Приказ 337 по массажу

О расчёте нагрузки при планировании труда медицинской сестры (брата) по массажу.
Данная информация больше направлена для сотрудников, работающих в федеральных, муниципальных, казенных учреждениях здравоохранения. Массажисты, занимающиеся частной деятельностью, или работающие в коммерческих организациях могут просто принять участие в обсуждении проблемы.
Реформы отечественного здравоохранения, принятие новых стандартов оказания медицинской помощи населению, изменение правил отпуска лечебных процедур, появление новых тенденций и новых методик определили необходимость совершенствовать организацию медицинской реабилитации. Стало очевидным, что старые нормативы, искусственно помещенные в новые финансовые условия, стали существенным препятствием в качественном оказании медицинской помощи населению. Это относится и к медицинскому массажу. Являясь составной частью медицинской реабилитации, массаж превратился в некую услугу, которую любой желающий может потребовать у врача. Зачастую врач решает: «Будем делать массаж». Какой массаж? Для чего? Не всегда узкий специалист может ответить на эти вопросы, проанализировать необходимость назначения процедуры, все сопутствующие заболевания. Чаще, чтобы не конфликтовать с пациентом или его родными, назначение делается ради отписки или для улучшения «отчетности» лечебного учреждения перед вышестоящими структурами. В любом случае, в сложившейся в последние годы системе медико-экономических стандартов, расчет показателей эффективности лечебного учреждения упирается (по большому счету) в количество посещений пациентами данного учреждения. При подобном подходе к лечебному процессу работа медицинской сестры (брата) по массажу превращается в тупую механическую деятельность. Существующие на сегодняшний день приказы, в которых так или иначе оговариваются должностные обязанности массажиста, практически не оставляют возможности использовать индивидуальный подход к каждому пациенту. (см. ПРИКАЗ от 23 июля 2010 г. N 541н, ПРИКАЗ N 337 МЗ РФ от 20.08.2001г. приложение 16., ПРИКАЗ от 19 августа 1997 г. N 249. прил.3 пп.23 (в ред. Приказов Минздрава РФ от 19.01.1999 N 18, от 06.02.2001 N 33, от 14.05.2003 N 197).
Норма выработки для массажиста оговаривается в действующих на сегодняшний день приказах: Приказ МЗ СССР № 817 от 18.06.87 «О НОРМАХ НАГРУЗКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПО МАССАЖУ» или в приложении 17 приказа № 337 МЗ РФ от 20.08.2001г. Поскольку они считаются действующими, будем исходить из нормативов изложенных в них. «1.2. Норму нагрузки медицинской сестры по массажу на 6,5 часов работы 30 условных массажных единиц» (приказ № 817 или примеч. к п.3 приказа №337) или 36 единиц при 5 дневном рабочем дне. В приказе учитываются только массажные единицы, время для одевания-раздевания пациента нигде не учитывается. Но больницы посещают не только молодые люди способные раздеться и запрыгнуть на массажный стол за 1-3 мин. Большинство наших пациентов люди в возрасте или с ограниченными возможностями, от них нельзя требовать подобной активности. Хорошо, если бабушка залезет на массажный стол минут за пять, но ей предстоит и обратный путь, что нередко сделать значительно сложнее. О количестве пар белья (особенно у пожилых пациентов), вообще говорить не стоит. Итак, в кабинет массажа приходит пациент с направлением от врача. Хорошо, если у больницы в штатном расписании числится врач по лечебной физкультуре (медицинской реабилитации) или хотя бы врач-физиотерапевт. Это устраняет многие проблемы. Но в реальной жизни данные специалисты зачастую отсутствуют, и массажисту самому приходится (в меру своей образованности и практического опыта) брать на себя обязанности по сбору анамнеза, осмотру, учитывать сроки заболевания, просчитывать все возможные риски и.т.п. В нормативных документах, регламентирующих нашу деятельность, подобные казусы не предусматриваются, как не относящиеся к нашим должностным обязанностям, только брать на себя ответственность за возможные осложнения при проведении сеанса массажа, что-то не хочется. Итак, процедура проведена, пациент оделся и покинул кабинет. Далее, если действовать по правилам, массажист должен приступить к текущей дезинфекции кабинета или рабочих поверхностей массажного стола, столика для массажа рук, стульев и.т.д., в общем, всего того с чем контактировал пациент. И это не шутка, все это регламентируется нормами, предусмотренными в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Время, которое будет потрачено на обработку поверхностей, будет зависеть от режима дезинфекции и имеющегося в наличии дезсредства.
А теперь попробуем рассчитать непосредственно рабочее время и реальную нагрузку по массажу, учитывая все необходимые трудозатраты.
Рабочий день массажиста –7,8ч (при 5- дневной рабочей неделе).
Санобработка (15-60 мин) в среднем 30 мин/ч. В течении рабочего дня 3,75 ч.
Время на массаж 4,05 ч — 24,3 единицы/день. Но по нормам выработки 30-36 единиц/день.
Из 24,3 массажных единиц еще необходимо выделить время на одевание-раздевание пациента. (в среднем 5 мин. на пациента)
Оформление документации и отдых массажиста будет осуществляться во время санобработки.
Также необходимо выделить время на изучение методической литературы и на проведение «летучек».
Итого: На работу с пациентом затрачено 24 единицы и 21 единица — на санобработку (45 единиц??!!). Непосредственно массажных единиц, получиться выработать -20, что существенно отличается от требуемых в приказах норм. Можно, приблизительно, принять 9 человек (максимум), с учетом разнообразия обрабатываемых зон. (А если представить ситуацию, когда приходят пациенты исключительно на массаж п/кр.зоны -1 ед.?). Действующие на сегодняшний день нормативные документы, не только находятся в противоречии друг с другом, но и мешают выполнению современных реабилитационных программ.
Предложения:
1.Для совершенствования работы медицинской сестры (брата) по массажу, отменить существующий норматив выработки в 30-36 массажных ед./день.
2.При расчете нормы выработки, учитывать реальные затраты времени на обслуживание пациента. (Включается осмотр, опрос, одевание-раздевание, отпуск процедур в палатах, санитарная обработка помещения и рук, оформление документации и.т.д.)
3.С учетом, вводимых в настоящее время, стандартов оказания медицинской помощи в восстановительной медицине необходимо точно определить место и функции массажиста в системе медицинской реабилитации.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 20 августа 2001 г. N 337

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ И ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Созданная в стране система медицинского обеспечения физической культуры и спорта в течение последних десяти лет пережила определенный период стагнации, связанный как с серьезными финансовыми трудностями отрасли, так и с реорганизацией, ликвидацией, изменением организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций, некоторых специализированных лечебно-профилактических учреждений.

Часть врачебно-физкультурных диспансеров преобразована в центры медицинской профилактики с сохранением за ними, в том числе, функций медицинского обеспечения физической культуры и спорта, лечения и реабилитации больных и инвалидов средствами физкультуры и спорта.

В настоящее время в стране функционирует 158 врачебно-физкультурных диспансеров и 200 центров медицинской профилактики, в которых работают около 2,0 тысяч врачей (из них 1000 сертифицированы) и более 3,5 тысяч средних медицинских работников. В учреждениях общей лечебной сети продолжают функционировать отделения и кабинеты лечебной физкультуры.

Кроме того, кабинеты (центры) спортивной медицины имеются и при отдельных спортивных обществах и организациях.

Работа по медико-биологическому обеспечению спортсменов Олимпийских и сборных команд России по отдельным видам спорта и их резерва осуществляется Госкомспортом России и Центром спортивной медицины Олимпийского комитета России совместно со специализированными лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство и координация деятельности организаций здравоохранения по лечебной физкультуре и спортивной медицине, взаимодействие со спортивными организациями и научно-медицинскими общественными ассоциациями по специальности возложено на созданный в 1997 г. Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Несмотря на сложную финансовую ситуацию в отрасли и сложившуюся практику ресурсного обеспечения врачебно-физкультурных организаций даже внутри отрасли по остаточному принципу, объем деятельности указанных организаций системы Министерства здравоохранения Российской Федерации за последние пять лет значительно возрос. Так, число лиц, занимающихся физкультурой и спортом, ежегодно проходящих углубленное медицинское обследование, увеличилось с 4,5 млн. человек в 1995 г. до 5,0 млн. человек в 1999 г., улучшилась выявляемость заболеваний, требующих лечения, а процент лиц, завершивших курс лечения, возрос с 76,7% до 81,1% от числа нуждавшихся в нем.

Отмечается и существенный рост объемов медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий. В 1999 г. обслужено свыше 470,0 тысяч спортивных мероприятий с общим числом участников около 10,0 млн. человек против 360,0 тысяч в 1995 г.

Существенное внимание уделяется развитию лечебной физкультуры и реабилитации больных с различными заболеваниями и повреждениями в соответствии с разрабатываемой клинико-физиологической концепцией воздействия физических упражнений на организм больного человека. В настоящее время расширены медицинские показания к применению лечебной физкультуры при лечении и реабилитации больных в терапии, неврологии, травматологии и ортопедии, хирургии и нейрохирургии, акушерстве и гинекологии, онкологии, гематологии, офтальмологии и отоларингологии. Проводится целенаправленная работа по созданию новых методик лечебной физкультуры и массажа, повышающих эффективность комплексной реабилитации больных и инвалидов, детей и взрослых, ветеранов спорта.

Подготовка и повышение квалификации врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине осуществляется в системе последипломного образования на 12 профильных кафедрах высших медицинских образовательных организаций, где ежегодно получают подготовку и переподготовку около 1200 специалистов.

Научные исследования в области лечебной физкультуры и спортивной медицины ведутся в направлении научного обоснования модификаций традиционных методик и новых форм лечебной физкультуры и массажа, в том числе при недостаточно изученных заболеваниях; диагностики функционального состояния и здоровья спортсменов различных возрастных групп и видов спорта; методологических подходов и технологий изучения действия физических нагрузок и тренировок на спортсменов и больных; механизма адаптации к экстремальным воздействиям в спорте высших достижений; разработки методов профилактики заболеваний и травм; повышения физической работоспособности спортсменов; нетрадиционных методов оздоровления лиц, занимающихся физкультурой и спортом, больных и инвалидов.

Принятие в 1999 г. Федерального закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2206) существенно усилило правовую базу укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний с применением физкультурно-оздоровительных методик и развития спорта в стране, создало условия для большей координации в этом направлении совместной деятельности всех заинтересованных организаций.

Вместе с тем ряд проблем по медицинскому обеспечению лиц, занимающихся физкультурой и спортом, укреплению здоровья спортсменов, повышению физической активности и профилактике заболеваний среди всего населения требует более последовательного и энергичного решения.

Сокращение сети физкультурно-оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, училищ олимпийского резерва, коммерциализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп населения, особенно детей и подростков, возрастанию факторов риска развития заболеваний и физических дефектов, к ухудшению физической подготовки молодежи при призыве на военную службу.

В большинстве специализированных физкультурных и спортивных организаций, учебных заведений не работают медицинские кабинеты и специалисты спортивной медицины.

Руководители спортивных организаций и учебных заведений не всегда обеспечивают своевременное направление учащихся на медицинский осмотр к специалистам врачебно-физкультурных диспансеров, центров профилактики и кабинетов врачебного контроля поликлиник.

В результате при проведении ежегодных проверок детско-юношеских спортивных школ отмечается, что до 30% учащихся не проходят углубленных медицинских обследований, а из числа прошедших лишь 5% признаются здоровыми, от 15 до 35% имеют отклонения в состоянии здоровья и противопоказания к занятиям спортом. Среди учащихся училищ олимпийского резерва только 25% признаются здоровыми.

В связи с тем, что медицинское обеспечение спортсменов сборных команд по видам спорта осуществляется специализированными лечебно-профилактическими организациями разных ведомств, имеющих различный уровень оснащения медицинским оборудованием, степень подготовки медицинских кадров и систему организации контроля за этой работой, углубленные медицинские обследования спортсменов проводятся нерегулярно, по разноплановым программам. В результате, в течение ряда последних лет квалифицированное медицинское обследование проходят лишь 75 — 80% списочного состава сборных команд, при этом около 10% спортсменов не допускаются к тренировкам по состоянию здоровья, свыше 15% спортсменов нуждаются в изменении тренировочного режима и только у 2,5% элитных спортсменов функциональное состояние оценивается как хорошее. Хронические заболевания выявляются более чем у 50% от числа обследованных спортсменов, что обусловлено как высокой заболеваемостью населения в целом, так и недостатками спортивного отбора и методов спортивной тренировки.

В структуре выявленной патологии превалируют заболевания органов пищеварения, костно-мышечной системы и репродуктивной системы у женщин-спортсменов.

При проведении антидопингового контроля у спортсменов высшей квалификации отмечается рост числа биопроб, содержащих запрещенные препараты. Вместе с тем, эффективность системы антидопингового контроля в спорте остается низкой.

Усиления требует работа по подготовке спортивных врачей, научных и педагогических кадров по спортивной медицине и лечебной физкультуре, по унификации и стандартизации деятельности независимо от организационно-правовой формы организаций и подразделений.

В целях усиления координации и унификации деятельности врачебно-физкультурных организаций Российской Федерации вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, направленной на совершенствование медицинского обеспечения спортсменов, повышение уровня и эффективности профилактики заболеваний, оздоровления населения средствами физической культуры спорта, приказываю:

1. Создать Экспертный совет по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2. Утвердить:

2.1. Основные направления медицинского обеспечения физической культуры, спорта, профилактики заболеваний и реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры (Приложение N 1).

2.2. Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом (Приложение N 2).

2.3. Программу углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва (Приложение N 3).

2.4. Инструкцию по реализации Программы углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва (Приложение N 4).

2.5. Программу медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой (Приложение N 5).

2.6. Положение о Экспертном совете по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации (Приложение N 6).

2.7. Состав Экспертного совета по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации (Приложение N 7).

2.8. Положение об организации работы врачебно-физкультурного диспансера (Приложение N 8).

2.9. Положение об организации работы отделения (кабинета) спортивной медицины (Приложение N 9).

2.10. Положение об организации работы отделения (кабинета) лечебной физкультуры (Приложение N 10).

2.11. Положение об организации работы организационно-методического отдела (кабинета) (Приложение N 11).

2.12. Положение об организации работы врача по лечебной физкультуре (Приложение N 12).

2.13. Положение об организации работы врача по спортивной медицине (Приложение N 13).

2.14. Положение об организации работы инструктора-методиста лечебной физкультуры (Приложение N 14).

2.15. Положение об организации работы инструктора по лечебной физкультуре (Приложение N 15).

2.16. Положение об организации работы медицинской сестры по массажу (Приложение N 16).

2.17. Временные нормы нагрузки специалистов врачебно-физкультурной службы (Приложение N 17).

3. Центру лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава России:

3.1. Принять меры по усилению межведомственного взаимодействия и координации усилий медицинских, физкультурных и спортивных организаций Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы по реализации основных направлений медицинского обеспечения физической культуры, спорта, профилактики заболеваний и реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры.

3.2. Разработать программу мер по реализации основных направлений медицинского обеспечения физической культуры на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации и представить ее на утверждение к 01.12.01.

3.3. Принять организационные и практические меры по повышению качества проведения углубленных медицинских обследований сборных команд России и их ближайшего резерва, необходимого оздоровления и обеспечить контроль за этой работой в Российской Федерации.

3.4. С целью унификации деятельности организаций врачебно-физкультурной службы независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработать методические рекомендации по лицензированию работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность по спортивной медицине, лечебной физкультуре и медицинскому массажу, и представить их в установленном порядке на утверждение к 01.12.01.

3.5. Провести анализ состояния и итогов деятельности врачебно-физкультурной службы России за 2000 год и по результатам провести республиканское межведомственное совещание в 3 квартале 2001 года.

3.6. Разработать и представить на утверждение в установленном порядке в течение 2001 г.:

3.6.1. Квалификационные характеристики специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине.

3.6.2. Учетные и отчетные формы врачебно-физкультурных учреждений, подразделений и кабинетов, наиболее полно отражающие работу по медицинскому обеспечению физкультуры и спорта.

3.6.3. Перечень неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на организм спортсменов по видам спорта, врачей-специалистов и необходимых функциональных исследований при проведении углубленных медицинских исследований.

3.6.4. Перечень медицинских противопоказаний к допуску занятиями спортом.

3.6.5. Список профессиональных заболеваний спортсменов с инструкцией по его применению.

4. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Провести анализ работы врачебно-физкультурных диспансеров по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта за 1999 — 2000 год, наметить необходимые меры по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности врачебно-физкультурной службы и материалы представить Центру лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации.

4.2. Принять меры по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности врачебно-физкультурных диспансеров, привести наименование и структуру учреждений и подразделений, наименование должностей и специальностей в указанных учреждениях в соответствие с установленными требованиями.

4.3. Усилить координацию работы по медицинскому обеспечению и контролю за состоянием здоровья лиц, занимающихся физкультурой и спортом, лечебной физкультурой со всеми заинтересованными ведомствами и организациями.

4.4. Принять дополнительные меры по расширению возможностей оздоровления населения с применением средств и методов общей и лечебной физической культуры.

5. Считать не действующим на территории Российской Федерации Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 декабря 1985 г. N 1672 и утратившим силу Приказ Минздравмедпрома России и Госкомитета России по физической культуре и туризму от 19.07.96 N 292/257 «О совершенствовании врачебно-физкультурной службы Российской Федерации».

6. Контроль за выполнением данного Приказа возложить на Первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации А.И. Вялкова.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. — Письмо Минюста РФ от 19.09.2001 N 07/9234-АК.

Файл:

приказ по массажу
рабочий день медсестры по массажу
нормы нагрузки медсестры по массажу
продолжительность рабочего дня массажиста
приказ 817 по массажу
приказ 337 по массажу
норма нагрузки массажиста
приказ 337 министерства здравоохранения

«О НОРМАХ НАГРУЗКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПО МАССАЖУ» Примечание администрации: Приказ Минздрава СССР от 31 августа 1989 г. ПРИКАЗ. 20 августа 2001 г. N 337. О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ работа по созданию новых методик лечебной физкультуры и массажа, В Законе «Основы законодательства Украины о здравоохранении» названы Зато прямое упоминание о лечебном массаже содержится в приказе такой лицензии урегулирован нормами приказа Минздрава от 28.12.2011 г. ПРИКАЗ Минздрава РФ от 20.08.2001 N 337 «О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ Медицинская сестра по массажу (из расчета условных единиц на одну Приказы, регулирующие деятельность массажиста. ПРИКАЗ N 337 МЗ РФ от 20.08.2001 г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию 17 янв 2013 Украины «О внесении изменений в приказ Минздрава Украины от 02 Инна: Я занимаюсь оказанием медицинских услуг по массажу 28 июл 2011 Массаж был и остается одной из самых популярных процедур в мире. утвержденным Приказом Минздрава России от 10.04.2001 N 113, . Они прописаны в Приказе Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 г. 14 дек 2003 Об утверждение условных единиц на выполнение физиотерапевтических процедур, норм времени по массажу, положений о Пунктом 3 Приложения № 5 к Приказу Минздрава СССР от 28.12.1982 № 1290 проведение косметических процедур: все виды массажа лица и 30 авг 1991 Приложение 1 к приказу Минздрава СССР от 30 августа 1991 года N 245 .. территории Украины в соответствии с Приказом Министерства . |кабинет ЛФК, трудотерапии и массажа |на 1000 посещений | 1200 |.

Документальный фильм бритни спирс за стеклом, Постановление ак от 28.06.2007 №292, , Примеры принятия управленческие решения, Инструкция по эксплуатации телефона nokia 2760.