Содержание
- Введение
- Терминология
- Предпосылки применения БПЛА для аэрофотосъемки
- Факторы, сдерживающие развитие рынка
- Обзор моделей БПЛА, разработанных в целях аэрофотосъемки
- Резюме
- Список литературы:
- Какой купить беспилотник? Какие бывают беспилотные летательные аппараты?
- Рассмотрим основные типы БПЛА «Альбатрос» более подробно.
- На что стоит обратить внимание при покупке беспилотника?
- Какие бывают БПЛА по назначению?
- Где применяют БПЛА?
- Что можно сказать в заключение?
- Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (БВС, БПЛА, беспилотники, дроны)
Тема: беспилотные летательные аппараты
О.Н. Зинченко, «Ракурс», Москва, Россия. 2011.
СкачатьPDF, 651 Кб Предлагаемый материал является первой из двух публикаций, посвященных проблеме обработки данных с БПЛА и содержит общий обзор состояния вопроса, характеристики наиболее используемых моделей, преимущества и недостатки БПЛА как средства получения аэросъемочных данных.
Во второй части статьи рассмотрены особенности фотограмметрической обработки беспилотной аэросъемки, даны рекомендации по ее проведению и по установке основного и дополнительного оборудования на борт БПЛА для получения максимальной точности..
Введение
Стимулом к развитию беспилотной авиации во всем мире послужило успешное и широкое использование БПЛА армиями США и Израиля в ходе военных операций (Персидский залив, Югославия, Ближний Восток, арабо-израильские войны). При этом беспилотники зарекомендовали себя как эффективное средство разведки, сопровождения боя, в качестве ложных мишеней для обнаружения зенитных установок противника, доставки грузов, для выполнения прочих боевых задач.
На сегодняшний день по данным UVS International (ведущей международной ассоциации беспилотных систем) БПЛА производят в 52 странах мира. Десятки больших предприятий и малых фирм конкурируют на этом рынке. Обширный, хотя и не полный перечень производителей и моделей доступен по ссылке на ежегодный отчет этой организации2009/2010 UAS Yearbook. Не смотря на то, что запросы военных ведомств на БПЛА велики и разнообразны, далеко не все производители могут надеяться на получение оборонных заказов. В результате, многие компании, имеющие разработки в области БПЛА, склонны обращать внимание на перспективы применения БПЛА в гражданской и коммерческой сферах.
В свою очередь заинтересованные государственные ведомства и спецслужбы, функции которых связаны с охраной, контролем и мониторингом объектов, ликвидацией ЧС, предприятия ТЭК, а также фирмы, бизнес которых связан с получением пространственных данных, также проявляют встречный интерес к БПЛА.
В данном материале акцент будет сделан на перспективы применения БПЛА для проведения аэрофотосъемки в целях картографирования, а также представлен обзор некоторых моделей БПЛА, предназначенных для выполнения этой задачи.
Терминология
1. Определение понятия
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА или БЛА) — в общем случае это летательный аппарат без экипажа на борту. Понятие летательный аппарат включает в себя большое число типов, у каждого из которых есть свой беспилотный аналог. В прессе, когда речь идет о резком всплеске интереса к беспилотникам, и в данном материале под определение БПЛА попадает более узкое понятие. А именно: летательный аппарат без экипажа на борту, использующий аэродинамический принцип создания подъемной силы с помощью фиксированного или вращающегося крыла (БПЛА самолетного и вертолетного типа), оснащенный двигателем и имеющий полезную нагрузку и продолжительность полета, достаточные для выполнения специальных задач (см. Табл. 1).
Таблица 1. Типы беспилотных летательных аппаратов
Аэростатические | Аэродинамические | Реактивные | |||
Гибкое крыло | Фиксированное крыло | Вращающееся крыло | |||
Безмоторные | Аэростаты | Воздушные змеи и аналоги безмоторных аппаратов сверхлегкой авиации (парапланы, дельтапланы и др.) | Планеры | ||
Моторные | Дирижабли | Аналоги моторных аппаратов сверхлегкой авиации (парапланы, дельтапланы и др.) | БПЛА самолетного типа | БПЛА вертолетного типа | Космические реактивные аппараты |
Приоритет БПЛА самолетного и вертолетного типов над остальными можно проиллюстрировать следующей диаграммой:
Диаграмма 1. Соотношение числа БПЛА самолетного и вертолетного типов ко всем прочим (по данным UVS International).
2. Управление
Для еще более точного определения тех БПЛА, которые будут рассматриваться ниже, необходимо подробнее остановиться на такой важной характеристике как способ управления БПЛА.
Существует следующие способы:
Ручное управление оператором (или дистанционное пилотирование) с дистанционного пульта управления в пределах оптической наблюдаемости или по видовой информации, поступающей с видеокамеры переднего обзора. При таком управлении оператор прежде всего решает задачу пилотирования: поддержание нужного курса, высоты и т.д.
Автоматическое управление обеспечивает возможность полностью автономного полета БЛА по заданной траектории на заданной высоте с заданной скоростью и со стабилизацией углов ориентации. Автоматическое управление осуществляется с помощью бортовых программных устройств.
Полуавтоматическое управление (или дистанционное управление) — полет осуществляется автоматически без вмешательства человека с помощью автопилота по первоначально заданным параметрам, но при этом оператор может вносить изменения в маршрут в интерактивном режиме. Таким образом, оператор имеет возможность влиять на результат функционирования, не отвлекаясь на задачи пилотирования.
Ручное управление может быть одним из режимов для БПЛА, а может быть единственным способом управления. БПЛА, лишенные каких-либо средств автоматического управления полётом — радиоуправляемые авиамодели — не могут рассматриваться в качестве платформы для выполнения серьезных целевых задач.
