Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Ендонова, Софья Валентиновна, 2010 год
1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948г.// Международное публичное право. Сборник документов. T.l. -М., 1996.
2. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998г. //Российская газета. № 238. 16.12.1998г.
3. Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации от 10 июня 2008г. // consultant.ru
4. Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, заключенный между государствами-членами ЕврАзЭС от28 апреля 1998 года// consultant.ru
6. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. // СЗ РФ. 18.05.1998г. №20. Ст.2143.
7. Европейская социальная хартия от 18 октября 1961г. (пересмотренная 3 мая 1996г.) // СЗ РФ. 2009. № 23. Ст.2756.
8. Конвенция МОТ № 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода от 21 июля 1935г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда. 1991.
9. Конвенция МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле от 11 июля 1947г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Т.1 Женева: Международное бюро труда, 1991.
10. Конвенция МОТ № 89 о ночном труде женщин в промышленности от 9 июля 1948г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. T.I. — Женева: Международное бюро труда, 1991.
11. Конвенция MOT № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах от 10 июля 1948г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991.
12. Конвенция МОТ № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919- 1956. Т.1.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
13. Конвенция МОТ № 103 об охране материнства от 28 июня 1952г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. Т. I. — Женева: Международное бюро труда, 1991.
14. Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т.2.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
15. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979г. //Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990.
18. Рекомендация МОТ № 90 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.1.-Женева: Международное бюро труда, 1991.
19. Рекомендация МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.1.-Женева: Международное бюро труда, 1991.
20. Рекомендация МОТ № 166 о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя от 1982г. // Конвенции и рекомендации МОТ, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т.П. —Женева: Международное бюро труда, 1991.
21. Устав ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.-М., 1996.
22. Филадельфийская декларация от 10 мая 1944г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. — М., 1957.
23. Хартия социальных прав.и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994г. // consultant.ru
24. Нормативные правовые акты Российской Федерации
25. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. — М., 2009.
26. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2009.
27. Кодекс Законов о труде РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
28. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — М., 2009.
29. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — М., 2009.
30. Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., 2009.
31. Федеральный конституционный закон РФ от 12 июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. №23.1. Ст. 2754.
32. Федеральный конституционный закон РФ от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. №15. Ст. 1274.
33. Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011.
34. Федеральный закон РФ от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995г. №47. Ст.4472.
36. Федеральный закон РФ от 22 мая 2001г. № 156- ФЗ «О ратификации договора об учреждении Евразийского экономического сообщества» //
37. СЗ РФ. 2001. № 22. Ст. 2122.
38. Федеральный закон РФ от 25 июня 2002г. №71-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1.07.2002. №26. Ст. 2517.
39. Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЭ » Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 6.10.2003г. №40. Ст.3822.
40. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
41. Федеральный закон РФ от 22 октября 2008г. № 192-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000г.» // СЗ РФ. 2008. № 44.1. Ст. 4998.
42. Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлениигосударственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 29.12.2008г. № 52 (чЛ). Ст.6249.
43. Федеральный закон РФ от 5 мая 2009г. № 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 14. Ст.1578.
45. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 июня 2004г. // СЗ РФ. 2004.28. Ст. 2899.
46. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июля 2004г. // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.
47. Акты органов судебной власти
48. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 1992г. № 8-П
49. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положений п.2 ст.7 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной» // СЗ РФ. 2003г. № 15. Ст.1416.
51. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 2003г.
52. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 8.04.2004г. № 72.
53. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008г. № 11.
54. Монографии, учебники, книги
55. Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР (правовые вопросы).- М., 1969.
56. Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма.- М., 1961.
57. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1.- Свердловск, 1972.
58. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
59. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.-М., 2005.
60. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2001.
61. Большой энциклопедический словарь. T.l. М., 1991.
62. Бондарь Н.С., Капранова Ю.В. Конституционное измерение равноправия граждан РФ. Ростов н/Д. 2002.
63. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005.
64. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1992.
65. Бырдин Е.Н. Проблемы реализации принципа правового равенства граждан. Учебное пособие. Тюмень, 2004.
66. Витрук Н.В., Масленников В.А., Топорнин Б.Н. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.
67. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
68. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
69. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие.- М., 1997.
70. Головина С.Ю. Основания и пределы дифференциации трудового права // Российское трудовое право на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научной конференции. 26-27 октября 2000г. 4.1. СПб., 2001.
71. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. М., 2003г.
72. Головко Н.А. Проблема моральной ответственности в марксистской этике. Киев, 1972.
73. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. М., 2001.
74. Денисова М.А. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда работников нефтегазовой отрасли.- М., 2004.
75. Дмитриева И.К. Принципы российского трудового права. — М., 2004.
76. Догадов В.М. Очерки трудового права. Л., 1927.
77. Ефремов А.Ф. Принципы законности и проблемы их реализации. -Тольятти, 2000.
78. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1978.
79. Изучение дискриминации в области образования. Доклад Шарля Д. Аммуна E/CH.4/Sub.2/163 1954.
80. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. — М., 1961.
81. Карасев Я.А., Гуляев Г.И. Основные принципы советского трудового права. М., 1957.
82. Карташов В.Н. Правозащитные системы: понятия, основные типы и принципы //Российская и европейская правозащитные системы. Соотношение и проблемы гармонизации. Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2003.
83. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.
84. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999.
85. Козюк М.Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования. Учебное пособие. Волгоград, 1998.
86. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. — Саратов, 2002.
87. Комментарий к законодательству и труде. М., 1982.
88. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М., 2007г.
89. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Отв. Ред. Б.А. Страшун. М., 1996.
90. Концепция и практика позитивных действий. Доклад М. Боссайт E/CN.4/ Sub.2/2002/21.
91. Коржуева Н.М. Международно-правовое регулирование принципа запрещения дискриминации // Новый трудовой кодекс РФ и проблемы его применения (материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-18 января 2003г.)/ Отв. Ред. К.Н. Гусов М., 2004.
92. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2000.
93. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.
94. Курилов В.Н. Личность, труд, право. М., 1989.
95. Курс российского трудового права. В Зт. Т.1: Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1996.
96. Лазарев В.М., Федорова В.Г. Принцип правового равенства и юридическая ответственность. — Волгоград, 2005.
97. Лившиц Р.З. Заработная плата в СССР: Правовое исследование. М., 1972.
98. Лукашева Е.А. Межнациональные конфликты и права человека / Права человека и межнациональные отношения. М., 1994.
99. Мальцев Г.В. Проблемы юридического равенства в современной буржуазной идеологии // Проблемы государства и права в современной идеологической борьбе. М., 1983.
100. Мальцев Г.В. Равенство и равноправие // Проблемы свободы и прав человека в современной идеологической борьбе. М., 1986.
101. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.
102. Мин М. Борьба против расовой дискриминации, национальной и религиозной вражды. Доклад на конференции «Борьба против дискриминации. Новые директивы на 2000год относительно равенства», Трир, 2006. <http://www.civilg8.ru/5922.php>.
103. Миронов В.И. Трудовое право России. М., 2005.
104. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
105. МОТ: Ночной труд женщин в промышленности, Доклад III (IB), Международная конференция труда, 89 -я сессия, Женева, 2001.
106. МОТ: Равенство в сфере труда — веление времени, Доклад I ( В), Международная конференция труда. 91-я сессия, Женева, 2003.
107. Назаров Б.Л. Социалистическое право в системе социальных связей. М., 1976.
108. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. В.В. Лазарев. -М., 2001.
109. Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983.
110. Нерсесянц B.C. Наш путь к праву: От социализма к цивилизму. М., 1992.
111. Нерсесянц B.C. Право — математика свободы. М., 1996.
112. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник.- М, 2001.
113. Никитинский В.И. Вопросы унификации норм советского трудового права, регулирующих условия труда работников различных отраслей народного хозяйства // Трудовое право в свете решений XXI съезда КПСС. -М., 1960.
114. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
115. Общая теория прав человека / Под ред. Е.А Лукашевой. М., 1996.
116. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1975.
117. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
118. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
119. Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. М., 1955.
120. Пашков А.С. Правовое регулирование подготовки и распределения кадров (некоторые вопросы теории и практики). Л., 1966.
121. Права человека: проблемы и перспективы. / Под ред. Лукашевой Е.А М., 1990г.
122. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.
123. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
124. Серкова В.В. К вопросу о соотношении понятий равенства и равноправия // 26 съезд КПСС и теоретические вопросы государства и права. М., 1984.
125. Симорот З.К. Единство советского законодательства о труде. — Киев, 1988.
126. Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм. М., 2003.
127. Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969.
128. Словарь иностранных слов. М., 2001.
129. Смирнов В.Г. Функции советского уголовного права. JL, 1965.
130. Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977.
131. Советское трудовое право. Учебник / Под ред. А.С. Пашкова. — JL, 1976.
132. Советское трудовое право. Учебник / Под ред. А.И. Процевского, 1981.
133. Сокуренко В.Г., Савицкая А.Н. Право, Свобода, Равенство. Львов, 1981.
134. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М., 1995.
135. Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита: теоретические проблемы. Монография. СПб., 1996.
136. Теория государства и права / Под ред. Н.Г. Александрова. М. 1968.
137. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996.
138. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006.
139. Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991.
140. Трудовое право России. Учебник. /Отв. ред. Р.З.Лившиц, Ю.П. Орловский. М., 1998.
141. Трудовое право России. / Под ред. Гусова К.Н., Толкуновой В.Н. М., 2003.
142. Трудовое право России. Учебник. / Под. ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. М., 2003.
143. Трудовое право. Учебник. / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. — М., 2007.
144. Трудовое право России и зарубежных стран. / Под ред. Киселева И.Я., Лушникова А.М.- М., 2008.
145. Трудовое право России. / Под ред. A.M. Куренного.- М., 2008.
146. Трудовое право России. / Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. -М., 2008
147. Трудовое право. / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. М., 2009.
148. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве.-Саратов, 1974.
149. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова.-М., 1997.
150. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Теория государства и права. -Саратов, 2002.
151. Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909.
152. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988.
153. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.
154. Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность. М., 1967.
155. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.
156. Шептулина Н.Н. Новое законодательство об охране труда. М., 2007.
157. Явич Л.С. Право и социализм. М., 1982.
160. Valticos N., G. Von Potobsky. International Labor Law. Kluwer Law & Taxation publishers. Deventer. The Netherlands. 1995.
161. Статьи в периодических изданиях
162. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Сов. государство и право. 1987. № 6
163. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Советское государство и право. 1971. — № 10
164. Волегов Ю.Б. Значение дифференциации для совершенствования трудового законодательства // Советское государство и право. 1982. — №1
166. Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в перехдный период: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8-9.
167. Каринский С.С. Дифференциация и унификация советского трудового законодательства // Известия высших учебных заведений. — 1966. №3
168. Кудрявцев В.Н., Лазарев Б.М. Дисциплина и ответственность: пути укрепления // Советское государство и право. — 1981. № 6.
169. Кудрявцев В.Н. Право развитого социализма: принципы и закономерности //Вопросы философии. 1983. № 12
171. Лейст О.Э. Дискуссия об ответственности: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.: право. — 1981. — № 2
172. Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1996. №4
173. Малько А.В. Правовые средства: Вопросы теории и практика // Журнал российского права. 1998, №8
174. Никитинский В.И. Роль судебной практики в развитии и совершенствовании трудового законодательства // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып.4, М., 1965
175. Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение. — 1971. № 3.
176. Самощенко И.С. Социалистическая демократия и советская законность // Правоведение, №4, 1958
177. Смирнов В.Г. Уголовная ответственность и уголовное наказание // Правоведение. 1963. — № 4
178. Снигирева И.О. К вопросу об отраслевой дифференциации советского трудового законодательства // Советское государство и право. — 1964. №11
179. Сапун В.А. Механизм реализации советского права//Правоведение. 1988. №1
180. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия: власть и правопорядок // Государство и право. 1994. №1
181. Диссертации и авторефераты диссертаций
183. Булатов А.С. Юридическая ответственность (общетеоретические проблемы). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Л., 1985.
