По состоянию на пятницу, 7 декабря, мы имеем подписанный, зарегистрированный в Минюсте и официально опубликованный комплект приказов, которые регламентируют индексацию железнодорожных грузовых тарифов на 2019 год.
О базовой индексации
Сначала был публикован подписанный приказ ФАС России № 1482/18 от 30.10.2018 г., который утверждает один из трех элементов предстоящей индексации тарифов на 2019 год: базовая индексация на 2019 год составит +3,6 %.
Каким образом получается эта цифра? Смотрите: индекс на 2018 год, объявленный прошлогодним приказом ФАС России № 1687/17 от 18.12.2017 г., составляет 4,0937; индекс, объявленный упомянутым выше приказом № 1482/18 от 30.10.2018 г., составляет 4,2370. Поделив вторую цифру на первую, получим 4,2370/4,0937=1,035, или +3,5%.
Затем вспоминаем, что ранее, приказом ФАС России № 997/18 от 13.07.2018 г. коэффициент для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства РФ, заменен с 1,44% на 1,5%.
Тогда получаем 1,035*(1,015/1,0144)=1,035*1,00059=1,0356, т. е. рост на 3,56%, или, округляя, +3,6%.
О надбавках
Но базовая индексация – это еще не все. Согласно протоколу заседания правительства РФ № 32 от 08.11.2018 г. были приняты несколько решений, которые после некоторых обсуждений и уточнений были утверждены приказом ФАС России от 15.11.2018 г. № 1564/16 (зарегистрирован в Минюсте 05.12.2018 г., опубликован 06.12.2018 г.).
В частности, это следующие решения:
– коэффициент 1,06 к тарифам на порожний пробег полувагонов (т. е. общий рост тарифа для порожнего пробега полувагонов составит 1,0356*1,06=1,0977, или +9,8%);
– коэффициент к тарифам на перевозку экспортных грузов до 2025 года в размере 1,08 за исключением некоторых грузов. В исключения попали следующие грузы: нефть и нефтепродукты – позиции ЕТСНГ 201, 211–215, 221–225), некоторые грузы, входящих в тарифную группу газы энергетические (углеводороды сжиженные) (а именно коды ЕТСНГ 226021 – бензин стабильный газовый (газолин), 226069 – газоконденсат и 226106 – конденсат газовый (конденсат из природного газа)), а также для различных видов алюминия (алюминий, сплавы алюминиевые первичные в болванках, слитках, чушках и подобных формах и алюминиевый порошок).
Причем если в последние годы повышение экспортных тарифов производилось в рамках тарифного коридора, без переноса этих коэффициентов в тело Прейскуранта № 10-01, то сейчас этот коэффициент напрямую встроен в Прейскурант.
Результаты этих решений приведены на рисунке.
Для большинства грузов экспортный повышающий коэффициент 1,08 действовал и в 2018 году (он был принят в рамках тарифного коридора), так что прироста год к году этот пункт не дает. Это повышение, как все помнят, изначально ввели временно, и при условии, что оно временное, с ним все согласились, но постепенно временное решение становится постоянным. Но для грузоотправителей каменного угля картина немного иная. Если сейчас (в 2018 г.) у них фактически этой экспортной надбавки нет (там повышающий коэффициент компенсирован понижающим и индекс для экспорта в итоге равен 1,0), то теперь она появится, и для них рост тарифов на экспорт составит 1,035*(1,015/1,0144)*(1,08/1,0)=1,035*1,00059*1,08=1,118459, или рост 11,85%. А особенность перевозок угля, напомню, заключается в том, что примерно половина всего погруженного в стране угля отправляется назначением на экспорт.
О тарифе на порожний пробег полувагонов
Особенно неоднозначно из всех принятых решений было встречено решение о повышении тарифа на порожний пробег полувагонов. Формально говоря, мотивом этого повышения со стороны регуляторов было дестимулирование порожних пробегов путем возрождения так называемых практик отмывки порожнего пробега. Напомню, что до унификации в 2012 году тарифов для универсального подвижного состава (она коснулась только полувагонов и платформ, но не коснулась крытых вагонов) на порожний пробег из-под грузов различных тарифных классов существовала такая практика, при которой собственник вагона (или оператор) после выгрузки грузов второго и третьего тарифных классов осуществлял краткосрочную (как правило) перевозку грузов первого тарифного класса с целью избежать уплаты более высокого уровня тарифов за последующую перевозку (возврат) порожнего вагона.
Подобная практика (она и получила название «отмывка порожнего пробега», которое в том числе уже зафиксировано и в научной литературе), с одной стороны, замедляла оборот вагона, но с другой – давала возможность грузоотправителям низкодоходных грузов задействовать под свои перевозки вагоны, возвращающиеся после перевозки грузов второго и третьего тарифного класса. После унификации, проведенной 01.11.2012 г., грузоотправители строительных грузов столкнулись с тем, что предложение вагонов под их спрос уменьшилось, поскольку исчез главный стимул отмывки – тарифный. Теперь для частичного смягчения этой проблемы регуляторы полагают, что повышенный тариф на порожний пробег заставит участников перевозочного процесса изменить свои логистические схемы и вновь, как до ноября 2012 года, подхватывать низкодоходные грузы. Участники рынка с большим скепсисом относятся к работоспособности подобной меры, справедливо полагая, что к радикальным изменениям процента порожнего пробега это не приведет, а выльется просто в повышение расходов на порожний пробег и впоследствии в соответствующее повышение цен всех товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.
Фарид Хусаинов, к. э. н.
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Правила применения тарифов при определении платы за перевозку по российским железным дорогам грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении и экспортных и импортных грузов, следующих по российским железным дорогам в непрямом международном сообщении через российские порты, а также на услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами при указанных перевозках
2.1. Тарифные расстояния
2.2. Наименование груза
2.3. Округление массы отправки и плат за перевозку грузов
2.4. Общий порядок определения платы за перевозку грузов
2.5. Применение поправочных коэффициентов при определении платы для повагонной, групповой, маршрутной отправок
2.6. Определение платы за перевозку грузов в универсальных вагонах
2.7. Определение платы за перевозку сборных повагонных отправок грузов в универсальных вагонах
2.8. Определение платы за перевозку грузов в специализированных вагонах
2.9. Определение платы за перевозку наливных грузов в цистернах
2.10. Определение платы за перевозку грузов в рефрижераторных вагонах
2.11. Определение платы за перевозку грузов в универсальных контейнерах общего парка и в собственных (арендованных) контейнерах
2.12. Определение платы за перевозку грузов в собственных специализированных контейнерах, кроме крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров
2.13. Определение платы за перевозку грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах
2.14. Определение платы за перевозку грузов в автопоездах, полуприцепах и съемных автомобильных кузовах (контрейлерные перевозки)
2.15. Определение платы за перевозку грузов на сцепах платформ, транспортерах и негабаритных грузов
2.16. Определение платы за порожний пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) вагонов и другого подвижного состава на своих осях
2.17. Определение платы за использование инфраструктуры РЖД при пробеге отдельных собственных (арендованных) локомотивов, поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов
2.18. Определение платы за перевозку грузов в вагонах общего парка, приписанных к станциям погрузки или выгрузки
2.19. Определение платы за проезд проводников грузоотправителя (грузополучателя) в грузовом или пассажирском вагоне
2.20. Определение платы за перевозку грузов в сборном вагоне (прямом сборном контейнере)
2.21. Определение платы за перевозку грузов на железнодорожных линиях узкой колеи, за исключением линий Сахалинской железной дороги
2.22. Определение платы за перевозку грузов на железнодорожных линиях Сахалинской железной дороги
2.23. Определение платы при изменении железнодорожной станции назначения груза (переадресовка)
2.24. Определение платы за перевозку опасных грузов
2.25. Определение платы за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта
2.26. Определение платы за перевозку легковых и грузовых автомобилей
2.27. Определение платы за перевозку грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
2.28. Определение платы за пробег специальных передвижных формирований, не входящих в систему РЖД, осуществляющих строительство на РЖД
2.29. Определение платы за перевозку входящих в систему РЖД локомотивов, кранов грузоподъемных, электросекций, электростанций и другого рельсового подвижного состава и прочего оборудования на железнодорожном ходу, а также служебных, специальных вагонов и направляемых в/из ремонта грузовых вагонов и контейнеров общего парка
2.30. Определение платы при обнаружении в пути следования излишка груза сверх грузоподъемности вагона
2.31. Определение платы за перевозку урн с пеплом и гробов с покойниками
2.32. Определение платы за перевозку грузов большой скоростью
2.33. Определение платы за перевозку съемного и несъемного оборудования
2.34. Определение платы за перевозку грузов отдельным поездом по специально разработанному расписанию
2.35. Определение платы за перевозку грузов ускоренными контейнерными поездами
2.36. Определение сбора за объявленную ценность груза
2.37. Дополнительные поправочные коэффициенты к платам за перевозку грузов и использование инфраструктуры РЖД
2.38. Определение платы при замене одного вида вагонов общего парка другим
Раздел 3. Правила применения тарифов при определении платы за перевозку по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита), а также на услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами при указанных перевозках
3.1. Основные положения исчисления платы за перевозку грузов
3.2. Определение платы за перевозку грузов
3.2.1. Определение платы за перевозку грузов в универсальных вагонах общего парка
3.2.2. Определение платы за перевозку грузов в специализированных вагонах общего парка
3.2.2.1. Определение платы за перевозку грузов в изотермических вагонах
3.2.2.2. Определение платы за перевозку наливных грузов в цистернах
3.2.2.3. Определение платы за перевозку грузов в специализированных вагонах для перевозки автомобилей
3.2.2.4. Определение платы за перевозку грузов в пассажирских вагонах в составе грузовых поездов
3.2.2.5. Определение платы за перевозку грузов на 4-, 6- и 8-осных транспортерах в составе грузовых поездов
3.2.2.6. Определение платы за перевозку грузов в автопоездах, полуприцепах и съемных автомобильных кузовах (контрейлерные перевозки)
3.2.2.7. Определение платы за перевозку грузов на фитинговых платформах с нумерацией на 945-949
3.2.2.8. Определение платы за перевозку грузов в прочих видах специализированных вагонов
3.2.3. Определение платы за перевозку грузов в собственных (арендованных) универсальных и специализированных вагонах
3.2.4. Определение платы за перевозку грузов в контейнерах
3.2.4.1. Определение платы за перевозку грузов в универсальных контейнерах общего парка
3.2.4.2. Определение платы за перевозку грузов в собственных (арендованных) универсальных контейнерах
3.2.4.3. Определение платы за перевозку грузов в специализированных контейнерах
3.2.5. Определение платы за перевозку негабаритных грузов на сцепах платформ, транспортерах и негабаритных грузов
3.2.6. Определение платы за перевозку опасных грузов
3.2.7. Определение платы за перевозку грузов мелкими отправками
3.2.8. Определение платы за перевозку подвижного состава на своих осях
3.2.9. Определение платы за повагонную отправку, состоящую из грузов разных наименований, допущенных к совместной перевозке по одной накладной
3.2.10. Определение платы за проезд проводников, сопровождающих груз
3.2.11. Определение платы за перевозку грузов в вагонах, оснащенных съемным и несъемным оборудованием
3.2.12. Определение платы за перевозку гробов с покойниками
3.2.13. Определение платы за перевозку грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
3.2.14. Определение платы за использование инфраструктуры РЖД при пробеге поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов
3.2.15. Определение платы за перевозку грузов с участием железнодорожных линий Сахалинской железной дороги
3.2.16. Поправочные коэффициенты к платам за перевозку по РЖД экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита), а также к платам за услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД при указанных перевозках
Приложение 1 к разделу 2 Особый порядок определения тарифных расстояний
Приложение 2 к разделу 2 Перечень позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов с указанием тарифных классов грузов и минимальных весовых норм в тоннах загрузки универсальных вагонов
Приложение 3 к разделу 2 Поправочные коэффициенты к платам за перевозку по российским железным дорогам грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении и экспортных и импортных грузов, следующих по российским железным дорогам в непрямом международном сообщении через российские порты, а также к платам за услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами при указанных перевозках, в зависимости от тарифного класса груза, направления и дальности перевозки, а также за перевозки ряда грузов
Приложение 4 к разделу 2 Поправочные коэффициенты для повагонных, групповых, маршрутных отправок грузов в универсальных, специализированных вагонах и цистернах в зависимости от количества вагонов в отправке и применяемой технологии
Приложение 5 к разделу 2 Тарифные схемы, применяемые для определения плат за перевозки грузов
Приложение 6 к разделу 2 Размеры сборов и плат, указываемые в перевозочных документах, поправочных коэффициентов к платам за перевозку грузов повагонными, групповыми отправками отдельным поездом по специальной нитке графика и плат за перевозку грузов в ускоренном контейнерном поезде
Приложение 7 к разделу 2 Классификатор тарифных схем, применяемых для определения плат за перевозку грузов
Приложение 8 к разделу 3 Минимальные весовые нормы загрузки вагонов для ряда грузов
Приложение 9 к разделу 3 Размеры сборов, связанных с перевозкой грузов
Приложение 10 к разделу 3 Размеры плат (сборов) за перевозку ряда грузов и услуги инфраструктуры РЖД
Приложение 11 к разделу 3 Поправочные коэффициенты к платам за перевозку по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита), а также к платам за услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами при указанных перевозках