Последние два способа в настоящее время являются наиболее востребованными со стороны эксплуатантов беспилотных систем, т.к. предъявляют наименьшие требования к подготовке персонала и обеспечивают безопасную и эффективную эксплуатацию систем беспилотных летательных аппаратов. Полностью автоматическое управление может быть оптимальным решением для задач аэрофотосъемки заданного участка, когда нужно снимать на большом удалении от места базирования вне контакта с наземной станцией. В то же время, поскольку за полет отвечает лицо, осуществляющее запуск, то возможность влиять на полет с наземной станции может помочь избежать внештатных ситуаций.
3. БАС
Для выполнения специальных задач, в частности для аэрофотосъемки, БПЛА должен рассматриваться в совокупности с его приборным оснащением и полезной нагрузкой, для чего введен термин беспилотная авиационная система (БАС).
БАС, помимо БПЛА, состоит из бортового комплекса управления, полезной нагрузки и наземной станции управления.
1. Бортовой комплекс:
- Интегрированная навигационная система;
- Приемник спутниковой навигационной системы;
- Автопилот. Задачи автопилота:
— пилотирование:
автоматический полет по заданному маршруту,
автоматический взлет и заход на посадку,
поддержание заданной высоты и скорости полета, стабилизация углов ориентации,
принудительная посадка в случае отказа двигателя или прочих серьезных неполадок.
— программное управление бортовыми системами и полезной нагрузкой, например: стабилизация видеокамеры и синхронизация по времени и координатам срабатывания затвора фотоаппарата, выпуск парашюта. - Накопитель полетной информации.
2. К полезной нагрузке для задач аэрофотосъемки относится цифровая фотокамера, как дополнение могут использоваться видеокамера, тепловизор, ИК-камера.
3.Функции наземного пункта управления:
- слежение за полетом;
- прием данных;
- передача команд управления
Предпосылки применения БПЛА для аэрофотосъемки
Предпосылками применения БПЛА в качестве нового фотограмметрического инструмента являются недостатки двух традиционных способов получения данных ДЗЗ с помощью космических спутников (космическая съемка) и воздушных пилотируемых аппаратов (аэрофотосъемка).
Данные спутниковой съемки позволяют получить снимки с максимальным общедоступным разрешением 0,5 м, что недостаточно для крупномасштабного картирования. Кроме того, не всегда удается подобрать безоблачные снимки из архива. В случае съемки под заказ теряется оперативность получения данных. В отношении компактных участков операторы и дистрибъюторы зачастую не проявляют гибкой ценовой политики.
Традиционная аэрофотосъемка, которая проводится с помощью самолетов (Ту-134, Ан-2, Ан-30, Ил-18, Cesna, L-410) или вертолетов (Ми-8Т, Ка-26, AS-350) требует высоких экономических затрат на обслуживание и заправку, что приводит к повышению стоимости конечной продукции.
Применение стандартных авиационных комплексов нерентабельно в следующих случаях:
- Съемка небольших объектов и малых по площади территорий. В этом случае экономические и временные затраты на организацию работ, приходящиеся на единицу отснятой площади, существенно превосходят аналогичные показатели при съемке больших площадей (тем более для объектов, значительно удаленных от аэродрома);
- При необходимости проведения регулярной съемки в целях мониторинга протяженных объектов: трубопроводы, ЛЭП, транспортные магистрали.
Таким образом, плюсами применения БПЛА являются:
1. Рентабельность.
2. Возможность съемки с небольших высот и вблизи объектов. Получение снимков высокого разрешения.
3. Оперативность получения снимков.
4. Возможность применения в зонах чрезвычайных ситуаций без риска для жизни и здоровья пилотов.
Стоит отметить, что технология аэрофотосъемки с БПЛА в значительной степени отработана. В настоящее время большая часть существующих и эксплуатируемых БПЛА предназначены для воздушной разведки и наблюдения, которые осуществляются с помощью фото- и видеосъемки.
Факторы, сдерживающие развитие рынка
1. На сегодняшний день развитие рынка гражданских БПЛА, в том числе и для нужд аэрофотосъемки, тормозится отсутствием нормативно-правовой базы для интеграции БПЛА в единое воздушное пространство. Эта проблема не решена полностью ни в одной стране мира. В России пока предприняты только первые шаги в этом направлении. С 1 ноября 2010 года вступили в силу новые Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации. Впервые в этот документ включено определение беспилотного летательного аппарата, а также введены положения относительно порядка использования беспилотного летательного аппарата в воздушном пространстве. Однако этот документ должен быть дополнен рядом сопутствующих документов, содержащих подробные правила и инструкции. Пока что, не дожидаясь создания нормативно-правовой базы, беспилотные системы, закупают структуры, имеющие особые полномочия (пограничники, полиция, МЧС).
В настоящее время легальные запуски БПЛА в коммерческих целях осуществляются на основании разрешения, технология получения которого отработана компаниями-поставщиками БПЛА. При этом ответственность за полет лежит на операторе, который осуществляет запуск.
2. Повышенная аварийность БПЛА. В настоящее время БПЛА не снабжены системой распознавания препятствий и ухода от столкновений, кроме того, многие модели оснащены не вполне совершенными автопилотами (для удешевления стоимости и уменьшения веса бортового оборудования). Риск потери аппарата и оборудования приводит к тому, что многие компании могут предпочесть покупать не БПЛА, а летные часы у организаций, которые бы специализировались на беспилотных запусках.
3. Не урегулированы до конца вопросы сертификации, страхования, регистрации.
Обзор моделей БПЛА, разработанных в целях аэрофотосъемки
Исходя из вышеприведенного, можно сформулировать ряд признаков для определения аэрофотосъемочных БПЛА, применяемых в целях картографирования.
1. Тип конструкции: БПЛА самолетного или вертолетного типа.
2. Способ управления: автоматический или полуавтоматический.
3. БПЛА для аэрофотосъемки в целях картографирования должен иметь на своем борту полноценный автопилот, способный выдерживать параметры съемки (маршрут, углы наклона фотоаппарата, процент продольного и поперечного перекрытия, высоту и т.д.) даже при малой массе аппарата в широком диапазоне метеоусловий.
2. Полезная нагрузка: откалиброванная цифровая автоматическая фотокамера (возможно в качестве дополнения видеокамера, тепловизор и ИК-камера), отсутствие излишней целевой нагрузки, необходимой для военных беспилотников.
3. На сегодняшний день это должны быть модели, летающие на малых высотах (в классе воздушного пространства G с высотой до 4,5 км в ненаселенных территориях, в пределах которого планируется ввести уведомительный порядок полетов для малой и беспилотной авиации). Получение разрешения на полеты в классах А и С пока возможно только военными.
4. Коммерчески доступные — выдержавшие экспериментальные полеты и поступившие в серийное производство.
5. С помощью модели выполнены фотограмметрические проекты, на которые есть ссылки на сайте производителя, либо по материалам проектов выпущены статьи. На сайте компании есть указание, что главным или одним из назначений является аэрофотосъемка.
Отечественные модели
В таблице 2 подробно рассмотрены три модели БПЛА отечественного производства, разработанные специально для аэрофотосъемки: ZALA 421-Ф, Птеро-Е4 и Дозор-50. Эти модели удовлетворяют вышеперечисленным признакам и активно применяются на практике.
Таблица 2. Отечественные БПЛА, разработанные специально для аэрофотосъемки
Модель | ZALA 421-Ф | Птеро-Е4 | Дозор-50 |
Производитель | «Беспилотные системы ЗАЛА АЭРО» (на международном рынке A-Level Aerosystems), Россия, Ижевск. | «АФМ-Серверс», Россия, Москва. | ЗАО «Транзас», Россия, Санкт-Петербург. |
Краткое описание | Отвечая на потребности рынка аэрофотосъемки инженеры компании разработали специальный комплекс ZALA 421-04Ф. Комплекс разработан на базе серийного беспилотного самолета ZALA 421-04 специально для решения задач аэрофотосъемки. | Комплекс Птеро на базе БЛА Птеро Е, предназначен для проведения аэрофотосъемки днем и ночью в полностью автоматическом режиме, имеет как аварийное, так и профилактическое применение. Предназначен для решения задач: — оперативной и систематической дистанционной диагностики протяженных и площадных объектов; — картографирования, паспортизации. |
БЛА «Дозор-50» (ранее известный как проект «Дозор-2») является компактной беспилотной авиационной платформой для проведения различных видов авиационного мониторинга как со стандартной целевой нагрузкой, так и с аппаратурой заказчика. БЛА «Дозор-50» с цифровой фотокамерой представляет собой идеальное решение для выполнения аэрофотосъемочных работ в качестве поставщика первичной фотографической информации. |
Масса пустого, кг | 4,1 | 9,5 | 32 |
Макс. взлетная масса, кг | 4,5 | 20 | 50 |
Размах крыла, м | 1,6 | 3,03 | 4 |
Тип двигателя | Электрический двигатель | Вентильный электродвигатель | Бензиновый двигатель ДВС 3W — 106 |
Макс. дальность полета, км | Не менее 100 | 130 | 600 |
Рабочая высота полета, м | 50-500 | Минимальная безопасная высота 80, до 1км (зависит от задач) | 500 — 1000 |
Практический потолок (высота), м | Не менее 3600 | 2000 | 4000 |
Время полета, ч | 1,5 | Электрический вариант (Птеро-Е4) — 1,5 Бензиновый вариант (Птеро_G0) — 6 |
6 |
Скорость, км/ч | 65-120 | 85-115 (крейсерская), 180 (максимальная) | Минимальная безопасная — 80, крейсерская 110-130 |
Старт | С помощью эластичной или механической катапульты | Автоматический с пневматической катапульты | По самолетному: 100 м разбег |
Приземление | В точку старта на парашюте в автоматическом либо полуавтоматическом режиме | Автоматическое на парашюте с амортизационной подушкой | По самолетному: 100 м пробег |
Режимы полета | Полет в автоматическом или полуавтоматическом режиме | Полностью автоматический и полуавтоматический с возможностью смены траектории в полете | Автоматический и полуавтоматический |
Бортовое оборудование и полезная нагрузка | Цифровой фотоаппарат Canon 550 D (18 мегапикселей) | В зависимости от выполняемых задач можно установить: фотокамеру CANON 5D (12 мегапикселей) с различными объективами; тепловизор VarioCAM hr head 480; высокоточный GPS приемник TOPCON euro 160; лазерный дальномер собственной разработки до 600м с разрешением 1м; фотовспышку собственной разработки для ночной съемки с высот 100-150м; либо другую полезную нагрузку весом до 3кг с габаритами, позволяющими разместить в отсеке полезной нагрузки. | Модуль автопилота разработки ЗАО «Транзас Авиация», малогабаритная инерциальная система разработки ООО «Транзаз Телематика», встроенный ГЛОНАСС/GPS приемник, бортовой накопитель полетной информации, система воздушных сигналов, командная радиолиния. Видеокамера переднего обзора, фотокамера CANON 21 мегапикселей. |
Подробное описание | zala.aero.ru | www.ptero.ru | www.uav-dozor.ru |
Дополнительная информация | Укреплен для возможности его многократного применения на неподготовленных площадках. Плавучесть БЛА. Режим фото, видео, тепловизорной съемки. Передача видео в режиме онлайн и запись на борту. |
Один из самых тяжелых БЛА в России на электрической тяге, в разработке бензиновый вариант (лето 2011г. начало опытной эксплуатации), дальность и продолжительность бензинового варианта в 5 раз выше Ptero E4. Остальные параметры аналогичны. | В настоящее время на основании 4-х летнего опыта применения БЛА Дозор-50 в качестве АФС разрабатывается новая более универсальная модель БЛА «Филин-1». Заводские испытания планируются провести в период с мая по июль 2011 г. Загрузить справку по ТТХ и функциональным возможностям БАК «Филин-1». |
Проекты | Различные проекты для предприятий ТЭК и силовых ведомств РФ. | 1. В период с 14.10.2010 по 08.11.2010 выполнены работы по съемке шахтных отвалов. 2. Выполнение землеустроительных работ по СНТ «Аллея Перова», расположенному в Клинском районе Московской области. 3. Участие БЛА Птеро в учениях по организации взаимодействия и устранения сложных технологических нарушений в электрических сетях в условиях низких температур, организованных Холдингом МРСК и МРСК Северо-Запада в конце сентября – начале октября 2009 года на территории Новгородской области. Осуществлены и другие проекты, информация по которым, а также образцы данных получаемых с БЛА «Птеро» доступны в коммерческом отделе компании. |
Комплекс прошел апробацию в ряде экспериментальных проектов по аэросъемке и подготовлен к серийному производству. |
Российские эксплуатанты БПЛА предпочитают закупать отечественные модели, поскольку данная техника требует высокого уровня тех. поддержки (тестирование перед покупкой, обучение работе с БПЛА персонала) и оперативного сервиса (ремонт, зап. части). Кроме того, ввоз импортных БПЛА сопряжен с таможенными хлопотами и получением разрешений (техника потенциально может быть использована в военных целях).
Резюме
На сегодняшний день БПЛА для аэрофотосъемки — это в основном легкие аппараты из классов «микро» до 5 кг и «мини» до 30 кг.
Диаграмма 2. Классы БПЛА по данным UVS International.
Результаты аэрофотосъемки с БПЛА могут применяться в разных областях, таких как рекламная съемка объектов недвижимости, различный мониторинг (экологический, сельскохозяйственный) и т.д.
Выполнение аэрофотосъемки с целью профессионального картографирования предъявляет повышенные требования к выходным данным, а именно к выдерживанию геометрических параметров съемки. Небольшие БПЛА экономичны в эксплуатации и портативны, однако менее стабильны с этой точки зрения. Как следствие, блоки снимков, полученные с БПЛА, обладающие отличной детальностью, яркостью и контрастом могут иметь низкое фотограмметрическое качество с точки зрения традиционных фотограмметрических пакетов.
Широкое применение беспилотников для профессиональной картографической аэрофотосъемки возможно при консолидации усилий как производителей БПЛА (в том числе производителей полноценного бортового оборудования), так и разработчиков профессионального фотограмметрического программного обеспечения. С одной стороны должно повышаться качество съемки, с другой стороны программные пакеты должны быть доработаны в сторону снижения требований к входным данным в случае работы со снимками, полученными с БПЛА.
Детальный анализ проблем, возникающих при фотограмметрической обработке данных с БПЛА, рекомендации по используемым камерам и средствам позиционирования, особенностям фотограмметрической обработки этих данных, примеры получения конечных продуктов картографического качества в ЦФС PHOTOMOD являются предметом продолжения данного обзора, которое будет опубликовано в ближайшее время.
Список литературы:
5. Бауэрс П. Летательные аппараты нетрадиционных схем / Бауэрс П. М.: Мир, 2016. 320 с. С. 130-131.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
1 2 Федосеева Н.А. , Загвоздкин М.В.
1Федосеева Наталья Алексеевна — преподаватель иностранного языка;
2Загвоздкин Матвей Викторович — студент, специальность: производство летательных аппаратов, Ульяновский авиационный колледж, Межрегиональный центр компетенций, г. Ульяновск
Аннотация: в последние десять лет беспилотные летательные аппараты приобрели огромную популярность, особенно в наиболее развитых государствах мира. Область применения беспилотников довольно широка . В данной статье анализируются сфера применения беспилотников с их преимуществами и недостатками, а также перспективы развития этого направления в России и особенно в Ульяновской области.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, дрон, беспилотник, область применения.
Беспилотный летательный аппарат — летательный аппарат без экипажа на борту. БПЛА могут обладать разной степенью автономности — от управляемых дистанционно до полностью автоматических, а также различаться по конструкции, назначению и множеству других параметров .
В последние десять лет беспилотные летательные аппараты приобрели огромную популярность, особенно в наиболее развитых государствах мира. Область применения беспилотников довольно широка. Они могут мониторить дорожную ситуацию, как городскую, так и на отдаленных участках, вести контроль за пожарной обстановкой в лесах или за паводковыми водами в регионах и многое другое. Неся службу, беспилотники передают отснятый видеоматериал на ноутбук, с помощью которого можно управлять беспилотным средством . Представим вашему вниманию области применения БПЛА:
1) Спектрозональная съёмка
Вид фотосъёмки, в процессе которой происходит одновременное получение фотографических изображений объекта в различных участках (зонах) спектра электромагнитных волн. Например, в сельском хозяйстве использование БПЛА позволяет получить модель местности с разрешением до 3 см. Снимки получают в видимом и инфракрасном диапазонах. Такая съемка дает исчерпывающую картину о состоянии почв, а детальность позволяет контролировать посевы с точностью до 5 см. Широкий спектр получаемых данных позволяет оценивать проблемы полей по всходам и выявлять причины самых различных проблем.
2) Аэрофотосъемка местности
Это комплекс работ, включающий различные процессы от фотографирования земной поверхности с летящего самолета до получения аэрофотоснимков, фотосхем или фотопланов снятой местности. Все аэрофотосъемочные материалы используются
для решения целого ряда вопросов в области лесного хозяйства и лесной промышленности. При плановой съемке камера направлена вертикально вниз, под прямым углом к поверхности земли. На снимках мы видим плоскую картину (ортогональная проекция), напоминающую изображение на географических картах. При перспективной (обзорной) съемке камера направлена под углом к горизонту. При перспективной аэрофотосъемке на снимках мы видим объемную картину (аксонометрическая проекция): не только крыши сооружений, но и боковые поверхности (стены). Таким образом, мы можем судить не только о взаиморасположении объектов на плоскости, но и об их форме.
3) Учёт животных с воздуха с помощью БПЛА
При существенном снижении затрачиваемых средств на привлечение пилотируемой авиации стало рентабельным применение беспилотных летательных аппаратов для учета животных. Такой «воздушный учет» позволяет точно определить численность животных в охотхозяйстве и выявить места их концентрации.
4) Дистанционный контроль состояния нефтепроводов и газопроводов
На сегодняшний день применение беспилотных летательных аппаратов является наиболее эффективным и экономически выгодным методом обследования нефтепроводов и газопроводов. В режиме реального времени получаются качественные изображения, позволяющие обнаруживать нефтяные разливы, выявлять акты несанкционированной деятельности (свалки, врезки, проведение работ в охраняемых зонах и т.д.). Аэрофотоснимки, полученные с борта БПЛА, позволяют анализировать и оценивать техническое состояние трубопроводов и околотрубного пространства.
5) Аэро- и космосъемка местности
Применяется как для непрерывного одновременного контроля над загрязнением природной среды (земной поверхности, водных акваторий и приземной атмосферы), так и для контроля технического состояния объектов на всём протяжении тысячекилометровых водных и наземных нефтяных и газовых трасс. Кроме того, данные дистанционного мониторинга дают возможность оперативно выявлять и точно определять координаты зон опасного проявления стихийных природных процессов, которые могут привести к авариям, а также отслеживать и прогнозировать чреватые разрывами магистральных трубопроводов медленные однонаправленные геодинамические деформации земной поверхности .
Среди основных задач, решаемых с помощью аэро- и космосъёмки, можно выделить следующие:
• выявление нарушений технического состояния объекта: разрывов, трещин, коррозийных зон, повреждений гидро- и теплоизоляции и др.;
• составление карт грунтов, зон подтоплений, обводнённых участков, областей засолений, промерзающих и оттаивающих грунтов и др.;
• исследование современных экзогенных процессов (сели, оползни, обвалы и др.).
6) Аэрофотосъемка и геодезия
Предоставляет материалы аэрофотосъемки, которые могут быть применены в следующих сферах деятельности:
• ведение государственного кадастра недвижимости и контроль градостроительной деятельности в населенных пунктах;
• реагирование на чрезвычайные ситуации;
• контроль снегового и ледового покрова, кромки ледостава, прогноз стоков рек и мониторинг мест разливов рек;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
• обновление топографических карт;
• мониторинг различных типов объектов;
• мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий, в том числе целевого использования земель, оперативная оценка состояния и степени деградации земель, прогноз урожайности;
• создание географических информационных систем.
7) Мониторинг и опознание движущихся объектов
Мониторинг проводится в охраняемых зонах в дневное и ночное время.
8) Мониторинг лесных ресурсов
Включает оценку степени вырубки лесного массива, определение пород деревьев, предотвращение возникновения лесных пожаров (высохший лес, тлеющие торфяники, обнаружение малых очагов пожаров), оценку ущерба лесных ресурсов после пожаров или природных катаклизмов, обнаружение несанкционированных свалок, с определением лиц и номеров машин нарушителей. Дроны с инфракрасными датчиками применяют для выявления лесных пожаров на ранней стадии.
9) Мониторинг ремонтно-строительных работ
Во много раз ускоряет и удешевляет работу по сравнению с традиционными методами. Он позволяет оценить степени готовности объекта; выявлять и анализировать повреждения, аварии; планировать ремонтные работы; предсказывать и моделировать природные воздействия.
10)Беспилотная охрана
Повышает уровень безопасности, контролируя объекты и людей на определенных территориях. Большая часть времени у охранника уходит на патрулирование территории предприятия, а у беспилотника это получается гораздо быстрее и лучше. Примеров тому множество: во избежание несанкционированных проникновений беспилотники патрулируют нефтегазопроводы, месторождения полезных ископаемых, линии электропередач от снятия изоляторов, города и междугородные трассы во время проведения масштабных мероприятий. Беспилотники в целях обеспечения безопасности объектов охраняют космодром Байконур и строящиеся к чемпионату мира по футболу объекты FIFA 2018.
11)Беспилотные пограничники
Наблюдают за границей с помощью инфракрасных и обычных видеокамер с высоты до 6 км с обзором в 50 км. Изображение с видеокамеры получается настолько детализированным, что с высоты видно, что находится за плечами у нарушителей.
12)Полицейский спецназ
Это беспилотные микродроны, которые можно запускать прямо с рук. Летают они на высоте до 75 м, их электромоторчик практически не слышен с земли и способен дольше часа продержать аппарат в воздухе. Такие дроны являются предвестниками развития ветви сверхминиатюрных аппаратов — столь крошечных, что само понятие летательного аппарата применительно к ним потребует некоторого уточнения. Сейчас разработаны беспилотники весом всего в 10 граммов .
13)БПЛА для доставки грузов клиентам
Система доставки с помощью беспилотников запущена в тестовом режиме в американском онлайн-магазине Amazon, а также в почтовой службе Швейцарии. Эти беспилотники способны перевозить грузы весом до 1 кг на расстояние, превышающее 10 км, без подзарядки батареи. Также начали работу проекты по круглосуточной доставке медикаментов, бакалеи, а также по возврату не подошедшего товара.
14)Помощь в Экстренных ситуациях
Дрон для поиска пропавших детей — как и собаки, может отслеживать запах ребёнка. Дроны с термодатчиками используются для поиска людей, заваленных лавиной.
15) Дроны-официанты
В Европе и Азии появились закусочные, которые прославились тем, что начали использовать беспилотники для доставки заказов к столикам: квадрокоптер с плоским верхом управляется официантом с iPad и может приносить посетителям еду и напитки со скоростью 40 км/час. Но то, что в Великобритании сделано ради привлечения
внимания, в Сингапуре — суровая необходимость. Здесь очень много ресторанов, и персонал для них становится дефицитной рабочей силой, поэтому местные рестораторы усердно экспериментируют с технологиями, которые могли бы решить проблему — от машин для жарки риса до мини-поездов для доставки заказов. Дроны стали логичным следующим шагом, и с февраля этого года сеть ресторанов Timbre ввела их в штат: посетители делают заказ с помощью планшетного компьютера, закрепленного на столе, а еда и напитки прилетают с кухни на квадрокоптере.
16)Дрон, раздающий интернет
Два гиганта IT-индустрии — компании Google и Facebook, почти одновременно объявили о своих планах по созданию сети спутников и дронов, образующих интернет-покрытие по всей поверхности земли.
17)Пляжный спасатель
Дрон — прекрасный аналог спасателю, сидящему на вышке. Это доказали в Австралии: местная служба успешно протестировала мультикоптер, настроенный на наблюдение за прибрежной зоне. Аппарат не только может предупредить купальщиков о приближении акул — в случае необходимости он способен бросить спасательный круг утопающему.
Проанализировав все выше изложенное можно сделать вывод: уже в очень скором будущем беспилотная авиация займет первое и главное место по сравнению с пилотируемой. Это можно объяснить тем, что при использовании беспилотников не требуются людские ресурсы, а следовательно никто не подвергает свою жизнь опасности, а также тем, что у беспилотников очень широкий спектр применения в оборонной промышленности, в сфере обеспечения безопасности, в сфере здравоохранения, развлечений и во многих других сферах. Ульяновская область вполне может стать первопроходцем в создании беспилотников., использовав все наработанные регионом компетенции. В качестве приоритетных сегментов данного рынка рассматриваются связь и коммуникации, дистанционное зондирование земли и мониторинг, поиск и спасение людей, сельское хозяйство и транспортировка. Беспилотные авиационные системы в этих нишах востребованы и имеют неплохие перспективы. Как сообщается на официальном ресурсе областного правительства, уже обозначены планы по созданию в регионе структуры, которая и займется созданием новейших летательных аппаратов и интеграцией тех возможностей, которые есть у наноцентра и у крупнейшего промышленного комплекса России «Авиастар -СП».
В Ульяновской области планируется разработка «Дорожной карты», где пропишут сферы применения беспилотных летательных аппаратов. Таким образом, можно сказать, что за беспилотными аппаратами (как летающими, так и нелетающими) будущее.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Список литературы
1. Беспилотные летательные аппараты / Справочное пособие. Воронеж. Издательство Полиграфический центр «Научная книга», 2015. 616 с. С. 43-56.
2. Василин Н.Я. Беспилотные летательные аппараты // Н.Я. Василин. Минск. «Попурри», 2017. 272 с. C. 5-7. С. 98-105. ISBN: 9854389839.
Какой купить беспилотник? Какие бывают беспилотные летательные аппараты?
Среди представленных на рынке разновидностей, бывают такие, как беспилотники с жёстким крылом, с вращающимся крылом и модели смешанного типа. БПЛА с жёстким крылом (самолётного типа) схожи с глайдерами по характеристикам, они имеют большую устойчивость, способны планировать при отказе двигателя, при возникновении неисправностей или ошибок. Переносят грузы на дальние расстояния с минимальными затратами энергии, однако не подходят для полётов на предельно низких высотах.
Преимущество БПЛА с вращающимся крылом (вертолётного типа) заключается в способности вертикального подъема, снижения, а также зависания над точкой в процессе выполнения полётного задания. Данный тип БПЛА удобно применять в ограниченном пространстве и на низкой высоте (до 100 м).
Что касается БПЛА смешанного типа (конвертопланы), то они обладают преимуществами беспилотников обеих вышеупомянутых разновидностей: способны развивать высокую скорость, планировать, а также зависать над точкой. Единственно, за такие возможности приходится расплачиваться драгоценной энергией (или топливом), что, в свою очередь, снижает продолжительность полёта.
Рассмотрим основные типы БПЛА «Альбатрос» более подробно.
БПЛА самолетного типа
Конструкция беспилотников самолетного типа обладает улучшенными аэродинамическими характеристиками за счет жесткости крыльев. Эти БПЛА способны находиться в воздухе от 1,5 до 5 часов в зависимости от модели. Название говорит само за себя – они летают на большие расстояния, производят съемку обширных территорий. При этом данный тип БПЛА не способен зависнуть в воздухе – беспилотник держится в воздухе за счёт своей скорости.
БПЛА коптерного типа
Такие беспилотники, в свою очередь, имеют разновидности в зависимости от конфигурации:
- Трикоптер оснащен 3 винтами.
- Квадрокоптер с 4 винтами.
- Гексакоптер с 6 винтами.
- Октокоптер с 8 винтами.
Их сильная сторона заключается в плавности и стабильности полета. С помощью них можно выполнять 3D-моделирование с высокой точностью, детальный анализ территории, осмотр крупных сооружений. Средняя скорость полета – 57 км/час. В зависимости от конфигурации этот показатель может меняться в меньшую или большую сторону. Максимальная взлетная масса составляет от 1,2 до 10 кг.
На что стоит обратить внимание при покупке беспилотника?
Несмотря на четкую классификацию дронов, даже БПЛА одной линейки могут существенно различаться по полезной нагрузке, продолжительности полета и другим характеристикам. Поэтому перед приобретением товара в компании «Альбатрос» вы должны определиться, какие задачи будут стоять перед летательным аппаратом. Что для вас важнее – точность и маневренность или скорость и большие площади охвата? После получения ответа на этот вопрос вы можете рассмотреть другие показатели.
Продолжительность полета
Этот показатель определяет площадь, которую может охватить БПЛА за один вылет. Таким образом, вы можете определить экономическую эффективность его работы.
Учитывайте, что максимальная продолжительность полета учитывается при оптимальных условиях (отсутствии ветра, осадков, средней температуре воздуха около +20° C). В некоторых случаях указывается время работы без учета крепления камеры, которая также имеет вес. Соответственно, после ее установки продолжительность полета может существенно измениться не в лучшую сторону. Поэтому заранее уточняйте у консультанта этот момент.
Полезная нагрузка
БПЛА «Альбатрос» рассчитаны на установку полезной нагрузки, позволяющей получать необходимую информацию: видео или фотокамеры, магнитометра, тепловизора, лазерного сканера, газоанализатора. Будущие задачи для БПЛА также играют важную роль. К примеру, если вам требуется информация для землеустроительных или топографических работ, то для этого необходима камера с большой матрицей и ГНСС-приемники с повышенной точностью. Если же высокотехнологичное оборудование вам не нужно, Вы можете хорошо сэкономить на установке недорогой камеры.