184. Васличев С.Ф. Правовое регулирование надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. Дисс.канд. юрид. наук. -М., 2000.
185. Вашанова О.В. Принцип недискриминации личности в международном праве. Дисс.канд. юрид. наук. — М., 2004.
186. Головко А.Г. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод (вопросы теории). Дисс.канд. юрид. наук. Ростов на Дону, 1999.
187. Губенко М.И. Правовое регулирование охраны труда, надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде и охраны труда. Дисс.канд. юрид. наук. Пермь, 2003.
189. Ефремова Э.М. Реализация принципа равноправия женщин в РФ: теоретико правовой анализ. Дисс.канд. юрид.наук. — Казань, 2004.
190. Иванов А.Б. Правовое регулирование трудовых отношений работников гидрометеорологической службы. Автореферат на соискание ученой степени канд. юрил. наук. М., 2009.
191. Исаева Е.А. Предотвращение дискриминации в трудовых отношениях: теоретические аспекты и юридическая практика (по опыту США). Автореферат дисс.канд. юрид. наук. — Ярославль, 2008.
192. Капранова Ю.В. Конституционные основы равноправия граждан Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Ростов н/Д. 2001.
195. Козюк М.Н. Правовое равенство (вопросы теории). Автореф.дисс. канд. юрид. наук. СПб., 1996.
196. Кудрявцев М.А. Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в РФ. Дисс.канд. юрид. наук. М., 2004.
199. Нуглева Н.Г. Международно-правовые нормы о защите гражданских и политических прав женщин и их осуществление в РФ. Дисс. канд. юрид. наук. Казань, 2000.
200. Передерин С.В. Процедурно-процессуальные правовые средства и способы обеспечения трудовых прав работников. Дисс.докт-ра юрид. наук. Воронеж, 2001.
201. Присекина Н.Г. Проблемы дискриминации в международном трудовом праве. Дисс. .канд. юрид. наук. — Владивосток, 2002.
202. Рабинович-Захарин С.Л. Единство и дифференциация советского трудового права. Дисс.канд. юрид. наук. М., 1947.
203. Сыроватская Л.А. Ответственность по трудовому праву. Автореф.дисс. докт. юрид. наук. М., 1991.
204. Солдаткин Д.В. Защита от дискриминации в трудовых отношениях. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.
205. Тилежинский Е.В. Равенство как правовая категория. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006.
206. Федорова В.Г. Принцип правового равенства и юридическая ответственность. Дис.канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.
207. Штивельберг Ф.Б. Основания и пределы дифференциации трудового права в России. Дисс.канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2004.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Комментарий эксперта:Классическим видом трудовых отношений являются те, что возникают на основании трудового договора. Однако законодательство не содержит запрета на то, чтобы в этой сфере заключались и иные договора. Видимо речь идёт про договоры гражданско-правового характера.
См. все связанные документы >>>
1. Принципы трудового законодательства обеспечивают в силу объективных требований рынка труда единство правового регулирования трудовых отношений во всей Российской Федерации.
Принципы права определяют общую направленность развития правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2. Трудовое законодательство выполняет регулятивную функцию посредством создания эффективного механизма правового регулирования содержания трудовых отношений. Этот механизм включает правовые средства регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений, направленных на обеспечение поддержания экономической заинтересованности в соблюдении норм трудового права. Принципы реализуются в содержании конкретных норм права как исходные начала, основные положения, которые определяют взаимосвязь и внутреннюю согласованность правовых норм отрасли трудового права и ее институтов.
Принципы трудового права обеспечивают единство норм отрасли трудового законодательства.
3. Принципы трудового законодательства:
позволяют уяснить смысл и сущность законодательства о труде и его связи с экономикой и моралью;
определяют общую направленность и тенденции совершенствования законодательства о труде;
помогают органам и субъектам трудовых отношений в правильном применении норм трудового законодательства и в решении вопросов, не урегулированных нормами законодательства о труде. Они выражают сущность и особенности трудового законодательства и специфику отдельных его институтов.
Принципы реализуются в нормах трудового законодательства, а последние соответственно выступают проявлением правовых принципов.
4. В зависимости от целевой направленности и содержания норм принципы делят на группы. В первую группу включены принципы, обеспечивающие функционирование рынка труда. Анализ комментируемой статьи позволяет отнести к этой группе: свободу труда, включая право на труд, который каждый гражданин свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду; выбор профессии и рода деятельности; равенство субъектов рынка труда (работника и работодателя); запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на своевременную выплату заработной платы, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Вторую группу образуют основополагающие принципы трудового законодательства, касающиеся фундаментальных трудовых прав работников: свобода объединяться и право на коллективные переговоры; искоренение всех форм принудительного труда и ограничение использования детского труда; обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья работника и др.
Принципы, указанные в комментируемой статье, могут быть использованы в качестве специфического регулятора трудовых отношений, если существует пробел в трудовом законодательстве, т.е. отсутствует правовая норма, которую следует применить, например, при разрешении индивидуального трудового спора.
5. Правоприменительный орган при разрешении трудового спора в конкретном случае может использовать ст. 2 ТК, т.е. исходя из содержания и смысла принципа (общих начал и смысла отраслевого законодательства) разрешить этот спор. Принципы трудового права используются в качестве правовой базы для дальнейшего совершенствования законодательства о труде.
6. В каждом принципе трудового законодательства отражены основные субъективные трудовые права и обязанности и их юридические гарантии. Поэтому формулировка каждого принципа, указанного в комментируемой статье, начинается со слова «обеспечение» соответствующего трудового права и исполнения обязанностей как работодателем, так и работником.
7. Сформулированные в комментируемой статье принципы конкретизируются в статьях отдельных институтов ТК, что обеспечивает единство трудового законодательства и правильное его применение.
8. В число основных принципов трудового законодательства РФ (ст. 2) включаются право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Конкретизируется этот принцип как в ТК, так и в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ) и иных нормативных правовых актах о труде. Для реализации этого принципа, например, в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников организации, но не менее 2 и не более 4%.
9. При формулировании основных принципов трудового законодательства законодатель использовал: нормы международного права; нормы Конституции РФ; нормы трудового законодательства; основные направления политики Российского государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
10. Некоторые принципы трудового законодательства конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные — в период действия трудового договора, так как направлены на защиту трудовых прав работников на всех стадиях функционирования трудового отношения.
Основные принципы правового регулирования трудовых отношений — это главные положения, отражающие сущность и содержание норм трудового законодательства, политику государства в области занятости граждан. Из этих принципов следует исходить при применении любой статьи ТК и иных нормативных актов о труде.
Принцип «обязанность обеспечить безопасные условия труда» определяет основные трудовые обязанности работодателей всех организаций независимо от их организационной формы и вида собственности по созданию условий труда, исключающих причинение вреда здоровью работника.
Принципы ст. 2 ТК полностью соответствуют содержанию норм Конституции РФ и нормам международного права. Они пронизывают все институты трудового права и более детально раскрываются в конкретных нормах трудового законодательства.
11. Прямая связь положений комментируемой статьи с общепризнанными принципами и международными нормами, регулирующими трудовые отношения, вытекает из самого содержания этих положений. Отраженные в статье принципы и нормы закреплены прежде всего в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 г.) и в основных конвенциях МОТ, среди которых: N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.), N 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948 г.), N 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.), N 100 «О равном вознаграждении» (1951 г.), N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.), N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), N 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) и др.
В упомянутой Декларации перечислены следующие принципы: свобода объединения; действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Принципы и права установлены исходя из следующих убеждений:
социальная справедливость играет существенную роль в обеспечении всеобщего и прочного мира;
экономический рост имеет важнейшее значение, но недостаточен для обеспечения равенства, социального прогресса и искоренения бедности, что подтверждает необходимость в усилиях МОТ, направленных на поддержку сильной социальной политики, справедливости и демократических институтов;
МОТ должна использовать ресурсы в области нормотворческой деятельности, технического сотрудничества и исследовательский потенциал в таких областях, как занятость, профессиональная подготовка и условия труда, добиваясь в рамках глобальной стратегии социально-экономического развития того, чтобы экономическая и социальная политика взаимно усиливали друг друга, создавая условия для широкомасштабного и устойчивого развития;
МОТ должна обращать серьезное внимание на проблемы, стоящие перед лицами, особенно перед безработными и трудящимися-мигрантами, и мобилизовать предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях усилия, направленные на разрешение их проблем, способствовать проведению действенной политики, нацеленной на создание рабочих мест;
для усиления связей между социальным прогрессом и экономическим ростом важное значение и смысл имеет гарантия соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда, так как она позволяет заинтересованным лицам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданию которого они способствовали, а также дает им возможность полностью реализовать свой потенциал;
МОТ — международная организация, наделенная по своему Уставу мандатом, являющаяся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм и пользующаяся всеобщей поддержкой и признанием в применении основополагающих прав в сфере труда, выражающих ее уставные принципы;
в условиях растущей экономической взаимозависимости настоятельно требуется подтвердить неизменность основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе МОТ, и содействовать их всеобщему соблюдению.
12. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принята Административным советом Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977 г.), поправки приняты на 279-й сессии (Женева, ноябрь 2000 г.) (далее — Декларация).
МОТ в течение многих лет занималась определенными социальными вопросами, касающимися деятельности многонациональных корпораций, которые играют важную роль в экономике большинства стран и в международных экономических отношениях, вызывая тем самым растущий интерес со стороны правительств, а также работодателей и трудящихся и их соответствующих организаций. Многонациональные корпорации — такие корпорации (государственные, смешанные или частные), в собственности или под контролем которых за пределами страны их базирования находятся производство, распределение, обслуживание и другие виды деятельности. Посредством осуществления прямых иностранных инвестиций и другими методами эти корпорации могут предоставить значительные выгоды принимающим странам и странам базирования, содействуя более эффективному использованию капиталов, технологии и рабочей силы. В рамках разработанной правительствами политики развития они могут также внести весомый вклад в достижение экономического и социального благосостояния, повышение уровня жизни и удовлетворение основных нужд, создание (прямо или косвенно) рабочих мест и обеспечение соблюдения основных прав человека, включая свободу ассоциации, во всех странах мира. Выход многонациональных корпораций при организации своей деятельности за национальные пределы может привести к злоупотреблению сосредоточившейся в их руках экономической мощью и к проявлению противоречий с целями национальной политики и интересами трудящихся. Кроме того, сложность многонациональных корпораций и трудность четкого определения их разветвленной структуры, деятельности и политики иногда вызывают озабоченность либо в принимающих странах, либо в странах базирования, либо и в тех и в других одновременно.
Цель принципов Декларации заключается в том, чтобы поощрять тот положительный вклад, который многонациональные корпорации могут внести в дело экономического и социального прогресса, и преодолеть трудности, вызванные различными видами их деятельности, с учетом резолюций ООН, направленных на установление нового международного экономического порядка. Эта цель достигается посредством принятия правительствами законов и осуществления соответствующих решений, а также путем сотрудничества между правительствами и организациями трудящихся и работодателей всех стран.
Изложенные в Декларации принципы адресуются правительствам, организациям работодателей и трудящихся принимающих стран и стран базирования, а также самим многонациональным корпорациям.
Правительства, организации работодателей и трудящихся и многонациональные корпорации должны руководствоваться этими принципами при принятии мер и осуществлении действий и социальных мероприятий, в том числе основанных на принципах, изложенных в Уставе и соответствующих конвенциях и рекомендациях МОТ, которые содействовали бы социальному прогрессу.
13. В целях повышения эффективности трудового законодательства, его качества целесообразно повысить роль комментируемой статьи. В каждом разделе ТК целесообразно изложить принципы правового регулирования. Кроме того, целесообразно каждую статью ТК проверить на соответствие принципам, изложенным в комментируемой статье, и если необходимо — внести коррективы.