Проблемы и перспективы ОМС

Сегодня добровольное медицинское страхование — один из самых востребованных видов страховой защиты в России. Свидетельство этому — темпы роста отрасли, которые составляют около 20% на протяжении уже нескольких лет. В частности, по итогам 2005 года общий объем взносов, собранных по ДМС российскими страховщиками, достиг 45,7 млрд руб. Совокупный объем выплат по итогам 2005 года составил 35,3 млрд. руб.

Одна из основных предпосылок активного развития ДМС — плачевное состояние государственной, формально бесплатной медицины, финансирование которой осуществляется через систему обязательного медицинского страхования. По мнению большинства специалистов, существующая система финансирования здравоохранения уже давно доказала свою несостоятельность, а основные принципы ОМС так и не заработали. По-прежнему граждане не могут выбрать страховую компанию и медицинское учреждение, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, действует разделение застрахованных по территориальному признаку, а о защите их прав никто и не вспоминает. Поэтому неудивительно, что люди, желающие получать качественную медицинскую помощь и имеющие для этого хотя бы минимальные возможности, предпочитают платные услуги. Один из распространенных вариантов получения платной медицинской помощи — непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг. Однако добровольное медицинское страхование более выгодно за счет рисковой составляющей, позволяющей избежать непредвиденных расходов, и, что столь же важно, благодаря контролю качества лечения и объема оказанных услуг со стороны страховой компании.

Добровольное медицинское страхование востребовано, в основном, корпоративными клиентами. На них приходится около 90% взносов, собранных по программам ДМС. Объяснений несколько. С одной стороны, это рост социальной ответственности бизнеса, когда страхование сотрудников становится неотъемлемой частью компенсационного пакета во все большем числе компаний. При этом программы ДМС на многих предприятиях, особенно в высокотехнологичных отраслях, рассматриваются уже не только как способ материального стимулирования сотрудников, но и как важный инструмент повышения эффективности бизнеса за счет улучшения здоровья персонала. С другой стороны, гражданам нередко куда проще обращаться в лечебное учреждение напрямую, минуя страховую компанию. Ведь, в отличие от фирм, которые имеют налоговые льготы при использовании программ ДМС, частные лица таких льгот не получают.

Самим страховым компаниям тоже проще работать с корпоративными клиентами, так как при страховании больших коллективов риски равномерно распределяются среди всех сотрудников, соответственно, отпадает необходимость проведения обследования и оценки рисков по каждому застрахованному. Кроме того, при ДМС физических лиц происходит антиселекция (ухудшающий отбор) рисков, при котором за полисами обращаются преимущественно люди, которые уже знают, что в ближайшем будущем им придется воспользоваться медицинскими услугами. Все это значительно повышает стоимость полисов ДМС физических лиц, и делает их менее привлекательными по сравнению с корпоративным страхованием.

Перспективы развития частного ДМС позитивны, но вряд ли это вопрос ближайшего будущего. Для того, чтобы оно стало по-настоящему массовым видом страхования, должны произойти значительные изменения как в уровне благосостояния людей, так и в их психологии.

Государство в последнее время уделяет серьезное внимание совершенствованию системы здравоохранения — национальный проект «Здоровье» объявлен в качестве одного из приоритетных направлений развития страны на ближайшую перспективу. Но возникает вопрос, в какой мере его реализация затронет рыночный механизм финансирования отрасли — добровольное медицинское страхование?

Большинство опрошенных «Экспертом» специалистов считает, что нацпроект «Здоровье» никак не отразится на рынке ДМС, в особенности — на корпоративном страховании. Причины в том, что основная проблема действующей системы обязательного медицинского страхования (которая и побуждает страхователей приобретать полисы ДМС) — нехватка узких специалистов и очереди в районных поликлиниках — проектом «Здоровье» вряд ли будет решена. Проект «Здоровье» можно рассматривать как инвестиционный, призванный значительно улучшить здоровье нации. Впрочем, единовременное финансирование без дальнейшей поддержки не сможет решить проблем, сложившихся в здравоохранении.

Позитивное влияние национального проекта на развитие добровольного медицинского страхования будет заключаться в повышении качества медицинских услуг, в том числе и оказываемых по программам ДМС. Часто недостаточное оснащение лечебных учреждений, прежде всего в регионах, является препятствием для развития добровольного медицинского страхования.

Опыт развитых стран доказывает, что именно добровольное медицинское страхование — наиболее эффективный механизм финансирования медицины. Тем не менее, развитие ДМС в нашей стране, несмотря на большой потенциал его востребованности, наталкивается на преграды.

Важнейшим сдерживающим фактором являются низкие доходы значительной части населения и запаздывание формирования среднего класса, приводящие к дефициту массового спроса на коммерческое медицинское страхование. Возможным вариантом решения данной проблемы в перспективе могли бы стать субсидии государства малоимущим гражданам для использования ими программ ДМС. В таком случае страховые компании могли бы стать мощным инструментом финансирования здравоохранения за счет создания собственной инфраструктуры или инвестиций в существующие лечебные учреждения.

Часто развитию ДМС препятствуют и сами лечебные учреждения. Низкая конкуренция на рынке приводит к росту цен на медицинское обслуживание, при этом медучреждений, способных полноценно обслуживать такого рода программы, постоянно не хватает. Во многих, даже больших, городах существуют лишь несколько больниц или поликлиник, с которыми страховщики могли бы работать. Важной проблемой остается и распространенность «серой» медицины, препятствующей повышению культуры получения платных медицинских услуг.

Наконец, ограничивает масштабы сотрудничества страховых компаний и лечебных учреждений и конфликт интересов, связанный со стремлением медиков завысить стоимость и количество оказанных услуг. Страховщики отмечают, что медицинские учреждения иногда повышают цены несколько раз в год, из-за чего страховые компании вынуждены брать на себя дополнительные расходы, так как договоры со страхователями заключаются без учета повышения цен. При этом, по свидетельству многих страховщиков, качество лечения не улучшается, а иногда даже, наоборот, наблюдается явный регресс. Более того, желающих застраховаться по ДМС стало так много, что ряд клиник отказывается работать со страховыми компаниями, предпочитая осуществлять расчеты с пациентами напрямую, считая, видимо, контроль со стороны страховщиков слишком обременительным.

Наиболее критичный среди факторов, тормозящих развитие рынка добровольного медицинского страхования — фактор легитимности, иными словами, проблемы с налоговым законодательством в этой сфере. По закону отчисления на ДМС, которые можно относить на себестоимость, не должны превышать 3% от фонда оплаты труда предприятия. При этом в социальных пакетах крупных зарубежных компаний до 40% затрат на персонал относится к непрямым денежным выплатам, включающим и медицинское страхование, и пенсионный план, и страхование жизни.

Одним из наиболее действенных механизмов стимулирования развития ДМС могло бы стать увеличение размера вычета из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль на сумму страховых взносов, уплаченных по договорам ДМС. Также среди перспективных инструментов налогового стимулирования специалисты отмечают освобождение от налогообложения средств, направляемых страховыми организациями на формирование резерва предупредительных мероприятий по ДМС, и освобождение от налогообложения доходов, полученных гражданами в виде оплаты страховой компанией санаторно-курортных путевок. В то время как решение многих проблем, сдерживающих развитие ДМС, — вопрос длительного времени, приведение налогового законодательства в сфере медицинского страхования в соответствие с современными потребностями экономики позволило бы дать значительный импульс развитию ДМС в очень короткие сроки.

Обсудить на форуме

т* УДК 368.9.06 С.А. Бахматов

щ ББК 65.272.5 А.С. Чипизубова

(N ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Рассматриваются преимущества и недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе. Приводится классификация проблем обязательного медицинского страхования. Предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, проблемы, преимущества, недостатки.

(N

S.A. Bakhmatov A.S. Chipizubova

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE IN RUSSIA

Keywords: compulsory health insurance, problems, advantages, disadvantages.

Обязательное медицинское страхование было введено в России в 1991 г. с выходом Закона РФ «О медицинском страховании граждан», основным принципом которого являлось обеспечение граждан России . равными правами при получении медицинских услуг в соответствии с

osf Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинс-

и| S кой помощи. За 20-летний период в системе ОМС накопилось немало про-

и»| блем и противоречий, требующих специального изучения и решения.

‘jS С января 2011 г. началось поэтапное вступление в силу закона

¡А^| № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». Реализация

£»§ —————————————.. тт———— ————-

°о| снять проблему неоказания медицинской помощи гражданину, нахо-

» ст| дящемуся за пределами места постоянного проживания (а именно с

этим было связано более 40% жалоб граждан). Прежняя схема взаи-! морасчетов между разными субъектами Российской Федерации была

ggj очень сложна, не предусматривала четких обязательств одного субъек-

s®a та перед другим и, зачастую, медицинские организации не получали

деньги за лечение больного и не были заинтересованы в оказании ему

Н медицинской помощи. Теперь функция межтерриториальных расчетов

поднята на уровень Федерального фонда ОМС, который аккумулирует у себя часть средств и за счет них осуществляет расчеты.

Вторым направлением улучшения положения граждан стало повышение доступности медицинской помощи и выравнивание условий ее по-_ — лучения. На данный момент объемы, качество и доступность медицины в

РЧ разных регионах России существенно отличаются за счет различий в фи-

со нансовой обеспеченности и материально-технической базы. За 3-4 года

действия закона об ОМС, Программы модернизации здравоохранения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© СА. Бахматов, А.С. Чипизубова, 2012

С.А. Бахматов, А.С. Чипизубова

%

(?4

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

оК

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

н

нацпроекта «Здоровье» и закона «Об охране здоровья граждан» должны быть выровнены условия и качество медпомощи по всей территории РФ. Финансироваться данное направление будет за счет субвенций Федерального фонда в адрес более слабых регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье улучшение заключается в том, что начинает действовать право свободного выбора страховой компании и лечащего врача. Как следствие, должны измениться менталитет граждан и появиться ответственность за свой выбор.

Сегодня полностью открыт доступ частных медицинских организаций в систему ОМС, но желающих в нее попасть мало. Причина тому — слишком низкие тарифы. В настоящий момент, не редкость ситуация, когда тарифы покрывают не более 40% от полной суммы затрат. Кроме того, низкий тариф (наряду со слабой системой наказаний, которая сейчас будет меняться в сторону ужесточения) является причиной вынужденных приписок со стороны медучреждений. Полный тариф, включающий все статьи затрат медучреждения вступит в силу только с 2014 г.

Необходимо отметить, что с начала 2011 г. структура обращений граждан к страховщикам ОМС пока еще принципиально не изменилась. Около 20% обращений составляют жалобы на медучреждения, остальное — разного рода консультации, справки по выдаче полиса и т.д. Из общего числа жалоб около 40% — жалобы на неоказание, несвоевременное или некачественное оказание медицинской помощи, около 15% — жалобы на взимание денег за услуги, которые должны оказываться по ОМС бесплатно, остальные — на грубое обращение и прочие нарушения. Улучшение ситуации прогнозируется, но при этом следует понимать, что внедрение и реализация любого нового закона — это долгий процесс. Закон требует переориентации деятельности медучреждений и страховых компаний на гражданина. Медицинским организациям поставлена цель зарабатывать деньги, повышая количество и качество оказываемых гражданам медицинских услуг, а благополучие страховой компании теперь зависит от качества ее работы, от того, выберет ли ее гражданин.

Проблема заключается в том, что социальная эффективность ОМС имеет ограниченный характер, население пока еще не удовлетворено в полной мере качеством и доступностью медицинской помощи. Не способствует этому и принятый Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан». Признавая необходимость модернизации ОМС, он не меняет принципиально его основные характеристики и положения.

Современная концепция ОМС практически не учитывает положительный опыт и наработки, имеющиеся в западных моделях обязательного медицинского страхования. Полагаясь на российскую специфику, медицинское обслуживание населения по-прежнему осуществляется по территориальному принципу, что не позволяет развиваться конкуренции между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими учреждениями. Пациенты в такой модели остаются отчужденными субъектами ОМС. Решения в сфере медицинской помощи за них принимают страховщики, страхователи, исполнители медицинских услуг.

Кроме того, выбор страховых компаний на монополистическом или олигополистическом рынке большинства территорий страны не придаст стимула к более качественному обслуживанию населения.

В целом, организация обязательного медицинского страхования в России такова, что населению зачастую приходится оплачивать даже те

%

(N

тН

О

(N

2нё Яч >

Ен^ i

ой-

°i<s ^ 1

5s s

^ Л £ ё§|

» F I

8s!

«Jo

р-1©*

£м§ц

МО f £И4

нее

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

н

о

н

со

н

услуги, которые включены в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Дефицит специалистов вынуждает людей обращаться в негосударственные медицинские учреждения и центры. Роль страховщика в таком случае для пациента сводится лишь к выдаче полисов ОМС. Страховые медицинские организации, по сути, являются региональной сетью Территориальных фондов ОМС по выдаче полисов и финансированию медицинских учреждений. Никаких страховых функций они не осуществляют. В системе медицинского обслуживания обязательное медицинское страхование остается непонятной населению структурой. Место, роль и функции системы ОМС и сегодня «остаются за кадром» для пациентов.

Дальнейшим шагом развития системы медицинского страхования должен стать возврат страховых резервов по ОМС. СМО должны нести реальные страховые риски и не ограничиваться функцией посредника между ФФОМСом и медицинскими организациями. До 2011 г. страховые резервы позволяли медицинским страховщикам свободно и эффективно распределять денежные потоки и в случае непредвиденных расходов лечебных учреждений покрывать их в короткие сроки. Сейчас же СМО могут оплатить счета только в тех объемах, которые ей выделил ФФОМС. Это, в конечном счете, приводит к разрыву ликвидности у медицинских организаций и задержке зарплат медицинским работникам. Поэтому, на наш взгляд, только перевод СМО на страховые принципы повысит эффективность системы, сделает ее более гибкой и эффективной.

Информация об авторах

Бахматов Сергей Александрович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой страхования и управления рисками, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: kafstr@isea.ru.

Чипизубова Анна Сергеевна — аспирант, кафедра страхования и управления рисками, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: mel_xs@mail.ru.

«Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. Проблемы и перспективы» – такова тема Парламентских слушаний, которые прошли в Государственной Думе 10 декабря 2015 г. Инициированы они были заместителем председателя Комитета ГД по охране здоровья, вице-президентом НП «Национальная медицинская палата» Сергеем Дорофеевым.

Участники парламентских слушаний обсудили итоги работы ОМС за более чем 20-летнию историю существования системы. Председатель Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФФМОС) Наталья Стадченко обозначила перспективы развития ОМС, указала на необходимость укрепления страховых компаний, поскольку мелкие страховые компании на сегодняшний день не справляются со своими обязанностями. Ею были упомянуты законодательные инициативы, которые уже сегодня находятся на рассмотрении в Государственной Думе. В их числе поправки в Федеральный закон №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которые предполагают, что средства по штрафным санкциям, взыскиваемым страховыми компаниями с медицинских организаций, могут быть направлены на обучение медицинского персонала, ремонт и приобретение медицинского оборудования.

В прениях приняло участие 18 выступающих, среди них Сергей Дорофеев – заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья, Айрат Фарахов – заместитель министра финансов Российской Федерации, Николай Герасименко – первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья, Гришин Владимир Вадимович – первый директор ФФОМС и другие, в том числе председатель комиссии по юридической поддержке Брянской региональной общественной организации взаимодействия медицинских работников «Врачебная палата» Копылов Александр Евгеньевич.

По итогам Парламентских слушаний, заседания представителей медицинских ассоциаций и Палат регионов было принято решение в течение 10 дней направить все предложения в Комитет Государственной Думы по охране здоровья, после чего подготовить решение и проинформировать о нем Правительство РФ, Минздрав России, исполнительные органы власти, медицинские Палаты и другие заинтересованные структуры.

По окончанию Парламентских слушаний состоялась встреча Сергея Дорофеева с представителями медицинских ассоциаций и медицинских Палат регионов, на которой участники уже более детально и подробно рассмотрели наиболее волнующие их и актуальные на сегодняшний день вопросы.

Сергеем Дорофеевым были подведены итоги уходящего года. Он рассказал, что удалось сделать, а также обозначил основные принципы и приоритеты на будущий год. В их числе формирование выверки реестров врачей – около 25% работающих в регионах врачей должны подтверждаться реестрами в медицинских организациях; принцип собираемости взносов; проект будущей системы аккредитации – непосредственного допуска медицинских работников в профессию.

14 декабря 2015 года в городе Смоленске состоялось расширенное заседание Координационного Совета Врачебных палат и медицинских Ассоциаций ЦФО при НП «Национальная палата». На заседании присутствовали руководители профессиональных медицинских организаций и ассоциаций 36 регионов РФ, Президент Национальной Медицинской палаты Л. М. Рошаль, Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Администрация Смоленской области, Депутаты Смоленской областной Думы, Полномочный представитель Аппарата Президента в ЦФО по Смоленской области, Члены Общественного Совета при Министерстве здравоохранения РФ, преподаватели медицинских вузов, главные врачи медицинских организаций, юристы, эксперты, члены ОНФ, Члены Общественных палат регионов. В рамках заседания были обсуждены вопросы: о состоянии здоровья населения, о роли профессионального медицинского сообщества, направленной на повышение качества и доступности медицинской помощи, о создании центров урегулирования споров в системе здравоохранения, развитие Третейских судов при медицинских палатах, о непрерывном медицинском образовании, об аккредитации врачей, подведение итогов в пилотных проектов в регионах по независимой медицинской экспертизе.

Тренды и управление
Правильная ссылка на статью: Лю Х. — Проблемы и перспективы развития системы медицинского страхования в Китае // Тренды и управление. – 2020. – № 2. – С. 11 — 16. DOI: 10.7256/2454-0730.2020.2.33285 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33285
10.7256/2454-0730.2020.2.33285

Дата направления статьи в редакцию:

22-06-2020

Дата публикации:

04-09-2020

Аннотация.

В статье рассматривается действующая на настоящий момент в Китае система медицинского страхования. Основной упор в статье делается на выделении основных черт и особенностей китайской системы медицинского страхования, а также ее недостатках и перспективах их преодоления. По итогам исследования автор приходит к выводу, что устранение основных проблем медицинского страхования Китая требует расширения участия государства в функционировании системы медицинского страхования, так как за последние 30 лет в эту системы были внедрены рыночные механизмы регулирования, приведшие к неравенству и ухудшению качества медицинского обеспечения. В качестве предложений по совершенствованию системы медицинского страхования автор предлагает запустить проекты программно-целевого финансирования, позволяющие гражданам без доплаты, полностью за счет страховки и государственных субсидий получать медицинские услуги и лекарства для борьбы с особо опасными заболеваниями, а также болезнями, играющими наибольшую роль в качестве фактора смертности – сердечно-сосудистыми, онкологическими, пищеварительной и нервной системы, сахарным диабетом; отказаться от принципа «годового потолка» (годового лимита) на услуги и медикаменты в рамках страховки; унифицировать системы начисления страховых платежей в разных городах и провинциях с целью улучшения качества медицинского обслуживания в бедных районах. Автор также рекомендует рассмотреть возможность внедрения единых гарантированных стандартов обслуживания, обеспечивающих равный уровень качества базовых услуг для обладателей всех видов страховок.
Ключевые слова: медицинское страхование, Китай, проблемы, перспективы развития, медицинское обслуживание, медицинские услуги, медицинские стандарты, политика, правовое регулирование, страховые взносы
This article examines the current health insurance system in China. Emphasis is made on determination of the key features and peculiarities of Chinese health insurance system, as well as its flaws and ways for overcoming them. The author believes that resolution of major issues in Chinese health insurance system requires increased state involvement thereof, since the marked-based approach that has been in effect for the past 30 years lead to inequality and deterioration of the quality of healthcare. The following recommendations are made on the improvement of health insurance system: launch the targeted financing projects that would allow the citizens with especially dangerous diseases, such as cardiovascular, oncological, digestive and nervous system, diabetes, to be paid in full by insurance and state subsidies in receiving medical services and medications; forgo the principle of «annual limit” for medical services and medications under insurance coverage; unify insurance payment systems in different regions in order to improve the quality of rendering healthcare services in poor areas. The author also offers to consider the possibility of implementation of the universal guaranteed service standards that would ensure equal level of the quality of basic services regardless the type of insurance.
politics, medical standards, medical services, medical service, development prospects, problems, China, health insurance, legal regulation, insurance premiums

Система социального медицинского страхования в Китае развивалась в рамках общей конъюнктуры социально-экономической политики. Ее трансформации фактически зеркально отражают изменения во внутриполитическом курсе руководства КНР. В настоящее время развитие институтов социального медицинского страхования в Китае определяет политика «сяокан» — построения «среднезажиточного» общества. В социальной сфере для нее характерно «возвращение» государства в социальную сферу за счет расширения прямого присутствия властей в данной сфере.

С конца 1970-х гг. и до начала 2000-х гг. в Китае наблюдалось существенное сокращение доли граждан, имеющих медицинскую страховку. Масштабы страхования росли лишь в сегменте обеспеченных граждан. Государство регулярно наращивало вложения в систему здравоохранения, однако расходы граждан на покрытие медицинских услуг росли опережающими темпами.

Начиная с 2002 г., власти КНР последовательно устраняли эти негативные эффекты за счет внедрения новых программ социального страхования. На данном направлении были достигнуты более чем ощутимые успехи. Доступность медицинской страховки и объем предоставляемых на ее основании услуг качественно возросли.

Однако обновленная система социального медицинского страхования по-прежнему обладает ощутимыми недостатками. Существует заметная разница в доступности и качестве услуг учреждений здравоохранения в зависимости от конкретной программы социального страхования. Выплаты по социальной страховке по-прежнему покрывают меньшую часть расходов граждан КНР на медицинские услуги. Стоимость многих услуг и лекарств настолько велика, что даже при наличии страховки некоторые жители Китая не могут себе позволить приобрести их – слишком велик размер суммы, которую нужно внести в рамках медицинского страхования.

Рассмотрим подробнее основные отличительные черты китайского медицинского страхования, а также основные перспективы его развития.

Одной из специфических черт системы социального медицинского страхования в современном Китае являются отличия в размере и структуре взносов на уровне провинций и городов, что является основным фактором неравенства в предоставлении медицинских услуг.

В частности, в Шанхае работодатель выплачивает 10% от суммы зарплаты сотрудника, 2% в качестве местного сбора, и еще 2% в социальные фонды перечисляет сам работник. В Пекине организация вносит в счет медицинского страхования 10% от заработка работника, а сам он уплачивает 2%, добавляя к этой сумме еще 3 юаня. В провинции Хэбэй работодатель отчисляет 7,5%, которые дополняются 2 %, вносимыми сотрудником .

Второй специфической чертой является наличие на рынке множества компаний–страховщиков, для которых характерно как многообразие коммерческих тарифных планов, так и строгое следование принципу «в период лечения клиент самостоятельно оплачивает счета, компания компенсирует его расходы лишь в будущем». Погашение расходов напрямую в процессе лечения происходит лишь в рамках системы государственного социального страхования .

Третьим отличием китайской системы социального медицинского страхования заключается в том, что все виды страховок оплачиваются одновременно, по принципу «пять страховок – один взнос». Таким образом, медицинское страхование оплачивается одновременно с пенсионным страхованием, декретными выплатами, страхованием от несчастных случаев и от потери работы.

Четвертым отличием системы социального медицинского страхования служит дифференциация размера платежей в зависимости от места обслуживания. Как правило, застрахованное лицо получает рекомендации относительно посещения нескольких больниц и аптек, услуги которых в максимальном размере будут покрыты за счет страхования. В целом размер компенсации напрямую зависит от уровня учреждения. Чем выше его официальный класс, тем меньше объем компенсации за счет страховки .

Таким образом, система медицинского страхования в Китае сочетает в себе как рыночные, так и государственные элементы регулирования.

Реформирование системы социального медицинского страхования в Китае в 2000-х гг. позволило властям КНР добиться ощутимых успехов в развитии системы здравоохранения. Так, 1982 г. уровень младенческой смертности в Китае достигал 34 на 1 тыс. новорожденных, к 2013 г. этот показатель упал до 11 на 1 тыс. новорожденных .

Средняя продолжительность жизни граждан КНР за аналогичный период увеличилась с 68 до 75 лет .

Однако в целом в рамках системы социального медицинского страхования продолжают сохраняться весьма ощутимые недостатки.

Во-первых, проблемой остаются масштабы охвата населения данной системой, а также охвата спектра медицинских услуг, оказываемых населению.

По данным на 2016 г., социальное медицинское страхование покрывало лишь 20% расходов граждан КНР на медицинские услуги. Как следствие, уровень затрат домохозяйств Китая на услуги медицинских учреждений остается достаточно высоким. На 2009 г. в среднем размер расходов домохозяйства КНР на медицинские услуги достигал 9% от совокупного бюджета домохозяйства. Как следствие, возникновение у члена семьи серьезного заболевания легко превращается в фактор, ощутимо подрывающий благосостояние домохозяйства .

Во-вторых, сохраняется ощутимое неравенство с точки зрения объема и качества услуг, получаемых благодаря наличию государственной медицинской страховки, и участниками прочих программ социального страхования. Как показывает практика, пациенты, на которых распространяется действие государственной программы медицинского страхования, получают в процессе лечения заметно больше медикаментов, нежели обладатели иных форм страховки. Обращает на себя внимание и то, что, продолжительность пребывания в стационаре пациентов, имеющих государственную страховку, в среднем составляла больший период, чем у граждан с иными видами страховки .

В-третьих, пациентам, чья страховка предусматривала ограничения на оказание медицинских услуг в течении года («годовой потолок»), назначают значительно больше лекарств во второй половине финансового года, нежели чем в первом полугодии .

В-четвертых, проблемой остается и то, что практика сооплаты зачастую вынуждает граждан идти на отказ от покупки лекарств, консультаций врача или амбулаторного лечения. Исследования показывают, что размер ставки сооплаты медицинских услуг страхуемым лицом напрямую влияет на его поведение как пациента. Величина ставки обратно пропорциональна уровню выполнения пациентом предписаний врача. Чем выше ставка, тем реже гражданин соглашается на госпитализацию, покупку лекарств и т.д.

По нашему мнению, минимизировать обозначенные недостатки системы социального медицинского страхования в Китае можно за счет таких мер, как:

— сокращение числа услуг, предполагающих сооплату со стороны пациента, за счет увеличения государственного финансирования. В первую очередь это должно касаться услуг, имеющих отношение к лечению наиболее распространенных и опасных заболеваний – сернечно-сосудистых, онкологических и пр.;

— отказ от принципа «годового потолка» в рамках социальной медицинской страховки;

— переход к унифицированной системе начисления размера страховых платежей, сочетающийся с межбюджетными переводами в целях выравнивания качества медицинского обслуживания в разных городах и провинциях;

— предоставление налоговых и иных льгот коммерческим компаниям-страховщикам, готовым перейти к схеме компенсации расходов клиентов непосредственно в период лечения;

— внедрение единых гарантированных стандартов обслуживания, обеспечивающих равный уровень качества базовых услуг для обладателей всех видов страховок.

Обобщая изложенный материал, мы можем заключить, что устранение обозначенных проблем требует расширения участия государства в функционировании системы медицинского страхования.

Во-первых, властям КНР следует запустить проекты программно-целевого финансирования, позволяющие гражданам без доплаты, полностью за счет страховки и государственных субсидий получать медицинские услуги и лекарства для борьбы с особо опасными заболеваниями, а также болезнями, играющими наибольшую роль в качестве фактора смертности – сердечно-сосудистыми, онкологическими, пищеварительной и нервной системы, сахарным диабетом.

Во-вторых, необходимо отказаться от принципа «годового потолка» (годового лимита) на услуги и медикаменты в рамках страховки. Его применение приводит к тому, что в течение первой половины года пациенты осознанно ограничивают потребление услуг и медикаментов, опасаясь того, что ближе к концу года они лишаться возможности получить помощь по страховке.

В-третьих, государству необходимо унифицировать, сделать единообразными системы начисления страховых платежей в разных городах и провинциях. Эта мера должна сочетаться с адресной помощью государства сравнительно бедным районам по линии бюджета.

Также следует рассмотреть возможность внедрения единых гарантированных стандартов обслуживания, обеспечивающих равный уровень качества базовых услуг для обладателей всех видов страховок. Позитивный эффект, на наш взгляд, может принести предоставление налоговых и иных льгот коммерческим компаниям-страховщикам, готовым перейти к схеме компенсации расходов клиентов непосредственно в период лечения.

Комплексная реализация обозначенных мер позволит купировать основные проблемы системы социального медицинского страхования и открыть новые перспективы для ее развития.

Библиография References (transliterated)
Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться .

В качестве цели исследования выступает выявление основных трендов трансформации системы социального медицинского страхования за последние восемнадцать лет в Китайской народной республике. Тема рецензируемой статьи относится к актуальной области зарубежных практик развития системы социального медицинского страхования. Отметим, что проблема медицинского страхования в Китае по сравнению с Российской Федерацией усугубляется невозможностью получения некоторыми группами населения базовых медицинских услуг, в первую очередь — сельским населением. В качестве основного метода в статье применялся ретроспективный анализ изменения роли государства в социальной сфере за счет расширения прямого присутствия властей в данной сфере с 1970 года по текущий момент времени. Научная новизна статьи состоит в приведении дополнительных доводов в пользу тезиса о необходимости расширения участия государства в функционировании системы медицинского страхования для минимизации обозначенных в статье недостатков системы социального медицинского страхования в Китае, а именно: — недостаточные масштабы охвата населения данной системой и спектром предоставляемых медицинских услуг; — неравенство с точки зрения объема и качества услуг, получаемых населением благодаря наличию государственной медицинской страховки и участниками прочих программ социального страхования; — непропорциональное распределение лекарств в пользу второго полугодия в течение года пациентам, чья страховка предусматривала ограничения на оказание медицинских услуг в течение года; — размер ставки сооплаты медицинских услуг страхуемым лицом напрямую влияет на его поведение как пациента, т.е. чем выше ставка, тем чаще гражданин рискует своим здоровьем и отказывается от госпитализации или покупки лекарств. В статье прослеживается тщательный подход к выбору научной литературы, все тринадцать ссылок — на зарубежные публикации, датированные не позднее 2002 года, когда появилась потребность в реформировании сложившейся системы медицинского страхования в Китайской народной республике. В статье прослеживается тщательная работа и основательный подход к каждому аспекту рассматриваемой темы, материал выстроен с соблюдением внутренней логики. У рецензента есть одно лишь замечание или, может быть, даже предложение, касающееся выводов. Нам кажется, что можно представить информацию об основных отличительных чертах китайского медицинского страхования, а также основных перспективах его развития в табличной форме. Также можно было представить сравнительный анализ российской и китайской систем медицинского страхования и выделить основные преимущества и недостатки каждой из них. Работа в принципе соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям, и может быть рекомендована к публикации в научном журнале «Тренды и управление» после устранения замечаний. Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи