При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Орсаева Раиса Ануаровна, ВКГУ им. С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск

E-mail: r_orsaeva_60@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается особенности преступности среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: подросток, особенность, преступность, групповая преступность, латентность.

Abstract. The article discusses the features of ofjuvenile delinquency.

Keywords: teenager, feature, crime, crime group, the latency of.

Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью (если иметь в виду «обычную» преступность, street crime, а не «беловоротничковую»). Вместе с тем, как принято считать, они будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Не удивительно поэтому, что подростково-молодежной преступности уделяется столь большое внимание в отечественной и зарубежной литературе — криминологической, социологической, психологической, педагогической. Хотя и важная роль подростков и молодежи для будущего страны, и их повышенная криминальная активность являются фактом, эта проблема не столь проста и однозначна.

Относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества. «Конфликт поколений» присущ не только новой истории. Старшие поколения всегда не довольны младшими, а те отвечают взаимностью.

Молодому поколению закономерно присуща повышенная активность,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

проявляющаяся как в негативных (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивных (художественное, техническое, научное творчество) проявлениях девиантности. Дети, подростки, молодые люди обладают высокой энергетикой, стремлением «открыть» или сделать что-то новое, ранее неизвестное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Но за все приходится платить. Поиск приводит и к творческим достижениям, и к негативным девиациям, включая преступность. Да и гибнут дети, подростки, молодые люди чаще, чем им «положено» по возрасту (высокая виктимность) .

Доктор юридических наук, профессор В.В. Кухарук считает, что наблюдается тенденция омоложения преступности несовершеннолетних, повышения криминальной активности детей младших возрастов, имеется значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола. Отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними как мужского, так и женского пола на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Налицо тенденция к омоложению «пьяной» преступности: каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или • наркотического опьянения.

Преступность несовершеннолетних характеризуется высокой степенью латентности. Более того, в силу особенностей правового и физического положения несовершеннолетних и их личностной характеристики статистические показатели преступности несовершеннолетних более «регулируемы» в следственной и судебной практике. Распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть. Особенно высокой латентностью отличаются кражи, грабежи и хулиганства.

Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников. В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того, насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы правоохранительные органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни или иные влияния на нее. Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам.

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника -возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Возрастное изменение личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой основных жизненных отношений. Сохранность основных жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и т. д. Кроме хронологического возраста, различают возраст психологический, педагогический и физический, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Вообще, так называемого «среднестатистического возраста» реально не существует. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.

Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы:

— 14-15 лет — подростково-малолетняя группа;

— 16-17 лет — несовершеннолетние.

Криминологические, социологические и психологические особенности • поведения контингента в возрастном интервале 14-17 лет свидетельствуют, что на поведение подростков указанной возрастной группы оказывают влияние как условия их жизни и воспитания в предшествующие годы, так и «молодые взрослые». Отсюда следует вывод, что преступность несовершеннолетних нужно рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17 лет.

Анализируя личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно говорить об их общности. Грань, которая определяет разницу между преступниками разных возрастов, по существу стирается, когда речь заходит о двух возрастных группах: 16-17 лет и 18-20 лет. В данном случае вполне допустимо говорить о единой возрастной группе, если использовать понятие неполного совершеннолетия.

Среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола. Это объясняется прежде всего различием гендерных социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного формирования личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.

В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у их сверстников, не совершавших преступления. Так, среди несовершеннолетних преступников часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некоторые — во вспомогательных школах.

С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более двух третей несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого восьмого — десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники. Кроме того, неблагополучная • семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. Для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью (как населения в целом, так и несовершеннолетних) и негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего. Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, «незаконном» осуждении.

Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном его составляют ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в два-три раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время, согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения. Ее основные признаки:

— преобладание «детских» мотивов — совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;

— ситуативность мотивов;

— деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж.

Причины и условия преступности несовершеннолетних. Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, сущности и способов решения основных противоречий.

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами • преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Их уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Одно из негативных проявлений экономического кризиса — сокращение рабочих мест, что привело к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях.

В ряду специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества выделяется и катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей — это во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей — алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетания психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности их родителей. В этих семьях процветают насилие по отношению друг к другу и к своим детям и, как прямое следствие этого — стремительный рост крайне опасных • насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость.

Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность. Некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания — важнейшее средство предупреждения преступного поведения.

Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важную роль в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика — система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления .

Дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними представляют особую категорию уголовных дел. Вопросы безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних периодически рассматриваются на совещаниях прокуратуры города, на заседаниях Координационного совета правоохранительных органов. Действуют специальные программы по предупреждению и профилактике правонарушений и среди несовершеннолетних.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Надо отметить, наиболее яркой особенностью преступности среди несовершеннолетних является ее все более организованный, групповой характер, т.е. подростки при совершении разбойных нападений, краж, грабежей и иных преступлений объединяются в группы.

По данным начальника 10-го Управления прокуратуры города Астаны Р. Азбанбаева «… за 12 месяцев 2015 года Специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних города Астаны в главном судебном разбирательстве рассмотрено 45 уголовных дел в отношении 88 лиц (в 2014 году — 67/138).

Вынесены обвинительные приговоры в отношении 54 несовершеннолетних по 22 уголовным делам (2014 г.- 41/86), реальное лишение свободы назначено 4 несовершеннолетним, 44 назначено ограничение свободы, 5 назначена условная мера наказания. 23 дела в отношении 34 лиц прекращены за примирением с потерпевшими.

В основном последними совершаются преступления корыстной направленности (ст.188, 191 УК РК), причинами которых является бытовая неустроенность, проблемы материального характера, слабый контроль со • стороны родителей, а также учебных заведений, что в свою очередь способствует совершению преступлений с целью наживы.

Наиболее распространенными видами преступлений, совершенных несовершеннолетними, являются грабежи (191 ч.1, ч.2 УК), в основном открытые хищения мобильных телефонов, а также денег, личных вещей потерпевших. Суд в отношении несовершеннолетних в основном применял меры наказания, не связанные с лишением свободы.

Основными причинами совершения уголовных правонарушений лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, является неблагополучие семей, незанятость подростков, их бытовая неустроенность, проблемы материального характера, слабый контроль со стороны родителей, а также учебных заведений, что в свою очередь способствует совершению преступлений с целью наживы.» .

В целях предотвращения роста преступности, проведения профилактических мероприятий среди несовершеннолетних в учебных заведениях, т.е. в школах, лицеях, колледжах, университетах сотрудники прокуратуры проводят встречи, беседы, читают лекции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан каждый год проводятся анализ статистических данных о состоянии преступности среди несовершеннолетних. Согласно сведениям Комитета, за 6 месяцев 2013 года в Казахстане зарегистрировано 48833 (51580 — за 6 месяцев 2012 года) лиц, совершивших

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

преступления, что на 5,3% меньше прошлого года. Из

них 5,6% (6,6%) несовершеннолетних, что в абсолютных числах составило 2736 (3395), т.е. на 19,4% меньше.

Если в 2011 году наблюдался рост удельного веса учащихся, совершивших преступления, то в 2012 году рост зафиксирован по категории несовершеннолетних, неработающих и неучащихся на момент совершения преступления.

При этом, необходимо отметить, что статистика о несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, за последние 3 года свидетельствует о прогрессирующей тенденции увеличения удельного лиц, совершивших тяжкие категории преступлений с 9,4% за 2010 год до 10,6% за 2012 год .

Культурно-образовательный уровень большинства несовершеннолетних преступников существенно ниже по сравнению со сверстниками.

В общей массе подростковой преступности велик удельный вес групповых преступлений.

Преступные группы относятся к малым антисоциальным группам. Под • малым понимается малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельности и находятся в непосредственном, устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, неприязни, безразличия), так и особых групповых ценностей, их норм поведения .

В последние годы наметился процесс укрупнения групп несовершеннолетних с противоправным поведением. Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социальная база для пополнения этих групп за счет безработных, несовершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей.

Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим фактором в объяснении противоправного поведения несовершеннолетних

По мнению ведущих представителей мировой криминологической мысли, в центре любой программы предупреждения преступного поведения несовершеннолетних должно быть обеспечение прежде всего благосостояния молодежи с раннего детства.

Речь идет о реализации основных положений Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. и касающейся ранней

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

профилактики преступности, общей профилактики и предупреждения рецидива среди несовершеннолетних.

По мнению профессора С.И. Курганова «…большинство преступлений совершается в сфере досуга. В отличие от взрослой преступности в преступности несовершеннолетних преобладает групповая преступность: от половины до 3/4 преступлений совершается в группе (в зависимости от вида преступления).

По характеру преступность несовершеннолетних являлась более тяжкой, чем преступность взрослых: 3/4 совершаемых несовершеннолетними преступлений были тяжкими или особо тяжкими. Но после того, как в октябре 2002 г. квалифицированная кража (а это наиболее распространенный состав) была переведена в категорию преступлений средней тяжести, этот показатель снизился более чем в 1,5 раза.

Для несовершеннолетних трудно объективно оценить показатель повторности, поскольку во многих случаях новая судимость имеет место уже после достижения 18-летнего возраста: новое преступление совершается в несовершеннолетнем возрасте, а новое наказание отбывается уже в • исправительном учреждении для взрослых…» .

Совершаемые подростками преступления — сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном воспитании молодого поколения. Успех нравственного воспитания зависит от многого:

— от создания здоровой моральной атмосферы как в масштабах общества, так и в отдельных коллективах, а также в семье;

— от органического сочетания массовой и индивидуальной работы с людьми;

Задача эта тем более важна, что речь идёт о формировании граждан правового государства, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества

Преступность несовершеннолетних при значимых масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и способы работы правоохранительных органов, обеспечивать подобающим образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. В решении данных задач принципиальная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым правоохранительными органами в целях устранения обстоятельств и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Эффективность данной деятельности в значительной степени зависит от того, как данные меры базируются в

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

действующем законодательстве во взаимосвязи с психологией и педагогикой .

Глава государства в Послании народу Казахстана «Казахстан-2030» обратил серьезное внимание на проблемы становления молодого поколения и определил перспективные задачи по созданию всех необходимых условий жизни, воспитания и развития молодежи и, прежде всего, несовершеннолетних.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гилинский Я. И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ.- Криминалистъ. 2010. № 2 (7). — С. 84

2. Кухарук В.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних.- В учебнике: Криминология. — М., 2009.

3. Азбанбаев Р. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. 2016, 18 марта.

4. Анализ статистических данных о состоянии преступности среди несовершеннолетних и в отношении них за 6 месяцев 2013 г.- Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры • Республики Казахстан.- Астана, 28.08.2013.

5. Антипина Г.С. Социально-психологические аспекты изучения микросреды.-Вопросы социальной психологии. — Л., 1968. — С. 58

6. Курганов С.И. Характеристика и особенности преступности несовершеннолетних. — В учебнике: Криминология. — М., 2012. — С. 64

31 июля 2018

Несовершеннолетними являются лица, которым ко времени (на момент) совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.
Несовершеннолетним осужденным могут быть назначены следующие виды наказаний.
1. Штраф. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
2. Обязательные работы. Назначаются несовершеннолетним на срок от сорока до ста шестидесяти часов и отбываются только в свободное от основной учебы или работы время.
3. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
На несовершеннолетних лиц, осужденных к наказаниям в виде исправительных работ и обязательных работ, распространяются нормы Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих труд работников в возрасте до 18 лет.
4. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
5. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
Подготовлено прокуратурой Октябрьского района г. Рязани

Вернуться к списку

Статьей 87 Уголовного кодекса РФ установлено, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

При назначении несовершеннолетнему наказания, кроме общих начал назначения наказания, предусмотренных статьёй 60 Уголовного кодекса РФ, также учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. В соответствии с частью 2 статьи 89 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетний возраст осужденного учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Уголовного кодекса РФ к несовершеннолетним применяются следующие виды наказания:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

При этом законодатель для каждого вида наказания установил определенные особенности его применения, направленные на гуманизацию и дифференциацию уголовной ответственности несовершеннолетних.

Гуманное отношение к несовершеннолетним проявляется прежде всего в том, что закон запрещает применять наиболее строгий вид уголовного наказания — лишение свободы — к несовершеннолетним, впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести в возрасте до шестнадцати лет, а также остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

Несовершеннолетним, совершившим тяжкое преступление в возрасте до шестнадцати лет, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше шести лет. Этой же категории осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, а также иным несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет, максимальный срок наказания в виде лишения свободы за отдельное преступление или несколько преступлений, в том числе, по совокупности приговоров, не может превышать десяти лет.

Кроме того, часть 6.1 статьи 88 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

Условное осуждение занимает существенное место в структуре назначения наказаний несовершеннолетним. Судебная практика при этом идет по пути достаточно широкого и неоднократного применения условного осуждения, тем более что закон предоставляет для этого широкие возможности. Это обусловлено гуманным отношением к несовершеннолетним со стороны суда и закона, а также общим направлением уголовной политики государства, состоящим в том, чтобы сокращать уровень применения лишения свободы вообще и применительно к несовершеннолетним особенно.

Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 01.02.2011г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», решая вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних и назначении им наказания, судам следует руководствоваться уголовным законом об особенностях их уголовной ответственности и учитывать положения соответствующих международных норм.

В связи с этим в каждом случае подлежит обсуждению вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему положений статей 75 — 78 Уголовного кодекса РФ (в том числе о примирении с потерпевшим по делам небольшой и средней тяжести) и статей 24 — 28 Уголовно-процессуального кодекса РФ об освобождении от уголовной ответственности.

Кроме того, суды должны рассмотреть вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьями 90 и 92 Уголовного кодекса РФ.

Несовершеннолетнему, совершившему преступления небольшой и средней тяжести, могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Частью 2 статьи 92 УК РФ предусмотрено, что несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Прокурор Краснокутского района Д.П. Сараев

Исходя из целей наказания несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ определены виды наказаний для них. УК РФ не предусматривает каких-либо специальных наказаний для несовершеннолетних. Однако круг наказаний, которые могут быть им назначены, ограничиваются шестью видами:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определённой деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определённый срок.

Сопоставление этих видов наказаний с наказаниями, установленными в ст. 44 УК РФ для лиц, достигших в момент совершения преступления совершеннолетия, показывает, что к несовершеннолетним не применяются: лишение специального, воинского и почётного звания; ограничение по военной службе; конфискация имущества, ограничение свободы; смертная казнь.

Таким образом, из 13 видов наказаний, предусмотренных в УК РФ для всех видов осужденных, к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться только 6, которые в большей степени отвечают возрасту таких лиц, их статусу в обществе и реальным возможностям исправительного на них воздействия.

Особенностями наказаний для несовершеннолетних является не только сокращение видов, но и ограничение сроков и размеров наказаний по сравнению с теми же видами наказаний для взрослых. Это относится, по существу, ко всем шести названным видам наказаний.

Система наказаний (от мягких к наиболее строгим) ориентирует суд на необходимость глубоко проанализировать обстоятельства дела, учесть личность подростка, выяснить причины совершения им преступления и назначить такое наказание, которое будет достаточно эффективным и для исправления самого преступника, и для цели общей превенции, и для восстановления социальной справедливости. Лишение свободы применяется лишь в тех случаях, когда остальные меры, по обоснованному мнению суда, не смогут достичь названных целей наказания.

Из видов наказания, которые суд, в соответствии с законом, может назначить несовершеннолетним, четыре относятся к основным: обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы. Два вида наказания — штраф и лишение права заниматься определённой деятельностью — относятся к группе смешанных видов наказания и могут назначаться как основные или дополнительные в зависимости от того, в каком качестве они указаны в статьях УК РФ. В связи с тем, что понятие отдельных видов наказания, условия их назначения и сроки во многом совпадают с аналогичными видами, назначаемыми взрослым, следует остановиться лишь на особенностях, характерных для несовершеннолетних.

Штраф несовершеннолетнему может быть назначен только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое допустимо обратить взыскание. В отличие от взрослых, которым штраф может быть назначен в размере от двадцати до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года, несовершеннолетним может быть назначен штраф от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или заработка за период от двух недель до шести месяцев. Все другие положения ст. 46 УК РФ о штрафе распространяются и на несовершеннолетних, поскольку ч. 2 ст. 88 УК РФ других изъятий не содержат. При назначении штрафа несовершеннолетним у суда могут возникать трудности фактического характера. Дело в том, что у несовершеннолетних даже в возрасте 16-17 лет возможности заплатить штраф, как правило, ничтожны. Они обычно не имеют ни имущества, на которое могло бы быть обращено взыскание, ни заработка или имеют его в размерах, не позволяющих заплатить штраф. В отношении же несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет назначение штрафа практически вообще не имеет смысла.

В ст. 88 УК РФ предусмотрено назначение несовершеннолетнему наказания в виде лишения права заниматься определённой деятельностью. Запрещение занимать определённые должности (ст. 47 УК РФ) не упомянуто, поскольку несовершеннолетние какие-либо должности в силу своего возраста не занимают. Что касается срока запрещения несовершеннолетнему заниматься определённой деятельностью, который суд вправе определить, следует исходить из того, что срок такой же, как и для взрослых правонарушителей (5 лет для основного наказания и 3 года для дополнительного), поскольку ст. 88 УК РФ никакого исключения из правил ст. 47 УК РФ не предусматривает. Реально эта мера наказания может назначаться несовершеннолетним в возрасте 16-17 лет, которые фактически могут и юридически вправе заниматься легальной деятельностью, например, торговлей или кустарным промыслом (охотничий промысел, который в районах Крайнего Севера разрешён с 14 лет, торговля газетами, мороженым).

Обязательные работы — новый в законодательстве вид наказания. Обязательные работы несовершеннолетнему могут назначаться на срок от сорока до ста шестидесяти часов; они состоят в выполнении посильных для него работ и исполняются в свободное от учёбы или основной работы время. При этом продолжительность данного вида работ несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трёх часов в день (для лиц, достигших восемнадцати лет, обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются до четырёх часов в день). В случае уклонения несовершеннолетнего, как и взрослого, от исполнения обязательных работ последние могут быть заменены арестом.

Это могут быть работы по благоустройству городов и посёлков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные работы и другие подобные работы, не требующие особой квалификации. Данный вид наказания должен исполняться в районе жительства несовершеннолетнего.

Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему на срок до одного года (лицам старше восемнадцати лет исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет). Что касается низшего предела исправительных работ для несовершеннолетних, то, очевидно, они не могут назначаться менее чем на два месяца хотя в ст. 88 УК РФ об этом ничего не говорится. В то же время надо иметь в виду, что возможность назначения исправительных работ также ограничена возрастом несовершеннолетнего и самим видом и характеристикой данной меры наказания. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет, поскольку приём таких лиц на работу ограничен. Кроме того, в условиях общего избытка рабочей силы в настоящее время устройство на работу таких лиц весьма проблематично. Это относится и к несовершеннолетним более старшего возраста — 16-17 лет. Кроме того, заработок несовершеннолетних в силу отсутствия квалификации и опыта работы обычно и так небольшой.

Сокращение сроков исправительных работ, очевидно оправдано, но по существу не повышает их эффективность. Объясняется это возрастом осужденных и самим характером наказания. Кроме того, в условиях излишков рабочей силы устройство на работу таких лиц весьма проблематично. И всё же применение исправительных работ в отношении несовершеннолетних 16-17 лет, когда имеется такая возможность, вполне оправдано как альтернатива лишению свободы дана за преступления средней тяжести, если не наступило тяжких последствий и преступление совершено впервые.

Исправительные работы заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства. Удержания из зарплаты производятся от 5 до 20%. Этот вид наказания может применяться к тем лицам, основным занятием которых является работа на предприятиях, в организациях независимо от формы собственности. Процент удержания должен назначаться с учётом материального положения, наличия семьи, в частности родителей. Эффективным этот вид наказания может быть лишь при надлежащем контроле за ходом его исполнения комиссией по делам несовершеннолетних при районной (городской) администрации.

Арест является новым основным видом наказания, ранее не известным нашему законодательству. Он назначается несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцати лет, на срок от одного до четырёх месяцев. Арест по своей юридической природе является наказанием, близким к лишению свободы. Арестованный по приговору суда ограничивается в свободе передвижения, выборе занятий. Местом его пребывания становятся специально отведённые учреждения, дислоцированные в районе постоянного жительства осужденного. Краткий период не позволяет рассчитывать на проведение активной воспитательной работы с подростком. Предупредительное (можно сказать, «шоковое”) воздействие должно оказать неотвратимость изоляции на определённое, пусть даже продолжительное время.

Арест применяется к несовершеннолетним при наличии двух условий, одно из которых — возраст — непосредственно указано в законе. Преступление, таким образом, может быть совершено и в более раннем возрасте, но к моменту провозглашения приговора подсудимому должно исполниться шестнадцать лет. Вторым условием является характер и степень общественной опасности преступления и преступника. Арест надо применять в тех случаях, когда несовершеннолетний, виновный в преступлении небольшой тяжести, нуждается для исправления во временной изоляции от той среды, которая способствовала совершению им преступления. Кроме того, арест следует назначать, когда реально исполнить иные наказания (штраф, исправительные, обязательные работы) невозможно: подросток не работает, уклоняется от трудоустройства, не имеет постоянного места жительства и т.п. За преступления более тяжкие арест может назначаться лишь при наличии исключительных обстоятельств.

Лишение свободы. Предельный срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать десяти лет. Минимальный — шесть месяцев. Наказание отбывается: несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола — в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, — в воспитательных колониях усиленного режима.

Вместе с тем суд в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности виновного, а также других обстоятельств дела может отойти от общего правила и назначить для отбывания лишения свободы несовершеннолетним мужского пола колонию с более легким режимом, т. е. вместо колонии усиленного колонию общего режима. Усиление вида колонии несовершеннолетним законом не допускается.

Определяя несовершеннолетнему отбывание наказания в воспитательно-трудовой колонии, суд не предрешает вопроса о виде исправительно-трудовой колонии, в которую осужденный должен быть переведён для дальнейшего отбывания наказания по достижении совершеннолетия. По достижении осужденным 18-летнего возраста суд с обязательным вызовом в судебное заседание осужденного решает вопрос о виде колонии, в которой должно быть продолжено отбывание наказания. Осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся из воспитательно-трудовой колонии для дальнейшего отбывания наказания в исправительно-трудовую колонию; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии общего режима — в исправительно-трудовую колонию общего режима; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима — в исправительно-трудовую колонию общего или усиленного режима в зависимости от степени общественной опасности совершённого преступления, личности и поведения осужденного. В целях закрепления результатов исправления, завершения общеобразовательного или профессионально-технического обучения осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими 20-летнего возраста. При этом учитываются данные о поведении осужденного за период отбывания им наказания и воспитательно-трудовой колонии, а также его влияние на содержащихся в воспитательно-трудовой колонии других несовершеннолетних.

Часть 2 статьи 43 УК РФ содержит новое положение, согласно которому лицу, совершившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что его цели не могут быть достигнуты иным, более мягким наказанием, предусмотренным законом. Это положение имеет большое значение для индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних. Между тем, всё ещё имеются случаи назначения несоразмерно строгих мер наказания, прежде всего в виде лишения свободы. Так, суд за участие в угоне автомашины осудил к 3 годам лишения свободы несовершеннолетнего Петрова И.В., который учился в школе, преступление совершил впервые, по месту учёбы характеризовался положительно, проживал вместе с родителями.11

Наряду с этим допускается и другой недостаток: несовершеннолетним иногда назначаются и неоправданно мягкие меры наказания, не соответствующие тяжести совершённых преступлений и личности виновных. Так, находившийся в нетрезвом состоянии 17-летний Шитов А.И., встретив на улице двух незнакомых женщин — Г. и П. (у второй на руках была маленькая дочь в возрасте 1,5 года), совершил злостное хулиганство. С нецензурной бранью он набросился на женщин, ударил по голове ребёнка, нанёс беременной П. удары по животу ногой и рукой по лицу, сорвал с неё очки. После этого Шитов оказал сопротивление с применением насилия прибывшему на место происшествия работнику милиции, разбил ему до крови губу и скрылся. Ранее Шитов А.И. состоял на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Суд приговорил Шитова к 3 годам лишения свободы и явно необоснованно применил к нему отсрочку исполнения приговора.12

При назначении этой меры, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетие законодательство выделено как обстоятельство, смягчающее ответственность. Но оно должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Такая позиция законодателя объясняется тем, что сам по себе несовершеннолетний возраст не может иметь «сверхсмягчающего” значения.

Кроме того, суд может указать пенитенциарному органу на необходимость учёта при обращении с несовершеннолетним определённых особенностей его личности, которые стали известны при рассмотрении уголовного дела: уровень физического, психического и интеллектуального развития, свойства характера, взаимоотношения с родными, близкими, сверстниками. Обязательному учёту подлежат лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Необходимо иметь в виду также условия жизни и воспитания подростка, способность поддаваться чужому влиянию, как позитивному, так и негативному, его ориентацию при совершении преступления (насильственная, корыстная или смешанная).

Учёт всех индивидуальных особенностей подростка, находящегося в колонии, позволит сосредоточить усилия на коррекции его отклонений. Таким образом, цель исправления обретает чёткие параметры, достижение которых позволит ставить вопрос об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего.

11 См.: Архив Первомайского суда г. Витебска за 2002 года.: Дело № 1-236-2002.

12 См.: Там же. — Дело № 1-187-2002.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Полосухина, Оксана Валентиновна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные акты и официальные документы

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. № 1-ФЗ от 08.01.1997 г. (в ред. от 03.05.2012) // Российская газета. — № 9.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: Федер. закон от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».

7. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федер. закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

9. О полиции: Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

10. О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции

11. О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодательства: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 г.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.09.2000 г. // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2001. — №3.

13. Сборник постановлений и разъяснений Пленума Верховного Суда СССР. — М.: Сов. законодательство, 1936.

14. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 19241986 г.-М., 1987.

15. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. — М.: Спарк, 1995.

17. Бюллетень Верховного Суда РФ. — М.: Юрид. лит., 1999. — № 2. -С. 3-4.

18. Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг.: утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 // Офиц. док. в образовании. — 2002. -№31.

19. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних: утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. -М.: Юрид. лит., 1978.

20. Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних: утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1967 г. -М.: Юрид. лит., 1986.

21. О народных дружинах в Рязанской области: закон от 07.05.2007 № 56-03 // СПС «КонсультантПлюс».

22. Рекомендации о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций УИС Минюста России и подразделений по делам несовершеннолетних МВД России по организации работы с несовершеннолетними условно осужденными // Сб. материалов о положительном опыте работы территориальных органов УИС Минюста России по исполнению наказаний без изоляции от общества: метод, пособие ГУИН Минюста России. — М., 2003.

24. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 // СПС «КонсультантПлюс».

25. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

26. Об отверждении регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений: совместный приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 190 и Министерства внутренних дел Российской Федерации № 912 от 4 октября 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс».

4 ■

Г

«Л

28. Материалы пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского юридического общества. — СПб., 1890.

29. Положение об общественных инспекторах уголовно-исполнительных инспекций Минюста России по Рязанской области: утв. приказом УФСИН России по Рязанской области от 26 декабря 2001 г. № 381 // СПС «КонсультантПлюс».

II. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)

30. Агзамов И.М. Условное неприменение наказания в уголовном праве России: монография. -М.: Юрлитинформ, 2012. — 439 с.

31. Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. — М.: Права человека, 2000. — 287 с.

34. Александров Ю.К. Если тебе дали срок…: справочник несовершеннолетнего осужденного. — М.: Права человека, 1998. -152 с.

38. Астемиров З.А. Проблема перевоспитания осужденных несовершеннолетних. -М.: Юрид. лит., 1974. — 175 с.

39. Бабаев М.М. Индивидуализация наказаний несовершеннолетних. -М.: Юрид. лит., 1968. — 120с.

40. Беляева А.И. Несовершеннолетние в ВК: международные стандарты. -М.: Ин-т прав человека, 1998. — 138 с.

43. Воеводин ЯД. Конституционные права и обязанности граждан. М., 1972.-287 с.

44. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: сб. тр. -М., 1970. — 87 с.

45. Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. -М.: Юрид. лит., 1993. — 204 с.

46. Герцензон A.A. История советского уголовного права (1917-1947 гг.). -М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1948. — 446 с.

47. Герцензон A.A. Уголовное право. Часть общая: учеб. пособие для слушателей ВЮА. — М., 1948. — 254 с.

53. Игнатенко В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних.-Рязань, 1996. -97 с.

54. Игнатов А.Н. Уголовный закон охраняет права несовершеннолетних. -М.: Юрид. лит., 1971. — 86 с.

55. Игошев К.Е., Мшьковский Г.М. Семья, дети, школа. — М., 1989. —

392 с.

60. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А.И. Рарога. -М., 2004.-117 с.

61. Комментарий к Положениям о комиссиях по делам несовершеннолетних. -М.: Юрид. лит., 1980.

62. Кригер Г Д. Условное осуждение и роль общественности в его применении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. — 112 с.

63. Ломако В. А. Условное осуждение. — Харьков: Харьк. юрид. ин-т, 1972.-44 с.

64. Ломако В.А. Применение условного осуждения. — Харьков, 1976. -125 с.

65. Марцев А.П. Специальное предупреждение преступлений. -Омск, 1977. — 56 с.

66. Материалы из опыта исправления и перевоспитания несовершеннолетних. — М., 1969. — 69 с.

67. Музеник А.К., Подгорный В.И. Предупреждение рецидивной преступности. — Томск, 1981. — 145 с.

68. Научный комментарий судебной практики за 1968 год. -М.: Юрид. лит., 1969. — 208 с.

69. Невский В.В. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних: монография. — Домодедово, 1998.- 188 с.

72. Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. -М.: Юрлитинформ, 2003. — 256 с.

73. Пионтковский А. А. Учение о преступлении. — М., 1961. — 156 с.

74. Приходъко К.И. Когда перед следователем несовершеннолетний-М.: Юрид. лит., 1979. — 63 с.

75. Ретюнских КС. Уголовная ответственность и ее реализация. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1983. — 88 с.

77. Сабанин С.Н., Тупица А.Я. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности и наказания. — Свердловск, 1987. — 57 с.

78. Саввин Н.Ф., Ефимов М.А. Условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания. -М.: Госюриздат, 1963. — 32 с.

79. Саркисова Э.А. Воспитательная роль условного осуждения. -Минск: Наука и техника, 1971. — 112 с.

80. Скибицкий В.В. Умовне засуждения за законодавством УРСР. Киев, 1971.

82. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: проблемы Общей части. — М., 1984. — 156 с.

83. Ткачевский Ю.М. Освобождение от отбывания наказания. -М.: Юрид. лит., 1970. — 240 с.

84. Тюгаева Н.А. Воспитательная деятельность общеобразовательной школы при ИТУ в системе работы с осужденными-Рязань, 1980.-60 с.

85. Уголовное право. Общая часть / под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. — М., 1997. — 448 с.

86. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2000. — 85 с.

87. Уголовно-правовая защита жизни и здоровья личности: уч. пособие / под ред. С.Т. Гаврилова. — Воронеж, 2003. — 97 с.

88. Уткин В.А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. — 189 с.

90. Чихалова С.Н. Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М.: Юрид. лит., 1991. — 336 с.

91. Шаргородский М.Д. Наказание по советскому уголовному праву — М.: Госюриздат, 1958. — 239 с.

92. Шнейдер М.А. Основы уголовного законодательства СССР и республик: лекция. — М., 1959. — 82 с.

93. Шнейдер М.А. Назначение наказания по советскому уголовному праву. — М., 1957. — 97 с.

Ш. Статьи, периодические издания

95. Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: материалы Междунар. конф. -М.: PRI, 2001.

96. Антонян Ю.М. Условное осуждение и его криминологическое значение // Уголовно-исполнительное право. — 2007. — № 1. — С. 6-10.

97. Асадов В.В. К вопросу об условном осуждении, применяемом в отношении несовершеннолетних // Закон и право. — 2011. — № 9. — С. 97-98.

98. Белоусов Н. Организация контроля за поведением условно осужденных несовершеннолетних // Сов. юстиция. — 1965. — № 3.

99. Бланков А.С., Фокин В.М. Научное обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних // Следователь — 1998. — № 2.

102. Внуков С. Суд и профилактика преступности несовершеннолетних // Сов. юстиция. — 1975. — № 17.

103. Гаверов Г. С. Оценка и учет смягчающих и отягчающих обстоятельств при условном осуждении несовершеннолетних // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. — Ч. 2. -М., 1970.-С. 59.

104. Гаджиев Н. Институт условного осуждения нуждается в совершенствовании // Соц. законность. — 1966. -№ 8.

105. Гегель Г.В. Учение о праве, долге и религии // Работы разных лет. В 2т. Т. 2.-М., 1973.-С. 67.

106. Гельфер М. Условное осуждение в СССР // Проблемы социалистического права. — 1939. -№ 2. — С. 42.

108. Гребнев В. Взаимодействие УИИ с зарубежными службами пробации и общественными организациями в работе с несовершеннолетними осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2007. -№2.-С. 16-18.

109. Гришина JI.B. Нормативная база требует изменений // Соц. обеспечение. — 1998. — № 1.

110. Грошев A.B. Дефекты правосознания и преступное поведение. // Проблемы совершенствования законодательства по укреплению правопорядка и усиление борьбы с правонарушениями. Свердловск, 1982. -С. 137, 146.

111. Давыденко В.М. Служба пробации как основа социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с уголовным

законом // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2011. — № 4. -С. 28-32.

113. Долгова Н.Л., Кондусов А.П. Неотвратимость ответственности и наказания в новом уголовном законодательстве // Проблемы неотвратимости ответственности в уголовном праве и процессе. — Калинин, 1984. — С. 21.

116. Если взяться дружно… (Разговор о проблеме перевоспитания условно осужденных) // Сов. юстиция. — 1978. -№ 5.

117. Жигарев Е.С. Профилактическая работа с несовершеннолетними, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено // Повышение эффективности работы милиции по охране правопорядка и усилению борьбы с правонарушениями. -М., 1980.

118. Зацепа Л Д. Особенности учета личности несовершеннолетнего преступника // Вестн. рос. правовой академии. — 2004. — № 4.

121. Исакова Н. Эффективность условного осуждения несовершеннолетних правонарушителей // Соц. законность. — 1975. — № 10.

122. Исполнение наказаний и социальная адаптация освобожденных: сб. науч. тр. / ВНИИ МВД СССР. — М., 1990. — С. 43 .

123. Кадари Х.Х. Условное осуждение по советскому уголовному праву // Сов. гос-во и право. — 1956. — № 1. — С. 77.

124. Кащеева М.В. О работе по использованию средств физической культуры, спорта и туризма в профилактике наркомании среди молодежи Рязанской области // Наркотизм в Рязанской области. — Рязань, 2002. — С. 48.

125. Киселев М. Условное осуждение — еще не перевоспитание // Сов. юстиция. — 1961.-№ 15.

126. Книженко О. Условное осуждение или система испытания // Законность. — 2002. — № 9. _ с. 39.

127. Князев А. Взаимодействие УИИ с другими органами и учреждениями по исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2005. — № 2.

128. Кобец П.Н. О проблеме испытательного срока в механизме условного осуждения // Рос. юстиция. — 2009. — № 9. — С. 13-16.

130. Козельцев Н. Взаимодействие УИИ с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2007.-№12.-С. 6-8.

131. Кондалов А.Н. Условное осуждение и механизмы его обеспечения // Гос-во и право. — 1999. -№ 7. — С. 102-106.

133. Кравец Ю. Испытательный срок и контроль за поведением условно осужденных // Сов. юстиция. — 1990. — № 11. — С. 12.

134. Кропачев Н.М., Тарбагаев А.Н. Уголовная ответственность и наказание // Вестн. Ленингр. ун-та. 1987. Вып. 1. Сер. 6. — С. 78.

135. Кудрявцев И., Морозова М. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК // Рос. юстиция. -1997. — № 8. — С. 29.

136. Кузнецова Н.В., Малков В.П. Основания и процессуальный порядок отмены условного осуждения // Журн. рос. права. — 2000. — № 3. -С. 61-66.

137. Ланшакова А. Работа нарсудов по профилактике правонарушений несовершеннолетних (Коми АССР) // Сов. юстиция. — 1987. -№ 17.

138. Маликов Б.З. Условное осуждение — форма условного наказания // Вестник института. — 2012. — № 2(18). — С. 14-18.

139. Менщикова 3. В контакте с ОВД // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2002. — № 5.

140. Михайлов КВ. О понятии и правовой природе условного осуждения // Рос. юстиция. — 2008. — № 1. — С. 35-37.

141. Михлин А. Исполнение наказаний, не связанных с лишением, свободы // Рос. юстиция. — 1997. -№ 6. — С. 41-43.

142. Музеник А.К О возможных путях совершенствования института условного осуждения // Актуальные вопросы борьбы с преступностью: сб. ст. -Томск, 1984.

143. Наташев А.Е. Правовое положение осужденных // Исправительно-трудовые учреждения. — М., 1979. № 7. — С. 29.

144. Некрылова С. Взаимодействие УИИ с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2005. -№ 1. — С. 17.

145. Николаева Ж. Спасти условно осужденного подростка: эту задачу можно решить только общими усилиями учреждений УИС и общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2008. -№ 4. — С. 8-12.

147. Паше-Озерский Н.Н. Условное осуждение в УК 1922 г. // Вестн. сов. юстиции. — 1923. — № 3.

148. Приходько К.И. Применение условного осуждения к несовершеннолетним // Сов. юстиция. — 1969. — № 15. — С. 13.

149. Пронников В.В. Понятие исполнения условного осуждения // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2001. — № 2. — С. 23.

151. Ружников А.Н Цели контроля за поведением условно осужденных и лиц, в отношении которых применена отсрочка исполнения приговора, и основные средства их достижения // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы: сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР. — М., 1989.

152. Рябис Л.А., Яковлева И.Г. Контроль за поведением несовершеннолетних, осужденных с применением отсрочки исполнения приговора, как одно из направлений социального контроля // Актуальные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. — М., 1985.

153. Скржченко Н.Ю. Практика применения условного осуждения в отношении несовершеннолетних // Рос. юстиция. — 2011. — № 11. — С. 67-68.

155. Скрыльныков К. Общая характеристика и проблемы назначения наказаний, применяемых к несовершеннолетним // Человек: преступление и наказание: вестн. Академии права и управления Минюста России. — 2003. -№4.-С. 23.

156. Смирнов В. В зоне особого внимания (практика работы с условно осужденными несовершеннолетними правонарушителями) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2004. — № 1. — С. 32.

158. Старш А. Условное осуждение по УК (ред. 1926 г.) // Рабочий суд.-1927.-№7.-С. 560.

159. Стеничкин Г.А., Фаттахов С.Г. Организация взаимодействия спецкоммендатур с другими органами и организациями, участвующими в исправлении и перевоспитании условно осужденных // Организация функционирования органов, исполняющих наказания. — Домодедово, 1984. -С. 45.

161. Тарабрин А. Без лишения свободы // Преступление и наказание. -2004.-№8.-С. 23-24.

162. Ткачевский Ю.М. Применение условного осуждения // Вестн. Моск. Уун-та. Сер. 11. Право. — 2003. — № 3. — С. 43.

163. Трубин Н. Преступность несовершеннолетних и проблемы ее предупреждения // Сов. юстиция — 1990. -№ 10.

164. Трухина Л. О подростковой преступности и не только о ней // Ряз. ведомости. — 2001 — 26 апр.

166. Утевский B.C. Новые формы и методы борьбы с преступностью и личность преступника // Соц. законность. — 1960. — № 2. — С. 16.

167. Филимонов О.В. Правовое регулирование контроля за осужденными при исполнении мер уголовно-правового воздействия, не связанных с лишением свободы // Совершенствование законодательных основ исполнения уголовных наказаний: сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР. -М., 1988.-С. 68.

169. Шерфединова М. Преступность «молодеет» и «тяжелеет» // Ряз. ведомости. — 2005 — 19 апр.

171. Щетинин Б.В. Гражданин и социалистическое государство // Сов. гос-во и право. — 1975. — № 5. — С. 3.

172. Якубович М.И. О правовой природе условного осуждения // Сов. гос-во и право. 1946. — № 11-12. — С. 55.

III. Диссертации, авторефераты диссертаций

174. Башкатов JI.H. Теоретические вопросы отсрочки исполнения приговора: автореф. дис…. канд. юрид. наук. -М., 1981. — 15 с.

176. Валеев А.Х. Условное осуждение несовершеннолетних: автореф. дис … канд. юрид. наук. — Уфа, 2004. — 26 с.

181. Демидова О.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности условно осужденных несовершеннолетних (по материалам Центрально-Черноземного региона России: дис…. канд. юрид. наук. Воронеж, 2003. — 195 с.

182. Зайцева Т.П. Теоретические вопросы отсрочки исполнения приговора: дис…. канд. юрид. наук. -М., 1985.

186. Кашуба Ю.А. Уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних: дис. … д-ра юрид. наук. — Рязань, 2002. — 439 с.

188. Кондалов А.Н. Условное осуждение и механизмы его обеспечения: дис…. канд. юрид. наук. — Казань, 2000. — 180 с.

191. Островский А.Л. Условное осуждение в российском и зарубежном законодательстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2007. -26 с.

193. Пичугин С.А. Рецидив преступлений среди условно осужденных: автореф. дис…. канд. юрид. наук. -М., 2007. — 26 с.

Анкета

несовершеннолетнего условно осужденного, находящегося на контроле уголовно-исполнительной инспекции

Приглашаем Вас, принять участие в исследовании проблем назначения, исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы условно. Ценность данного исследования зависит от искренности Ваших ответов, результаты обобщений будут использованы в обосновании предложений по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Рекомендации по заполнению Для заполнения опросного листа необходимо прочитать обозначенные вопросы и обвести кружком номер одного или нескольких ответов, соответствующих Вашему мнению в графе «шифр». Если ни один из предложенных вариантов Вас не устраивает, напишите свой в графе «иное», отразив свое мнение по указанной проблеме. Опрос проводится анонимно.

№ п/п Вопрос на который необходимо ответить Ответ на данный вопрос Шифр Примечание

1 Возраст на момент исследования От 14 до 16 лет От 16 до 18 1 2

2 Пол Мужской женский 1 2

3 Образование Менее 7 классов Неполное среднее Среднее Уч-ся в ПУ, Уч-ся в ВУЗе 1 2 3 4 5

4 Место жительства Город Село, деревня 1 2

5 Основной род занятий во время отбывания условного осуждения Учусь Работаю Не работаю, не учусь 1 2 3

6 Семья Полная Один отец или мать Нет родителей 1 2 3

7 Был ли ранее судим 1 2

8 По какой статье УК РФ осужден в настоящее время

10 Укажите срок лишения свободы и продолжительность испытательного срока

И Отношение к совершенному преступлению Раскаиваюсь Отношусь безразлично Не раскаиваюсь 1 2 3

12 Преступление совершено в соучастии 1 2

13 Поддерживаете ли Вы Да 1

отношения с Нет 2

соучастниками Иное

Совершено ли Да 1

14 преступление В СОСТОЯНИ1 Нет 2

алкогольного опьянения

15 Характер допущенных Уклонение от 1

нарушений возложенных судом

обязанностей 2

Нарушение

общественного порядка 3

Неявка в УИИ, ОППН 4

Иные

16 Был ли Вам продлен Да, возлагались, 1

испытательный срок или какие дополнительные

возложены обязанности?

дополнительные

обязанности УИИ за

допущенные нарушения На, продлевался срок 2

на сколько продлен

испытательный срок?

Нет 3

17 Какие обязанности Не менять постоянного 1

возложены на Вас судом места жительства,

работы, учебы без

уведомления УИИ и

ОППН 2

Не посещать

определенные 3

увеселительные

заведения

Не покидать 4

постоянного места 5

жительства в

определенное время 6

Регистрация в УИИ,

ОППН

Пройти курс лечения от

алкоголизма,

наркомании

Другие

18 Имеете ли Вы Одно 1

поощрения за время Два и более 2

испытательного срока Не имею 3

19 Как Вы относитесь к Положительно 1

назначенному наказанию Отрицательно Безразлично 2 3

20 Какие у Вас ближайшие Получить образование 1

планы в жизни Трудоустроиться 2

Создать семью 3

Иное 4

Нет планов 5

Благодарим Вас за участие в исследовании!

Опросный лист

сотрудников уголовно-исполнительной инспекции по проблемам назначения и исполнения условного осуждения к лишению свободы в отношении

несовершеннолетних

Приглашаем Вас, принять участие в исследовании проблем назначения, исполнения и отбывания наказания. Ценность данного исследования зависит от искренности Ваших ответов, результаты обобщений будут использованы в обосновании предложений по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Рекомендации по заполнению Для заполнения опросного листа необходимо прочитать обозначенные вопросы и обвести кружком номер одного или нескольких ответов, соответствующих Вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов Вас не устраивает, напишите свой в графе «иное», отразив свое мнение по указанной проблеме.

1. Стаж работы:

1. от 1 до 3 лет;

2. от 3 до 5 лет;

3. от 5 до 10 лет;

4. свыше 10 лет

2. Образование:

1. юридическое;

2. экономическое;

3. психологическое;

4. педагогическое;

5 .иное_

3. Как Вы оцениваете осведомленность осужденных о своих правах?

1. свободно владеют информацией;

2. ограниченно владеют информацией;

3. не владеют информацией

4. Проводите ли Вы воспитательную работу с условно осужденными несовершеннолетними:

1. да;

2. нет.

5. Какими нормативно-правовыми актами пользуетесь:

1. УК РФ;

2. УИК РФ;

3. ведомственной инструкцией;

4. вышеперечисленными источниками.

6. Что затрудняет проведение контроля:

1. отсутствие достаточной психологической и профессиональной подготовки у сотрудников УИС;

2. отсутствие помощи со стороны УФСИН;

3. несовершенство нормативно-правовой базы;

4. негативное отношение осужденных несовершеннолетних к воспитательной работе;

5. большое число условно осужденных;

6. несвоевременность выявления условно осужденных несовершеннолетних к лишению свободы;

7. неиспользование самовоспитания, индивидуальных бесед и иных мер.

7. По каким направлениям ведется воспитательно-воспитательная работа:

1. организационно-методическое;

2. нравственное;

3. правовое;

4.трудовое;

5. индивидуально-воспитательное и профилактическое.

8. Кто оказывает Вам содействие в Вашей работе:

1.ПДН;

2. комиссия по делам несовершеннолетних;

3. органы местного самоуправления;

4. общественные объединения;

5. добровольцы.

9. Считаете ли ВЫ необходимым и целесообразным дополнить перечень обязанностей, перечисленных в ч. 5 ст. 73 УК РФ:

1. да;

2. нет;

3. затрудняюсь ответить.

10. Считаете ли Вы, что у сотрудников УИС достаточно мер поощрения и взыскания для эффективного обеспечения выполнения условно осужденными несовершеннолетними к лишению свободы:

1. да;

2. нет (если можно, укажите дополнительные меры).

11. Можно ли признать «вставшим на путь исправления» осужденного несовершеннолетнего условно осужденного к лишению свободы, не принимающего участия в общественных мероприятиях, организованных УИС:

1. да;

2. нет;

3. иное.

12. Почему несовершеннолетний, условно осужденный к лишению свободы, в течение испытательного срока совершает новое преступление:

1. осужденный несовершеннолетний плохо знает свои обязанности;

2. они считают, что обязанности установлены незаконно;

3. сотрудники УИС не обеспечивают исполнение обязанностей;

4. низкий уровень воспитательной работы с несовершеннолетними условно осужденными к лишению свободы;

5. иное.

13. На ваш взгляд, должным ли образом законодатель урегулировал правовое положение условно осужденного несовершеннолетнего к лишению свободы:

1.да;

2. нет: а) несовершенство ведомственной инструкции;

б) недостаточная урегулированность правового положения условно осужденного несовершеннолетнего к лишению свободы;

в) неудовлетворительная практика реализации прав и обязанностей условно осужденного к лишению свободы.

Благодарим Вас за участие в исследовании!

Соотношение количества несовершеннолетних осуяеденных к наказанию в виде лишения свободы и к наказаниям без изоляции от общества

по России

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Всего н/л совершивших преступления по России 149981 148595 131965 107890 85452 72692 68549 64270

Всего н/л осужденных к наказаниям без изоляции от общества по России 41535 29210 32666 27323 20224 18924 17523 14109

Всего н/л условно осужденных по России 40274 27885 30645 25297 18810 17865 16542 13531

14 — 15 лет по Рязанской области/по России 255/ 5248 199/ 4861 196/ 4977 87/ 3854 95/ 3597 69/ 3211 62/ 3045 59/ 2899