Прием

Юзабилити-тестирование — это метод, используемый в ориентированном на пользователя дизайне взаимодействия для оценки продукта путем тестирования его на пользователях. Это можно рассматривать как незаменимую практику юзабилити , поскольку она дает непосредственное представление о том, как реальные пользователи используют систему. Он больше связан с интуитивно понятным дизайном продукта и протестирован с пользователями, которые ранее не сталкивались с ним. Такое тестирование имеет первостепенное значение для успеха конечного продукта, поскольку полностью функционирующее приложение, вызывающее замешательство среди пользователей, не просуществует долго. Это контрастирует с методами проверки удобства использования, когда эксперты используют разные методы для оценки пользовательского интерфейса без участия пользователей.

Юзабилити-тестирование фокусируется на измерении способности созданного человеком продукта соответствовать своему прямому назначению. Примеры продуктов, которые обычно выигрывают от тестирования удобства использования, — это продукты питания , потребительские товары, веб-сайты или веб-приложения, компьютерные интерфейсы , документы и устройства. Юзабилити-тестирование измеряет удобство использования или простоту использования конкретного объекта или набора объектов, в то время как общие исследования взаимодействия человека с компьютером пытаются сформулировать универсальные принципы.

— Богатикова Е.А.:

Хочу выразить большую благодарность всем врачам и медицинскому персоналу за Ваш нелегкий труд за терпение заботу к больным. Cпасибо, что вы есть в нашей России заботливые грамотные врачи. Искренне желаю Вам дальнейших профессиональных успехов и достойного вознаграждения за Ваш труд.

— Анастасия :

Спасибо огромное всем врачам и остальному персоналу поликлиники! Делала КТ по направлению и сдавала анализы. Искренне обрадована чутким и доброжелательным отношением! Спасибо, Вы очень стараетесь!

— Ирина:

Я хочу оставит отзыв и выразить благодарность слаженной работы 195 пол-ке. Я заболела кароновирусом 7 апреля, до сих пор врачи справляются о моем здоровье,хотя уже тест отрицательный. Наблюдали очень внимательно, каждый день приходил врач, звонил. Я такого отношения не ожидала. Огромное спасибо. По отзывом знакомых, 195 пол-ка единственная ,кто так ответственно подошел к лечению ковида. Спасибо большое. Вы молодцы!

— Ирина:

Уважаемые и дорогие наши врачи,фельдшеры,медсестры и весь медицинский персонал! Хочу выразить вам огромную благодарность за ваш нелёгкий труд. Врачебная практика всегда требовала самопожертвования. Но сегодня в период эпидемии (пандемии coved-19) это особенно видно. Понимаю как вам сегодня тяжело физически.Но также понимаю,какой эмоциональный груз вам приходится нести. Большинство из вас вкладывают всю душу,чтобы помочь больным справиться с болезнью. Также понимаю,что многие из вас проводя много время у больных,жертвуют своей семьёй. Ведь ваши родные подолгу не видят вас дома. Ещё раз огромное вам спасибо!!! Со своей стороны хочу заверить вас,что буду следовать всем вашим указаниям. Потому что хочу во всём поступать с людьми так.как хотела,чтобы они поступали со мной. (Это «золотое правило «,которое записано в Библии в Матфея7:12) С уважением ваша пациентка.

— Юрий Иванов:

Хочу выразить свою признательность доктору, Демидовой Наталье Викторовне . Очень внимательно меня осмотрела, назначила лечение, которое мне сразу помогло. Спасибо ! Побольше бы таких врачей.

— Юрий Иванов:

Очень признателен и благодарен Рихарду Герасимовичу Бакаеву за понимание больного, и быстрое нахождение решения проблемы. Он оперативное решил мой вопрос. Спасибо !

— Зебохон Каххаровна :

Прошу принять большую Благодарность врачу неврологу Герасимовой Ю. Л. За чуткое, человеческое отношение к своим пациентам, за высокую профессинализм. Особенно за моего супруга Кузьковой В. В. Дай бог ей тоже здоровья, благополучие, спасибо огромное Вам Юлия Львовна! По больше таких врачей.

— Хлебникова Наталия Михайловна:

Выражаю огромную благодарность врачу-хирургу Пудовкиной Вере Валерьевна и медицинской сестре Матвеевой Наталье Александровне за оказанную высококвалифицированную медицинскую помощь, за доброе, душевное отношение и понимание, так как пришла в субботу, без записи, да ещё в конце рабочего дня.

— Добышева Ирина Владимировна:

Хочу выразить свою признательность за добросовестный вклад и качественное оказание услуг сотрудникам данной поликлиники (филиал 4). Я на постоянной основе пользуюсь услугами данной поликлиники и могу отметить высокий уровень сервиса, внимательность и отзывчивость по отношению к пациентам, а также высокий профессионализм данных сотрудников, которым я хочу выразить благодарность: Специалистам процедурного кабинета: Удалой Ольге Викторовне, Денисовой Людмиле Владимировне; Заведующему терапевтическим отделением Спиранскому Павлу Александровичу; Фельдшеру Дмитриенко Ирине Анатольевне; Терапевту Караджаевой Ирине Бердымуратовне; Врачу ЭКГ Тюньковой Валентине Павловне.

— Наталья.:

Хочу поблагодарить зав.филиалом №3 Когут О.А.,за качественную организацию работы поликлиники,за чистоту и порядок,весь коллектив ГП 195 филиал № 3 и лично врача уролога Хачатрян Р.Д.,за профессионализм и чуткое отношение, к нам,к пациентам.Спасибо,что ВЫ есть.Хочу пожелать Вам здоровья,счастья и успехов.С Наступающим и Рождестеством!!!

— Зибаева Т.В.:

Выражаю благодарность семейному врачу Кузьминых Ольге Андреевне. Это настоящий профессионал! Внимательный и отзывчивый специалист. Уже 30 лет Ольга Андреевна оказывает помощь членам моей семьи, она подбирает необходимое лечение с учетом всех наших хронических заболеваний, назначает правильное лечение. Спасибо Вам, огромное!

— Валерия:

Хочу выразить ОГРОМНУЮ благодарность Бобоеву Бахтиёру Абдукахоровичу! Больше 2 лет не могла решить проблему боли в плече. На приеме 14.11.2019 прошла тесты на работу ОДА и НС, которые мне показались магией. После пары тестов была определена причина боли, это спазм большой грудной мышцы, при которой ромбовидная мышка забирала опорную функцию на себя, тем самым вызывая периодическую острую боль. Выписано лечение и рекомендации по снятию спазма с грудной мышцы, каждый выписанный препарат был прокомментирован для какого он эффекта предназначен.

— Артем Алферьев:

Огромное спасибо Шмелевой Алине Сергеевне за внимательное отношение и высокий профессионализм по отношению к моей бабушке!!!

— Довгалева Наталия Геннадьевна:

Моей маме 83 года, она маломобильная. Периодически появляются пролежни. Хочу поблагодарить фельдшера патронажной службы центральной ГП 195 Джасланова Сергея Беляевича за профессионализм, доброту, внимание., отзывчивость. Все делает быстро и безболезненно для пациента.Он справляется даже со сложным течением. Огромное ему спасибо!!! Наталия

— Наталья Иванова:

От всей души благодарю врача-эндокринолога Кузнецову Наталью Семеновну! До этого, я наблюдалась в платной поликлинике, а к Наталье Семеновне попала после долгих уговоров мамы, которая у нее лечилась. Я с недоверием относилась к филиалу №2 из-за прежнего руководителя, и очень сомневалась, что что-то изменилось, а также сможет ли врач в гос. учреждении, где большой поток пациентов, быть внимательной и уделять время больному столько сколько нужно. Насколько я была удивлена, что Наталья Семеновна запоминает своих пациентов, ей не надо каждый раз приходить и рассказывать всю свою историю болезни, напоминать, какие были сданы анализы, что делали и т.д. — она все сама помнит! Была на приеме у нее в пятницу, несмотря на то, что рабочий день у нее уже закончился — она продолжала принимать больных, не торопилась, как и всегда (!) была очень внимательной, спокойной, тщательно разбирала анализы (причем анализы она назначает сразу все необходимое, чтобы за один забор крови получилось и не нужно отпрашиваться несколько раз с работы!), корректировала лечение, объясняла, что будем делать в дальнейшем. Сам факт общения с таким врачом лечит, и от того, что она подробно отвечает на все вопросы — в ее план лечения веришь и выполняешь все ее назначения и улучшения наступают! Для нее действительно главное — это здоровье пациента! не зря я прикрепилась к филиалу №2, я попала к такому ДОКТОРУ!

— Светлана:

Хочу сказать огромное спасибо фельдшеру хирургического отделения Джалсанову Сергею за высокий профессиализм,огромное терпение и умение работать с тяжелобольными пожелыми людьми на дому. Спасибо за лечение мамы.

— Кирилл:

Выражаю благодарность врачу-физиотерапевту Хаджибаевой Диларам Ахатовне за чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к пациентам, высокий профессионализм, ответственность, опыт и неравнодушие, умение повышать качество жизни людей.

— Кирилл:

Выражаю благодарность врачу-физиотерапевту Хаджибаевой Диларам Ахатовне за чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к пациентам, высокий профессионализм, ответственность, опыт и неравнодушие, умение повышать качество жизни людей

— Константин:

Никаких претензий, был на приеме, все оперативно решили, спасибо.

— Елена Стаханова:

Хочу выразить благодарность сотруднице, которая оказывала мне информационную консультацию в поликлинике 147. Необходимо было записаться к терапевту по временно выданному документу по утере полиса ОСМ. Запись была сделана 15.08 в 18:39 (время выдачи талона). Меня очень профессионально проконсультировали и очень по-человечески приняли. С участием отнеслись к моим временнЫм возможностям посещениям врача. К сожалению, не запомнила имя и фамилию. Спасибо Вам.

— Юлия Мотовникова:

Искренне выражаю свою благодарность врачу-хирургу Макшиеву Адаму Эльмадиевичу, а также, его помошнице Улановой Светлане Борисовне, — за проявленный профессионализм, человеческий подход, своевременную четкую коммуникацию. Спасибо Вам! Будьте Здоровы)

— Николай :

Хочу выразить благодарность доктору Урумовой ИА. Отзывчивая умная грамотный врач. Практически сразу поставила диагноз и рекомендовала лечение. Спасибо за мое Здоровье. С уважением Николай

— Савченко Галина Владимировна :

Хочу выразить свою благодарность врачу-хирургу, профессионалу своего дела — Макшиеву Адаму Эльмадиевичу. Хорошо, что наш мир держится на таких внимательных и отзывчивых специалистах, которые не оставляют пациентов наедине с недугом. Спасибо за помощь! Благ, здоровья и сил Вам, Адам Эльмадиевич! P.S. Прошу руководство отметить высокий профессионализм врача и внимательное отношение к пациентам.

— Оксана:

Выражаю благодарность семейному врачу Кузьминых Ольге Андреевне. Это настоящий профессионал своего дела, работы! Добрый и отзывчивый специалист. Я страдаю гипертонией уже несколько лет, врачи не могли подобрать нужного лечения, попав к Ольге Андреевне, она не только подобрала нужное лекарство , но и назначила правильное лечение. Давление значительно снизилось и нормализовалось. Спасибо Вам большое . Низкий Вам поклон. Побольше бы таких врачей.

— Надежда:

Очень люблю семейного врача Шеворакову Елену Анатольевну. Замечательный специалист и человек.

— Мария:

Огромная благодарность врачу лору Воронцовой Екатерине Александровне! Проделана огромная работа! Спасибо за ее золотые руки и терпение! Врач с большой буквы!!

— Алексанян Л.:

Хочу поблагодарить работников филиала 1 в Рублево за вежливость, начиная с регистратуры.Давно такого не встречала в гос.поликлиниках. Особенно спасибо ренген лаборанту Юдиной В. Спасибо за профессионализм и доброе отношение к пациентам.

— Жунин Геннадий:

Огромное спасибо врачам Ильиной Ирине Викторовне и Аджибатировой Айнуре Нургазыевне за то,что своевременно 17 апреля обнаружили у меня инфаркт и оперативно госпитализировали в больницу, где мне сделали срочную операцию. Благодаря их четким и профессиональным действиям спасли мне жизнь. СПАСИБО.

— Трофимова Татьяна :

02.05.2019г. Была на приеме в поликлинике 195, Филиал 3. Хочу сказать слова благодарности девочкам, а в частности старшему администратору Дружининой Елене и Дворак Алёне. Такие приветливые , всегда помогают в любом вопросе! Уже 10 лет хожу в эту поликлинику и она мне очень нравится.Действительно в ней работают специалисты с большой буквы! Хочу сказать большое спасибо Хирургу — Абдулаеву Залимхану Мухадиновичу!

— Елена Кожокарь:

Я хочу от души поблагодарить медсестру Лебедеву Карину Анушавановну!Очень внимательный подход к больным, добросовестно и професионально выполняет свою работу Пунктуальна, одно слово сестра от бога! Дай Бог ей здоровье и по больше таких медсестёр!

— Андреева Елена Андреевна:

Врач хирург Поминов Сергей Владимирович! Искренне благодарю Вас за Вашу проделанную работу, за оказанную помощь и профессионализм

— Андреева Елена Андреевна:

Хочу выразить признательность врачу- хирургу Хаммори Мохамад Хишам и мед.сестре Людмиле, за их мастерство, профессионализм, чуткость, умение найти подход к пациенту. Всех вам благ и успехов. Вы лучшие!

— Гордеева Мария Григорьевна:

Хочу выразить свою признательность Морозову Артему Александровичу, врачу поликлиники 195 за внимательность ,чуткость и профессиональные навыки. огромное спасибо!!!

— ИРИНА,:

Хочу выразить искренние слова благодарности врачу — онкологу Поликлиники 195 г. Москвы -Морозову Артёму Александровичу,за помощь моей маме, за компетентность и профессионализм, умение найти подход к пациенту и их проблемам, за чуткость, внимательность и просто человечность.

— Екатерина Герасимова:

Хочу выразить огромную благодарность Морозову Артему Александровичу от себя и от моей матери за душевное, неравнодушное и ответственное отношение к моему болеющему отцу. Благодаря Артему Александровичу мой отец получил обезболивание в последние дни своей жизни, которое хоть немного облегчило его страдания. Артем Александрович поддерживал и нас с мамой в тяжелый момент жизни и в момент смерти папы. Спасибо огромное Артему Александровичу и сотрудникам кабинета паллиативной медицинской помощи, старшей медсестре Забродиной Екатерине Николаевне за поддержку и оперативность, и патронажной сестре за помощь.

— Ольга Егорова:

Выражаю благодарность врачу ВОП Абаевой С.С. за качественный прием. Отдельное спасибо администраторам на ресепшене за слаженную работу

— Александр Шебеко:

Хочу выразить благодарность Морозову Артёму Александровичу за его профессионализм,чуткость,доброту и отзывчивость. На вопросы отвечает четко,по существу и очень доходчиво. Большое спасибо доктору за внимательность!

— Екатерина:

Выражаю огромную благодарность врачу общей практики Варшавскому Вадиму Борисовичу! За его профессионализм, внимательное отношение к пациентам и позитив! Спасибо!

— Василий:

Сердечно благодарю врача-онколога Колоколова Джеймса Джексоновича и его медсестру Уранову Анну Александровну. Я проходил лечение у них в прошлом году и получил от них не только врачебную помощь, но и моральную поддержку. Огромное спасибо им за внимание и готовность помочь, выслушать, посоветовать. в моей тяжелой ситуации такое человеческое отношение и внимание иногда бывает дороже самого лечения. Желаю Джеймсу Джексоновичу и Анне Александровне крепкого здоровья и сил, чтобы помогать людям!

— Марина Родина:

Наилучшие пожелания и безграничная благодарность доктору по призванию Морозову Артему Александровичу за гуманность, оперативность, высокую квалификацию, компетентность, внимание, проявленное к моей матери.

— Константин:

Обращался в платное отделение за диагностикой. Попал к врачу без очередей и талонов. Оперативно назначили обследование и сразу же провели все необходимое. Всё быстро и профессионально. Есть, конечно, некоторые организационные проблемы, связанные с совмещением платных и страховых пациентов, но эти проблемы оперативно решались. Отдельное спасибо врачу Уткиной А. Г. за профессионализм и отзывчивость.

— Светлана:

Сегодня была у дежурного терапевта Даниловой Ю.В., более внимательного врача я не видела. Очень внимательно выслушала все симптомы, провела осмотр и назначила хорошее лечение. Приятно видеть таких врачей!

— Диденко М. П. :

Выражаем глубокую благодарность врачу хирургу Ромазанову З. Н. и мед брату Джалсанову С. Б. за эфективную помощь в заживлении ран.

— Маргарита Викторовна, пациентка — 2 группа инвалидности.:

От всей души выражаю глубокую и искреннюю благодарность медсестре — Тахонгировой Зульфире, молодец, всегда поможет и придет на помощь!!!! Старается помочь и найти выход из затруднительных положений. И врачу — Советкину С.В. Спасибо!

— Александр Колючкин:

Выражаю глубокую благодарность врачу терапевту Селезневой М. Ю.За доброе душевное отношение к пациентам.

— Ирина Смирнова:

Хочу выразить искреннюю благодарность врачу отоларингологу Курбановой М.К. За ответственную, внимательную работу, своевременно и главное точно выставленный диагноз , результатом чего стало полное мое выздоровление !!! Желаю дальнейших успехов в этом не легком труде , и побольше таких же замечательных докторов !! Спасибо за мое Здоровье !

— Чеканникова Людмила :

Выражаю благодарность врачу общей практики Титовой Ирине Тимофеевне за чуткое отношение, высокий профессионализм, оперативную помощь в решении проблемы. Настоящий ДОКТОР! Спасибо!

— Чеканникова Людмила Владимировна:

Благодарю администратора поликлиники 195 Калуга Наталью Владимировну за грамотный, доброжелательный совет по решению моей проблемы, очень приветливый и внимательный специалист. А также благодарю старшего администратора Ольгу Ивановну (простите, фамилию не уточнила). Спасибо!

— Арина:

Всем доброго дня! Хочу выразить благодарность врачу-терапевту Никольской Елене Евгеньевне за ее работу и доброе сердце.Наблюдаюсь у нее в течении этого года -очень довольна лечением и отношением. Спасибо!

— Татьяна :

Доброе время суток. Хочу выразить большую человеческую благодарность терапевту Москалевой Ольге Сергеевне за внимательное отношение к пациентам и высокий профессионализм, побольше бы таких врачей и у поликлиники были бы отличные показатели

— Гришенкова Наталия:

Врач-онколог Морозов Артем Александрович очень помог и продолжает помогать в самый тяжелый момент… Прекрасный врач, хороший человек. Просто «…Луч солнца в темном царстве» за последние 10 месяцев .

— Анна Бервицкая:

Хочу поблагодарить врача общей практики Титову Ирину Тимофеевну за чуткое отношение. Являюсь ее пациентом уже долгое время и хочу отметить ее высокопрофессиональный уровень. Спасибо !!!

— Анна Бервицкая:

Хочу выразить огромную благодарность врачу-ревматологу Халитовой Гюзель Хайдаровне, которая смогла «поставить меня на ноги», благодаря ей я теперь могу вести полноценную жизнь, не испытывать постоянную боль. Спасибо!!!

— Кондакова Анжела:

Морозов Артём отличный специалист в своей области, который проявляет не только профессиональные качества, но человеческое понимание. Огромное Вам спасибо!

— Маргарита:

Хочу поблагодарить медсестру Дрофичеву Елену за ее отзывчивость, квалифицированную хорошую работу и доброе сердце. Всегда поможет, даже казалось бы, в безвыходной ситуации. СПАСИБО!!!

— s.gayamova@gmail.com:

Хочу поблагодарить кардиолога Уварова Виктора Михайловича. Врач спокойный, внимательный, позитивный. Старается найти выход из сложных ситуаций. Огромное спасибо, Виктор Михайлович

— Гаямова Светлана:

Хочу поблагодарить кардиолога Уварова Виктора Михайловича. Доктор внимательный, позитивный. Старается помочь и найти выход из затруднительных положений. Спасибо, вам, Виктор Михайлович!

— Ирина Ивановна Лихачёва:

Хочу выразить благодарность чудесному доктору Хруленко Светлане Борисовне! Впервые услышали о ней от соседа, который наблюдался после инфаркта у неё. Мама перенесла повторный инфаркт, была прикреплена к другой поликлинике. Мы решили рискнуть, прикрепились к 195 поликлинике. И не разу не пожалели. Врач осмотрел маму с ног до головы, чего никогда не делали раньше, выписала бесплатные рецепты. Мы даже не знали, что после инфаркта можно полгода получать лекарства даже без инвалидности. Мама просто очарована, а это так важно для пожилого человека. Благодарю руководство поликлиники, что находите возможность удерживать таких Врачей, как Светлана Борисовна в бюджетном здравоохранении и поздравить всех с Днём Медработника!

— Валерий Николаевич:

А я хочу поблагодарить Богданову Наталью Петровну — процедурную медсестру. Как она мастерски и с улыбкой берёт кровь из вены ! Даже следа не осталось. Спасибо!

— Босулаев Илья:

Выражаем искреннюю благодарность врачу обще практики Кузьминых Ольге Андреевне. Вот уж кто действительно настоящий семейный врач. За все годы наблюдения у нее встречали не только понимание и отзывчивость а еще и глубокий профессионализм и любовь к выбранной профессии. Семья Босулаевых.

— Шухова Татьяна Юрьевна:

Я прикреплена к 195 поликлинике уже 20 лет, и все это время моим участковым была ЕРОХИНА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА — высококвалифицированный специалист, душевный и интеллигентный человек. Где бы она ни вела приём: в кабинете или на вызове, она собрана, по деловому тактична, а главное — ВРАЧ, КОТОРЫЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЕЧИТ!!! Я благодарна и своему участковому, и всему коллективу поликлиники за профессионализм и слаженную работу!!!!

— Шухова Татьяна Юрьевна:

Я прикреплена к 195 поликлинике уже 20 лет, и все это время моим участковым была ЕРОХИНА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА — высококвалифицированный специалист, душевный и интеллигентный человек. Где бы она ни вела приём: в кабинете или на вызове, она собрана, по деловому тактична, а главное — ВРАЧ, КОТОРЫЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЕЧИТ!!! Я благодарна и своему участковому, и всему коллективу поликлиники за профессионализм и слаженную работу!!!!

— Полухина Юлия:

Две недели посещала кабинет физиотерапии и каждый раз встречала приветливую улыбку и добрые глаза Николаевой Галины Викторовны. Хочется выразить ей не только личную благодарность, но и обратиться через окно отзывов. Спасибо Вам огромное, Галина Викторовна! А также огромное спасибо всему коллективу поликлиники с таким теплым отзывчивым персоналом.

— Колючкин Александр:

От всей души выражаю глубокую и искреннюю благодарность врачу-пульмонологу Скакуновой Ирине Геннадьевне за бескорыстный и благородный труд, за чуткое отношение к пациентам, доброту и внимание. С уважением, Колючкин А.С.

— Соболев Виктор :

Пришел в субботу с заложенным ухом (серная пробка). Номерки к лору законяились. У стойки информации зам. глав. врача выслушав проблему, попросил подождать, и буквально через 5 минут направил к врачу, где мне промыли ухо. Огромное спасибо Вам и коллективу поликлиники.

— Сергей Игоревич:

Спасибо!

Нажимая кнопку «Направить отзыв» Вы подтверждаете, что соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием — это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

  • словесные методы (источником является устное или печатное слово);
  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);
  • методы проблемного обучения.

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ — устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 — 30 минут. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов, примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий, при характеристике литературных героев, исторических деятелей, ученых и т. д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогически требований:

  • рассказ должен обеспечить идейно-нравственную направленность преподавания;
  • содержать только достоверные и научно проверенные факты;
  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • иметь четкую логику изложения;
  • быть эмоциональным;
  • излагаться простым и доступным языком;
  • отражать элементы личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей. Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?».

При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют вскрытию существенных сторон, изучаемых тем, положений, процессов, явлений и событий. В ходе объяснения целесообразно ставить периодически вопросы перед студентами с целью поддержания их внимания и познавательной активности. Выводы и обобщения, формулировки и объяснения понятий, законов должны быть точными, ясными и краткими. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечение ярких примеров;
  • безукоризненной логики изложения.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Преподаватель, опираясь на знания и опыт студентов, последовательной постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед всей группой, и после небольшой паузы (8–10 секунд) называется фамилия студента. Это имеет большое психологическое значение — вся группа готовится к ответу. Если студент затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать другого.

В зависимости от цели занятия применяются различные виды беседы: эвристическая, воспроизводящая, систематизирующая.

  • Эвристическая беседа (от греческого слова «эврика» — нашел, открыл) применяется при изучении нового материала.
  • Воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная) имеет цель закрепления в памяти студентов ранее изученного материала и проверку степени его усвоения.
  • Систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний студентов после изучения темы или раздела на повторительно- обобщающих уроках.
  • Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группами в целом, так и с отдельными группами студентов.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль студента. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества:

  • активизирует студентов;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания студентов;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

  • требует много времени;
  • содержит элемент риска, (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими студентами и фиксируется в их памяти).

Беседа, в сравнении с другими информационными методами, обеспечивает относительно высокую познавательную и мыслительную активность студентов. Она может быть применена при изучении любого учебного предмета.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.

Конспекты бывают текстуальные, составленные путем дословной выписки из текста отдельных положений, наиболее точно выражающих мысль автора, и свободные, в которых авторская мысль изложена своими словами. Чаще всего составляют смешанные конспекты, некоторые формулировки переписываются из текста дословно, остальные мысли излагаются своими словами. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора.

Составление плана текста: план, может быть, простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тестирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование — дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки: справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.

Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции. Лекция — самый экономичный путь получения информации студентами, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме изложения научных положений, фактов и событий, несет в себе силу убеждений, критической оценки, показывает студентам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса, научного положения.

Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд требований к ее изложению.

Лекция начинается сообщением темы, плана лекции, литературы и кратким обоснованием актуальности темы. Лекция обычно содержит 3–4 вопроса, максимум 5. Большое число вопросов, включенных в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их изложить.

Изложение материала лекции ведется в соответствии с планом, в строгой логической последовательности. Изложение теоретических положений, законов, раскрытие причинно-следственных связей осуществляется в тесной связи с жизнью, сопровождается примерами и фактами) применением различных средств наглядности, аудиовизуальных средств.

Преподаватель непрерывно следит за аудиторией, за вниманием студентов, и в случае его падения, принимает меры по повышению интереса студентов к материалу: изменяет тембр и темп речи, придает ей большую эмоциональность, ставит перед студентами 1–2 вопроса или минуту-две отвлекает их шуткой, интересным, забавным примером (меры по поддержанию интереса студентов к теме лекции планируются преподавателем).

В ходе лекции не рекомендуется преподавателю перемещаться от одного места к другому, ходить между столами, так как это отрицательно влияет на внимание студентов и вызывает у них усталость.

На уроке лекционный материал объединяется с творческими работами студентов, делая их активными и заинтересованными участниками урока.

Задача каждого преподавателя не только дать готовые задания, но и учить студентов добывать их самостоятельно.

Виды самостоятельной работы разнообразны: это и работа с главой учебного пособия, конспект или тегирование ее, написание докладов, рефератов, подготовка сообщений по тому или иному вопросу, составление кроссвордов, сравнительных характеристик, рецензирование ответов студентов, лекций учителя, составление опорных схем и графиков, художественные рисунки и их защита и т.п.

Самостоятельная работа — важный и нужный этап в организации урока, и ею необходимо продумывать наиболее тщательно. Нельзя, например, «отослать» студентов к главе учебника и просто предложить им законспектировать ее. Особенно если перед вами первокурсники, да еще слабая группа. Лучше всего дать сначала ряд опорных вопросов. При выборе вида самостоятельной работы надо подходить к студентам дифференцированию, учитывая их возможности.

Форма организации самостоятельной работы, наиболее способствующая обобщению и углублению ранее приобретенных знаний и — главное — развитию умений самостоятельно овладевать новыми знаниями, развитию творческой активности, инициативы, склонностей и способностей — это семинарские занятия.

Семинар — один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Семинарские занятия обеспечивают:

  • решение, углубление, закрепление знаний, полученных на лекции и в результате самостоятельной работы;
  • формирование и развитие навыков творческого подхода к овладению знаниями и самостоятельному изложению их перед аудиторией;
  • развитие активности студентов в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия;
  • семинарам присуща также функция контроля знаний.

Семинарские занятия в условиях колледжа рекомендуется проводить в учебных группах второго и старших курсов. Каждое семинарское занятие требует большой и тщательной подготовки, как преподавателя, так и студентов. Преподаватель, определив тему семинарского занятия, заблаговременно (за 10–15 дней) составляет план семинара, в котором указывается:

  • тема, дата и учебное время семинарского занятия;
  • вопросы, выносимые на обсуждение семинара (не более 3–4 вопросов);
  • темы основных докладов (сообщений) студентов, раскрывающих главные проблемы темы семинара (2–3 доклада);
  • список литературы (основной и дополнительной), рекомендованной студентам для подготовки к семинару.

План семинара доводится до студентов с таким расчетом, чтобы студенты располагали временем, достаточным для подготовки к семинару.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором преподаватель сообщает цель и порядок проведения семинара, указывает на какие положения темы следует обратить внимание в выступлениях студентов. Если в плане семинара предусмотрено обсуждение докладов, то после вступительного слова преподавателя заслушиваются доклады, а затем идет обсуждение докладов и вопросов плана семинара.

В ходе семинара преподаватель ставит дополнительные вопросы, стремиться побудить студентов перейти к дискуссионной форме обсуждения отдельных положений и вопросов, поставленных преподавателем.

В конце занятия преподаватель подводит итоги семинара, дает аргументированную оценку выступлениям студентов, уточняет и дополняет отдельные положения темы семинара, указывает, над какими вопросами следует поработать студентам дополнительно.

Экскурсия — один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.

Учебно-познавательные экскурсии организуются на базе производственных объектов с целью общего ознакомления с производством, его организационной структурой, отдельными технологическими процессами, оборудованием, видами и качеством выпускаемой продукции, организацией и условиями труда. Такие экскурсии имеют очень большое значение для профориентации молодежи, привития любви к избранной профессии. Студенты получают образно-конкретное представление о состоянии производства, уровне технической оснащенности, о требованиях современного производства к профессиональной подготовке работников.

Экскурсии могут быть организованы в музей, фирму и офис, в заповедные места по изучению природы, на различного рода выставки.

Каждая экскурсия должна иметь четкую учебно-познавательную и воспитательную цель. Студенты должны ясно представлять, какова цель экскурсии, что они должны выяснить и узнать в процессе экскурсии, какой собрать материал, как и в какой форме, обобщить его, составить отчет по итогам экскурсии.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;
  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;
  • детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Методы практического обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них студенты совершают умственную и практическую работу.

Пo степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений выделяют:

  • упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;
  • упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий студент про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции; такие упражнения называют комментируемыми. Комментирование действий помогает преподавателю обнаружить типичные ошибки, внести коррективы в действия студентов.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и вниманию студентов. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы студентов по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т. д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает студентам лучше воспринимать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы, в зависимости от степени самостоятельности студентов при их выполнении, могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Творческие работы студентов. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей студентов, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. К творческим работам студентов относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка курсовых и дипломных проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

Лабораторные работы — это проведение студентами по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение студентами каких- либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие — это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Лабораторно-практические занятия играют важную роль в процессе обучения студентов. Значение их состоит в том, что они способствуют развитию у студентов умения применять теоретические знания к решению практических задач, вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и явлениями и на основе анализа результатов наблюдения учатся самостоятельно делать выводы и обобщения. Здесь студенты приобретают самостоятельно знания и практические навыки обращения с приборами, материалами, реактивами, оборудованием. Лабораторные и практические занятия предусмотрены учебными планами и соответствующими учебными программами. Задача преподавателя — методически правильно организовать выполнение студентами лабораторно-практических работ, умело направить деятельность студентов, обеспечить занятие необходимыми инструкциями, методическими пособиям, материалом и оборудованием; четко поставить учебно-познавательные цели занятия. Важно также при проведении лабораторных и практических работ ставить перед студентами вопросы творческого характера, требующие самостоятельной постановки и решения проблемы. Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации, всемерно поддерживает активную познавательную деятельность всех студентов.

Проводятся лабораторные работы в иллюстрированном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Методы проблемного обучения

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

В зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения.

Сообщающее изложение с элементами проблемности. Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности. Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах урока, с тем, чтобы вызвать интерес студентов к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим преподавателем. При использовании в обучении данного метода роль студентов довольно пассивна, уровень их познавательной самостоятельности невысок.

Познавательное проблемное изложение. Суть данного метода состоит в том, что преподаватель, создавая проблемные, ситуаций, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере преподаватель показывает студентам какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации. Усваивая логику рассуждений и последовательность поисковых приемов, которыми пользуется преподаватель в процессе решения проблемы, студенты производят действия по образцу, мысленный анализ проблемных ситуаций, сопоставляют факты и явлений и знакомятся со способами построения доказательства.

На таком уроке преподаватель использует широкий круг методических приемов — создание проблемной ситуации с целью постановки и решения учебно-познавательной проблемы: объяснение, рассказ, применение технических средств и наглядных учебных пособий.

Диалогическое проблемное изложение. Преподаватель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями преподавателя и студентов. Наиболее активная роль студентов проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний. Этот метод создает довольно широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности студентов, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, студент привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции.

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников и т. д. Как и при других методах проблемного обучения, преподаватель в начале занятия ставит перед студентами проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, устройстве различных машин, агрегатов, механизмов студенты сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.

Исследовательский метод. В деятельности преподавателя при применении исследовательского и эвристических методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны. Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью студентов, а студенты в том и другом случае усваивают новые знания , в основном путем решения учебных проблем.

Если в процессе реализации эвристического метода, вопросы, указания и частные проблемные задания носят упреждающий характер, т. е. ставятся до или в процессе решения проблемы, и они выполняют направляющую функцию, то при исследовательском методе вопросы ставятся после того, как студенты в основном справились с решением учебно — познавательной проблемы и постановка их служит для студентов средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.

Исследовательский метод, таким образом, является более сложным и характеризуется более высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов. Он может быть применен на занятиях со студентами, обладающими высоким уровнем развития и довольно хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, ибо этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор метода обучения зависит:

  • от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики;
  • от особенностей изучаемого предмета;
  • от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
  • от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
  • от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
  • от возрастных особенностей студентов;
  • от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);
  • от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
  • от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.

С детства всем нам внушали, что физкультура и спорт являются лучшими друзьями сильного и здорового тела. Порой к занятиям физкультурой приравнивалась и физическая работа. Она, по мнению многих, развивает мышцы и тем самым делает человека здоровым и закаленным. Однако это не так. Физическая работа скорее приводит к непропорциональному развитию отдельных групп мышц, а здоровье от нее лишь ухудшается. Да и пользу занятий спортом некоторые исследователи ставят под сомнение.

Кто работает, тот не занимается зарядкой

Многие из тех, кто выполняет тяжелую физическую работу, считают, что заниматься спортом им не обязательно — нагрузка на рабочем месте позволяет поддерживать себя в хорошей форме. Как выяснили в прошлом году хорватские исслевдователи, это не так.

Дело в том, что в большинстве случаев физическая нагрузка на работе, в отличие от упражнений, не подбирается по объему, интенсивности и длительности. То есть, те, кто считает, что занимаются зарядкой на работе лишь стоят, ходят, поднимают тяжести или работают руками. В результате у них хорошо развиваются мышцы рук, а вот остальная мускулатура может быть даже в худшем состоянии, чем у тех, кто работает в офисе и при этом не занимается спортом.

В исследовании хорватских ученых принимали участие мужчины в возрасте от 20 до 60 лет, разделенные на две группы, различающиеся по интенсивности нагрузок на рабочем месте. Для проверки силы и эластичности мышц участникам эксперимента было предложено несколько упражнений и лишь в одном из них — сжатии пальцев рук — те, кто выполнял тяжелую работу, показали большую мышечную силу.

В других упражнениях, особенно, показывающих эластичность мышц и связок, офисные работники, которые не занимались спортом, оказались далеко впереди. Такие результаты говорят о том, что несмотря на физические нагрузки на работе, необходимо выполнять комплекс упражнений, делающий нагрузки на все мышцы равномерными.

Физическая работа, безусловно, легче переносится молодыми людьми. Причем, в возрасте до 35 лет она может оказаться и полезной. А вот людям старше среднего возраста может быть противопоказан даже спорт.

Отдых на диване — лучшая зарядка

В ряде случаев физические упражнения, безусловно полезны. Кроме того, что они помогают бороться с лишним весом, физическая нагрузка снижает риск атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний, а также импотенции и язвенной болезни.

Однако в некоторых случаях путь к долголетию может лежать не через спортзалы, изнуряющие забеги и купание в холодной воде. Для многих людей лучшим тренажером, обеспечивающим здоровье на долгие годы, может стать любимый диван, лучшим упражнением — дневной сон, а лучшим побуждением к «занятиям» — простая здоровая лень.

К таким абсурдным на первый взгляд выводам пришел немецкий профессор Питер Акст. В своей книге «Радость лени», которая вышла несколько лет назад, он призывает читателей просто растрачивать свое свободное время, наслаждаясь ничегонеделаньем. По его мнению, люди, которые через силу добираются до спортзала для того, чтобы отдаться не приносящему никакой радости занятию, вредят себе. А ведь лень, кроме того, служит хорошей защитой от стресса.

Профессор Акст не отказывает людям в праве на физическую нагрузку. По его мнению, хорошо поддерживает форму легкая прогулка, но не более того. Это относится, прежде всего, к людям старшего возраста, которые должны тщательно следить за расходуемой энергией. Исследования показали, что люди старше 50 лет, которые занимаются бегом, расходуют на него ту энергию, которая совершенно необходима им на другие цели. У них, по словам Акста, может наблюдаться потеря памяти и ускоренное старение.

С выводами профессора до некоторой степени соглашаются и другие специалисты. По их мнению, физическая нагрузка должна подбираться индивидуально и должна быть частью стиля жизни. Если человек вынужден каждый раз совершать над собой насилие лишь для того, чтобы выбраться в спортзал, ему стоит подыскать другие упражнения, которые будут приносить радость и удовлетворение. Двадцать минут физкультуры три раза в неделю — уже неплохой уровень нагрузки для человека, не жаждущего спортивных достижений.

Не надо забывать и о том, что здоровье определяется экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или дефектов. Такая ли уж острая нужда в стройной фигуре, спортивном подтянутом теле, мощных накачанных мышцах, если принадлежат они издерганному нервному субъекту, который постоянно конфликтует с родственниками, друзьями и соседями?

Что болит у спортсменов?

Когда речь идет не об утренней зарядке, а о серьезных спортивных достижениях, то тело, как и любое средство производства, изнашивается. Речь идет не только о травмах — для них даже создано отдельное отделение в ЦИТО — но и о хронических заболеваниях.

Для тех, кто профессионально занимается балетом — а это можно также считать спортом — характерны наросты на костях стопы. Тяжелоатлеты страдают от заболеваний позвоночника. Футболисты, помимо травм связочного аппарата, получают заболевания суставов. Этот список можно продолжить.

Целью данной заметки не было заставить читателей отказаться от занятий спортом: малоподвижный образ жизни еще вреднее. Однако в физической нагрузке, как и во многом другом, важна мера.