Проблемы индивидуального жилищного строительства

Асаул А.Н., Денисова И.В.
Индивидуальное жилищное строительство — перспективное направление развития сельских поселений (на примере Ленинградской области)
Монография. СПб., 2002

Предыдущая

Глава II. Развитие индивидуального жилищного строительства в сельской местности

Развитие ИЖС в сельской местности невозможно осуществлять обособленно от других сфер хозяйства региона. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость взаимосвязи развития ИЖС с другими плановыми направлениями социально-экономического развития сельской местности и решения проблем развития ИЖС адекватно решению других проблем в сельской местности региона.

На настоящий момент с целью развития ИЖС в сельской местности, по мнению авторов, следует придерживаться следующих принципов управления экономическими процессами:

интеграция программ и проектов региона в единый структурированный список с учетом различных форм участия государственных органов в их реализации;

соединение различных источников финансирования, имеющихся в регионе, в рамках единого регионального бюджета развития сельской местности;

формирование единых требований к программам и проектам развития сельской местности и процедур их отбора;

формирование системы очередности программ и проектов развития сельской местности (подразделение их этапы); конкурс незавершенных программ и проектов;

включение в методику отбора и выдвижения программ и проектов развития сельской местности принципа территориального подхода к реализации с целью развития территорий и объектов инфраструктуры и др.

Формирование социальной адаптации в агропромышленной сфере (в том числе развитие ИЖС) следует считать одним из факторов устойчивого развития АПК.

По мнению О.В. Иншакова важнейшей тенденцией развития АПК является необходимость проявления его свойства устойчивости. Стремясь к устойчивому развитию АПК должен реагировать «на отставание тех или иных звеньев и автоматически ориентируется на укрепление и преимущественное развитие отстающих звеньев» .

При определении устойчивости развития АПК О.В. Иншаков предлагает следующий подход – определять коэффициент вариации параметров развития для j-й сферы (например, ИЖС в сельской местности) АПК:

(1)

где – коэффициент вариации параметров развития для j-й сферы АПК;

yj – фактический уровень явлений в i-й период времени;

– теоретический (выровненный уровень);

n – число уровней ряда;

– средний уровень эмпирического ряда j-й сферы АПК;

– среднее квадратическое отклонение.

«Чем меньше отклонение фактических уровней ряда от теоретических ( – случайная компонента), тем в большей степени это отклонение можно считать обусловленным тенденций ряда, т.е. основными, достоверными, определяющими факторами, которые и формируют величину уровня на данном этапе развития» .

Коэффициент устойчивости для j-й сферы (Uj – в нашем случае развитие ИЖС в сельской местности) АПК определяется как :

Таким образом, интегральный коэффициент устойчивости АПК в целом обуславливается коэффициентом устойчивости каждой отдельно взятой сферы и ее значимостью в общей политике региона в отношении сельской местности.

Следует отметить, что существенной частью политики региона является ценовая политика и ее инструменты.

Задачами ценовой политики в сельской местности в сфере производства сельскохозяйственной продукции являются :

обеспечение дохода сельскохозяйственным производителям;

обеспечение населения сельскохозяйственной продукции, как продуктом потребления;

решение внешнеэкономических задач.

В настоящее время сложилось такое направление государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, как применение системы гарантированных цен. Такая система может применяться, когда существует избыток какого-либо вида сельскохозяйственной продукции, и рыночная цена на него может опуститься ниже себестоимости выпуска сельскохозяйственной продукции. В свете такой тенденции сельским жителям, которые будут расплачиваться за строительство индивидуального жилого дома сельскохозяйственной продукцией, возможно будет установление гарантированной цены, которая будет соответствовать погашаемой сумме по кредитам на ИЖС. В результате этого для сельских жителей не потеряет актуальность данный способ расчетов по кредитам.

Важно отметить, что в настоящее время многие регионы придерживаются политики определения региональной потребности в определенном виде сельскохозяйственной продукции.

Региональная потребность в определенных видах сельскохозяйственной продукции может определяться в двух вариантах :

1. Потребность, обеспеченная платежеспособным спросом в соответствии с рыночными условиями.

2. Потенциальная потребность, определяемая исходя из физической потребности в том или ином виде сельскохозяйственной продукции с целью потребления, удовлетворение которой требует снижения цен.

Степень удовлетворения потребности региона в определенном виде сельскохозяйственной продукции может определяться отношением объема реализации данного вида продукции к потенциальной потребности региона в этом виде.

Для оценки возможностей расширения производства и вывоза конкретного вида продукции можно использовать показатель потенциальных возможностей производства этой продукции, определяемого отношением объема производства данного к показателю технологической возможности его производства (т.е. производственной мощности).

С целью увеличения или уменьшения производства того или иного вида сельскохозяйственной продукции эквивалент цены на него по отношению к ежемесячной сумме погашения кредита на ИЖС и процентов по нему может увеличиваться или уменьшаться. Тем самым с одновременным развитием ИЖС может регулироваться спрос и предложение на рынке сельскохозяйственной продукции.

Исторически Россия была зерноэспортирующей страной. Так, и в настоящее время, приоритетным направлением АПК сложилось зерновое производство. Такое развитие «определяется его большой социальной значимостью в решении проблемы обеспечения населения продовольствием, и, прежде всего, хлебопродуктами, за счет которых удовлетворяется до 40 % дневной потребности человека в пище» .

С целью развития этого направления в сельскохозяйственном производстве Минсельхозом РФ в соответствии с поручением Правительства РФ была подготовлена программа «Зерно», которая призвана обеспечить устойчивое производство и развитие рынка зерна на 2001-2005гг. и до 2010г. Основная цель реализации данной программы – создать благоприятные условия для эффективного производства зерна и развития зернового рынка и обеспечить, на этой основе, внутренние потребности России в зерне, а также выход на внешний рынок с конкурентоспособной продукцией.

Пути усиления роли государства на зерновом рынке, заложены также в документе «Основные направления развития зернового хозяйства и регулирование рынка зерна в России». Необходимость государственного регулирования связана с тем, что этот системообразующий рынок в наибольшей степени подвержен как ценовым, так и товарным колебаниям .

В настоящее время подготовлен проект программы «Обеспечение занятости и увеличение доходов сельского населения России», в котором дается общая характеристика проблемы на основе статистических данных, представляются подходы к решению проблемы, поставлены цели, задачи и изложены принципы программы, рассмотрены пилотные объекты, определены направления осуществления проекта и пути, а также характеризуется поддержка реализации программы.

Следует заметить, что развитие ИЖС в сельской местности, а также создание и сохранение рабочих мест на селе связаны с общей политикой региона в области формирования потенциальных застройщиков. Именно в связи с этим развитие ИЖС не возможно осуществлять без попыток улучшить общий уровень проживания сельских жителей.

Проблемы, на решение которых направлен проект, актуальны для всех регионов РФ, однако особую остроту они приобретают в тех поселениях, которые находятся в менее благоприятных условиях развития (относительно худшие условия для ведения сельского хозяйства, удаленность рынков, низкая плотность населения и/или ярко выраженная тенденция снижения численности населения, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, отставание в социально-экономическом развитии и т.д.). В качестве пилотного региона по применению данной программы был выбран Лодейнопольский район Ленинградской области, так как именно он обладает в настоящее время вышеперечисленными качествами .

Кроме того, развитие ИЖС в сельской местности должно осуществляться наряду с развитием социальной инфрастуктурой села, проблемы которого могут быть решены только в рамках специально разработанных программ. В связи с этим одной из задач программы «Обеспечение занятости и увеличение доходов сельского населения России» является мобилизация внутренних ресурсов сельских сообществ для развития сельской социальной инфраструктуры путем разработки моделей взаимодействия местной администрации и сельских предпринимателей.

Для осуществления данной задачи в проекте предлагается:

осуществить инвентаризацию объектов социальной инфраструктуры в сельской местности;

выявить путем социологических исследований и ранжировать потребности сельского населения в услугах социального характера;

изучить какими возможностями располагает местная администрация региона;

исследовать какие шаги для решения этой проблемы могут быть предприняты сельскими предпринимателями;

разработать методом интерактивного планирования предложения по оказанию социальных услуг;

создать институты по их предоставления;

организовать общественные работы.

При таком подходе к развитию сельской местности в отдельно взятом регионе, развитие ИЖС может приобрести высокие масштабы и спрос на современные индивидуальные жилых дома будет поступательно возрастать.

С целью формирования благоприятного инвестиционного климата в сельской местности в России был создан Центр международных инвестиций в АПК, которой действует на основе одобренной Минсельхозом РФ инвестиционной программы для АПК. Центр призван «стать одним из институтов своеобразного инвестиционного холдинга, который способен обеспечить в комплексе решение проблем инвестиций в АПК» . Основные задачи Центра на настоящее время:

проанализировать все действующие федеральные и региональные законодательства, ведомственные инструкции и положения, состояние экономики в регионах России, криминогенную обстановку в аграрных сферах, обработать полученные результаты и постоянно формировать предложения для Правительства РФ по изменению действующих норм и положений, регулирующих инвестиционный процесс с учетом особенностей АПК;

формировать инфрастуктуру для осуществления крупных инвестиционных проектов в сфере АПК.

Решение данных поставленных задач будет определенным образом способствовать и развитию ИЖС в сельской местности. В том числе на это будут положительно влиять такие факторы как привлечение дополнительных рабочих кадров, повышение заработной платы работников, участвующих в реализации инвестиционных проектов и др.

В целом, следует заметить, что все вышеперечисленные вопросы обсуждались на круглом столе «Социальное развитие села». По итогам круглого стола Правительству РФ было рекомендовано принять федеральные целевые программы, рассчитанные на срок до 2005г. по жилищному, культурно-бытовому строительству на селе, прокладке автомобильных дорог, электрификации, газификации, водоснабжению, развитию средств связи и др. Соответствующие программы было рекомендовано разработать и осуществить в каждом субъекте РФ.

На настоящее время существует проект федерального закона «О социальном развитии сельских поселений», в котором устанавливаются основные функции села, цели и основные направления государственной политики в области социального развития села, рассмотрены источники финансового обеспечения социального развития села и др. Данный закон призван быть программно-правовым документом, направленным на создание системы льгот для стимулирования развития социальной сферы села, который основан на концепции стратегической цели выравнивания условий жизни в городе и деревне, возможностей труда, вложения инвестиций и др. . С целью решения задач данного федерального закона в регионах России принимаются различные акты, регулирующие направления развития сельской местности.

Таким образом, исследования позволили авторам прийти к следующим выводам:

1. В связи с особенностями ИЖС в сельской местности (такими как, необходимость подсобных построек, относительно малые объемы строительно-монтажных работ на каждом объекте, ярковыраженные региональные особенности ИЖС в сельской местности и др.) применение традиционных подходов к реализации проектов жилищного строительства является затруднительным.

2. При формировании концепции деятельности Фонда следует учитывать положительный и отрицательный опыт развития ИЖС в сельской местности, существующую законодательную и нормативную базу в области финансирования ИЖС, состояние платежеспособности у сельского населения.

3. В основе формирования принципов и задач деятельности Фонда должны лежать существующие условия, в которых предстоит действовать Фонду и проблемы, стоящие перед развитием ИЖС в сельской местности на момент создания такого Фонда, а также учитываться сопутствующие проблемы.

Предыдущая

В проектировании при разработке проектно-сметной документации в целях определения требований к объекту нормирования прежде всего следует грамотно классифицировать объект. В этом случае на помощь должен приходить понятийный аппарат, который играет первостепенную роль для установления идентификационных признаков объекта.

