При смене правовой формы ОАО на ПАО

С 1 сентября 2014 г. вступает в силу новый блок поправок в ГК РФ, посвященный изменению правового регулирования в отношении юридических лиц. Поправки вносятся Федеральным законом № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу четвертую первой части Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – «Закон»). Основные новеллы, изложенные в Законе, представлены ниже.

  • Деление юридических лиц на корпоративные (основанные на праве членства) и унитарные.
  • Деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные, упразднение ОАО, ЗАО и ОДО:

­-ОАО подлежит переименованию в публичное акционерное общество (ПАО), если (а) оно публично размещает акции (облигации) или (б) его  акции (облигации) публично обращаются, или (в) в его уставе и наименовании указан публичный статус;
­-ЗАО будет считаться непубличным акционерным обществом (НАО), если оно не отвечает признакам ПАО, указанным выше, ЗАО подлежит переименованию в АО;
­-ООО считается непубличным обществом, его наименование остается без изменений.

  • Введение новых форм не требует перерегистрации существующих обществ, однако   учредительные документы и наименования ОАО и ЗАО должны быть приведены в соответствие с ГК РФ при первом внесении в них изменений (срок не регламентирован).
  • Жесткие требования к ПАО:

-обязательно создание коллегиального органа управления (КОУ) — наблюдательного или иного совета (не менее 5 членов);
­-единоличные исполнительные органы (ЕИО) и члены коллегиальных исполнительных органов (КИО) не могут председательствовать и составлять более ¼ членов в КОУ;
-компетенция общего собрания не может быть расширена;
­-функции счетной комиссии должны исполняться независимым регистратором.

  • Принцип диспозитивности в отношении НАО и ООО:

­-некоторые вопросы компетенции общего собрания могут быть переданы КОУ и/или КИО;
­-КОУ или ЕИО могут исполнять функции КИО;
­-возможность закрепления в уставе особого порядка созыва, подготовки и проведения общего собрания;
­-компетенция общего собрания может быть расширена;
­-ревизионная комиссия может не формироваться;
­-в уставе или корпоративном договоре может предусматриваться объем прав участника, не пропорционально его доле, при условии внесения таких сведений в ЕГРЮЛ.

  • Все АО обязаны привлекать независимого аудитора для проверки годовой отчетности.
  • Возможность использования типовых уставов, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом.
  • Существенное изменение института ЕИО, функции которого могут исполняться:

-несколькими лицами, действующими совместно как один ЕИО;
-несколькими ЕИО, действующими независимо друг от друга.

  • Ужесточение требований к оформлению решений общих собраний – обязательно подтверждение состава участников и принятого решения:

-в ПАО – регистратором в качестве счетной комиссии;
­-в НАО – либо регистратором, либо нотариусом;
-в ООО – нотариусом, если иной порядок (например, подписание всеми или частью участников) не установлен уставом.

  • Введено понятие корпоративного договора (КД), заключающегося в письменной форме:

-КД заключается всеми или частью участников, стороной КД могут быть третьи лица;
-Противоречие уставу не влечет недействительность КД;
­-КД не может обязывать голосовать участников по указанию органов общества, определять структуру и компетенцию органов управления;
­-содержание КД НАО и ООО конфиденциально, но о его заключении уведомляется общество; в ПАО – дополнительно требуется раскрытие информации о заключении КД;
­-если КД заключен всеми участниками, сторона КД может оспорить решение органа управления общества;
-сделка, нарушающая КД, может быть оспорена стороной КД, если другая сторона должна была знать об ограничениях, содержащихся к КД.

  • Не только ЕИО, но и члены КОИ и КИО (за исключением тех, кто голосовал против решения, повлекшего убытки), а также контролирующие лица несут ответственность за убытки общества, причиненные их недобросовестными или неразумными действиями (бездействием). При этом:

-в ПАО соглашение об ограничении ответственности ЕИО, членов КОИ и КИО ничтожно;
-в НАО допускается заключение такого соглашения в отношении неразумных действий.

  • Основное общество несет солидарную ответственность не только по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение указаний основного, но и по сделкам, совершенным с  согласия основного общества.
  • Доработаны положения о реорганизации юридических лиц:

-установлена возможность смешанной реорганизации (например, выделение ООО из АО с одновременным присоединением этого ООО к другому ООО в рамках одной процедуры) а также реорганизации с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм  (например, присоединение к АО нескольких ООО);
-раскрыты последствия признания недействительным решения о реорганизации и порядок признания реорганизации несостоявшейся.

В заключение следует отметить существенность принятых поправок.

Смена формы собственности на пао

С одной стороны, они призваны урегулировать и где-то даже упростить процедуру создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. С другой стороны, Закон предусматривает более жесткое регулирование некоторых вопросов деятельности ПАО, которые придут на смену ОАО. Диспозитивность в отношении ООО практически не изменилась, так как она уже содержалась в специальном законодательстве, но теперь диспозитивные нормы распространятся на НАО. С вступлением Закона в силу особенно важно проверить, чтобы новые положения, по которым возможна диспозитивность, были четко прописаны в уставе. К примеру, если порядок заверения решения общего собрания участников ООО не закреплен в уставе, то протоколы общих собраний необходимо будет подписывать у нотариуса. Важными являются и поправки  в отношении КД и ЕИО, которые, безусловно, предоставят больший спектр возможностей для корпоративного структурирования.

Слияние акционерных обществ

М. Овчаренко, юрист ЮКФ "Аналитик — Право".

Как происходит слияние двух ЗАО и каковы правовые последствия этой сделки?

г. Москва

Прежде всего стоит отметить, что по своей юридической природе слияние как форма реорганизации сходно с присоединением, но у нее есть и ряд отличий. При слиянии предприятий создается новое юридическое лицо, а реорганизуемые общества прекращают свое существование в качестве юридических лиц. Государственной регистрации подлежит вновь созданное общество. А при реорганизации в форме присоединения возникает не новое юридическое лицо, а изменяется юридический статус общества, к которому присоединилось другое. При этом государственной регистрации подлежит не само общество, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Само же общество, к которому было проведено присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации, как это происходит в случае слияния, а с момента исключения присоединяемого общества из реестра юридических лиц.

Слияние как форма реорганизации базируется на положениях ст. ст. 57 — 59 ГК РФ. В результате слияния все права и обязанности реорганизуемых обществ переходят к новому АО, возникающему в результате слияния. Реорганизуемые общества прекращают свое существование в качестве юридических лиц, и сведения о них исключаются из государственного реестра предприятий.

В результате слияния возникает новое акционерное общество, которое подлежит государственной регистрации в установленном порядке. С момента государственной регистрации к новому АО переходят все права и обязанности реорганизуемых обществ.

Слияние заключает в себя прохождение следующих этапов:

  1. Реорганизуемые общества заключают между собой договор о слиянии, где определяются: порядок и условия слияния, порядок конвертации акций каждого общества в акции или иные ценные бумаги нового общества.
  2. Совет директоров каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров реорганизуемых обществ вопросы о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и об утверждении передаточного акта.
  3. Проводится совместное общее собрание акционеров реорганизуемых обществ, на котором утверждается устав нового общества, который должен содержать фразу о правопреемстве, а также проводятся выборы совета директоров нового общества. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может определяться договором о слиянии.
  4. Производится государственная регистрация нового общества.

Необходимо учесть, что существуют ограничения на слияние предприятий. В Указе Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" от 16 ноября 1992 г. (подп.

Смена наименования с ОАО на ПАО

5.3) перечислены случаи, когда не допускается слияние предприятий:

  1. если сливающиеся предприятия реализуют аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги) и их совокупная доля на соответствующем рынке превышает 35%, либо если их слияние приводит к расширению рынка, на котором действует какое-либо из них;
  2. если одно из сливающихся предприятий является потребителем товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35%, либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первым соответствующего товара (вида работ, услуг);
  3. если одно из сливающихся предприятий осуществляет сбыт товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более 35% либо превышает долю последнего.

Приказом ГКАП России утверждено Положение "О порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 13 ноября 1995 г. N 145, в ст. 2 которого приведены случаи, при наступлении которых требуется разрешение на слияние:

  • предварительное согласие антимонопольных органов требуется при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная балансовая стоимость их активов превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством по состоянию на дату принятия решения о слиянии;
  • последующее уведомление антимонопольных органов требуется при слиянии коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, в 15-дневный срок со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Если слияние будет проведено без получения соответствующего разрешения, то такая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску ГКАП или его территориального отделения. Перечень документов, необходимых для предоставления в ГКАП, определен в ст. 17 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., а также в нормативных актах ГКАП.

В результате проведенного слияния происходит и смена реквизитов организации, в частности, в соответствии с п. 1.3 Письма Госналогслужбы России, Минфина России, Центрального банка России от 13 августа 1994 г. N ВГ-4-13/94н/104/104 (зарегистрировано Минюстом России 8 сентября 1994 г. N 682) при реорганизации в форме слияния идентификационные номера налогоплательщиков реорганизуемых организаций исключаются из Госреестра налогоплательщиков, передаются в архив и в дальнейшей работе не используются, а организации, возникшей в результате реорганизации, присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика. Согласно п. п. 30 и 32 раздела V Инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденной приказом ГНС РФ от 13 июня 1996 г. N ВА-3-12/49, снятие и постановка на учет реорганизуемых организаций происходит в установленном порядке (разделы II и IV Инструкции) и имеет следующие особенности:

  1. При реорганизации в форме слияния правопреемник реорганизуемой организации (организаций) представляет в налоговую инспекцию в момент снятия с учета вместо ликвидационного баланса передаточный акт, а также копию свидетельства о государственной регистрации реорганизованной организации;
  2. При постановке на учет кроме документов, перечисленных в п. 13 раздела II Инструкции, в налоговую инспекцию должны быть дополнительно представлены:
  • передаточный акт — при реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования;
  • информационное письмо о снятии с учета в налоговой инспекции реорганизованной организации (организаций) по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации.

При слиянии обществ правопреемство является универсальным, то есть к новому обществу в результате реорганизации переходят все права и обязанности реорганизуемых обществ независимо от того, были ли они отражены в передаточном акте. Если после проведения слияния возникают обстоятельства, не отраженные в передаточном акте, то в таком случае предусмотрена солидарная ответственность сторон.

Изменение организационно-правовой формы

Организационно-правовые формы

По действующим законам возможно проведение изменений организационно-правовых форм юридических лиц. Самое актуальное изменение организационной и правовой формы представляет собой преобразование коммерческих организаций по следующим типам:

  1. Общество с ограниченной ответственностью преобразуется в акционерное общество или производственный кооператив (закон об ООО),
  2. Акционерное общество преобразуется в ООО, ПК или НП в соответствии с Законом об акционерных обществах.

Особенности изменения организационно-правовых форм

Изменение организационно-правовой формы характеризуется ограничениями, присущими формам вновь регистрируемых компаний. К примеру, минимум размера уставного капитала у общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества может быть 10 тысяч рублей. Если необходимо изменение организационно-правовой формы таких компаний, то их минимум размера уставного капитала должен быть увеличен до 100 тысяч рублей. Помимо этого, ни ООО, на АО не в качестве единственного учредителя иметь юридическое лицо, состоящее из единственного учредителя.

Изменение организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с решением о смене организационно-правовой формы, принимаемым как в добровольном, так и в принудительном порядке с соблюдением требований закона. Например, изменение организационно-правовой формы ООО в ОАО или ПК происходит, когда число членов общества будет более 50 человек.

Смена АО на ООО

По гражданскому законодательству изменение организационно-правовой формы акционерного общества осуществляется в соответствии с решением его участников или органов, уполномоченных учредительными документами. Предложение о реорганизации может вынести совет директоров или наблюдательный совет предприятия, само решение при этом может приниматься лишь через общее собрание акционеров реорганизуемых акционерных обществ.

Изменение организационно-правовой формы АО включает наименование, сведения о месте нахождения нового юридического лица, условия и порядок смены, обмен акций на доли участников уставного капитала ООО, утверждение передаточного акта с его приложением, утверждение учредительных документов нового лица.

Изменение организационно правовой формы осуществляется в течение 3 дней после принятия решения через письменное уведомление о старте процедуры реорганизации в налоговые органы, ФСС, Пенсионный фонд. В течение этого же срока налоговый орган вносит сведения в ЕГРЮЛ.

Особенности смены АО на ООО

После уведомления соответствующих органов о начале реорганизации, в течение 5 дней руководство акционерного общества должно сообщить всем известным кредиторам о своем изменении.

Прощайте, ОАО и ЗАО

Далее происходит подача заявления на регистрацию нового юридического лица, которое оформляется в соответствии с формой, рекомендованной письмом Федеральной налоговой службы.

К заявлению необходимо прикладывать учредительные документы нового общества, решение общего собрания о преобразовании организации, передаточный акт, подтверждение уплаты государственной пошлины и др.

В завершении необходимо произвести обмен акций старого предприятия общества на соответствующие доли в уставном капитале нового предприятий (общество с ограниченной ответственностью). При этом акции акционерного общества подлежат аннулированию.

Особенности смены ОАО на ЗАО

Изменение организационно-правовой формы с ОАО на ЗАО производится по решению о реорганизации, которое принимает общее собрании акционеров открытого акционерного общества. Далее соответствующие изменения необходимо внести в действующий устав старого юридического лица.

В данном случае в регистрирующий орган нужно подать заявление о государственной регистрации изменения, которое необходимо вносить в состав учредительных документов, решение, принятое на общем собрании акционеров, о внесении изменения в устав, сведения о вносимых изменениях или новую редакцию устава, свидетельство об уплате госпошлины.

В конце регистрируют обновленную редакцию устава предприятия, что свидетельствует о фактическом окончании процедуры реорганизации.

Примеры решения задач

Понравился сайт? Расскажи друзьям!

1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса РФ, согласно которой упразднилось деление акционерных обществ на закрытые и открытые и введена их новая классификация – публичные и непубличные акционерные общества.

Действующие до 1 сентября 2014 года акционерные общества считаются публичными, если они размещают публично ценные бумаги. В противном случае они будут считаться непубличными, если не включат в свое наименование слово «публичное». Понятие публичных и непубличных обществ закреплены в статье 66.3 ГК РФ. Все акционерные общества, зарегистрированные до вступления в силу новой редакции ГК РФ, обязаны привести свое наименование, а следовательно и устав в соответствие с законом при первом обращении за регистрацией изменений в ЕГРЮЛ. Ограничивающих сроков для этого законодатель не установил, однако лучше не затягивать с внесением изменений в устав, т.к. помимо наименования организационно-правовой формы Гражданский кодекс определил и требования к уставам публичных и непубличных АО, структуре их управления и порядку принятия решений. Соответствующие изменения уже внесены в ФЗ «Об акционерных обществах».

Закон установил срок передачи ведения реестра акционеров регистратору – до 01.10.2014. Этот срок установлен для действующих акционерных обществ (зарегистрированные до 1 октября 2013 года), которые вели реестр самостоятельно. Для вновь создаваемых с 1 октября 2013 года АО законом установлена обязанность обеспечить ведение реестра акционеров с момента государственной регистрации акционерного общества, т.е. уже на собрании учредителей необходимо определиться с регистратором и внести эти данные в ЕГРЮЛ на этапе регистрации акционерного общества.

ВНИМАНИЕ! После изменения наименования акционерного общества необходимо в течение 30 дней с даты регистрации уведомить об этом Банк России, предоставив необходимые документы. Подробнее об уведомлении об изменениях сведений об эмитенте в Банке России см.

здесь

Компания «ЦБ Регистр» предоставляет полный комплекс услуг по регистрации изменений ЗАО (ОАО) на АО, в том числе изменений устава ЗАО (ОАО), приведению устава акционерного общества в соответствие с ГК РФ, а также сопутствующие услуги.

Согласно Гражданскому кодексу РФ и ФЗ «Об акционерных обществах» в новой редакции акционерное общество может быть публичным или непубличным, что должно быть отражено в его уставе и наименовании.

1. Акции

Публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки. Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц.

2. Преимущественное право приобретения акций

Важным нюансом для непубличного АО является то, что в его уставе может быть предусмотрено преимущественное право приобретения его акционерами или самим акционерным обществом акций, отчуждаемых по возмездным сделкам другими акционерами, по цене предложения третьему лицу или по цене, которая или порядок определения которой установлены уставом общества.

Service Temporarily Unavailable

Таким образом, при отсутствии этих положений преимущественное право не возникает. В публичном акционерном обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

Также уставом непубличного общества либо решением о размещении дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которое принято общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами непубличного общества, может быть предусмотрено, что акционеры не имеют преимущественного права приобретения размещаемых дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

3. Органы управления

Что касается органов управления акционерного общества, для публичных акционерных обществ обязательно помимо высшего органа – общего собрания акционеров – наличие совета директоров, исполнительного органа (коллегиального и/или единоличного), тогда как у непубличного АО совет директоров может отсутствовать.

Непубличным акционерным обществам предоставлена большая свобода внутренней организации: определение органов управления, их компетенции, порядка принятия решений, тогда как для публичных компетенция и структура органов управления определена законом.

4. Уставный капитал

Минимальный размер уставного капитала для непубличного акционерного общества составляет 10 000 руб., для публичного акционерного общества – 100 000 руб.

5. Порядок подтверждения решений общего собрания акционеров

Для публичного акционерного общества функции счетной комиссии обязан осуществлять регистратор общества, тогда как решения общих собраний акционеров непубличных акционерных обществ может удостоверять как регистратор, так и нотариус.

6. Раскрытие информации

Публичное общество обязано раскрывать информацию в соответствии с действующим законодательством, у непубличного АО такой обязанности нет.

Благодаря опыту, накопленному за годы работы, и высокой квалификации наших специалистов мы предлагаем клиентам комплексное, эффективное решение всех юридических проблем.

С момента обращения в компанию «ЦБ Регистр» все вопросы, связанные с регистрацией АО (акционерного общества), ПАО (публичного акционерного общества), внесением изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы, а также регистрацией выпусков ценных бумаг берет на себя ваш Персональный менеджер. Он решит поставленные вами задачи оперативно, конфиденциально и с особым вниманием.

При его поддержке почти любой вопрос можно решить без личной встречи — по телефону, факсу и через Интернет. По желанию Персональный менеджер может приехать к вам в офис или организовать встречу в нашей компании.

Наша задача – сделать сотрудничество максимально эффективным. Мы верим, что только индивидуальный подход и высокий профессионализм обеспечат положительный результат вне зависимости от сложности поставленных задач.