 2018 г. планируется принять около 800 профессиональных стандартов.

По словам экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям стандарта. Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь «вместе с учениками использовать иноязычные источники информации». В стандарте не раз подчёркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одарёнными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Учитель должен стать профессиональным психологом, который понимает «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видео презентации и вести консультации по скайпу, разбирается в социальных сетях. Помимо образовательной деятельности учителя должны уметь вести «проектную деятельность», «полевую практику», а также организовывать экскурсии и походы.

Особое внимание уделяется профессиональным стандартам учителей русского языка и математики.

Содержание профессионального стандарта педагога включает в себя ряд компетенций:

  • Обучение
  • Воспитательная работа
  • Личностные качества и профессиональные компетенции
  • ИКТ-компетенция

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, а так же внутренним стандартом образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

С полной характеристикой профессионального стандарта, его содержанием, областью и целью применения, а так же методами оценки выполнения требования професионального стандарта педагога можно ознакомиться в Проекте профессионального стандарта педагога.

Предложения и замечания к проекту профстандарта педагога можно оставить на сайте Общественного совета и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале

  1. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя на сайте Министерства образования и науки РФ
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

  3. Интервью с Е. Ямбургом о профессиональном стандарте педагога в журнале «Директор школы» №7, 2013

  4. О профстандартах для учителей. Е.Ямбург

  5. Вебинар «Профессиональный стандарт педагога: надежды и трудности» с Е. А. Ямбургом, директором центра №109 г. Москвы, руководителем рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога

  6. Пресс-конференция «Новый стандарт педагога» Е. Ямбурга от 18.09.2014

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).

Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога. Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как «квалификация» и «профессиональный стандарт», которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: «Трудовые действия», «Необходимые навыки» и «Необходимые знания». Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль «Предметное обучение. Математика».
  • Модуль «Предметное обучение. Русский язык».

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации,

которая необходима работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).

Сайт: Профстандарт педагога РФ

Под применением профстандартов понимают использование их положений в ДОУ деятельности образовательной организации, в том числе:

  • при приёме на работу для определения квалификации работника;
  • при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
  • при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
  • при разработке штатного расписания для определения наименования должностей;
  • при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям.

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46, ч.1,2 ст.52 Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Для государственных детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584)

Этапы определяет само учреждение с учётом мнения представительного органа работников. Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п2. постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584)

Нормативно-правовые документы:

Трудовой кодекс Российской Федерации:

В статье 195.1 определены понятия профессионального стандарта -это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности . Квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

В статье 195.2 ТК РФ определён порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.

В статье 195.3 ТК РФ определён порядок применения профессиональных стандартов.

Федеральные документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов:

читать**Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148 н «Об утвержденииуровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534)

читать**Федеральный закон 122-ФЗовнесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального законаи «Об образовании в Российской Федерации»

читать**Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.№ 544 Н

читатьОб утверждении профессионального стандарта «Педагог»(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего образования), (воспитатель, учитель)»( с изменениями на 5 августа 2016 года)

читать**Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «об утверждении профессионального стандарта читать*»Педагог-психолог (психолог в сфере образования») (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575)

читать**Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педаг дополнительного образования детей и взрослых»(зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38994)

читать**Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406)

читать**Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2015 № 08-237 «О переносе срока применения профстандарта педагога».

читать**Письмо Минтруда России от 22.02.2017 №14-3/ООГ-1565, разъясняющее вопросы изменения особенностей сотрудникомв в связи с принятием профессионального стандарта.

**Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 г. № 122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта»

Применение пофессиональных стандартов — презентация

Профессиональные стандарты

Локальные документы созданные в ДОУ

Приказ №180-к от 19.12.2016 «Об организации работы по переходу на профессиональные стандарты, создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов в ГБДОУ детский сад №73 Калининского района Санкт-Петербурга»

Приказ № 180.1-к «Об утверждении состава Рабочей группы и Положения Рабочей группе по организации применения в учреждении профессиональных стандартов» в ГБДОУ детский сад № 73 Калининского района Санкт-Петербурга

Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов в ГБДОУ д/с № 73

План организации по применению профессионального стандарта(Дорожная карта) в ГБДОУ д/с № 73

Профессиональный стандарт педагога: что надо знать?

Профессиональные стандарты в образовании действуют с 1 января 2017 года, но до сих пор у учителей и руководителей остается множество вопросов. Онлайн-школа «Фоксфорд» проводит курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов и знает обо всех изменениях в профильных законах. В этом обзоре, подготовленном нашими юристами, мы отвечаем на главные вопросы о профстандартах.

Вообще, что такое профессиональный стандарт?

Говоря официальным языком, профессиональные стандарты — документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности.

Тогда что же такое профессиональный стандарт педагога?

Если переводить с языка чиновников на русский, то профессиональный стандарт педагога — это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог.

Это один стандарт на всех работников образования? Например, профессиональный стандарт педагог-воспитатель-учитель?

Нет, это разные профстандарты — они максимально ориентированы на конкретную трудовую функцию.

Зачем нужны профстандарты?

Сейчас требования к квалификациям представлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Несмотря на то что ЕКСД работников образования был утвержден в 2010 году, он уже устарел, в том числе в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Профстандарты в образовании, в отличие от ЕКСД, содержат системное описание трудовых функций и являются приоритетным документом для формирования кадровой политики. Они отражают трудовые функции педагога и уровень квалификации (квалификационные требования к учителю).

Когда профессиональные стандарты в образовании вступают в силу?

Сейчас уже действуют 5 профессиональных стандартов в образовании. Да, действуют!
Несмотря на заявления Минобрнауки и Минтруда о возможном переносе сроков, введение профстандарта в действие произошло 1 января 2017 года. Приказы о переносе профстандартов не прошли регистрацию в Минюсте, соответственно, не имеют силы.
Также сейчас разрабатываются профстандарты для педагогов-библиотекарей, педагогов-дефектологов и руководителей образовательных организаций любых уровней, которые уже прошли общественное обсуждение и, скорее всего, будут внедрены в 2018–2019 гг.

Где можно найти актуальный текст профстандарта педагога?

В реестре профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также на официальных сайтах Минтруда и Минюста:

  • профстандарт педагога дошкольного образования, профстандарт воспитателя, профстандарт учителя — это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) — приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
  • профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) — приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н;
  • профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых — приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н;
  • профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования — приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н;
  • специалист в области воспитания — приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н.

Как профстандарты отразятся на учителях и воспитателях?

Профстандарты структурируют требования к педагогу:

  • В части образования: «Учитель должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности. Либо учитель может иметь любое высшее образование или среднее профобразование и получить дополнительное профобразование по направлению деятельности в образовательной организации” (приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н).
  • Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарёнными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками.

Крайне важным стало непрерывное профессиональное развитие педагога.

А как повлияют профстандарты на работу школ?

Изменяются обязанности работодателя. В частности, должны быть изменены локальные нормативные акты:

  • положение об обучении, созданы должностные инструкции с учетом профстандартов, трудовые договоры, положение о премировании (в связи с изменением трудовых функций педагога, появлением у него среди обязательных функций тех, за которые ранее предполагались стимулирующие выплаты);
  • штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, педагогов начальной школы).

Также местные органы образования должны внести изменения в Положение об аттестации педагогических работников (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов).
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает особенности применения профессиональных стандартов в государственных и муниципальных организациях. Устанавливается переходный период, в который необходимо составить план по применению профстандартов в организации. К 1 января 2020 года в каждой школе надо реализовать все необходимые мероприятия, в том числе обучить кадровый состав и внести изменения в локальные нормативные акты.

Как же теперь проходит аттестация учителей и аттестация педагогических работников?

По новому ФЗ проверять, насколько соискатель соответствует положениям профстандарта, поможет независимая оценка квалификации. Она проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Пока конкретики нет, скорее всего, оценка квалификации учителя не будет проводиться до конца переходного периода (т.е. до конца 2019 года).

Как мне понять, соответствую ли я профстандарту?

Согласно проведённому нами опросу 83% педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков, которые требуют федеральные государственные образовательные стандарты и профстандарт педагога. Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года.
К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные знания по педагогике.
Главное — если Вы:

  • не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми;
  • не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с «обычными” детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
  • не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний;
  • не дружите с современными информационными технологиями

то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти соответствующее обучение.

Где я могу пройти обучение?

На курсах «Фоксфорда». Они позволяют вам без отрыва от работы, в удобном для себя режиме:

  • изучить актуальные педагогические техники и методики от ведущих специалистов;
  • получить необходимые компетенции, требуемые ФГОС и профстандартом (навыки по работе с детьми с ОВЗ, знание здоровьесберегающих технологий, проектной и исследовательской деятельности, ИКТ-компетенции, знание психологии ребёнка, навыки оказания первой помощи);
  • познакомиться с новыми образовательными технологиями (коучинговые подходы, методики, повышающие вовлеченность и мотивацию учащихся);
  • проработать сложные темы, с которыми испытывают трудности учащиеся при подготовке к экзаменам и олимпиадам.

Узнайте больше о том, чему и когда Вам необходимо научиться! Учитель — на foxford.ru, директор — на prof.foxford.ru

Смотреть запись вебинара о профстандарте