Приказ 199 369 по конвоированию

Содержание

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить:

размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации согласно приложению N 1;

размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации согласно приложению N 2.

2. Размеры месячных окладов сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, замещающих должности начальствующего состава с двойным наименованием, устанавливаются по первой части наименования должности.

3. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службе исполнения наказаний на денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, и членов их семей.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2014 г. N 525 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 24, ст. 3100);

пункт 50 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 201 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 11, ст. 1607);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 82 «О внесении изменений в раздел I приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июня 2014 г. N 525» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 6, ст. 930);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 353 «О внесении изменения в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июня 2014 г. N 525» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2190).

5. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 13 ноября 2019 г. N 1440

Размерымесячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Наименование типовой должности Оклад по типовой должности (рублей)
I. Должности высшего, старшего и среднего начальствующего состава
1. Центральный аппарат Федеральной службы исполнения наказаний
Директор Федеральной службы исполнения наказаний 45559
Первый заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний 40135
Заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний 39050
Начальник главного управления 36881
Начальник управления, первый заместитель начальника главного управления 35796
Первый заместитель начальника управления, заместитель начальника главного управления 35254
Начальник управления (в составе главного управления), заместитель начальника управления 34712
Начальник отдела (самостоятельного) 32542
Начальник отдела (в составе структурного подразделения) 31457
Заместитель начальника отдела (самостоятельного), заместитель начальника отдела (в составе структурного подразделения) 30373
Начальник отделения 29830
Главный специалист, старший: оперуполномоченный по особо важным делам, инспектор по особым поручениям 29288
Оперуполномоченный по особо важным делам, инспектор по особым поручениям, ведущий специалист 28203
Старший: оперуполномоченный, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт 27118
Оперуполномоченный, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт 26034
2. Территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний1
2.1. Главные управления Федеральной службы исполнения наказаний
Начальник главного управления 35796
Первый заместитель начальника главного управления 31457
Заместитель начальника главного управления 30373
Начальник управления (в составе территориального органа) 27118
Заместитель начальника управления (в составе территориального органа) 26034
Начальник отдела 23322
Заместитель начальника отдела 21695
Начальник отделения 21153
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 20610
Старший инспектор по особым поручениям, главный специалист 20068
Старший: оперуполномоченный, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт 18983
Оперуполномоченный, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт 17898
2.2. Управления Федеральной службы исполнения наказаний
Начальник управления (первый уровень)2 34712
Начальник управления (второй уровень)3 33627
Первый заместитель начальника управления (первый уровень)2 30373
Первый заместитель начальника управления (второй уровень)3, заместитель начальника управления (первый уровень)2 29288
Заместитель начальника управления (второй уровень)3 28203
Начальник управления (в составе территориального органа) 26576
Заместитель начальника управления (в составе территориального органа) 25491
Начальник отдела 22780
Заместитель начальника отдела 21153
Начальник отделения 20610
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 20068
Старший инспектор по особым поручениям, главный специалист 19525
Старший: оперуполномоченный, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт 18441
Оперуполномоченный, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт 17356
2.3. Отделы Федеральной службы исполнения наказаний
Начальник отдела 32542
Заместитель начальника отдела 27118
Начальник отдела (в составе территориального органа) 22237
Заместитель начальника отдела (в составе территориального органа) 20610
Начальник отделения 20068
Старший инспектор по особым поручениям 18983
Старший: оперуполномоченный, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт 17898
Оперуполномоченный, специалист, инспектор, инженер, юрисконсульт 16814
3. Учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы1
3.1. Следственные изоляторы, непосредственно подчиненные Федеральной службе исполнения наказаний
Начальник учреждения (с лимитом наполнения 200 и более мест) 32542
Начальник учреждения (с лимитом наполнения от 101 до 199 мест) 31457
Начальник учреждения (с лимитом наполнения 100 и менее мест) 30373
Заместитель начальника учреждения (с лимитом наполнения 200 и более мест) 28203
Заместитель начальника учреждения (с лимитом наполнения от 101 до 199 мест) 27118
Заместитель начальника учреждения (с лимитом наполнения 100 и менее мест) 26034
Начальник отдела 22237
Заместитель начальника отдела 20610
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 18983
Старший оперуполномоченный 18441
Старший: инспектор, инженер, юрисконсульт; оперуполномоченный 17356
Инспектор, инженер, юрисконсульт 16814
3.2. Учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, подведомственные территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний
Начальник учреждения (первой категории)4 29288
Начальник учреждения (второй категории)5 27118
Начальник учреждения (третьей категории)6 26034
Заместитель начальника учреждения (первой категории)4 24949
Заместитель начальника учреждения (второй категории)5 23864
Заместитель начальника учреждения (третьей категории)6 22780
Начальник отдела 20610
Заместитель начальника отдела 18983
Начальник отделения 17898
Начальник: караула, отряда; старший: оперуполномоченный, инженер, инспектор, юрисконсульт 16814
Оперуполномоченный, инженер, инспектор, юрисконсульт 16271
4. Учреждения, непосредственно подчиненные Федеральной службе исполнения наказаний
4.1. Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний1
Начальник главного управления по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний 33518
Первый заместитель начальника главного управления по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний 32542
Заместитель начальника главного управления 32049
Начальник управления 31556
Заместитель начальника управления 30570
Начальник отдела 28597
Заместитель начальника отдела 27611
Начальник отделения 27118
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 26625
Оперуполномоченный по особо важным делам 25639
Старший оперуполномоченный 24652
Оперуполномоченный 23667
4.2. Территориальные подразделения Главного управления по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний1
Начальник управления 27118
Первый заместитель начальника управления 26576
Заместитель начальника управления 26034
Начальник отдела 24949
Начальник отдела (в составе управления) 22780
Заместитель начальника отдела, заместитель начальника отдела (в составе управления) 21153
Начальник отделения 20610
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 20068
Старший оперуполномоченный 18441
Оперуполномоченный 17356
4.3. Иные учреждения, непосредственно подчиненные Федеральной службе исполнения наказан ий
Начальник Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний 32542
II. Должности рядового и младшего начальствующего состава
1. Города Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области
Помощник оперативного дежурного, младший инспектор 1 категории, младший оперуполномоченный 15729
Сотрудник специального учета, помощник начальника караула, командир отделения, младший инспектор 2 категории, инструктор-кинолог 14644
Младший инспектор 14102
Курсант7 7051
2. Административные центры субъектов Российской Федерации
Помощник оперативного дежурного, младший инспектор 1 категории, младший оперуполномоченный 13559
Сотрудник специального учета, помощник начальника караула, командир отделения, младший инспектор 2 категории, инструктор-кинолог 12475
Младший инспектор 11932
Курсант7 7051
3. Остальные местности
Помощник оперативного дежурного, младший инспектор 1 категории, младший оперуполномоченный 11390
Сотрудник специального учета, помощник начальника караула, командир отделения, младший инспектор 2 категории, инструктор-кинолог 10305
Младший инспектор 9763
Курсант7 7051

1 Месячные оклады по типовым должностям сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, дислоцированных в гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, повышаются на 10 процентов и образуют новые месячные оклады, которые увеличиваются (индексируются) в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. Полученные месячные оклады по типовым должностям сотрудников являются основой для установления ежемесячных и иных дополнительных выплат.

2 Месячные оклады по типовым должностям сотрудников устанавливаются по первому уровню, если должность начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний по предельному специальному званию отнесена к категории высшего начальствующего состава.

3 Месячные оклады по типовым должностям сотрудников устанавливаются по второму уровню, если должность начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний по предельному специальному званию отнесена к категории старшего начальствующего состава.

4 К учреждениям первой категории относятся:

исправительные колонии общего и строгого режима, колонии-поселения, следственные изоляторы с лимитом наполнения более 1200 мест;

лечебные исправительные учреждения;

исправительные колонии, предназначенные для отбывания наказания осужденными женщинами, с лимитом наполнения более 800 мест;

исправительные колонии особого режима и тюрьмы с лимитом наполнения более 600 мест;

воспитательные колонии с лимитом наполнения более 250 мест;

лечебно-профилактические учреждения (больницы) с лимитом наполнения более 700 мест (коек);

уголовно-исполнительные инспекции.

5 К учреждениям второй категории относятся:

исправительные колонии общего и строгого режима, колонии-поселения с лимитом наполнения от 601 до 1200 мест;

следственные изоляторы с лимитом наполнения от 401 до 1200 мест;

исправительные колонии, предназначенные для отбывания наказания осужденными женщинами, с лимитом наполнения от 401 до 800 мест;

исправительные колонии особого режима и тюрьмы с лимитом наполнения от 401 до 600 мест;

воспитательные колонии с лимитом наполнения от 151 до 250 мест;

лечебно-профилактические учреждения (больницы) с лимитом наполнения от 301 до 700 мест (коек).

6 К учреждениям третьей категории относятся:

исправительные колонии общего и строгого режима, колонии-поселения с лимитом наполнения до 600 мест;

исправительные колонии, предназначенные для отбывания наказания осужденными женщинами, исправительные колонии особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы с лимитом наполнения до 400 мест;

воспитательные колонии с лимитом наполнения до 150 мест;

исправительные центры;

лечебно-профилактические учреждения (больницы) с лимитом наполнения до 300 мест (коек).

7 Сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, поступившим на обучение по очной форме в образовательную организацию высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний, выплачиваются оклады по должностям, замещаемым ими до поступления на обучение.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 13 ноября 2019 г. N 1440

Размерымесячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Специальное звание Оклад (рублей)
Генерал-полковник внутренней службы 27118
Генерал-лейтенант внутренней службы 23864
Генерал-майор внутренней службы 21695
Полковник внутренней службы 14102
Подполковник внутренней службы 13017
Майор внутренней службы 12475
Капитан внутренней службы 11932
Старший лейтенант внутренней службы 11390
Лейтенант внутренней службы 10848
Младший лейтенант внутренней службы 10305
Старший прапорщик внутренней службы 9221
Прапорщик внутренней службы 8678
Старшина внутренней службы 8136
Старший сержант внутренней службы 7594
Сержант внутренней службы 7051
Младший сержант внутренней службы 6509
Рядовой внутренней службы 5424

123

Выписка из инструкции

утверждена совместным приказом Минюста России и МВД Рoccии от 24.05.2006 № АР — 199 дсп и № 369 дсп

25. При конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на воздушном транспорте, на схему маршрута конвоирования наносятся общий маршрут и маршрут конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по территории аэропорта с указанием побегоопасных направлений и помещений (мест) расположения караула, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в случае задержки вылета воздушного судна, наименование органа внутренних дел, расположенного в пункте вылета (прилета), и номера его телефонов, номера телефонов администрации аэропорта, места стоянок спецавтомобилей.

Средства связи на воздушном транспорте используются по согласованию с техническими службами воздушного судна и аэропорта.

На схемы маршрутов конвоирования плановых, сквозных и эшелонных караулов наносятся места расположения многопрофильных и специализированных медицинских учреждений, оказывающих экстренную медицинскую помощь.

27. При конвоировании на транспортных средствах выставляются часовые:

в спецвагоне в коридоре у камер с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, — один, а при усиленном варианте службы — два в соответствии со схемой охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании в спецвагоне (приложение № 2);

в грузовом вагоне — на переходных и дополнительных площадках — два на каждый вагон с осужденными мужчинами особого режима, один на каждый вагон с осужденными мужчинами всех других видов режима, один на два-три вагона с осужденными женщинами, кроме того, на пять-восемь вагонов с осужденными — три часовых, из них один для наблюдения за крышами вагонов и два — за лобовыми и боковыми стенами первого и последнего вагонов; на переходной (дополнительной) площадке хвостового вагона поезда — один часовой для наблюдения за полотном железной дороги;

в купе пассажирского вагона — по одному у окна и входа в купе;

в спецавтомобиле у камер с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, — один-два и, кроме того, на стоянках автомобиля — два, из которых один (водитель) — с левой стороны перед моторной частью автомобиля, второй — с правой стороны до 2 метров позади кузова спецавтомобиля в соответствии со схемой охраны спецавтомобиля (приложение № 3);

на воздушном судне, выполняющем регулярные рейсы (при наличии пассажиров), — на сиденьях по бокам, позади (впереди) конвоируемых лиц; в специально выделенном самолете (без пассажиров) — парные часовые в передней и задней частях салона, у входных, аварийных и грузовых люков самолета в соответствии со схемой охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании на воздушных судах (приложение № 4);

на речных и морских судах — у входа в судовое помещение, выделенное для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на кормовой части (при конвоировании по рекам), у важных объектов судна и у входа в караульное помещение в соответствии со схемой охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей при конвоировании на несамоходном судне (приложение № 5) и схемой охраны осужденных и лиц. содержащихся под стражей, при конвоировании на самоходном судне (приложение № 6).

28 При конвоировании пешим порядком на железнодорожных станциях (пристанях, в аэропортах) от спецавтомобилей к спецвагонам (теплоходам, самолетам) и обратно часовые выставляются в две линии вокруг колонны осужденных и лиц, содержащихся под стражей, соответственно в 2 м и до 15 м от них в соответствии со схемой охраны на обменном пункте

31. Караулам устанавливается район действий по пресечению побегов в радиусе до 5 км от места побега конвоируемых лиц.

Побегом считается самовольное преодоление конвоируемым линии охраны различными способами, а попыткой к побегу — действия, направленные на преодоление линии охраны.

Линией охраны являются:

на транспортных средствах — стены (борта), пол, крыша (потолок) воздушного судна, вагона, автомобиля и помещений, занимаемых осужденными и лицами, содержащимися под стражей, на морских (речных) судах,

при конвоировании пешим порядком — условная линия между ближайшими к колонне конвоируемых часовыми, а при следовании часовых только в конце (в конце и начале) колонны — условная линия вокруг колонны на расстоянии 7 метров. Линия охраны указывается на схеме охраны и объявляется конвоируемым.

Побег считается предотвращенным, если бежавший задержан в результате непосредственного преследования силами караула.

Побег считается пресеченным, если бежавший задержан в районе действий караула и не совершил нового преступления.

105. Маршруты конвоирования плановых и сквозных караулов в зависимости от вида используемых транспортных средств подразделяются на: железнодорожные, автодорожные, водные и воздушные. По всем маршрутам, кроме автодорожных, конвоирование производится только до станции (порта, причала, аэропорта) в пунктах сдачи осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Дальнейшее конвоирование в места лишения свободы осуществляется силами и средствами органа-получателя, на который возложено выполнение этих задач.

106. Караулы, выполняющие задачи в районе дислокации своего территориального органа ФСИН России, подчиняются начальнику территориального органа ФСИН России, начальнику подразделения по конвоированию, от которого они назначены и дежурному по караулам.

107. Караулы, выполняющие служебные задачи за пределами района дислокации территориального органа ФСИН России, подчиняются начальнику территориального органа ФСИН России, от которого они назначены, а также начальнику территориального органа ФСИН России, в районе дислокации которого они выполняют служебные задачи.

111. Численность караула определяется характером выполняемой задачи и должна быть не менее: в спецвагоне — 8 человек (в составе эшелона — 5-6), в спецавтомобиле — 4; в купе пассажирского вагона — 3; на теплоходе — 12; на катере — 7; на обменном пункте — 7 человек, в самолете (с пассажирами) — 3 человека на одного конвоируемого, с каждым последующим конвоируемым, состав караула увеличивается на одного человека. В специально выделенном самолете численность караула зависит от количества конвоируемых лиц:

до 10 конвоируемых — не менее 8 сотрудников;

до 30 конвоируемых — не менее 12 сотрудников;

до 60 конвоируемых — не менее 18 сотрудников;

до 100 конвоируемых не менее 26 сотрудников;

более 100 конвоируемых не менее 30 сотрудников.

Численность временного караула зависит от характера выполняемых задач.

В карауле, состоящем из трех человек, помощник начальника караула несет службу на посту в соответствии с планом охраны.

117. Лица караула выполняют задачу по конвоированию без огнестрельного оружия:

при осмотре камер и помещений, в которых находятся осужденные и лица, содержащиеся под стражей;

при приеме (сдаче) осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и посадке их в транспортные средства для конвоирования (сотрудником, находящимся в непосредственной близости от осужденных и лиц. содержащихся под стражей);

при проведении личного обыска лиц, подлежащих конвоированию,

при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на борту воздушного судна.

В этих случаях огнестрельное оружие и боеприпасы лиц караула хранятся в металлическом ящике, установленном в купе начальника караула. либо в металлическом ящике в месте приема осужденных и лиц. содержащихся под стражей, либо передаются другому сотруднику по приказанию начальника караула. Во всех случаях организуется охрана оружия и боеприпасов При конвоировании на воздушных судах оружие и боеприпасы караула хранятся в соответствии с пунктом 326 настоящей Инструкции.

167. Норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагон определяется, из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры.

При размещении в камерах спецвагона беременных женщин или женщин с детьми в возрасте до трех лет нормы посадки сокращаются на 50%. При конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагоне не более 4 часов допускается посадка в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.

Нормы посадки в спецавтомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонн — до 1 3 человек, 2,5-3 тонн — до 2 1 человек, 4 тонны — до 36 человек.

Во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.

Количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании их на самолетах I, II, III класса, выполняющих регулярные пассажирские рейсы (при наличии пассажиров), не должно превышать 10 человек, а на легких самолетах IV класса (при наличии пассажиров) — не более 3 человек. При аренде самолета без пассажиров количество перевозимых осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливается начальником территориального органа ФСИН России исходя из норм посадки в самолет, с учетом необходимого количества мест для состава караула и сопровождающих лиц.

175. При плановом, сквозном и особом конвоировании осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются на путь следования индивидуальным рационом питания органом-отправителем по установленным нормам, а при задержке караула в пути — следственным изолятором (тюрьмой), расположенным на маршруте конвоирования. В рейсовых самолетах, где пассажирам предлагаются питание и прохладительные напитки, выдача их осужденным и лицам, содержащимся под стражей, производится с разрешения начальника караула.

Справка

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.

при секретаре Ивашовой О.В.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ракова Е.Н. о признании недействующим абзаца первого пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 199 дсп/369дсп, установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее — Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 г. № 8094.

Абзацем первым пункта 167 Инструкции установлено, что норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагон определяется из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры.

Раков Е.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 167 Инструкции в части, определяющей норму посадки в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры, ссылаясь на его противоречие Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающих применение пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.

Также, по его мнению, оспариваемое положение не соответствует установленным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 410 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189» нормам на сон, не менее 8 часов, и площади на одного заключенного — 4 кв.м, поскольку размер большой камеры в спецвагоне составляет 3 кв.м и нахождение в нем 12 человек с личными вещами фактически лишает человека сна и возможности дышать свежим воздухом, что считает жестоким и унижающим человеческое достоинство обращением.

Заявитель извещен о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Михайлов П.Н., представитель Федеральной службы исполнения наказаний Комарова И.В., представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Карпекин В.О., Петухов Ю.С., Марьян Г.В. возражали против доводов заявителя и пояснили, что Инструкция издана в соответствии с предоставленной компетенцией, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).

В силу статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем (часть 1); порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом (часть 6).

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Министерство юстиции Российской Федерации согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний (пункт 1), в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами (подпункт 9 пункта 8), Министр юстиции Российской Федерации издает нормативные правовые акты Минюста России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти (подпункт 20 пункта 12).

Министерство внутренних дел Российской Федерации, согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (пункт 1), осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел (подпункт 4 пункта 12), Министр внутренних дел Российской Федерации издает нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти (подпункт 3 пункта 21).

Таким образом, Инструкция утверждена Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции.

Минимальными стандартами Правил обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г., запрещена перевозка заключенных в условиях недостаточной вентиляции или освещения или же в любых других физически излишне тяжелых условиях (подпункт 2 пункта 45).

В соответствии с частью 3 статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.

Довод заявителя о том, что установленная оспариваемым положением Инструкции норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагон (по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры) не соответствует норме площади на одного заключенного, суд считает необоснованным, поскольку отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, который бы устанавливал иные нормы посадки осужденных в спецвагон.

Федеральным законодательством установлены санитарные нормы площади на одного осужденного для исправительных учреждений (статья 99 УИК РФ), следственных изоляторов (статья 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). Однако спецвагон к таковым не относится и предназначен для перевозки спецконтингента, т.е. временного, непродолжительного пребывания осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Также является несостоятельной и ссылка заявителя на приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 410 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189», устанавливающий норму на сон, не менее 8 часов, поскольку данный нормативный правовой акт регламентирует внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и не регулирует отношения перевозки спецконтингента.

Пункт 167 Инструкции, устанавливая норму посадки осужденных в спецвагон, содержит обязательное условие о том, что количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не должно превышать установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками норм (абзац четвертый).

В судебном заседании установлено, что для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по плановым и сквозным железнодорожным маршрутам используются вагоны для спецконтингента, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Вагоны в зависимости от модели могут быть 9-камерными (5 больших камер и 4 малые) или 8-камерными (5 больших камер и 3 малые). Большая камера оборудована 6 полками и 1 перекидным клапаном, рассчитанными на 5 лежачих и 8 сидячих мест, по 4 человека на каждую из двух нижних полок; малая камера оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 лежачих и 4 сидячих места.

С 2004 года для перевозки осужденных используется вагон ЦМВ61-4500. Согласно Техническим условиям на эту модель вагон является 8-камерным (5 больших камер и 3 малые), количество мест — 85 (10 служебных и 75 мест для спецконтингента), оснащен вентиляцией и кондиционированием, освещением, отоплением, туалетом, все окна в спецвагоне снабжены решетками, конструкция которых позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. При этом в камерах непосредственно окон не имеется, однако от общего коридора режимной части спецвагона они отделены не стеной, а решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое пространство.

Конструкция вагона, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 12.

Таким образом, установленная пунктом 167 Инструкции норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, соответствует установленным для данного транспортного средства техническим характеристикам и Санитарным правилам.

Не противоречит оспариваемое положение Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающим применение пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.

Согласно правовым позициям, выраженным в постановлениях Европейского Суда по правам человека пытка — умышленное, как правило, на протяжении непродолжительного периода, причинение человеку физических, психических, моральных страданий с целью заставить человека совершить те или иные действия или, наоборот, воздержаться от совершения действий. Бесчеловечное обращение или наказание — умышленное причинение лицу физических, психических, моральных страданий без какой-либо цели.

Установленные пунктом 167 Инструкции нормы посадки в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не содержат в себе названных признаков пытки и бесчеловечного обращения.

Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит нормам международного права, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Ракова Е.Н. о признании недействующим абзаца первого пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышева

Решение Верховного Суда РФ от 13 октября 2011 г. N ГКПИ11-1143

Текст решения официально опубликован не был

19 июля 2018 года N 197-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Принят Государственной Думой 3 июля 2018 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 3. Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 4. Принципы службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 5. Взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы

Глава 2. Должности в уголовно-исполнительной системе. Специальные звания

Статья 6. Должности в уголовно-исполнительной системе

Статья 7. Классификация должностей в уголовно-исполнительной системе

Статья 8. Специальные звания

Статья 9. Квалификационные требования к должностям в уголовно-исполнительной системе

Глава 3. Правовое положение (статус) сотрудника

Статья 10. Сотрудник

Статья 11. Права сотрудника

Статья 12. Служебные обязанности сотрудника

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника

Статья 14. Ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе

Статья 15. Ответственность сотрудника

Статья 16. Форменная одежда, знаки различия сотрудника и ведомственные знаки отличия

Глава 4. Возникновение и изменение правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 17. Право поступления на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, и принятие по ним решений

Статья 20. Основания возникновения правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 21. Контракт

Статья 22. Виды и срок действия контракта

Статья 23. Содержание контракта

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 25. Замещение должностей в уголовно-исполнительной системе по конкурсу

Статья 26. Возникновение и изменение правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе в период действия военного положения

Глава 5. Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 27. Назначение на должности в уголовно-исполнительной системе

Статья 28. Присяга сотрудника уголовно-исполнительной системы

Статья 29. Должностная инструкция

Статья 30. Перевод сотрудника

Статья 31. Временное исполнение обязанностей

Статья 32. Прикомандирование сотрудника

Статья 33. Аттестация сотрудника

Статья 34. Совмещение обязанностей на службе в уголовно-исполнительной системе. Совместительство

Статья 35. Прохождение службы в уголовно-исполнительной системе в особых условиях

Статья 36. Особенности прохождения службы при сокращении должностей в уголовно-исполнительной системе. Зачисление сотрудника в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы

Статья 37. Приостановление службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 38. Стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе

Статья 39. Персональные данные сотрудников, ведение кадрового учета сотрудников

Статья 40. Реестр сотрудников

Глава 6. Присвоение специальных званий

Статья 41. Общие условия присвоения и сохранения специальных званий

Статья 42. Сроки выслуги в специальных званиях

Статья 43. Присвоение первых и очередных специальных званий

Статья 44. Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше

Статья 45. Приостановление присвоения очередного специального звания

Статья 46. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, государственную гражданскую службу или муниципальную службу

Глава 7. Служебная дисциплина в уголовно-исполнительной системе

Статья 47. Служебная дисциплина

Статья 48. Меры поощрения

Статья 49. Нарушение служебной дисциплины

Статья 50. Дисциплинарные взыскания

Статья 51. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 52. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

Статья 53. Порядок наложения на сотрудников взысканий за коррупционные правонарушения

Статья 54. Служебная проверка

Глава 8. Служебное время и время отдыха

Статья 55. Служебное время

Статья 56. Режим служебного времени

Статья 57. Время отдыха

Статья 58. Отпуска на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 59. Основной отпуск

Статья 60. Дополнительные отпуска

Статья 61. Продление основного отпуска или дополнительного отпуска

Статья 62. Каникулярный отпуск

Статья 63. Отпуск по личным обстоятельствам

Статья 64. Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы

Статья 65. Другие виды отпусков

Статья 66. Отзыв сотрудника из отпуска

Статья 67. Освобождение сотрудника от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью

Глава 9. Гарантии социальной защиты сотрудника

Статья 68. Денежное довольствие

Статья 69. Социальные гарантии сотруднику и членам его семьи

Статья 70. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 71. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника

Статья 72. Пенсионное обеспечение сотрудника и членов его семьи

Глава 10. Урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в уголовно-исполнительной системе

Статья 73. Конфликт интересов в уголовно-исполнительной системе

Статья 74. Служебный спор в уголовно-исполнительной системе

Статья 75. Временное отстранение сотрудника от исполнения служебных обязанностей

Статья 76. Восстановление на службе в уголовно-исполнительной системе

Глава 11. Формирование кадрового состава уголовно-исполнительной системы

Статья 77. Принципы и основные направления формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы

Статья 78. Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы

Статья 79. Государственный заказ на подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы

Статья 80. Кадровый резерв для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе

Статья 81. Кадровая работа в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Глава 12. Прекращение службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 82. Основания прекращения службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 83. Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 84. Основания прекращения или расторжения контракта

Статья 85. Увольнение в связи с утратой доверия

Статья 86. Расторжение контракта по соглашению сторон

Статья 87. Расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе сотрудника

Статья 88. Расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя

Статья 89. Прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия

Статья 90. Расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении

Статья 91. Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 92. Порядок увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 93. Погребение и отдание почестей

Глава 13. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе. Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 94. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 95. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 96. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу

Статья 97. Применение законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Глава 14. Заключительные положения

Статья 98. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Статья 99. Вступление в силу настоящего Федерального закона