Принципы финансового контроля

Принципы организации государственного финансового контроля

Современный этап развития характеризуется повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с коррупцией и ростом правонарушений в бюджетной сфере. В связи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными финансами. Одним из факторов, влияющих на эффективность управления ресурсами, является наличие системы государственного финансового контроля.

Вопросы классификации государственного финансового контроля, в частности, имеют научное и прикладное значение. Эта область в финансовой науке недостаточно разработана, свидетельством тому является отсутствие единых подходов среди ученых и специалистов в выборе критериев, признаков классификации. Классификация государственного и муниципального финансового контроля необходима для формирования четкого понятийного аппарата, для выявления отличий различных групп при разработке научных основ системы государственного (муниципального) финансового контроля.

Виды финансового контроля классифицируются по ряду признаков: по сферам контроля; субъектам контроля; объектам контроля; по формам осуществления; уровням управления; информационной базе контроля. По сферам контроля делится на государственный финансовый контроль: в бюджетной сфере; в налоговой сфере; в валютной сфере; в денежно-кредитной сфере; в страховой сфере. Сегодня не существует какого-либо четкого разделения и закрепления понятий государственного финансового контроля в соответствии с теми сферами, которые подвергаются контролю. По этим причинам часто понятия "финансовый контроль", "государственный финансовый контроль", "государственный финансовый контроль в бюджетной сфере" отождествляются или используются как синонимы.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах.

К принципам финансового контроля относятся:

· законности;

· федерализма;

· гласности;

· плановости;

· независимости;

· объективности;

· компетентность.

Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансового, валютного, кредитного регулирования (ст. 71 Конституции РФ).

Принцип гласности гарантируется ст.

Принципы организации государственного финансового контроля

15 Конституции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда РФ и иных государственных внебюджетных фондов. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета, баланс доходов и расходов — финансово-плановый акт производственных организаций.

Наряду с общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах: независимости, объективности, компетентность.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

— финансовой самостоятельностью контрольного органа;

— более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля;

— закреплением в Конституции РФ их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что государственный финансовый контроль функционирует на всех уровнях бюджетной системы России, подчиняясь общим требованиям и процедурам для всех элементов системы. Отсутствие целостной системы государственного финансового контроля снижает эффективность контрольных мероприятий и результативность бюджетирования. А недостаточная разработанность научных основ формирования и функционирования системы государственного финансового контроля сдерживает его развитие.

Особую значимость государственный финансовый контроль приобретает в период проведения социально-экономических реформ и реализации антикризисной программы Правительства РФ.

Принципы государственного финансового контроля

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах.

К принципам финансового контроля относятся:

  • законности;
  • федерализма;
  • гласности;
  • плановости;
  • независимости;
  • объективности;
  • компетентность.

Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансового, валютного, кредитного регулирования (ст. 71 Конституции РФ).

Принцип гласности гарантируется ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда РФ и иных государственных внебюджетных фондов. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета, баланс доходов и расходов — финансово-плановый акт производственных организаций.

Наряду с общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах: независимости, объективности, компетентность.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

  • финансовой самостоятельностью контрольного органа;
  • более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля;
  • закреплением в Конституции РФ их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

 

Принципы осуществления финансового контроля.


Финансовому контролюкак неотъемлимой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно — правовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово — плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово — плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

Законность – один из ключевых принципов деятельности органов финансового контроля. Принцип законности находит свое отражение практически во всех нормативно правовых актах, регулирующих деятельность этих органов. Органы финансового контроля в своей деятельности руководствуются положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами, действуют в строгом соответствии с установленной для этих органов компетенцией, в рамках их задач, функций и полномочий. Сотрудники контрольных органов должны соблюдать процедуры, установленные законом для тех или иных действий, действовать в соответствии справами и обязанностями, которыми наделены.

Объективность – основное условие эффективной контрольной работы. Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, как основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений. Принципу объективности подчинены все остальные принципы финансового контроля. Именно для обеспечения объективного отражения реального положения дел в финансово-экономической деятельности подконтрольных субъектов контрольным органам необходима функциональная и организационная независимость. Объективная оценка возможна лишь при соблюдении законности в действиях субъектов и объектов контроля, законность – главный критерий объективности.

Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать пред-взятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Выводы по результатам проверок должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.

Гласность – представляет собой один из главных инструментов реализации права граждан на получение информации о работе государственных органов и должностных лиц в демократическом обществе. Данный принцип распространяется и на финансовую деятельность государства.

Организация муниципального финансового контроля

Он включен в перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Системность и плановость – эти принципы являются основными в работе контрольных органов. Контрольные органы строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением финансовых планов. Принцип системности подразумевает, что в течении определенного периода времени органы финансового контроля должны охватить контрольными мероприятиями все главные группы объектов контроля. Это в свою очередь позволяет иметь объективное представление о состоянии работы с финансовыми ресурсами по всем направлениям в их взаимосвязи при рассмотрении основных бюджетных документов, т.е. при составлении проектов бюджетов на следующий год и отчетов об исполнении бюджетов за прошедший финансовый год.

Принцип системности означает также необходимость периодичности контрольных мероприятий в одних и тех же организациях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.
— Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц. Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную).Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных иди неадекватных действий на государственные финансы. Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового конт-роля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Дата добавления: 2016-12-03; просмотров: 1100 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Принципы финансового контроля

Принципы осуществления финансового контроля.


Финансовому контролюкак неотъемлимой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно — правовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово — плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово — плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

Законность – один из ключевых принципов деятельности органов финансового контроля. Принцип законности находит свое отражение практически во всех нормативно правовых актах, регулирующих деятельность этих органов. Органы финансового контроля в своей деятельности руководствуются положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами, действуют в строгом соответствии с установленной для этих органов компетенцией, в рамках их задач, функций и полномочий. Сотрудники контрольных органов должны соблюдать процедуры, установленные законом для тех или иных действий, действовать в соответствии справами и обязанностями, которыми наделены.

Объективность – основное условие эффективной контрольной работы. Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, как основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений. Принципу объективности подчинены все остальные принципы финансового контроля. Именно для обеспечения объективного отражения реального положения дел в финансово-экономической деятельности подконтрольных субъектов контрольным органам необходима функциональная и организационная независимость. Объективная оценка возможна лишь при соблюдении законности в действиях субъектов и объектов контроля, законность – главный критерий объективности.

Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать пред-взятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Выводы по результатам проверок должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.

Гласность – представляет собой один из главных инструментов реализации права граждан на получение информации о работе государственных органов и должностных лиц в демократическом обществе. Данный принцип распространяется и на финансовую деятельность государства. Он включен в перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Системность и плановость – эти принципы являются основными в работе контрольных органов. Контрольные органы строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением финансовых планов. Принцип системности подразумевает, что в течении определенного периода времени органы финансового контроля должны охватить контрольными мероприятиями все главные группы объектов контроля. Это в свою очередь позволяет иметь объективное представление о состоянии работы с финансовыми ресурсами по всем направлениям в их взаимосвязи при рассмотрении основных бюджетных документов, т.е. при составлении проектов бюджетов на следующий год и отчетов об исполнении бюджетов за прошедший финансовый год.

Принцип системности означает также необходимость периодичности контрольных мероприятий в одних и тех же организациях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.
— Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц. Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную).Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных иди неадекватных действий на государственные финансы. Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового конт-роля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Дата добавления: 2016-12-03; просмотров: 1099 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте: