Содержание
- Проверки, осуществляемые федеральной инспекцией труда
- Что проверяет трудовая инспекция
- Государственные инспекторы труда имеют право:
- Ответ трудовой инспекции на жалобу
- Обязанности государственных инспекторов труда
- Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда
- Новые полномочия трудовой инспекции
- Порядок инспектирования работодателей государственными инспекциями труда
- Проверка трудовой инспекции
- Основные задачи и полномочия инспекции
- Порядок инспектирования
- Что проверяют
- Конфиденциальность
- Ответственность
- Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда
- Обжалование решений трудовой инспекции
- Основания для проведения трудовых проверок
- Государственный инспектор на пороге: все ли готово к проверке?
- Что учесть при первой встрече с трудовой инспекцией
- На что имеет право контролер
- Предмет исследований
- Что в итоге?
- Скачать КЛАДР 2010 Трудовая инспекция (требования трудовой инспекции, проверки трудовой инспекции, ответственность работодателя, штрафы)
- Справочник кадровика — помощь сотруднику отдела персонала
- Скачать должностные инструкции в формате Word
- Кадровое делопроизводство — образцы форм приказов, инструкций, договоров, журналов
Проверки, осуществляемые федеральной инспекцией труда
В соответствии со ст.
353 и 354 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) , государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Что проверяет трудовая инспекция
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственные инспекторы труда имеют право:
- посещать организации в любое время суток для проведения инспекции (при этом инспектор обязательно должен предъявить Вам свое удостоверение);
- запрашивать у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (все это Вы должны предоставить инспектору безвозмездно);
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ. Вы должны быть уведомлены об этом и ознакомлены с соответствующим актом, который составляет инспектор;
- расследовать несчастные случаи на производстве;
- требовать от Вас устранения допущенных нарушений, восстановления нарушенных прав работников, привлечения виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранения их от должности;
- приостанавливать работу организации, отдельных производственных подразделений и оборудования, если нарушены требования охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
- направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда. Инспектор может направить данное требование только при наличии заключения государственной экспертизы условий труда;
- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников (например, спецодежды, обуви);
- выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
- выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
- привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
- выступать в качестве экспертов в суде.
Профсоюзный орган, работник или иное лицо могут в любое время обратиться в государственную инспекцию труда с жалобой на Ваши действия. Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства, имеет право выдать Вам предписание, подлежащее обязательному исполнению. Если Вы считаете, что данное предписание неправомерно, можете обжаловать его в суде в течение десяти дней с момента получения.
Государственные инспекторы труда обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую и иную тайну, ставшую им известной при осуществлении своей деятельности, а также после оставления своей должности. Государственный инспектор труда должен считать конфиденциальным источник любой жалобы, и поэтому не обязан сообщать Вам о том, кто подал на Вас жалобу.
Государственные инспекторы труда инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя. Но, если он считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, он может не ставить Вас в известность о своем нахождении на предприятии.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы его руководителю, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Ответ трудовой инспекции на жалобу
Каждый работник имеет право написать жалобу, если работодатель нарушает его трудовые права. Жалоба пишется в надзорный орган, который осуществляет контроль над деятельностью работодателей со стороны государства. К таким органам относятся:
- Трудовая инспекция;
- Прокуратура;
- Суд.
Работники предпочитают писать жалобы именно в трудовую инспекцию, так как это не требует сбора дополнительных доказательств и оплаты государственной пошлины. Кроме того, при подаче заявления в трудовую инспекцию отсутствует «срок давности», как при подаче искового заявления в суд. Кроме того, если инспекторы выявят систематические нарушения, они сами подготовят исковое заявление.
Жалоба подаётся в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя. Граждане, которые трудятся у работодателей, зарегистрированных в Москве и области, подают жалобу в Государственную инспекцию по труду г. Москвы.
Каждое обращение от работника должно быть зарегистрировано в инспекции. С момента регистрации инспекторам даётся 30 дней для рассмотрения заявления. Потом они должны дать письменный ответ и выслать его либо на почтовый адрес заявителя, либо на электронную почту.
Ответ на жалобу от работника из трудовой инспекции оформляется на официальном бланке. Он содержит следующую информацию:
- В левом верхнем углу указана информация о трудовой инспекции, откуда пришёл ответ и куда работник писал жалобу;
- Ниже указывается адрес инспекции, а также контактный телефон и адрес электронной почты;
- Ниже номер исходящего документа и его дата;
- Ниже номер и дата входящего документа, на который дан ответ;
- В правом верхнем углу информация о работодателе:
- Должность руководителя;
- Полное название работодателя, включая его организационно-правовую форму;
- Полностью ФИО руководителя;
- Адрес места нахождения работодателя.
Такое уведомление приходит работодателю. Точно такой же ответ инспекторы присылают и заявителю.
Обязанности государственных инспекторов труда
Только в правом верхнем углу указывается информация не о работодателе, а о заявителе:
- Полностью ФИО;
- Адрес места жительства;
- Контактный телефон.
Затем перечисляются нормы ТК и других законов и нормативных актов, на основании которых у работодателя будет проведена внеплановая проверка. Также указывается примерная дата проведения проверки.
По факту жалобы инспекторы проводят проверку у работодателя. Если будут выявлены нарушения, то инспекторы вынесут предписание, в котором будут указаны все обнаруженные нарушения, а также сроки их исправления. Затем будет повторная проверка, где будут проверяться исправленные нарушения. Если этого не будет сделано, то работодатель будет нести ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством.
Инспекторы уведомляют работодателя не позднее, чем за сутки до проведения проверки. Но, если предметом жалобы является нарушение норм трудового законодательства, то инспекторы могут не посылать уведомление.
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:
— доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
— проведение проверок в назначенное время;
— ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.
Новые полномочия трудовой инспекции
Яна Метелева, заместитель начальника отдела федеральной службы по труду и занятости.
В Трудовой кодекс было внесено 348 поправок, которые вступают в силу 8 октября 2006 г. Большое количество поправок касается раздела «Защита трудовых прав работников.
Порядок инспектирования работодателей государственными инспекциями труда
Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства». В этой связи автор комментирует некоторые из наиболее значимых изменений, касающихся новых прав и обязанностей Федеральной инспекции труда.
Административные полномочия Федеральной инспекции труда уточнены в новой редакции ст. 356 ТК РФ. Согласно ей должностные лица инспекции обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности, а также рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий <*>. Эти уточнения связаны с тем, что в соответствии с КоАП должностные лица инспекции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в суд для рассмотрения по ст. 19.4, 19.5, 19.7, ч. 2 ст. 5.27 и др., рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28 — 5.34, 5.44 (нарушения трудового законодательства и коллективно-договорного регулирования), а также при наличии признаков уголовного преступления направлять в органы прокуратуры документы для возбуждения дел (например, по ст. 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев»).
<*> Статьи 356 — 357 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из полномочий Федеральной инспекции труда, связанных с охраной труда, исключены:
- предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
- дача заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда.
Практически это означает, что инспекторы по охране труда не будут выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.
К сфере контроля и надзора Федеральной инспекции труда теперь отнесены надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей <*>. При этом в ТК РФ отсутствуют нормы, разделяющие компетенцию органов контроля ФСС РФ и Федеральной инспекции труда. Таким образом, в соответствующие законы и иные нормативные правовые акты необходимо внести поправки.
<*> Статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации.
В отношении рассмотрения жалоб и обращений произошло незаметное на первый взгляд улучшение прав граждан на обращение к инспектору труда. Так, согласно действующей редакции ст. 356 ТК РФ правом обращаться в инспекцию за защитой своих нарушенных трудовых прав обладают только работники, т.е. лица, находящиеся в трудовых отношениях с работодателем. Такая редакция позволяла некоторым инспекциям отказывать гражданам в рассмотрении жалоб и обращений о нарушении их прав при приеме на работу (отказы в приеме на работу) или увольнении и направлять граждан в суд для разрешения индивидуального трудового спора. В новой редакции наименование «работники» заменено на «граждане». Таким образом, отношения, предшествующие работе и после ее окончания, также охватываются контролем и надзором инспекции.
Тем не менее из некоторых статей ТК РФ «специальные» полномочия инспекции исчезли. Речь идет о ст. 3 ТК РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда» и ст. 58 ТК РФ «Срок трудового договора». Согласно действующей редакции ТК РФ, инспекторы могут рассматривать жалобы лиц, считающих себя подвергнутым дискриминации в сфере труда, и выдавать обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав. Также инспектор может самостоятельно решить вопрос об обоснованности заключения срочного трудового договора и обязать работодателя считать такие договоры заключенными на неопределенный срок. После вступления в силу изменений эти споры будут рассматриваться только в суде.
Отменена координация, которую осуществляла Федеральная инспекция труда, в отношении деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля (профессиональными союзами) по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <*>. Таким образом была закреплена ранее состоявшаяся фактическая самостоятельность инспекций труда профсоюзов при осуществлении профсоюзного контроля.
<*> Статья 365 Трудового кодекса Российской Федерации.
Многолетний спор о праве инспекторов труда беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения проверки разрешился в пользу работодателей. Инспектор труда при проверке должен соблюдать требования Федерального закона N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» <*>, т.е. проводить проверку на основании распоряжения, в присутствии представителя организации, составлять акт по окончании проверки и соблюдать другие ограничения, предусмотренные Законом.
<*> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Изменения затронули полномочия инспектора труда при выдаче предписаний. Так, согласно ст. 357 ТК РФ, если индивидуальный трудовой спор или коллективный трудовой спор находится на рассмотрении в органе по рассмотрению трудовых споров (кроме судов), то инспектор труда имеет право выдать обязательное предписание об устранении очевидных нарушений трудового законодательства. Такая редакция статьи, к сожалению, не дает четкого определения границы между судебной и административной компетенциями по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и будет вызывать оспаривание решений инспекции и ее полномочий.
В связи с новым понятием «работодатель» <*> инспекционному контролю подлежат все физические лица, нанимающие работников. К ним относятся не только зарегистрированные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т.п., но и физические лица, осуществляющие деятельность с нарушением законодательства (без государственной регистрации и (или) лицензирования), а также обычные граждане, нанимающие работников в целях личного обслуживания. Практическое значение этой поправки заключается в том, что привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда и выдавать обязательные для исполнения предписания работодателям — физическим лицам будет значительно легче.
<*> Статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации.
Важное разъяснение по установлению компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и на тяжелых работах содержится в новой редакции ст. 219 ТК РФ «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда». Согласно действующей редакции ст. 219 ТК РФ, а также ст. 117 и 147 ТК РФ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и на тяжелых работах работодатель обязан установить доплату, а также предоставлять дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск. При этом только в ст. 147 ТК РФ законодатель связывает обязанность установить повышенную оплату труда с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Это означает, что предоставлять ежегодный дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда работодатель обязан в соответствии со Списком работ, профессий, должностей <*> независимо от того, есть ли в наличии вредные факторы. В новой редакции ст. 219 ТК РФ предусмотрено предоставление компенсации в соответствии с Кодексом только в том случае, если на рабочем месте не обеспечиваются безопасные условия труда, подтвержденные результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.
<*> Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».
Проверка трудовой инспекции
Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ (ст. 353 ТК РФ).
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ (ст. 354 ТК РФ).
Основные задачи и полномочия инспекции
Основными задачами инспекции труда являются (ст. 355 ТК РФ):
- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с возложенными на нее задачами государственная инспекция труда реализует следующие основные полномочия (ст. 356 ТК РФ):
- осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях. Государственный инспектор труда имеет право беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц (ст. 357 ТК РФ);
- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан. Инспектор трудовой инспекции может изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя (о чем составляется акт); выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях. Государственные инспекторы имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ;
- направляет информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды. При наличии заключений государственной экспертизы условий труда государственная трудовая инспекция имеет право требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- осуществляет надзор и контроль за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Государственный инспектор труда может выступать в качестве эксперта в суде по искам о нарушении трудового законодательства, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
- обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
- анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
- принимает необходимые меры по привлечению квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
- запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению;
- осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
- информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
- осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
- иные полномочия.
Порядок инспектирования
Государственные инспекторы труда инспектируют любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) на всей территории РФ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 360 ТК РФ).
Порядок проведения проверки трудового законодательства регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ), согласно которому выделяют следующие виды проверок:
- плановые проверки;
- внеплановые проверки;
- документальные проверки;
- выездные проверки.
Плановые проверки наиболее распространены, проводятся не чаще чем один раз в три года (п. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года. Таким образом, о времени плановой проверки, а также о том, что именно придет проверять трудовая инспекция, можно узнать заранее.
Предметом внеплановой проверки являются соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются (п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
- поступление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан.
Внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в пп. «а» и «б», проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (п. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Плановые и внеплановые проверки могут быть документальными либо выездными, по продолжительности они не должны превышать 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Предметом документальной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований; проводится по месту нахождения трудовой инспекции. Документы запрашиваются на основании мотивированного запроса трудовой инспекции, к которому прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении документальной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в трудовую инспекцию указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.
Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Проводится данная проверка в случае, если при документальной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении трудовой инспекции материалах;
- оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения трудовым инспектором, ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя с распоряжением о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
После завершения проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются выявленные нарушения. Кроме того, составляется предписание, в котором расписаны сроки, в которые необходимо устранить выявленные нарушения трудового законодательства. Об исправлении нарушений организация или индивидуальный предприниматель оформляет письменный отчет, который отправляется в инспекцию.
Что проверяют
Кроме документов (устав, штатное расписание, коллективный договор, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, инструкции по охране труда, положение об аттестации работников, график отпусков, кадровые приказы и распоряжения, трудовые книжки и т.д.), касающихся соблюдения трудового законодательства, трудовая инспекция проверяет условия труда (например, соблюдается ли техника безопасности, применяются ли работниками средства индивидуальной и коллективной защиты).
Какие нарушения могут быть выявлены:
- зарплата выплачивается 1 раз в месяц. Согласно ст. 136 ТК РФ работодатель обязан выплачивать зарплату не реже чем каждые полмесяца;
- работники не ознакомлены под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка;
- отсутствие в организации трудовой книжки на работающего сотрудника. Трудовая книжка не может выдаваться сотруднику даже под расписку. Ее предоставляют только при увольнении;
- отсутствие записи в трудовой книжке о приеме или переводе на другую должность;
- на экземплярах трудовых договоров работодателя отсутствуют подписи работников, подтверждающие получение второго экземпляра трудовых договоров;
- не проведена аттестация рабочих мест. Обязанность проводить аттестацию установлена ст. 212 ТК РФ;
- не выплачена компенсация за задержку зарплаты;
- и др.
Конфиденциальность
Если проверка трудовой инспекцией проводится в связи с обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы, источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства считается абсолютно конфиденциальным (ст.
358 ТК РФ).
Ответственность
За нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрен административный штраф на должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тыс.
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда
руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Ответственность за нарушение трудового законодательства установлена также ст. ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ. Помимо штрафов деятельность фирмы-нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Такое наказание может назначить только суд.
Обжалование решений трудовой инспекции
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд.
Бытует мнение, что от появления на фирме защитников прав трудящихся ничего хорошего ожидать не стоит. Мало того, что они просмотрят документы, так еще по рабочим местам и побеседуют с сотрудниками. И все же общение с инспекторами может и не привести к плачевным последствиям.
Основания для проведения трудовых проверок
Руководствуясь статьями 353 и 356 Трудового кодекса, сотрудники государственной инспекции труда (ГИТ) проверяют соблюдение организациями и предпринимателями трудового законодательства.
Проводя проверки, контролеры соблюдают требования многих других документов (ст. 360 ТК), а именно:
-
Конвенции Международной организации труда № 81 (1947 г.), ратифицирована Законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ (далее — Конвенция МОТ);
-
федеральных законов от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ и от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ;
-
постановления правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78; методических указаний о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов (утверждены приказом Рострудинспекции от 10 марта 1998 г. № 19).
Ревизии бывают плановыми и внеплановыми (ст. 7 Закона № 134-ФЗ).
Государственный инспектор на пороге: все ли готово к проверке?
Первые могут проводиться не чаще чем один раз в два года. Малое предприятие не имеют права проверять в течение трех лет с момента его государственной регистрации.
О плановой проверке инспекторы предупреждают организацию за день-два до ее начала. Но для более эффективного результата контролеры могут явиться и без предупреждения.
Существует такое понятие, как контрольная проверка. Это внеплановый визит ревизора с целью проверить, устранены ли все нарушения после предыдущего посещения.
ГИТ может осуществить внеплановый выезд еще и в том случае, если она получит из внешних источников информацию о происшествиях, которые могут причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью людей, а также если сотрудники, партнеры или клиенты подают жалобу на компанию, предъявляя при этом наглядные доказательства.
Проверяющий имеет возможность сообщить работодателю, кто именно на него пожаловался, только если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность (ст. 358 ТК). Трудовые инспекторы вправе прийти в организацию вместе с налоговыми инспекторами или проверяющими соцстраха, если причиной, по которой они появились в офисе фирмы, послужила информация, полученная из ИФНС или внебюджетных фондов.
Что учесть при первой встрече с трудовой инспекцией
Контролеры обязаны иметь при себе служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя региональной инспекции труда или его заместителя. Данный документ должен содержать перечень фамилий ревизоров (остальных вы имеете право не впускать), а также причину, сроки и предмет внеплановой проверки (ст. 8 Закона № 134-ФЗ). В противном случае можно отказать в проходе на территорию офиса.
Если все вышеизложенное соблюдено, а инспекторов не впустили, они вернутся уже с милицией или представителем прокуратуры. А сотрудника, препятствующего проходу контролеров, могут оштрафовать. Если это сам руководитель, штраф составит от одной до двух тысяч рублей. Сумма наказания для любого другого служащего, например, охранника или секретаря, меньше — от пятисот до тысячи рублей (п. 1 ст. 19.4 КоАП).
Нелишним будет позвонить в инспекцию, чтобы выяснить, действительно ли проверяющие были направлены в компанию, сделать ксерокопии всех предъявленных инспекторами документов или записать данные проверяющих.
В общем случае продолжительность ревизии не должна превышать один месяц. Если контролерам требуется выполнить дополнительные процедуры, например экспертизу, срок проверки могут продлить также не более чем на месяц.
На что имеет право контролер
Конвенция МОТ предоставляет трудовым инспекторам следующие права:
-
в любое время суток без предупреждения проходить в компании, которые находятся на подконтрольной им территории;
-
проверяющие могут посещать и напрямую неподконтрольные им здания, если этого требует предмет проверки. Правда, делать это они вправе только днем;
-
проводить любые проверки и расследования, которые необходимы, чтобы убедиться в том, что фирма полностью соблюдает трудовое законодательство;
-
инспекторы могут потребовать ознакомить их с любыми документами, которые должна иметь фирма согласно требованиям трудового законодательства. Контролеры вправе делать с полученных бумаг копии или выписки.
Дополнительные полномочия инспекторов перечислены в статье 357 Трудового кодекса.
Обнаружив нарушения, контролеры выдадут фирме предписание с указанием устранить их. Кроме того, они вправе привлечь виновных к административной ответственности или даже отстранить их от должности.
У инспекторов есть не только права, но и обязанности. Они перечислены в статье 11 Закона № 134-ФЗ.
Предмет исследований
Контролеры, несомненно, захотят ознакомиться с учредительными документами организации, с кадровой документацией, трудовыми договорами. Проверят, ведет ли фирма учет трудовых книжек и вкладышей к ним, где и как их хранят. Также проверяющие сверят записи в трудовых книжках с приказами о приеме в компанию, о назначении на новую должность или переводе на другую работу. Инспекторы требуют, чтобы все документы кадрового учета были оформлены по унифицированным формам. Кроме того, они могут потребовать не только кадровые, но и бухгалтерские документы, например, платежную ведомость. Если же поводом проверки послужил несчастный случай, основное внимание ревизоры уделят документам по охране труда.
Что в итоге?
При выявлении недочетов выдается предписание по их устранению. Данный документ составляется в двух экземплярах. Первый из них с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) получает работодатель, второй остается у службы ГИТ.
Если руководство фирмы быстро устранило допущенные ошибки, инспекторы могут прекратить производство по делу. В противном случае контролеры назначат компании наказание.
Ответственность за нарушение трудового законодательства установлена статьями 5.7, 5.27, 5.28 — 5.34, 5.39 Кодекса об административных правонарушениях. В последнее время наказание за нарушение трудового законодательства стало более жестким, однако в судебной практике существуют смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 4.2 КоАП).
Помимо штрафов, деятельность фирмы-нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток (п. 1 ст. 5.27 КоАП). В течение этого времени компания не сможет отгружать товары, выполнять работы или оказывать услуги (ст. 3.12 КоАП). Такое наказание может назначить только суд. Если фирма или предприниматель досрочно устранят нарушения, фирме могут разрешить работать до истечения срока наказания. Для этого нужно подать судьям соответствующее ходатайство.
Рекомендуется вести журнал учета мероприятий по контролю. Проверяющие обязаны фиксировать в нем даты проверок. Требования к его оформлению установлены статьей 9 Закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ. Факт отсутствия журнала контролеры занесут в акт, который они составят по результатам проверки, но за отсутствие такового штрафы не грозят.
В некоторых регионах утверждены рекомендуемые формы таких журналов.
Если вы хотите достойно встретить трудового инспектора, все-таки необходимо уделять должное внимание оформлению кадровой документации.