Именно термины и понятия вместо разъяснений часто служат предметом споров как среди проектного сообщества, так и юристов. Можно предположить, что такая практика вызвана наличием «технических норм» и «норм права». Судебная практика свидетельствует о множественных спорах по земельным участкам и объектах на них МЖС.

Вопросами в этой сфере деятельности по разработке и утверждению законов, подзаконных актов, НПА ФОИВ и нормативных технических документов занимаются различные федеральные органы исполнительной власти. Свой отпечаток вносит и региональная законодательная и нормативная базы, которая в некоторых случаях имеет противоречия с федеральной базой.

По нормативным техническим документам должна быть заложена концепция издания всех обязательных строительных и проектных требований в документах одного федерального министерства для улучшения качества издаваемых документов. Такая система была в СССР это система СНиП (строительные, пожарные, санитарные требования в одном документе).

Главным законодательным актом в области деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.

С момента введения ГрК к нему утверждены 85-ть изменений из которых к малоэтажной жилой застройке (строительству) можно отнести лишь некоторые косвенные позиции:

  • Процедура получения разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства .
  • Упоминание о жилых домах с количеством этажей не более чем три для которых не требуется прохождение экспертизы .
  • В составе жилых зон выделяются индивидуальные жилые дома, малоэтажные жилые дома, среднеэтажные и многоэтажные жилые дома .

Понятия «индивидуальное жилищное строительство» и «малоэтажное жилищное строительство» отсутствуют .

Доля малоэтажного жилья в России должна увеличиться к 2015 г. до 60% в общем объеме вводимого жилья по реализации ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Планируемые изменения законодательства должны найти отражение в «дорожной карте» по Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства. С учетом стратегии развития малоэтажного строительства в Российской Федерации правовая и техническая база должна быть современной и непротиворечивой.

Виды разрешенного использования земельных участков

Виды разрешенного использования земельных участков, как правило, определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 сентября 2014 г. Регистрационный N 33995) определены важные понятия:

Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) — Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений.

Приусадебный участок личного подсобного хозяйства — Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Блокированная жилая застройка — Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощей и ягодных культур, размещение гаражей и иных вспомогательных сооружений.

Передвижное жилье — Размещение сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, кемпинги, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящимся на земельном участке или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования.

Некоторые комментария и разъяснения в связи с принятием приказа МЭР РФ от 1 сентября 2014 г. № 540:

Так как Правила землепользования и застройки являются основным источником сведений о видах разрешенного использования земельных участков, то в соответствии с положениями Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2020 органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны внести изменения в Правила землепользования и застройки в части приведения установленных в них видов разрешенного использования в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором.

Сейчас основной документ для получения разрешения на строительство для застройщиков – градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Он содержит информацию о земельном участке и параметры его застройки.

По приказу МЭР РФ от 1 сентября 2014 г. № 540, в малоэтажную жилую застройку – включено индивидуальное жилищное строительство «высотой не выше трех надземных этажей», в то время как в ГрК РФ записано «с количеством этажей не более чем три» . Здесь стоит вспомнить, что в количество этажей при подсчете входят как подземные так и надземные этажи. В случае возведения застройщиком индивидуального жилищного дома, состоящего из одного подземного этажа и трех надземных этажей, объект должен подлежать экспертизе.

