Продукция гражданского назначения

Заседание Военно-промышленной комиссии в Ижевске.

Заседания Военно-промышленной комиссии России уже несколько лет подряд проходят в День оружейника, который отмечается в России 19 сентября. Одной из ключевых тем по-прежнему является диверсификация производства. От успешного решения этой задачи зависит дальнейшее функционирование отрасли, всей страны в долгосрочной перспективе. По итогам заседания комиссии в Ижевске президент РФ Владимир Путин назвал недостаточными темпы выпуска гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Особое внимание, как и прежде, занимают вопросы развития предприятий отрасли, повышения их экономической устойчивости и конкурентоспособности.

«В 2018 году доля гражданской продукции в ОПК составила почти 21 процент – 20,9 процента. Вроде бы неплохо, но, знаете, темп все-таки недостаточный», – отметил Владимир Путин. Предприятия ОПК должны активнее осваивать внутренние и внешние рынки гражданской продукции.

В конце 2016 г. президент поставил задачу перед оборонно-промышленным комплексом к 2020 г. увеличить долю гражданской продукции до 17%, к 2025 г. – до 30% от общего объема производства российского ОПК, к 2030 г. – до 50%. Это позволит предприятиям сохранить научно-технический и кадровый потенциал, уверенно смотреть в будущее. И в последнем заявлении президента речь идет не только об абсолютных цифрах, но также, что немаловажно, и о темпе диверсификации. Предприятия должны самостоятельно разрабатывать и выводить на рынок инновационные гражданские продукты, осваивать конкурентоспособные виды продукции. Ситуация для многих оборонных предприятий осложняется и тем, что Россия к 2020 г. в основном завершит масштабное перевооружение армии и флота. В таких условиях предприятиям необходимо ускорить реализацию проектов по диверсификации. Выпуск гражданской продукции должен максимально загрузить существующие мощности предприятий и обеспечить их финансовую устойчивость.

Эта задача носит комплексный характер. Низкие темпы роста производства гражданской продукции сдерживаются и финансово-экономической ситуацией на многих предприятиях. «Возникающие проблемы во многом связаны с большим объемом кредитного портфеля – с закредитованностью, проще сказать», – заявил Владимир Путин на заседании ВПК. Объем кредитов предприятиям оборонно-промышленного комплекса составляет более 2 трлн. руб. А ведь средства, выплачиваемые по кредитам, могли бы инвестироваться в производство. В условиях сокращения гос­оборонзаказа, отсутствия опыта работы по гражданским направлениям предприятия неизбежно сталкиваются с трудностями. Здесь можно было бы использовать опыт финансовых институтов, работающих с разными отраслями промышленности, в особенности опорного банка ОПК – Промсвязьбанка – как механизма повышения эффективности отрасли в целом. При реализации продукции гражданского назначения рано или поздно произойдет адаптация организаций ОПК к рыночным условиям. Конечно, банк в первую очередь должен оказывать финансовую поддержку в вопросах диверсификации, но эти вложения должны еще и быть экономически целесообразными. В комплексной работе всех заинтересованных ведомств банк должен использоваться как один из инструментов решения задач, стоящих перед отраслью.

Президент России Владимир Путин принял участие в открытии юношеского технопарка «Академия «Калашников».

Примером успешного следования плана по диверсификации является Удмуртская Республика. Доля производства продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме производства предприятий ОПК Удмуртии по итогам 1 полугодия 2019 г. составила 23,3%. Это выше целевых показателей, поставленных перед ОПК президентом. Во многом это обеспечено особым подходом и теми изменениями, которые произошли после назначения Александра Бречалова главой региона. Контроль над диверсификацией производства республиканская власть взяла на себя. Определение принципов взаимной работы промышленности и власти, анализ проблем развития, открытый диалог, конструктивное взаимодействие – ключ к успеху. Существенный вклад в эти показатели республики внес ИЭМЗ «Купол». В чем секрет успешной диверсификации производства, проведенной на заводе? Очевидно, что не всякую гражданскую продукцию можно производить на оборудовании, предназначенном для создания военной техники, а переналадка существующего оборудования часто сопоставима с созданием нового производства. Предприятие отказалось от традиционной схемы диверсификации, при которой различная продукция выпускается на одних тех же мощностях, потому что это негативно сказывается на себестоимости конечной продукции, что губительно в рыночных условиях, нашло точки пересечения между основной и диверсифицированной деятельностью. Квалифицированные кадры, высокие технологии, стабильное финансово-экономическое состояние предприятия – все это основные слагаемые грамотной диверсификации производства.

Всего же предприятиями отрасли заявлено к реализации более 400 проектов по производству конкурентоспособной гражданской продукции. «Так, в ближайшие годы на верфях, где традиционно выпускают корабли, продукцию для флота, будут строиться атомные и дизельные ледоколы для работы на Северном морском пути, а также круизные и рыбопромысловые суда», – заявил Владимир Путин. Президент привел еще один пример: «В 2021 году Корпорация «Иркут» планирует приступить к поставкам магистрального самолета МС21″. Стоит упомянуть и госкорпорацию «Ростех», в чей периметр входит внушительная часть предприятий российской «оборонки», которая ставит амбициозные планы и намерена достигнуть целевого ориентира в 50% на пять лет раньше – к 2025 г. Государство достаточно поддерживает диверсификацию ОПК, поощряет введение льготных финансовых инструментов, предприятия в свою очередь должны использовать национальные проекты, другие масштабные государственные программы как катализатор этого процесса. Предприятия ОПК должны здесь занять свою достойную позицию, воспользоваться финансовыми и иными возможностями, которые предоставляет государство.

Олег Минаев, руководитель корпоративного бизнеса ПАО «Промсвязьбанк»:

К концу 2020 года доля современного оружия и техники в Вооруженных Cилах России достигнет 70%. Не стоит забывать и то, что большинство предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ изначально создавалось исключительно под военные задачи. Очевидно, что в условиях предстоящего сокращения объемов гособоронзаказа диверсификация производства – единственная возможность для обеспечения устойчивости предприятий ОПК. Подход к этому процессу должен отличаться гибкостью в принятии управленческих решений, а упор должен быть сделан на производстве именно высокотехнологичной продукции, а не «кастрюль и сковородок».

Ситуация осложняется и закредитованностью отечественного оборонно-промышленного комплекса. Только для уплаты процентов по кредитам предприятия «оборонки» тратят около 200 млрд. руб. в год. Все эти проблемы копились годами. Высокий научно-технический и производственный потенциал позволяет нашим предприятиям создавать современные, уникальные, не имеющие аналогов в мире системы вооружения. Сейчас необходимо сделать следующий шаг.

На своем уровне Промсвязьбанк уже присоединился к этой системной работе. Снижение долговой нагрузки предприятий ОПК – одна из стратегических задач банка. Со своей стороны мы обладаем всеми возможностями, глубокой экспертизой, помогаем предприятиям в оценке спроса на продукцию гражданского назначения, готовы к реализации нестандартных сложных сделок. Оборонка нуждается и в продвижении продукции за рубеж. Мы налаживаем партнерские связи с предприятиями, взаимодействуем с отраслевыми министерствами, уже имеем в своем портфеле успешно реализованные проекты, фактически мы выступаем как центр компетенций. Диверсификация вместе с ориентацией на экспорт – пожалуй, единственно возможный сценарий, другой эффективной бизнес-модели в условиях неминуемого сокращения объемов гособоронзаказа нет. Однако диверсификация производства оборонных предприятий не должна ограничиваться отдельными успешными проектами.

Необходим системный подход к решению этой задачи. Это может быть государственная программа диверсификации. Но не менее важным является и смена мышления при работе в абсолютно рыночных условиях. На рынке товаров народного потребления присутствуют сотни поставщиков со всего мира, конкуренция чрезвычайно высока.

Кроме этого, мы считаем, что к процессам диверсификации могут активно подключаться предприятия малого-среднего бизнеса. Ведь диверсификация – это не только развитие гражданского производства на крупных предприятиях, в ее контур могут входить различные совместные предприятия, проекты между МСБ и компаниями ОПК. Первые дают идеи, предпринимательские инициативы и т.д., вторые – производственные площадки, кадровые ресурсы и т.д. ПСБ будет поддерживать такие проекты, обеспечивая их финансовое сопровождение. Мы можем содействовать образованию таких альянсов, например, если к нам со стороны МСБ приходит проект, нацеленный на новое производство, инновации, мы можем соединить его с компаниями ОПК, которые поддержат его ресурсами, а ПСБ, соответственно, предоставит финансирование. Мы поддержим компании МСБ, которые являются участниками цепочки создания продукции по проектам диверсификации. На примере нашей клиентской базы мы видим, что существует огромный потенциал для вовлечения их в цепочки кооперации. И если мы финансируем выпуск продукции гражданского назначения предприятия ОПК, то логично сопровождать и поддерживать всю цепочку. Таким образом, грамотная, осознанная диверсификация, повышение финансовой устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса будут способствовать развитию отрасли и экономики России в целом. Совместными усилиями мы решим эту проблему.

Александр Бречалов, глава Удмуртской Республики:

В соответствии с программой диверсификации, объявленной президентом России Владимиром Путиным, все предприятия оборонной отрасли к 2025 году должны перепрофилировать не менее 30% производственных мощностей на производство гражданской продукции, а к 2030 году – не менее 50%.

Для увеличения производства продукции гражданского назначения предприятия ОПК Удмуртии разрабатывают и выводят на рынки гражданскую продукцию для различных отраслей экономики. Благодаря мощной опытно-конструкторской работе создают инновационные продукты высокой конкурентоспособности.

В Удмуртии работает 12 предприятий ОПК: Концерн «Калашников», Ижевский механический завод, НИТИ «Прогресс», Ижевский электромеханический завод «Купол», Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг», Ижевский радиозавод, Воткинский завод, Чепецкий механический завод, Сарапульский электрогенераторный завод, Сарапульский радиозавод, «Элеконд», Конструкторское бюро электроизделий XXI века. В 2018 году на долю предприятий ОПК республики пришлось 20,4% объема отгруженной продукции Удмуртии. На оборонных предприятиях занято 58,4 тыс. человек – это более 41% от общей численности занятых в промышленности республики.

На 2018 год показатель диверсификации был установлен на уровне 17%. Предприятия Удмуртии задачу перевыполнили – объем гражданской продукции, выпускаемый предприятиями ОПК республики, составил 18,4%, а в 2019 году уже 23,3%. Предприятия запустили производство продукции, которая востребована и в России, и за рубежом. Соотношение цены и качества признано конкурентоспособным.

В качестве примера приведу инвестиционный проект АО «СЭГЗ», который выпускает «червячную пару». До реализации этого проекта несколько заводов в Удмуртии производили разные компоненты лифтового оборудования: кабину, лебедку. Сейчас в республике налажена кооперация между Сарапульским электрогенераторным заводом и Ижевским мотозаводом «Аксион-холдинг», ставшей началом производства готовой продукции из отечественных комплектующих. Общая стоимость инвестпроекта составила более 512 млн. рублей, из которых 263 млн. рублей собственные средства предприятия, а 248 млн. рублей – льготный кредит Фонда развития промышленности.

Также хотелось бы отметить, что продукция 70 предприятий Удмуртии вошла в список предложений для использования в строительстве космодрома «Восточный». Эта инициатива – отличная возможность для предприятий республики, работающих в сфере оборонно-промышленного комплекса, расширить рынки сбыта гражданской продукции. 19 сентября на Ижевский радиозавод приезжал директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин. Он заинтересовался оптико-электронной системой поиска и сопровождения воздушных объектов блока визуального контроля «КОРОБЗОР» и распределенной антенной системы RADIUS.

