Преимущества и недостатки коммерческих организаций

Особенности автономных учреждений

С начала 2007 г. в Российской Федерации стали появляться организации новой организационно-правовой формы — автономные учреждения, которые представляют собой некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Особенности этой организационно-правовой формы состоят в следующем.

  1. Учредитель обязан сформировать задание автономному учреждению на оказание услуг и финансировать выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидии. Кроме того, учредитель не может допустить ситуации, при которой у автономного учреждения не будет средств, чтобы содержать закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество.
  2. Автономное учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученные на выполнение задания, по своему усмотрению с целью наиболее рационального их использования для выполнения задания.

При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

  1. Государственное или муниципальное задание на оказание услуг обязательно формируется учредителем. При этом бюджетные средства, получаемые автономным учреждением от учредителя, выполняют функцию финансового обеспечения выполнения этого задания.
  2. Счета автономного учреждения находятся в самостоятельно выбранных кредитных учреждениях.
  3. Система оплаты труда устанавливается автономному учреждению самостоятельно и зависит от его финансовых возможностей.
  4. Штатное расписание формируется автономным учреждением самостоятельно.
  5. У автономного учреждения отсутствует субсидиарная ответственность (то есть ответственность за действия, бездействие или обязательства учреждения по отношению к третьим лицам) учредителя за автономное учреждение.
  6. Автономное учреждение может брать займы и кредиты (в связи с отсутствием субсидиарной ответственности учредителя).
  7. Назначение и освобождение от должности руководителя автономного учреждения осуществляются учредителем.
  8. Имущество автономного учреждения является собственностью учредителя, учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, не являющимся недвижимым или не относящимся к особо ценному движимому имуществу. Отнесение имущества к особо ценному движимому имуществу осуществляется учредителем.
  9. Возможные санкции со стороны учредителя в случае неудовлетворительной работы автономного учреждения могут носить административный характер по отношению к руководству учреждения (финансовые санкции по отношению к учреждению, хотя в целом и отвечают здравому смыслу, однако возможность их применения не отражена в федеральном законодательстве об автономном учреждении).
  10. Номенклатура и тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением являются случаи, при которых платные услуги оказываются в соответствии с заданием учредителя и софинансируются учредителем за счет бюджетных средств (в этом случае учредитель в своем задании определяет предельные цены на эти услуги или порядок их определения).
  11. Автономные учреждения самостоятельно распоряжаются средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от аренды имущества.
  12. За деятельностью автономного учреждения осуществляется общественный контроль. Формами общественного контроля являются работа наблюдательного совета и регулярная публикация в СМИ отчетов о работе учреждения.
  13. В автономных учреждениях обязательно проводится ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

На основании вышеприведенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, автономное учреждение, так же как и бюджетное учреждение, сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Учредитель не может не давать автономному учреждению задание на оказание государственных или муниципальных услуг и субсидию на выполнение этого задания, то есть он не может оставлять автономное учреждение без финансирования.

Во-вторых, так же как и в бюджетном учреждении, имущество автономного учреждения находится в собственности учредителя, то есть либо в федеральной или муниципальной собственности, либо в собственности субъекта Федерации.

В-третьих, так же как и в бюджетном учреждении, учредитель фактически сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя автономного учреждения. В то же время руководитель автономного учреждения пользуется довольно большой свободой и самостоятельностью в принятии управленческих решений: в расходовании средств, в управлении персоналом, в распоряжении доходами и расходами от предпринимательской деятельности.

Преимущества и недостатки автономного учреждения по сравнению с бюджетным учреждением

Большая часть бюджетных учреждений по предложению Правительства РФ по статусу приравнивается к автономным учреждениям, меньшая часть обретает статус казенных учреждений.

Например, в сфере здравоохранения казенными остаются только психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения. Остальные учреждения, сохранив наименование бюджетных, по статусу будут приравниваться к автономным. Они более не будут финансироваться по смете, а будут получать бюджетные субсидии на соответствующее государственное задание, плюс субсидии будут учитывать расходы на содержание зданий и особо ценное движимое имущество.

Казенные учреждения останутся на сметах, и они, в отличие от автономных учреждений, не должны отвечать по своим обязательствам имуществом. Фактически это означает легализацию платных услуг, например, для основной массы лечебно-профилактических учреждений.

Предполагается, что автономные учреждения должны действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако в отличие от государственных и муниципальных учреждений они обладают большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе автономного учреждения.

Таблица

Преимущества и недостатки автономного учреждения

Преимущества Недостатки
Самостоятельное распределение
автономным учреждением всех доходов
Переход от бюджетного финансирования
к получению бюджетных субсидий
Отсутствие контроля за расходованием
средств со стороны Федерального
казначейства (счета автономного
учреждения в кредитных организациях)
Ограниченность полномочий
руководителя (в том числе
необходимость решений налогового
органа по крупным сделкам и сделкам
с заинтересованностью)
Отсутствие необходимости
использовать нормы Федерального
закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О
размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и
муниципальных нужд»
Взаимодействие автономного
учреждения с кредиторами и
поставщиками из-за ограниченной
имущественной ответственности и
отсутствия субсидиарной
ответственности учредителя
Возможность осуществлять
заимствования
Большие требования к отчетности и
публичности
Разделение ответственности
руководителя с налоговым органом
Необходимость ежегодного получения
аудиторского заключения
Возможность «вернуться» в форму
бюджетного учреждения без
переоформления разрешительных
документов
Необходимость самостоятельно
взаимодействовать с кредитными
организациями, общественностью

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества. Решение об изменении типа существующего государственного (муниципального) учреждения на автономное учреждение принимается при условии, что такое решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан. Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, так как оно не будет являться бюджетным учреждением. Оно будет получать в обязательном порядке задание учредителя или исполнять обязательства перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, а также осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ).

Финансовое обеспечение вышеуказанной деятельности осуществляется из соответствующего бюджета в форме субсидий и субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом. Оно может также выполнять услуги на возмездной основе на договорном принципе, в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом должны быть прописаны в уставе автономного учреждения.

Органами управления автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом учреждения. В автономном учреждении создается наблюдательный совет. По многим вопросам решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер как для учредителя, так и для исполнительного органа. В то же время наличие коллегиального органа позволяет более полно обеспечивать соблюдение соответствия деятельности автономного учреждения целям, указанным в его уставе. Это обеспечивается и способом формирования этого органа, и кругом вопросов, входящих в его компетенцию.

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.1996 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях) создание автономного учреждения предполагает передачу ему имущества на праве оперативного управления. Это означает, что автономное учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством, в соответствии с определенными уставом целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право автономного учреждения на распоряжение имуществом требует отдельного рассмотрения. Автономное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем при создании, а также приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Согласно п. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Таким образом, схожесть между бюджетным учреждением и автономным учреждением состоит в том, что управление имуществом автономного учреждения остается в ведении органа исполнительной власти, на который возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Однако имуществом, не относящимся к категории недвижимого и особо ценного движимого, автономное учреждение приобретает возможность распоряжения без согласования с собственником.

Т.С.Орлова

К. э. н.

На сегодняшний день существует много разговоров о переходе учреждений (в частности школ) от статуса «бюджетных» к статусу «автономных». И прежде чем размышлять о плюсах и минусах данного вопроса нужно разобраться что же такое «автономия».

Что это такое?

Автономия – это новая форма изменений в государственных учреждениях, которая позволит им распоряжаться финансами, имуществом, и другими вопросами самостоятельно, вне зависимости от государства. Это значит, что автономная школа, в отличие от бюджетной, будет иметь некие привилегии, которые установлены правовым статусом учреждения: на сегодняшний день происходит рост финансово-хозяйственной самостоятельности школ.

Глобальное изменение полагает в том, что автономная школа не будет подлежать сметному финансированию, то есть школа будет получать деньги отдельно на каждого ребенка. Но в то же время план финансово-хозяйственной деятельности остается, и если школе удастся сэкономить немного денег, то их можно будет потратить на то, на что руководство посчитает нужным, будь то прибавка к учительской зарплате, или же ремонт. А при сметном финансировании весь бюджет был жестко прописан.

Плюсы автономной школы

  • Автономная школа имеет право самостоятельно распоряжаться недвижимым и ценным движимым имуществом, но только по согласию собственников, в то время как бюджетная школа не имеет такого права.
  • Возможность распоряжаться бюджетными доходами, а также распределять их. При этом директор школы несет полную ответственность за исполнение всех заданий, либо же за предоставление любых услуг.
  • Одним из главных преимуществ автономии является возможность открытия счетов в кредитных организациях (банках). Но не стоит с этим спешить, так как есть кое-какие риски.
  • Помимо государственного финансирования, автономная школа имеет финансирование в виде субсидий и субвенций.
  • Руководитель автономной школы обязательно должен установить для школы государственное задание, для того чтобы предоставлять услуги, а также распоряжаться финансами для предоставления этих услуг в соответствии любыми расходами.
  • В обязательном порядке автономная школа должна иметь наблюдательный совет (5-10 человек) для того, чтобы решать важные и срочные вопросы. Единственная маленькая проблема может быть в том, что будет трудно собрать всех членов совета вместе на заседание (в бюджетной школе наличие наблюдательного совета не предусмотрено).

Минусы автономной школы

  • Автономная школа может иметь огромные риски снижения государственного задания, и, как следствие, уменьшение бюджетного финансирования.
  • Кроме того, если школа все-таки откроет счет в банке, а через некоторое время он обанкротится, то это повлечет за собой огромные потери для школы. Поэтому для уменьшения данного риска лучше выбирать наиболее надежные кредитные организации.
  • Директор школы не получает все бразды правления в свои руки, так только кажется на первый взгляд. При этом учредитель автономной школы снимает с себя некие полномочия и перекладывает все заботы и хлопоты на директора.
  • Для того чтобы перевести школу в автономный статус нужно сделать огромное количество документов. Это требует больших финансов, которые негде взять, так как их никто специально не выделяет. Поэтому весь этот процесс очень затратный, как финансово, так и организационно.
  • Хотя автономная школа и имеет право распоряжаться доходами самостоятельно, основная проблема состоит в том, что бюджетных денег мало. Поэтому автономная школа должна частично финансировать учебный процесс за свой счет.
  • Ответственность за все имущество и услуги, приобретенные за счет владельца школы, несет исключительно директор! Собственник не имеет к этому никакого дела, хоть и деньги его.

Бюджетная школа может развиваться только в условиях ограниченного государственного финансирования, что является огромной проблемой, как для учеников, так и для учителей и руководства. Кроме того, директорам школ приходится решать большинство проблем с помощью родительских взносов, либо же при участии спонсоров. В то время как автономная школа открывает путь к оптимизации образовательного и финансового процесса.

Что касается влияния автономии на другие аспекты обучения, такие как школьная атмосфера, взаимоотношения между учителями, учителями и учениками, то эта тема пока слабо изучена.

Проблемой может стать то, что во время того, как одна школа будет иметь одни преимущества от перехода в статус «автономной», другая школа может не справляться со всеми обязанностями, поэтому поддержка государства все-таки нужна на первых этапах.

В новой автономной школе учитель станет для детей настоящим другом и наставником, его роль немного трансформируется. Учитель сможет самостоятельно составлять планы и конспекты уроков, готовить собственные стратегии и методы в соответствии с развитием детей в каждом классе и с их интересами. Это называется «академическая свобода». Кроме того, если учитель пройдет независимую сертификацию, которая является добровольной, то получит небольшую прибавку к зарплате.

Вывод

В автономии есть и свои плюсы, и свои минусы. Преимуществом является то, что руководитель школы теперь станет в некой мере «хозяином», который сможет решать огромное количество проблем самостоятельно. А недостатком может быть то, что помимо всех проблем, руководителю придется ознакомиться с управлением финансами, а также финансово-хозяйственными и учебно-методическими делами школы.

Некоторые думают, что переход школ в статус «автономных» является инициативой государства только для того, чтобы снять из себя некие полномочия и отдать все в руки самих же школ. Но на самом деле, автономия даст огромные преимущества для образовательного процесса. Да, это сложно, ведь самостоятельность требует огромной ответственности и нереальных усилий, но если школа готова ко всем проблемам, с которыми ей придется столкнуться на пути к автономии, тогда у нее все получится!

Законодательство РФ предусматривает большое разнообразие видов и форм юридических лиц.

Выбор организационно-правовой формы юридического лица зависит в первую очередь от цели его создания. Если это извлечение прибыли, то используется одна из форм коммерческих организаций. Если такой цели нет (либо она не основная), регистрируется некоммерческая организация (которая также может извлекать доход, но только для достижения своих основных целей и в соответствии с ними).

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) перечислены следующие формы коммерческих и некоммерческих организаций:

Коммерческие организации Некоммерческие организации
  • полные товарищества;
  • товарищества на вере (коммандитные товарищества);
  • общества с ограниченной ответственностью;
  • акционерные общества;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  • потребительские кооперативы (в т.ч. ЖСК, гаражные);
  • общественные организации (в т.ч. партии, профсоюзы);
  • общественные движения;
  • ассоциации (союзы) (в т.ч. некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации торгово-промышленные палаты);
  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. ТСЖ, СНТ);
  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • фонды (в т.ч. благотворительные);
  • учреждения (государственные, муниципальные, частные);
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);
  • государственные корпорации;
  • нотариальные палаты.

В настоящем материале мы обозначим сходства и различия, а также преимущества и недостатки наиболее распространенных видов юридических лиц для ведения бизнеса – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

ООО, АО, ПАО

Наиболее распространенные формы коммерческих организаций – это общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Они отличаются особенностями своего создания, природой корпоративных прав, порядком отчуждения долей/акций, требованиями к раскрытию информации и др.

Общие положения, касающиеся обоих типов обществ как юридических лиц, содержатся в главе 4 ГК РФ. Детализированные правила создания и функционирования ООО и АО предусмотрены отдельными федеральными законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Даже беглое сопоставление указанных законов говорит о том, что АО – это более сложная в администрировании правовая форма по сравнению с ООО. Максимум формальностей и процедур предусмотрен для публичных акционерных обществ (ПАО), сравнительный минимум – для ООО. Непубличные АО занимают среднее положение: являясь полноценными акционерными обществами, они вправе использовать некоторые опции, характерные для ООО. Отсюда, регистрация ООО обычно рекомендуется компаниям малого или среднего бизнеса, а АО – среднего или крупного.

Участники / акционеры

Принцип создания ООО и АО схож – они создаются одним или несколькими учредителями, которые, приобретая статус участников общества, образуют его высший орган управления (общее собрание). В этом заключается корпоративный характер обоих типов обществ.

Количество участников ООО не может превышать 50. Максимальное количество участников АО не ограничено. В обществах обоих типов может быть единственный участник (однако таким участником не может быть другое ООО или АО, состоящее из одного лица).

Участники (в ООО) и акционеры (в АО) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале (для ООО) или акций (для АО).

Участники ООО вправе принимать участие в распределении прибыли общества. Аналогичным образом, акционеры АО имеют право на получение дивидендов.

Как участники ООО, так и акционеры АО могут заключать корпоративные договоры (договоры об осуществлении прав участников ООО либо акционерные соглашения).

Уставный капитал

Уставный капитал ООО разделен на доли, выраженные в процентах или в виде дроби. Такие доли являются имущественными правами.

Уставный капитал АО разделен на определённое число акций, удостоверяющих права акционеров по отношению к обществу. Акции являются бездокументарными ценными бумагами. Права на них удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра (отдельной организации, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра). Акции могут различаться по своему типу и условиям выпуска и, соответственно, образовывать различные группы акционеров, наделённых разным объёмом прав по отношению к компании.

Минимальный размер уставного капитала для ООО и непубличных АО составляет 10 000 рублей, для ПАО – 100 000 рублей.

Создание общества, размещение и оплата долей/акций

ООО учреждается по решению своих учредителей (или единственного учредителя). Если учредителей несколько, размеры долей каждого из них определяются в договоре об учреждении. Каждый учредитель должен полностью оплатить свою долю в уставном капитале не позднее 4 месяцев с момента государственной регистрации ООО. Как юридическое лицо ООО считается созданным с момента его государственной регистрации, а участники приобретают полный объем своих прав после полной оплаты ими своих долей в уставном капитале.

АО также создается по решению учредителей. Учредители заключают между собой договор о его создании, определяющий размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты. После размещения первого выпуска акций при учреждении АО (осуществляется при государственной регистрации общества), такой выпуск акций должен быть зарегистрирован в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Акции АО, распределённые при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации АО, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Не менее 50% акций общества, распределённых при его учреждении, должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации АО.

Публичное предложение акций и иных ценных бумаг

Ключевым отличием акций ПАО является возможность их предложения для приобретения неограниченному кругу лиц. ПАО, в отличие от непубличных АО, вправе размещать свои акции посредством открытой подписки.

В то же время, любые АО (а равно и ООО) вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах.

Отчуждение долей/акций

Поскольку доли в ООО (как имущественные права) являются объектами гражданских прав, участник ООО вправе продавать или иным образом отчуждать свою долю или часть доли другому участнику ООО или иному лицу. Однако, действующие участники ООО пользуются преимущественным правом покупки такой доли по цене предложения третьему лицу и пропорционально размерам своих долей.

Сделка по отчуждению долей в ООО требует нотариальной формы, а сведения о произошедших изменениях в составе участников отражаются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Акционер любого АО вправе отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров и общества. Однако для непубличных АО уставом может быть предусмотрено преимущественное право других акционеров на приобретение продаваемых акций. Кроме того, устав непубличного АО может предусматривать необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акционером АО своих акций третьим лицам.

Таким образом, акции ПАО могут отчуждаться свободно, а акции непубличных АО (в случаях, когда это предусмотрено уставом) – с соблюдением преимущественного права других акционеров и/или при их согласии на отчуждение акций. Если устав таких ограничений не содержит, то акции непубличного АО также могут свободно отчуждаться. Переход прав на акции фиксируется только в реестре акционеров и не отражается в ЕГРЮЛ.

Раскрытие информации

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров, иные сведения, определяемые Банком России (см. Положение ЦБ РФ от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

Непубличное АО с числом акционеров более 50 обязано раскрывать годовой отчет общества и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Плюсы и минусы ООО и АО

Итак, обобщим основные плюсы и минусы ООО и АО. Данное деление на преимущества и недостатки относительно: если оценивать рассматриваемые формы с точки зрения простоты создания, гибкости управления и дешевизны обслуживания, выигрывают одни варианты; если же отдавать предпочтение минимизации правовых рисков, прозрачности финансовой информации и имиджу с точки зрения инвесторов и контрагентов, будут предпочтительны другие. Поэтому многие «недостатки» ООО или АО, приведенные ниже, могут быть рассмотрены и как дополнительные преимущества.

Преимущества ООО

  • Простая и быстрая процедура регистрации.
  • Защищенный круг участников: участники ООО имеют преимущественное право покупки доли, отчуждаемой другим участником. Кроме того:
  • Можно предусмотреть необходимость получения согласия других участников или самого ООО на отчуждение доли.
  • Можно предусмотреть, что переход доли к наследникам (правопреемникам) участника допускается только с согласия остальных участников.
  • Можно запретить продажу или иное отчуждение доли третьим лицам.
  • ООО не обязано публиковать отчетность о своей деятельности.
  • Обязательный аудит не требуется (но может осуществляться по требованию участника).
  • Можно предусмотреть распределение прибыли непропорционально долям участников.
  • Право участника выйти из ООО с выплатой ему действительной стоимости его доли.
  • Возможность участников требовать в судебном порядке исключения из общества участника, грубо нарушающего свои обязанности.
  • Значительная свобода в формулировании норм устава в пределах, допускаемых законом об ООО.
  • Возможность использовать типовые уставы, утвержденные Минэкономразвития России (с середины 2019 г.).

Недостатки ООО

  • Сделка по продаже доли в уставном капитале требует нотариального удостоверения. В ином случае – сделка недействительна (данная норма призвана обеспечить законность и бо́льшую прозрачность оборота долей).
  • Перед продажей доли требуется направление другим участникам нотариально удостоверенной оферты с условиями продажи.
  • Сведения об участниках публично доступны.
  • Продажа доли и иной переход прав на нее требуют внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Преимущества непубличного АО

  • Количество акционеров не ограничено. Однако, первоначальный круг акционеров заранее определен учредителями.
  • Запрет предложения акций неограниченному кругу лиц. Кроме того:
  • Можно предусмотреть преимущественное право приобретения отчуждаемых акций другими акционерами.
  • Можно предусмотреть необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам.
  • Простая смена акционеров и свободное отчуждение акций (если нет ограничений по уставу).
  • Переход прав на акции фиксируется только в реестре акционеров.
  • Минимальный уставный капитал – 10000 рублей.
  • Обязательное раскрытие информации только если число акционеров более 50.
  • Более гибкое (по сравнению с ПАО) управление. Например, часть компетенции общего собрания можно передать совету директоров. Можно ограничить количество акций, которое может принадлежать одному акционеру или максимальное число голосов, предоставленных одному акционеру.
  • Можно обязать акционеров вносить вклады в имущество АО.
  • Акционеры могут иметь различный объем прав (напр., по обычным или привилегированным акциям).
  • Сведения об акционерах не доступны публично (содержатся только в реестре акционеров).

Недостатки непубличного АО

  • Дополнительное регулирование законодательством о рынке ценных бумаг и актами ЦБ РФ (регулятор – Банк России).
  • Необходимость регистрации выпуска акций в территориальном подразделении Банка России (дополнительные сроки, расходы и подготовка документации).
  • Оборот акций возможен только после регистрации их выпуска.
  • Реестр акционеров должен вести лицензированный держатель реестра (о его выборе необходимо подумать заранее).
  • Обязательный аудит (но меньше возможностей для злоупотреблений).
  • В ФЗ «Об акционерных обществах» не прописано право требовать исключения акционера, хотя оно следует из п. 1 ст. 67 ГК РФ.

Преимущества ПАО

  • Наиболее престижная и прозрачная организационно-правовая форма.
  • Количество акционеров не ограничено.
  • Можно размещать акции посредством как открытой, так и закрытой подписки.
  • Свободный переход прав на акции. Акции можно свободно отчуждать (напр., продавать) без чьего-либо согласия.
  • Максимально детализированные законом процедуры управления.

Недостатки ПАО

  • Сложный compliance и дорогое администрирование (но меньше правовых рисков).
  • Создание совета директоров (наблюдательного совета) обязательно.
  • Максимальные требования к раскрытию информации (однако это важно для инвесторов и контрагентов).

Выводы

Итак, факторами, влияющими на выбор между регистрацией ООО или АО (непубличного или публичного), могут быть:

  • размер бизнеса;
  • необходимость привлечения внешних инвестиций, предоставляющих права участия в компании;
  • необходимость сохранения стабильного состава участников на протяжении определенного срока;
  • вероятность возникновения событий, влекущих утрату корпоративного контроля или невозможность ведения деятельности;
  • возможность нести расходы на регистрационные действия, услуги держателя реестра, юридические услуги;
  • важность имиджевых преимуществ конкретной организационной формы (напр., для инвесторов, партнеров, клиентов) и др.

Теги: Корпоративное право, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, бухгалтерское обслуживание, налогообложение РФ, законодательство РФ, регистрация фирм