Понятийный аппарат малоэтажных жилых домов

Предлагаю ознакомиться с документами федерального и регионального уровней, где есть термины или упоминание о малоэтажном жилищном строительстве:

Федеральный уровень:
СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» ввел термины и определения :

  • Дом жилой блокированный
  • Блок жилой автономный
  • Дом жилой одноквартирный

Областью применения настоящего документа указано о распространении его на – объекты индивидуального жилищного строительства. Можно предположитьтождественность терминов «объекты индивидуального жилищного строительства» и «дома жилые одноквартирные»

СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» ввел термины и определения :

  • Жилое строение
  • Жилой дом
СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий»:

  • Зона (район) застройки
  • Зона усадебной застройки
  • Зона коттеджной застройки
  • Блокированные жилые дома
СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» ввел термины и определения :

  • блок жилой
  • блокированный жилой дом
  • дом жилой одноквартирный
  • организованная малоэтажная застройка
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

  • Ф1.4 — одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные; .
Региональный уровень:
МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки» :

  • Коттедж
  • Блокированный жилой дом
  • Участок коттеджной застройки
  • Коттеджная застройка
  • Группа участков коттеджной застройки
  • Комплекс коттеджной застройки
  • Минимальный состав помещений коттеджа (квартиры блокированного жилого дома)
  • Развитый состав помещений (квартиры блокированного жилого дома)

Решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 (ред. от 26.03.2015) «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» ввел термины и определения :

  • жилой дом
  • индивидуальный жилой дом
  • жилой дом блокированной застройки
  • малоэтажный жилой дом
Решение городской Думы Краснодара от 19.07.2012 N 32 п.13 (ред. от 21.10.2014) «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар» выдержки из текста:

  • индивидуальные жилые дома усадебного типа

Надо полагать дома усадебного типа могут возводиться только на приусадебных земельных участках

Кроме всех этих терминов и определений (см. выше) существует целое множество наименований объектов строительства при проектировании:

Сайты недвижимости и рекламные компании, уличные баннеры пестрят этими заголовками, юридическое подкрепление которых нет.

Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердило План разработки и актуализации сводов правил на 2015 год и плановый период до 2017 года, который предполагает пересмотр СП 55.13330.2011, в котором особое внимание уделить разделу термины и определения, а также нормативным расстояниям.

Предлагаю рассмотреть федеральное финансирование работ по пересмотру МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки» с переводом в статус СП. Актуальность документа сегодня не уступает многоквартирным жилым домам.

Про здания, строения, сооружения

Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»» исключил по тексту – слово «строение». Так например ранее в статье 1:а) в части 1 слова «зданиям, сооружениям и строениям,» заменить словами «зданиям и сооружениям,». Исходя из этого можно говорить о том, что «строения» не являются объектом пожарного нормирования.

В свою очередь по тексту Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ слово «строение» не исключено. Например, ст.1 10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

Расстояния, отступы, разрывы в «малоэтажке»

Сегодня при проектировании МЖС нормативные требования по расстояниям устанавливаются различными нормативными документами. Не всегда эти требования можно оперативно найти при проектировании или знать о нормировании такого расстояния.

Есть хороший пример по определению всех расстояний по инженерным сетям, сведенным в одну Таблицу 15 СП 42.13330 вместо того, чтобы открывать каждый документ в отдельности. По такому же принципу можно разработать Таблицу нормативных расстояний для ИЖС, где отобразить все возможные нормативные расстояния и отступы.

Итак, виды нормативных расстояний:

  • Санитарно-бытовые,
  • Санитарно- ветеринарные правила,
  • Противопожарные,
  • Градостроительные (отступ от межи),
  • Экологические,
  • Строительные (сейсмические расстояния по обрушению),
  • Расстояния от инженерных сетей (подземных и надземных).

Все расстояния, отступы, разрывы в «малоэтажке» можно условно разделить на нормативные расстояние в границах отвода земельного участка и снаружи участка (территории под ИЖС, ДНП, СНТ(П), ЛПХ). В некоторых случаях следует выделять транспортную доступность (удаленность) на общественном транспорте в часах.

В Таблице 2 приведена частично нормативная база по различным расстояниям, отступам и разрывам для малоэтажной жилой застройки (ИЖС, ДНП, СНП).

Расстояния участков садоводческих товариществ по доступности на общественном транспорте располагать как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов — не более 2 ч.

Расстояния от инженерных сетей регулируются:

— СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» 12.35 Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий и сооружений следует принимать в соответствии с СП 62.13330.

12.36 Расстояния по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по таблице 16, а на вводах инженерных сетей в зданиях сельских поселений — не менее 0,5 м. При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4 м расстояния, указанные в таблице 16, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до сетей инженерно-технического обеспечения следует принимать в соответствии с СП 62.13330.

— СП 124.13330.2012 «Тепловые сети»
Приложение А (обязательное). Расстояния от строительных конструкций тепловых сетей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке до зданий, сооружений и инженерных сетей

— СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения»

6.1.3 Расположение сетей на генеральных планах, а также минимальные расстояния в плане и при пересечениях от наружной поверхности труб до сооружений и инженерных коммуникаций должны приниматься согласно СП 42.13330.

— СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

11.48 Расположение линий водопровода на генеральных планах, а также минимальные расстояния в плане и при пересечениях от наружной поверхности труб до сооружений и инженерных сетей должны приниматься согласно СП 18.13330 и СП 42.13330.

Расстояния от Деревьев и Кустарников регулируются:

— Требования СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Настоящими санитарными правилами установлено в случае озеленения придомовой территории жилых зданий необходимо учитывать, что расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников — 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа. Данные требования можно отнести и к требованиям распространяющимися на земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

— СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

п.9.5 Расстояние от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать в соответствии с таблицей 3.

Перечень нормативных технических документов по проектированию Малоэтажных домов

Нормативные технические документы (в том числе части и разделы документов):

СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные»

СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»

СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

СП 11-106-97 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих объединений граждан»

СП 11-111-99 «Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства»

МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки»

СП 31-106-2002 «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов»

МДС 13-6.2000 «Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания»

МДС 41.2-2000 «Инструкция по размещению тепловых агрегатов, пред-ых для отопления и горячего водо-ия одноквартирных или блокированных жилых домов»

Стандарт АВОК 8.2-2008 «Комплекс систем интеллектуализации малоэтажных и коттеджных зданий»

Законы и подзаконные акты, НПА:

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Приказ Минрегиона РФ от 28.06.2010 N 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса». *Документ фактически утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 05.05.2014 N 223/пр, которым утверждены условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса.

Разъяснения к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 года №303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса»

Приказ Минстроя России от 05.05.2014 N223/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса».

Выводы и предложения:

  • На законодательном уровне (Градостроительный кодекс) закрепить понятия «индивидуальное жилищное строительство» и «малоэтажное жилищное строительство».
  • Разработать законопроект по исключению понятия «строение» из Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  • Причесать понятийный аппарат по малоэтажному жилищному строительству.
  • Дополнить СП 42.13330.2011 сведенными таблицами по отступам, расстояниям для ИЖС
  • Привести в соответствие требования расстояний пожарной безопасности СП 53.13330.2011 и СП 55.13330.2011 с п.4.3 и п.4.13 Таблица 1 СП 4.13130.2013. Работа по пересмотру СП 55.13330.2011 предусмотрена Планом пересмотра 2015-2017 Минстроя России в рамках конкурса проводимого ФАУ «ФЦС» под Лотом №4, выделяемая сумма 5 500 000,00 рублей.
  • На II Всероссийском съезде НОПРИЗ принята Смета расходов на содержание Национального объединения изыскателей и проектировщиков с 30 марта по 31 декабря 2015 года. Пунктом два Сметы предусмотрено — Развитие, совершенствование и гармонизация системы технического регулирования (по соглашению с Минстроем России и по решению Совета НОПРИЗ) в сумме 25 000 000 рублей, в т.ч. по обязательствам прошлых лет 2 736 633,28 рублей. Предлагаю рассмотреть возможность пересмотра МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки» с переводом в статус Свода правил.

Таблица 2

Руководитель Технического отдела, Архитектор ООО «Девелопмент-проект», г. Краснодар