В продаже имеются дроны, оснащенные разной полезной нагрузкой. Однако не все модели рассчитаны на ее замену оператором. Если вы планируете купить беспилотник со сменной нагрузкой, уточните, какие инструменты понадобятся Вам в будущем для ее замены.
Надежность и портативность
Каждый покупатель ищет надежный и портативный беспилотник. Он не должен требовать много времени на подготовку к полету и больших усилий со стороны оператора. Этот показатель по большей части зависит от материала БПЛА. Он должен сочетать в себе легкость и прочность для совершения безопасных посадок.
Композитные материалы и полимеры сами по себе обладают как плюсами, так и минусами, что затрудняет их раздельное применение в изготовлении техники. Разработчики нашли выход и совместили их для придания изделию нужной жесткости и устойчивости при больших нагрузках.
Удобство и безопасность
БПЛА самолетного типа можно запускать с катапульты или с рук. Приземляются они на корпус при помощи парашюта. Что касается мультироторных дронов (коптеров), они взлетают и садятся вертикально, поэтому для запуска им достаточна ровной поверхности.
При покупке БПЛА необходимо учитывать безопасность всех людей, участвующих в процессе работы с ним, в том числе и оператора. Оптимальными являются БПЛА, оснащенные функциями обеспечения безопасности. К ним относится сигнал о чистоте радиосвязи, информация о состоянии батареи, автоматический возврат модели в точку отправления в условиях потери сигнала.
Условия эксплуатации
Погодные условия способны сильно повлиять на качество работы беспилотника. При покупке БПЛА необходимо проверить, на какие максимальные нагрузки рассчитан аппарат (сила ветра, температура воздуха). Существуют также ограничения для взлёта БПЛА. Однако стоит помнить, что даже при лёгких осадках или низкой облачности, которые не влияют на лётные качества БПЛА, Вы можете получить данные неудовлетворительного качества, и Ваш полёт окажется бесполезным.
Наземная станция управления
От функциональности наземной станции управления (НСУ) будут зависеть и возможности летательного аппарата. Она должна быть оснащена удобными инструментами для формирования полётного задания и для контроля за ее выполнением.
С помощью НСУ пользователь регулирует скорость дрона и направление полета, задает нужную высоту съёмки, устанавливает точку посадки, управляет полезной нагрузкой. Некоторые модели НСУ оснащены экраном, на который передается видеоизображение в реальном времени.
Программное обеспечение
Мало только выполнить съемку, оператор должен иметь возможность работать с полученными данными. Для этого понадобится специализированное программное обеспечение. Для осуществления фотограмметрической обработки существует множество ПО, однако удобнее в работе будут программы, предназначенные для обработки данных беспилотной аэрофотосъёмки.
Какие бывают БПЛА по назначению?
Все БПЛА в общем можно разделить на три основные группы, согласно предназначению:
- Коммерческие. Устройства используются при научных исследованиях, в строительстве, для транспортировки грузов, удобрения полей.
- Потребительские. К этому типу беспилотников относятся модели для развлечения – съемка живописных мест, гонки, наблюдение за дикими животными.
- Боевые. Обладают более сложной конструкцией, повышенной точностью, маневренностью и выносливостью.
Область применения дронов широка – от решения бытовых вопросов до реализации военной стратегии. С каждым годом их стоимость снижается, а качество съемки увеличивается, что дает возможность внедрять устройства во все сферы человеческой деятельности.
Где применяют БПЛА?
Сельское хозяйство
Если вам нужно выполнить анализ большой территории (поле, молодые сады) или, например, найти отбившееся от стада животное, БПЛА самолетного типа помогут выполнить задачу. Они способны находиться в полете до 5 часов, чего хватает для съёмки обширных площадей. Аэрофотосъемка важна для оценки состояния растений на полях. Это поможет спланировать систему распыления необходимых веществ.
В сельском хозяйстве также пригодятся и летательные аппараты коптерного типа. Они дают пользователю сверхточную картинку того или иного участка поля. К тому же в фермерстве требуются электронные карты анализируемой площадки для упрощения ее обработки.
Сельское хозяйство – это отрасль, которая начала использовать технологию дистанционного зондирования земли одной из первых, ещё в середине прошлого века. Раньше для комплексной оценки земель и прогноза урожайности использовалась аэрофотосъёмка с пилотируемых летательных аппаратов, а затем и космических спутников.
Полученные данные охватывают обширные площади земельных угодий, но имеют низкое пространственное разрешение. В 21-ом веке в связи с активным ростом населения и снижением посевных площадей всё большую популярность набирает технология высокоточного земледелия. Это, в свою очередь, требует более точных и детальных данных воздушного мониторинга.
Именно поэтому лёгкие и манёвренные беспилотные летательные аппараты набирают популярность и активно внедряются как в крупные, так и малые фермерские хозяйства.
Оценка состояния растительности
Данная задача является наиболее востребованной в сельском хозяйстве. Она актуальна на всех стадиях созревания растений, позволяет оценить текущую урожайность и планировать комплекс работ для повышения урожайности в будущем.
Для решения данной задачи хорошо зарекомендовали себя карты вегетационного индекса, основанные на отражении растительным покровом солнечного света в красной и ближней инфракрасной областях электромагнитного спектра в зависимости от накопленной фитомассы. Наиболее зарекомендовавший себя – индекс NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) – рассчитывается как разность значений отражения в ближней инфракрасной и красной областях спектра, деленная на их сумму.
В результате значения NDVI меняются в диапазоне от –1 до 1. Чем больше и обильнее фитомасса, тем значение индекса ближе к 1. Участки поля с одинаковыми значениями индекса выделяют в отдельные зоны, накладывают на карты рельефа, урожайности и др., находят закономерности и, в итоге, делают оценку или планирование различных мелиоративных мероприятий.
Для улавливания инфракрасного спектра используются специальные мультиспектральные камеры. На данный момент они изготавливаются достаточно малых размеров для возможности установки на лёгкий летательный аппарат, такой как коптер.
Мы устанавливаем мультиспектральные камеры на наши беспилотники как отдельно, так и совместно со стандартной фотокамерой. Для небольших площадей (экспериментальные поля, отдельные делянки) лучше всего подходят коптеры («Альбатрос» А6+) – они компактнее при транспортировке, позволяют производить съёмку с небольшой высоты. Для площадей более 100 га эффективнее использовать БПЛА самолётного типа (модели «Альбатрос» М1 и М5). За счёт большой скорости и высоты полёта такой аппарат способен покрыть площадь до 5000 га за один вылет.
Энергетика
Беспилотники заняли свое место и в электроэнергетике. С их помощью выполняется анализ линейных и высотных объектов. БПЛА помогают определить места повреждений объектов инфраструктуры, своевременно выявить аварийные ситуации, деформацию опор, различные посторонние объекты в охранной зоне линии электропередач.
Геодезия и кадастр
Для создания топоосновы производится аэрофотосъёмка высокого разрешения с точной координатной привязкой. На её основе создаются ортофотопланы и трёхмерные модели местности. Дроны «Альбатрос» рассчитаны на установку полезной нагрузки, позволяющей выполнять описанные задачи.
Нефтегазовый сектор
БПЛА осуществляет оценку состояния трубопровода. Это исключает человеческий фактор, предоставляет точное изображение и фиксирует его для детального анализа. Создается цифровая модель местности, что позволяет правильно спланировать прокладку трубопровода.
Инспектируются топливные хранилища, факельные трубы, линии электропередач.
Горная промышленность
Геологи активно применяют беспилотники для подробной оценки местности: определения площади и характера аномалий грунта, получения информации, как эффективнее подобраться буровой технике к нужной точке.
БПЛА способны проанализировать местность на труднодоступных человеку участках, что и делает данные аппараты незаменимыми в этой сфере.
Охрана
Охранные агентства уже давно внедрили дроны в свою деятельность. Они осуществляют не только воздушный мониторинг охраняемых территорий, но и отслеживают движущиеся объекты, выполняют их сопровождение на всём пути следования. Часто их используют для слежения за персоналом или для оценки уровня безопасности охраняемого объекта.
Строительство
В данной области эффективны оба типа беспилотников. Они позволяют контролировать процесс строительства, регулировать и своевременно выявлять несоблюдение технологии возведения объекта, а также получать информацию для разработки схемы дальнейших работ. Камера предоставляет четкие снимки для анализа ситуации.
Лесное хозяйство
Компактность и маневренность дронов делает их привлекательными для использования в лесном хозяйстве – оценки условий территории, определения точек возгорания, вести учёт поголовья диких животных и ценных пород деревьев. Скорость БПЛА позволяет обнаруживать браконьеров, предотвращать вырубку леса или незаконную охоту на животных.
Дорожное хозяйство
БПЛА предоставляют сверхточные данные, необходимые для проектирования. Они выполняют анализ дорожного покрытия, благодаря съемке с высоким разрешением фиксируют проблемы на дорогах. Эффективно контролируют выполнение работ.
Что можно сказать в заключение?
Чтобы не разочароваться в беспилотнике, вы должны сначала изучить все модели. Они становятся все популярнее благодаря точным камерам и возможности получения четкой картинки.
Компания «Альбатрос» специализируется на изготовлении высокотехнологичных беспилотников из прочных и надежных материалов. Прежде чем купить БПЛА, советуем проконсультироваться с нашим менеджером и подобрать лучший вариант.
Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (БВС, БПЛА, беспилотники, дроны)
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138).
Полёты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
Для выполнения полётов БВС ФАП-138 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полёт.
Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД) представленного плана полёта воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.
Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты БВС.
Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171 .
Планирование и координирование использования воздушного пространства в осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 №6.
При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину — владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФАП-138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.
Направление представленного плана полёта воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином — владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее — Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полётов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полёта воздушного судна (БВС), размещена наинформационно-телекоммуникационных ресурсах в сети «Интернет»www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/
Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.
Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет по адресам: http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4355 и http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4354
Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства (граждане — владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.
В соответствии с разделом VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 , проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249 .
Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.
Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность физических (юридических) лиц.
План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:
Полёты над Москвой
Согласно пункту 49 ФАП-138 полёты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Для выполнения полётов над Москвой разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 09.07.2014 № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой».
Направление представленного плана полёта воздушного судна в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее — Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полётов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу).
Организацию использования воздушного пространства и выдачу разрешения на использование воздушного пространства в Московской зоне ЕС ОрВД, в том числе в Московском узловом диспетчерском районе осуществляет Московский зональный центр ЕС ОрВД. Пользователю необходимо направить план полёта БВС в Московский зональный центр ЕС ОрВД и получить разрешение на использование воздушного пространства. Контактная информация, необходимая для направленияплана полёта, размещена на интернет-ресурсе (www.ivprf.ru или http://gkovd.ru/servisy/).
Пользователь должен подать представление на установление местного режима за трое суток до выполнения полётов. Представление подается на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение (телефон/факс ЗЦ ЕС ОрВД:+7(495)436-75-78/ +7(495)436-20-91) или по электронной почте ( nsmzc@atcm.ru), рекомендуется последующее уточнение через 15 минут по тел. ЗЦ ЕС ОрВД.
В представлении указывается достоверная и полная информация о планируемой деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171.
После получения подтверждения органа ЕС ОрВД об установлении местного режима и включения поданного установленным порядком плана полёта БВС в суточный план зонального и районного центров ЕС ОрВД, а также разрешения на использование воздушного пространства, пользователю необходимо уведомить органы ЕС ОрВД не позднее:
пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности;
десяти минут после окончания деятельности: об окончании деятельности; о перерывах в полётах более чем на час.
Приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полётов» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе над Москвой и Московской областью, установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.
План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД: