Профессиональная адаптация медицинских работников

80

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 377.6

Л. Н. Лаптиева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры природопользования и охраны природы МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ: ЭТАПЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Адаптация медицинских работников к условиям производственной деятельности в учреждениях здравоохранения является одним из важнейших компонентов в общей системе профессиональной подготовки и профессионального становления специалиста.

Все процессы профессиональной адаптации характеризуются определенными этапами. Учитывая особенности профессиональной деятельности медицинских работников, в ходе их профессиональной адаптации можно выделить три этапа: подготовительный, квалификационный и производственный, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется трудностями профессиональной адаптации.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, этапы, трудности.

Введение

Адаптация медицинских работников к условиям производственной деятельности в учреждениях здравоохранения (УЗ) является одним из важнейших компонентов в общей системе профессиональной подготовки.

Профессиональная адаптация медработников основывается на совокупности физиологических, психологических и социальных реакций, лежащих в основе приспособления личности специалиста к условиям профессиональной деятельности в УЗ. Мы придерживаемся точки зрения тех ученых, которые считают, что профессиональная адаптация медработников — это длительный процесс, который продолжается в течение всей трудовой жизни специалиста и сопровождается развитием и совершенствованием личности, изменением уровня и объема имеющихся умений профессиональной деятельности.

Все процессы профадаптации характеризуются определенными этапами, каждый из которых имеет свои специфические особенности. Границы некоторых этапов трудно определить, поскольку динамика адаптационного процесса не имеет четко выраженных показателей. Это зависит от индивидуальных особенностей человека, условий его деятельности и т. п.

Многочисленные исследования этапов профадаптации подчеркивают актуальность рассматриваемой нами проблемы, особенно в сфере профессиональной деятельности медработников. Необходимы комплексные исследования и качественные составляющие данного вопроса.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 834 человека, из которых 340 человек — учащиеся Мозырского, Минского и Пинского медколледжей, 494 человека — выпускники медколледжей, имеющие разный стаж работы в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь (от начала трудовой деятельности до 25 лет): 194 студента заочной формы обучения УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина», 92 медработника со средним образованием ГУ «Республиканская клиническая больница медицинской реабилитации», 87 медработников УЗ «Калинковичская центральная районная больница», 121 медработник УЗ «Мозырская городская больница» и 147 учащихся УО «Мозырский государственный медицинский колледж». Исследование проводилось с 2010 по 2014 годы.

В ходе исследования использованы методы: анкетирование, метод самооценки и оценки коммуникативных умений администрацией, опрос, анализ документов отдела кадров УЗ о зачислении, перемещении и увольнении сотрудников, статистический метод.

Результаты исследования и их обсуждение

Профадаптацию можно определить как целостный непрерывный процесс профессионального становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность.

© Лаптиева Л. Н., 2015

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

Адаптационные процессы исключительно сложны. Они ведут к разрушению динамических стереотипов деятельности, формируют новые убеждения, знания, навыки, умения, изменяют уровень профессиональной компетентности и, как итоговый результат, саму личность.

Современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющиеся социально-экономические условия часто приводят к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности или специализации. По этим причинам профадаптация является системным образованием, позволяющим не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования.

Проанализировав подходы различных ученых к периодизации профадаптации и учитывая специфику профессиональной подготовки медработников среднего звена, мы считаем возможным выделить в ходе профадаптации медработников три этапа: подготовительный, квалификационный и производственный, каждый из которых имеет свои особенности , . В силу особенностей адаптационных процессов в течение квалификационного и производственного этапов нами выделены ряд периодов. Схема этапов и периодов профессиональной адаптации медицинских работников предоставлена на рисунке.

Рисунок — Этапы и периоды профессиональной адаптации медицинских работников

Подготовительный этап характеризуется сознательным выбором профессии, соответствующей индивидуальным личностным качествам и психофизиологическим особенностям будущего медицинского работника. На этом этапе происходит формирование ценностных установок, профессиональных намерений и в целом закладывается успешность дальнейшей профессиональной деятельности и адаптации.

Проблема профориентации на медицинские специальности всегда находилась в центре внимания исследователей, однако не была приоритетна, поскольку основные усилия были направлены на решение вопросов кадровых потребностей производства, а не индивидуальных запросов личности . В качестве существующих проблем в этой области можно выделить следующие:

1) отсутствие преемственности и непрерывности работы по профориентации на всех этапах профадаптации;

2) недооценка преподавателями школ, медколледжей и сотрудниками УЗ значения профессионального самоопределения учащихся в их будущей профадаптации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

3) недостаточный учет индивидуально-психологических свойств личности будущего специалиста при проведении профориентационной работы;

4) недостаточная изученность психо лого-педагогических механизмов эффективности профориентации по формированию и развитию готовности учащихся к выбору профессии, обучению в медколледже и адаптации к профессиональной деятельности;

5) отсутствие комплексного подхода к профориентации молодежи на медицинские специальности и др.

Указанные и иные существующие на этом этапе проблемы подлежат комплексному изучению и решению.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Нами был проведен анализ факторов, влияющих на выбор профессии медработника. Данные проведенного исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1. — Исследование факторов, влияющих на выбор профессии медработника (N = 278)

№ пп Факторы, повлиявшие на выбор профессии медработника Количество человек Количество человек %

1. Родители и родственники 79 28,4

2. Друзья и товарищи 18 6,5

3. Школа (учителя, воспитатели) 12 4,3

4. Средства массовой информации 5 1,8

5. Сотрудники учреждений здравоохранения 85 30,6

6. Попал случайно 3 1,1

7. Близость медколледжа к дому 41 14,7

8. Другие варианты ответов 35 12,6

Проведенное исследование показало, что 30,6% респондентов выбрали профессию медработника под влиянием сотрудников УЗ; 28,4% — под влиянием родителей. Достаточно большое количество указало в качестве ведущего фактора поступления в медколледж близость его к дому (14,7%). Определенный интерес, на наш взгляд, представляет графа «Другие варианты ответов», в которой в качестве ведущего фактора выбора профессии названа успешно проведенная профориентация сотрудниками медколледжа, так считают 29 человек (10,4%).

Нами было также проведено исследование мнений учащихся медколледжа и медицинских работников УЗ об их информированности по специфике выбранной профессии (таблица 2).

Таблица 2. — Распределение мнений учащихся медколледжа и медицинских работников УЗ об их информированности по специфике выбранной профессии (N = 278)

№ пп Степень информированности Количество человек Количество человек %

1. Информация полная и точная 45 16,2

2. Недостаточно полная 192 69,1

3. Неверная информация 34 12,2

4. Другая оценка 7 2,5

Проведенные выше результаты исследований указывают на недостаточную информированность учащихся медколледжа и медработников УЗ по специфике профессии медработника, на это указало большинство респондентов (69,1%). На наличие полной и достоверной информации указало 16,2%. При индивидуальной беседе выяснено, что это дети медработников либо бывшие сотрудники УЗ (работа в качестве санитарки).

Подготовку медработников со средним образованием осуществляют учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования медицинского профиля (в нашем исследовании это медколледжи) по следующим специальностям: «Сестринское дело» квалификация «Медицинская сестра»; «Лечебное дело» квалификация «Фельдшер-акушер»; «Медикодиагностическое дело» квалификация «Фельдшер-лаборант» и др.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

Квалификационный этап предусматривает обучение в медколледже и получение необходимой квалификации, согласно квалификационным характеристикам, в которых изложены основные требования, предъявляемые к специалисту: знания, умения, требования к личностной сфере, возможные виды деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфика обучения в медколледже (структура и организация учебно-воспитательного процесса, наличие доклинических и клинических занятий, производственных и преддипломной практик) позволяет выделить в течение квалификационного этапа следующие периоды: начальный (первые 2-3 месяца обучения в колледже), доклинический (1-2 семестры) и клинический (3-6 семестры). На этом этапе профадаптации учащиеся изучают ряд дисциплин, характеризующихся специальной терминологией (анатомия, патология, фармакология, манипуляционная техника и др.) и требующих, помимо понимания материала, механического заучивания большого количества новых терминов. На занятиях по манипуляционной технике осваивают операционный состав действий по выполнению медицинских манипуляций, доводя их до автоматизма. Начиная со 2 семестра, учащиеся начинают проходить производственные практики, а с 3 семестра — занятия по клиническим практикам в УЗ.

Нами проведено исследование особенностей квалификационного этапа профессиональной адаптации в разные периоды. В исследовании приняли участие 340 учащихся (по 143 учащихся -начальный и доклинический периоды, 197 — клинический период).

Начальный период (1-2 месяцы 1-го семестра) квалификационного этапа профадаптации характеризуется адаптацией учащихся нового набора к педагогической системе медколледжа.

Проведенное исследование трудностей этого периода адаптации методом анкетирования показало, что наиболее существенными трудностями выступают: высокий уровень требований, предъявляемый к получаемым знаниям и умениям, связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью — 54 человека (37,8%); большой объем новой информации и неумение в ней ориентироваться, неумение работать с литературой, конспектировать — 43 учащихся (30,1%); переход в новую педагогическую систему обучения и связанные с этим иные формы организации и проведения занятий, иная система организации учебно-воспитательного процесса — 29 человек (20,3%); недостаточный уровень базовых знаний, отсутствие привычки готовиться к занятиям -7 человек (4,9%); трудности вхождения в новый коллектив, изменение своего социального статуса -6 учащихся (4,2%); проблемы жилищно-бытового характера, зачастую отсутствие контроля со стороны родителей, неумение организовать свой быт и отдых — 4 человека (2,7%).

В связи с вышеназванными особенностями профадаптации именно в начальный период обучения отмечается большой отсев учащихся по разным причинам. В связи с этим перед педагогическим коллективом медколледжа стоит задача создания педагогических условий, обеспечивающих успешность профадаптации на данном этапе.

Доклинический период квалификационного этапа характеризуется проведением занятий в стенах медколледжа. На лекционных занятиях у учащихся формируется специальный понятийный аппарат, а на практических занятиях по манипуляционной технике — первоначальные умения выполнения медицинских манипуляций по уходу за больными, происходит освоение операционного состава действия и способов их осуществления. Для этого периода наиболее характерными трудностями, по мнению учащихся и преподавателей медколледжа, являются: необходимость запоминать большой объем нового материала, специальной медицинской терминологии — 47 человек (32,9%); высокий уровень требований к профессиональным знаниям и умениям учащихся — 54 человека (37,8%); несоответствие между личностными качествами и требованиями профессии — 5 человек (3,5%); большой объем почасовой нагрузки 25 человек (17,4%); трудности жилищно-бытового характера — 3 человека (2,1%); трудности коммуникации при общении с сокурсниками и преподавателями — 9 человек (6,3%).

Клинический период квалификационного этапа предусматривает проведение практических занятий в различных типах УЗ, которые проводятся после достижения учащимися определенного уровня сформированности профессиональных знаний и умений. Здесь происходит дальнейшее формирование профессиональных умений, приобретаются новые знания и развиваются профессиональные интересы, укрепляется мотивация, осмысливается социальное значение профессии, проявляются навыки коллективной работы, общения.

Трудностями клинического периода профадаптации учащимися названы: несоответствие требований в выполнении медицинских манипуляций в медколледже и УЗ — 69 человек (35,0%); трудности коммуникации при общении с разными категориями участников лечебно-оздоровительного процесса — 64 учащихся (32,5%); неудобное расписание занятий — 12 человек (6,1%); наличие рабочих суббот — 33 учащихся (16,8%); большая почасовая нагрузка — 19 человек (9,6%).

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Производственный этап характеризуется профессиональным становлением специалиста при работе в УЗ, коммуникацией с участниками лечебно-оздоровительного процесса, реализацией полученных в период обучения в медколледже профессиональных знаний и умений в производственной деятельности. Успешность профадаптации на этом этапе во многом зависит от организации и условий труда как в учреждении здравоохранения в целом, так и на конкретном рабочем месте, качества имеющихся у молодого специалиста профессиональных знаний и умений, психологической готовности к самостоятельной трудовой деятельности и др.

Более эффективно адаптация протекает у тех медработников, профессиональные и личностные качества которых соответствуют полученному при распределении на работу виду профессиональной деятельности, их специализации, а в производственном коллективе царит благоприятная психоэмоциональная обстановка.

Анализ литературы по проблеме профадаптации медработников, собственный опыт работы в учреждениях здравоохранения, беседы с администрацией и работниками УЗ, изучение особенностей профессиональной деятельности медработников позволяет выделить в ходе производственного этапа профадаптации следующие периоды:

— начальная адаптация (от момента поступления выпускника медколледжа на работу до 3 месяцев). Характеризуется ознакомлением с профессией и трудовой деятельностью на конкретном рабочем месте;

— приемлемая адаптация (3 месяца — 2 года). Предусматривает более углубленное знакомство с полученной в результате распределения специализацией в период самостоятельной профессиональной деятельности, соответствием либо несоответствием профессиональной действительности ожиданиям молодого специалиста и возможное дальнейшее профессиональное самоопределение;

— достаточная адаптация (2-5 лет). В этот период происходит дальнейшее профессиональное становление специалиста на том рабочем месте, которое он получил в результате распределения, либо на новом рабочем месте, которое специалист выбрал в силу объективных или субъективных причин;

— высокая адаптация (5-10 лет). Характеризуется профессиональным совершенствованием специалиста, приобретением смежных специализаций, карьерным ростом, повышением профессионального статуса, получением высшего образования и др. ;

— профессиональное мастерство (10 и более лет). Совершенное владение профессиональными знаниями, умениями, наставничество.

Вместе с тем следует отметить, что такое деление на периоды является во многом условным, поскольку не каждый профессионал может достигнуть уровня мастерства. Успешность периода во многом определяется не только качеством профессиональных знаний и умений специалиста, но и его индивидуально-психологическими свойствами и характеристиками личности, соответствием этих характеристик и свойств избранному виду профессиональной деятельности, межличностными отношениями в трудовом коллективе и др. , .

Во многом длительность адаптации определяется позицией самого адаптанта по отношению к профессиональной деятельности и может быть активной, расширяющей развитие и формирование личности, и пассивной.

Трудности профессиональной адаптации, которые испытывают медицинские работники в каждом из выделенных периодов представлены в таблицах 3-5.

Таблица 3. — Анализ трудностей начального периода производственного этапа профадаптации медицинских работников (N = 55)

№ пп Причины трудностей Количество человек Количество человек %

1. Отсутствие единых требований в медколледже и УЗ 5 9,1

2. Недостаточный уровень профзнаний и умений 3 5,5

3. Неумение применить знания и умения в профдеятельности 3 5,5

4. Недостаточная психологическая готовность 12 21,8

5. Трудности коммуникативного характера 10 18,2

6. Другие трудности 14 25,4

7. Трудности отсутствуют 2 3,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

Проведенное анкетирование трудностей начального периода профадаптации медработников в УЗ показало, что наибольший процент трудностей молодые специалисты испытывают в связи с недостаточной психологической готовностью к самостоятельной профессиональной деятельности (21,8%), 18,2% респондентов испытывают трудности

коммуникации, 9,1% — в связи с отсутствием единых требований в медколледже и УЗ, приводящее к эффекту «двойной адаптации». В графу «другие трудности» помещены следующие ответы: низкая заработная плата — 8 человек (14,5%), трудности жилищно-бытового характера — 4 человека (7,3%%), несоответствие ожиданий и действительности — 2 человека (3,6%).

Таблица 4. — Анализ трудностей периода приемлемой адаптации (3 месяца — 2 года) производственного этапа профадаптации медицинских работников (N = 86)

№ пп Причины трудностей Количество человек Количество человек %

1. Трудности коммуникативного характера 27 31,4

2. Режим работы, условия труда 8 9,3

3. Недостаточный уровень заработной платы 15 17,4

4. Несоответствие личностных качеств требованиям профессии 7 8,1

5. Разочарование в профессии 6 7,0

6. Другие трудности 14 16,3

7. Трудности отсутствуют 9 10,5

В качестве основных причин трудностей профадаптации названы: трудности

Таблица 5. — Анализ трудностей периода достаточной адаптации (2-5 лет) производственного этапа профадаптации медработников (N = 103)

№ пп Причины трудностей Количество человек Количество человек %

1. Трудности коммуникативного характера 28 27,2

2. Режим работы, условия труда 17 16,5

3. Недостаточный уровень заработной платы 10 9,7

4. Отсутствие возможности карьерного роста 12 11,6

5. Другие трудности 14 13,6

6. Трудности отсутствуют 22 21,4

Исследование показало, что в наибольшем объеме в периоде достаточной адаптации медработники испытывают трудности коммуникативного характера, на что указывают 28 человек (27,2%), в меньшем объеме трудности связаны с режимом работы и условий труда (16,5%) и отсутствие возможности карьерного роста (11,6%). В ответах, сведенных в графу «другие трудности» указаны плохие взаимоотношения с администрацией — 4 человека (3,9%); высокое психоэмоциональное напряжение, стресс — 6 человек (5,8%); неудовлетворенность выбранной профессией — 3 человека (2,9%); эмоциональное истощение, безразличие — 1 человек (1%).

Трудности профадаптации отсутствуют у 22 человек, что составляет 21,4% респондентов.

Причины трудностей производственного этапа профадаптации в период профессионального мастерства (стаж 10 и более лет, N = 128) распределились следующим образом: высокое психоэмоциональное напряжение, стресс — 20 человек (16,4%); режим работы, условия

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование причин трудностей производственного этапа профадаптации в периодах высокой адаптации (стаж 5-10 лет) и профессионального мастерства (стаж 10 и более лет) выявило рост влияния психологических (высокое психоэмоциональное напряжение, стресс; эмоциональное истощение, безразличие; разочарование в профессии, усталость) и производственных (режим работы, условия труда) факторов. Это может свидетельствовать о развитии у медицинских работников с возрастание стажа профессиональной деятельности синдрома эмоционального выгорания.

Выводы

1. Адаптация медицинских работников к условиям производственной деятельности в учреждениях здравоохранения является одним из важнейших компонентов в общей системе профессиональной подготовки специалиста. Все процессы профессиональной адаптации медработников характеризуются определенными этапами (подготовительный, квалификационный и производственный), каждый из которых имеет свои специфические особенности.

2. На каждом этапе профессиональной адаптации адаптанты испытывают трудности, наиболее существенными из которых являются:

на подготовительном этапе — отсутствие достоверной информации об особенностях профессиональной деятельности медработника, выбор профессии в зависимости от обстоятельств, без учета индивидуально-психологических свойств личности и др.;

на квалификационному этапе — переход в новую педагогическую систему обучения и связанные с этим иные формы организации и проведения занятий; высокий уровень требований, предъявляемый к получаемым знаниям и умениям; трудности коммуникации при общении с разными категориями участников лечебно-оздоровительного процесса и др.;

на производственном этапе — недостаточная психологическая готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, трудности коммуникации в системе УЗ, высокое психоэмоциональное напряжение и др.

Эффективность профадаптации может быть обеспечена комплексным подходом к решению этой проблемы на всех ее этапах.

СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов. — Минск : Вышэйшая школа, 1984. — 176 с.

3. Профориентация молодежи на медицинские специальности. — Алма-Ата : Алма-Атинский гос. мединститут, 1983. — 71 с.

4. ВОЗ определяет европейскую стратегию сестринского образования // Медицинская помощь. -1998. — № 2. — С. 39.

Поступила в редакцию 29.01.15 E-mail: laptiyeva@yandex.by

L. N. Laptsiyeva

PROFESSIONAL ADAPTATION OF MEDICAL WORKERS: STAGES AND THEIR FEATURES

А. И. Губин, В. И. Евдокимов, Д.В. Зайцев, Е. А. Ценных

Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко;

Государственный научно-исследовательский испытательный

Институт военной медицины (Москва);

Тульская областная психиатрическая больница им. Н. П. Каменева

Введение

Профессиональная адаптация – приспособление, привыкание чело­века к требованиям профессии, усвоение им производственных и соци­альных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функ­ций .

Профессиональную адаптацию можно рассматривать как одну из ха­рактеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности. В этом контексте в процессе адаптации происходит: овладение ценностными ориентациями в рамках данной профессии; осознание мотивов и целей, сближение ориентиров человека и профессиональной группы; принятие на себя всех компонентов профессиональной деятельности, ее задач, предме­та, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии.

Профессиональная деятельность медицинских работников, профес­сиональные отношения в системах субъектов труда, условий и результа­тов труда способствуют раскрытию профессионально значимых качеств и реализации знаний, умений и навыков на благо пациентов. Однако в от­дельные моменты и периоды жизни профессиональная деятельность мо­жет создавать и негативные последствия для личности профессионала.

К сожалению, в настоящее время медицинские работники оказались наименее социально защищенными, как в социально-экономическом, так и в профессиональном отношении. Это обусловлено низким уровнем за­работной платы, существенным снижением качества жизни, значитель­ным ростом профессиональных нагрузок, а также обострением противо­речий между профессиональным и нравственным долгом и возможностя­ми оказания высококвалифицированной медицинской помощи населе­нию. Например, оплата труда медицинских работников в 1998 г. состави­ла только 69 % уровня средней зарплаты работников, занятых в промыш­ленности России, в 1999–2000 гг. – 60 %, в 2004 г. – 58 % .

Кроме собственных проблем медицинские работники испытывают и проблемы своих пациентов, находясь под двойной социально-психоло­гической нагрузкой. Высок риск у медицинских работников стать жерт­вой насилия при оказании профессиональной помощи маргинальной час­ти населения или в криминогенной ситуации .

Проведенные исследования позволяют относить профессиональную деятельность врачей по показателям тяжести к вредным условиям труда класса 3.1 . Наиболее напряженным является труд анестезиологов-реаниматологов, травматологов (3.2–3.3 класс вредности). В то же время труд медицинских работников, согласно классификации отраслей эконо­мики по классам профессионального риска, входит в 1-й класс. Во вред­ных и неблагоприятных условиях труда в России заняты до 1,5 млн меди­цинских работников из 4,5 млн человек, работающих в здравоохранении, а износ оборудования в здравоохранении в большинстве регионов состав­ляет более 80 % .

Изучение профессионального аспекта качества жизни у медицин­ских работников г. Воронежа показало, что удовлетворены своим трудом только 51,2 % врачей . Около половины респондентов отмечают ухудшение состояния здоровья за последние три года. В структуре нездо­ровья отчетливо проявляется низкий социальный статус средних меди­цинских работников. На фоне сложившихся негативных социально-экономических процессов в стране у медицинских работников обнаружи­ваются высокие показатели заболеваемости. Например, хронические бо­лезни имели около 75 % обследованных врачей и из них только 40 % стояли на диспансерном учете .

Заболеваемость медицинских работников с временной утратой тру­доспособности составляет 61,1 случай и 884,6 дней на 100 работающих и незначительно уступает промышленным рабочим (76,6 случаев и 915,8 дней нетрудоспособности) . Однако заболеваемость у медицинских работников нельзя полностью считать учтенной, т. к. около 70 % из них за­нималась самолечением. Профессиональная заболеваемость в абсолютных показателях у медицинских работников имеет тенденцию к росту, состав­ляя в среднем 8,8 % всех случаев профзаболеваний в России .

В отечественной литературе, в основном, имеется позитивный под­ход к рассмотрению профессиональной адаптации специалиста. В на­стоящем сообщении кроме указанного подхода будут указаны и пробле­мы, способствующие снижению и нарушению профессиональной адапта­ции медицинских работников.

Факторы, снижающие профессиональную адаптацию медицинских работников

В концептуальной модели нарушений профессиональной адаптации медицинских работников можно выделить несколько уровней глубины профессиональных нарушений (рис. 1).

Легким уровнем профессиональной дезадаптации может считаться нарушение профессионального стереотипа поведения и деятельности спе­циалиста. К сожалению, они не всегда проходят бесследно. Например, ночные дежурства, неудовлетворенность выполненной деятельностью, негативный моральный климат в коллективе, удаленность рабочего места от места жительства и другие факторы, меняя сложившийся стереотип жизнедеятельности, в ряде случаев вызывают реакции и состояния психи­ческой дезадаптации.

Рис.1. Уровни влияния профессии на личность медицинского работника (адаптировано по Константинову В. В., 2003).

Возникающая астенизация и последующее напряжение функцио­нальных резервов организма могут способствовать развитию функцио­нальных расстройств и профессионально ускоренных заболеваний. На рис. 2 представлены обобщенные факторы риска развития у медицинских работников состояний дезадаптации.

Психическое (профессиональное) выгорание Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности формирует психическое (профессиональное) выгорание работника. ВОЗ определяет «синдром выгорания» как физическое, эмоциональное или мо-тивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивно­сти в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психо­активных веществ и суицидальному поведению (цит. по ). В МБК-10 «синдром выгорания» отнесен в диагностический таксон Z-73 – «Пробле­мы, связанные с трудностями управления своей жизнью» и шифруется Z-73.0 – «выгорание» (burnout) .

Рис. 2. Факторы риска развития дезадаптационных расстройств.

В последнее десятилетие опубликовано несколько тысяч научных работ, посвященных исследованию различных аспектов феномена психи­ческого выгорания, и представлено расширение сфер профессиональной деятельности, подверженных такой опасности. К ним, в основном, отно­сятся работники «субъект – субъектной» сферы деятельности: педагоги, психологи, воспитатели детских домов, социальные работники, судьи, ад­вокаты, работники исправительных учреждений и др. Установлено также, что психическое выгорание может развиваться и у специалистов «субъект – объектной» сферы деятельности. В табл. 1 представлены средние данные профессионального выгорания у представителей некоторых профессио­нальных групп.

Согласно концепции М. Burisch развитие синдрома профессиональ­ного выгорания характеризуется фазностью (табл. 2). Анализ развития синдрома профессионального выгорания показывает, что чрезмерная включенность в профессиональную среду (сильная зависимость от рабо­ты), при несоответствии между собственным вкладом и полученным или ожидаемым «вознаграждением» способствует более раннему развитию синдрома профессионального выгорания.

Таблица 1 Средние значения основных характеристик профессионального выгорания (по Maslach C., Jackson S., Leiter M., 1996 )

Профессиональная группа

Компонент профессионального выгорания, %

Эмоцио­нальное истощение

Деперсона­лизация

Редукция про­фессиональных достижений

Медицинские работники (врачи и медсестры)

22,2

7,1

36,5

Работники службы психического здоровья (психологи, психиатры, психотерапевты, санитары и др.)

16,9

5,7

30,9

Учителя школ

21,3

11,0

33,5

Преподаватели вузов

18,6

5,6

39,2

Социальные работники

21,4

7,5

32,8

Другие профессии (юрисконсульты, адвокаты, офицеры полиции)

21,4

8,1

36,4

C. Maslach и соавт. (1996) рассматривают синдром выгорания в трех направлениях психических нарушений: а) эмоционального истощения (переживание опустошенности и бессилия), б) деперсонализации (дегу­манизация отношений с другими людьми: черствость, бессердечность, цинизм, грубость); в) редукции личных переживаний (занижение собст­венных достижений, потеря смысла жизни и желания совершенствовать профессиональную деятельность).

Принято выделять сферы выгорания, отражающие основные прояв­ления стресса: а) физиологическую (сфокусированность на физическим симптомах: физическое истощение и т. д.); б) аффективно-когнитивную (сфокусированность на установках и чувствах: эмоциональное истощение, деперсонализация и т. д.); в) поведенческую (акцентирование типов пове­дения: дезадаптация, снижение продуктивности в работе и др.) .

В. Е Орел (2005) предлагает рассматривать структурно-функцио­нальный аспект анализа проблемы психического (профессионального) выгорания в совокупности всех его уровней: эмоциональных, когнитив­ных, мотивационных, поведенческих и соматических проявлений .

Проведенные исследования в разных странах показывают, что «группу риска» развития профессионального выгорания представляют медицинские работники. В России эта проблема была изучена в ряде дис­сертационных исследований . Представим обзор некоторых современных публикаций.

Таблица 2 Фазы развития синдрома психического выгорания (по Burish М.)

Фаза Характеристика

Предупреждающая фаза

А) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство не­заменимости; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований; ограничение социальных контактов);

Б) истощение (чувство усталости, бессонница, угроза несча­стных случаев)

Снижение уровня собственного уча­стия

А) по отношению к сотрудникам, пациентам и т. д. (потеря положительного восприятия коллег; переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные не­удачи другим людям; доминирование стереотипов в поведе­нии по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам про­явление негуманного подхода к людям;

Б) по отношению к остальным окружающим (отсутствие эм-патии, безразличие, циничные оценки);

С) по отношению к профессиональной деятельности (неже­лание выполнять свои обязанности; искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше време­ни; акцент на материальный аспект при одновременной не­удовлетворенности работой);

Д) возрастание требований (потеря жизненного идеала, кон­центрация на собственных потребностях; чувство пережива­ния того, что другие люди используют тебя, зависть)

Эмоциональные реакции

А) депрессия (чувство вины, снижение самооценки; безосно­вательные страхи, лабильность настроений, апатия);

Б) агрессия (защитные установки, обвинение других, игнори­рование своего участия в неудачах; отсутствие толерантности и способности к компромиссу; подозрительность, конфликты с окружением; подозрительность, конфликты с окружением)

Фаза деструктивно­го поведения

A) сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, от­
сутствие способности к выполнению сложных заданий; ри­
гидность мышления, отсутствие воображения);

Б) мотивационная сфера (отсутствие собственной инициати­вы, снижение эффективности деятельности, выполнение зада­ний строго по инструкциям);

B) эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание
неформальных контактов; отсутствие участия в жизни других
людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
избегание тем, связанных с работой; самодостаточность, оди­
ночество, отказ от хобби, скука)

Психосоматические реакции

Снижение иммунитета; неспособность к релаксации в сво­бодное время; бессонница, сексуальные расстройства; повы­шенное давление, тахикардия, головные боли; боли в позво­ночнике, расстройства пищеварения; зависимость от никоти­на, кофеина, алкоголя

Разочарование

Отрицательная жизненная установка; чувство беспомощно­сти и бессмысленности жизни; экзистенциальное отчаяние

Например, при обследовании 100 медицинских работников (врачей и фельдшеров) в возрасте от 25 до 50 лет (средний возраст обследуемых – 35 лет, средняя продолжительность профессиональной деятельности – 13 лет), проведенном Е. А. Никитиным и соавт. (2007), эмоциональное исто­щение отмечалось у 60 % обследованных лиц, деперсонализация – у 67 %, редукция личных достижений – у 54 % .

Исследования позволили установить, что психическому выгоранию у медицинских работников помимо некоторых личностных особенностей (нейротизм по Айзенку) способствовала неудовлетворенность работой. У этих лиц отмечаются достоверно более высокие показатели эмоциональ­ного истощения (p < 0,05), деперсонализации (p < 0,05), а также достовер­но более высокие проявления редукции личных достижений (p < 0,05) по сравнению с работниками, удовлетворенными профессией.

В. В. Лукьяновым (2006) обследовано опросником В. В. Бойко 73 психиатра-нарколога различных медицинских учреждений городов Санкт-Петербурга и Курска, а также Ленинградской обл. В общей группе психиатров-наркологов не обнаружено сложившихся симптомов (16 и бо­лее баллов по В. В. Бойко) и сформировавшихся фаз (61 и более баллов по В. В. Бойко) синдрома эмоционального истощения, что свидетельствует об адаптивном состоянии психики врачей исследуемой группы .

В целом группа врачей-наркологов продемонстрировала невысокую степень выраженности синдрома эмоционального истощения – (110,6 ± 55,2) баллов, например, в сравнении с педагогами общеобразовательных школ – (144,6 ± 55,3) баллов (p < 0,05). Самым выраженным оказался симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» фазы резистенции теста В. В. Бойко , проявляющийся в ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе профес­сиональных контактов.

Корреляционный анализ, проведенный в исследуемой группе пси­хиатров-наркологов между показателями теста В. В. Бойко и опросника Аммона (ISTA) позволил установить значение центральных личностных функций в формировании тех или иных симптомов эмоционального ис­тощения. Для группы в целом было отмечено наличие корреляционных связей различной степени достоверности между симптомами эмоционального истощения и показателями шкал ISTA. Причем для конструк­тивных шкал эти взаимосвязи были отрицательными, а для деструктив­ных и дефицитарных – положительными, т. е. конструктивный потенциал центральных личностных функций препятствовал развитию синдрома эмоционального истощения, а деструктивный и дефицитарный потенциа­лы – способствовали его развитию .

О. Ю. Щелковой и соавт. (2008) проведено обследование 96 врачей анестезиологов-реаниматологов . В группе обследования мужчин бы­ло 65 %, женщин – 35 %. Средний возраст составил 42,1 года. По стажу работы врачи были разделены на две группы: 1 — я – со стажем работы до 13 лет; 2-я – более 13 лет. Данные опросника К. Маслач «Психическое выго­рание» (MBI) в адаптации Н. Е. Водопьяновой приведены в табл. 3.

Таблица 3 Структура профессионального выгорания в группах врачей анестезиологов-реаниматологов (по Щелковой Ю. А. и др., 2008)

Средне-групповые результаты табл. 3 показывают, что наименее выраженные показатели (на границе низкого и среднего уровней выра­женности) среди компонентов психического выгорания в обеих группах врачей имеет компонент «эмоциональное истощение». Эти данные свиде­тельствуют об отсутствии в актуальном психическом состоянии исследо­ванных врачей признаков снижения эмоционального фона, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим. В то же время индивидуальный ана­лиз выявил наличие эмоционального истощения у 8 % лиц в обеих группах.

Деперсонализация и редукция личных достижений, как компоненты психического выгорания, представлены в обеих группах врачей довольно отчетливо – на уровне средних и высоких значений шкальных оценок (см. табл. 3). Выраженность этих компонентов психического выгорания на статистически значимом и близком к нему уровне преобладает в группе врачей анестезиологов-реаниматологов с меньшим стажем профессио­нальной деятельности. Было также отмечено, что деперсонализация в обеих группах анестезиологов-реаниматологов существенно превосходит соответствующий показатель, полученный у группы врачей-терапевтов со средним возрастом в 45 лет и средним стажем работы в 18 лет .

В табл. 4 представлены результаты серии обследований врачей и медсестер, проведенные Н. Е. Водопьяновой и соавт. . Оказалось, что процесс профессионального выгорания у медицинских работников про­ходит по-разному. У врачей-стоматологов он начинается с эмоционального истощения, а у их ассистентов с редукции персональных достижений, по­скольку последние имеют более жесткий график работы. Результаты труда ассистентов стоматологов скрыты и не оцениваются пациентами, кроме того, они имеют более низкий социальный статус и материальное возна­граждение.

Таблица 4 Выраженность компонентов профессионального выгорания (по Водопьяновой Н. Е. и др. )

Группа

Количест­во, стаж работы (лет)

Уровень выгорания

Фактор профессионального выгорания, %

Эмоцио­нальное истощение

Деперсо­нализация

Редукция

Профессиональных

Достижений

Врачи-терапев­ты (женщины)

25 (5–21)

Высокий

Низкий

Врачи-стоматологи

40 (5–10)

Высокий

7,5

Низкий

17,5

22,5

12,5

Ассистенты-стоматологи

40 (3–10)

Высокий

17,5

Низкий

22,5

Медсестры хи­рургических отделений

35 (5–18)

Высокий

Низкий

Медсестры реанимацион­ного отделения

33 (3–15)

Высокий

Низкий

Врачи-хирурги

40 (5–15)

Высокий

Низкий

12,5

Установлено, что врачи государственных учреждений (n = 80 чело­век) по сравнению с частно практикующими (n = 58 человек) склонны к более выраженному выгоранию, что, очевидно, обусловлено различиями в системе оплаты, условиями и организацией профессионального труда.

Выявлена также высокая подверженность профессиональному вы­горанию медицинских сестер. Например, работе медицинских сестер хи­рургических отделений количество ситуаций с негативными пережива­ниями существенно больше положительных (рис. 3). Наибольшая интен­сивность негативных переживаний происходит при общении медицинских сестер с родственниками больных и руководством отделения (админист­рацией учреждения), а положительных – при общении с коллегами .

Рис. 3. Эмоциональные переживания медсестер с различным уровнем профессионального выгорания.

В. Я Апчел и соавт. (2008) считают, что основными симптома­ми, формирующими профессиональное выгорание у медицинских работ­ников службы скорой помощи, являются:

— усталость, утомление, истощение (после активной профессиональ­ной деятельности);

— психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительных систем);

— негативное отношение к пациентам (после имевших место пози­тивных взаимоотношений);

— отрицательную настроенность к выполняемой деятельности (вме­сто присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»;

— стереотипизацию личностной установки, стандартизацию обще­ния, деятельности, принятие готовых форм знаний, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;

— агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам;

— функциональное негативное отношение к себе;

— тревожные состояния; пессимистическую настроенность, депрес­сию, ощущение бессмысленности происходящих событий.

«Сгорают», как правило, не равнодушные и не безучастные к своей работе профессионалы, для которых деятельность изначально значима и сознательно выбрана. Социальные, личностные причины и факторы сре­ды (места работы) способствуют тому, что около 20 % молодых специа­листов скорой помощи увольняются в первые пять лет трудового стажа. Они или меняют профиль работы или уходят из профессии вообще. Врачи и фельдшера спустя 5 – 7 лет работы в службе скорой помощи приобрета­ют энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятель­ности .

Рассматривая синдром выгорания как долговременную стрессовую реакцию, которая возникает в результате воздействия на человека хрони­ческих профессиональных стрессов средней интенсивности, Л. Н. Юрьева (2004) указывает, что так или иначе профессиональное выгорание потен­цирует деформацию личности профессионала.

Профессиональная деформация личности Профессиональная деятельность под влиянием внешних и внутрен­них факторов может деформировать личность профессионала. У меди­цинского работника возникает эмоционально-волевой антигуманный на­строй («эмоциональная тупость», грубость, цинизм и др.) и утрата инте­реса к субъекту и объекту деятельности. Например, работа таких врачей хотя и осуществляется в рамках трудового законодательства, но неприем­лема с точки зрения морали и нравственности. Характер и содержание профессиональной деятельности уже не могут изменить личность. Нега­тивные эффекты здесь устраняются только посредством других, непро­фессиональных факторов (воспитание, изменение социализации и т. д.).

Формируется механизм переноса негативного стиля профессио­нальной деятельности, восприятия, мышления, речи на всю другую, вне-деятельностную сферу поведения, межличностного общения и быта чело­века. Некоторые исследователи рассматривают профессиональную де­формацию личности как особый вид психологической защиты, когда «де­фектное» поведение со временем становится «шаблонным» поведением личности. Без комментариев приводим некоторые данные опроса, осуще­ствленного на страницах сайта «МедРунет» (24.09.2008) . Верите ли вы в порядочность вашего лечащего врача?

• да (39,2 %);

• нет (23,9 %);

• не всегда (36,9 % ) ; Количество респондентов – 2462.

Когда к врачу приходит на прием пациент он:

• хочет от него поскорее избавиться, чтоб не надоедал (29,5 %)

• хочет помочь вылечиться (31,6 %)

• интересуется и хочет применить новейшее лечение и посмотреть резуль­тат (15,6 %);

• ничего не хочет (23,3 % ) .
Количество респондентов – 1878.

Глядя на врача хочется…

• пойти к другому (13,0 % ) ;

• терпеть и не ходить ни разу (22,4 % ) ;

• пожалеть его и заплатить (7,6 % ) ;

• пожалеть себя и не платить (7,6 % ) ;

• заплатить и вылечиться (49,4 % ) . Количество респондентов – 3740.

Могут ли между врачом и пациентом стоять деньги:

• да, это нормальные взаимоотношения (60,2 % ) ;

• да, это нормальные взаимоотношения (12,6 % ) ;

• нет, если это не подарок (8,5 % ) ;

• нет, никогда (8,2 % ) ;

• нет, никогда (9,3 % ) ;

• мне все равно (1,2 % ) . Количество респондентов – 1273.

Почему Вы работаете врачом?

• из любви к профессии (64,0 % ) ;

• чтобы лечиться самому (3,6 % ) ;

• чтобы лечить родственников (3,8 % ) ;

• из-за денег (хорошо зарабатываю) (5,0 %);

• ничего другого не умею (23,6 % ) . Количество респондентов – 2620.

Будете ли Вы дальше работать практическим врачом?

• да, несмотря ни на что (49,2 % ) ;

• я думаю над этим (32,9 %);

• нет (5,9 %);

• уже не работаю (12,0 % ) . Количество респондентов – 1193.

Профессиональная деформация личности медицинского работника нередко становится основной причиной врачебных (медицинских) оши­бок. Статистики по врачебным ошибкам не существует, но по образному выражению «каждый врач имеет свое маленькое кладбище». Ошибки со­вершаются, как правило, из-за отсутствия знаний, невнимательности и ха­латности, которые нередко являются спутником профессионального вы­горания. До 30 % российских врачей не проходили специализацию, по­вышение квалификации в течение пяти и более лет.

В докладе А. Г. Чучалина на I национальном конгрессе терапевтов «Новый курс: консолидация усилий по охране здоровья нации» (1.11.2006, Москва) представлено, что каждый третий диагноз ставится отечественными врачами неверно. Из-за неправильного или несвоевре­менного поставленного диагноза в России умирают 12 % больных пнев­монией. Д. Саркисов указывает, что по данным патологоанатомических вскрытий в стационарах Москвы и Санкт-Петербурга, в 20 % отмечается расхождение в диагнозе, установленном в больнице .

Ошибки допускают и зарубежные врачи, где зарплата и диагности­ческие возможности лечебных учреждений намного выше российских. Например, в США врачебные ошибки составляют 3 – 4 %, в Великобрита­нии – 5 %, во Франции – 3 %. По данным Минздрава Великобритании, ежегодно с врачебными ошибками сталкиваются около 850 тыс. англичан. В США ежегодно около 98 тыс. американцев умирает из-за медицинских ошибок, в Австралии – 18 тыс. человек. Например, только плохой почерк врача в США при выписке рецептов становится причиной около 7 тыс. смертельных случаев .

Личностная деформация профессионала Личностная деформация профессионала – процесс и результат таких личностных изменений специалиста, когда его профессиональная дея­тельность противоречит целям, задачам и самому результату работы и принимает характер противоправной деятельности осуждаемой общест­вом. Овладев знаниями, умениями, навыками, развив необходимые про­фессиональные способности, специалист переносит их в противоправную или даже в криминальную зону деятельности. Например, работа терапевта, который профессионально диагностирует заболевания, начинает сопрово­ждаться корыстью, личной выгодой и обогащением, а пациенту назначают­ся ненужные обследования; хирург может торговать органами человече­ского тела, заведомо зная, что эта деятельность уголовно наказуема и т. д.

Причины личностной деформации профессионала лежат, как прави­ло, во вне профессиональной деятельности. Профессиональная сфера и характер деятельности опосредованно влияют на неустойчивую личность профессионала, приводя к разрушению его личности и в конечном итоге – к профессиональной непригодности .

Дезадаптационный феномен нарушает не только протекание про­цесса профессиональной адаптации в ее чисто профессиональном и соци­ально-психологическом аспекте, но и изменяет жизнедеятельность меди­цинских работников в целом. Подробное изучение факторов риска воз­никновения и процесса развития профессионального выгорания позволя­ют разработать мероприятия по его профилактике и управлению процес­сом эмоционального стресса. Важное место в структуре мероприятий по предупреждению профессионального выгорания отводится показателям качества жизни, удовлетворенности жизнью и социальным окружением .

Заключение

Высокий уровень требовательности к личности медицинского ра­ботника и характеру его профессиональной деятельности со стороны со­циального окружения не находит адекватного подтверждения в его соци­альной защищенности и оплате труда, что может дезадаптировать личность и способствовать возникновению у медицинских работников про­фессионального выгорания и профессионально ускоренных заболеваний. Анализ данных научной литературы и результаты собственных исследо­ваний позволяют рекомендовать включать медицинских работников в пе­речень групп социального риска.

Изучение компонентного состава эмоциональных переживаний ме­дицинских работников, уровня удовлетворенности от реализации основ­ных потребностей и ценностных ориентаций позволяет выявлять значи­мые обобщенные показатели их социально-профессиональной адаптации и способствует проведению мероприятий первичной профилактики.

Литература

1. Авхименко М. М. Некоторые факторы риска труда медика / М. М. Авхименко // Мед. помощь. – 2003. – № 2. – С. 25–29.

3. Бойко В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2004. – 474 с.

6. Врачебная ошибка : обзор . – Режим дос­тупа: Http://www. medlaw. omsk. ru, вход свободный.

9. Евдокимов В. И. Качество жизни: оценка и системный анализ / В. И. Евдокимов, И. Э. Есауленко, О. И. Губина. – Воронеж : Истоки, 2007. – 240 с.

21. Российская Социологическая энциклопедия. – М., 1998. – 827 с.

24. Труд И здоровье медицинских работников / под ред. В. К. Овча-рова. – М., 1985. – 213 с.