По итогам первого квартала 2019 года объем гражданской продукции предприятий ОПК Удмуртии составил 5,5 млрд. рублей. В период до 2025 года в республике ожидается ежегодное наращивание объемов выпуска гражданской продукции.

Фанил Зиятдинов, генеральный директор АО «ИЭМЗ «Купол»:

Диверсификация производства – одно из ключевых направлений деятельности ИЭМЗ «Купол». Мы планомерно и энергично работаем над расширением номенклатуры гражданской продукции, наращиванием объемов производства и реализации. Основной упор в этой сфере сделан на выпуск высокотехнологичной продукции и оказание наукоемких услуг.

Большое внимание уделяется выпуску продукции двойного назначения. Работая в этом направлении, мы в 2017 году открыли производство твердотельных волновых гироскопов (ТВГ). ТВГ может применяться как в широком спектре военных областей (в частности, в системах управления ракетами и торпедами), так и в промышленности, например, в навигационных системах, системах контроля качества автомобильных и железных дорог и т.д. В 2018-2019 годах прибор на основе ТВГ прошел ряд успешных испытаний в космическом пространстве – в ходе запусков кораблей «Союз-ТМ».

Общий объем реализации гражданской продукции в 2018 году превысил 1,1 млрд. руб. В числе потребителей нашей продукции: АО «Росатом» и его структуры, производители радиоэлектронной аппаратуры, строительно-монтажные организации и промышленные предприятия, производители оборудования, автопроизводители, нефтедобывающие компании, производители лекарственных препаратов и косметики, больницы и аптечные сети. В расширении круга потребителей нашей продукции, как и в других вопросах, связанных с диверсификацией производства, неоценимую помощь заводу оказывает Концерн ВКО «Алмаз – Антей».

Планы по расширению существующих и созданию новых товарных направлений продукции гражданского и двойного назначения на ИЭМЗ «Купол» предусматривают увеличение продаж до 1,5 млрд. руб. в 2020 году и до 2,6 млрд. руб. в 2025 году. Для обеспечения планируемых объемов производства и продаж запланированы масштабные инвестиции, направленные на освоение новых продуктов, в первую очередь – на НИОКР, техперевооружение и реконструкцию. Их объем должен составить в 2019 году 574 млн. руб., в 2020 году – 467 млн. руб. и в 2021 году – 484 млн. руб.

Распоряжение от 2 марта 2019 года №351-р. Законопроектом предлагается снизить для предприятий ОПК минимальный объём инвестиций, при котором реализация проекта возможна по специальному инвестиционному контракту с Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием, с 3 млрд рублей до 750 млн рублей. Цель предлагаемых изменений – интенсифицировать производство продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК.

Документ

  • PDF

    Распоряжение от 2 марта 2019 года №351-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 111.3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» (далее – законопроект) разработан Минпромторгом России во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента России от 17 февраля 2018 года №Пр-288 и подпункта «а» пункта 1 от 18 декабря 2018 года №Пр-2423 по вопросам диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса (далее – организации ОПК).

С учётом того, что в перспективе объёмы закупок в рамках государственного оборонного заказа будут иметь тенденцию к снижению, для предприятий ОПК возрастают риски снижения рентабельности и сокращения объёмов производства. Поэтому существует объективная потребность в своевременной диверсификации деятельности организаций, включённых в реестр предприятий ОПК. Для этого необходимо использовать в том числе механизм специального инвестиционного контракта (СПИК).

В настоящее время минимальный размер инвестиций при заключении специального инвестиционного контракта составляет 3 млрд рублей. Это весьма значительный объём для большинства предприятий ОПК, что затрудняет использование ими инструмента СПИК для наращивания производства продукции гражданского назначения.

Законопроектом предлагается снизить для предприятий ОПК минимальный объём инвестиций, при котором реализация проекта возможна по специальному инвестиционному контракту с Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием, с 3 млрд рублей до 750 млн рублей.

Снижение объёма инвестиций в создание или модернизацию и освоение производства продукции в рамках СПИК позволит вовлечь предприятия ОПК в новые проекты гражданского назначения и гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий для таких предприятий.

Законопроектом предлагается снять для предприятий ОПК ограничения по объёму высокотехнологичной продукции гражданского назначения, который может поставляться единственным поставщиком при реализации специального инвестиционного контракта. В настоящее время доля гражданской продукции, выпускаемой организациями ОПК, составляет примерно 17%.

Предлагаемые механизмы уже в среднесрочной перспективе позволят создать благоприятные условия для вывода на рынок и увеличения объёма поставок высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК. Предлагаемые законодательные новеллы будут способствовать увеличению к 2025 году доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения до 30% от общего объёма продукции, выпускаемой предприятиями ОПК, а к 2030 году – до 50%.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 февраля 2019 года.

Игорь Фролов, д.э.н., заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Первая промежуточная цель диверсификации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России, определенная Поручением Президента Российской Федерации, досрочно достигнута.

Но, анализируя ее текущие результаты и оценивая долгосрочные перспективы развития ОПК, необходимо поставить вопрос: пытаться ли продолжать в лоб решать задачу достижения паритета выпуска военной и гражданской продукции к 2030 году? Или стоит переформулировать цели развития комплекса для наращивания его потенциала перед новыми вызовами?

Задача диверсификации оборонно-промышленного комплекса как осуществление определенной системы мер, направленных на его устойчивое функционирование в условиях снижения гособоронзаказа, была поставлена в сентябре 2016 г. президентом РФ на совещании в Туле и развита на последующих совещаниях и в поручениях .

Продекларировано, что осуществление диверсификации можно оценить по достижению показателя доли гражданской продукции, выпускаемой организациями ОПК: к 2020 г. – не менее чем 17% от всей промышленной продукции комплекса, к 2025 г. – 30%, к 2030 г. – 50%.

Следует учитывать, что вычисление этого показателя зависит как от способа учета состава ОПК, который определяется в соответствии с законом «О промышленной политике в РФ» от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ ежегодно корректируемым Сводным реестром организаций ОПК, так и от критериев отнесения этих организаций к промышленным, научным и прочим.

По итогам 2018 г. в состав ОПК России включено 1319 промышленных и научных организаций, среднесписочная численность которых превышает 2 млн чел., в том числе, более 1,4 млн человек в оборонных отраслях промышленности. Порядка 3/4 от общего количества организаций находятся в сфере деятельности Минпромторга России. Они объединены в 41 интегрированную структуру (ИС), которые по бόльшей части входят в состав двух госкорпораций – «Ростех» и «Роскосмос». Организации, входящие в ИС, производят около 84% от всего объема выпуска промпродукции ОПК по итогам 2018 г. .

Основная функция ОПК развитой страны – создание, поставка и поддержание эксплуатации образцов вооружений и военной и специальной техники (ВВСТ), приобретаемой как вооруженными силами в рамках их технического оснащения, так и другими странами – в рамках военно-технического сотрудничества. Но ОПК также выполняет и роль научно-технической и технологической базы по ряду направлений инновационного развития экономики страны.

Ключевой особенностью советского военно-промышленного комплекса, сформированного в 1920–1930-е гг., стала такая форма организации оборонной науки и производства, которая успешно реализовывала оснащение ВВСТ ВС СССР почти независимо от уровня технико-экономического развития гражданских отраслей промышленности и в условиях многоаспектного противостояния с крупнейшими военными державами планеты на протяжении почти полувека. Однако с учетом необратимого замедления темпов роста советской экономики со второй половины 1970-х гг. и постепенной деградации отношений со странами, входившими в Организацию Варшавского договора, советский ВПК в созданных масштабах в конечном итоге оказался слишком большим и избыточно ресурсоемким.

С трудом пережив трансформационный кризис 1990-х гг., российский ОПК все же смог начать восстанавливать свои научно-технические и производственно-технологические возможности, сперва медленно, а со второй половины 2000-х гг. – все быстрее и на более системной основе.

Каковы актуальные тенденции развития ОПК (cм. подробнее )? Посмотрим на его обобщенную динамику в сравнении с остальной промышленностью России за последнее десятилетие (рис. 1).

Рис. 1. Динамика развития промышленности, гражданского машиностроения (МСК) и промышленности ОПК (число раз к 2009 г., нарастающим итогом)

Как видно по рис. 1, промышленное производство в России в целом после 2013 г. находится в стагнации, и темпы роста составляют немногим более 2% в год (как это было в 2017–2018 гг.) – это путь к дальнейшему отставанию в масштабах мировой экономики.

Чуть лучше дело обстоит с гражданскими отраслями машиностроительного комплекса, который вырос после кризисного 2009 г. более чем в 1,5 раза, но его заметный подъем наблюдался только в посткризисный период (в 2010–2012 гг.), а в последующие годы этот комплекс также перешел к стагнирующему развитию.

На этом фоне динамика промышленности ОПК на первый взгляд выглядит блестяще: за последнее десятилетие она более чем удвоила свои объемы. Очевидно, что такое развитие обусловлено существенным наращиванием различных форм государственной поддержки. Но с 2017 г. темпы роста промышленности ОПК резко замедлились (3,4% в 2017 г. в сравнении с 9,5% в 2016 г.), а с 2018 г. объем промышленной продукции, произведенной организациями ОПК, в сопоставимых ценах впервые за два десятилетия снизился (на 2,5%) – за счет резкого падения выпуска продукции военного назначения.

Почему это произошло? Посмотрим на данные рис. 2.

Рис. 2. Номинальные расходы по статье «Национальная оборона» (НО) и военным НИОКР за период 2010–2018 гг. (левая шкала); динамика НО и ГОЗ (правая шкала)
* Экспертные оценки динамики ГОЗ с учетом дефлятора ОПК

Анализ данных, приведенных на рис. 2, показывает, что абсолютные объемы выпуска ОПК до 2017 г. включительно устойчиво возрастали за счет наращивания гособоронзаказа (ГОЗ) и, отчасти, экспорта ВВСТ.

Заметим, что расходы федерального бюджета по статье «Национальная оборона» стабильно росли до 2016 г. В 2016 г. военные расходы всех силовых ведомств секвестрировали на 10% по сравнению с плановыми, а Минобороны РФ – на 5%, в 2017 г. – снова сократили на 10%, а Минобороны РФ – на 6% .

Также по рис. 2 видно, что в 2016–2018 гг. Правительство РФ ускоренными темпами закрывало так называемую схему «кредитного ГОЗ» – дополнительного финансирования ОПК банками под гарантии государства (на 792,0; 186,8 и 477,0 млрд руб.) (см. подробнее табл. 1).

Табл. 1. Реализация государственных гарантий в ходе выполнения «кредитного ГОЗ» в 2011–2018 гг., млрд руб.

Источники: Казначейство РФ, Счетная палата РФ, распоряжения Правительства РФ, Минобороны РФ, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара , расчеты автора.
* Общий дефлированный итог для банков в ценах 2018 г.

По данным табл. 1 видно, что в общей сложности федеральный бюджет за последние четыре года выплатил чуть более 1,6 трлн руб. (из них 792 млрд руб. за счет продажи пакета акций «Роснефти» иностранному инвестору), а «чистый» доход банков в ценах 2018 г. составил чуть более 0,2 трлн и в конечном счете (с учетом погашения оставшихся 200 млрд) достигнет примерно 0,3 трлн руб. Экономия бюджета от досрочного завершения «кредитного ГОЗ» уже составила порядка 131 млрд руб. .

Заметим также, что в 2018–2019 гг. объем гособоронзаказа (в части, касающейся Минобороны РФ) стабилизировался на уровне порядка 1,5 трлн руб. .

В 2018 г. в состав Воздушно-космических сил РФ поставлено 126 современных самолетов и вертолетов (включая модернизированные), четыре полковых комплекта зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400, девять КА. В боевой состав ВМФ принято 14 кораблей и катеров, а также 11 судов обеспечения. Сухопутные войска получили более 250 танков и боевых бронемашин. Также нужно отметить, что с 2017 г. кассовое исполнение военных расходов остается на уровне 95–97%, чтобы предотвратить дальнейший рост дебиторской задолженности по выданным авансам , так как предприятия ОПК не справляются со сроками закрытия контрактов.

Благодаря существенному росту гособоронзаказа доля гражданской продукции в выпуске ОПК за последние годы плавно сокращалась: примерно с одной трети в 2011 г. до 15,9% в 2015 г.

В 2016 г. гражданская продукция выросла на 16,9%, скомпенсировав падение гражданского производства в 2015 г. (–13,4%). В целом абсолютные приросты гражданской промышленной продукции ОПК в 2013–2016 гг. были либо близки к нулю, либо отрицательны, за исключением авиационной промышленности (и отчасти радиоэлектронного комплекса), где государство реализовало значительное число разнообразных мер господдержки, направленных, в том числе, и на увеличение выпуска гражданской продукции.

И только с 2017 г. выпуск высокотехнологичной продукции за счет диверсификации стал устойчиво увеличиваться. В 2018 г. объем гражданской продукции вырос на 8,8%, и она стала единственным положительным компонентом роста ОПК, а ее доля в промышленности ОПК составила 20,9%.

Таким образом, предыдущий ключевой источник роста ОПК – гособоронзаказ – к настоящему времени и на среднесрочную перспективу исчерпал свои возможности.

Поэтому получается, что реализация задачи диверсификации производства предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса как бы естественным образом становится единственным путем его развития.

При этом локальные проблемы диверсификации, связанные, с одной стороны, с низкой конкурентоспособностью этой продукции, высокой зависимостью выпуска от импортных комплектующих и технологий, недостаточной емкостью внутренних рынков, а с другой – со скрытым нежеланием руководства многих организаций ОПК осваивать новую гражданскую продукции из-за недостатка инвестиций и широкого спектра слабо просчитываемых рисков, хорошо известны .

Однако если первый промежуточный этап диверсификации досрочно выполнен, то, может быть, достижение двух оставшихся «контрольных точек» приведет к процветанию комплекса? К сожалению, это не так.

Хроническим вопросом, а в ряде аспектов с 2017 г. даже обострившейся проблемой стало увеличение задолженности по кредитам и займам, обусловленное нарастанием зависимости от внешних источников финансирования. У трети организации ОПК доля собственных средств в структуре источников средств составляет менее 30%. Общая проблемная задолженность предприятий измеряется сотнями и сотнями миллиардов рублей. У десятков крупных организаций объем задолженности превышает размер выручки, полученной за отчетный период. А наращивание объемов выпуска гражданской продукции в ряде случаев только увеличивает долги предприятий, т.к. многие проекты на начальной фазе убыточны.

Сложившийся комплекс условий, провоцирующих перманентное нарастание задолженности предприятий (а не проблемы диверсификации), становится системной проблемой ОПК.

Дополнительно в среднесрочной (а при неблагоприятном стечении обстоятельств – и в краткосрочной) перспективе произойдет резкое ухудшение макроэкономической конъюнктуры, которое может спровоцировать глобальный финансово-экономический кризис.

По этому поводу идут многочисленные дискуссии, в которых выражаются полярные точки зрения (см., например, ), но, вероятнее всего, этот кризис окажется лишь частью масштабной трансформации глобальной экономики и, следовательно, по своей динамике и последствиям будет сильно отличаться от циклических кризисов, к которым готовятся денежные власти многих стран. И организациям ОПК лучше заблаговременно подготовиться к этой ситуации, тем более, что кризис – это еще и новые возможности, связанные с неравномерным высвобождением рыночных ниш.

Следовательно, требуется переформулирование стратегических целей развития ОПК. При этом диверсификация должна стать инструментом, а не формальной целью функционирования ОПК. Механизмы управления и поддержки долгосрочного развития ОПК должны учитывать принципиально новую ситуацию – с одной стороны, сейчас в оборонно-промышленном комплексе нет избыточных мощностей, как это было в СССР в 1980-х гг., а с другой – российский ОПК унаследовал от советской эпохи закрытость от гражданских отраслей машиностроения. Это становится тормозом его развития, т.к. экономика РФ не сможет повторить схемы решений, успешных в советское время, ни по типу функционирования, ни по ресурсному обеспечению.

Ключевой задачей на среднесрочную перспективу становится стимулирование коммерциализации технологий и интеллектуальной собственности, налаживание бережливого производства, наращивание массы прибыли и реинвестирование ее в научно-технические заделы и новые высокорентабельные производства.

При этом в рамках государственных форм поддержки целесообразно разделять контракты на следующие виды:

  1. Планово убыточные проекты, разработка и производство которых необходимы с учетом стратегических интересов страны (МС-21 и др.).
  2. Высокомаржинальные проекты, потенциально способные не только поддерживать текущее функционирование, но и решать задачи развития предприятий.

Возможно включение в контур диверсифицируемых предприятий внешних команд, обладающих необходимыми компетенциями, или покупка технологических компаний, имеющих свои инновационные решения и ниши на рынках высокотехнологичной продукции. Целесообразно и выделение гражданских высокотехнологичных производств в отдельные бизнесы, с образованием отдельных юридических лиц, затем включаемых в состав ИС.

Что касается долгосрочных целей, ОПК необходимо постепенно трансформировать в открытый комплекс, способный решать задачи создания и мультиплицирования высокомаржинальных технологических бизнесов. При этом потребуется создать систему современного маркетинга, стимулирующего продвижение гражданской высокотехнологичной продукции на внутренний и внешние рынки.

Последнее, в частности, потребует переориентации предприятий на развитие иных бизнес-моделей, технологических и организационных компетенций (как в части проектирования продукции, построения кооперации, так и в отношении организации системы продаж и послепродажного обслуживания), сопрягаемых с оборонными производствами.

©»Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 4 (57) 2019г. , Санкт-Петербург

  1. Козлов П. Путин потребовал к 2020 году обеспечить диверсификацию продукции ОПК // Ведомости, 08.09.2016.
  2. Перечень поручений Президента РФ В.В. Путина от 23 сентября 2016 г. №Пр-1845 (пп. 1 «г», 2) по итогам совещания «О мерах по использованию потенциала оборонно-промышленного комплекса для выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках».
  3. Перечень поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г. от 5 декабря 2016 г. Пр-2346 (п. 1 «ж»).
  4. Доклад Экспертного совета председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ «Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках». V Международный форум технологического развития «Технопром». – Новосибирск, 2017. – 20 с.
  5. Перечень поручений Президента РФ от 17 февраля 2018 г. № Пр-288 по итогам совещания по вопросу диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК.
  6. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2019 год и основных результатах деятельности за 2018 год. Минпромторг РФ, апрель 2019 г. – 155 с.
  7. Фролов И. Оценка развития российского высокотехнологичного комплекса в условиях низкой инфляции и ограниченности господдержки // Проблемы прогнозирования, 2019, №4. С. 3–15.
  8. Фаличев О. Рублем по террористам // Военно-промышленный курьер. № 1, 10.01.2018.
  9. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы. Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. (Вып. 40). М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. – 656 с.
  10. Криворучко А. Основные плановые поставки новейших образцов вооружения, военной и специальной техники идут по графику. Выполнение гособоронзаказа в цифрах и фактах // Красная звезда, 19.12.2018.
  11. Довгучиц C., Журенков Д. Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2017. №4. С. 7–17.
  12. Aizenman J., Cheun Y.-W., de Haan J., eds. Journal of International Money and Finance, 2016, vol. 66, pp. 1–170.
  13. Афонцев С. Новые тенденции в развитии мировой экономики // Мировая экономика и международное отношения. Т. 63, №5, 2019. С. 36–46.